Церковь санта-мария делла салюте (santa maria della salute)

История строительства собора

В XVII веке население Венеции подверглось нашествию чумы. Медицина средневековой Европы ещё не познала природу микробной палочки, вызывающей эту болезнь, поэтому венецианцы предполагали, что всему виной отравленный воздух. Основными мерами защиты от чумы являлись карантинные лагеря для кораблей, стоящих на рейде в лагуне, а также маски с длинными носами. Такие методы защиты от инфекции носили чисто психологический характер и не приносили эффекта. Ужасная пандемия унесла более 100 000 человеческих жизней.

Многие считали, что кошмарная инфекция это небесная кара, посланная наказать венецианцев за людские грехи. Согласно преданию, правительство Венецианской республики от безысходности и отчаяния дало обет пресвятой Деве Марии. Было обещано, что если она поможет избавить Венецию от страшной болезни, то в честь неё будет воздвигнут величественный собор. В результате произошло чудо — чума отступила. Для высшей знати наступил час выполнить свои обязательства, данные небесным силам.

Большой Совет во главе с дожем Николо Контарини провели конкурс на лучший проект будущего храма. Автором шедевра был избран выдающийся зодчий того времени – Бальдассаре Лонген. Молодой архитектор с энтузиазмом приступил к возведению необыкновенной церкви. Перед ним поставили задачу построить достаточно вместительную святыню, чтобы члены привилегированных общин, богатые купцы и простые венецианцы могли поклониться и помолиться. Главная идея архитектора заключалась в том, чтобы храм был увенчан огромным куполом. Таким образом, предполагалось показать, как Дева Мария защищает Венецию этой полусферой от чумы.

Основной проблемой для строителей была ограниченность участка, где планировалось возведение церкви. По замыслу зодчего основание святыни должна быть в форме восьмиугольника, чтобы вместить наибольшее количество прихожан. Слабый грунт требовал дополнительного укрепления. Для упрочнения оседающей почвы установили более миллиона деревянных свай. Известняк и кирпичи, покрытые мраморной стружкой, являлись основным кладочным материалом на строительство храма. Возведение церкви длилось на протяжении полувека. Зодчий Лонген не дожил до официального освящения базилики. Стройка окончательно была завершена в конце 1681 года.

Особенности архитектуры

Базилика построена в форме восьмигранника, увенчанного куполом-полусферой. Над алтарём позднее был пристроен второй купол, меньшего размера. Главный купол установлен на барабан с пятнадцатью рёбрами, в каждом из которых расположены парные окна, обрамлённые арками.

Вход в собор оформлен в виде триумфальной арки. Фасад украшен скульптурами архангела Михаила, побивающего сатану, Иоанна Предтечи и Девы Марии (над центральным фронтоном).

Интерьер собора образует просторный центральный октагон, окруженный аркадой, колонны которой переходят в пилястры на которые опирается купол, высотой 60 метров. Мраморный пол выложен концентрическими кругами. За пределами центрального октагона по периметру базилики расположено шесть капелл.

достопримечательности Венеции:

  • Арсенал
  • Библиотека Марчиана
  • Венецианское гетто
  • Венеция Санта Лючия
  • Верфь Сан-Тровазо
  • Галерея Академии
  • Дворец дожей
  • Ка’ Дарио
  • Ка’ Мочениго
  • Ка’ Пезаро
  • Ка’ Реццонико
  • Ка’ Фоскари
  • Ка’ д’Оро
  • Ка’ да Мосто
  • Кампанила собора Святого Марка
  • Кафе Флориан
  • Коллекция Пегги Гуггенхайм
  • Колонны Святого Марка и Святого Теодора
  • Коррер
  • Лоджетта
  • Мост Академии
  • Мост Арсенале
  • Мост Вздохов
  • Мост делла Либерта
  • Мост делле Гулье
  • Мост Конституции
  • Мост Риальто
  • Мост Скальци
  • Пала д’Оро
  • Палаццо Барбариго
  • Палаццо Барбаро
  • Палаццо Грасси
  • Палаццо Гримани
  • Палаццо Дандоло
  • Палаццо деи Камерлинги
  • Палаццо Дольфин-Манин
  • Палаццо Кавалли-Франкетти
  • Палаццо Контарини дель Боволо
  • Палаццо Корнер-Спинелли
  • Палаццо Лабиа
  • Палаццо Лоредан
  • Палаццо Соранцо
  • Палаццо Тьеполо
  • Сан-Джакомо ди Риальто
  • Сан-Джованни-Кризостомо
  • Сан-Заккариа
  • Сан-Николо деи Мендиколи
  • Сан-Панталон
  • Сан-Пьетро-ди-Кастелло
  • Санта-Мария Глориоза деи Фрари
  • Санта-Мария-деи-Мираколи
  • Санти-Джованни э Паоло
  • Санто-Стефано
  • Скуола Кармини
  • Скуола Сан-Марко
  • Собор Святого Марка
  • Соломенный мост
  • Театр Ла Фениче
  • Фондако деи Турки
  • Церковь Джезуати
  • Церковь Джезуити
  • Церковь Ла Маддалена
  • Церковь Ла Пьета
  • Церковь Мадонна делл’Орто
  • Церковь Сан-Барнаба
  • Церковь Сан-Джоббе
  • Церковь Сан-Джованни ин Брагора
  • Церковь Сан-Джорджо деи Гречи
  • Церковь Сан-Кассиано
  • Церковь Сан-Моизе
  • Церковь Сан-Рокко
  • Церковь Санта-Мария дель Джильо
  • Церковь Санта-Мария Формоза
  • Церковь Сан-Франческо делла Винья
  • Церковь Святых Апостолов
  • Церковь Скальци
  • Четыре тетрарха

Архитектура и внутреннее убранство собора

Санта-Мария-делла-Салюте поражает своим внушительным размером и изысканной архитектурой, выполненной в стиле барокко. Базилику отделяют от воды Гранд-канала мраморные ступени невысокой лестницы. Конструкция храма довольно необычная для традиционного зодчества религиозной Венеции. Восьмиугольное здание увенчано огромным медным куполом высотой 60 метров, который опирается на большие столбы, окружённые шестью капеллами. Издали сооружение выглядит очень грандиозно. Днём под лучами солнца мрамор сияет, а ночью стены отражают воды канала. С южной стороны церкви сделана пристройка, образующая апсид, в которой расположен главный алтарь. Его венчает купол только меньшего размера. Позади сооружения высятся две колокольни.

Между рёбрами многогранной кровли находятся 15 арочных окон, благодаря которым внутренний объём храма днём наполняется светом. Фасад собора украшен карнизом, контрфорсами, колоннами, барельефами и беломраморными статуями. Главный вход в храм построен в виде триумфальной арки, окаймлённой скульптурами Богородицы, архангела Михаила, Иоанна Предтечи, ветхозаветных царей и пророков.

Просторный и светлый внутренний зал оформлен арочными перекрытиями, которые поддерживаются пилястрами. Роскошное внутреннее убранство поражает своим величием и красотой. Пол покрыт мраморной плиткой, образующей замысловатые концентрические круги. Главной концепцией святилища является насыщенное декорирование капелл художественными панно, изображающие религиозные сюжеты, скульптурами и колоннами с барельефами на помосте.

Основная религиозная композиция собора находится в главном алтаре. Здесь установлена икона «Мадонна дела Салюте», вывезенная с острова Крит в 1670 году во время войны Венецианской республики с Турцией. Образ заключён в мраморное обрамление. Над иконой расположены небольшие статуи, создающие собой сюжетную линию в аллегоричной форме. Венецию символизирует молодая девушка, которая взывает о помощи Мадонну с ребёнком на руках. Справа от них можно увидеть пожилую женщину в лохмотьях, олицетворяющую чуму, которая стремглав убегает от маленького ангела. Данную скульптурную композицию создал известный мастер Джусто Лекур в 1674 году.

Базилика восхищает обилием произведений великого венецианского живописца Вечеллио Тициана. Его изумительные полотна на библейские темы украшают свод огромной ризницы. Это такие картины, как: «Каин и Авель», «Давид и Голиаф», «Жертвоприношение Авраама». Особого внимания заслуживает один из самых ранних его шедевров, написанный в 1510 году — «Святой Марк на престоле». Художник талантливо изобразил сцену мольбы врачей, обращённой к апостолу Марку, о спасении от чумы святых Роха и Себастьяна, являющимися покровителями тяжелобольных людей. Главное панно Тициана, которое украшает святыню — «Сошествие Святого Духа на апостолов». Картина расположена в главном алтаре.

Базилика хранит три уникальных алтарных образа работы неаполитанца Луки Джордано: «Вознесение Девы Марии», «Рождество пресвятой Богородицы», «Введение Девы Марии в храм». Данные росписи он создавал по собственным фантазиям за довольно-таки короткие сроки, за что получил прозвище «Лука, работающий быстро»

Искусная работа Якопа Тинторетто «Брак в Кане Галилейской» непременно привлечёт внимание посетителей храма. Полотно описывает брачный пир по мотивам евангельского сюжета

На заднем плане картины во главе стола восседает Христос, превративший воду в вино. Художник выдвигает вперёд образы водоносов, которые обслуживают гостей.

Церкви на островах

Пару слов про церкви на островах лагуны. Есть среди них, прямо скажем, уникальные, стоящие совершенно особняком.

Будет время – обязательно постарайтесь добраться до Торчелло, отдаленного островка Венецианской лагуны. Во-первых, вы получите представление, на каких гиблых землях зарождалась Венеция – там они представлены в своей первозданности.

Во-вторых, на этом острове, посреди болот, стоит могучая, 11-го века Базилика де Санта Мария Ассунта, украшенная византийскими мозаиками: на куполе – парящая в золотом небе Дева Мария, на стене – Страшный суд.

Если не доберетесь до Торчелло, съездите на ближний Мурано: туда часто ходят вапаретто, время в пути 15-20 минут. Выходить надо на остановке «Museo» (на Мурано корабль делает несколько остановок). В музей Стекла можно не ходить, но собор Санти Мария е Донато на Мурано посетите непременно – тоже византийские мозаики в апсиде. А какие там мозаичные полы!

Еще один легко достижимый остров – Лидо. Вапаретто №1 ходят туда несколько раз в час, ехать минут 10-15. В северной части острова стоит церковь Сан-Николо, в которой хранятся мощи Николая Мирликийского.

Когда Миры Ликийские оказались под властью турок, то из Бари и Венеции были организованы экспедиции по спасению мощей святого. Барийцы прибыли первыми, взломали саркофаг и забрали большую часть костей. Венецианцам достались остатки. Тем не менее, церковь Сан-Николо почиталась до такой степени, что процедура обручения дожа с морем непременно заканчивалась службой именно в этой церкви.

До Сан-Николо я не добралась, только видела ее с палубы круизного лайнера, когда мы входили в Венецианскую лагуну.

Про такие островные церкви как Сан-Джорджо и Иль Реденторе (обе – шедевры Палладио) я не упоминаю, поскольку обе они «под носом», обе (особенно Сан-Джорджо) создают парадный облик Венеции, и, по возможности, их тоже следует посетить (и подняться на кампанилу Сан-Джорджо!).

Резюме

Я обозначила самую вершину айсберга, вскользь и субъективно — со своей кампанилы, так сказать. Разумеется, я посмотрела небольшую часть церквей Венеции. У каждого человека будут свои предпочтения.

Как писал Павел Муратов: «Венеция узнается лучше всего во время скитаний по городу, в поисках еще нового Тинторетто, еще не виданного Карпаччо».

Желаю, чтобы у каждого из читающих эти строки рано или поздно нашлось время для неспешных и вдумчивых скитаниях по Венеции.

В следующий раз мы с вами пройдемся по музеям Венеции.
 Экскурсии по Венеции от местных жителей для небольших групп и индивидуальных путешественников

Оформить страховку от COVID-19Промокоды AF300putevyeAF500putevye Полезные сайты для подготовки к путешествию

  • авиабилеты — Aviasales
  • отели — Booking и Hotellook
  • туристическая страховка — Cherehapa
  • такси/трансфер — KiwiTaxi или intui.travel
  • прокат авто — Economybookings и Rentalcars
  • экскурсии — Tripster и Sputnik

Ещё…Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку.

Скуолы

Институт скуол возник к Венеции в 13 веке. Скуола — это общество мирян, объединенных под эгидой некоего святого с целями благотворительными, иногда – профессиональными (что-то типа гильдии или цеха). Переходная форма между религиозной и светской организацией.

Скуолы были закрыты Наполеоном, однако некоторые из них впоследствии возобновили свою деятельность. В первую очередь — Скуола Гранде Сан-Рокко, общество, избравшее своим покровителем Святого Роха, защитника от чумы. Страх чумы в Средние века способствовал обильным приношениям Святому Роху, и в результате правильно выбранного покровителя богатство Скуолы Сан-Рокко росло, как на дрожжах.

Здание Скуолы расписывал Тинторетто. Это два огромных зала плюс часовня и сокровищница. Входной билет – 10 евро.

«Страшный суд» Тинторетто

Находится Скуола Сан-Рокко рядом с Фрари. Оба этих выдающихся объекта постарайтесь не пропустить.

Так же мне очень понравилась небольшая Скуола Сан-Джорджо дельи Скьявони (или далматинская скуола  Святых Георгия и Трифона), в которой содержится цикл работ Витторио Карпаччо. Два небольших зала, один над другим, великолепные картины – я получила большое удовольствие. Билет стоит 6 евро.

В других скуолах я не была (за исключением Скуолы Санта-Мария делла Карита, в здании которой сейчас размещена Галерея Академии – главный художественный музей Венеции. Вот эту «скуолу» надо посмотреть в первую очередь).
 
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector