Покровский собор на рву (собор василия блаженного)

Доклад на тему Храм Василия Блаженного

Собор, имеющий второе название в качестве Покровского, располагается на территории Красной площади и построен в середине XVI века под руководством зодчих Постника Яковлева и Бармы по повелению Ивана Грозного, решившего увековечить победу в битве с Казанским ханством в 1552 году.

Своим названием храм обязан хранением в нем мощей блаженного юродивого Василия, возведенного в ранг святых.

Возведение храма осуществлялось более шести лет и его нынешняя архитектурная композиция состоит из девяти церквей, выстроенных из белого кирпича по единому основанию, объединенных внутренними галерейными проходами, украшенными пышными растительными орнаментами в виде трав и цветов, а также роспись, имитацией которой является кирпичная кладка. Купола храма созданы в виде разнофигурных, узорных, луковичных и многоцветных глав, при это на центральной церкви Покровского собора установлен купол в форме шатра, который внутри отделан орнаментальной черно-красной росписью, выполненной на белом фоне. Наружный декор храма выполнен с использованием пилястр, филенок, стрел, муфтированных колонок, розеток.

Интерьер церквей, входящих в состав храма, выполнен в виде масляных иконостасов, являющихся уникальными бесценными историческими памятниками, относящимися к периоду XVI-XVII столетий, например, Житие Александра Невского, Вход в Иерусалим, Троица.    

В храме за долгие годы его существования собран уникальный фонд, который включает в себя предметы древнерусского прикладного искусства и живописи, состоящие из металлических, деревянных, тканевых исторических вещей, предметов, относящихся к ризнице собора, а также рукописей и старопечатных книг.

С начала тридцатых годов двадцатого столетия храм Василия Блаженного является одной из составных частей памятников истории, входящих в состав Государственного Исторического музея, в которых на постоянной основе проводятся научные и реставрационные исследования, позволяющие представлять посетителям необыкновенно интересные экспозиции.

С конца двадцатого века в помещении храма в дни праздника Покрова и Василия Блаженного можно посетить церковные богослужения, а также поучаствовать в патриарших и владычных службах. 

Величественность и красота Покровского собора относят его к одному из самых знаменитых московских и всероссийских памятников архитектуры и зодчества.

2, 3, 4 класс.

Описание храма Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного включает в себя девять церквей, стоящих на одном фундаменте и соединенных обходными переходами. Каждая из этих церквей посвящена в честь определенного празднества. Полный перечень церквей выглядит следующим образом: центральная — Покровская, с востока — Троицкая, с юго-востока — Александра Свирского, с юга — Николая Чудотворца, с юго-запада — Варлаама Хутынского, с запада — Входа Господня в Иерусалим, с северо-запада — Св. Григория Армянского, с севера — Св. Адриана и Наталии, с северо-востока — Иоанна Милостивого. Православные праздники во всем их разнообразии могут проводиться как в честь событий, так и в честь святых апостолов, светителей, равноапостольных князей, к ним же относится празднование храмовых святых, почитание икон, мощей и не только. Именно этим и объясняется столь различное именование церквей по сути цельного храма.

Собор Василия Блаженного в Москве — Россия

Купола собора Василия Блаженного на всех восьми церквях представляют собой так называемые луковичную форму, каждая из которых отлична от другой. Такими куполами увенчаны восемь церквей, сгруппированных вокруг центральной девятой церкви, купол которой представляет собой шатер с небольшой главкой. Именно с расцветкой, рисунком и характером отделки куполов и ассоциируется у большинства туристов этот архитектурный ансамбль в центре столицы. А купола собора Василия Блаженного в свою очередь и являются тем магнитом, который через фотографии, открытки, марки, игрушки и иную сувенирную продукцию притягивает к себе интерес мировой общественности.

