Кельнский собор — храм, который принадлежит сам себе
Содержание:
- Архитектура Кафедрального собора
- Музей прикладного искусства
- Святыни и реликвии Кёльнского собора
- Кёльнский городской центр документации национал-социализма
- Захоронения в соборе
- Как доехать на общественном транспорте
- Правила посещения храма
- Музеи Вальрафа-Рихарца и Людвига
- Часы работы Кёльнского собора
- История храма вкратце
- Где находится и как добраться до Кёльнского собора
- Архитектура Кельнского собора
- Возникновение храма
- Зоопарк Кёльнер
- Цифры и факты
- Информация для посетителей
- Усыпальница епископов
- Неофициальный символ города
- Архитектура
- Мост Гогенцоллернов
- Легенда о сделке с Дьяволом
- История храма
Архитектура Кафедрального собора
Башни высотой 157 метров сделали Кельнский собор самым высоким зданием в мире того времени.
Чтобы подняться на самый верх, нужно преодолеть 509 ступенек – лифта нет, идти придется по винтовой лестнице.
Кстати, в этом соборе находится один из самых огромных колоколов в мире – «Петр». Он был отлит из французских пушек и имеет вес в 24 тонны.
Фасад
Кафедральный собор выглядит довольно строго и слегка мрачновато, но такова любая архитектура готического стиля. Довольно широкий фасад и возвышающиеся башни внушительных размеров выглядят могущественно днем и изысканно ночью в свете множества фонарей, подсвечивающих здание.
Если у вас есть возможность, обязательно прогуляйтесь к собору вечером, чтобы увидеть его в совершенно ином свете.
Снаружи стены вымощены камнем красноватого оттенка – трахитом. Здание украшает большое количество архитектурных элементов: при взгляде на фасад можно бесконечно любоваться пилястрами, галереями, аркбутанами и другими готическими фрагментами.
На главном портале привлекают внимание множество небольших скульптур и стрельчатые арки, копирующие друг друга и сужающиеся внутрь в несколько ярусов
Интерьер
Пространство собора занимает целых 8,5 тысяч кв. м. В главном зале располагается несколько капелл и часовен, украшенных изысканной лепниной, резными колоннами, великолепными скульптурными композициями.
Колонны поддерживают своды, устремляющиеся вверх, – их высота достигает 44 метра. Стены и пол вымощены рейнским камнем, а стены декорированы позолоченными элементами и мозаикой.
Главным музыкальным инструментом собора является орган на стене центрального нефа, имеющий интересную форму. Только представьте, что его вес составляет целых 30 тонн!
Музей прикладного искусства
Музей прикладного искусства. | Фото: wikimedia.
В этом выдающемся музее хранится 100 тысяч произведений декоративно-прикладного искусства – от исторических до современных. Здесь вы сможете увидеть старинные ювелирные изделия, мебель, оружие, фарфор, гобелены.
Наверняка вас заинтересуют великолепный шкафчик в китайском стиле от мастера-краснодеревщика XVIII века Дэвида Рентгена, аллегорический гобелен с африканскими мотивами, также созданный в 1700-х годах, или ювелирные украшения, изготовленные на берегах Рейна около 5000 лет назад.
Кроме того в музее представлены шедевры современного промышленного дизайна от Фрэнка Ллойда Райта, Рэя Имза и Филиппа Старка, а также работы Пита Мондриана и Василия Кандинского.
Адрес: Музей прикладного искусства, An der Rechtschule, 50667 Köln, Германия.
Святыни и реликвии Кёльнского собора
В двухметровом золотом саркофаге хранится Рака трех волхвов, принесших дары новорожденному Иисусу Христу в Вифлием – Каспара, Мельхиора и Бальтазара. На стенках Раки, покрытой жемчугом и драгоценными камнями, – евангельские сцены. Центральная сцена – поклонение волхвов новорожденному Христу и Марии.
На высоком резном пьедестале – скульптура Миланская Мадонна (Богоматерь), привезенная Кёльнским архиепископом из Милана. Грациозно и изящно Мадонна держит на руках дитя – Господа. Складки одеяния Мадонны нисходят от плеч до самых ног. Шелковые разноцветные одежды оттеняют прелесть молодой женщины, с нежностью и любовью взирающей на свое чадо.
Крест Геро – двухметровый дубовый крест, подарок собору архиепископа Геро, посланника императора Отто I. Сохраненный до наших дней в первозданном виде, крест-свидетель смерти Спасителя – впечатляет реализмом изображения.
Картина распятого на дубовом кресте Иисуса с безжизненным телом и скорбно наклоненной головой в терновом венце так убедительна, что при взгляде на нее захватывает дух. Распятие окружает алтарь с колоннами и лучеобразным венком.
В подземном помещении собора – религиозные реликвии. На освещенных витринах – церемониальные кресты, священные жезлы и мечи дохристианской эпохи, украшенные драгоценностями.
Несколько залов вмещают старинные книги, коллекции позолоченных и серебряных кубков. Поражает великолепие церковных одежд, парчовые рясы вышиты драгоценными камнями. Здесь же – летописи и древние свитки, повествующие о жизни святых.
Кёльнский городской центр документации национал-социализма
Кёльнский городской центр документации национал-социализма.
История Третьего рейха в Кельне тщательно и исчерпывающе задокументирована в Центре документации NS, расположенном в здании, которое когда-то служило штаб-квартирой местного гестапо (нацистской тайной полиции). Подвальная тюрьма, где десятки людей были допрошены, подвергнуты пыткам и убиты, теперь является мемориальным местом.
Надписи и рисунки на стенах камер представляют собой душераздирающую иллюстрацию эмоциональной и физической боли, которую испытывали заключенные. Площадка для казней во дворе также является частью мемориала.
Адрес: Кёльнский городской центр документации национал-социализма, Аппелльхофплац, Кёльн, Германия.
Захоронения в соборе
Из Старого собора, где были произведены захоронения кельнских архиепископов, перенесены останки Геро, умершего в 976 году. Саркофаг 1265 года с гробом покоится в часовне Святого Стефана. Надгробную плиту, инкрустированную белым мрамором с красным и зеленым порфиром, также перенесли с первоначальной могилы архиепископа.
Архиепископ основатель собора Конрад Хохштаденский покоится в часовне Святого Иоанна с бронзовой искусно выполненной скульптурой над могильной плитой. Дорогое необычное надгробие из известняка украшает могилу архиепископа Филиппа Гейнсбергского.
Граф Готфрид Арнсбергский, оставивший все свое имущество монастырю, изображен на своем надгробии в виде рыцаря крестоносца в боевых доспехах. Многие старинные храмовые сокровища собраны и выставлены в специально оборудованных помещениях, размещены в витринах с подсветкой для обзора посетителями.
Среди главных реликвий и ценных объектов хранилища можно выделить символические атрибуты духовенства и церковная утварь:
- посох Святого Петра;
- епископский меч и жезл из драгоценных металлов;
- готическая дароносица Святого Петра;
- церковная одежда;
- серебряные кубки;
- собрание древних рукописей;
- церемониальные кресты.
В подвальном этаже у фрагмента римской оборонительной стены под арками сооружены 2 большие витрины с ценными предметами, найденными в могилах под фундаментом средневекового собора. Также можно увидеть оригинальные древние скульптуры Старого собора.
Ларь трёх волхвов
Рядом с алтарем можно почтить главную храмовую реликвию — золоченые саркофаги с чеканкой, эмалевыми пластинами и тысячью драгоценных камней и жемчужин, где хранятся мощи волхвов. Великая христианская святыня попала в город из Милана в 1164 году как подарок императора Фридриха Барбаросса.
Искуснейшие ювелиры и художники XII столетия трудились над драгоценным ларем для мощей, который стал настоящим шедевром и произведением искусства. Стенки саркофагов покрыты религиозными изображениями ветхозаветной и евангельской тематики.
Миланская мадонна
Еще одной известнейшей реликвией храма является бесценная статуя Миланской Мадонны, искусно вырезанная из камня в 1290 году вместо утраченного при пожаре чудотворного образа. Это великолепное творение мастеров зрелой готики установлено на специальном пьедестале, дополнено современной короной и королевским скипетром, доступно для обозрения посетителей со всех сторон.
Крест Геро
Огромный для своего времени 2-метровый дубовый крест с изображением распятого Иисуса Христа дошел в первозданном виде со времен Старого собора от архиепископа Геро.
Отличает это произведение необыкновенный для тех времен реализм передачи и достоверность тела Христа. Крест Геро с распятием Господа появился одним из первых во всей Европе.
Как доехать на общественном транспорте
Собор удобно расположен рядом с железнодорожным вокзалом, поэтому добраться до него не составит большого труда. Из аэропорта легко доехать за 15 мин. на пригородном поезде № 13, купив билет в автомате станции за 2,4 евро в один конец. Электрички регулярно курсируют с раннего утра до 2 ч. ночи, с интервалом движения не более 30 мин.
Из аэропорта можно доехать и на автобусах 161 и 670. Время в пути около 25 мин. Стоимость поездки в один конец составляет 2,3 евро. Билет можно приобрести прямо у водителя или в специализированном автомате на остановке.Автостанция в Кельне находится рядом с железнодорожным вокзалом, так что до собора легко будет дойти пешком. Автовокзал принимает междугородние и международные рейсы.
Правила посещения храма
Необходимо учитывать, что в период богослужебных мероприятий собор недоступен или частично ограничен для туристического осмотра. Мессы проходят ежедневно по утрам с 6-30 и вечерам с 18-30 ч.
Во время главной полуденной мессы посещение храма возможно только паломникам и верующим с целью участия в богослужении. Время свободного изучения внутреннего убранства храма возможно с 10 до 11-30 и с 13 до 16-30 ч. В связи с усиленными мерами безопасности в собор воспрещен вход с рюкзаком, большой сумкой и чемоданом.
Туристам необходимо выглядеть соответствующим месту образом: одежда не должна быть вызывающей и слишком откровенной, желательно закрывать плечи и колени. Мужчины должны снять головной убор. Не может быть анти религиозной символики. В храме нельзя делать аудио- и видеозаписи. Фотографировать разрешено только для личного использования.
https://www.youtube.com/watch?v=kIrEb_Ti_bU
Музеи Вальрафа-Рихарца и Людвига
Музей Вальрафа-Рихарца.
Любители искусства, будучи в Кельне, наверняка захотят посетить музей Вальрафа-Рихарца и музей Людвига, размещенные в одном из современных архитектурных сооружений. Эти две великолепные картинные галереи охватывают широкий спектр европейской живописи.
Здесь у вас будет возможность познакомиться с работами Рембрандта, Мане, Ренуара, Лейбла, Либермана, Слевогта и прочих прославленных европейских художников. Музей Вальрафа-Рихарца специализируется в основном на кельнской школе живописи времен средневековья, в то время как музей Людвига – на современном изобразительном искусстве.
В этом же здании располагается Agfa-Foto-Historama – коллекция старинных фотокамер и фотографий, самые старые из которых датируются 1840-ми годами.
Адрес: Музей Вальрафа-Рихарца, Obenmarspforten 40, 50667 Köln, Германия.
Часы работы Кёльнского собора
Кёльнский Собор гостеприимно открывает свои двери для горожан и гостей все дни, без выходных. Он открыт для посещения с мая по октябрь с 6:00 до 21:00, а с ноября по апрель его двери закрываются на полтора часа раньше, в 19:30. Время работы для туристов по воскресеньям и в праздничные дни с 13.00 до 16.30.
Собор можно посетить самостоятельно или присоединится к экскурсионной группе. Вход для туристов совершенно свободный, а организованная экскурсия проводится два раза в день: в 10:30 и в 14:30 – с понедельника по субботу. По воскресениям экскурсия проводится только один раз в день в 14:30. Экскурсия, конечно же, платная, стоит 5 евро с человека, причём она проводится только на английской и немецком языке, поэтому если вы не сильны в этих языках, то лучше посмотрите все самостоятельно.
История храма вкратце
Самый грандиозный в Кёльне собор расположен на месте, которое ещё во времена римского правления являлось религиозным центром живших здесь христиан. На протяжении веков там было построено несколько поколений храмов, причём каждый последующий превосходил по своим масштабам предыдущие. В нижнем ярусе современного собора, где сейчас проводятся раскопки, можно увидеть то, что сохранилось от этих древних святынь.
Зачем понадобился новый храм
Можно утверждать, что история Кёльнского собора в Германии началась в 1164-м году. Как раз в это время архиепископ Райнальд фон Дассель привёз в Кёльн мощи трёх Святых Волхвов, которые пришли поклониться новорожденному Иисусу.
В христианстве эти мощи считались драгоценной святыней, к которой шли паломники со всей Земли. Для такой значимой религиозной реликвии требовался достойный Дом. Идея создания в Германии величественного собора, превосходящего всемирно прославленные соборы Франции, принадлежит архиепископу Конраду фон Гохштадену.
Новый храм в Кёльне строился в два очень долгих этапа.
Как всё начиналось
Герхард фон Риле – именно этот человек составил чертежи, по которым велись работы по возведению грандиозного сооружения. Символичный камень в фундамент Кёльнского собора заложил Конрад фон Гохштаден в 1248 году. Сначала была сооружена восточная сторона храма: алтарь, окружённые галереей хоры (их освятили в 1322 году).
В XIV и XV веках работы шли медленными темпами: завершили лишь нефы в южной части здания и возвели три уровня южной башни. В 1448 году на башенной колокольне установили два колокола, вес каждого из них составлял 10,5 т.
Год, когда строительство приостановили, в разных источниках указан разный: 1473, 1520 и 1560. Несколько столетий собор в Кёльне оставался недостроенным, а на южной башне всё время так и стоял высокий подъёмный кран (56 м).
Второй этап строительных работ
В ХIХ веке король Пруссии Фридрих Вильгельм IV приказал достроить собор, к тому же возведённые хоры уже требовали обновления. В те годы готическая архитектура находилась на очередном пике популярности, поэтому святыню решено было закончить, придерживаясь выбранного ранее готического стиля. Этому поспособствовало и то, что в 1814 году чудом были обнаружены давно утерянные чертежи проекта, составленные Герхардом фон Риле.
Карл Фридрих Шинкель и Эрнст Фридрих Цвирнер пересмотрели старый проект, и в 1842 году начался второй этап строительных работ. Начал его сам Фридрих Вильгельм IV, заложив в фундамент очередной «первый камень».
В 1880 году одно из длиннейших в истории Европы строительств завершилось и даже отмечалось в Германии как национальное событие. Если считать, сколько же строился Кёльнский собор, то получается, что 632 года. Но даже после официального торжества религиозную святыню не прекращали ремонтировать и доделывать: меняли стёкла, приступили к внутренней отделке, настилали полы. А в 1906 году обвалилась одна из башен над центральным фасадом, и пришлось ремонтировать повреждённую стену.
Годы Второй мировой войны и послевоенный период
Во Второй мировой Кёльн, как и многие другие города Германии, был очень сильно разрушен бомбёжками. Интересным является тот факт, что Кёльнский собор чудом сохранился и возвышался среди сплошных развалин, будто возникнув из иного мира.
Как говорят военные стратеги, высокие башни здания служили пилотам ориентирами, поэтому они не бомбили его. Но всё же 14 раз в собор попадали авиабомбы, хотя он и не получил серьёзных повреждений. Тем не менее, новые реставрационные работы были необходимы.
До 1948 года хоры в соборе Кёльна восстановили, после чего там постоянно стали проходить службы. Восстановление прочего интерьера продолжалось вплоть до 1956 года. Тогда же построили винтовую лестницу, ведущую к площадке на одной из башен, на высоту 98 м.
Время до сегодняшних дней
Из-за сильного загрязнения окружающей среды и непогоды всё время происходят многочисленные повреждения грандиозного собора в Кёльне, которые могут привести к его разрушению. Временная реставрационная контора по-прежнему находится у здания, постоянно занимаясь ремонтными работами. В общем, строительство собора в Кёльне (Германия) вряд ли будет закончено когда-либо вообще.
С 1996 года Кёльнский собор пребывает в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сейчас этот храм является одной из самых значимых архитектурных достопримечательностей Германии. К тому же, как и планировала Церковь много веков назад, в нём хранятся важнейшие для христиан реликвии.
Где находится и как добраться до Кёльнского собора
Кёльнский собор находится по адресу: Северный Рейн-Вестфалия, Бундесштадт-Кёльн
Добраться можно несколькими способами:
- не стоит упускать возможность пройтись пешком, особенно если вы живёте в отеле в центре города. Ведь нет ничего лучше пешей прогулки по свежему воздуху;
- если вы находитесь на другом конце города, то чтобы добраться до соборной площади можно воспользоваться общественным транспортом: автобусом или троллейбусом. При посадке просто спросите едет ли он до центра. Выходить вам нужно на остановке Dom/Hbf;
- можно также воспользоваться подземным транспортом – метро. Так как в Кёльне и во всей Германии довольно-таки простая развилка линии метро, вы точно не пропустите нужную станцию. К тому же на любой карте показано, как доехать до собора. Выходить вам следуют на станции Dom/Hauptbahnhof, недалеко от выхода из метро и находится центральная площадь;
- также можно доехать на поезде № 13, он следует без пересадок. Если вы едете из аэропорта Кёльн-Бонн, то билет купите там же, в любом автомате. Доехать нужно до станции «Köln Hbf», это займёт в среднем 15–20 минут времени. Поезд ходит без перерывов, только с 12 часов ночи и до 2 ночи, могут быть небольшие задержки.
Архитектура Кельнского собора
Это сооружение славится на весь мир своим величием и масштабами. Башни собора устремлены ввысь на 157 метров, а высота здания превышает 60 метров. Эти башни хорошо просматриваются с любой точки города, а в вечернее время фасад подсвечивается зеленоватыми лампами, и собор выглядит просто потрясающе.
Но не одной высотой знаменит храм: постройка столь величественна и монументальна, что просто поражает воображение. Длина архитектурного сооружения составляет 144 метра, а общая площадь составляет 8,5 тысячи квадратных метров. Композиция из множества сквозных решеток, фиалов, опорных пилястр отлично сочетается с другими украшениями – резьбой, скульптурной пластикой и характерным перепадом высот. Оттенок серого рейнского камня поддерживает готический стиль собора.
Возникновение храма
На вершине соборного холма – изящное, грациозное строение, сотканное из ажурного каменного кружева и украшенное многочисленными башенками, пилястрами, колоннами и арками. Как же возник этот необыкновенный, яростно стремящийся ввысь собор, при взгляде на который невозможно остаться равнодушным?
Строительство собора велось поэтапно: начато в XIII веке и законченное – в XIX. Площадь, на которой возведен собор, являлась местом паломничества христиан с эпохи римского владычества.
В 1164 году епископ Рейнальд фон Дассель доставил из Милана в Кёльн чудотворные мощи трех волхвов. Желая достойно сохранить реликвии, епископ приказал возвести роскошную дарохранительницу. Рака со святыми мощами привлекла в Кёльн толпы паломников из Европы.
Старая полуразрушенная церковь не могла выдержать наплыва верующих, так что в 1248 году заложили новый собор, желая удивить мир красотой нового храма. Однако в 1288 году строительство приостановилось, и 300 лет собор оставался в недостроенном виде. В 1794 году сюда ворвались французы-революционеры, превратившие собор в конюшню и склад.
В 1816 году утерянные чертежи обнаружили в двух разных местах, и храм решили достроить по начальному плану. Покровительствовал строительству король Пруссии Вильгельм IV. 4 сентября 1842 года в соборе началось строительство парадного входа. Энтузиасты объявили сбор денег: все мечтали увидеть во всей красе кафедральный собор.
15 октября 1880 года храм, строившийся 632 года, был построен. Завершение строительства отметили как национальное событие Германии. За это время возведено 157 башен, множество скульптур и витражей, отлиты огромные бронзовые ворота и 11 колоколов. Торжественное открытие собора изумило горожан: невероятное завораживающее сооружение впечатлило зрителей масштабом и великолепием.
Зоопарк Кёльнер
Зоопарк Кёльнер. | Фото: Marc / Flickr.
Кельнский зоопарк, основанный в 1860 году, является одним из старейших зоологических садов Германии. Как следствие, здесь вы увидите множество великолепных построек XIX века, в том числе павильон в мавританском стиле, где до недавнего времени размещался слоновник, и напоминающий традиционную русскую церковь бывший птичник, в котором сейчас живут шимпанзе.
Не менее интересны «Остров обезьян» с его имитацией тропического леса, огромный аквариум и превосходный вольер для больших кошек, наблюдать за которыми посетители могут через стекло, без решеток. Одной из самых привлекательных особенностей кельнского зоопарка является бережное отношение к истории: старые здания первоначального зверинца переоборудуются, чтобы соответствовать современным представлениям об удобствах.
Адрес: Зоопарк Кёльнер, Riehler Str. 173, 50735 Köln, Германия.
Цифры и факты
Вид сверху
Общая длина (снаружи) | 144,58 м |
Общая ширина (снаружи) | 86,25 м |
Ширина фасада поперечного нефа | 39,95 м |
Внутренняя ширина продольного нефа | 45,19 м |
Ширина западного фасада | 61,54 м |
Высота северной башни | 157,18 м |
Высота южной башни | 157,14 м |
Ступеней до шпиля | 509 (97,25 м = 152,5 м над уровнем моря) |
Колоколов | 11 (8 колоколов в южной башне, 3 — в центральной башне (на коньке крыши)), самый большой колокол — «Decke Pitter» |
Высота фасада поперечного нефа | 69,95 м |
Высота центральной башни (на коньке крыши) | 109,00 м |
Высота конька крыши | 61,10 м |
Внутренняя высота среднего нефа | 43,35 м |
Внутренняя высота боковых нефов | 19,83 м |
Площадь собора, приблизительно | 7 914 м² |
Площадь окон, приблизительно | 10 000 м² |
Площадь крыши, приблизительно | 12 000 м² |
Объём собора без учёта контрфорсов и аркбутанов | 407 000 м³ |
Наибольшая площадь западного фасада | 7 000 м² |
Масса использованного камня, приблизительно | 300 000 т |
Ежегодно тратится на содержание | 10 млн. € |
Адрес | Domkloster 4, 50667 Köln |
- Масса фундамента (подземной части) приблизительно равна массе здания.
- Стёкла в витраже с северной стороны собора сделаны по принципу линзы. Благодаря этому находящимся внутри кажется, что этот витраж светится. По факту так оно и есть: за счёт линзы дневной свет собирается в более концентрированный пучок.
Информация для посетителей
Подняться на башни можно с 9 до 16 ч, в летние месяцы с мая по сентябрь до 18 ч.
Чтобы осмотреть башни собора, необходимо приобрести входные билеты:
- полный билет стоит 4 евро;
- льготный входной билет для школьников или инвалидов обойдется за половину стоимости;
- семейный билет можно приобрести 2 взрослым с 2 детьми за 8 евро.
Вход в сокровищницу храма возможен ежедневно с 10 до 18 ч. по входным билетам:
- для взрослых за 6 евро;
- детский и льготный билет стоит 4 евро;
- семейный входной билет на 2 взрослых с 2 детьми будет стоить 12 евро.
Есть возможность приобрести комбинированные билеты на башню и в сокровищницу:
- 8 евро для взрослых;
- семейный за 16 евро.
С понедельника по субботу можно осмотреть собор с гидом на немецком языке. Экскурсии нужно бронировать заранее на удобное время. Проходят они 2 раза в день на неделе: в 10-30 и 14-30 ч. В воскресные и праздничные дни проводят только 1 экскурсию в 14-30 ч. Стоимость экскурсионного обслуживания составляет 8 евро с человека.
Усыпальница епископов
В соборе погребены архиепископы и епископы. В Кельнском соборе – мощи архиепископа Геро. В центре гробницы – большое беломраморное надгробие, украшенное зелено-красным порфиром. Здесь же – могильная скульптура архиепископа Энгельберта, причисленного к лику святых. Над гробом архиепископа – склоненный ангел.
На крышке саркофага с захоронением архиепископа Хохштаденского изображена его фигура, облаченная в шелковые одежды. Настоящее произведение искусства – саркофаг архиепископа Гейнсбергского.
На надгробии сверху – фигура архиепископа, вылепленная из известняка и покрытая лаковой краской. На стенках надгробия изображены средневековые города с могучими крепостными стенами и железными воротами с зубцами.
Неофициальный символ города
На вершине собора – смотровая площадка, куда ведут 500 ступенек узкой крутой лестницы. В соборе проводятся службы и мессы, религиозные праздники. В стенах храма устраивают концерты органной музыки. Кёльнский собор – открытый для посещения музей, где хранятся уникальные коллекции гравюр, полотен и картин на библейские темы, скульптуры и средневековые фрески. Восхищают витражи с изображением германских королей и библейских сцен.
Вокруг храма – живописный природный парк с ухоженными газонами и цветочными клумбами. По периметру – удобные скамейки, уличные музыканты развлекают незатейливыми мелодиями. Рядом – уютные кафе, где можно перекусить.
В 1996 году Кёльнский собор внесен в перечень объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Зданию угрожает загрязнение в городской черте промышленного Кёльна. Кладку размывают кислотные дожди и оставляют уродливые следы на стенах из светлого песчаника.
С тех пор, как в 1880 году построили собор, здание постоянно обновляют и ремонтируют. Об этой вечной стройке горожане передают из поколения в поколение легенду. Замысел кафедрального собора настолько грандиозен, что первый архитектор Герхард фон Риле не мог создать чертежи. Работа тяготила зодчего, он часто ошибался и хотел отказаться от непосильной работы.
В минуту отчаянья Герхард решился на страшную сделку с дьяволом: в обмен на бессмертную душу архитектора дьявол принесет готовые чертежи собора. С первым петушиным криком дьявол обещал выполнить обещание. Любимого мужа спасла жена. Встав пораньше, она пропела песню вместо петуха и направилась к дьяволу, который передал ей чертежи.
Узнав об обмане, дьявол погубил навек душу жены и проклял собор, объявив, что день завершения строительства собора станет последним днем человечества. «Когда мы закончим строить собор, наступит конец света» – так говорят жители Кёльна. Может быть, поэтому строительство никогда не заканчивается?
Архитектура
Здание занимает огромную площадь — восемь с половиной тысяч метров квадратных, а высота башен — 150 метров. Только представьте себе, насколько монументальным был собор даже в XVI веке. Сегодня он производит точно такое же впечатление: дух захватывает! Предлагаю небольшое путешествие к рыцарскому замку — в моей прошлой статье.
Как вам идея подняться на смотровую площадку? Наверху будет ветрено.
Было время, когда Кёльнский собор мог называться самым высоким в мире. Строительство началось 1248 году, но место выбрано неслучайно. На нижних этажах еще сохранились развалины первых церквей, которые были здесь задолго до того, как был заложен первый камень в фундамент Собора Святых Петра и Марии.
Кстати, сегодня он все еще носит титул «самый», но теперь это относится только на общую площадь. Кельнский собор — самый большой в Европе, но не самый высокий.
Строгий поздний готический стиль свойственен для Германии, но сама форма здания в годы начала строительства была совершенно нетипичной. Хор с обходом расположен по французскому типу. Что посмотреть в Берлине?
Почти всю стену занимает огромное витражное окно.
Собор отделан серым рейнским камнем, добытым в каменоломнях под Бонном.
Колонны по 44 метра поддерживают свод в форме звезды. Перепад высот создает оптическую иллюзию огромности пространства. И правда, внутри, кажется, что собор даже больше, чем есть на самом деле — центральный неф в 2 раза больше, чем боковые, а нефы и хор расположены на разных уровнях.
Тонкая резьба и переплетение орнаментов придает собору особую изысканность
Обратите внимание — все орнаменты устремлены вверх — как молитва Всевышнему. Молитва попала по назначению
Как еще объяснить тот факт, что во время войны пострадали витражи, и только одна башня была повреждена миной?
Мост Гогенцоллернов
Мост Гогенцоллернов.
Из семи мостов, которые соединяют берега Рейна в Кельне, мост Гогенцоллернов является самым известным. В немалой степени этому способствует то, что расположен он рядом с собором. Строительство первого моста на этом месте происходило с 1907 по 1911 год. В 1945 году, когда войска союзников начали штурм Кельна, немецкие военные инженеры взорвали старую переправу.
Всего через три года мост был частично отремонтирован, а в 1959 году полностью реконструирован. Благодаря близости главного железнодорожного вокзала Кельна, по мосту Гогенцоллернов ежедневно проходит около 1200 поездов. Пересечь Рейн в этом месте можно и посредством идущей по мосту пешеходной дорожки. Если вы выберете такой путь, у вас появится возможность полюбоваться прекрасным видом на горизонт Кельна.
Адрес: Hohenzollern Bridge, Кёльн, Германия.
Легенда о сделке с Дьяволом
Существует множество загадочных легенд, связанных со строительством необыкновенного здания собора. По одной из них зодчий Герхард не смог выполнить взваленный на себя труд по созданию уникального строения заключил сделку с дьяволом. Они договорились, что по крику петуха сатана передаст долгожданные чертежи в обмен на бессмертную душу архитектора.
Но преданная жена Герхарда захотела спасти своего любимого мужа и обмануть нечистую силу. Она на рассвете прокричала вместо петуха, дьявол явился, передача заветных чертежей состоялась, архитектор был спасен, а обман с опозданием вскрылся. Тогда дьявол в злобе проклял здание собора, пообещав, что с последним уложенным строительным камнем придет конец света.
Тут имеются некоторые разночтения, есть варианты наступления конца городу Кельну. Но каменное изваяние сатаны имеется на фасаде храма. Кельнский собор по праву считается одним из непревзойденных шедевров мировой архитектуры и грандиозным готическим храмом на планете, посмотреть и поклониться святыням которого стремятся миллионы паломников и путешественников со всего мира.
Оформление статьи: Лозинский Олег
История храма
Великолепный собор в готическом стиле был заложен еще в середине XIII столетия и до сих пор еще окончательно не достроен. Ведь по древнейшей легенде предсказывается наступление конца света по окончании строительства храма.
Церкви-предшественницы
Собор находится в историческом месте проживания первых христиан. Именно здесь была заложена и построена первая христианская церковь Германии, внутри священного Кельна, в окружении монастырских общин и церквей. Их остатки, обнаруженные при раскопке, сохранены в нижней части современного собора.
Над крестильней V века был построен баптистерий с балдахином внутри строения в виде креста в плане, стены его украшены мозаикой. Рядом обнаружено захоронение женщины с мальчиком, предположительно из королевского семейства Теодеберта.
Позже, к концу VIII столетия, на этом же месте возвели новую церковь с кольцеобразным атрием и кафедрой для торжественных церемониальных действий. Посредине церковного двора был колодец, его сохранившиеся стены можно увидеть и сегодня.
Есть предположение, что здание этой церкви сильно пострадало при пожаре IX столетия, и вместо нее на том же месте построен новый 3-нефный собор, который сейчас называют Старым. Это было самое крупное строение своего времени, богато украшенное мрамором и расписанными стенами. В этот же период собор становится резиденцией архиепископов Кельна.
В X веке к нему были пристроены еще 2 боковых нефа, а с востока надстроили часовню в 2 этажа. Ее останки дошли до настоящего времени и сохранены во дворе.
Кёльнский собор в XIII—XVIII вв.
Современное здание кафедрального собора в Кельне было заложено в 1248 году архиепископом Конрадом Хохштаденским, как самое масштабное храмовое сооружение, предназначенное подчеркнуть мощь и влияние в христианском мире в связи с обретением святынь трех волхвов.
Фундамент заложенного храма повторял соборы Франции и Милана, а чтобы стены смогли выдержать нагрузку веса высоких сводов, применили систему наружных арок и пилястр. Заостренность арочных форм подчеркивает устремленность сооружения в высоту, что должно настраивать на духовное благоговение входящих людей.
В XIV столетии, после завершения строительства восточной части и сноса оставленной для богослужений части Старого собора, приступают к возведению северного, а затем южного нефа и 2-го уровня башни.
К XV веку завершается строительство 3-го этажа Южной башни и установка колоколов. Теперь начинается строительство боковых нефов северной части собора. К началу XVI века установленной кровлей завершилась комплексная работа по возведению и отделке среднего нефа. На этом строительство было на несколько столетий приостановлено, но богослужения регулярно совершались.
Не пропустите самую популярную статью рубрики: Дюссельдорф. Достопримечательности, что посмотреть в городе, где остановиться.
Кёльнский собор в XIX в.
Когда в конце XVIII века французские революционеры, изгнав из храма духовенство, стали использовать его как конюшню и фуражный склад, население Кельна решает возобновить строительные и восстановительные работы, взяв на себя большую часть затрат. Третью часть расходов покрывает казна прусского королевства.
В начале прошлого века рухнула декоративная часть ограждения на большой башне фасада, стали приходить в негодность и другие декоративные элементы. Разрушения отделки собора добавились и постоянными бомбардировками города в военный период, но сами своды выстояли несокрушимо. Процесс ремонта и реставрации, начавшийся в послевоенное время, не завершен до сегодняшних дней.