Богоявленский кафедральный собор в елохове
Содержание:
- Наследники Византии
- Собор во времена Великой Отечественной войны
- Чем знаменит Елоховский собор?
- Историческая справка
- Святыни
- Внутреннее убранство
- Архитектурные особенности собора
- Литература
- Полезная информация для туристов
- БОГОЯВЛЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ЕЛОХОВЕ :: Официальный сайт
- Богослужения и адрес
- Архитектура
- Богоявленский, или Крещенский
- Колокольня храма во имя Св. Вмц. Екатерины — святые места москвы
- Экскурсии
- История собора
Наследники Византии
Летело время. Москва горела в огне пожаров в годины испытаний войны с Наполеоном. Но церковь уцелела. Однако ее было решено реконструировать. Это было поручено Евграфу Дмитриевичу Тюрину. Над проектом он начал работать в 1837 году, а спустя 26 лет храм был освящен митрополитом Филаретом. В те времена мысль об империи, которая объединяет необъятные просторы, была господствующей. Это не так и плохо. Империя — древнейшее понятие, пришедшее к нам с Востока через Византию, или как они сами называли свое государство, «империю ромеев», хранившую традиции Римской империи, римского права и православия. Так вот, новая церковь задумывалась и строилась в имперском стиле ампир. Ее величие должно было подчеркнуть и разгром Наполеона, и взятие Парижа, и мечту о высоких судьбах страны.
Мещанский сын, талантливый архитектор, спроектировал и построил грандиозный собор с пятью куполами. Центральный купол так же мощен, как и архитектурные сооружения Микеланджело в Риме. Колокольня иглой устремлена в небо и возносится над всеми окружающими зданиями до сих пор. В ней сохранились почти все колокола, которые ставились при строительстве. Это старый, зачастую одноэтажный, Басманный район. Бауманская Елоховская церковь — центральное объединяющее ядро этого места. Сияющая лазурью и золотыми куполами, она ярко выделяется из неброского пейзажа и притягивает взгляд. Мимо пройти невозможно. Войдем же в нее.
Входы — это триумфальные арки. Внутри Елоховская церковь на Бауманской заново расписана, вызолочен иконостас в пять ярусов. Сияние, византийская роскошь, благовония, намоленность — атмосфера, которая завораживает и погружает в мысли, далекие от повседневности. Душа укрепляется и проникается чистотой и поэзией. Ее наполняет смирение, терпение и любовь. Падший поднимается неведомою силой. Ищущий постепенно начинает разбираться, для чего следует жить и ради чего умирать. Недаром центральная ротонда так велика, что вмещает тысячи людей с разными мольбами и немощами. Свет проходит в нее через высокие окна. Большие боковые входы разделены колоннами. Каждый придел имеет свое название. Церковь никогда не закрывалась, хотя ей и грозила такая печальная участь — стать кинотеатром или вообще быть уничтоженной.
Собор во времена Великой Отечественной войны
В Богоявленском соборе был организован сбор пожертвований на нужды обороны. Кроме того, церковь фронту оказала значительную материальную помощь — более 6 миллионов рублей. В годы войны отмечается необыкновенный подъем религиозных чувств верующих.
Современник тех событий, прихожанин Богоявленского собора писал, что в дни Великого поста 1942 года все стремились исповедаться и причаститься, желающих говеть было так много, что священники вынуждены были причащать и за преосвященными литургиями — по средам и пятницам. В обычные же дни для причастия, особенно в некоторые субботы, причастников собиралось так много, что служба начиналась в 6.30 и заканчивалась в 16.00-17.00.
Иконостас Богоявленского кафедрального собора
После исторической встречи со Сталиным в Кремле 8 сентября 1943 года на архиерейском соборе митрополит Сергий был избран Святейшим Патриархом. К сожалению, жить ему оставалось недолго.
В ночь с 4 на 5 апреля 1942 года городские власти разрешили проведение пасхальной службы в Богоявленском соборе, на которую собралось 6500 москвичей. А 18 мая 1944 года в дни Святой Пасхи собор вновь не мог вместить всех прихожан: на этот раз люди пришли проститься со Святейшим патриархом Сергием, который был погребен в Никольском пределе.
Чем знаменит Елоховский собор?
Многие москвичи, в особенности представители старшего поколения, называют собор первым действующим храмом, в котором им довелось побывать. Его никогда не закрывали, даже в те времена, когда религия находилась под запретом. В 30-е годы прошлого века туда передавалась утварь и иконы из повсеместно упразднявшихся церквей.
Несмотря на неоднократные постановления о закрытии, а то и вовсе о снесении храма, прихожанам всякий раз удавалось его отстоять. Очередная попытка была предпринята в 1941 г., когда собор планировали закрыть 22 июня, сразу же после литургии. Однако этому помешала начавшаяся война, а после того, как в храме прозвучало обращение митрополита Сергия с призывом православных к защите Отечества, закрывать его больше не пытались.
В Елоховской церкви, ранее стоявшей на месте собора, 8 июня 1799 г. крестили А. С. Пушкина. Богоявленский приход всегда славился своей благотворительностью. Начало ей положило Елоховское братство, основанное благодаря пожертвованиям купцов Щаповых. В годы Второй мировой войны в храме неоднократно организовывали сбор средств на оборону. На высокой колокольне размещалась зенитная установка для защиты Москвы от авиабомб. Тогда же здание было заминировано, чтобы в случае взятия города оно не досталось врагу.
Четыре раза в Богоявленском Елоховском соборе производилась интронизация Патриархов Московских и Всея Руси: Сергия в 1943 г., Алексия I в 1945 г., Пимена в 1971 г. и Алексия II в 1990 г. Собор и его приделы стали местом, где были похоронены некоторые православные священнослужители, в том числе высшее духовенство. Празднование 1000-летия крещения Руси тоже начиналось здесь с Божественной литургии, которая состоялась 5 июня 1988 г. До нынешнего времени в храме каждый год попеременно совершают чин умовения ног (в память о Тайной Вечери) и чин освящения Первосвятителем мира (масла, используемого в таинстве миропомазания).
Историческая справка
Богатую историю скрывают под собой стены немолодого храма. В ней были и взлеты, и падения, и даже полное разрушение.
Возникновение названия собора
Согласно преданиям, на территории села Елох увидел мир новорожденный, ставший впоследствии юродивым Василием Блаженным. Возможно, храм создавался на честь явления Богородицы или чудес Господних, являемых через этого святого мужа.
Основание и строительство
Впервые о церкви в селе упоминание появилось в 1698 году, о чем гласила запись, сделанная 24 августа того года в книгах Патриаршего Казенного приказа. Со временем храм из простой древесины обветшал, что привело к необходимости создания каменного здания.
Строительство заняло несколько лет. Первый камень был заложен в 1717 году, но воздвигнуть строение удалось лишь в 1722 году. Так началась история каменного собора Богоявления в неприметном, маленьком селе возле столицы огромной страны.
Реставрации и расширения
Начало реставрации храма, а также его расширение пришлось на 1790-1792 г. В эти месяцы была осуществлена стройка вокруг храма, перестраивались трапезная и приделы, посвященные Благовещению, а также Николаю Святителю. Тогда же подверглась изменениями и колокольня. В стенах храма в 1799 году обрел свое имя во Христе и великий русский писатель А. С. Пушкин.
Время шло, столица росла, и на храм обратили внимание власть имущие. Решено было старую церковь перестроить заново
К вопросу о новом воплощении храма приобщился и известный архитектор Е.Д. Тюрин. Он и создал новый проект пятикупольного собора.
На воздвижение нового храмового здания необходимо было потратить 200 тысяч рублей, что по тем временам было просто неимоверной суммой. Треть ее взял на свои плечи известный меценат Щапов. Эта личность была известна в стране благодаря щедрым пожертвованиям на многие храмы. Купец второй гильдии, он занимал место ктитора с 1850 года и до самой кончины в 1864 году.
Старое здание разобрали в 1837 году, очистив место для нового здания. Быстро вознеслись в небеса 5 новых куполов. Уже в 1845-ом под сводами снова зазвучали первые песнопения.
Освящать храм прибыл Филарет (Дроздов), состоявший на то время в сане Митрополита Московского и Коломенского. Уже тогда, 18 октября 1853 года, он восхищался зданием, отмечая его размер, красоту и изящество, несмотря на то, что этот собор был всего-навсего небольшим окраинным приходом, приютившимся на восточных землях столицы.
Внешний вид и внутреннее убранство храма не раз еще подвергались переделкам. К тому же, многие события оставили свой след как на самом здании, так и на духовной его составляющей:
- Архитектор П. П. Зыков (2-й) руководил созданием новой трапезной в 1889 г.
- Праздник Сретение в 1925 году ознаменовался прибытием патриарха Тихона. Он сам совершил литургию и благословил прихожан.
- К 1929 году живопись куполов состарилась и требовала основательного обновления. Реставрацией ее занялся архитектор И. С. Кузнецов.
- С 1938 года стал кафедральным столичным собором, поскольку собор Богоявления, располагающийся в Дорогомилове, был закрыт 2 июля того года.
- Храм несколько раз пытались закрыть, но постоянно что-то мешало. Так, даже после воскресной литургии 22 июня 1942 года сделать этого не удалось, поскольку всех огорошила новость о том, что фашистские войска начали военные действия против страны.
- Резкое изменение статуса настигло собор в холодные февральские дни 1945 года. 25 февраля он был признан Патриаршим собором. Основной кафедрой, где постоянно проводили священнодействия Патриархи Московские и всея Руси, собор оставался несколько десятилетий. Потом, в 1991 году, передал он этот статус обратно кремлевскому Успенскому собору.
- В 1945 году под сень собора из Кремля перенесли мощи митрополита Московского святителя Алексия.
- В 70-е – 90-е годы ХХ века, когда ктиторство было возложено на Н. С. Капчука, было проведено ряд реставрационных работ и изменений. В те дни все купола были покрыты свежей позолотой, алтарь расширили, были созданы новые пристройки во дворе храма. Кроме того, в здании были установлены лифты и пробиты новые проходы. Это значительно исказило внешний вид храма с северной стороны.
Святыни
Елоховский собор в Москве может похвастать значительным собранием важных православных святынь. Это, например, такие известные иконы, как:
- Список чудотворного образа Казанской Божьей Матери,
- Богоматерь «Избавительница»,
- Божья Матерь «Млекопитательница».
Когда в 1946 г. собор был закрыт и разрушен, икону перенесли в Елоховский храм и поместили в иконостас, сам по себе являющийся значимой реликвией.
Богоматерь «Избавительница» также поступила в храм из другой закрытой московской церкви – Покрова в Филях. Этот образ считается чудотворным и привлекает к себе немало паломников, как и Божья Матерь «Млекопитательница», которая находится в храме с конца XIX века и является подарком настоятеля афонского Ильинского скита архимандрита Гавриила.
Елоховский храм, который знает вся Москва, помимо чудотворных икон славится и другими реликвиями. Речь в частности идет о мощах святителя Алексея Московского, которые были переданы храму в 1947 г. Тогда же для них была изготовлена бронзовая рака с вышитым изображением святого на крышке. Автором проекта стал художник М.Е. Губонин, который создал и деревянную сень над ракой.
Важной для современной истории святыней является погребение патриарха Сергия. Беломраморное надгробие для него создал в 1949 г
великий архитектор Щусев, для которого это было одно из последних творений. Рядом, под стеклянным колпаком, выставлен патриарший куколь Сергия.
Внутреннее убранство
В октябре 1846 года прихожане обратились в Святейший Синод за разрешением украсить внутреннюю часть нового, только что отстроенного сооружения. С помощью прихожан интерьер богато украшен, в оформлении преобладают золотые цвета.
Потолочные перекрытия и стены богато расписаны тонкой росписью. К 1853 году с восточной стороны был сооружен многоярусный иконостас сложной формы высотой 18 метров. Мастера иконописи специально написали 65 образов. Войдя в помещение, человек невольно устремляет взгляд вверх – к образу Троицы Новозаветной, изображенной в купольной части центральной ротонды.
Величественная ротонда в интерьере играет доминирующую роль, опирается на громадные опорные арки, которые поддерживаются четырехгранными столпами и держат свод. Святому Богоявлению посвящен главный алтарь, есть еще два придела – с левой стороны установлен в честь Николая Чудотворца, правый – в честь Благовещения Богоматери. Роспись соборных стен сделана в первой половине 20 столетия мастерами из Мстеры, который является крупнейшим центром иконописи.
Архитектурные особенности собора
Величественное здание Елоховского собора — прекрасный образец позднего русского ампира. Четверик на высоком подклетье завершают пять элегантных глав, а массивная ротонда в центре напоминает римский собор Святого Петра. Купола с золотыми крестами поднимаются на 56 м и хорошо видны с окрестных улиц. Просторная церковь площадью более 1100 кв. м может вместить до 3000 человек.
Старейшие части собора – трапезная и нижняя часть колокольни были построены в конце XVIII – начале XIX веков. Трехъярусная колокольня возвышается на 65 м и имеет 17 колоколов. Самый крупный был изготовлен в 1900 году. Общий вес церковных колоколов превышает 6,8 тонн.
Фасады храма богато декорированы карнизами, нишами, наличниками и фронтончиками. Затейливая отделка делает здание очень нарядным и легким.
Вход в Елоховский собор
Литература
- Вострышев М., Шокарев С. Вся Москва от А до Я. Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2011. — 1064 с.
- Любартович В., Юхименко Е. Собор Богоявления в Елохове: История храма и прихода. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — 306 с.
- Православные святыни Москвы / под ред. В. Глушковой. — М.: Вече, 2007. — 544 с.
- Русская духовная музыка в документах и материалах. Русское православное церковное пение в ХХ веке. Советский период. Кн. 1. 1920—1930-е годы. Ч. 2 / под ред. А. Наумова, М. Рахмановой. — 2015. — Т. 9. — 520 с. — ISBN 978-5-94457-246-2.
- Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Москва в границах 1917 / под ред. П. Паламарчука. — М.: КРОМ, 1995. — 585 с.
- Черкасов-Георгиевский В. Москва: религиозные центры и общины. — М.: Профиздат, 1992. — 111 с.
Полезная информация для туристов
Собор в Елохове – действующий православный храм, который играет огромную роль в духовной жизни россиян. Многие москвичи, и даже те, кто живет далеко от Басманного района, с почитанием относятся к старому храму. При соборе открыта воскресная школа для детей и взрослых.
Церковные службы проходят каждый день. Ранняя литургия начинается в 6:30, поздняя – в 8:00 или 9:30, вечерня и всенощное бдение – в 17:00. Полное расписание богослужений можно найти на официальном сайте собора.
Внутренне убранство Елоховского собора
На одной из стен закреплена мемориальная доска, которая напоминает о крещении под сводами собора Александра Сергеевича Пушкина.
БОГОЯВЛЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ЕЛОХОВЕ :: Официальный сайт
Расписание Богослужений на июль 2019 г.
1 июля
понедельник
Иконы Божией Матери «Боголюбской»
8 ч.
17 ч.
Часы, Литургия
Вечерня, Утреня c полиелеем
2 июля
вторник
Святителя Иова патриарха Московского и всея Руси, апостола Иуды, брата Господня, святителя Иоанна
8 ч.
17 ч.
Часы, Литургия
Вечерня и Утреня с акафистом иконе Божией Матери «Взыскание погибших»
3 июля
среда
Священномученика Мефодия епископа Патарского
8 ч.
17 ч.
Часы, Литургия
Вечерня и Утреня с акафистом святителю и чудотворцу Николаю
4 июля
четверг
Обретение мощей преподобного Максима Грека, мученика Иулианна Тарсийского
8 ч.
17 ч
Часы, Литургия
Вечерня и Утреня
5 июля
пятница
Священномученика Евсевия, епископа Самосатского, мучеников Зинона и Зины
8 ч.
17 ч
Часы, Литургия
Вечерня и Утреня с полиелеем
6 июля
суббота
Иконы Божией Матери «Владимирской»
8 ч.
17 ч
Часы, Литургия
Всенощное бдение
7 июля
воскресенье
Неделя 3-я по Пятидесятнице
Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
6.30
9.30
17 ч
Ранняя Литургия
Поздняя Литургия
Вечерня и Утреня c полиелеем
8 июля
понедельник
Благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских чудотворцев
8 ч.
17 ч
Часы и Литургия
Вечерня и Утреня с полиелеем
9 июля
вторник
Иконы Божией Матери «Тихвинской»
8 ч.
17 ч.
Часы и Литургия
Вечерня и Утреня с полиелеем
10 июля
среда
Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского
8 ч.
17 ч.
Часы, Литургия
Вечерня и Утреня с акафистом святителю и чудотворцу Николаю
11 июля
четверг
Иконы Божией Матери «Троеручница»
8 ч.
17 ч
Часы, Литургия
Всенощное бдение
12 июля
пятница
Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
6.30
9.30
17 ч
Ранняя Литургия
Поздняя Литургия
Вечерня и Утреня с полиелеем
13 июля
суббота
Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов
8 ч.
17 ч
Часы, Литургия
Всенощное бдение
14 июля
воскресенье
Неделя 4-я по Пятидесятнице
Бессребреников Космы и Дамиана
6.30
9.30
17 ч
Ранняя Литургия
Поздняя Литургия
Вечерня и Утреня с акафистом святителю и чудотворцу Алексию
15 июля
понедельник
Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне
8 ч.
17 ч
Часы и Литургия
Вечерня и Утреня с полиелеем
16 июля
вторник
Перенесение мощей святителя Филиппа митрополита Московского и всея России чудотворца, преподобного Александра обители «Неусыпающих»
8 ч.
17 ч
Часы и Литургия
Вечерня и Утреня с полиелеем
17 июля
среда
Страстотерпцев царя Николая II, царицы Александры и чад их, преподобного Андрея Рублева
8 ч.
17 ч.
Часы, Литургия
Всенощное бдение с акафистом преподобному Сергию Радонежскому
18 июля
четверг
Обретение мощей преподобного Сергия игумена Радонежского, преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокени Варвары
8 ч.
17 ч
Часы, Литургия
Вечерня и Утреня
19 июля
пятница
Собор Радонежских Святых
8 ч.
17 ч
Часы и Литургия
Вечерня, Утреня с акафистом иконе Божией Матери «Казанская»
20 июля
суббота
Преподобного Фомы иже в Малеи, преподобной Евдокии в инокинях Евфросинии великой княгине Московской
8 ч.
17 ч
Часы и Литургия
Всенощное бдение
21 июля
воскресенье
Неделя 5-я по Пятидесятнице
Явление иконы Божией Матери «Казанской»
6.30
9.30
17 ч
Ранняя Литургия
Поздняя Литургия
Вечерня, Утреня с акафистом иконе Божией Матери «Казанская»
22 июля
понедельник
Священномученика Панкратия епископа Тавроменийского
8 ч.
17 ч
Часы и Литургия
Вечерня и Утреня с полиелеем
23 июля
вторник
Положение честной ризы Господа Иисуса Христа в Москве
8 ч.
17 ч.
Часы и Литургия
Вечерня и Утреня с полиелеем
24 июля
среда
Равноапостольной великой княгине Российской Ольги
8 ч.
17 ч.
Часы и Литургия
Вечерня, Утреня с полиелеем
25 июля
четверг
Иконы Божией Матери «Троеручница»
8 ч.
17 ч
Часы и Литургия
Вечерня, Утреня
26 июля
пятница
Собор Архангела Гавриила
8 ч.
17 ч
Часы, Литургия
Вечерня и Утреня с акафистом иконе Божией Матери «Казанская»
27 июля
суббота
Апостола от 70-ти Акиллы, преподобного Никодима Святогорца
8 ч.
17 ч
Часы, Литургия
Всенощное бдение
28 июля
воскресенье
Неделя 6-я по Пятидесятнице
Память святых отцов шести Вселенских Соборов
Святого равноапостольного великого князя Владимира
6.30
9.30
17 ч
Ранняя Литургия
Поздняя Литургия
Вечерня и Утреня с акафистом святителю Алексию
29 июля
понедельник
Священномученика Афиногена и десяти его учеников, мученицы Алевтины (Валентины)
8 ч.
17 ч.
Часы, Литургия
Вечерня и Утреня
30 июля
вторник
Великомученицы Марины (Маргариты)
8 ч.
17 ч.
Часы, Литургия
Вечерня и Утреня с акафистом иконе Божией Матери «Взыскание погибших»
Богослужения и адрес
Расписание богослужений Богоявленского собора в Елохове особо ничем не отличается от проведения обычных служб в прочих храмах по будням, выходным и праздничным дням. А если Вы желаете узнать более детальную информацию о данных богослужениях или задать вопрос священнослужителю, то можно посмотреть на сайте храма.
Находится данных собор по такому адресу: г. Москва, Спартаковская улица 15. Добраться до него можно на метро, до станции «Бауманская», троллейбусами 22, 25, автобусами 40, 152. Если Вы выбрали метро, то после выхода из подземки идите пешком через торговый центр.
Церкви, соборы, монастыри строили не только для того, чтобы радовать глаз, но и с другими целями. Во-первых, это было сделано для того, чтобы люди могли прийти и помолится Господу, рассказать о всем, что их тяготит. Во-вторых, такие церковные сооружения выполняли роль мотиваторов в трудных житейских ситуациях, они помогали поднять дух населения. В-третьих, становились неким символом веры и благодарности людей перед Богом.
Храни Вас Господь!
Православные монастыри, соборы и церкви
собор
Архитектура
Внутреннее убранство собора, 2012 год
Фрески на стенах собора, 2011 год
Богоявленский храм представляет собой поднятый на высокий четверик, завершённый пятью главами. Его высота составляет 56 метров, площадь — 1164 м², вместимость — 3000 человек. С северной и западной сторон собор опоясывают широкие галереи. К главному зданию примыкает соединённая с ним трапезная, перекрытая крестовыми сводами, стоящими на четырёх столбах. К ней пристроена трёхъярусная колокольня высотой 65 метров с семнадцатью колоколами. Самый большой из них был отлит в 1900 году на московском заводе А. Самгина.
Южный фасад разделён на три прясла широкими лопатками. Северная сторона оформлена карнизами, поясом поребрика, нишами. Окна обрамлены наличниками с парными треугольными фронтончиками.
Пространство храма освящается двенадцатью арочными окнами подкупольного барабана и двойным рядом проёмов в стенах. Внутреннюю сторону купола украшает живописная композиция «Новозаветная Троица» с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей, ангелами и серафимами. В нижней части барабана изображены двенадцать угодников Божиих. На сводах находятся образы святых евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, живописные сюжеты из Нового Завета. На западной стене собора размещены две композиции: «Бесплодная смоковница» и «Брачный пир», над ними — изображения «Спаситель» и «Господь Саваоф». У северной и южной стен храма стоят хоругви: «коронационная» с изображениями Николая II, архиепископа Мирликийского и святых членов императорской семьи, «феодосиевская», пожертвованная в Елоховский собор в 1897 году. В Богоявленском приделе находятся особо почитаемые святыни собора: чудотворный образ «Казанской Божией Матери» и рака с мощами святого Алексия.
В большом алтаре представлены настенные росписи живописца Афанасия Куликова, выполненные в 1912 году и обновлённые в 1947-м. Среди них — композиции «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Рождество Христово», «Снятие с креста» и другие.
Своды трапезной расписаны масляной живописью. На них размещены евангельские сюжеты: «Наставление Спасителя ученикам», «Воскрешение дочери Иаира», «Беседа Иисуса Христа с Никодимом» и другие.
- Иконостас
В иконостасе Никольского придела находятся иконы «Спас Великий Архиерей», «Святитель Николай Чудотворец со сценами жития» первой половины XIX столетия. В этой части собора представлены храмовые образы Божией Матери: «Всех Скорбящих Радость», «Тихвинская», «Нечаянная Радость», «Избавление от бед страждущих», «Рождество Пресвятой Богородицы».
В иконостасе Благовещенского придела трапезной расположены праздничные иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Троица Ветхозаветная» и образ «Светлое Христово Воскресение» конца XVIII века.
Шестиярусный иконостас главного престола является образцом неовизантийского стиля середины XIX века. Он покрыт позолоченным растительным орнаментом и вмещает 65 икон. Два нижних яруса разделены четырьмя парами колонн. Царские врата украшены медальонами с изображениями Божией Матери, архангела Гавриила и евангелистов. В местном ряду иконостаса находятся образы: «Спас Нерукотворный», «Похвала Пресвятой Богородицы», «Богоматерь Мирожская», «Спаситель», «Святое Богоявление Крещение Господне».
В алтаре на стенах размещены иконы рубежа XVII и XVIII веков: «Страстная икона Божией Матери», «Спас Великий Архиерей», «Спас Смоленский» в серебряном окладе и другие.
- Ризница
Ризница собора является хранилищем богослужебных предметов и облачений. В ней собраны серебряные напрестольные кресты, самый ранний из которых изготовлен в Москве в 1768 году. В ней также хранятся образцы церковной книжной печати — два Евангелия с гравюрами, в окладах, обитых бархатом и украшенных серебряными накладками. Одна книга напечатана в Москве в 1698 году, другая — в 1759-м.
Богоявленский, или Крещенский
С чем связано название собора? Почему он Богоявленский? В обиходе его еще величают Крещенским. Праздник 19 января называют Праздником Крещения Господня и Богоявления. Иоанну Крестителю явились Бог Отец и Дух Святой и объявили ему о явлении Сына Божия, давно обещанного Спасителя. Это великое таинство, которое нам не дано познать.
Праздники Рождества и Крещения — почти одно торжество, неразрывно соединены веселыми Святками. Но в зимней тьме Крещение — свет Христов, а свет — это субстанция Бога. В этот праздник Православная церковь всегда производит водоосвящение, или водосвятие. И каждый уходит после службы с «крещенской водой». Вера в ее силу не ослабевает с веками. Она укрепляет человека и духовно, и телесно. Это святыня, к которой особое отношение, и уважение, и почитание. Хранят ее под образами. Вот и все объяснение, почему Елоховский Крещенский храм называется Богоявленский кафедральный собор в Елохове.
Колокольня храма во имя Св. Вмц. Екатерины — святые места москвы
Часть Бауманской улицы между Ольховской и Спартаковской до революции имела другой статус и именовалась Девкиным переулком. Здесь в XIX–начале ХХ вв
находилось владение купцов Карасевых, известных своим вниманием к судьбе старообрядчества в Москве. Свой дом они отметили особым сооружением, сегодняшнее состояние которого вызывает серьезные опасения.
Старообрядческая церковь во имя святой великомученицы Екатерины существовала в доме купца II гильдии И.И. Карасева с 1872 г. Старообрядцы в это время находились под строгим надзором полиции и не могли строить собственные храмы, в результате чего приходилось создавать тайные церкви и молельни. После объявления веротерпимости в 1905 г. старообрядцы получили право свободно исповедовать свою веру и возводить храмы по своему вкусу и разумению. И.И. Карасев, однако, не стал строить отдельный храм, а лишь перенес церковь из собственного особняка в трехэтажный дом во дворе владения, а в 1912 г. добился разрешения на пристройку деревянной звонницы. Ей на смену в 1915 г. пришла полноценная надвратная колокольня, поставленная слева от дома по проекту архитектора Н.Н. Благовещенского.
В нижнем ярусе сооружения находились проездные ворота во двор Карасева, средний уровень составляли три пролета звонницы — один крупный посередине и два меньше слева и справа — и сверху располагался еще один небольшой пролет, увенчанный главкой с крестом
Особое внимание привлекают маленькие зубцы-мерлоны в виде «ласточкиных хвостов», имитирующих кремлевскую стену, а также три восьмиконечных креста на центральной звоннице. По своей форме сооружение напоминает уменьшенный вариант колокольни на Рогожском кладбище.
После революции дом был национализирован, церковь в 1918 г. закрыта. Особняк Карасева сохранялся до апреля 1979 г., когда он был снесен ради создания ангара (сегодня его место и вовсе пустует). Колокольня, тем не менее, сохранилась, но с утратой дома она потеряла должную опору и начала стремительно разрушаться: исчезла керамика с первого яруса, пропали кресты со всех трех главок, разваливается лемеховая черепица, осыпается штукатурка, сооружение в целом приобрело неряшливый вид. Фактически колокольня оказалась «ничья», она никем и никак не используется, быстро разрушаясь, несмотря на статус объекта культурного наследия регионального значения. Служить при ней невозможно, так как храмовое пространство уничтожено, вешать колокола небезопасно в силу ее сильной ветхости. Решение этой проблемы еще предстоит найти, но, в любом случае, сооружению необходима срочная реставрация.
Экскурсии
Рождественская прогулка по Москве
Пройти по центру, услышать о людях и событиях, узнать о традициях праздника и ощутить его атмосферу
Продолжительность: 1.5 часа
В этой прогулке город — не просто декорации, а полноправный участник разговора и настоящий друг. Москва покажет вам самые интересные и значимые места, вспомнит прошлое и в душевной беседе поведает о настоящем. А в канун Нового года и Рождества окутает атмосферой веселья и волшебства — вас ждет рассказ о всех гранях праздника на прогулке от Тверского бульвара до Красной площади.
Рейтинг: по 8 отзывам путешественников
Цена: 2500 руб. за экскурсию
Подробнее…
Гид
Марина
Все экскурсии гида
Онлайн-экскурсия «Московское метро — подземный храм СССР»
Разобраться в истории, архитектуре, мифах и инженерных секретах самого красивого метро в мире
Продолжительность: 1.5 часа
«Город под городом» стал для москвичей частью ежедневной рутины, но стоит посмотреть на метро со стороны — и перед вами музей советского и современного искусства, архитектурная энциклопедия и тайник с городскими легендами. На онлайн-экскурсии мы откроем этот тайник, рассмотрим красивейшие станции подземки и, словно на эскалаторе, погрузимся в историю города.
Рейтинг: по 40 отзывам путешественников
Цена: 400 руб. за человека
Подробнее…
Гид
Юлия
Все экскурсии гида
История собора
Первым документальным свидетельством существования деревянной церкви в селе Елохове является запись от 24 августа 1698 года в книгах патриаршего казенного приказа. Елоховскую церковь несколько раз перестраивали еще при отце Петра І Алексее Михайловиче Тишайшем. Алексей Михайлович был религиозным человеком, строго соблюдал посты, прекрасно знал богослужебный устав.
Елоховский собор в Москве
Но особо активная жизнь началась, когда в конце XVII века появилась рядом немецкая слобода, а в Елохово селились ремесленники и мещане, которые работали в домах иностранцев. Тогда началось увеличиваться население, и каким-то образом храм становился известным.
В последний раз церковь заново построили еще при жизни матери Петра, царицы Натальи Нарышкиной, второй жены Алексея Михайловича. Но каждый раз перестраивать или заново строить новую церковь было делом накладным и неблагодарным. Поэтому в 1712 году начался сбор средств на построение каменной Богоявленской церкви. Подобное самоуправство могло быть и наказуемо.
По приказу Петра І запрещалось возводить каменные храмы и монастыри. Шло бурное строительство Петербурга: и кирпич, и камень со всей страны отправлялся в новую столицу. Однако царь не только закрыл на это глаза, но и лично пожаловал кирпич на возведение каменной церкви в немецкой слободе.
И такой храм был возведен, правда, значительно позже, в июле 1731 года на средства царевны Прасковьи, младшей сестры императрицы Анны Иоанновны, племянницы Петра І.
А современное здание выстроено относительно недавно — в середине XIX века. Храм рос словно человек, чтобы стать готовым к служению в тяжелые годы гонений на Русскую православную церковь.
Колокольню возвели в 1806 году. Святитель Филарет принимал активное участие в перестройке церкви. Когда границы Москвы расширились и выросло количество прихожан, стало очевидным, что старый Богоявленский храм, построенный сто лет назад, уже не может вместить в себя верующих.
У истоков идеи возведения нового Богоявленского собора стояли елоховские священники: протоиерей Александр Покровский и Никита Карпов. Строить храм соглашается один из крупнейших зодчих — академик архитектуры Евграф Тюрин. Елоховский собор выстроен в стиле позднего ампира, стал значимой, но последней серьезной творческой вехой Евграфа Тюрина.
Начались долгие годы строительных работ, внутренней отделки, которые проводились на добровольные пожертвования прихожан. Во время ремонтных и строительных работ богослужения не прерывались и проводились в теплой трапезной части храма у Благовещенского и Никольского престолов.
Елоховский собор, вид с южной стороны
То, что столь великолепный храм, почти в центре Москвы, не был разграблен и разрушен, можно назвать тем чудом, которое дается по вере людей. Начиная с 20-х годов XX века, властями предпринимались неоднократные попытки закрыть храм. Здесь хотели сделать сначала казарму, потом книгохранилище, потом музей. И даже вовсе снести под предлогом строительства метрополитена. Но верующие отстояли свою святыню.
Во времена репрессий, когда из страха муж отказывался от своей жены, а дети отказывались от своих родителей, 4800 человек не испугались и поставили свои подписи против закрытия. Причем это были не просто закорючки, а полное указание имени, адреса, места работы, иначе подпись считалась недействительной. Эти люди совершили подвиг исповедания веры, и храм был спасен.
Важно! Когда был стерт с лица России храм Христа Спасителя, Богоявленский собор стал сердцем православной страны