Мозаика флоренции

Чем интересна капелла Медичи

Будучи далеко не единственной живописной усыпальницей во Флоренции, Капелла Медичи разительно отличается от других подобных объектов. Микеланджело вложил весь свой талант в то, чтобы создать в капелле атмосферу глубокого трагизма и скорби – здесь все посвящено теме смерти.

Даже характер естественного освещения очень символичен. В самом низу, где расположены саркофаги с усопшими, темнее всего. Чем выше, тем больше света снаружи попадает внутрь здания. Это символизирует бессмертие души и ее переход в царство света после завершения земной жизни человека.

Над усыпальницами Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано можно видеть работы Микеланджело «Мадонна с младенцем», скульптуры святых Косьмы и Домиана

Центральный объект в Капелле Медичи – алтарь. Но отнюдь не он представляет наибольший интерес с художественной и эстетической точки зрения.

По правой и левой стороне от алтаря находятся усыпальницы герцогов Джулиано Немурского и Лоренцо Урбинского. Прямо напротив алтаря, у противоположной стены в выступающем цоколе покоится прах еще двух Медичи – Лоренцо Великолепного и его родного брата Джулиано.

Эти два представителя могущественного рода были в свое время гораздо более значимыми фигурами, чем их тезки, похороненные «по соседству». Но их саркофаги украшены гораздо скромнее – на склепе установлены три статуи работы Микеланджело – святых Космы и Дамиана, и «Мадонна с младенцем».

Последняя – едва ли не единственная скульптура в капелле, которая лишена трагизма, а наполнена лирическим отражением близости матери и ребенка.

Лоренцо Великолепный был видным государственным деятелем Флорентийской республики и ее руководителем в эпоху Ренессанса. У многих возникает естественный вопрос, почему его с братом усыпальница получила от Микеланджело столь минималистическое оформление.

Ответ на самом деле очень простой. Лоренцо Урбинский и Джулиано Немурский первыми из рода Медичи получили герцогские титулы. В те феодальные времена это обстоятельство имело гораздо большее значение, чем реальная историческая роль того или иного лица.

Аллегорические фигуры «Утро» (женская) и «Вечер» (мужская) украшают надгробие Лоренцо Урбинского

Саркофаги герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи украшены скульптурами, которые принесли еще больше славы и без того знаменитому на тот момент Микеланджело. Это так называемые «Сутки».

Скульптуры «Утро» и «Вечер» установлены на гробнице Лоренцо Урбинского, а «День» и «Ночь» – на саркофаге Джулиано Немурского.

Еще при жизни Микеланджело скульптура «Ночь» оказывала неизгладимое впечатление на современников творца своим глубоким трагизмом. Точно такое же настроение фигура создает и сейчас, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы посетителей Капеллы Медичи.

Фигуры «День» (мужская) и «Ночь» (женская) установлены Микеланджело над гробницей Джулиано Немурского

Все описанное – лишь самые заметные творения Микеланджело, созданные в ходе работы над внутренним убранством капеллы. Осознание реального величия этого произведения искусства приходит по мере ознакомления с самой историей создания Капеллы Медичи.

Mode and place of processing the Data

Methods of processing

The Data Controller processes the Data of Users in a proper manner and shall take appropriate security measures to prevent unauthorized access, disclosure, modification, or unauthorized destruction of the Data.
The Data processing is carried out using computers and/or IT enabled tools, following organizational procedures and modes strictly related to the purposes indicated. In addition to the Data Controller, in some cases, the Data may be accessible to certain types of persons in charge, involved with the operation of the site (administration, sales, marketing, legal, system administration) or external parties (such as third party technical service providers, mail carriers, hosting providers, IT companies, communications agencies) appointed, if necessary, as Data Processors by the Owner. The updated list of these parties may be requested from the Data Controller at any time.

Place

The Data is processed at the Data Controller’s operating offices and in any other places where the parties involved with the processing are located. For further information, please contact the Data Controller.

Сады Боболи: история

Этот парк был заложен по приказу Элеоноры де Толедо, жены Козимо I, представителя знаменитого рода Медичи. Произошло это в середине 16 века, Сады Боболи начали обустраивать в 1549 году. После того времени парк неоднократно реконструировали. Например, в 17 веке его значительно расширили, до 4,5 гектаров.

Над дизайном Садов Боболи трудились известные и талантливые архитекторы и скульпторы прошлого:

  • Николо Триболо. Он был придворным архитектором семьи Медичи. Успел поработать над созданием парка совсем недолго, так как умер в 1550 году в возрасте 50 лет.
  • Бартоломео Амманнати. Известен тем, что построил во Флоренции палаццо Питти и мост Санта-Тринита, а также создавал резиденцию для Папы Римского Юлия III.
  • Джорджо Вазари. Самое знаменитое творение даже назвали его именем – коридор Вазари на древнем мосту Понте Веккьо. Кроме архитектуры, достиг больших успехов в живописи.
  • Бернардо Буонталенти. Возводил здания не только во Флоренции, но и во всей Тоскане, также был инженером-оружейником.

В Садах Боболи были проложены аллеи, высажены деревья, здесь много кипарисов и дубов, созданы оранжереи и открытые цветники. Были сформированы гроты со входами сложной архитектурной формы. Сады украшались беседками, скульптурами и фонтанами. Так как парк был заложен на холме, там есть террасы со смотровыми площадками, откуда видна почти вся Флоренция. Украшением парка стал амфитеатр, в центре которого стоит обелиск из древнеегипетского города Луксора. Стоит сказать, что другие скульптуры и сооружения в парке принадлежат разному времени, в основном периоду с 16 по 18 век, но есть и древние, такие же, как обелиск из Луксора.

Этот парк долго был частной территорией семейства Медичи. Для всех остальных он открылся только в конце 18 века.

Козимо I, великий герцог Тосканский (1519–1574).

Козимо I – первый великий герцог и видный итальянский государь 16 в. Праправнук Лоренцо Старшего, младшего брата Козимо Старшего, Козимо родился во Флоренции 12 июня 1519. Благодаря своей матери Марии Сальвиати, внучке Лоренцо Великолепного, Козимо I был тесно связан также и со старшей ветвью рода Медичи. После того как в 1537 герцог Алессандро был убит, Козимо имел более всех прав на то, чтобы наследовать власть над Флоренцией. Так как ему не исполнилось и 18 лет, флорентийские патриции усматривали в его кандидатуре то дополнительное преимущество, что его можно будет легко контролировать. Но стоило Совету сорока восьми, в котором доминировал патрициат, утвердить его на посту, как Козимо наладил тесные связи с послом императора Карла V. При поддержке императорских войск, размещенных в Италии, Козимо быстро упразднил Совет сорока восьми и покончил с влиянием патрициев. За покушением на права патрициата тут же последовала попытка реванша, которую возглавили политические изгнанники и видные патриции. В 1537 в битве при Монтемурло близ Флоренции они потерпели поражение, а их предводители попали в плен, многие из них были казнены.

В международных делах Козимо неуклонно придерживался союза с императором и извлек значительную пользу из успеха императорских сил, вытеснивших французов из Италии. Наиболее важным его приобретением стала Сиена, которую он захватил в 1555: теперь он подчинил своей власти почти всю Тоскану. В 1569 упрочившиеся позиции Козимо нашли и внешнее выражение – изменился его титул: папа сделал Козимо великим герцогом Тосканским (до этого он был герцогом Флорентийским), что вскоре признали и другие державы.

Для правления Козимо характерны многие черты, типичные для всего европейского абсолютизма. Его власть основывалась на мощной и дисциплинированной наемной армии. Налоги, установленные Козимо, были высокими, зато он навел жесткий порядок, строго карал преступников и поддерживал развитие новых отраслей промышленности, таких как изготовление гобеленов, процветавшее во Флоренции вплоть до 18 в.

Несмотря на то, что от представителей старшей ветви Медичи Козимо отличался жестокостью и формализмом, он во многом следовал традиционной политике семейства, поддерживая литературу и искусство. Во время его правления во Флоренции были созданы значительные произведения в поэтическом и историческом жанрах. Козимо украсил город на Арно несколькими наиболее знаменитыми памятниками: при нем был построен мост Санта-Тринита и завершено возведение палаццо Питти, в котором жил он сам и который оставался резиденцией правителей Тосканы до конца великого герцогства.

Достижение верховенства.

Первой целью Козимо было сохранение единства своей партии, с тем чтобы избежать вражды, приведшей к свержению Ринальдо. По этой причине Козимо никак внешне не подчеркивал своей ведущей роли, а оставался как бы рядовым гражданином. Его друзья и сторонники занимали высшие места в городском управлении не чаще него самого. Козимо становился гонфалоньером только три раза, всякий раз на два месяца: другие флорентийские патриции оказывались на виду гораздо чаще. Однако Козимо входил в комиссию, ведавшую государственными долгами, и эта позиция позволяла ему предоставлять своим сторонникам финансовые льготы. Банковское дело также давало возможность скреплять политические союзы денежными средствами. Кроме того, Козимо женил своих сыновей и внуков на знатных флорентийках.

Бурная деятельность банка Медичи, имевшего отделения в крупнейших европейских городах, давала Козимо доступ к единственной в своем роде информации относительно событий в политической жизни других стран, что сделало его бесценным консультантом по международным делам. Козимо влиял на внешнюю политику Флоренции во время большого кризиса, разразившегося в северной Италии после смерти в 1447 Филиппо Мария Висконти, последнего правителя Милана из этого рода. Он подталкивал Флоренцию к тому, чтобы поддержать Франческо Сфорца в его притязаниях на наследие Висконти – невзирая на противодействие Венеции. Это знаменовало поворот в политике Флоренции, так как Венеция являлась ее традиционным союзником, а Милан – традиционным противником. В последовавшей войне Флоренция, таким образом, оказалась вместе с Миланом против Венеции и Неаполя. Но когда в 1454 в Лоди был заключен мир и противников Сфорца заставили признать законность его правления, выгоды достались главным образом Флоренции и Козимо. Авторитет Флоренции в Италии благодаря союзу с Миланом возрос, а Сфорца считали инициатора этого союза Козимо своим близким другом. Он сделался посредником, через которого Сфорца вели переговоры с Флоренцией, и вскоре их примеру стали следовать и главы других государств. Благодаря столь тесным связям с зарубежными властителями Козимо стал незаменимым человеком в флорентийском правительстве. Он хорошо разбирался и в том, в каких случаях следует поразить воображение людей, а когда надо проявить решительность и беспощадность. Однако его излюбленными методами, как во внутренней, так и во внешней политике, были переговоры и убеждение.

Хотя все командные высоты во Флоренции были монополизированы сторонниками Медичи во главе с вождем Козимо, он прекрасно сознавал, насколько ненадежным может оказаться такой олигархический режим в случае недовольства граждан. Поэтому Козимо всячески заботился о том, чтобы преумножить великолепие города, и затеял обширное строительство. Он способствовал завершению строительства общественных зданий, начатых правительством или гильдиями, и на собственные деньги поручил Микелоццо выстроить громадный дворец Медичи, который все еще стоит на Виа Ларга. Он воздвиг или обновил многие церковные строения: монастырь св. Марка, дортуар монастыря Санта Кроче, церкви Сан Лоренцо во Флоренции и в Бадиа близ Фьезоле, где у него была вилла. На их фасадах появился герб Медичи – 5 красных кружков (или ядер).

Козимо любил проводить время с монахами монастыря св. Марка или за книгами, которые собирал и которые составили основу первой со времен античности публичной библиотеки. Тесная дружба связывала его с гуманистами Леонардо Бруни и Поджо Браччолини; особенно он гордился тем, что его стараниями молодой Марсилио Фичино обрел материальную независимость, что позволило ему заняться переводом Платона с греческого языка на латынь. Надпись Pater Patriae (Отец отечества), красующаяся на гробнице Козимо (он умер в Карреджи под Флоренцией 1 августа 1464), – выражение той признательности граждан, которую он снискал еще при своей жизни.

Внутреннее наполнение

Боболи во Флоренции – это модель сада-музея, ибо здесь находятся древние и современные статуи. Он изменялся и реконструировался на протяжении длительного времени, таким образом, превратившись в образец садово-паркового искусства.

  1. В центре известных садов Флоренции проложены две аллеи: 16 века, что проходит через амфитеатр к скульптуре «Изобилие», и кипарисовая аллея 17 столетия.
  2. Пройдя по ним, можно посетить парк Kaffeehaus (18 век), зеленый театр, вблизи чистого пруда Форконе, и маленький сад барочной эпохи.
  3. Уже в 19 веке в Боболи был выстроен вход с виллой и гротом. Тогда же сады солидно видоизменили, уничтожив более старые лабиринты. Это нововведение было принято ради расчистки пространства для прокладывания специальной подъездной дороги в 1830-х годах.
  4. В садах можно встретить фрагменты скульптурной коллекции семьи Медичи. Правда, оригиналы таких статуй, как «Парис и Елена» (Росси), «Купание Венеры» (Джамболонья) позже были заменены копиями.
  5. У входа в Боболи маячит фонтан с изображением карлика, оседлавшего черепаху, далее виднеется гроб скульптора Буонталенти, состоящий из 3 комнат, украшенных лепниной.
  6. Идя по тропинке, можно увидеть сад Юпитера с его скульптурным изображением, а также амфитеатр и 8-угольный фонтан Артишока. 7. 7. Главная аллея украшена римскими статуями и бассейном Нептуна. В центре – мраморный фонтанчик с амуром, находящийся вблизи столетних дубов.

Мария Медичи

         Конечно уж прекрасной эту даму не назовешь, но в своем роде судьбоносной — бесспорно. Внучка великого Козимо I, родившаяся у ненавидящих друг друга родителей, в шесть лет потерявшая мать, убитую отцом Франциском. В четырнадцать — отца, убитого дядей Фердинандом. Но она не очень страдала, живя в дворцовых развлечениях. И довольно таки уже не юная, 27летняя Мария была «продана» в жены Французскому королю. Генрих IV Бурбон отчаянно нуждался в деньгах. Он затребовал миллион золотых эскудо в приданное невесте. Но Фердинанд рассудил, что скудоумная Мария таких денег не стоит. Сошлись на шестистах тысячах.           Мария увезла с собой во Францию подружку детства Элеонору Галигаи и её мужа —профессиональных авантюристов. На чужбине королева осыпала их титулами и почестями, открывшими тем дорогу к откровенному грабежу французской казны. Рано овдовев, Мария становится регентом  при малолетнем наследнике престола Людовике XIII. Своей безграничной глупостью, она сыскала к себе недовольство французского народа, козни и интриги кардинала Ришелье, ненависть собственного сына.            Умерла бедная королева в нищите и изгнании, воспользовавшись приютом художника Пауля Рубенса.

Великие герцоги Тосканские.

Виднейшие граждане Флоренции сочли, что после смерти Алессандро восстановить республику невозможно, поскольку это сделало бы императора заклятым врагом города. Поэтому представитель младшей ветви рода Медичи, потомок Лоренцо, младшего брата Козимо Старшего, стал герцогом Флоренции под именем Козимо I (1519–1574). Он основал династию, представители которой правили Тосканой как великие герцоги еще в 18 в. и сочетались брачными узами почти со всеми августейшими домами Европы.

Как и в период Возрождения, двор Медичи продолжал славиться в качестве центра искусства, науки и учености. В 1574 преемником Козимо I стал его старший сын Франческо I (1541–1587). Интерес нового великого герцога к химии привел к основанию предприятия по производству фарфора. Он учредил также Академию делла Круска – с целью очищения итальянского языка и создания его грамматики. Любимым художником Франческо был Джамболонья, который создал для него несколько своих самых известных скульптур. Однако наибольшей известностью великий герцог обязан скандалу, связанному с его страстью к венецианской даме Бьянке Капелло, на которой он и женился после смерти первой жены. Мария, одна из дочерей Франческо, стала королевой Франции – как жена Генриха IV. Франческо умер в 1587, не оставив сыновей, поэтому его младший брат кардинал Фердинандо (1549–1609) вынужден был отказаться от духовного звания и стать великим герцогом. Фердинандо был блестящим администратором; он превратил Ливорно в свободный порт, сделавшийся вскоре одним из важнейших торговых центров Средиземноморья. Под его управлением Тоскана достигла значительного уровня экономического развития, а сам Фердинандо стал одним из богатейших правителей в Европе.

Сын Фердинандо Козимо II (1590–1620) прославился больше всего тем, что по его приглашению Галилей обосновался во Флоренции, где смог заниматься наукой. Прочие Медичи, правившие в Тоскане, – Фердинандо II (1610–1670), Козимо III (1642–1723) и Джан Гастоне (1671–1737), – ничем себя не проявили.

Наиболее сильной личностью в последнем поколении Медичи оказалась Анна Мария Лудовика (1667–1743), сестра Джан Гастоне. Она вышла замуж за курфюрста Пфальцского, но в 1716, после смерти мужа, вернулась во Флоренцию. Когда брат умер, Анна Мария Лудовика демонстрировала явное неприятие сговора европейских держав, в соответствии с которым Тоскана должна была перейти под власть герцогов Лотарингских и Габсбургов. Она посвятила себя делу завершения колоссального мавзолея великих герцогов Медичи. По наследству к ней перешли все художественные коллекции, собранные Медичи в течение трех столетий, и она оставила их в полном объеме Тоскане – на том условии, что никакая их часть не может быть вывезена из Флоренции и что они должны быть открыты для ознакомления представителям народов всех стран.

Ранняя история семейства.

В период раннего Средневековья Медичи имели небольшие земельные участки в долине Муджелло (по реке Сиеве) близ Флоренции. В 12 и 13 вв. несколько их представителей перебрались во Флоренцию, и к 1300 Медичи входили в правительство и гильдию менял. В 14 в. во Флоренции было множество Медичи: в 1373 один из представителей рода сокрушался по поводу того, что в результате эпидемии чумы в семье осталось всего 50 взрослых мужчин. Неудивительно, что между ними существовали заметные имущественные различия: одни преуспевали и выдвигались в городе на первые роли, другие были лавочниками и ремесленниками. Однако даже наиболее состоятельные Медичи, хотя иной раз и вступали в брак с представителями социальной и экономической элиты, ни по богатству, ни по статусу не поднимались до уровня известных банковских и торговых домов того времени, таких, как Барди или Перуцци. На противоположном конце социальной лестницы среди Медичи имелись преступники и бандиты. Так, в 1343–1360 пятерых Медичи приговорили к смертной казни за разнообразные (от грабежей до убийств) преступления. Это создавало всему семейству плохую репутацию, которая, разумеется, не улучшалась от того, что его представители часто затевали тяжбы друг с другом.

Такая репутация и отсутствие единства не позволяли семейству Медичи в данный период играть сколько-нибудь значительную роль в управлении Флоренцией. Единственным исключением был Сальвестро де Медичи (1331–1388). О том, что Медичи принадлежали все же к городским «аутсайдерам», можно заключить хотя бы по тому, что Сальвестро, входивший в преуспевающую верхушку старших гильдий, солидаризовался с младшими, такими как чомпи (чесальщики шерсти). Избрание его гонфалоньером (главой магистрата) в 1378, что было победой представителей низших классов, спровоцировало т.н. «восстание чомпи», попытку обеспечить более значительное участие низов в управлении. Однако вскоре движение было подавлено, и в течение ближайших трех лет старшие гильди восстановили свои позиции, а Сальвестро принудили отправиться в изгнание.

Недоверие к роду Медичи, только усилившееся в результате действий Сальвестро, косвенно повлияло на возвышение той ветви рода, которая получила впоследствии европейскую известность. Поскольку над Медичи тяготели подозрения в политической неблагонадежности и им было запрещено занимать государственные должности, они обратили всю свою энергию на предпринимательство. Прославившиеся в истории Медичи – потомки Аверардо де Медичи (прозванного Биччи), дальнего родственника Сальвестро. Во второй половине 14 в. дела Аверардо процветали, а под руководством его сына Джованни ди Биччи (1360–1429) семейное предприятие охватывало, наряду с производством шелка и тканей, банковские операции и имело филиалы по всей Европе. В 1421 Джованни был избран гонфалоньером.

Новая ризница

Новая сакристия или Капелла, была спроектирована и воссоздана архитектором Микеланджело по заказу Джулио Медичи папы Климента VII в 1520 году. Помещение предназначалось для захоронений великих Тосканских герцогов из рода Медичи. Микеланджело в то время находился в довольно сложном положении, являясь с одной стороны сторонником республиканцев, которые вели ожесточенную борьбу с Медичи, с другой стороны он был придворным скульптором, работающим на своих врагов.

Мастер возводил храм и склеп для семьи, которая в случае победы могла жестоко наказать своего архитектора. Дорога к Капелле Медичи ведет через всю базилику Сан-Лоренцо и поворачивает направо, где спустившись по ступеням можно попасть в комнату с гробницами.

Саркофаг герцога Неймурского

Приглушенные цвета помещения и тонкие лучи света, пробивающиеся сквозь небольшое окно в потолке, создают в родовой усыпальнице ощущение грусти и покоя. В одной из ниш на стене установлена мраморная скульптура Джулиано герцога Неймурского, младшего сына Лоренцо Медичи. Фигура молодого человека сидящего на троне, облачена в доспехи римского воина, а его голова задумчиво повернута в сторону. По обе стороны от саркофага полулежат величественные изваяния, олицетворяющие день и ночь работы Микеланджело.

Саркофаг герцога Урбинского

На противоположной стороне стены, напротив гроба Джулиано, воздвигнута скульптура Лоренцо, герцога Урбинского внука Лоренцо Медичи. Герцог Урбинский Лоренцо представлен в образе древнегреческого воина, сидящего в доспехах над своей гробницей, а в его ногах расположились величественные скульптуры воссоздающие утро и вечер.

Саркофаги братьев Лоренцо Великолепного и Джулиано

Третье захоронение Капеллы – это могилы Лоренцо Великолепного и его 25-ти летнего брата Джулиано, погибшего от рук заговорщиков в 1478 году. Надгробие выполнено в виде длинной столешницы, на которой установлены мраморные статуи «Мадонна с младенцем» работы Микеланджело, «Святой Косьма» работы Анджело ди Монторсоли и «Святой Домиан» Рафаэля ди Монтелупо. Всю композицию Капеллы объединяют стремительно бегущие мгновения жизни и бесконечное течение времени.

Настоящее время

Сады Боболи подвергались реконструкции несколько раз. Свой современный вид парк получил в 17 веке. Площадь его составляет 4,5 гектара. В настоящее время это музей садовой скульптуры, в котором представлены как античные статуи, так и произведения скульптурного искусства 16-17 веков.

Территория парка разбита дорожками и осевыми аллеями на части. Основная тропа, усаженная кипарисами и вековыми дубами, начинается у амфитеатра и простирается до тыльной стороны дворца. В амфитеатре установлен обелиск, привезенный из Египта. На тропе устроен фонтан «Нептун», рядом расположены несколько статуй, чуть дальше находится лестница, поднявшись по которой, попадаешь на холм с музами. Еще чуть дальше расположена скульптурная композиция – «Карлик на черепахе», которая изображает придворного шута Медичи. Напротив скульптуры расположен вход в Большой грот парка, или Грот Буоналенти, внешнее убранством его напоминает пещеру со сталактитами, внутри грот состоит из трех комнат, в одной из которых установлена копия произведения Микеланджело «Рабы».

Пройдя дальше по тропе, можно попасть в Сад Юпитера, где можно отдохнуть у фонтана «Атишок», около небольшого подковообразного амфитеатра, полюбоваться статуей Юпитера.

На одной из террас разбит сад Кавальере, который привлекает туристов удивительными цветами: здесь в апреле цветут пионы, а в мае радуют глаз посетителей розы.

По аллее, увитой миртом и плющом, можно попасть в южную часть сада, где разбиты оранжереи со старинными и редкими сортами роз, в кадках растут цитрусовые деревья, установлены статуи Андромеды и Персея.

В северной части сада Боболи находится панорамная площадка и кофейный домик, который был построен в 18 веке.

В парке и в настоящее время часто устраиваются театрализованные представления и концерты. Несмотря на то что большинство скульптур заменены копиями, а оригиналы хранятся в спецхранилищах, они имеют по-прежнему немалую историческую ценность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector