Кафедральный собор барселоны
Содержание:
- Исторический очерк
- Архитектура Барселонского собора
- Грандиозный замысел Гауди
- Смерть архитектора
- Продолжая дело Антонио
- Внутреннее убранство
- Краткое описание
- Площадь Святого Иакова (Сан-Жаумэ)
- Маршрут по Готическому кварталу
- Архитектура
- Как попасть в Готический квартал?
- Средневековый Барсино
- Кафедральный собор (Catedral de Barcelona)
- Архитектурное решение
Исторический очерк
Церковь святого Креста один из уникальных памятников армянской архитектуры и один из прекрасных примеров художественного течения в Армении IX—X веков. Построен в 915—921 годах зодчим Мануэлом. С 1113 года становится резиденцией Ахтамарского католикосата Армянской церкви. Причиной этого являлось не согласие 5 епископов с поставлением патриархом молодого Григора III Пахлавуни. В 1114 году Собор в местечке Шугра в Киликии низложил ахтамарского епископа Давида, однако последний, не подчинившись решению, провозгласил Ахтамарский Католикосат. Его юрисдикция распространилась только в части Васпуракана. С XIII века, в эпоху монгольского владычества, Ахтамарские католикосы избирались из рода Арцруни-Хеденекидов, тогда же этот сан становится наследственным. Пользуясь покровительством Джахан-шаха Кара-Коюнлу католикос Закария III сумел на короткое время объединить Ахтамарский Католикосат с Эчмиадзинским, но всего 14 епархий. В конце XVIII века после длительных споров между двумя католикосатами касательно разграничении юрисдикции, была признана главенство Эчмиадзина. Уже в конце XIX столетия Ахтамарский Католикосат имел 2 епархий с 302 церквями и 58 монастырями. В 1895 году епархии перешли в юрисдикцию константинопольского патриархата Армянской церкви. Монастырь опустел после геноцида армян 1915 года.
Архитектура Барселонского собора
Высота храма составляет 93 метра, ширина – 40 метров. Восьмиугольные часовые башни возвышаются примерно на 50 метров, а шпиль центральной башни – на 70 метров.
Фото: Иванова Екатерина
На левой башне установлен трехтонный колокол, названный в честь Святой Евлалии, на правой находятся 10 небольших колоколов.
Фасад
По общему стилю собор относится к готике, но в его архитектуре присутствуют также неоготические элементы. На фасаде можно увидеть большое количество статуй, основными из которых являются скульптура Христа, расположенная внутри арки, и несколько изображений апостолов.
Система отвода дождевой воды выполнена в виде гаргулий – мифических существ, представляющих собой змей. Они призваны защищать храм от нечистой силы.
Интерьер
Конструктивно собор состоит из широкого центрального нефа и двух боковых проходов, разделённых колоннами. При входе через основной портал открывается обширное пространство с яркими витражными окнами и уходящим ввысь потолком.
Фото: Yury Zap / Shutterstock.com
Алтарь
Алтарь представляет собой деревянную скульптуру Христа Лепантского. Изначально она была установлена на носу испанского корабля Хуана Австрийского и сильно пострадала в сражении с турками при Лепанто в 1571 году.
С тех пор скульптура приобрела сильную кривизну, напоминающую о защите корабля от вражеской атаки.
Недалеко от алтаря находятся саркофаги графа Рамона Беренгера I, основателя храма, и его супруги Альмодис. В крипте располагаются алебастровый саркофаг самой Святой Евлалии.
Фото: Chantal de Bruijne / Shutterstock.com
Слева от алтаря установлена сокровищница собора, в которой хранятся церковные предметы. Поблизости размещены еще несколько алтарей, представляющие не меньшую ценность с точки зрения мастерства.
Хоры
Большой интерес представляют резные деревянные хоры, находящиеся в центральной части нефа. Они созданы в 1517 году мастерами Виларом и Ордоньесом: украшены мраморными барельефами с изображением сцен из жизни Святой Евлалии.
Здесь находятся два ряда кресел с очень красивыми спинками, которые в 1519 году были увенчаны позолоченными гербами Ордена Золотого Руна.
Кресла, а также епископская кафедра, выполнены мастером Са-Англадой, а пинакли – немецким мастером Лохнером.
Орган
Орган, созданный в 1539 году, находится рядом со входом San Ivo под левой колокольней. С тех пор музыкальный инструмент изменялся не один раз: последние работы по его усовершенствованию были проведены в конце 20-го века.
Послушать органные произведения можно каждый месяц – расписание концертов смотрите на официальном сайте.
Капеллы
В соборе представлено довольно много красивейших капелл. Так, с противоположной стороны от алтаря находится капелла Святого Олигария, украшенная кованой решеткой 15 века.
Непосредственно над алтарем епископа Олигария установлено деревянное распятие работы мастера 16 века.
Немного дальше расположена капелла Мажор. По диаметру галереи размещаются капеллы, хранящие в себе алтари, являющиеся шедеврами готического и барочного направлений искусства.
В капелле дель Патросини можно увидеть алтарный образ «Преображение» работы мастера Берната Марторелла.
Если пройти через Порта-де-Сант-Иу, находящуюся в левой части от трансепта, то можно увидеть древнейшую часть храма – Каррер делс Компес с романскими декоративными элементами.
Зал церковных собраний
Очень изысканно выглядит зал церковных собраний (музей), украшенный красным бархатом и мастерской резьбой. Выйти к нему можно по внутренней галерее. Здесь хранится шедевр 15 века — «Пьета» (La Pietat) Бартоломео Бермехо (Bartolomé Bermejo).
Внутренний дворик
Обязательно прогуляйтесь в живописный внутренний дворик. В одной из часовен живут 13 гусей, белизна которых символизирует чистоту Святой Евлалии. Ей было всего 13 лет, когда она мученически умерла от нападения язычников.
В одной из капелл можно увидеть имена 930 церковных служителей, умерших во время гражданской войны в Испании.
В саду находится старинный фонтан, увенчанный статуей Святого Георгия (Sant Jordi).
Святая Евлалия почитается не только в католицизме, но и в православии. Именно поэтому 9 декабря 2006 года в Барселонском соборе был проведен православный молебен перед ее мощами.
Помимо других достопримечательностей в соборе можно посмотреть готический монастырь, сохранившийся с 14 века.
Грандиозный замысел Гауди
История Барселоны вершилась параллельно с тем, как строилась Саграда Фамилия, ведь только фасад здания возводился в течение более, чем сорока лет. За это время город разросся, уверенно влился в промышленную эпоху и стал стремительно развиваться
Декору каждой башни Антонио Гауди уделял пристальное внимание. Над воплощением своих задумок он трудился кропотливо и не щадя себя, и многие не понимали, для чего архитектор тратит столько денег, времени и сил на строительство, ведь с земли даже не видны были верхушки башен
Гауди отвечал: «Если не увидят люди, то увидят ангелы».
Росла Барселона. Храм рос вместе с ней. Задумывалось построить три фасада: Страстей, Рождества и Славы Христа. Архитектор знал, что столь короткого периода времени, как человеческая жизнь, будет недостаточно, чтобы воплотить в реальность грандиозную идею. Ему пришлось решить, который из трех архитектурных элементов возводить первым
И сделал выбор в пользу фасада Рождества, потому как некоторые сцены распятия Христа способны были напугать жителей, а их мнение было крайне важно, ведь строительство велось только на пожертвования. В течение 1909-1910 гг
при храме построили церковно-приходскую школу, опять же по задумке Гауди. Изначально она возводилась как временное здание, поэтому в ней не было несущих стен, и легко убирались внутренние перегородки, за счет чего можно было с легкостью изменять планировку пространства. До наших дней, к сожалению, точного изображения школы не сохранилось.
Смерть архитектора
30 ноября 1925 года строительство фасада Рождества было закончено, Гауди собирался приступить к возведению остальных частей здания. За годы работы архитектора уникальную достопримечательность приобрела Барселона – храм был украшен церковными католическими скульптурами и символами, текстами из литургий и Евангелия. Все перевернул с ног на голову злополучный день 7 июня 1926 года. 73-летнего Антонио Гауди сбил трамвай, когда он шел в церковь на службу. Архитектор был одет очень бедно, его приняли за бродягу и даже не удосужились отвезти в больницу. 10 июня 1926 года, немного не дожив до 74-летия, Гауди скончался. Великого человека потеряла Барселона! Достопримечательности, созданные его руками, сегодня стремятся посетить миллионы людей, без них просто невозможно представить город. И это не только Саграда Фамилия, хотя, безусловно, она является главным творением архитектора. Здесь же он и был погребен — Гауди похоронили в еще незаконченном здании храма Святого Семейства.
Продолжая дело Антонио
Строительство церкви после смерти мастера не остановилось, его продолжил талантливый ученик архитектора – Доменек Суграньес, работавший с Гауди еще с 1902 года. Уже к 1930-му были возведены остальные два фасада, они, как и первый, были украшены росписями, текстами Священного Писания и скульптурами. Однако дальше последовали тяжелые времена. Недостаток денежных пожертвований, надвигающиеся мировые и гражданские войны привели к тому, что строительство храма было практически остановлено, вплоть до 1952 года. Затем возведение здания возобновили, но, несмотря на то, что вот уже несколько десятилетий работы ведутся непрерывно, до окончательного завершения замысла Антонио Гауди еще очень далеко. Нужно достроить четыре 120-метровые башни, посвященные евангелистам Марку, Иоанну, Матфею и Луке. На 170-метровой башне Христа, согласно задумке архитектора, следует установить крест, а на остальных четырех – виноградные гроздья, как символ Причастия. Если никаких непредвиденных обстоятельств не возникнет, и возведение будет вестись по плану, к 2026 году начавшая свое существование еще в позапрошлом столетии величайшая постройка наконец-то будет завершена. Окончания грандиозного строительства ждет не только Барселона. Храм помогают возводить люди со всего мира, пожертвования осуществляют как христиане, так и представители других конфессий. Так, в последнее время наблюдается значительный приток денежных средств из Японии.
Внутреннее убранство
Внутреннее пространство имеет величественный вид, благодаря одинаковой высоте нефа. По периметру расположено 25 часовен. Визуально храм выглядит шире и выше. Эффект увеличения внутренней площади обеспечивают верхние галереи в боковых приделах. Грандиозный алтарь, служащий украшением собора, был создан в 14 веке. Прямо под ним, в подземной крипте сберегаются останки святой мученицы Евлалии. Они заключены в саркофаг из алебастра. Если бросить в щель монетку, зажигается подсветка, которая обеспечивает торжественный вид, открывающейся картине.
По соседству с главной святыней, воздвигнуты надгробия над могилами графа Рамона Беренгера I и его жены Альмодис. Напротив них размещена церковная сокровищница. В ней сберегаются многие ценные артефакты. Наиболее древние датируются 15 столетием. На хорах здания проходило собрание рыцарей Ордена Золотого Руна, учрежденного императором Карлом V. В память о знаменательном событии остались кресла, снабженные рисунками рыцарских гербов. Украшением хоров служат барельефы, вырезанные из мрамора. На них представлены эпизоды жития святой покровительницы Барселоны.
Рядом с хорами построены капеллы, где в 19 в. были воздвигнуты отдельные алтари. Лифт поднимает посетителей прямо из капелл на крышу базилики. Обустроенная смотровая площадка дает возможность насладиться панорамой города. Красоту и величественность сооружения подчеркивают стеклянные витражи в окнах. Они появлялись постепенно, начиная с 14 по 20 вв. Все композиции созданы по единому плану: в центре – образ святого, в двух боковых частях – щиты с изображениями ангелов, городов, геометрических фигур и прочего.
Образцы каталонского искусства и старинные артефакты можно увидеть в помещениях капелл. Каждая из них имеет собственный алтарь в готическом стиле. Алтарная живопись создавалась признанным мастерами средневековой живописи: Габриэлем Алемани, Луисом Боррасса, Бернатом Мартореллом и др. В сокровищнице собора хранятся полотна Бартоломе Бермехо, Жауме Гугета, Пере Десорренты
Важной реликвией, почитаемой жителями Барселоны и Каталонии является трон короля Мартина (сер.15 в.). Он выполнен из сплава драгоценных металлов – золота и серебра, и украшен самоцветами
Предметом гордости церкви Святой Евлалии является старинный орган. Он размещен в помещении левой звонницы. Услышать звучание музыкального инструмента можно во время специальных программ, посвященных органной музыке. График проведения мероприятий постоянно обновляется на официальном сайте собора.
Краткое описание
В Барселоне, которая славится своими роскошными зданиями, памятниками истории, удивительными архитектурными сооружениями, построенными под руководством гениального Антонио Гауди, находится известный на весь мир Собор Святого Креста и Святой Евлалии.
Общий вид на собор и соборную площадь
Чаще всего горожане и гости города называют храм, построенный в готическом стиле, проще – Барселонский Собор или Собор Святой Евлалии. Именно в честь этой Святой Великомученицы более сотни лет возводился уникальный собор. Собор Святой Евлалии в настоящий момент считается резиденцией Епископа Барселоны. Многие гиды, проводящие экскурсии по Барселоне, удивляются, почему среди приехавших в столицу Каталонии гостей, распространено мнение, что резиденцией архиепископа Барселонского является Храм Святого Семейства
Быть может, дело все в том, что к его архитектурному стилю в свое время приложил руку сам Гауди? К слову, даже на многочисленных ресурсах всемирной паутины о Соборе Святой Евлалии забывают, а все внимание уделяют Саграда-Фамилия
Справедливости ради стоит отметить, что архитектурный стиль Собора Святой Евлалии ни в чем не уступает знаменитому шедевру Гауди, да и сравнение в данном случае неуместно. Просто резиденция Епископа Барселонского начала возводиться еще в 13-м веке, когда предпочтение при строительстве храмов отдавали готическому стилю. Уже после окончания возведения Собора Святого Креста и Святой Евлалии к зданию были добавлены элементы, выполненные в неоготическом стиле.
Фасад собора
Для тех, кто не совсем понимает, чем отличается готический стиль от неоготического, хотелось бы добавить, что неоготический стиль, это, так называемая, новая готика. Неоготика зародилась не в Барселоне и не в Испании, а в Великобритании лишь в середине 18-го века. Любой турист, еще на подходе к резиденции Епископа Барселонского, сразу же поймет, что перед ним, без преувеличения, один из красивейших храмов Европы, строгие и благородные линии которого были тщательно продуманы, а главное, четко выверены архитектором.
Площадь Святого Иакова (Сан-Жаумэ)
Площадь Святого Иакова (Сан-Жаумэ)
Центральной площади квартала дали название в память о Св. Иакове Пласа-де-Сант-Жауме. Ранее в этом месте был расположен римский форум и пересекались главные дороги Барсино. На сегодняшний день здесь в неоклассическом здании находится мэрия Барселоны и Дворец каталонского правительства в стиле ренессанс, внутри которого расположен уютный апельсиновый дворик. На площади Святого Иакова можно побывать на фестивале, во время которого строят кастели – башни из людей. Каждое воскресенье здесь исполняют сардану, которая является национальным танцем Каталонии.
Маршрут по Готическому кварталу
Готический квартал находится в окружении проспекта Колумба, площади Каталонии, бульваров Виа Лайетана и Рамбла. В случае захода в него с северной стороны, вы пройдете мимо улицы Пасео-де-Грасиа и легендарного кафе «Элс 4 гатс» (Четыре кота), открытие которого состоялось в XIX столетии. Это сделал художник-модернист Пере Ромео. Оно похоже на знаменитое парижское кабаре «Черная кошка». Здесь любил сиживать сам Пикассо.
Далее перед вами возникнет Кафедральный собор, справа от которого можно побывать в Еврейском квартале и на площади Св. Иакова, а слева – посетить галерею Вилла-де-Арте и Музей истории города. Чтобы увидеть римскую стену следует никуда не поворачивать и двигаться по Каррер-де-ла-Сиутат. Рядом с дворцом Лисеу, недалеко от Рамблы можно побывать на Королевской площади.
Главным ориентиром всех маршрутов является собор. Заблудившись в лабиринте узких улиц, вы в любом случае выйдите к этому храму.
Архитектура
Ахтамар — крестово-купольная церковь несколько видоизмененное в плане, длина 17 м, ширина 14 м, высота 24 м.. Архитектурный тип церкви тетраконха с угловыми нишами, восходит к памятникам VII века. К северо-востоку от храма в 1316 году была возведена часовня, а в 1763 году высокая колокольня. В XVIII веке на западной стороне церкви был построен четырёхколонный гавит. Юго-восточнее от храма находится кладбище с хачкарами XIII—XVII вв.
Церковь до реставрации
Более чем тысячелетний храм сохранился без значительных видоизменений.
Скульптура и рельефы
Фасадные поверхности церкви полностью покрыты рельефами из сюжетов Ветхнего и Нового Завета, образами пророков и апостолов, иногда портретами святых взятые в круглую структуру. Стилевые особенности ахтамарских рельефов позднее оказали влияние в миниатюрах «ванской» или . В рельефах храма, в ряде иконографических мотивов, прослеживается связь с традициями сасанидского искусства. В некоторых изображениях животных отмечается мусульманское влияние, а влияние византийской иконографии — в религиозных сценах
Как попасть в Готический квартал?
На территории Готического квартала есть много отелей, в которых останавливаются туристы. Но в ночное время это место так же наполнено шумом, как и днем. Так что спокойно отдохнуть вам вряд ли удастся.
От набережной и из граничащих с кварталом районов Борн и Раваль сюда можно дойти пешком. Местом начала самой известной и проторенной дороги в сторону Готического квартала является площадь Каталонии.
Ближайшими станциями метрополитена считаются Лисеу, Драссанес, Уркуинаона и Жуаме I.
По пр. Колумба и Рамбле сюда можно доехать на 59-м, 91-м и V13-м автобусах. Выйти следует на остановке Барри Готик.
Средневековый Барсино
Немного истории… свое название Готический квартал или Barri Gotic получил еще от великого государства Арагон. На вершине своего могущества, в 14-м и 15-м веках, Арагонская корона контролировала значительную часть современной восточной , юго-восточной Франции, а также некоторые основные острова и значительные материковые территории Средиземноморья простиравшиеся вплоть до Греции. Квартал состоит из узких кривых улочек, многие из которых закрыты для проезда. Большинство построек датируются XIV—XV веками.
Через весь квартал на западе, пролегает знаменитый бульвар Рамбла. По протяженности он наверно составляет около 2 км.
Средневековая Барселона выросла на фундаментах римского Барсино. Однако, от романской Барселоны очень мало: на месте романских построек были возведены готические дворцы и церкви, поныне определяющие облик Барселоны. Но если рост и процветание города обрекли большинство романских строений на снос, то начавшийся с XV века упадок Барселоны, напротив, способствовал сохранению от разрушения выстроенных на их месте готических зданий.
После дождя квартал выглядит особенно атмосферно
Старый центр Барселоны – сокровищница готических построек, которая является крупнейшей в Европе.
Со Средневековья Барселона разрасталась на юго-запад (Ла-Рамбла) и северо-восток (Виа Лайэтана). В юго-восточном направлении городской центр постепенно приближался в морю, на север же – за пределы древних римских крепостных стен и улицы Каррер-де-ла-Портаферисса – практически не расширялась.
Готический квартал сохранил не только все, что осталось от римского Барсино, но также и многие памятники средневековья – кафедральный собор Санта-Мария-дел-Пи, Пласа-дел-Рей (королевская площадь).
Пласа дел Рей — королевская площадь
Эти здания образуют впечатляющий комплекс музея истории города. В центре старинного квартала возвышаются сооружения, которые веками служили резиденцией регионального и городского советов. Чуть западнее лежат узкие улочки некогда бывшего оживленного Еврейского квартала города.
Рекомендую всем не стесняться и не упускать возможности заглянуть в каждый закуток Готического квартала старой Барселоны, чтобы открыть для себя красивые внутренние дворики средневековых особняков старого города.
Кафедральный собор (Catedral de Barcelona)
Карта достопримечательностей города обязательно включает Барселонский собор, второе название которого – собор Святого Креста и Святой Евлалии. В этот величественный храм направляют свои стопы паломники всего мира, ведь именно в нем почивают мощи святой мученицы Евлалии Барселонской, скончавшейся в возрасте 13 лет в 304 году от Рождества Христова. В 4 веке, когда жила Евлалия, на земле Каталонии царило язычество, однако девочка чтила веру в Иисуса, за что и была сожжена. Изо рта мученицы перед смертью вылетел голубь, и в то же время на палачей посыпался снег. Прошло несколько веков, и Евлалию причислили к святым и окрестили покровительницей Барселоны, в ее честь в центре готического квартала был воздвигнут главный собор города.
Catedral de Barcelona (фото представлено ниже) наполнен многими реликвиями исторических и религиозных ценностей. Его территория свой сегодняшний вид начала принимать с 1268 года, когда построили часовню. С первой половины 15 века это — неоспоримое украшение города. Строительство храма продолжалось 122 года, здание возводилось непосредственно на руинах римской базилики. Отдельные элементы, к примеру, шпиль, были выполнены значительно позже. Сегодня прибывающие в Барселону туристы могут оценить величие строения и тщательность выполнения каждой детали. По примыкающему к собору внутреннему дворику разгуливают белые гуси – это символ чистоты Евлалии. Внутри здания хранятся христианские святыни: останки Святой, покоящиеся в саркофаге, и образ Иисуса с корабля, который участвовал в битве при Лепанто. Барселонский собор является памятником искусства и истории национального значения. Святая Евлалия почитается и католиками, и православными, поэтому храм примечателен для представителей обеих конфессий. К тому же Catedral de Barcelona служит резиденцией архиепископа Барселонского.
Архитектурное решение
Кафедральный Барселонский собор является прекрасным образцом готического стиля с яркими элементами каталонской культуры. Это здание, очень громадное и массивное, очень удачно вписано в Готический квартал с его узкими извилистыми улочками. Несмотря на массивность, собор не ощущается «тяжёлым», он словно парит в воздухе. Такое впечатление во многом создаётся благодаря множеству изящных деталей: летящим вверх башенкам-шпилям, стройным колоннам, помпезной готической «розетке» над главным входом.
Кафедраль имеет несколько порталов: выходящий на площадь de la Seu центральный и самый старый портал Святого Иво, а также выходящие во внутренний дворик порталы Пьетат, Святой Евлалии, Святой Люсии.
Фасад здания и центральный портал украшены многочисленными статуями святых и ангелов, основная – это статуя Христа в арке.
Собор Святого Креста в Барселоне достигает в ширину 40 метров, в высоту поднимается на 93 метра. Здание дополняют 5 башен, самые крупные из них – это центральная с 70-метровым шпилем и 2 восьмиугольные часовни высотой 50 метров. На правой башне установлены 10 колоколов небольшого размера, на левой – колокол, который весит 3 тонны.
Интерьер Кафедраля
Кафедральный храм Барселоны очень просторный, строгий и величественный. Несмотря на огромное количество красивых разноцветных витражей и на наличие освещения, в здании всегда таинственный полумрак.
Сразу от главного портала начинается обширный центральный неф и 2 боковых придела, отделённые от него рядами стройных колонн. На высоте 26 метров это просторное помещение ограничено изящно-воздушным куполом.
Существенный участок центрального нефа в соборе Святого Креста отведён под хоры из резного дерева, декорированные барельефами из мрамора. Здесь в 2 ряда размещены кресла, спинки которых венчают золочёные гербы Ордена Золотого Руна.
Главное украшение алтаря (XIV век) и вместе с тем ценная религиозная реликвия – это статуя Христа Лепантского, выполненная из дерева. Статуя находилась на носу корабля, принадлежащего полководцу Хуану Австрийскому, и во время битвы с турками в 1571 году она спасла корабль от гибели, приняв на себя удар летящего снаряда. Статуя была повреждена, и сейчас даже невооружённым глазом можно увидеть, насколько она искривлена.
Рядом с главным алтарём, в крипте, располагается ещё одна важнейшая святыня: стоящий на резных колоннах из полированного алебастра саркофаг, в котором покоятся мощи Святой Евлалии.
В глубине зала Кафедрального собора, под левой башней-колокольней, установлен орган. Он был изготовлен в 1539 году и с того времени пережил много реконструкций. С 1990 года орган используют для проведения концертов.
Внутренний двор храма Святого Креста