Собор Василия Блаженного в Москве — РоссияСобор Василия Блаженного в Москве — Россия

Построен храм из довольно редкого в то время кирпича. Высота его составляет 65 метров, что до конца XVI века являлось высочайшим зданием города Москвы. Характерной чертой, которую отмечают многие архитекторы, специалисты и просто любители, является то, что Покровский собор в Москве не обладает ярко выраженным фасадом. То есть, с любой стороны он выглядит фантастически красиво, и с любой стороны кажется, что именно это и есть фасад здания. В отделке его использовано значительное количество деталей из обожженной глины, чаще всего тесавшиеся из камня и которые, являясь отличительной чертой именно храма Василия Блаженного в Москве, больше нигде не встречаются.

Собор Василия Блаженного в Москве — РоссияСобор Василия Блаженного в Москве — Россия

Фундамент храма монолитный и не располагает подвальными помещениями. Стены основания достигают толщины 3 метров и перекрываются сводами. В высоту помещения достигают 6,5 метров. Особая, уникальная в своем роде конструкция, оснащенная узкими отверстиями и выполненная из так называемого дышащего кирпича, позволяет сохранить особый микроклимат практически в любое время года. Тем не менее, все церкви были холодными, богослужения там совершались только в летний период и по большим праздникам зимой. Путешествуя по храму, ясно чувствуется архитектурный ритм, потрясающая смена объемов, которая создается разными размерами церквей, проходов и объединяющих их площадок. Внутренние помещения очень разнообразны. Такое разнообразие ширины и высоты помещений, вкупе создает общую картину лабиринта.

Собор Василия Блаженного в Москве — РоссияСобор Василия Блаженного в Москве — Россия

Собор Василия Блаженного в Москве — РоссияСобор Василия Блаженного в Москве — Россия

Переживший множество невзгод, расхищений, попыток сноса и подрыва, пожаров и реставраций, храм Василия Блаженного в Москве по прежнему твердо стоит на своем месте, и более того, к нему с неугасаемым интересом стекаются толпы посетителей со всех уголков мира для того, чтобы собственными глазами и объективами фото и видеокамер засвидетельствовать живую историю христианского православия, которая получила начало более 450 лет назад. Вероятнее всего, именно особый духовный смысл, зашифрованный в соборе, и является универсальным ключом, открывающим сердца людей.

Собор Василия Блаженного в Москве — РоссияСобор Василия Блаженного в Москве — Россия

Версии возведения собора

История строительства Покровского монастыря загадочна. Она имеет 3 легенды.

Первая легенда

Постройкой храма руководили 2 человека – Постник и Барма. Эти имена легендарны с 1895 г., в непечатном своде XVII в. нашли слова летописца про то, что два умельца по прозванию Постник и Барма были посланы Грозному самим Богом. По окончании постройки князь настолько был восхищен монастырем, что принял решение ослепить архитекторов.


По одной из легенд, Покровский Собор в Москве контролировали два человека – Постник и Барма.

Для того, чтобы в будущем умельцы не построили ничего столь красивого, как монастырь. Но, данная история не подтверждена, имя Постника указывается и другими летописцами в последующих хрониках, а это означает, что мастер имел зрение и мог руководить иными стройками.

Первым об ослеплении заговорил голштинский посол Адам Алеарий, который именовал собор «иерусалимским». В другом варианте этой легенды говорится не об ослеплении, а о заточении под стражу архитектора за хвастовство в пьяном виде, будто он построит храм красивее Покровского.

Вторая легенда

Эта легенда гласит, что храм строил один зодчий – Постник Яковлев. Такое имя ему дали из-за того, что он старательно постился длительное время. Он был одним из искуснейших Псковских мастеров. После завершения собора он отправился в Казань следить за постройкой каменного города. Версия возникла в 1950-х гг.

Существует повествование о сборе монет на постройку церкви: в Москве проживал Василий Блаженный, побирался и все собранные монеты кидал через плечо в одном месте и никто к ним не прикасался. Когда он собрал достаточное количество, то принёс их Иоанну IV на строительство. Факты говорят об обратном, Василий скончался в 1552 г., ещё до решения Ивана Васильевича возвести храм.

Но похоронен он в той местности, где построили собор. Если верить Соловецкому летописцу, 02.08.1588 г. благодаря останкам святого Василия Блаженного случились исцеления. И тогда, 3‐й сын Иоанна Грозного – царь Фёдор — ввёл праздник в честь Василия, в этом же году от его гроба произошло много чудес, об этом говорится в Новом летописце.

Фёдор Иванович велел возвести над захоронением юродивого храм из камня, таким образом, в этом же году вместо Николаевской церкви к собору пристроили девятую по счёту церковь, которую стали называть в его честь.

Третья легенда

По последней легенде возведением храма руководил зодчий, приехавший с Западной Европы, предположительно — итальянец. Свидетельством этого является особенный стиль, в нем объединены узоры западноевропейской и русской архитектуры. Но никаких доказательств правдивости эта теория не имеет.

Существует мнение историков, что якобы вначале храм должен был являть собой аналог Влахернского монастыря с храмом Богородицы. Своим существованием и расположением храм обязан был утвердить госидеологию «Москва – третий Рим».

Покровский собор в Москве по другой информации, был замыслом принадлежавшим митрополиту Макарию. Он задумал отобразить в сердце столицы святой город Иерусалим. Собор включает в себя несколько церквей объединённых одним основанием, именно под такой конструкцией тогда предполагали «град обетованный» — Небесный Иерусалим.

Значение цветов куполов так и остаётся невыясненным. 2 века назад, Николай Чаев (писатель) посчитал, что расцветка связана со сном Андрея Юродивого. Ему приснились сады Иерусалима, с разнообразными, цветущими, либо с жёлтой листвой или плодами, деревьями.

Другие достопримечательности Москвы, Россия

Красная площадь

4 отзыва

Московский Метрополитен

3 отзыва

Торговый Дом ГУМ

5 отзывов

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

4 отзыва

Царицыно Музей-Заповедник

4 отзыва

Московский Государственный Объединенный Музей-Заповедник

Центральный парк культуры и отдыха им. Горького

Стены и башни Московского Кремля

2 отзыва

Воробьевы горы

Алмазный Фонд

Ботанический Сад МГУ

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ)

Музей космонавтики

2 отзыва

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Мавзолей Ленина

Москвариум

Московский зоопарк

Третьяковская галерея на Крымском валу

Музеон Парк Искусств

История Покровского Собора от начала основания

После побед под Казанью, царь Иван Васильевич решил возвести в честь каждой из битв по церкви (во имя тех святых, в день поминовения которых они происходили). Постепенно были построены 8 церквей, но митрополит предложил московскому князю возвести единый собор, объединивший бы под своим куполом все отдельно стоящие постройки. Так появилась идея строительства Покровского собора.

Есть еще одна краткая легенда, согласно которой на Ивана Грозного повлиял юродивый, Василий Блаженный, часто дававший советы царю и по легенде умевший предсказывать будущее (например, он предсказал московский пожар 1547 года).

Василий Блаженный (1469, село Елохово под Москвой — 2 августа 1552, Москва) — русский святой, юродивый. Иногда его называют «Василий Нагой»

Исторический факт: Блаженный Василий всю жизнь собирал деньги на храм и в конце жизни пришел к царю и передал все свои сбережения с просьбой возвести здание невероятной красоты. Василий Блаженный не дожил до начала строительства, он был похоронен около Троицкой церкви в 1557 году, на месте которой чуть позднее и заложили новый храм.

Пока царь воевал, после каждой значительной его победы на месте будущего храма возводились временные религиозные постройки. Закладка самого же Собора состоялась в 1552 году. В 1588 пристроили храм в честь Св. Василия (в том месте, где предположительно находились его мощи). Строительство окончательно было завершено в 1562 году.

Это интересно: здание возводили из кирпича, а не из традиционного белого отесанного камня. Именно это, и еще необычный архитектурный стиль храма, стало причиной того, что многие историки считают авторами творения итальянских мастеров.

Общая высота сооружения более 65 метров, и долгое время здания выше него в столице не существовало.

Позднее его не раз перестраивали и восстанавливали. Следующая масштабная реконструкция проходила в 80-ых годах XVIII в., а последняя до Революции — в 1900-1912 годах.

Рекомендуем также ознакомиться с удивительной историей и описанием Санаксарского монастыря в Мордовии.

Примечания[править]

  1. Новицкий А. Постник // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  2. , с. 399
  3. Чаев. О русском старинном церковном зодчестве//Древняя и Новая Россия, 1875. № 6. Сс. 142—144.
  4. , с. 402
  5. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 102. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0.
  6. Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X-XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. — М.: «Индрик», 2006. — 904 с. — 1000 экз. — ISBN 5-85759-339-5. С. 197

Краткое описание храма

На данный момент собор состоит из 11 церквей:

  • самого Блаженного Василия;
  • Святой Троицы;
  • Свирского Александра;
  • Иоанна Блаженного;
  • Иустины и Киприана;
  • Хутынского Варлаама;
  • Входа Господня в Иерусалим;
  • Армянского Григория;
  • Великорецкого Николы;
  • Трёх Патриархов;
  • Покрова Пресвятой Богородицы, которая выстроена по центру всего собора.

На данный момент собор состоит из 11 церквей

8 из них имеют вершины в виде луковиц. Все они окружают одну – Богородичную, которая представлена в виде столпа и возвышается над всеми остальными. Собор имеет 11 куполов. 1 из них расположен над колокольней, второй — над пристроенным пределом в честь Василия Блаженного. Остальные – над другими церквями.

Поговаривают, что во время его погребения страдали небеса, гремел страшный гром, дул сильный ветер. В соборе, где проводились похороны, побило большое количество прихожан, а одного из батюшек подняло в воздух.

На месте погребения Иоанна Московского происходили чудеса исцеления

Церковь Василия Блаженного была присоединена к собору в конце 80-х в 16 веке, а Иоанна Блаженного — через 84 года.

Собор держится на подклете

Раньше, во время жизни царя, туда не пускали никого, кроме государевых приближённых. Предположительно, в помещениях подклета хранилась казна. Также существует мнение, что бояре приносили туда свои деньги для защиты их от воров.

Сейчас в те помещения могут попасть все желающие

Сейчас в те помещения могут попасть все желающие. Там хранятся иконы, в том числе, самая древняя, на которой изображён Василий Блаженный, образ Богородицы и «Знамение».

Стены собора имеют толщину 3 метра

На полу сохранился орнамент в виде ёлки из кирпичей, который тоже не раз предавался обновлению. Некоторые его части сохранились и по сей день.

Например, треугольник – это олицетворение Великой Троицы, круг символизирует единство, Голубя, спустившегося с небес и севшего на плечи Иисуса Христа во время Его крещения Иоанном Богословом. Точки означают новую жизнь — жизнь возле Господа в раю на небесах. Квадрат тоже имеет духовное значение. Он символизирует справедливость и равенство всех людей на земле перед Богом.

Описание собора Василия Блаженного

Его второе название – Покровский в честь Покрова Богородицы. Выходя на площадь, мы не видим его полностью. Подойдя вплотную к нему, он предстает перед нами в полной красе. Уникальное строение архитектора включает одиннадцать церквей.

В отличие от аналогичных построек XVI века в нем нет фасада – он имеет круговую форму. Ни одна из сторон не уступает в своей красоте и определить главную невозможно. На 65 метров вздымается вверх над Красной Площадью постройка – в годы строительства она была самой высокой в столице.

Кирпич, использованный для возведения церкви, в XVI столетии был новинкой. Вопреки существующим традициям церковь строили не из белого камня. Главная часть храма завершается шатром с ярким декором, рельефом и резьбой. Остальные приделы выполнены в уникальном стиле и не повторяют друг друга. Настоящее сочетание цветов утвердилось лишь в конце XIX века.

В ряду своих соотечественников и сверстников храм занимал особое место – его многоглавие, удивительный пышный декор и необычная структура удивляют прихожан и сегодня. Изначально создали 25 куполов, покрытых белым железом. Борис Годунов приказал озолотить их.

В первые столетия храм выглядел для русского народа и гостей страны более стройным. Все лестницы, ведущие наверх приделов, были открытыми, а все здания опоясывали террасы. На них цари прогуливались и обменивались новостями.

Борис Годунов и его последователи не видели узорчатых куполов, в то время они имели шлемовидную форму. Место разноцветной раскраски занимали красные узоры живописцев. Основной формой декора в соборе стал кокошник. (см. чем помогает Матрона Московская?)

Архитекторы и исследователи памятников культуры говорят, что все элементы комплекса – шатровость, башни, узоры и сочетание цветов устремляют его вверх. Даже современные доработки и утяжеление конструкции не делают его грузным.

Священнослужители говорят, что церковь – мемориальный памятник, а не пристанище православной веры. С этим связано его пышное внешнее убранство – пилястры, колонны, карнизы, изразцы и розетки повествуют зрителю историю о традициях русского народа.

Внутри храм украшен росписью с использованием трех цветов: черного, красного и белого. Особое место занимают фресковые росписи, орнамент в виде цветов и растений и особенная роспись, повторяющая кладку кирпича. Внутри собраны иконостасы, принесенные из других храмов.

Современники, поэты и писатели, публицисты и известные гости страны по-разному величали главный собор государства: «диво-дивное», «глас народа», «национальное произведение», «синтез искусств и переплетение эпох». Список можно перечислять бесконечно. Одно ясно точно, Баженову и его последователям удалось воплотить в нем тонкие черты русского человека и создать «архитектурный аксюморон», объединив несочетаемое.

Правила посещений

Обязательные правила, которые должны соблюдать все посетители музея.

В противном случае администрация имеет право попросить нарушителей покинуть храм:

  • Запрещено прикасаться к витринам, экспонатам и элементам внутреннего интерьера собора.
  • Запрещено оставлять маленьких детей без присмотра.
  • Ручную кладь, размером больше 30х40 см, нужно сдавать в гардероб.
  • Разрешена бесплатная фото и видеосъёмка без применения вспышки или штативов.
  • Запрещена фото и видеосъёмка на любых временных экспозициях, проходящих на территории Покровского собора.
  • Из-за небольших размеров помещений храма у посетителей на инвалидных колясках или с детской коляской нет возможности попасть внутрь.

Интерьеры

Собор отличается декоративностью внешнего вида, полихромностью орнаментов и росписей, умелым сочетанием различных архитектурных элементов.

Комплекс стоит на едином подклете, заменяющим фундамент. Своды внутри зданий поддерживаются столбами. Для вентиляции используются узкие прорезные отверстия в стенах – продухи. Естественное освещение проникает внутрь через световой барабан под куполом церкви.

Убранство часовен отличается сочетанием цвета и манерою росписи. Фрески наносились масляными красками. В храме собрана огромнейшая коллекция (св.400) икон (16-19 вв.). Большая часть из них создана новгородскими и московскими живописцами.

Храм Василия Блаженного — история

Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились.  Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров.  Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.

В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.

Очевидцы рассказывали:

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.

Архитектурные особенности

У Собора Василия Блаженного есть очень много архитектурных особенностей, ведь его планировка не характерна для сооружений XVI века. Многие иностранные гости Русского Царства, так называлась Россия при правлении Ивана Грозного, удивлялись его архитектуре.

Первая особенность заключается в том, что у собора отсутствует фасад. Это говорит о его многогранности, с какой стороны ни подойди, открывается парадный вид и кажется, что это и есть главный вход.

Второй особенностью является тот факт, что в соборе нет подвалов, в отличие от остальных храмов и соборов того времени. Вместо этого у него есть подклет с очень прочными стенами толщиной 3 метра.

Еще одна особенность – это девять церквей, которые объединены одним основанием, окольной галереей и внутренними переходами с потолком в виде свода. Галерея украшена причудливыми орнаментами, изображающими растительность, которые также нехарактерны для того времени.

Церкви

Они названы в честь святых праздников, которые пришлись на решающие дни битвы за Казань:

  • Центральная церковь – Покровская.
  • Восточная церковь − Троицкая.
  • Юго-восточная церковь − Александра Свирского.
  • Южная церковь − Николая Чудотворца.
  • Юго-западная церковь − Варлаама Хутынского.
  • Западная церковь – Вход Господня в Иерусалим.
  • Северо-западная церковь − Св. Григория Армянского.
  • Северная церковь – Св. Адриана и Наталии.
  • Северо-восточная церковь − Иоанна Милостивого.

Удивительно, что архитекторам удалось объединить традиции русского и западноевропейского искусства эпохи Возрождения, что придает неповторимый облик собору.

Купола

У Собора Василия Блаженного 10 необыкновенной красоты куполов, которые вы нигде больше не встретите. Каждый купол уникальный и совсем не похож на остальные. Сочетания голубого, белого, желтого, зеленого, красного и золотого создают некую торжественную атмосферу. А неповторимые формы притягивают взгляд, и уже невозможно оторваться!Правда, не всегда купола выглядели именно так. Собор неоднократно подвергался пожарам, и каждый раз их облик менялся. Они были обиты немецким железом и имели темно-зеленый цвет. Позже появились первые изразцы, а цвет приобрели только в 1780-х гг. После реставрации 1967-1969 гг. непрочное железо заменили на долговечную медь.

***

Собор Василия Блаженного – это не просто собор на главной площади страны. Это уникальное культурное наследие, которое нам необходимо сберечь. Ведь не зря его отнесли к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. Музей богат росписями и древними иконами, а декор собора и его архитектура настолько неповторима, что собор узнают по всему миру!

Деяния чудотворца

Блаженный Василий всегда проповедовал милосердие к ближним и помогал тем, кому стыдно было просить подаяние, при этом нуждаясь в помощи более остальных. По этому поводу есть описание одного случая, когда он отдал все подаренные ему царские вещи заезжему купцу-иностранцу, который по воле случая потерял абсолютно все. Торговец уже несколько дней ничего не ел, но не мог попросить о помощи, так как на нем была дорогая одежда.

Василий Блаженный всегда строго осуждал тех, кто подавал милостыню исходя из корыстных побуждений, а не из сострадания к бедности и несчастью. Ради спасения ближних он даже заходил в корчмы, где утешал и старался ободрить самых опустившихся людей, видя в них зерна доброты. Этот юродивый настолько очистил свою душу молитвами и великими подвигами, что ему был открыт дар предвидения. В 1547 году Блаженный сумел предсказать великий пожар, случившийся в Москве, а своей молитвой он потушил пламя в Новгороде. Также его современники утверждали, что как-то раз Василий упрекнул самого царя Ивана IV Грозного, так как он во время проведения богослужения думал о строительстве на Воробьевых горах своего дворца.

Умер святой 2 августа 1557 года. Тогдашний Московский митрополит Макарий со своим духовенством совершили погребение Василия. Он был похоронен у Троицкой церкви, где в 1555 году начали строить Покровский храм в память о покорении Казанского ханства. Спустя 31 год, 2 августа, этот святой был прославлен Собором, во главе которого стоял Патриарх Иов.

Современники описывали его примерно одинаково, и обязательно упоминали о трех особенностях: он был чрезвычайно худ, носил минимум одежды и в руке всегда имел посох. Именно таким предстает перед нами Василий Блаженный. Фото икон и картин с его изображением представлены в этой статье.

Почитание этого святого чудотворца в народе было настолько велико, что Покровский собор стали величать его именем. Кстати, его вериги до сих пор находятся на сохранении в Духовной академии столицы. Все, кто хочет полюбоваться прекрасным памятником средневековой архитектуры, могут найти его по адресу: Москва, Красная площадь, храм Василия Блаженного.

История строительства

В записях 17 в. упоминаются известный мастер каменных дел Иван Барма и псковский зодчий Постник Яковлев. Согласно популярной легенде, после завершения строительства они были лишены зрения по приказу государя. Таким варварским способом, царь якобы закреплял авторское право на неповторимый облик здания.

Другая версия утверждает, что над храмом трудился неизвестный итальянский архитектор, сумевший воплотить в постройке черты византийского и западноевропейского стилей.

В 17 в. достраивается придел в честь Василия Нагого, над папертью возводиться церковь девы Феодосии, сооружаются навесы над лестницами, галерея защищается сверху кровлей, появляется 2-х этажная колокольня.

В 18 в. после сноса деревянных церквушек на Красной площади, престолы из них перемещают в пределы собора и меняют названия некоторых.

Значение собора в СССР

После революции 1917 года религиозная деятельность в храме была запрещена. Здание превращено в музей. В нем последовательно осуществлялись реставрационные работы.

В 30 гг. к стенам собора перенесен монумент Минину и Пожарскому. По одному из планов благоустройства города предполагалось снести церковь, чтобы расширить территорию Красной Площади. Однако храм удалось отстоять.

В середине 20 в. на стене была обнаружена надпись, указывающая точную дату окончания стройки– 12 июля 1561 года.

Собор в 1991-2014 гг.

Храм давно считается своеобразной «визитной карточкой» России, одним из символов православной веры. В начале 90 -х гг. он был возвращен Русской Православной Церкви. В часовне Василия Блаженного стали проводиться регулярные богослужения.

В качестве выдающегося памятника древнерусского зодчества сооружение вошло в перечень объектов Всемирного наследия, охраняемых ЮНЕСКО.

Реставрационные работы, проводимые в помещениях комплекса, позволили воссоздать и обновить живописные фрески на стенах и фасаде.

Покровский собор номинировался от России в конкурсе «Семь чудес света». Он неоднократно становился победителем международных и национальных первенств:

  • «Чудо России» (2008)
  • «Меняющийся музей в меняющемся мире» (2011)
  • «Лучшие из лучших в туризме» (2014)

Часовня св. Василия Блаженного

Василий Нагой или Блаженный прославился при жизни своими благочестивыми поступками. Его предсказания часто сбывались, поэтому к словам юродивого прислушивался даже царь. После смерти старца, Иван Грозный приказал похоронить тело на кладбище у Кремлевских стен, во рву.

Позже рядом с ним был возведен Покровский Собор. Царь Федор Иоаннович повелел воздвигнуть над могилой святого человека придел. Он получил имя Василия Блаженного. Мощи юродивого были помещены в раку и перенесены в собор.

Часовня имеет форму куба, который венчает небольшая маковка. Внутренний интерьер украшен масляной росписью. Она сохранилась с начала прошлого века (1905 г):

  • Спас Вседержатель – в центре, под куполом;
  • Праотцы – вокруг светового барабана;
  • Деисус и евангелисты – на сводах;
  • Житие Василия Блаженного – на стенах с севера и юга;
  • Покров Пресвятой Богородицы – на стене в западной части.

Стены придела условно разделены на верхнюю и нижнюю части:

  • на верху – святые покровители царской династии;
  • внизу – орнамент в древнеславянском стиле.

Пол здания покрыт плитами, отлитыми из чугуна в Касли.

В часовне установлен иконостас необычной формы. Сжатый объем помещения не позволял разместить иконы вдоль одной стены. Потому, по замыслу архитектора А.Павлинова, часть образов была перенесена на боковые стены. Такой тип иконостаса получил наименование « с заворотами». Основная часть икон была написана художниками, возглавляемыми О.Чириковым, в конце 19 в.

Южную стену украшает огромная икона Богоматерь Владимирская, выполненная на металлической основе. На ней изображена Божья Матерь в окружении московских святых.

Могила Василия Нагого отмечена аркой. Его рака с мощами пропала в начале 17 в. Сохранился лишь покров. Он был вышит мастерицами из окружения Ирины Годуновой.

С 1929 по 1991 год придел был закрыт. Богослужения в нем возобновились в 1997 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector