Собор рождества пресвятой богородицы (суздаль)

Музей «Щурово городище»

Музей «Щурово городище».

Хотите не просто взглянуть на
старину, а буквально окунуться в жизнь давно прошедших веков? Тогда
отправляйтесь в «Щурово Городище», который смело можно назвать музеем «живой»
истории. Этот музейный комплекс под открытым небом представляет собой
реконструированное поселение древних славян IX-XI веков. Основой для его
создания послужили декорации к фильму «Царь», который Павел Лунгин снимал в
этих местах в 2008 году.

На территории музея вы увидите жилые деревянные избы и всевозможные хозяйственные постройки – глинобитную печь, амбары, кузницу и т.д. Но главное достоинство «Щурова Городища» заключается не в этом, а в возможности поучаствовать в различных тематических интерактивных программах, позволяющих окунуться в быт наших предков, узнать об их традициях и культуре.

Где еще вы сможете в одном месте покататься верхом на лошадях, научиться стрелять из лука, испытать свои силы в искусстве владения мечом и копьем, самостоятельно испечь хлеб в старорусской печи, попробовать себя в работе с глиной? Да даже как вскопать грядку, многие жители мегаполисов уже успели забыть! Нет лучшего способа отвлечься от ежедневной рутины, чем примерить на себя роль крестьянина X века!

Для маленьких посетителей
«Городища» предусмотрена возможность пообщаться с козлятами, кроликами и
другими домашними животными. В летнее время гости музея смогут попробовать
настоящую сметану и парное молоко, свежие яйца и натуральный творог, а также
отведать национальные блюда, приготовленные по старинным рецептам.

Посещение «Щурова городища», благодаря царящей в нем атмосфере, считается отличным вариантов семейного отдыха. Здесь каждый найдет занятие по душе, а значит, каждый запомнит этот день надолго.

Адрес: Щурово Городище, улица Коровники, Суздаль, Владимирская область, Россия.

Храмы расположенные в посаде

Посад — бывшая торгово-ремесленная часть Суздаля и второй после кремля важнейший сегмент города. Посад сформировался в XII веке напротив кремля, вдоль реки Каменки. Он тоже имеет свою земляную крепость. Центр Суздальского посада — Торговая площадь, а планировочную основу его составили дороги, ведущие из кремля: на юг — во Владимир, на север — к Ростову, и на восток — в Кидекшу и Нижний Новгород.

Замечательный ансамбль каменных посадских храмов в Суздале складывается в XVII-XVIII веках. Понемногу богатеющее «третье сословие» по своему вкусу осваивает и обустраивает городское пространство. Двухстолпные и бесстолпные, кубические, ярусные и «клетские», пятиглавые и одноглавые — эти церкви представляют собой бесконечное разнообразие объемов, силуэтов, форм, декоративных приемов. В пару к холодному «летнему» храму строятся теплые «зимние» (трапезные) церкви, которые в XVIII веке также заменяются каменными. Обязательной частью архитектурного ансамбля становится колокольня, часто с необычным, вогнутым шатром-«дудкой», характерной только для суздальского края.

Посадские храмы Суздаля с трудом поддаются классификации даже по такому общему признаку, как композиция: слишком уж индивидуален облик каждого микроансамбля, но несомненна и обратная связь между ними. Общим кажется разве что природное чувство красоты и меры суздальских зодчих.

Александровский монастырь

Согласно легенде, учредителем обители выступил прославленный князь Александр Невский. Монастырь должен был стать убежищем для обездоленных людей, оставшихся без крова после татаро-монгольского набега. Строительные работы начались в 1240 г. На протяжении нескольких столетий монастырь пользовался опекой и благосклонностью правящих династий Рюриковичей и Романовых. Обитель часто именовали Большой Лаврой. В конце 17 в. царица Наталья Кирилловна профинансировала строительство Вознесенского собора на территории монастыря. Каменное здание стало играть ключевую роль в общем архитектурном ансамбле. После упразднения монастыря в 60-х гг. 18 в., храм отошел местному городскому приходу.

Васильевский монастырь

Васильевская обитель входит в “пятерку” монастырских комплексов Суздаля. Территория примыкает к восточной окраине города. Древнейшие постройки монастыря относятся к 13 в. Обитель не имела богатых покровителей, потому строительство в ней велось медленными темпами. На сооружение главного храма потребовалось 7 лет. В 21 веке святилище продолжает выполнять функции религиозного центра. Помимо паломников, на территорию допускаются экскурсанты. Посетители имеют возможность взглянуть на монастырь с высоты птичьего полета. Для этого достаточно взобраться на колокольню 19 века.

Успенская церковь: что рядом?

Успенская церковь находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Входо-Иерусалимская и Пятницкая церкви ~ 0,1 км. Церковь Иоанна Предтечи ~ 0,2 км

Церковь Иоанна Предтечи ~ 0,2 км

Музей восковых фигур ~ 0,2 км

Богородице-Рождественский собор Суздальского кремля ~ 0,2 км

Соборная колокольня Суздальского кремля ~ 0,2 км

Никольская и Христорождественская церкви ~ 0,3 км

Суздальский кремль ~ 0,3 км

Торговые ряды ~ 0,3 км

История города

Суздаль впервые упоминается в летописи 1024 года. За четверть века до начала строительства крепостных сооружений на территории будущего города воздвигли деревянную церковь. Сколько в Суздале храмов было к началу 12 столетия, неизвестно. Но именно в это время город осадили булгары. Местные жители смогли защитить его. Чуть позже Суздаль стал центром Ростово-Суздальского княжества.

В 1637 году на город совершили налет татары. Спустя семь лет случился пожар, уничтоживший часть построек. О том, сколько в Суздале церквей осталось к концу 17 века, сложно сказать. Сохранились храмы, основанные еще в Средневековье, но они, как правило, не раз реставрировались. Деревянные, построенные во времена Ивана Грозного, не уцелели.

Известно, что в 16 веке город стал одним из религиозных центров русского государства. Тогда здесь было одиннадцать монастырей. Сколько в Суздале церквей построено было в 16 столетии? Вероятно, только монастырских не менее одиннадцати.

Сколько в Суздале церквей, монастырей и храмов было разрушено в советское время? На этот вопрос есть точный ответ. В двадцатые годы было уничтожено 15 храмов.

После распада СССР белокаменные памятники Суздаля вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2004-м населенный пункт получил статус городского поселения.

Суздаль входит в Золотое кольцо. Это один из самых интересных городов Владимирской области. Здесь проходили съемки таких фильмов, как «Женитьба Бальзаминова», «Андрей Рублев», «Юность Петра», «Братья Карамазовы», «Царь».

Рождественский собор в 15-20 веках

В 15 столетии Рождественский собор пережил пожар и от построек 13-го века остался лишь нижний уровень храма, отделённый аркатурным поясом. Своды храма были обрушены. Через столетие собор был надстроен красным кирпичом и вместо трёхглавого, Собор стал пятиглавым. В 16-17 веках собор улучшили. Соборные помещения, по свидетельству летописцев, стали светлее и просторнее. В 18 столетии кровлю собора и купола реставрировали. На четырёхскатной крыше были возведены огромные купола-луковицы, украшенные шестиконечными звёздами. В середине прошлого века Рождественский собор вновь реконструировали. Ему был возвращён прежний вид.

Многое пережил за свою нелёгкую историю собор Рождества Богородицы! Его не единожды жгли, грабили и громили… Польские завоеватели у стен храма плетьми и кнутами заставляли жителей города Суздаля присягать на верность самозванцам в 1608 году. Но всё-таки собор выстоял! Его своды обрушались, но жизнь в нём не угасала.

Покровский собор

Ведущую роль в архитектурном ансамбле Покровского монастыря играет собор (16 в.). Здание возвышается на высоком цоколе. По трем сторонам вдоль стен обустроена открытая галерея в 2 этажа. На нее можно подняться по лестницам с 2-х сторон. Четвертую стену занимает алтарная часть. Ее можно опознать по окнам, спрятанным в нишах. Внутренний интерьер поражает простотой. Пол покрыт керамической плиткой черного цвета. На стенах отсутствуют фрески. В убранстве преобладают текстильные изделия с высокохудожественной вышивкой. Интерес посетителей вызывает усыпальница ссыльных жен князей и царей, насильно подстриженных в монахини Покровского женского монастыря.

В ней покоится около 20 знатных монахинь. На протяжении всей истории существования храм подвергался многократным изменениям. Во время проведения реставрационных работ в 60-х гг.20 в., святилищу вернули первозданный облик. К северо-западной части Покровского собора примыкает колокольня. Навершие над ней выполнено в форме шатра. Внизу расположена небольшая церковь (16 в.). Она носит название в честь Происхождения честных древ креста. Паломники приезжают в обитель, чтобы помолиться перед останками Софии Суздальской (Соломонии Сабуровой). Женщины традиционно просят святую о долгожданном ребенке.

Никольская церковь

Церковь Николы является типичным примером т. наз. “клетских храмов”. Она состоит из нескольких срубов-клетей, в которых обустроены отдельные части храма: алтарь, зал для молений, притвор. Здание располагалось в с.Глотово (Юрьев – Польский район, Владимирская область). В качестве стройматериала использовалось дерево. Возраст сооружения св.250 лет. В 60-х гг. 20 в.постройку реконструировала группа архитекторов под руководством М.М.Шаронова. Одновременно было принято решение о переносе Никольской церкви в Суздаль. Святилище гармонично вписалось в ландшафтное пространство местного Кремля, и служит главным ориентиров его западной части. Является одним из объектов музея деревянного зодчества и крестьянского быта.

Воскресенская церковь

Парный ансамбль, состоящий из летней (Воскресенской) и зимней (Казанской) церквей,расположен на главной городской площади. Храмы были сооружены в 20-30-х гг. 17 в. Рядом с Воскресенской церковью возвышается одноименная колокольня. Она отличается от других суздальских звонниц сферическим навершием со шпилем. Церковь Воскресения имеет 2-х столбовую конструкцию, т.е. опорой для свода служат 2 столба. На стенах внутри помещения можно увидеть фрески 18-19 вв.

Главной достопримечательностью церкви является икона Богородицы, признанная чудотворной. Насельник Николаевского монастыря, инок Иоаким, написал образ после увиденного сна. В сновидении Богородица повелела отнести икону в Воскресенскую церковь. Монах исполнил желание небесной заступницы и остался жить рядом с храмом. До наших дней сохранились предания о жизни Иоакима и чудесах, творимых ликом Богородицы.

Цареконстантиновская и Скорбященская церкви

Цареконстантиновская (слева) и Скорбященская с колокольней (справа) церкви. Фото: Павел Сухов, 2016 год.

Цареконстантиновская церковь расположена рядом со сквером Вечного огня. Каменная церковь построена в 1707 году взамен разобранной из-за ветхости деревянной. В архитектурном плане здание Цареконстантиновской церкви представляет собой высокий куб, перекрытый четырехскатной крышей, увенчанной пятью главками. Представляют особый интерес сильно вытянутые шейки главок и длинные кресты. В настоящее время это действующий храм.

Рядом с Цареконстантиновским храмом стоит Скорбященская церковь. Это теплый зимний храм, совмещенный с восьмигранной колокольней, завершенной вогнутым шатром, типичной для Суздаля формы. Каменная Скорбященская церковь построена в 1750 году, взамен стоявшей на этом месте деревянной. В настоящее время это действующий храм.

Цареконстантиновская и Скорбященская церкви представляют классический для города Суздаля ансамбль летнего и зимнего храмов. Каменная ограда этого ансамбля не сохранилась.

Борисоглебская церковь

Правобережье р.Каменки украшает храм, посвященный памяти святых братьев Бориса и Глеба. Исследователи предполагают, что он был возведен в 17-18 вв. Церковь появилась на месте одноименной обители, которая сгорела в Смутное время. В приходах, по традиции, храмы сооружались попарно: для зимы и для лета. Борисоглебская церковь использовалась в теплое время года, а в холодный период прихожане переходили в здание Никольской. Внешний вид святилища соответствует барочному стилю. Помимо основного помещения, где происходят богослужения, к корпусу пристроен зал для трапез и звонница. На фоне внешних стен церкви выделяются элементы декора – пилястры, наличники. Вход оформлен в виде портала. Интерьер украшен росписью 18-19 ст.

Ризположенский монастырь

Комплекс Ризположенской обители создавался на протяжении почти 300 лет (16-19вв.).Центральное положение занимал Троицкий собор с 5-ю куполами. Он был уничтожен в период антирелигиозной борьбы в 30-х гг.прошлого века. Второй храм на территории обители появился в 1688г. Его главный престол посвящен празднику Положения Риз. Отсюда название церкви – Ризположенская. Для ознаменования победы русских войск в Отечественной войне 1812 г. была возведена Преподобная колокольня. Она имеет три яруса и является самым высоким каменным культовым зданием в городе (72м). Сооружение выполнено в стиле классицизма. Венчается острым шпилем. Памятником архитектуры признаны Святые Ворота. Их верхняя часть заканчивается 2-х шатровым навершием.

История

Иконостас

Постройка первого собора относится к началу XII века, ко времени княжения Владимира Мономаха. Здание было построено из плинфы киевскими мастерами.

По версии Георгия Вагнера, уже в 1148 году собор был разобран, после чего возведён заново, но не из плинфы, а из бутового камня. Николай Воронин и Сергей Заграевский отрицали существование собора 1148 года.

Как сообщает Лаврентьевская летопись, в 1222 году по приказу Юрия Всеволодовича обветшавшее здание было разобрано, а на его месте за три года построено новое, простоявшее до XV века. По сохранившимся нижним частям этого собора можно судить, что он был трехнефным, шестистолпным, трехапсидным, трехпритворным.

Академик Российской академии художеств Сергей Заграевский показывал, что строительством этого собора и других крупных белокаменных храмов эпохи великого князя Юрия Всеволодовича руководил удельный князь Юрьева-Польского Святослав Всеволодович.

С. В. Заграевский. Реконструкция первоначального вида Суздальского собора начала XIII века

В 1445 году Суздаль сожгли казанские татары. В результате пожара обрушилась верхняя часть собора.

В 1528 году Геннадий, епископ Суздальский, получил от великого князя Василия III, отца Ивана Грозного, позволение на перестройку соборной церкви. В результате старые стены были разобраны до аркатурного пояса с женскими масками и заменены кирпичными. Прежде трёхглавый собор получил пятиглавое завершение и в XVII веке был расписан изнутри.
Таким образом, до наших дней собор дошёл с большими изменениями. Его нижняя часть относится к XIII веку, верхняя — к XVI. В интерьере сохранилась роспись стен XIII, XV, XVII веков.

В 1233 году собор был украшен фресковой живописью ростовскими или суздальскими мастерами епископа Кирилла. Фрагменты этой росписи были открыты в 1938 году. Самая важная часть находки — изображение двух старцев в верхней части южной апсиды.

Собор находится в центре кольца земляных валов, в излучине реки Каменки. Храм неоднократно горел.
В соборе похоронены сыновья князя Юрия Долгорукого, князья из рода Шуйских и другие.

Западные врата (фрагмент)

Западные и южные врата Рождественского собора в Суздале — выдающийся памятник русского прикладного искусства первой трети XIII века. Врата состоят из деревянной основы, обитой медными листами, и украшены изображениями, выполненными в технике «». Западные врата содержат сцены христологического цикла и частично — богородичного, тогда как южные врата — в основном, деяния ангелов и в особенности архистратига Михаила.

Цареконстантиновская церковь

Типичный для храмовой архитектуры Суздаля комплекс состоит из Скорбященской и Цареконстантиновской церквей. Их построили во 2-ой половине 18 века. Прежняя церковь царя Константина была сделана из дерева и обветшала. Ее пришлось разобрать и заменить каменным корпусом. На протяжении своей истории святилище неоднократно перестраивалось. В его архитектуре заметны элементы, присущие разным эпохам. Апсида для алтаря сооружена в конце 18 в. Паперть у главного входа обустроена в начале 19 в. Собор входит в число многоглавых. Его верхнюю часть венчают 5 куполов.

В советское время Цареконстантиновский храм использовался для хозяйственных нужд города. Сначала как склад для льна, а затем в качестве гаража и общественного туалета. В конце 70-х гг. 20 в.здание возвращено под опеку РПЦ. Оно было реконструировано и смогло принять на хранение мощи суздальских святых – Ефросинии и Евфимии. Богослужения возобновились в 2011 году.

Церковь Вознесения Господня

Александровская обитель, или иначе Большая Лавра, была устроена князем Александром Невским в 1240 г.Ее закладка была приурочена к триумфальной победе русских воинов над шведскими войсками. В архитектурном ансамбле монастыря ключевое положение занял соборный храм в паре с зимней церковью. В конце 17 в. на их месте воздвигли каменную базилику в честь праздника Вознесения Господня. Средства для строительства выделила вдовствующая царица, мать Петра I,Наталья Кирилловна.

После расформирования монастыря, церковь перешла городскому приходу. Вознесенский храм имеет в алтарной части 2 престола: Вознесения Господня и мученика Александра Перского. С северной стороны здания обустроен придел. По преданию, в его крипте сохранилась гробница княгинь Марии и Агриппины. Согласно легенде, княжеские гробы закреплены на цепях и подвешены в воздухе. Проход в усыпальницу замурован.

Воскресенская и Казанская церкви

Казанская (на переднем плане) и Воскресенская с колокольней (на заднем плане) церкви. Фото: Павел Сухов, 2015 год.

Воскресенская и Казанская церкви в Суздале расположены на Торговой площади города и вместе составляют классический ансамбль посадских церквей. Стоявшие на этом месте деревянные церкви были уничтожены крупным городским пожаром в 1719 году.

Каменная Воскресенская церковь построена в 1720 году. В архитектурном отношении особый интерес представляет система коробовых сводов, перекрывающих здание. Во внешнюю стену алтарной части Воскресенской церкви вмонтирована плита из белого камня с надписью, возможно свидетельствующей о более поздней постройке церкви. В настоящее время в храме проводится служба, а на смотровую площадку колокольни Воскресенской церкви может подняться любой желающий.

Каменная Казанская церковь была построена в 1739 году. Сейчас это действующий храм. Примечательно, что он оставался действующим на протяжении почти всего XX века. А в послереволюционные годы был единственным действующим храмом в Суздале. Каменная ограда ансамбля церквей до наших дней не сохранилась.

Смоленский храм

Для обеспечения нужд ремесленников, трудившихся в Спасо-Евфимовом монастыре, была построена отдельная церковь. Она посвящена Смоленской иконе Божьей Матери, за что получила соответствующее название – Смоленская. Храм разместился в слободе Скучилиха (ныне ул.Ленина), в северной части Суздаля. Первоначально он использовался лишь в теплое время года, в качестве летней церкви. Для зимних богослужений рядом был построен храм Симеона Столпника.

Позже к архитектурному комплексу добавилась колокольня. Внешнее убранство Смоленской церкви отличается простотой и изысканностью форм, характерных для классического стиля. Перед входом паперть. Верхняя часть здания увенчана 5 куполами, которые установлены на высоких тонких барабанах. Карниз декорирован каменными наличниками, балясинами, зубчиками. Строение датируется концом 17-началом 18 века. В 60-х гг.20 в. под руководством архитектора О.Гусевой осуществлен комплекс реставрационных работ.

В помощь паломнику

С расписанием Успенской церкви (Суздаль, Владимирская область) можно ознакомиться выше. Этот раздел касается помощи новоначальным паломникам. Под последними понимаются те, кто только начал приближаться к Богу.

Женщинам во время посещения храма стоит позаботиться о головном уборе. Это может быть платок, красивая шляпка или капюшон. Мужчины при входе в храм снимают шапку (кепку, капюшон).

В церковной лавке можно приобрести свечи, написать записки о здравии и упокоении, заказать необходимые требы. Образцы написания записок, как правило, имеются в каждом храме. Если же таковых нет, то следует писать полные имена крещеных родных в родительном падеже. Например, Маргариты, Александра, Ольги.

Перед тем как приложиться к иконам (то есть поцеловать образ), женщины стирают губную помаду. В храм нежелательно заходить накрашенными, но это в идеале, равно как и надетая юбка.

Свечку ставят так: сначала зажигают фитилек, затем немного расплавляют ее кончик.

Для тех, кто задумался о посещении службы, правила нахождения в храме практически такие же. Есть несколько нюансов, они представлены в списке:

  • Приходят за 15-20 минут до начала службы, дабы не мешать потом молящимся, пробираясь к иконам.

  • Если возникла потребность в исповеди и причастии, к таинствам готовятся заранее.

  • Перед причастием три дня говеют, не вкушая скоромных блюд. Последними считаются яства животного происхождения: мясо, молоко, творог, яйца. Накануне вечером читают последование ко святому причащению и три канона с акафистом. Они есть в православных молитвословах, продаваемых в церковных лавочках.

  • Исповедоваться лучше в субботу вечером, ибо в воскресение утром часто бывает толпа причастников. Батюшке физически не хватает сил, чтобы исповедовать каждого так, как требует этого пришедший.

  • И последний нюанс, касающийся женщин. В критические дни нельзя исповедоваться и причащаться. Вообще, во время нечистоты желательно воздержаться от посещения храма в течение недели.

Спасо-Евфимиев монастырь

Монастырский комплекс возвышается на холме, на берегу р. Каменки в северной части города. Его основателем был соратник Сергия Радонежского, Евфимий. Он заложил обитель в 1352 г. Расцвет монастыря пришелся на 17 в.Богатство и наличие бесплатной рабочей силы, из числа крепостных, позволили провести масштабные строительные работы. Новые здания возводились из камня. Стены обители имели фортификационное значение. Для укрепления обороны, по периметру возвели 12 башен. У главного входа возвышается Проездная башня высотой 22 метра. На площадке перед ней в середине 20 в. разместили бронзовую фигуру Д. Пожарского, героя освободительной войны с польскими интервентами.

На территории Спасо-Евфимиевого монастыря издавна находилась фамильная усыпальница рода Пожарских. В конце 18 в. она пришла в ветхость и была заброшена. Лишь в середине 19 в. склеп народного героя обнаружили и реконструировали. Архитектор А.Горностаев разработал проект мавзолея. Мраморное сооружение существовало с 1885 по 1933 гг. Несмотря на длительное забвение, могила Пожарского уцелела. В 2008-09 гг. над усыпальницей поставили крест, а затем воссоздали мавзолейное помещение. Кроме того, на территории монастыря открыта музейная экспозиция, посвященная легендарному князю-полководцу.

Еще одним интересным уголком в пределах обители является Аптекарский огород. Он предназначен для выращивания лекарственных растений и обустроен в традициях 17 в. Древняя архитектура и старинные традиции Спасо-Евфимиевого монастыря позволили ему занять место в списке культурного наследия ЮНЕСКО. Комплекс является частью Владимирско-Суздальского музея-заповедника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector