Собор святого павла в лондоне

Собор Святого Павла — верхние галереи

Купол окружают три галереи — Шепота, Каменная и Золотая.

  • Галерея Шепота расположена с внутренней стороны на высоте 30,2 метра от пола, к ней ведут 257 ступеней. Свое название она получила из-за необычной акустики. Слово, сказанное в одной части галереи, слышно вокруг всего купола. Так, что не удивляйтесь, если увидите здесь туристов, шепчущих непонятные фразы
  • Каменная галерея находится у подножия купола, на его внешней стороне, на высоте 53,4 м от уровня пола. Чтобы подняться на нее, надо преодолеть 376 ступеней
  • Если Вы подниметесь от Каменной галереи еще на 150 ступеней, то есть всего преодолеете 526 ступеней, Вы попадете на Золотую галерею, расположенную на вершине купола под световым фонарем на высоте 85,4 метра. Отсюда, как и с Каменной галереи, открывается великолепный вид на Лондон.

История

Купол собора

Официальной датой открытия собора считается 20 октября 1708 года — день рождения архитектора Рена (в тот день ему исполнилось 76 лет), однако фактически службы в соборе начались 2 декабря 1697 года. До начала строительства Рену пришлось трижды полностью изменять проект. Первый проект предполагал построить на фундаменте сгоревшего четвёртого собора новую большую церковь. Этот проект был отклонен практически сразу — видимо властям хотелось чего-то более грандиозного. Второй проект предусматривал строительство церкви, имеющей в плане вид греческого креста. Этот проект был детально проработан — достаточно сказать, что до нынешнего времени сохранился исполненный в масштабе 1:24 макет такого собора, который сегодня экспонируется в Соборе Святого Павла. Однако этот проект был также отклонен как слишком радикальный. Третий проект Рена предполагал сооружение достаточно большого храма с куполом и двумя башнями-звонницами. Этот проект был утвержден, и в июне 1675 года начались строительные работы. Однако вскоре после этого король Карл II вновь истребовал проект и приказал внести в него изменения, которые сам охарактеризовал как декоративные. Этим декоративным изменением стал большой купол, сделавший Собор Святого Павла одной из самых крупных достопримечательностей Лондона. Общепризнано, что купол Собора во многом повторяет купол базилики Святого Петра в Риме.

Под куполом Собора расположено три галереи: внутренняя шепчущая галерея и наружные каменная и золотая галерея. Шепчущая галерея обязана своим названием не предусмотренной архитекторами особенности её акустики: слово, даже сказанное шепотом, в одном конце галереи, многократно отражается её стенами, в результате чего этот шепот вполне может слышать человек, находящийся на другом конце галереи.

В колокольнях Собора установлено 17 колоколов, из них 13 — в северо-западной башне и 4 (включая колокола Большой Пол (англ. Great Paul) и Большой Том (англ. Great Tom) — в юго-западной башне. Высота собора составляет 111 метров.

Крипта и захоронения

Кроме упомянутых герцога Веллингтона, Нельсона, живописца Тернера и архитектора Рена, в крипте похоронены:

  • героиня Крымской войны Флоренс Найтингел
  • баронет сэр Чарльз Хьюберт Хейстингс Пэрри — английский композитор
  • Сэмюэль Джонсон — поэт эпохи Просвещения
  • Генри Холлам — египтолог
  • Томас Эдвард Лоуренс — герой Арабского восстания 1916 — 1918 г. г.,
  • адмирал Адам Дункан
  • сэр Александр Флеминг, первооткрыватель пенициллина, микробиолог и другие

В крипте проводятся собрания рыцарского Ордена Британской империи, основанного королём Георгом в 1917 году. Такие собрания (даже фуршеты) можно заказывать в специально отведенном зале. В большинстве случаев — застолья поминальные.

Литература[править | править код]

  • Atkinson, Frank (1985), St Paul’s and the City, Park Lane Press, London: Michael Joseph, ISBN 978-0-7181-2629-2 — With numerous photographic plates, both in colour, and black and white).
  • Hood, Frederic (1967), The Chapel of the Most Excellent Order of the British Empire — With a foreword by Prince Philip. It contains 65 pages of mainly colour plates on glossy paper relating to St Paul’s Cathedral and is a republished section of the book published by the Oxford University Press.
  • Owen, James (2010), Danger UXB, Little, Brown, ISBN 978-1-4087-0255-0 — contains a chapter on St Paul’s in wartime and the unexploded bomb which closed it
  • Tatton-Brown, Tim & Crook, John (2002), The English Cathedral, New Holland Publishers, ISBN 978-1-84330-120-2
  • Burman, Peter (1987), St. Paul’s Cathedral, Bell & Hyman, ISBN 978-0713526172

Литература

  • Atkinson, Frank (1985), St Paul’s and the City, Park Lane Press, London: Michael Joseph, ISBN 978-0-7181-2629-2 — With numerous photographic plates, both in colour, and black and white).
  • Hood, Frederic (1967), The Chapel of the Most Excellent Order of the British Empire — With a foreword by Prince Philip. It contains 65 pages of mainly colour plates on glossy paper relating to St Paul’s Cathedral and is a republished section of the book published by the Oxford University Press.
  • Owen, James (2010), Danger UXB, Little, Brown, ISBN 978-1-4087-0255-0 — contains a chapter on St Paul’s in wartime and the unexploded bomb which closed it
  • Tatton-Brown, Tim & Crook, John (2002), The English Cathedral, New Holland Publishers, ISBN 978-1-84330-120-2
  • Burman, Peter (1987), St. Paul’s Cathedral, Bell & Hyman, ISBN 978-0713526172

Интерьер

Галерея нефа имеет протяженность 68 м, высота — 28 м, ширина — 37. Поперечная галерея (трансепт) имеет длину 51 метр.  Огромная гранитная купель работы скульптора Ф. Берда (XVIII век), стоящая в первой травее — материализованный призыв креститься водой. Препятствие у дверей стоит не случайно: через главный вход может войти только лорду-мэру города. По обеим сторонам чаши — две часовни. Левая (св. Дунстана) предназначена для частных богослужений. Правая носит имя святых Михаэля и Георгия.

Мозаики из венецианского стекла монументальны. Они интересны не только не традиционной трактовкой библейских персонажей, но и живописными деталями в стиле “наив”: птицы, животные, рыбы, моллюски соседствуют с героями Нового и Старого Заветов. Реформаторство англиканской церкви строится на Всеединстве, а потому разрешаются любые выразительные средства.

Вошедшие в собор слышат мощные звуки хора, переливы органной музыки, но не видят органных труб в конце зала: трубы размещены с двух сторон. Вместо органа — поток света из витража апсиды. Свет играет роль участника службы. У средокрестия возвышается кафедра. Напротив нее — место органиста.  4 травеи (квадратичных делений нефа) ведут к средокрестию, то есть, под самый купол. Столько же их — до замыкающей галерею апсиды. Широкие витражированные окна освещают зал, а позолоченные арки ритмично повторяются на своде.

Посетитель не увидит привычного в православных храмах иконостаса. Только ажурные ворота преграждают путь к жертвеннику. Прямо в соборе выставлен живописный холст “Светоч Мира” Холмена Ханта (в северной части трансепта). Но эта работа — не икона, а известное произведение искусства.

История

Крещенный в 604 г. англо-саксонский король Саберт отдал приказ о постройке церкви в честь апостола Павла. После ухода короля в мир иной его сыновья отказались принимать христианство. Британия вновь стала языческой. Деревянная церковь, построенная на берегу Темзы, сгорела в 675 году. Однако, в конце VII века новая религия Рима на остров вернулась. Церковь Саберта дважды восстанавливали, ровно столько же построенное исчезало в пламени пожаров (962 и 1087 г.г.).

Норманны, владевшие Лондоном в 1087 году, взялись восстанавливать храм, продолжая историю так называемого Старого собора св. Павла. Огонь опять вмешался в планы: не завершенная постройка пострадала от пожара 1136 года. Почти через сто лет — в 1240 году возведение храма было завершено. Курьез растянутого строительства: на смену романскому стилю пришел готический. Начавшему функционировать собору требовалась немедленная реконструкция — чтобы соответствовать требованиям Вселенской Церкви.

С 1314 года по 1561 Лондон украшает собор невероятной длинны — 178 м. О величии второго по высоте сооружения на Альбионе (149 м) засвидетельствовали средневековые граверы. До XIX в. было не известно точное местонахождение собора. Лишь после археологических раскопок 1878 г. стало окончательно ясно, что Новый Собор св. Павла возведен на фундаментах старого, но с некоторым смещением.

Монументы

Памятники выдающимся деятелям Великобритании стоят по обеим сторонам от главного нефа — в нефах малых. Слева возвышается конная статуя герцогу Веллингтонскому лорду Артуру Уэсли (удостоен чести за победу под Ватерлоо), в северном трансепте находится часовня Миддленского полка британской армии. За ним, в глубине, у алтаря — изваяние “Мать и Дитя” абстракциониста Генри Мура (изготовлено в память о короле Георге IV).

Статуя виконта Нельсона начинает памятный ряд справа. У входа в южное крыло трансепта стоит Мемориал Тернера, рядом — монумент одному из первых настоятелей Собора св. Павла поэту Джону Донну; в одной из апсид покоится прах генерала Ч. Дж. Гордона.  Всего — 200 захоронений, видимая часть которых обозначена гранитными плитами с надписями. По плитам разрешено ходить. Монументов вдоль стен — 67.

Храм, построенный на кладбище

На территории, где сегодня расположен один из главных храмов Рима, в древние времена находилось городское кладбище, называемое subdiale (от лат. sub divos — «под богами», т.е. под открытым небом) и использовавшееся по своему прямому назначению с I века до н.э по III век н.э. Это было довольно крупное кладбище с множеством различных типов захоронений – от небольших колумбариев до фамильных усыпальниц, часто декорированных фресками. На сегодняшний день практически вся территория древнего кладбища находится под землей.
 
Небольшую часть фунеральных построек, сохранившихся с античных времен и расположенных на поверхности, можно увидеть вдоль улицы Остиенсе, недалеко от базилики Святого Павла.
Согласно легенде именно на этом кладбище был захоронен апостол Павел, который, также как и Петр, стал жертвой гонений в период правления императора Нерона.  Место его погребения, вместе с гробницей Святого Петра, ставшего в истории Церкви первым папой римским, для первых христиан практически сразу же стало священным. Над могилами апостолов вскоре появились небольшие фунеральные памятники.
Во времена Константина Великого – первого римского императора принявшего христианство, на местах захоронений Петра и Павла были возведены храмы. В то время базилика Святого Павла представляла собой небольшое трехнефовое сооружение, под главным алтарем которого находилась гробница Святого Павла. Освящение церкви произошло в период понтификата Папы Сильвестра I – 18 ноября 324 года.

Однако построенный Константином храм вскоре был перестроен. Его небольшие размеры, наряду со значимостью хранимой в нем реликвии, не позволяли принять всех паломников. В конце IV века базилика Святого Павла за городскими стенами обрела новый вид. Грандиозное сооружение состояло из пяти нефов, разделенных между собой 80-ю колоннами и портика, отличавшегося от предыдущего не только своими размерами, но и местом расположения относительно апсиды. Освящение перестроенной базилики произошло в 390 году, однако строительство храма было полностью завершено лишь спустя пять лет.
 
На протяжении столетий, в ходе последующих реставраций, в интерьере базилики Сан Паоло появлялись новые архитектурные и декоративные элементы. В V веке, благодаря папе Льву I, великолепные росписи со сценами из Ветхого Завета украсили стены правого и левого нефов, была сооружена триумфальная арка с красивейшей мозаикой, а также появились украшения в апсидной части храма. Главный неф заполнили портреты понтификов, некоторые из которых и сегодня хранятся в расположенном рядом монастыре, также как и другие предметы, уцелевшие во время пожара, произошедшем в XIX веке.
 
В период понтификата Григория I, в структуре базилики были произведены некоторые изменения: поднят уровень пола и оборудована небольшая капелла (такая же, как в соборе Святого Петра), открывающая доступ к гробнице Святого Павла. Над капеллой был помещен алтарь, располагавшийся ранее в центральном нефе.
В IX веке Папа Джованни VIII, в целях защиты храма от посягательства варваров, соорудил вокруг комплекса крепостную стену с башнями, превратив его территорию в настоящий Борго, который впоследствии назвали «Джованниполи». Спустя две сотни лет базилика обрела колокольню.

Строительство современного Собора святого Павла

В период Реформации (вторая четверть XVI века) в Старом соборе прекращаются службы. Имущество аббатства изымают в пользу королевской казны. Внутреннее убранство уничтожено, церковная утварь разграблена. Попадание молнии в шпиль (произошло в 1561 году) жители Лондона восприняли как знак свыше. Поэтому упадок Старого католического собора был неминуем, его ускорили, разобрав кирпичную кладку на строительство дворца лорда Кромвеля.
1630-тые.

Новой англиканской церкви требуется символ веры. К полуразрушенному нефу пристраивают западный фасад в классическом стиле. Привлеченный епископатом математик Кристофер Рен в июле 1668 подает первый проект, призванный “возвеличить славу города и нации”, но предложение было отклонено. Одобрение получил только третий вариант 1675 года.

Введя королевский налог на уголь, власти призывают вольнонаемно осваивать каменоломни о. Портленд (север Ла-Манша).

Узкий перешеек между островом и Британией быстро превратили в насыпной мол. Рукотворный перешеек стал путем поставки самого прочного на островах известняка. Из портландского камня изготавливали капители, тела колонн, оконные проемы, ниши, массивные балки архитравов, блоки фундамента. Этот же камень использован для облицовки. Пригодился он и для резьбы большинства скульптур Нового Собора им. святого апостола Павла.

Через 19 лет после освящения начались службы. Последний фрагмент был положен в октябре 1708-го. Еще через 3 года – официальное объявление о полном завершении строительства. Последним этапом отделочных работ по экстерьеру считается установка скульптур парапета (1720-тые г.г.). Внутренняя отделка собора продолжась ещё два столетия.

Сохранились имена мастеров: Френсис Берд (вырезал барельеф фронтона, купель, скульптуры святых и ангелов), Гринлинг Гиббонс работал над деревянными изваяниями хоров, купол расписывал Джеймс Торнхилл, ковкой занимался Жан Тиху, мозаики “парусов” между арками спроектировал сэр Уильям Ричмонд, алтарь, люстры – работа Стивена Бауэра и Готфреда Аллена.

Архитектура

Собор Св. Павла в Лондоне в отношении архитектурной композиции и стиля представляет собой уникальное сооружение. Он не повторяет ни один из храмов мира, хотя и задумывался как символ противостояния англиканской церкви римско-католическому миру, о чём косвенно свидетельствует и «перекличка» имён святых покровителей римского и лондонского храмов. Архитектурный стиль собора атрибутируют как «барочный классицизм». Создатель храма, сэр Кристофер Рен, в Италии не был и считал себя продолжателем традиций французского зодчества. В созданном им оригинальном стиле Рен пытался соединить особенности средневекового романо-готического строительства и элементы французского классицизма «большого стиля» эпохи Людовика XIV. В 1665 году он посетил Францию. В Париже встречался с Ж. Ардуэн Мансаром и Дж. Л. Бернини. Рен, по его словам, привёз в Лондон большое количество гравюр с изображением «величественных французских зданий, орнаментов и гротесков, в которых французы превзошли даже итальянцев».

Король Карл II, при котором началось строительство храма, скончался в 1685 году и основное строительство велось при королеве Анне (1702—1707). Поэтому и архитектурный стиль того времени, в котором соединились классицистические и барочные влияния, в английской историографии часто именуют стилем королевы Анны. В процессе проектирования Рен взял за основу так называемую французскую схему: тип крестово-купольного храма, «греческие» портики, но по-барочному двухэтажные, со сдвоенными колоннами, «готические» башни по сторонам главного фасада и «римский купол». Всё это архитектор смешал, как он сам определил, «для разнообразия». Купол с крестом достигает высоты 111 м (высота креста ватиканского храма 142 м). Собор имеет нартекс с двумя симметричными капеллами по сторонам и тройной неф. Трансепт завершён полукружиями капелл. Огромное средокрестие венчается куполом, внутреннюю поверхность которого Рен предполагал украсить мозаиками, но в итоге купол расписал техникой гризайль академический живописец Джеймс Торнхилл(1716—1719). Восемь композиций изображают эпизоды из жизни Св. Апостола Павла.

Сэр Кристофер Рен, после своей кончины в 1723 году по древней традиции удостоился чести быть захороненным в построенном им соборе. Краткая эпитафия на надгробной плите гласит: «Si Monumentum requiris, circumspice!» (Если ищешь монумент — оглянись!).

Западный фасад

Проект не предполагал на западном фасада башен. Идея возникла уже в ходе строительства. Одна из башен украшена часами. Механизм часов до 1969 года запускался вручную. Здесь же находится лестница в библиотеку, названа архитектором Реном геометрической (она не витая). По этой лестнице поднимаются в Часовню всех Душ.

Классический портик Западного фасада не обычен своей двухъярусностью. Второе, не менее оригинальное решение для фасада — спаренные колонны. Утончение плюс множественность — прием, позволивший при соблюдении необходимых масс сделать фасад визуально легким, наполненным светом и с богатой игрой теней.

Пышным гирляндам над оконными проёмами вторит фигуративные изображения фронтона (торцевого треугольника крыши), а также ниш с барельефами. Статуи апостолов, чаши у башенок, карнизы с четким ритмом триглифов создают выразительный светотеневой рисунок и запоминающийся силуэт фасада.

Купол собора

Эта часть Сент-Пола горделиво возвышается над лондонскими зданиями. Массивный купол собора покоится на перистиле, который кажется зрителям воздушным и невероятно изящным из-за псевдоокон и спаренных пилястров. Каменная галерея под купольной крышей – кольцо скрытых аркбутанов, ее нельзя пройти насквозь. Внутренний интерьерный купол «висит» на конусе кирпичной кладки. Его форма немного сферична – это было необходимо для надежного размещения элемента между двумя оболочками. Он освещен светом, проходящим сквозь многочисленные окошки над балюстрадой.

Наивысшая точка купола – Золотая галерея. Это смотровая площадка, к которой ведут 528 ступенек. Над миниатюрным куполом латерны золотыми переливами сияет Крест Спасителя.

Примечательно, что в годы Второй Мировой Войны, когда над столицей взрывались бомбы и его улицы были объяты пламенем, Кафедральный Собор святого Павла в охваченном огнем Лондоне не пострадал. Это англичане называют истинным чудом.

Литература

  • Atkinson, Frank (1985), St Paul’s and the City, Park Lane Press, London: Michael Joseph, ISBN 978-0-7181-2629-2 — With numerous photographic plates, both in colour, and black and white).
  • Hood, Frederic (1967), The Chapel of the Most Excellent Order of the British Empire — With a foreword by Prince Philip. It contains 65 pages of mainly colour plates on glossy paper relating to St Paul’s Cathedral and is a republished section of the book published by the Oxford University Press.
  • Owen, James (2010), Danger UXB, Little, Brown, ISBN 978-1-4087-0255-0 — contains a chapter on St Paul’s in wartime and the unexploded bomb which closed it
  • Tatton-Brown, Tim & Crook, John (2002), The English Cathedral, New Holland Publishers, ISBN 978-1-84330-120-2
  • Burman, Peter (1987), St. Paul’s Cathedral, Bell & Hyman, ISBN 978-0713526172

Часы и колокола

Часы разработаны и установлены компанией Smith of Derby (1893 г.). Диаметр циферблата — 5,3 м.
Башня с часами используется как колокольня. Первые колокола отлиты в 1717 г., вес самых массивных — 600 кг и 1500 кг. Они отбивают четверти часа. Противоположная башня-близнец вмещает 12 колоколов меньшего размера. Используются малые колокола для перезвона.

Но самый большой колокол (отлит в 1881 г.) весит 16,5 т, имя его — Большой Павел (он самый большой на Британских островах). Задача гиганта — отбивать первый час по полудню.

“Собрат Павла” Большой Том — чуть поменьше, в него бьют каждый час. Он же звучит в заупокойные молебны по членам королевской семьи или по ушедшему из жизни епископу. В большой Том били в день кончины президента США Джеймса Гарфилда. В 2002-м он оплакивал королеву-мать Елизавету. Последней воздвигнут памятник-колосс у Западного фасада.

Из истории

Первоначально на холме Ладгейт Хилл находилась древняя языческая церковь богини Дианы, а затем в 604 году здесь был возведен первый христианский храм Лондона. Строение было деревянным и сгорело во время пожара, а затем на его месте был сооружен каменный храм, посвященный апостолу Павлу.

1000 лет простоял собор Святого Павла и всегда он был центром старого Лондона. Это было место, где король встречался с горожанами, здесь праздновались военные победы, на площади заключались сделки и искали проституток, а на церковном дворе был оживленный книжный базар.

Это была не просто церковь, куда приходили горожане и не только памятник религии, это был своего рода культурный центр того времени.

Лондонцы боялись, что 1666 год, оканчивающийся тремя шестерками, принесет им большие беды.

2 сентября 1666 года в одной из кондитерских города начался пожар, огонь от которого распространился на тысячи деревянных построек. Пожар длился 4 дня и превратил в развалины 13 тысяч домов и 93 церкви. От свирепого пожара тысячи людей спасались бегством.

Страх неминуемого конца света усилился, когда огонь перекинулся на Собор Святого Павла. Огонь не пощадил храм, уничтожив памятник архитектуры.

После пожара Собор пытались отремонтировать, но все усилия были напрасны. Выбора не было, Лондону был необходим новый храм, но кто сможет построить такой монумент?

Королевский совет, состоящий из чиновников и духовных лиц, пошел на риск и назначил архитектором 35-летнего Кристофера Рена, астронома и ведущего математика своего времени. Этот выбор объяснялся тем, что в то время архитектура была лишь направлением математики и профессиональных архитекторов не было.

Кристофер Рен хотел соорудить грандиозное сооружение в классическом стиле с огромным куполом. Чтобы претворить в жизнь свои революционные идеи, Рен порывает с архитектурными традициями того времени. Его разногласия с членами Королевского совета относительно архитектуры храма отложили начало строительства на 9 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector