Собор святого стефана

Первомученик

Кафедральный собор Святого Стефана существует не только в Вене. Этого человека, первого мученика, чтят во всех христианских конфессиях. Он происходил из еврейской диаспоры и жил в Иерусалиме. За свою проповедь, прочитанную примерно в 33-36 гг., то есть сразу после воскресения и вознесения Христа, был привлечён к синедриальному суду и побит камнями. В книге «Деяния святых апостолов» подробно написано о его служении Христу и о принятом мученичестве. Православные чтят его память 9 января, а католики — 26 декабря.

Не вполне ясно, погиб Стефан по вынесению смертного приговора или же его просто линчевала толпа, не дожидаясь окончания суда. Он говорил вещи, которые тогда ещё не проникли в сознание людей, даже бывших современниками Господа и, возможно, слушавших его притчи и видевших чудеса, которые он творил. Стефан рассказывал о том, что видел своими глазами: сидящего одесную Отца. Это казалось кощунством. Сама описанная сцена убийства не похожа на лапидацию (каменование), это, скорее, та же самая толпа, на чьей совести и Крест Господень. К тому же сразу после суда казнить никого было нельзя — сначала римская власть должна была дать добро, а на это уходила уйма времени. Казнимый Стефан молился о своих убийцах. При погребении над ним раздавался «великий плач» (Деяние 8:2).

Снова – собор Святого Стефана с улицы

Организовать пешеходную зону в районе площади у собора и на улице Грабен пришлось вынужденно. Совместить возрастающий поток туристов и автомобильное движение в стесненных условиях оказалось невозможным. Поэтому наружная соборная кафедра Иоанна Капистрана, откуда святой призывал к Крестовым походам против еретиков и османов, стала фоном для стоянки ожидающих клиентов конных экипажей.

Привлекательность и экзотичность поездки на старинном дилижансе очевидны, но обоняние протестует против ароматов лошадиной жизнедеятельности. Пока с этим мирятся и власти, и прогуливающиеся, экзотика еще сдерживает прогрессивные новшества. Очевидным выходом стали бы повозки на электрической тяге, без шума и запахов вообще. Наверняка поздно или раньше эта замена произойдет.

меньших размеров собор Святого Стефана предстает перед посетителями реального храма возле его старинных стен. Формула Есенина – большое видится на расстоянье, верна, но здесь не работает из-за стесненности окружающей застройки. Туристы не могут окинуть взглядом весь собор, и макет помогает ориентироваться в его сложном построении. Выполнена копия филигранно, со всеми элементами и деталями.

По уменьшенной копии туристы могут определить, какие части собора они будут проходить, оказавшись внутри. Найти выгодную точку наружной съемки могут любители фотографировать, которых среди посетителей множество. Оригинальным будет и фото на фоне самой модели, хотя это прельщает немногих

Подавляющее большинство переключают внимание на наружные стены, изобилующие многообразными экспонатами

Больной Христос и резьба по камню

Одним из самых привлекательных следует признать статую больного Христа, повторяющую размещенную внутри храма. Она установлена на тонкой колонне в неглубокой нише под навесом, отгороженной перилами. Непонятен мотив такого дублирования, однако снаружи скульптура еще более выразительно выглядит из-за более разнообразного окружения. На стене живописные росписи на библейские сюжеты, еще ряд экспонатов.

У правой стенки ниши — небольшой аналог классического портика из пары колонн с волютами в капителях, поперечной балки и треугольного фронтона. Это только фон для обрамления резьбы религиозного содержания, по виду очень древней. Любопытна и угловая полочка в противоположной части углубления стены, где трудно определить, резные фигурки или вылепленные. Две памятные таблички требуют более близкого рассмотрения.

Представить еще несколько образцов древнего камнерезного мастерства решено подборкой фотографий. Они различны как по времени выполнения, так и по использованным композиционным и изобразительным приемам. Мастера применяли различную технику резьбы, неодинакова глубина обработки камня и степень шлифовки изображений. Специалисты найдут разницу моментально, дилетантам необходимо вглядеться.

Иллюстрируемые древними резчиками сцены разнообразием не отличаются, все они на сюжеты библейских описаний. Изображения как одиночные, так и из нескольких самостоятельных барельефов разной формы и величины. Различна насыщенность картин персонажами, по ходу публикаций их становится больше. На последнем каменном полотне изображение весьма насыщено персонами, объектами и действиями.

Внешний осмотр собора

Только что мы смотрели на Св. Стефана с его невероятно высокой башней с южной стороны

Продолжаем обходить собор в направлении Альбертовых хоров и обратим внимание на детали сооружения. На стенах собора размещено несколько панно, отражающих библейские сюжеты

Если отойти на небольшое расстояние, то за счет крутого наклона кровли, можно прекрасно рассмотреть гербы, ее украшающие. Выглядит кровля великолепно и завершается со стороны хоров вот такой пирамидой:

230 тысяч штук цветной черепицы было использовано для кровли собора, но не понапрасну.

И наконец, я нашла точку, из которой хотя бы относительно можно увидеть почти весь собор:

Отсюда хорошо видна северная башня, под куполом которой находится колокол «Пуммерин». «Гудящий» означает его название. Колокол отлили в 1951 году вместо того, который пострадал в военные годы. Его вес превышает 21 тонну, и звонит он только по особым праздникам несколько раз в году. Кроме «Гудящего» на колокольне установлено еще 22 колокола, и каждый из них звонит в предназначенное время.

На северной башне есть обзорная площадка, на которую можно подняться лифтом.

Но, если учесть, что высота северной башни 68 метров, то ее обзорная площадка находится не так уж высоко. Поэтому мы поднимемся на южную башню… хотя там и нет лифта.

Продолжаем осмотр северной стороны здания. И теперь перед нами готическая стена:

Я сейчас скажу, наверное, крамольную мысль, но мне эти готические башенки почему-то напомнили базилику Саграда Фамилия в Барселоне. Это, должно быть, недопустимо, потому как творчество Антонио Гауди исключает прямые линии и острые углы, которые составляют основу готики. Но мне, дилетанту, это сходство так и приходит на ум, когда я смотрю на эту часть стены венского собора.

А мы завершаем обход грандиозного Stephansdom и поворачиваем к тому романскому фасаду, где располагается главный вход в собор. Верхняя часть фасада претерпела изменения и сейчас его украшает пара элегантных башен.

Находясь у входа, воспользуемся возможностью и посмотрим, как собор Святого Стефана выглядит внутри. Войти можно только на небольшую площадку в начале зала, далее установлена решетка. Поскольку в зале не было туристических групп, вероятно, экскурсии в собор предусмотрены только в определенное время. Не осведомлена в этом вопросе, поэтому не стану утверждать, а продемонстрирую тот зал, который видит каждый вошедший в собор:

В соборе установлено три органа. Можно только представить, какая здесь акустика, и как звучит музыка Моцарта и других австрийских талантов. В соборе часто проходят концерты духовной музыки.

Реликвии и достопримечательности

Пёчская икона

Пёчская икона девы Марии

В 1676 венгр Ласло Шигри заказал в селенье Пёч икону Богоматери в память об освобождении из турецкого плена. Икона оказалась в пёчской церкви и в 1696 прославилась чудесами; император Леопольд I вывез её в Вену, оставив селянам копию. Копия также считалась чудотворной, поэтому Пёч стал местом паломничества и был переименован в Мариапёч. До 1945 икона висела при главном алтаре, сейчас — в юго-западном углу, рядом с главным порталом.

Колокола

Всего в звоннице 23 колокола, 20 из них используются, и у каждого — своя роль. Большой колокол северной башни, Новый Пуммерин, массой в 21 383 кг был отлит в 1951 в Санкт-Флориане и установлен в 1957 взамен одноимённого колокола, отлитого в 1711 и погибшего в 1945 году. Пуммерин звонит одиннадцать раз в год — по великим праздникам, в день освящения собора (23 апреля) и в новогоднюю ночь; самый продолжительный, десятиминутный, звон, отмечает смерть и интронизацию папы и венского архиепископа. Это второй по величине колокол Европы (после Кёльнского собора).

Для ежедневного колокольного звона используются 11 колоколов южной башни с электрическим приводом, установленные в 1960, массой от 35 до 5 700 кг. Из них четыре используются перед началом обычной мессы, число увеличивается до десяти по праздничными дням и до одиннадцати — если служит сам архиепископ. Есть особый колокол для заупокойной службы, и особый «пивной колокол», отмечающий закрытие пивных. Часы отбивают два исторических колокола (отливки 1449 и 1772 года), пережившие пожар в южной башне.

Кафедра

Резная кафедра XV века приписывается Николаусу Герхардту. Для естественного усиления звука кафедра прислонена к колонне в центре главного нефа. Её украшают статуи четырёх первых учителей церкви — Августин Блаженный, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Григорий Великий. Перила лестницы, ведущей на кафедру, украшены фантастическим орнаментом из чередующихся жаб и ящериц — аллегория борьбы добра и зла. Под лестницей есть небольшой скульптурный портрет «выглядывающего из окна» — автопортрет скульптора.

Капелла Св. Валентина

Внутри собора устроено шесть обособленных капелл. В реликварии Св. Валентина, датированном 1440 годом и расположенном в верхнем ярусе «романской» башни справа от портала, до 1933 года хранились главные реликвии храма. В 1933 часть из них была перемещена в музей при соборе. Сейчас в капелле хранятся мощи Святого Валентина, черепа святых Космы и Дамиана, и лоскут скатерти Тайной Вечери.

Усыпальницы

В самом соборе похоронены:

  • Рудольф IV (князь — строитель собора, умер в 1365). Надгробие в главном зале — символическое; тело захоронено в подземном «герцогском склепе», заложенном самим Рудольфом.
  • Фридрих III (умер в 1493), надгробие работы Николауса Герхардта
  • Евгений Савойский (умер в 1736)
  • 72 члена династии Габсбургов («герцогский склеп»). Большинство этих «могил» — символические: начиная с 1633 года, в соборе хоронили внутренние органы монархов, сами тела — в Капуцинской церкви, a сердца в церкви Св. Августина.
  • настоятели собора

Катакомбы и сокровищница сокровищ

Вход в обязательные катакомбы проходит через палату под Северной башней Святого Стефана. Доступные только в рамках экскурсии, они простираются от Кафедрального хора вплоть до Стефансплац и включают в себя кости около 10 000 венских граждан, уложенных в ярусах (эта часть не открыта для публики).Построенные в конце 14-го века дома остались от переполненных кладбищ области, катакомбы были закрыты в 1783 году. Сегодня главной достопримечательностью является герцогское хранилище, которое Рудольф IV построил для Габсбургов в 1363. Также стоит посмотреть, Сокровищница Собора. В западной галерее этот увлекательный экспонат содержит многие из самых важных и ценных объектов церкви.

Краткая история

Первое упоминание о соборе Святого Стефана в Вене в документальных источниках датируется 1137 годом: в них он фигурирует в качестве романской церкви. В середине 12 столетия в Вене насчитывалось всего четыре храма, и только один из них принимал прихожан. Столице срочно требовалась новая обитель, поэтому власти решили возвести собор за городскими стенами. Освящение церкви состоялось уже в 1147 году, но считается, что к тому времени здание не было полностью отстроено. В начале 13 века началось масштабное расширение собора: часть западной стены, выполненной в тот период в романском стиле, уцелела до наших дней. В 1258 году в церкви случился пожар, судя по всему незначительный, так как уже к 1263 году ее восстановили и вновь освятили.

Предположительно, в 1304 году за счет пожертвований герцога Альберта II удалось инициировать строительство восточной части собора. Торжественное открытие знаменитых Альбертовых хоров состоялось в 1340 году. Примерно через столетие была возведена Южная башня храма, которая долгое время считалась самой высокой в Европе. А вот Северную башню, по задумке созданную для симметрии с Южной, так и не закончили. В 1511 году ее строительство заморозили в связи с приближающейся османской угрозой, ввиду чего все силы были брошены на фортификацию городских стен. В 1711 году в Северной башне установили самый тяжелый в Австрии соборный колокол Пуммерин, весом более 21 тонны.

В период Второй мировой войны собору удалось выстоять, не получив серьезных повреждений, но во время наступления советских войск в 1945 году вандалы устроили поджог магазинов, находившихся рядом с храмом. Пламя перенеслось на церковь, в результате чего полностью выгорела ее крыша, были уничтожены многие ценные артефакты и произведения искусства, а также упал колокол с Северной башни. При активной финансовой поддержке федеральных земель сооружение удалось восстановить за 7 лет, и в 1952 году состоялось его торжественное открытие, ознаменованное триумфальным возвращением заново отлитого колокола.

Собор Святого Стефана снаружи

Западным фасадом собор Святого Стефана выходит на одноименную площадь, также запретную для автотранспорта. Это древнейшая часть постройки после первого храма, освященного в 1147 году, включающая Исполинские врата и Языческие башни романского стиля, позже затронутые готикой

Привлекает внимание остроконечная крыша основного объема храма, соорудить такую конструкцию было нелегко

Заострить крышу до угла в 80 градусов решили, чтобы снизить воздействие осадков на черепицу. Капли лишь касаются поверхности и отскакивают вниз, влага на черепице не задерживается. Удивительна для культового строения расписанная оригинальным орнаментом кровля, видеть подобное покрытие храма не доводилось. Живописно оформлены боковые стены с арочными проемами разного размера, с острыми завершениями.

Сбоку от западного фасада наблюдаются контрфорсы, как и виденные перед восточным. Где только возможно, размещены скульптурные украшения религиозной тематики. Световые проемы устроены разной формы, некоторые забраны ажурными решетками. Самый габаритный проем располагается над храмовым входом, сохранить ворота удалось достаточно длительный промежуток времени.

Чтобы организовать строительство такого масштабного святилища, потребовалось участие многих влиятельных персон. Первым в этом ряду принято называть маркграфа Австрии Леопольда Четвертого, деятеля 1140-х годов. Романская часть строилась при герцоге Фридрихе Втором (не путать с Фридрихом Вторым Великим, прусским королем). Готические нефы и высотные башни достраивались уже при власти Габсбургов.

Исполинские врата — рупорные, в форме арки, украшенные скульптурами в стенных нишах, датируются 1240-м годом. Внутри протяженного тамбура арки уменьшаются в габаритах, образуя открытый наружу рупор. Над дверями входа встретить прихожан и посетителей доверено лепным рельефам на библейские сюжеты. Популярность, которой пользуется собор Святого Стефана, демонстрируется толпой вокруг входа.

По бокам от центрального светового проема расположены малые круглой формы, один решили использовать, разместив часы. Выше находится фигурный фриз из повторяющихся лепных элементов. Находящиеся среди прочих граждан персоны в красных одеяниях, один из которых забыл снять парик, скорее всего – музыканты. Видимо, прошел или готовится органный концерт, прижатый к телу альбом нот Моцарта тому свидетельство.

Символ Вены

Строительство собора было начато в двенадцатом веке, а на сегодняшний день это самое значительное готическое сооружение Австрии общей высотой в 107 метров и с вознёсшимися башнями ещё на 30. Посетители часто взбираются на колокольню, одолев триста пятьдесят ступеней. Это стоит того: вид открывается из комнаты звонаря просто великолепный. Да и те 23 колокола разных размеров, что являются одной из главных достопримечательностей храма Святого Стефана, собор украшают исключительно: один только «Пуммерин» считается самым большим колоколом в Западной Европе. Сверху хорошо видна крыша, где яркой черепицей выложен двуглавый орёл и герб Австрии.

Внутри храма оформление менялось часто, поэтому за столько столетий архитектура приобрела признаки практически всех веяний и течений, вплоть до барокко. Каждый гость города считает не только своим долгом, но и первейшей обязанностью посетить эту жемчужину зодчества. Причём одного дня для осмотра явно не хватит. Потому что храм Святого Стефана — собор огромный и буквально на каждом квадратном метре своей площади содержащий ту или иную достопримечательность.

История

Строительство

Расширение собора в XII—XV веках:Романские башни и портал, 1230—1245 Вторая церковь , 1263Альбертовы хоры, 1304—1340Перестройка при Рудольфе IV, c 1359

В 1137 году маркграф Леопольд IV совместно с Регинмаром, епископом Пассау, заложили первую церковь; она была завершена постройкой в 1147 в романском стиле. В 1230—1245 годах она была расширена к западу; с тех пор сохранилась западная («романская») стена собора с порталом и двумя башнями, позже перестроенные в готическом стиле. В 1258 году первая церковь сгорела.

В 1263 году на её месте была выстроена вторая церковь, также в романском стиле; день освящения собора, 23 апреля, празднуется по сей день.

В 1304—1340 годах, при Альберте I и Альберте II, к церкви с востока были пристроены трёхнефные Альбертовы хоры, поглотившие трансепт второй церкви и сохранившиеся по сей день; работы были завершены через 77 лет после освящения второй церкви. Северный неф были посвящён Деве Марии, средний св. Стефану и всем святым, южный — двенадцати апостолам.

7 апреля 1359 года Рудольф IV заложил на месте современной южной башни первый камень новой, готической церкви. По планам архитекторов XIV века, стены нового собора ставились снаружи от существующей церкви, и лишь затем следовало разобрать стены старой (это произошло лишь в 1430 году). Альбертовы хоры, достаточно широкие, были сохранены. В 1433 году были завершена южная башня, а перекрытие свода новой церкви потребовало почти 30 лет (1446—1474). Северная башня, заложенная в 1450 году, была прекращена постройкой в 1511 году и так и осталась недостроенной.

Интерьеры

Интерьер собора Св. Стефана

В течение трёх веков церковь Св. Стефана оставалась не более чем приходским храмом. Маркграфы Австрии пытались учредить в Вене епископскую кафедру, а епископы Пассау, тогдашние духовные владыки Австрии, этому сопротивлялись. Венская епархия была учреждена только в 1469 году, под давлением императора Фридриха III. Так церковь Св. Стефана стала кафедральным собором. Вскоре после этих событий, в 1476—1487 годах, скульптор и композитор Вильгельм Роллингер установил внутри собора уникальные резные хоры, а в 1513 году в соборе был установлен орган.

XVI—XVII века, наполненные религиозными и австро-турецкими войнами, мало изменили собор. В эту эпоху в Австрии установилась идеология Pietas Austriaca, католическая по духу и барочная по форме, и интерьеры собора также были переработаны в стиле барокко. Реконструкция началась в 1647 году — с нового, барочного, алтаря работы Йоганна Якоба и Тобиаса Покка (1647). В 1693 и 1697 годах были написаны два образа Девы Марии, в 1700 году установлены два боковых алтаря. Наконец, через 40 лет после изгнания турок из-под Вены, в 1722 году, статус собора и епархии был повышен — до архиепископского.

Пожар 1945 года и восстановление

Собор не пострадал при бомбардировках Второй мировой войны и выдержал первые дни Венской наступательной операции советских войск, начавшейся 2 апреля 1945 года. При отступлении из Вены комендант города генерал Зепп Дитрих приказал немецкой артиллерии уничтожить центр Вены, но приказ не был выполнен. 11 апреля 1945 года местные мародёры подожгли разграбленные лавки; на следующий день пожар перекинулся на собор. Кровля рухнула от огня; крупнейший колокол «Пуммерин» сорвался и обрушился внутрь Северной башни, в результате чего разбился; интерьеры (включая роллингеровские хоры XV века) были почти полностью уничтожены, сгорел большой романтический орган фирмы «Walcker». Кафедры и ценнейшие реликвии сохранились, так как были защищены кирпичными саркофагами.

Собор был восстановлен трудом добровольцев — к 19 декабря 1948 года была восстановлена кровля над главным нефом, 23 апреля 1952 года (689-летие собора) возобновились службы. Послевоенное восстановление завершилось только в 1960 году.

В 1980-е годы был начат второй этап полномасштабной реставрации, продолжающийся по сей день. Основная проблема собора Св. Стефана — поверхностные разрушения известняковых стен и статуй. Реставраторы вынуждены заменять отдельные камни и статуи, пользуясь как средневековыми инструментами, так и управляемыми компьютерами камнерезными станками-копирами.

Смотровая площадка готической башни Св. Стефана

Мы намерены подняться на смотровую площадку самой высокой башни собора. Конечно же, она находится далеко не на макушке башни, но выше всех составляющих сооружения. У входа прикреплена предельно информативная табличка:

Оплатив вход, мы стали подниматься по старинной винтовой каменной лестнице в довольно узком цилиндре башни. Движение затрудняется тем, что спускаются посетители все по той же лестнице и многие проходящие далеко не худенькие и стройные…

Если в Белой башне в Градец Кралове после современной реставрации можно спокойно ходить по винтовой лестнице целой группой, а в Праге при подъеме на обзорную вышку Петршин предусмотрены отдельные лестницы для подъема и для спуска, то подъем на башню венского собора – это своего рода испытание. Признаюсь, подъем утомил, пока мы добрались до первой площадки, где можно отдышаться:

Это небольшое помещение, где есть возможность постоять в сторонке, и в котором, на радость поднимающихся, светло)) После небольшой передышки еще один рывок – и мы оказываемся в маленьком зальчике, который и служит смотровой площадкой. Здесь могут оказать первую помощь тому, кто не рассчитал свои силы, и кого подкосили многочисленные ступени:

Но главное, ради чего поднимаются на такую высоту посетители, это виды Вены с ее куполами и башнями и горной грядой на горизонте:

В панораме с южной стороны выделяются купола музеев на площади Марии Терезии, а ближе к собору расположен Хофбург. На фото его можно узнать по многочисленным скульптурам и золотым шарам на фронтоне.

Мы прошлись по периметру помещения и выглянули в каждое окно, чтобы рассмотреть Вену со всех сторон, а потом спустились все по той же винтовой лестнице, которая на обратном пути показалась в два раза короче))

Но и на этом мы не остановились, а еще прогулялись вокруг собора, пока наше внимание не привлек магазинчик, где продают фирменные венские сладости. Особенно заинтересовали конфеты «Моцарт»

Где же их и покупать, как не в Вене!

В завершение скажу, что в столице Австрии много достопримечательностей, но Кафедральный собор Святого Стефана производит, пожалуй, самое сильное впечатление. Соберетесь вы покорить южную башню или ограничитесь осмотром, но Stephansdom заставит вас неоднократно восхититься. Друзья, желаю и себе, и вам, оказаться однажды на концерте в этом грандиозном соборе.

Ваш euro-проводник Татьяна

Реликвии и достопримечательности

Почская икона

Пёчская икона девы Марии

В 1676 венгр Ласло Шигри заказал в селенье Поч икону Богоматери в память об освобождении из турецкого плена. Икона оказалась в почской церкви и в 1696 прославилась чудесами; император Леопольд I вывез её в Вену, оставив селянам копию. Копия также считалась чудотворной, поэтому Поч стал местом паломничества и был переименован в Мариапоч. До 1945 икона висела при главном алтаре, сейчас — в юго-западном углу, рядом с главным порталом.

Колокола

Всего в звоннице 23 колокола, 20 из них используются, и у каждого — своя роль. Большой колокол северной башни, Новый Пуммерин, массой в 21 383 кг был отлит в 1951 в Санкт-Флориане и установлен в 1957 взамен одноимённого колокола, отлитого в 1711 и погибшего в 1945 году. Пуммерин звонит одиннадцать раз в год — по великим праздникам, в день освящения собора (23 апреля) и в новогоднюю ночь; самый продолжительный, десятиминутный, звон, отмечает смерть и интронизацию папы и венского архиепископа.
Это второй по величине колокол Европы (после Кёльнского собора).

Для ежедневного колокольного звона используются 11 колоколов южной башни с электрическим приводом, установленные в 1960, массой от 35 до 5 700 кг. Из них четыре используются перед началом обычной мессы, число увеличивается до десяти по праздничными дням и до одиннадцати — если служит сам архиепископ. Есть особый колокол для заупокойной службы, и особый «пивной колокол», отмечающий закрытие пивных. Часы отбивают два исторических колокола (отливки 1449 и 1772 года), пережившие пожар в южной башне.

Кафедра

Кафедра

Резная каменная кафедра создана в 1515 году выдающимся мастером сербско-моравской школы, архитектором и скульптором Антоном Пильграмом, заканчивавшим строительство храма (ранее Пильграма отождествляли с другим скульптором Николаусом Герхардтом). Кафедру, или пульпит, со спиральной лестницей украшают выразительные портреты Учителей, или Отцов, Церкви. Горельефные бюсты носят психологический характер, но это не портреты в современном смысле слова (в точности неизвестно, как выглядели эти люди), а изображения четырёх темпераментов (популярная тема средневекового и ренессансного искусства): Августин Блаженный (меланхолик), Амвросий Медиоланский (сангвиник), Иероним Стридонский (холерик), Григорий Великий (флегматик). Под лестницей Пильграм изобразил самого себя с циркулем (атрибут средневекового строителя), как бы выглядывающим из полуоткрытого окна. Перила лестницы, ведущей на кафедру, имеют изображения ползущих жаб и ящериц — аллегория борьбы добра и зла. Изображения Учителей Церкви, автопортрет скульптора, как и кафедра в целом, являются шедеврами искусства поздней, «пламенеющей готики».

Капелла святого Валентина

Внутри собора устроено шесть обособленных капелл. В реликварии св. Валентина, датированном 1440 годом и расположенном в верхнем ярусе «романской» башни справа от портала, до 1933 года хранились главные реликвии храма. В 1933 часть из них была перемещена в музей при соборе. Сейчас в капелле хранятся мощи святого Валентина, черепа святых Космы и Дамиана, и лоскут скатерти Тайной Вечери.

Усыпальницы

В самом соборе похоронены:

  • Рудольф IV (князь — строитель собора, умер в 1365). Надгробие в главном зале — символическое; тело захоронено в подземном «герцогском склепе», заложенном самим Рудольфом.
  • Фридрих III (умер в 1493), надгробие работы Николауса Герхардта
  • Евгений Савойский (умер в 1736)
  • 72 члена династии Габсбургов («герцогский склеп»). Большинство этих «могил» — символические: начиная с 1633 года, в соборе хоронили внутренние органы монархов, сами тела — в Капуцинской церкви, a сердца в церкви св. Августина.
  • настоятели собора

Катакомбы

Под восточной половиной собора и под прилегающими с востока домами расположены катакомбы — подземное кладбище. В 1732 император Карл VI запретил похороны на старых кладбищах внутри городских стен, поэтому в XVIII веке умерших хоронили под землёй. До полного запрета на подземные могилы, изданного Иосифом II в 1783, под собором св. Стефана было похоронено до 11 тысяч тел. «Катакомбами», на греческий манер, эти подземелья стали называть только в XIX веке. В подземном епископском склепе до сих пор хоронят высших иерархов австрийской церкви (последнее захоронение в 2004).

Скульптурные портреты и алтари

В скульптурных портретах изображены Отцы Церкви: юный сангвиник святой Амброзий, старый холерик святой Иероним, зрелый флегматик Григорий Великий и молодой меланхолик святой Августин. Все лестничные перила на ограждениях в декоративном орнаменте: колёса с тремя спицами как символ Святой Троицы, катящиеся вверх, и с четырьмя — спускающиеся, которые символизируют всё земное — времена года, темпераменты, возрасты. Сами же перила — с орнаментом фантастическим: змеи, пожирающие друг друга, жабы, ящерицы. Есть и собачка, которая не пускает всю эту нечисть на кафедру, где проповедует священник.

Наверное, мало храмов на земле, где присутствует такое количество алтарей, сколько имеет Собор Святого Стефана (Вена, Австрия). Их восемнадцать, если не считать те, которые находятся в капеллах. Знаменитейшие — высокий (центральный) и Винер-Нойштадский. Последний — удивительнейшее по красоте сооружение — готический алтарь с росписями и резьбой по дереву — был создан в 1447 году. Название его происходит от города, в котором его создавали и где он первое время находился. Деревянные скульптуры в позолоте посвящены сценам из жизни Девы Марии. Открыты створки алтаря бывают только в воскресение. На внешней стороне — фигуры 72 святых. Главный алтарь создал Тобиас Пок, в архитектурном аккорде появляется барочная нота. На створках изображены муки святого Стефана. Выполнен из чёрного мрамора первый алтарь Вены. Статуи рядом с алтарём — святые Флориан и Леопольд, покровители города, и святой Рох — защитник от чумы, о которой тоже многое может поведать собор Святого Стефана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector