Главный храм сикхов индии — золотой храм хармандир-сахиб
Содержание:
- Золотой храм Хармандир-Сахиб в Амритсаре (Индия): описание
- Храм Вирупакши
- Где селиться в Амритсаре
- Кто такие сикхи?
- Совместная трапеза
- Золотой дворец
- Парк Джаллианвала Багх (Jallianwalla Bagh)
- Храм Лотоса
- Краткий экскурс в историю
- Как устроен храм?
- Акшардхам
- Особенности
- Золотой храм Хармандир-Сахиб (главное фото)
- Амритсар, достопримечательности
- История
- Специальные комнаты для туристов
- Кто такие сикхи
- Минакши Амман
- Как доехать до Амритсара
Золотой храм Хармандир-Сахиб в Амритсаре (Индия): описание
Храм построен из мрамора с использованием бронзы и сусального золота. Стены и купол покрыты медными пластинками, а сверху покрыты позолотой. Как утверждают историки, для создания купола было использовано более четырехсот килограммов драгоценного металла.
Храмовый комплекс Хармандир-Сахиб, фото которого вы можете увидеть ниже, находится в центре озера, вода которого считается лечебной. Паломники, как, впрочем, и местные жители, верят, что в ее состав входит эликсир бессмертия и святая вода. Узкий мраморный мост, символизирующий долгий путь, который проходит душа, покинувшая бренное тело, связывает храм Хармандир-Сахиб с берегом озера.
Храм Вирупакши
Это самый старый действующий храм Индии. Первые упоминания о нем датируются VII веком нашей эры. Он расположен вдали от крупных городов, в небольшой деревне Хампи (штат Карнатака).
В древности на месте деревни существовал город Виджаянагара, который был столицей одноименной империи. Сейчас от него остались только руины. Храмовый комплекс состоит из трех башен. Он посвящен богу Шиве, которого в Южной Индии называют Вирупакшей.
При храме постоянно живут слоны. Перед посещением этого культового места, туристам и паломникам необходимо получить благословение животного. Оно заключается в том, что человек садится верхом на слона и омывается брызгами воды из хобота. В настоящее время в Вирупакши обитает священная слониха Лакшми. Каждое утро туристы могут увидеть ритуал ее купания в реке Тунгабхадра.
Где селиться в Амритсаре
Основное туристическое жилье в Амритсаре находится в районе Золотого храма, что очень удобно. В данном посте какую-то конкретную рекомендацию по проживанию, как это было, например в Алеппи или в Кочи, дать сложно. Скорее у нас будет антирекомендация.
У нас была предварительная бронь в гостинице Gurjeet Guesthouse, но то где она была отмечена на карте (причем, на всех картах и букинга, и гугла, и maps.me) и где она находится на самом деле – это две большие разницы, очень большие.
Искали мы его долго и с приключениями. Бродя по запутанным амритсарским улицам мы пытались выяснить где же находится Gurjeet Guesthouse. Сначала никто о таком даже не слышал, но потом один торговец позвонил своему брату, тот позвонил свату, сват позвонил отцу, отец деду и т.д. В общем теория 6 рукопожатий, а точнее 6 телефонных звонков, в действии. На всякий случай, оставим здесь точку с правильным месторасположением: .
Доехали мы с горем пополам до этого отеля, пожаловались им, что найти их совершенно невозможно, на что получили более чем хамский ответ, что это не их проблемы и вообще, не нравится – валите. Ну валите – так валите, благо на этой улице еще куча предложений по жилью. Так что, товарищи путешественники, не бронируйте и не селитесь в Gurjeet Guesthouse в Амритсаре, они не ценят и не уважают своих клиентов.
Остановились мы в конечном итоге в отеле Sita Niwas . Комната с кондиционером обошлась нам в 1000 INR в сутки. Номер не представляет из себя ничего выдающегося, отель несколько шумноват, но для краткосрочного проживания вполне подойдет.
Думаю, за эти же деньги или даже дешевле, можно найти что-то более интересное. Но у нас на это уже не было никаких сил, учитывая, что из-за моего близкого знакомства с морским дном в Коваламе, Сергей вынужден носить оба наших рюкзака.
Приятным бонусом в Sita Niwas было то, что на ресепшене здесь работают реальные сикхи . Очень приятные мужчины, которые действительно готовы помочь, направить, подсказать и все это, что удивительно, без классической индийской тяги к на*балову и разводкам.
Кто такие сикхи?
Сикхов легко узнать по характерному головному убору, скрывающему нестриженые волосы, бороде, железному браслету на правой руке и дружелюбию. Сикхи очень отзывчивы, они радушно принимают туристов со всех стран и с удовольствием знакомят их со своими традициями.
Однако, несмотря на кажущуюся смиренность, они не желают покоряться чужой воле. Эти воинственные люди готовы отстаивать до последнего свои права и свободу.
Свидетельством самоотверженной борьбы за независимость можно считать кровопролитную борьбу сикхов с индийской властью в 1984 году. Требуя образования независимого сикхского государства, сепаратисты создали военный штаб в Золотом Храме.
5 июня 1984 года индийская армия штурмовала здание. Паломникам и боевикам было предложено покинуть стены храма. Однако наружу вышло только 129 человек.
Операция под названием «Голубая звезда» закончилась поражением для сикхской стороны и смертью 490 человек, в том числе женщин и детей. За жестокую расправу и осквернение святыни сикхи убили Индиру Ганди.
Совместная трапеза
Еще одной отличительной его особенностью является бесплатная совместная трапеза для всех посетителей в его главном зале. Совместное принятие пищи считается символичным для верований сикхов. Ведь ничто так не объединяет людей самых разных вероисповеданий и разного социального статуса как совместное застолье. Религиозное течение сикхизм не воспринимает разделения на касты, проповедуемого индуистскими верованиями. Именно здесь этот принцип равенства воплощается во время совместной трапезы людей различных вероисповеданий и разных по своему социальному статусу. Принципы равенства были заложены первым сикхским гуру Нанаком еще в XV веке, который считал, что общественная кухня и совместное принятие пищи способны уравнять всех людей.
Золотой Храм – это без преувеличения самая огромная столовая мира, в которой бесплатно могут получить еду около 30 000 человек ежедневно, а в праздники и выходные дни в бесплатной трапезе могут поучаствовать удвоенное количество людей.
Важным принципом учения сикхов является бескорыстие и волонтерство. Около 1000 добровольцев каждый день готовят еду и сервируют столы для посетителей, невзирая на разницу вероисповедания, престижную работу, социальный статус и уровень доходов. Среди тех, кто добровольно вызвался готовить пищу и убирать после всеобщей трапезы можно встретить менеджера крупного банка, уличного торговца, продавца супермаркета, врача и учителя. Все эти люди приходят поработать в лангар, так называют общественную столовую в Индии, безо всякого принуждения, а исключительно следуя зову сердца.
Денежные пожертвования на кухню не принимают, полагаясь только на благословение Вседержителя. Известно, что император Акбар как-то, пребывая в комплексе, пытался вручить Гуру Амар Дасу блюдо, наполненное золотыми монетами. Однако тот не принял пожертвования, ссылаясь на то, что кухня содержится исключительно по воле Всемогущего.
В огромной столовой здесь принято принимать еду, сидя на полу, так как здесь какая-либо столовая мебель отсутствует. Волонтеры разносят блюда, приготовленные по традиционным индийским рецептам. Среди распространенных можно отметить традиционный хлеб – чапати, суп-пюре из бобов и рис с овощами. После каждой трапезы волонтеры тщательно убирают и моют помещение главного зала. Каждый посетитель может быть уверенным в том, что его не оставят голодным.
Золотой дворец
Главный значимый объект Амритсара – прекрасный Золотой храм, в котором хранится «Гуру Грант Сахиб» (священная книга), с учениями десяти Гуру, являющихся проводниками сикхской религии. Находится храм в центре оз. Амрита-Сарас («Озеро бессмертия»). Считается, что омовение в его водах дарует просветление и исцеляет людей, совершивших его.
Для посещения храма следует соблюдать некоторые правила, например, снимать обувь. Комплекс, состоящий из нескольких зданий, по внешнему облику многие сравнивают со знаменитым Тадж-Махалом. Он восхитителен благодаря обилию мрамора, сусального золота и бронзы, использованных при его строительстве и оформлении.
Важная особенность храмового комплекса – в его стенах ежедневно бесплатно могут покормиться около 30 000 людей. Происходит это прямо на бетонном полу в столовых помещениях. Волонтеры разносят желающим вегетарианскую пищу (пшеничный хлеб, бобовый суп, овощи и рис). Кроме всего, любой желающий может остаться в храме на ночлег, устроившись также на бетонном полу.
Этот храм является, пожалуй, единственной яркой достопримечательностью города Индии Амритсара (фото представлено в статье). Других значимых объектов в городе почти нет. Однако обычная прогулка по городским улицам тоже может подарить достаточно яркие и незабываемые впечатления.
Парк Джаллианвала Багх (Jallianwalla Bagh)
Найти его не очень легко, так как он окружен плотным кольцом домов. Парк открыт с рассвета и до заката. Туристы, не знакомые с историей, вряд ли найдут там что-то примечательное, разве что толпы индусов, бесцеремонно хватающих вас за руки, дабы запечатлеть себя на фоне вас.
Тем не менее парк Джаллианвала Багх – это по сути мемориал мирным жителям, которые 13 апреля 1919 года были здесь расстреляны британскими военными, за демонстрации против введения закона о задержании без суда и следствия индийцев, подозреваемых в антиколониальных настроениях.
Солдаты, под предводительством генерала Дайера, вошли в окруженный домами двор и открыли огонь на поражение. За 10 минут было убито и ранено более 2000 человек. На стенах вокруг площади до сих пор можно увидеть следы пуль.
Храм Лотоса
Этот необычный храм в виде лепестков лотоса расположен в столице страны — Нью-Дели. Он был построен в 1986 году и выполнен из мрамора белого цвета. Это главное культовое сооружение последователей веры Бахаи в Индии.
Бахаизм — это относительно молодая религия, которая возникла в XIX веке в Иране. Главная идея этого учения — единство Бога, религий и всего человечества. Этот храм открыт для людей всех вероисповеданий и в нем запрещено читать проповеди. Ведь он призван объединять верующих людей всех конфессий.
Храм состоит из 27 частей, имитирующих лепестки лотоса. Они символизируют разнообразие религий мира. Такое оформление было создано иранским архитектором Фариборзом Сахба — известным последователем бахаистской веры.
Краткий экскурс в историю
Амритсар был основан 1574 году, когда один состоятельный гуру-сикх по имени Рам-Дас, выкупил у владельцев здешней деревни земельный участок под строительство, за сумму в 700 рупий. На протяжении последующих лет, город, получивший своё название в честь священного пруда, где высится знаменитый Золотой храм, стремительно развивался и спустя столетия преобразовался в главный культурный и религиозный центр сикхов. В 1849 году, после ожесточенных войн город был взят англичанами, а независимость, он смог вернуть себе лишь столетие спустя, вместе со всей страной. XX век ознаменовался для религиозной столицы сикхов вооружёнными конфликтами и гибелью многих людей, причиной чего стали расстрел паломников британским генералом Реджинальдом Дваером в 1919 году, индо-пакистанский инцидент начала 70-х и захват террористами Золотого храма в 1984-м
Сейчас, Амритсар считается развивающимся городом, имеющим важное политическое, экономическое и религиозное значение для всей Индии.
Как устроен храм?
Золотой храм гармонично сочетает в себе элементы индусского и исламского стилей, а также собственные уникальные черты. Комплекс состоит из десяти разных сооружений, имеющих четыре входа с запада и востока, с севера и юга. Они символизируют приглашение в святилище людей различных вероисповеданий, классов и слоев общества.
Стены храма украшают орнаменты и росписи, инкрустации из драгоценных камней. Перед входом в святилище паломники совершают ритуальное омовение в водах священного озера и снимают обувь. Женщины, мужчины и дети перед входом в храм должны покрыть голову платком. На каждом этаже храма обученный чтец с восхода и до заката солнца читает старинные экземпляры «Гуру Грантх Сахиб», перелистывая огромные страницы. Вне зависимости от вероисповедания любой человек может посетить Хармандир Сахиб в Амритсаре.
Желающие могут подняться в молитвенный зал. Здесь, сидя на ковре, можно, читая молитвы, обратиться с личными просьбами к Всевышнему. Храм Хармандир Сахиб отличается от многих культовых сооружений постоянно звучащим изысканным аккомпанементом. Это поет нежная флейта, струнные инструменты и раздается ритмичный стук барабанов. Мелодия столь завораживающая, что, по мнению людей, которые бывали здесь, способна ввести в состояние глубокого транса.
Паломники неспешно проходят по часовой стрелке вокруг храма, периодически окунаясь в воды озера, чтобы очистить свою душу. Сюда приходят, чтобы молиться, предаваться собственным размышлениям, медитировать. Вход в святилище открыт для мужчин и женщин, для бедных и богатых, поскольку все люди близки к Богу. Может войти в храм и обычный турист, при условии, что он не употребляет мяса, совершенно равнодушен к алкоголю и не курит на территории комплекса.
Акшардхам
Храм Акшардхам был построен относительно недавно — в 2005 году. Он находится в пригороде Нью-Дели. При его строительстве использовались древние технологии.
Акшардхам занесен в книгу рекордов Гиннеса как самое крупное индуистское сооружение. Он сделан из песчаника и украшен огромным количеством колонн, скульптур и замысловатых рельефов. В центре здания можно увидеть трехметровую позолоченную статую индуистского проповедника Бхагавана Сваминараяны, которому посвящен этот храм.
Это сооружение поражает своим величием. Ежедневно храмовый комплекс посещает множество туристов. Во время экскурсии в Акшардхам путешественникам предлагается лодочная прогулка по реке Ямуна и музыкальное шоу фонтанов.
Особенности
Амритсар нельзя назвать популярным туристическим центром, а иностранные гости с других континентов, как правило, бывают здесь лишь проездом, не задерживаясь надолго. Преимущественно, в городе проживают индийцы, относящие себя к сикхам и верящие в Единого Бога, чьё настоящее имя, по их мнению, неизвестно никому. Единственной формой поклонения для верующих является медитация, в процессе которой они выражают преданность и верность своим идеологическим взглядам. Как и большинство крупных индийских мегаполисов, Амритсар подвержен сильному социальному расслоению, выраженному в резком делении на бедных и богатых. Грязные кварталы с полуразвалившимися домами, между которыми бегают босоногие детишки, тут контрастируют с вполне благоустроенными зданиями, окружёнными зелёными лужайками и высокими пальмами. Транспортное движение довольно хаотично и зачастую небезопасно для пешеходов. На городских улицах нередко встречаются коровы, бредущие в неизвестном направлении и оставляющие за собой яркие следы, выражающие их простое отношение к удовлетворению естественных потребностей. Отели в городе, как и качество инфраструктуры в целом, полностью соответствуют образу индийской провинции.
Золотой храм Хармандир-Сахиб (главное фото)
Храм Хармандир-Сахиб (в переводе — «Золотой храм») занимает первое место в нашем списке. Это религиозный центр сикхизма — одного из крупных вероисповеданий Индии. Он расположен в городе Амритсар в штате Пенджаб и находится посреди священного озера.
Это сооружение имеет очень интересную историю. Согласно легенде, храм построен на месте, где когда-то медитировал Будда. В 1577 году гуру сикхов Рам Дас выкопал здесь водоем, который получил название Амритсар, что означает «нектар бессмертия». Этим именем был также назван город, выросший вокруг озера.
Храм был построен в начале XVII века последователями гуру Нанака — основателя сикхизма. Сооружение золотого цвета расположено посреди озера. Чтобы попасть в храм, туристам нужно пройти по узкому мосту из мрамора. Он олицетворяет путь, который разделяет праведных людей и грешников.
Амритсар, достопримечательности
Золотой храм
Потрясающее великолепие Золотого храма – это на самом деле лишь малая часть огромного комплекса гурдвара (центральный храм), известного также как Хармандир Сахиб (или Дарбар Сахиб),
представляющего собой одну из наиболее значительных культурных святынь религии сикхов. В центре внимания находится водоём, окружающий мерцающую центральную святыню – Амрит Саровар, в честь которого назван Амритсар, выкопан четвертым Гуру Рамом Дасом в 1577 г.Говорят, окруженный мраморной дорожкой водоём исцеляет болезни, и паломники со всего мира приезжают сюда купаться в священных водах, чтобы вылечиться. Золотой храм являет собой пример смешения индийской и мусульманской архитектуры. Нижний уровень, отделанный мрамором, украшен цветочными и анималистическими мотивами в технике «пьетра дура» (как в Тадж-Махале). Второй уровень гравирован золотыми пластинами и покрыт позолоченным куполом из 750 кг золота. В мерцающем внутреннем святилище фотографироваться запрещено, священники и музыканты исполняют священные молитвы Гуру Грант Сахиба (сикхская священная книга), наполняя одухотворением всё вокруг.
Паломники после совершения молитвы поднимаются на второй этаж, чтобы рассмотреть галерею. Днём священное писание сикхов «Ади Грант Сахиб» находится в Золотом Храме, а ночью хранится в Акал Тахте, временной резиденции братства Халса. Церемония молитвы проходит в 5 часов утра и 21:40 вечера зимой, а в летнее время: утром в 4 часа, а ночью в 22:30. Акал Тахт представляет коллекцию священного сикхского оружия. Здание было сильно повреждено во время операции «Голубая Звезда» в 1984 году, когда было захвачено штурмом индийской армией. Правительство выделило средва для его восстановления, но сикхская община отказалась от выделенных правительством средств для ремонта поврежденного Золотого Храма и провела все работы самостоятельно, перестроив башню с нуля.Комплекс состоит из множества святынь и памятников. У главного входа в часовую башню расположен музей сикхизма, который показывает преследования сикхов со стороны Моголов, англичан и Индиры Ганди. На юго-восточной части расположена крепость Рамгархиа Бунга, увенчанная двумя минаретами в исламском стиле; внутри крепости находится каменная плита, которая когда-то использовалась для коронаций великих Моголов, захваченная из Дели Ранджитом Сингхом в 1783 году.
Джаллианвала-Багх
Если пройти через сторожку, стоящую на пути к Золотому Храму, можно попасть в берущий за душу мемориальный парк, основанный в память о 1500 индийцах, которые были убиты или ранены, когда британский офицер приказал солдатам стрелять по безоружным демонстрантам в 1919 году. Сохранилась часть стены с отметинами от пуль и колодец, в который люди бросались, пытаясь спастись от обстрела. Здесь горит вечный огонь памяти (24 часа). Здесь же находится Галерея мучеников – свидетельства очевидцев и портреты героев в борьбе за независимость.
Гуру ка Лангар
Гуру ка Лангар – общественная столовая, расположенная на юго-востоке комплекса, куда ежедневно приходят от 60000 до 80000 паломников поесть после молитвы в Золотом Храме. Здесь можно поесть бесплатно, но пожертвования или помощь в мытье накопившейся посуды всегда приветствуются. Еда предоставляется для всех слоев общества – от нищего до миллионера – это скромный наглядный пример сикхского принципа гостеприимства.
Мата Дэви Мандир
Мата Дэви Мандир – это очаровательный индуистский храм, олицетворяющий силы плодородия, изобилия. Храм основан в память о святой женщине Лал Деви, жившей в начале XX-го века. Из главного зала серия узких лестниц ведет мимо зеркальной мозаики, резьбы в ярмарочном стиле и многочесленных статуй божеств – к полузатопленному макету пещерного храма Васихно Деви. Чтобы найти храм, нужно идти на запад по улице GT Road, повернуть направо после железнодорожной станции, затем идти вверх по Albert Road до первого поворота налево. Храм будет от вас с левой стороны.
Сад Рам Багх
Живописный сад Рам Багх, расположенный в новой части города, когда-то был летней резиденцией бывшего махараджи Ранджита Сингха (1780-1839) – «Льва Пенджаба». Ранее известный как сад компании, позже он был переименован королем на Рам багх в честь Гуру Рам Даса, основателя города Амритсар. Рам Багх построен по макету сада Шалимар в г. Лахоре. Он включает в себя коллекцию редких хвойных деревьев, лекарственных растений и водных каналов с фонтанами и золотыми рыбками. В одном из концов сада воздвигнут знаменитый памятник в честь короля, седлающего лошадь.
Автор(ы), источник, доп. литература и ресурсы по теме:
журнал Индийский вестник
История
Город основан на месте деревни Тунг, выкупленной за 700 рупий четвёртым лидером сикхов Рам Дасом в 1574 году у прежних владельцев, и назван в честь расположенного на участке озера. В том же году гуру Рам Дас перенёс свою резиденцию в Амритсар.
Центр Амритсара с узкими улицами в основном застроен в 17-18-м веках. Город представляет собой пример уникальной системы городского планирования Катрас. Система Катрас предполагает строительство замкнутых на себе кварталов, каждый из которых может стать самостоятельной оборонительной единицей в случае нападения.
Бойня на Джаллианвала-багх
Основная статья: Бойня на Джаллианвала-багхДжаллианвала-багх в 1919 году, спустя месяц после бойни
13 апреля 1919 года в Амритсаре произошёл массовый расстрел мирных жителей во время Джаллианвала-багхской бойни.
Во время Первой мировой войны в Амритсаре происходили существенные беспорядки, особенно в среде сикхов. 10 апреля 1919 года, Сатья Пал и Сайфуддин Китчлев, два известных сторонника движения ненасильственного сопротивления колониальной администрации (сатьяграха) были вызваны в резиденцию заместителя комиссара, задержаны, арестованы и высланы в Дхарамсетлу, в современном штате Химачал-Прадеш. Это стало причиной всеобщей забастовки и марша протеста 50 000 человек. Марш протеста был остановлен. Согласно официальной версии погибло 12 человек и ранено от 20 до 30 человек. Согласно данным Индийского национального конгресса погибло от 20 до 30 человек.
Три дня спустя, 13 апреля, на традиционный фестиваль Байсакхи, в Джаллианвала-багх, собрались тысячи мусульман, сикхов и индуистов. Через час после начала митинга, в 16:30, по приказу заместителя командующего британским военным контингентом, Дайером без предупреждения были заблокированы основные выходы и начался расстрел толпы. Расстрел длился около 10 минут. Общее число погибших по британским данным составило 379. По оценкам Индийского национального конгресса погибло около 1000 человек.
Волнения 1947 года
Основная статья: Раздел Британской Индии
Раздел Британской Индии на Индию и Пакистан оказал глубокое воздействие на демографическую, экономическую, культурную, политическую и социальную структуру Амритсара. Раздел штата Пенджаб между Индией и Пакистаном привёл к тому, что Амритсар оказался приграничным городом. До раздела, исламская лига хотела включить Амритсар в состав Пакистана, основываясь на близости города к Лахору (около 30 миль) и доли мусульман в населении города, близкой к 50 %, однако город оказался в составе Индии. Индийский национальный конгресс преследовал сходные цели, настаивая на включении Лахора как культурного, экономического и политического центра Пенджаба, а также долю индуистов и сикхов населении города порядка 50 % населения в состав Индии, однако Лахор стал частью Пакистана. В результате, в Амритсаре и Лахоре произошли одни из наиболее трагичных в истории человечества социальные потрясения и беспорядки. Исламское население Амритсара было вынуждено спешно покинуть свои дома и собственность перед угрозой массовых антиисламских волнений в Амритсаре. Аналогичная картина наблюдалась и в Лахоре.
Операция «Голубая Звезда»
Основная статья: Операция «Голубая звезда»
Операция «Голубая Звезда» проходила в Амритсаре с 3 по 6 июня 1984 года индийскими войсками по приказу Индиры Ганди, тогдашнего премьер-министра Индии, и была направлена против сикхских боевиков, укрывавшихся в Золотом храме в Амритсаре.
Согласно официальной информации в ходе спецоперации погибло 83 военнослужащих. Методы проведения и результаты военной операции вызвали широкий общественный резонанс. 4 месяца спустя операции, 31 октября 1984 года, Индира Ганди была убита своим телохранителем — сикхом по вероисповеданию. Вслед за её смертью, более 3000 сикхов погибло в ходе антисикхских погромов.
Специальные комнаты для туристов
Невзирая на постоянную трапезу, посетителей, прежде всего, поражает его красота и необыкновенная роскошь. Название этого места вполне себя оправдывает, так как снаружи его стены выложены пластинами из золота. Поэтому, кажется, что это здание полностью состоит из золота. Внутренние стены, украшенные драгоценными камнями, покрытые позолотой, чудесными инкрустациями и орнаментами, не уступают по своему великолепию его внешнему облику. Наслаждаться красотой этого места можно как днем, так и ночью, когда здание оригинально подсвечивается и отражается в озере, создавая незабываемую волшебную картину.
В состав храмового комплекса входят специальные комнаты для туристов и паломников, в которых можно спокойно остановиться на ночь, чтобы отдохнуть. Конечно же, европеец не ощутит здесь привычного комфорта. Спать придется на полу среди огромного количества туристов и паломников без элементарных удобств. Однако именно в этих условиях можно сполна окунуться в доброжелательную атмосферу, которая царит здесь на протяжении многих столетий.
Сикхи, индуисты, мусульмане и люди других вероисповеданий спешат посетить Золотой Храм не только для того, чтобы полюбоваться его красотой, но и прежде всего для того, чтобы сполна ощутить атмосферу доброты, взаимопонимания и бескорыстия, которыми наполнено это здание.
Перед путешествием обязательно прочтите интересные факты об Индии – только на нашем сайте.
Кто такие сикхи
1,87 % населения Индии (около 20 млн. человек) исповедует сикхизм. Сикхи провозглашают братское отношение ко всем людям, независимо от их социального статуса и касты. Единый и Всемогущий Бог лишён зримого образа и присутствует во всём, поэтому нужно проявлять любовь в каждом повседневном деянии, а ритуалы, посты и обеты не играют никакой роли. Однако последователи гуру Нанака ввели некоторые обряды — молитвы, погребальные церемонии. Усопших сжигают, а пепел рассеивают по реке. После смерти душа возвращается к Создателю и сливается с ним. Возводить памятники на могилах не принято. Употребление алкоголя и наркотиков категорически запрещено. Священным текстом является «Гуру Грантх Сахиб», написанный десятью сикхскими гуру в 1469 — 1708 гг. Эта книга, в которой изложены жизненные принципы сикхов, хранится в Золотом храме в Индии.
Приверженцев сикхизма легко узнать по длинной бороде и дастару — головному убору в форме тюрбана. Настоящий сикх никогда не бреется и не подстригает волосы. Цвет дастара имеет значение. Тюрбан синего цвета носят наиболее воинственные сикхи. Из мужчин-сикхов получаются храбрые солдаты и спасатели, а среди женщин-сикхов немало офицеров. О бесстрашии сикхов ходят легенды. Одна из них гласит, что во время одной кровавой битвы воин продолжал сражаться даже после того, как ему отрубили голову. Обезглавленный боец-сикх увековечен на одной из фресок, украшающих Золотой храм в Амритсаре.
Если мусульмане обращают свои молитвы к Мекке, а индусы мечтают хотя бы раз посетить Варанаси, сикхи всего мира обращаются к Золотому храму (Хармандиру) в Амритсаре. Это центр глубоко человечной, универсальной и в то же время практичной религии. Это священное место проникнуто умиротворенной атмосферой. Паломники, кладут земные поклоны храму на входе, а сикхи сидят на холодном мраморном полу в глубокой медитации, слушая волшебные звуки музыки (шабад киртан) и мелодичные напевы молитв.
По словам сикхов, Золотой храм плывет по озеру, как корабль, пересекающий океан невежества. Его четыре двери по сторонам света означают, что он открыт для людей всех вероисповеданий и четырех основных каст индийского общества. Молитвы, сутры, стихи читаются по очереди священниками гранти, сидящими в Хармандире перед троном, на котором покоится священная книга сикхов Ади Грант. Один из спутниковых каналов индийского телевидения ведет непрерывные трансляции богослужений из Золотого храма.
Минакши Амман
Большинство индийских культовых сооружений окрашены в однообразные тона. Однако храм Минакши Амман — исключение из правил. Когда его впервые видят туристы, то они бывают поражены буйством цвета. На башнях этого сооружения вы можете увидеть множество небольших красочных фигурок, посвященных богу Шиве и его супруге — богине Минакши. Количество скульптур составляет около 33 тысяч, и ни одна из них не похожа на другую.
Минакши Амман расположен в древнем городе Мадурай (штат Тамилнад). Храм был создан еще в VI веке до нашей эры, но был полностью разгромлен в 1310 году мусульманскими завоевателями. Только столетия спустя индусский царь Наяк заново отстроил это сооружение.
В храме хранятся большие статуи Шивы и Минакши. В дни индуистских праздников вы можете стать свидетелями интересного обряда. Скульптуры бога и богини сажают в золоченую колесницу, запряженную слонами, и возят по улицам города.
Как доехать до Амритсара
На поезде
Это, наверно, самый простой и комфортный способ доехать до Амритсара. Именно таким способом добирались и мы. Билеты, как всегда, мы покупали с помощью сервиса Cleartrip (сайт, мобильное приложение). Цены и время в пути сильно зависит от самого поезда и класса вагона.
Например самый дешевый вариант из Дели (New Delhi) в Амритсар (Amritsar Junction) в слипере – от 220 INR, время в пути – 11 часов. Мы выбрали чуть более дорогой вариант (на целых 60 INR ), но время в пути было 7 часов 30 минут. Нам кажется это совсем несущественная плата за 3,5 часа разницы.
На автобусе
Автобусное сообщение с Амритсаром развито очень хорошо. В/из Амритсара можно легко добраться из Дели, Дармсалы, Манали и других туристических городов Индии.
- из Дели в Амритсар – 8 часов, билеты от 325 INR;
- из Дармсалы в Амритсар – 5 часов, билеты от 799 INR (не спрашивайте почему такая разница, сами в шоке);
- из Манали в Амритсар – 14 часов, билеты от 1349 INR.
На самолете
В Амритсаре есть аэропорт и сюда можно без проблем долететь из Дели. Рейсы выполняют авиакомпании IndiGo, Vistara, AirIndia и SpiceJet. Цены на билеты из Дели в Амритсар можно посмотреть на календаре ниже. В среднем полет длится около 1 часа, а цены стартуют от 1200 рублей с человека:
Пара замечаний про авиакомпании SpiceJet и Vistara: SpiceJet – лоукостеры и пытаются сделать деньги на каждом чихе. Мы летели ими из Дели в Гоа и по глупости не распечатали электронный билет. Так вот без распечатанного электронного билета нас не пускали в здание аэропорта, нельзя было зарегистрироваться на рейс, а за его распечатку с нас взяли по 100 INR с носа.
В общем, если вы в ужасе от авиакомпании Победа, то в сторону SpiceJet лучше даже не смотреть, ведь Победа это пример лояльности и щедрости, по сравнению с ними.
А вот Vistara нас приятно поразила. Мы летали ими из Гоа в Дели. Даже на таком коротком перелете предоставляется горячее питание, можно пройти электронную регистрацию, багаж включен в стоимость. Самолеты новые, сиденья кожаные. Все очень чисто и приятно. Vistara нам очень понравилась, и в следующий раз, при прочих равных условиях. мы отдадим предпочтение именно ей.