Базилика санта — кроче. усыпальница великих

Алтарь церкви и фрески

Фрески, украшающие стены около главного алтаря, сделаны А. Гадди (1387) по мотивам легенды об Истинном Кресте. По правой стороне: Архангел Михаил передает ветвь Древа познания, Царица Савская и ее поклонение Древу креста и др. По левой — Св. Елена приносит Св.Крест в Иерусалим, затем царь Перси увозит его, византийский царь Ираклий возвращает Крест в Иерусалим и т. д. Фрески содержат также множество бытовых и сказочных сценок. Красивейшие старинные витражи на окнах были сделаны в 14 в.

Алтарный полиптих, написанный Н. Джерини, изображает Мадонну с младенцем, боковые панели делались другими художниками, в верхней части — «Распятие», нарисованное мастерами школы Джотто.

Венчает алтарь одна из уникальных картин церкви — «Распятие», которую создал мастер Чимабуэ. Эта большая картина (4,5х3,9 м), размещенная на деревянном кресте, считается самым впечатляющим вариантом распятия. Однако при наводнении в 1966 г. работа была настолько сильно повреждена, что даже попытки реставрации не смогли ее восстановить полностью.

Интерьер

В церкви 16 капелл, она с давних времен использовалась для захоронения именитых и просто богатых флорентийцев. Особого упоминания достойна капелла влиятельного семейства Пацци, созданная Филиппо Брунеллески.

Пацци в содружестве с папой Сикстом IV организовали покушение на братьев Медичи в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре в 1478 году. И поплатились за это буквально тотальным уничтожением людей и зданий. Капелла в Санта-Кроче — едва ли не единственное уцелевшее свидетельство существования рода.

В капеллах Барди и Перуцци сохранились фрески кисти Джотто (1266-1337). Как мы помним — великого живописца и архитектора, провозвестника Ренессанса.

У входа в Санта-Кроче установлен памятник Данте Алигьери (1265-1321). Великому сыну Флоренции и… Италии. Человеку, который написал «Божественную Комедию» и считается отцом итальянского языка.

Оказывается, вплоть до XIV века итальянские знать и священники общались между собой на латыни. А простонародье использовало диалект, характерный для определенной местности. Данте изменил это навсегда!

Знаменитый поэт, впрочем, похоронен в Равенне. Куда он вынудили сбежать, во Флоренции приговорив к казни за участие в гражданской войне на стороне проигравшей партии «белых».

Папа Лев X из семейства Медичи пытался вернуть прах Данте на родину, но его усилия не увенчались успехом. С чем Флоренция не смирилась, установив в церкви пустой саркофаг. А на площади — памятник великому земляку.

Заметим, что лишь с помощью обмана флорентийцы заполучили останки и Микеланджело, умершего в 1564 году в Риме. Тело «Титана Возрождения», много и плодотворно работавшего во Флоренции («Давид», капелла Медичи в Сан-Лоренцо, библиотека Лауренциана), было тайком вывезено из Вечного города его племянником Лоренцо.

Таким образом Микеланджело Буонаротти обрел вечный покой в Санта-Кроче. В полном соответствии с волей самого великого скульптора.

В церкви Святого Креста во Флоренции также покоятся: философ и политик Никколо Макиавелли (надпись на надгробии гласит «Нет эпитафии достойной столь великого человека»), астроном Галилео Галилей, композитор Джоакимо Россини, изобретатель Гильельмо Маркони, физик Энрико Ферми.

История строительства

По преданиям, основателем Санта-Кроче является Франциск Ассизский (умер в 1226 г.), святой покровитель Италии, который отказался от материальных благ, чтобы нести людям идеи покаяния и мира. Хотя строительство ее было начато в 1295 г. на месте небольшой оратории, построенной францисканцами, недалеко от реки Арно. Название Санта-Кроче (Флоренция) — церковь Святого Креста в переводе с итальянского. Проект ее осуществил А. ди Камбио, местный скульптор и архитектор. Строительство шло на деньги богатых флорентийских семей, которые почитали за честь финансировать возведение святой обители, и продолжалось почти 150 лет. Освящена базилика была в 1443 г. Папой римским Евгением 4-м.

Внешний вид церкви за прошедшие столетия менялся не раз. Особенно это касается фасада Санта-Кроче (Флоренция): фото начала 19 в. показывает его совершенно без украшений. Нынешний облик фасада с 3 порталами, отделанными белым мрамором, был сделан только в 1853-1863 гг. архитектором Н. Матасом в неоготическом стиле на деньги английских протестантов, в частности британского мецената Ф. Дж. Слоане. Именно поэтому в украшении появилась синяя шестиконечная звезда Давида, не являющаяся символом христианства.

Капеллы

Всего в базилике шестнадцать капелл (шестнадцать часовен). Большая часть – именные, принадлежащие той или иной богатой и влиятельной семье средневековой Флоренции. По сути, капелла – это как бы отдельная, самостоятельная маленькая церковь, при этом входящая в состав большого храма или храмового комплекса.

Капеллы базилики Санта-Кроче – это отдельные произведения искусства. К сожалению, часть фресок работы Джотто не сохранилась, потому что в Средние века во Флоренции несколько раз свирепствовала бубонная чума, храм использовался в качестве госпиталя, и роскошные фрески были просто-напросто перекрыты побелкой. Чума, кстати, была так жестока к Флоренции, что многие европейцы ее так и называли – флорентийской, а Джованни Бокаччо и Франческа Петрарка упоминали о ней в своих знаменитых произведениях.

Распятие Донателло

Знаменитое деревянное «Распятие» Донато ди Никколо ди Бетто Барди – одна из главных достопримечательностей храма. Эта работа примечательна тем, что является ранней в творчестве итальянского скульптора и в чем-то копирует схожую работу учителя Донателло – Лоренцо Гиберти. Изображенный распятым на кресте Иисус Христос – мускулистый, отчаянный, изнывающий, но вместе с тем как будто бы недостаточно выразительный. В чем причина этой невыразительности – культурологи спорят до сих пор. Вероятнее всего, дело как раз в том, что Донателло тогда только начинал свой творческий поиск.

Главный алтарь

Главный алтарь базилики Санта-Кроче – это поистине грандиозное зрелище. Украшенный фресками Аньоло Гадди, он являет собой живую книгу библейских историй: тут и Архангел Михаил, дающий Сифу ветку Дерева Познания, и сам Сиф, сажающий эту ветку на могилу покойного Адама, и царица Савская, и грозный момент изготовления Креста для распятия Господня, и святая Елена, и захват Иерусалима… Все фрески – подробные, детальные, тщательно прорисованные. Их можно разглядывать часами.

Аньоло Гадди является и автором витражей Главного алтаря. Яркие, пестрые, цветастые, они специально расположены так, чтобы пропускать солнечный свет и причудливым, завораживающе-магическим образом освещать Главный неф и все внутреннее убранство храма. Алтарный полиптих изображает Мадонну и святых. Еще выше находится «Распятие» работы неизвестного автора, предположительно – Фильине.

Капеллы Кастеллани и Барончелли

Эти две капеллы расписывали сын и отец Гадди: Аньоло и Таддео. Фамильная часовня семейства Кастеллани – это целая череда жутковатых и пугающих сюжетов: тут и дракон, пожирающий младенца, и Аполлония, которой мучители жестоко выбивают зубы, и простолюдин, задавленный телегой. Откуда столько насилия – непонятно, культурологи затрудняются ответить на данный вопрос. Во второй капелле фрески более мирные: большая часть картин изображает жизнеописание Марии.

Капеллы Барди и Перуцци

Капелла Барди – одна из первых фамильных капелл базилики Санта-Кроче. Она была построена в начале 14 века. Расписывал ее Мазо ди Банко, изображенная на рисунках история – житие Святого Сильвестра, бывшего Папы Римского, и некоторых других святых.

Капелла Перуцци – едва ли не самая знаменитая в храме, ведь ее стены расписывал сам Джотто (жизнеописания Святого Иоанна Богослова и Святого Иоанна Крестителя), кроме того, именно здесь похоронены Микеланджело и Галилио. Изначально, в той стороне храма было четыре похожих капеллы, но сохранились, к сожалению, только две из них.

Капелла Медичи

Медичи – безусловно, самая известная флорентийская династия. Из этого рода вышли целых четыре Папы Римских, а также две королевы Франции – Екатерина и Мария. Неудивительно, что и капелла Медичи – пожалуй, самая роскошная и богатая в базилике. Украшал ее сам Микеланджело Буонаротти, и это считается одной из лучших его работ.

Кафедра Медичи церкви Санта-Кроче

Капелла Медичи церкви Санта-Кроче во Флоренции характеризуется как наиболее зрелое из церковных сооружений Микелоццо. Она расположена рядом с  капеллой Пацци. Выполнена капелла в простом плане, образующемся сочетанием прямоугольного помещения для молящихся и примыкающих к нему маленького, квадратной формы, алтаря и двух симметрично расположенных ризниц.

Сводчатые потолки лишены всяких украшений; спокойные, гладкие стены, прорезанные каждая двумя высоко поднятыми окнами; полное отсутствие орнаментики и лепки.

Представляет интерес сочетание античных форм с некоторыми готическими элементами, в том числе розетками, профилями, применяемыми в качестве отдельных декоративных элементов.

Ряд архитектурных моментов сближает капеллу Медичи с другим сооружением Микелоццо — монастырем Св. Марка во Флоренции. В последнем заслуживает особого внимания помещение библиотеки, имеющей удлиненную прямоугольную форму, разбитую аркадами на три нефа. Все они имеют сводчатые перекрытия, причем средний неф при одной и той же ширине выше боковых.
Боковые стены прорезаны прямоугольными окнами, над каждым из которых расположены еще круглые окна, ритмически отвечающие аркам центрального нефа.

Колонны, на которые опираются арки, легки и изящны. Такое же впечатление производит и вся зала.
Интересны и два внутренних двора монастыря, каждый из которых опоясан изящными галереями, образованными сводами, опирающимися своими пятами на выступающие из стены кронштейны и на легкие редко поставленные ионические колонки.

Сочетание грациозных аркад с гладкими, спокойными стенами, прорезанными небольшими окошечками, — мотив, часто встречающийся у Микелоццо, заимствован очевидно у Брунеллески, который применил его еще в Воспитательном доме во Флоренции (приют Инноченти).

Описание

Фото с wikipedia.org, автор Aklyuch at Russian Wikipedia

Базилика Са́нта-Кро́че (итал. Basilica di Santa Croce — «церковь Святого Креста») — базилика в центре Флоренции. Одна из самых популярных туристических достопримечательностей города. Самая крупная в мире францисканская церковь, знаменитая фресками Джотто и гробницами великих людей Италии.

История

Легенда гласит, что церковь была основана самим святым Франциском Ассизским. Франциск Ассизский скончался в 1226 году, а уже через два года был причислен к лику святых. К 1229 году относится упоминание о церкви, посвящённой ему. Строительство церкви на месте, ранее занятом этим зданием, было начато 12 мая 1294 года (возможно, Арнольфо ди Камбио). Финансирование строительства происходило на средства состоятельных семей Флоренции. В 1442 году церковь была освящена папой римским Евгением IV. Окна церкви украшены витражами, расширяющими её интерьер. Церковь построена в форме египетского Т-образного креста и является крупнейшим францисканским храмом Италии. Со временем были осуществлены многочисленные перестройки церкви. Во второй половине XVI века было разрушено много древних её частей. Фрески Андреа Орканьи были скрыты под алтарями работы Вазари. Стиль храма — готический, по этой причине он выглядит менее массивным, чем Дуомо (Санта-Мария-дель-Фьоре). Церковь украшена множеством фресок и скульптур работы Джотто и других знаменитых художников и скульпторов: Донателло, Антонио Канова, Джованни да Милано (роспись капеллы Ринуччини), Таддео Гадди, Антонио и Бернардо Росселлино и многих других. Выделяется кафедра, выполненная Бенедетто де Майано (1472 год) с барельефами, посвящёнными святому Франциску.

Санта-Кроче как пантеон

В церкви похоронено около 300 знаменитых флорентийцев — деятелей культуры, науки и политиков. Типичная конструкция гробниц в церкви — мраморное ложе с фигурой усопшего поверх саркофага. Сооружение увенчано аркой на двух колоннах.

Гробницы великих людей Италии

В базилике находится множество захоронений и памятных досок известных людей Италии, среди них:

  • Леон Баттиста Альберти (архитектор, XV век).
  • Лоренцо Бартолини (скульптор, XVIII—XIX века).
  • Данте Алигьери (поэт, XIII—XIV века) — похоронен в Равенне, в базилике находится его кенотаф, сооружёный в 1829 году (власти Равенны противодействуют переносу праха поэта во Флоренцию, одной из главных причин является надпись «туск» (то есть этруск) на кенотафе).
  • Витторио Альфьери (поэт и драматург, XVIII век).
  • Галилео Галилей (астроном, математик, XVI век) — уроженец Пизы, но прожил большую часть жизни во Флоренции; саркофаг увенчан фигурой учёного и аллегорическими фигурами Геометрии и Астрономии; надгробие работы Джулио Фоггини (1737 год).
  • Никколо Макиавелли (мыслитель, XV—XVI века) — похоронен в 1527 году; надгробие выполнено Инноченцо Спинацци (1787 год); над саркофагом находится аллегорическая фигура Дипломатии.
  • Микеланджело Буонарроти (скульптор, поэт, живописец, XV—XVI века) — гробница работы Джорджо Вазари (1570 год), над саркофагом установлен бюст Микеланджело, в нижней части расположены три аллегорические фигуры, которые символизируют Живопись, Архитектуру и Скульптуру.
  • Джоаккино Россини (композитор, XIX век).
  • Гульельмо Маркони (лауреат Нобелевской премии 1909 года за создание беспроводного телеграфа, XIX—XX века).
  • Михаил Клеофас Огинский (белорусский и польский композитор, автор известного полонеза).
  • Энрико Ферми (выдающийся физик, лауреат Нобелевской премии 1938 года) — в базилике находится мемориальная доска.

Базилику Санта-Кроче можно увидеть в компьютерной игре Assassin’s Creed II. По сюжету, в 1476 году главный герой проникает во двор церкви, чтобы убить гонфалоньера Уберто Альберти, пришедшего на выставку картин Андреа Вероккьо.

Капелла Барончелли

Основная статья: Капелла Барончелли (Санта-Кроче)

Капелла Барончелли

Относится к числу капелл, примыкающих к правому рукаву трансепта.

Левая стена — фрески Таддео Гадди (1328—1338) со сценами из жития Марии.

Правая стена — фреска Себастьяно Майнарди (1490) «Мадонна с поясом» (общий вид, фрагм. 1, фрагм. 2).

Алтарный полиптих, так называемый полиптих Барончелли (итал.)русск. (ок. 1328—1334) (общий вид, центральная панель), судя по надписи OPUS MAGISTRI JOCTI (над пределлой) и свидетельствам Гиберти и Вазари — работа Джотто. Однако, на основе стилистического анализа исследователи выявляют в некоторых частях полиптиха работу учеников Джотто, в том числе Таддео Гадди. Некоторыми исследователями непосредственное участие самого Джотто вообще подвергается сомнению и работа целиком приписывается Таддео Гадди. Стилистически относится к кругу поздних работ Джотто и его учеников, в которых наблюдается нарастание готических тенденций, проявляющееся в более утонченных очертаниях фигур, усилении общей декоративности. Тем не менее, коленопреклоненные ангелы в нижней части центральной панели стилистически близки подобным в Мадонне Оньисанти (англ.)русск. Джотто. В целом центральная панель представляет коронование Марии. Боковые панели представляют хоры ангелов и святых, славящих Марию. В руках ангелов можно видеть музыкальные инструменты — виелы, органы-портативы, гитерн, псалтерий, трубы. Над музицирующими ангелами располагаются святые. Среди них идентифицируются на первой панели (слева направо) — Святая Клара и Святой Франциск; на второй — апостол Петр (с ключом), Моисей (со скрижалями Завета), Адам и Ева; на четвертой — апостол Павел, Авраам и Иоанн Креститель; на пятой — святые Стефан и Лаврентий. Внизу, в пределле — маленькие изображения (слева направо) неидентифицированного святого епископа, Иоанна Крестителя, Христа, Святого Франциска и Святого Онуфрия. Существующее резное обрамление полиптиха является более поздним.

Витражи с изображением четырех пророков — Таддео Гадди (фото 1, фото 2).

В стене справа от входа в капеллу находится усыпальница семейства Барончелли работы Джованни ди Бальдуччо (итал.)русск.(ок. 1328—1330) (фото). Он же является автором статуй архангела Гавриила (фото 1, фото 2) и Марии (фото 1, фото 2) по сторонам входа в капеллу.

Статуя Мадонны с младенцем в капелле — Винченцо Данти (англ.)русск. (1568) (фото 1, фото 2).

Пантеон Санта-Кроче

В церкви Санта-Кроче (Флоренция) покоятся самые известные люди Италии и почетные граждане Флоренции. Часть захоронений — истинные, в которых погребены умершие знаменитости, а другие, называемые кенотафы, — надгробные памятники, не содержащие человеческих останков.

Санта-Кроче по праву считается местом зарождения Ренессанса, т.к. содержит монумент-гробницу Л. Бруни, итальянского политика, созданную в 1444 г. мастером Б. Росселино. Этот монумент стал образцом для будущих работ эпохи Ренессанса, включая надгробие К. Марсуппини недалеко от северной стены церкви.

Самые известные надгробные памятники размещены вдоль правого нефа южной стены:

Памятник-бюст Микеланджело, выполненный мастером Вазари (1579), и множество статуй и фигур работы Дж. Баттиста и В. Чиоли. Хотя Микеланджело и умер в Риме, но завещал себя похоронить в родном городе. Выполняя его наказ и с разрешения мэра Флоренции, Л. Буанаротти выкрал тело Микеланджело из Рима и тайно перевез его сюда.

  • Кенотаф Данте Алигьери и статуи героев его произведений сделаны скульптором Риччи (1829).
  • Памятник Макиавелли работы Спинации (1787).
  • Гробница Галилео Галилея, умершего в 1642 г., однако из-за запрета церкви не был похоронен по христианским обычаям до 1737 г. Тогда его тело перевезли и поместили в церкви, скульптурная композиция и бюст Галилея выполнены Дж.Баттиста Фоггини.

  • Надгробие композитора Дж. Россини, который прославил Италию оперой «Севильский цирюльник». Спустя 9 лет после смерти в 1868 г. в Париже его тело было перевезено с кладбища Пер-Лашез и захоронено здесь во Флоренции.
  • Надгробие историка и дипломата Н.Макиавелли.
  • Гробница Жозефа Наполеона и его дочери и др.

Всего на территории церкви похоронены почти 300 именитых итальянцев, причем каждое надгробие украшено скульптурами и барельефами.

Внутреннее убранство Санта-Кроче

Внутренняя часть состоит из огромного монументального пространства длиной 115 м, выполненного с использованием уникальных дизайнерских решений. Особенно это проявляется в устройстве центрального нефа, отделенного от двух боковых вертикальными пилонами 8-угольного сечения, от которых устремлены вверх остроконечные арки.

По тем временам решение внутреннего интерьера базилики было смелым и нетрадиционным, позволив выделить ее на фоне остальных религиозных сооружений города. Свет внутрь попадает через мозаичные окна, выполненные А.Гадди.

В 16 в. церковь была перепланирована, из-за чего (по заключению специалистов) немного утратила свою красоту. Перекрытия сделаны стропильного типа, а в полу расположены надгробные плиты, занимающие почти все пространство нефа.

Что посмотреть

Безусловно, Базилика Санта-Кроче считается одной из наиболее популярных во Флоренции. Путешественники желают заглянуть сюда не лишь для того, чтобы узреть гробницу Микеланджело, Галилео и остальных выдающихся уроженцев Флоренции, но и налюбоваться бесчисленными живописными фресками, в том числе труды Джотто.

В Базилике Санта-Кроче, как в Римском Пантеоне, царствует уникальная обстановка душевного спокойствия и тишины. В светлые дни, солнечные проблески невероятно привлекательно переливаются сквозь бесчисленные витражные окна.

Базилика Санта-Кроче изображает собой галерею известнейших фресок и статуй, сделанных Джотто, Донателло, Джованни да Милано, Антонио Канова, Таддео Гадди, Бернардо Росселлино и иными италийскими архитекторами и живописцами.

В Базилике Санта-Кроче особо приковывает внимание превосходный алтарь, созданный Джерини. Его скрашивает картина Мадонны со Святыми

На алтаре высится распятие труда Чимабуэ.

Не менее приметной считается неописуемо шикарная кафедра труда Бенедетто де Майано, сотворенная им в 1472 году. Кафедра декорирована бесчисленными барельефами, рассказывающими о жизни Св. Франциска Асисского. Собор еще известен своими шестнадцатью часовнями.

Так, в Большой капелле стены декорированы фресками Аньоло Гадди «Обретение Св. Креста». Роспись капелл Барди и Перуцци исполнил известный Джотто. К сожалению, многочисленные труды Джотто не выжили в период чумы, когда собор применялся в качестве лазарета, а его стены были побелены.

В капелле Барди можно увидать обрисовки из жизни Св. Франциска Асисского. Часовня Медичи была украшена Микелоццо по заказу Козимо I

В этом месте сразу обращает на себя внимание терракотовая скульптура Мадонны с ребенком произведение италийского архитектора Андреа делла Роббиа

Часовня Пацци, размещенная во внутреннем дворе собора, оформлена прославленным италийским умельцем Брунеллески. В часовне Барди ди Вернио располагается уникальный деревянный крест, сделанный Донателло.

Базилику Санта-Кроче нередко именуют Пантеоном Флоренции, так как в этом месте похоронены известные жители данного городка. В общем, в Базилике насчитывается примерно 300 гробниц общественно-политических и культурных деятелей Флоренции. Более того, храм Св. креста считается первой похоронной базиликой эпохи Ренессанса. Гробницы в храме кажутся как мраморная кровать, на которой представлена фигура покоящегося в ней флорентийца. Сверху саркофага располагается свод с двумя колоннами. При этом каждая усыпальница представляет собой истинное произведение искусства работы того или иного италийского умельца.

В Базилике Санта-Кроче похоронены Галилео Галилей, Леон Баттиста Альберти, Микеланджело Буонаротти, Никколо Макиавелли, Лоренцо Бартолини, Фосколо, Джоаккино Россини, Маркони, Витторио Альфьери, Джоаккино Россини, Гульельмо Маркони, Энрико Ферми.

Еще в Базилике Санта-Кроче находится могила Данте Алигьери. Могила была построена в 1829 году. Останки же знаменитого поэта 13-14 столетий располагается в Равенне, хотя Данте был гражданином Флоренции.

Южный неф

Что расположено в Южной части храма:

  • саркофаги Уго Фосколо (поэт и языковед), Джоакино Россини (знаменитый композитор), Леонардо Бруни из Ареццо (ученый и писатель), Николо Макиавелли, Ветторио Альфьери (драматург-трагик и поэт), Франческо Нори (прелат), Микеланджело Буонаротти
  • несколько картин: «Христос в Гефсиманском саду», «Бичевание Христа», «Се человек», «Восхождение на Голгофу», «Распятие» и некоторые другие
  • кенотаф (пустой, символический саркофаг) Данте Алигьери
  • кафедра итальянского архитектора и скульптора эпохи Ренессанса Бенедетто де Майано, вычурные и изящные барельефы которой рассказывают историю жизни покровителя храма Франциска Ассизского
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector