Во флоренции отреставрировали гробницу микеланджело

Неполное воплощение

Новая сакристия церкви Сан-Лоренцо. Надгробие Джулиано Медичи

Часовня Медичи — небольшое помещение, квадратное по плану, боковая длина стены которой равняется двенадцати метрам. На архитектуру сооружения повлиял Пантеон в Риме, прославленный образец купольной постройки древнеримских мастеров. Микеланджело создал в родном городе его малый вариант. Внешне обыденное и высокое, сооружение производит неприятное впечатление шероховатой поверхностью ничем не украшенных стен, монотонную поверхность которых разбивают редкие окна и купол. Верхнее освещение — практически единственное освещение здания, как и в римском Пантеоне.

Огромный замысел с большим количеством скульптур не пугал художника, который начал работать над проектом в 45 лет. Он же успеет создать фигуры обоих герцогов, аллегорические фигуры течения суток, мальчика на коленях, Мадонну с младенцем и святых Косму и Дамиана. Действительно завершенными были лишь скульптуры Лоренцо и Джулиано и аллегорическая фигура Ночи. Мастер даже успел зашлифовать их поверхность. Значительно меньше проработана поверхность Мадонны, мальчика на коленях, аллегорий Дня, Вечера и Утра. Странным образом недоработанность фигур придала им новую выразительность, угрожающую силу и тревогу. Впечатлению тоски способствовало и контрастное сочетание светлых стен с темными цветами пилястр, карнизов, обрамлений окон и арок люнетов. Тревожное настроение поддерживали и страшные, тератологические орнаменты фризов и маски на капителях.

Фигуры речных богов были разработаны только в рисунках и эскизах. В готовом варианте от них отказались вообще. Пустыми остались и ниши вдоль фигур Лоренцо и Джулиано и люнеты. Никак не разработан и фон стены с фигурами Мадонны с младенцем и святых Косьмы и Дамиана. На одном из вариантов здесь тоже планировали создать пилястры и ниши. В люнете могла быть фреска на тему «Воскресение Христово» как намек на вечную жизнь умерших в загробном мире и которая в эскизе.

Покровитель искусств

Лоренцо Медичи Великолепный (такое прозвище дал ему народ) был известным благотворителем и патроном наук и искусств. Именно за это жители Флорентийской республики принимали и любили его, фактического короля.

Принц Лоренцо де Медичи был не просто меценатом, но поэтом и философом. Он приглашал в столицу многих известных скульпторов, художников и архитекторов, давая им крупные заказы. Спонсировал школы искусств, развивал таланты молодых людей.

Именно он на одном из уроков обратил внимание на пятнадцатилетнего парня, занимающегося скульптурой. Звали его Микеланджело

Лоренцо Медичи взял подающего надежды паренька под свое покровительство. Из него вырос гений эпохи Возрождения, скульптор, художник, мыслитель Микеланджело Буонарроти. До самой смерти правителя он работал при дворе наряду с Боттичелли, великим живописцем, кисти которого принадлежат несколько портретов Медичи.

Косвенно Лоренцо стал причиной открытия миру такого мастера, как Леонардо да Винчи, который занимался в мастерской у придворного художника Флоренции Верроккьо.

Эпоха правления Лоренцо считалась самой спокойной, умиротворенной и духовно богатой за всю историю Флоренции.

Разрыв с Медичи

Интерьер капеллы

Работа над фигурами часовни растянулась почти на пятнадцать лет и не принесла художнику удоволетворения конечным результатом, поскольку не соответствовала замыслу. Испортились и его отношения с семьей Медичи. В 1527 году республикански настроенные флорентийцы восстали и изгнали из города всех Медичи. Работа над часовней прекратилась. Микеланджело стал на сторону восставших, что породило обвинение в неблагодарности к давним патронам и меценатам.

Флоренцию осадили воины объединенных армий папы римского и императора Карла. Временное правительство восставших назначило Микеланджело руководителем всех фортификационных сооружений. Город был взят в 1531 году, и власть Медичи во Флоренции была восстановлена. Микеланджело заставили продолжить работу в часовне.

Микеланджело, завершив наброски скульптур, покинул Флоренцию, перебрался в Рим, где работал до смерти. Часовню строили по его проектным решениям и установили на соответствующие места недоработанные скульптуры. Фигуры святых Косьмы и Дамиана сделали скульпторы-помощники Монторсоли и Рафаэлло да Монтелупо.

Замысел и проекты

Надгробие эпохи возрождения прошло значительный путь развития, когда к теме мемориальной пластики был вынужден обратиться и Микеланджело. Часовня Медичи — памятник грозному и могущественному роду Медичи, а не свободное волеизъявление творческого гения.

Скульптура «Скорчившийся мальчик». Эрмитаж.

В первых набросках было предложено создать и надгробие рано умерших представителей семьи — герцога Немурского Джулиано и герцога Урбинского Лоренцо, которых Микеланджело хотел разместить посредине часовни. Но разработка новых вариантов и изучение опыта предшественников заставили художника обратиться к традиционной схеме боковых, пристенных монументов. Микеланджело разработал пристенные варианты в последнем проекте, украсив надгробие скульптурами, а люнеты над ними — фресками.

Художник наотрез отказывался делать портреты. Не сделал исключения и для герцогов Лоренцо и Джулиано. Он подал их как воплощение обобщенных, идеализированных лиц — действенного и созерцательного. Намеком на мимолетность их жизни были и аллегорические фигуры течения суток — Ночь, Утро, День и Вечер. Треугольную композицию надгробия дополняли уже на полу лежачие фигуры речных богов. Последние — намёк на непрерывное течение времени. Фоном служила стена, композиционно обыгранная нишами и пилястрами, дополненная декоративными фигурами. Над надгробием Лоренцо планировали разместить гирлянды, доспехи и четыре декоративные фигурки скорчившихся мальчиков (единственный созданный из них позже будет продан в Англию. Из собрания Лайд Брауна в 1785 году его приобретет для собственных дворцовых коллекций российская императрица Екатерина II).

Над надгробием Джулиано путти в проекте держали большие раковины, а в люнете планировалась фреска. Кроме надгробий были ещё алтарь и скульптуры Мадонны с младенцем и двух святых врачей — Космы и Дамиана, небесных патронов семьи.

Борьба

Лоренцо Медичи, чудом избежавший смерти, стал главным врагом для папы римского. Он смог отлучить сначала всю семью Медичи, а потом и республику от церкви, конфисковал некоторую часть состояния влиятельной фамилии. Следом и вовсе развязал войну, убедив короля Неаполя напасть на Флоренцию.

Война длилась два года. Она не была слишком кровопролитной. Папским войскам удалось выиграть несколько сражений лишь потому, что флорентинцы оказались совсем без поддержки. И Венеция, и Милан отказались выступать на стороне Лоренцо Медичи.

Однако правитель был столь же умен и мудр, как его матушка. Он решил дипломатическим способом разрешить этот конфликт. Отправившись на переговоры с Фердинандом, королем Неаполя, он вышел оттуда победителем. Лоренцо сумел убедить того в бессмысленности военных действий и опасности возрастающего влияния папы. Неаполь вышел из войны.

Сикст Четвертый предпринял еще несколько походов на Флорентийскую республику, но после того, как узнал о готовящемся союзе с Францией (поговаривают, что Лоренцо специально пустил такие слухи), согласился на мир. Согласно договору, Лоренцо обязан был отправить 15 кораблей на войну с турками, которую вела Италия.

В 1482 году умирает Лукреция, мать Лоренцо. Правитель встретил этот удар судьбы стойко, однако не раз говорил, что страшное горе изменило его внутренний мир.

Капелла Медичи: описание

В гробнице Медичи человек попадает в совсем иной мир, не тот, что был на улице. Вас охватывает чувство тоски и впечатление, что вы находитесь на площади. Вокруг находятся необработанные фасады домов, потому что темные пилястры, наличники на редких окнах, сами окна, светлые стены этого ансамбля дают тревожное ощущение средневековой улицы и площади. Именно такое пространство, которое включает человека в быстро текущий поток времени, создал Микеланджело. Гробница мастера – это размышление о мере изменчивости, длительности и краткости существования, запечатленное в слиянии архитектуры и скульптуры.

Описание

Скульптура не является портретом, а выступает идеализацией, которая придаёт «величия». «Лоренцо» изображён в глубокой задумчивости. Его поза очень расслаблена и ленива — левая рука подпирает голову, а правая — небрежно опирается на правое бедро, ладонью наружу. Левый локоть военачальника опирается на копилку, украшенную головой фантастического зверя, а в руке зажат кошелёк. На голове у «Лоренцо» — зооморфологический шлем, который затеняет его лицо, и, как отмечает Гиббард, это может намекать на то, что герцог умер сумасшедшим. Лазарев трактовал эту тень как подчёркивание тяжести размышлений герцога. Статуя, в частности голова, несколько менее завершена, чем «Джулиано». Глаза скульптуры не имеют зрачков, как и остальные статуи капеллы.

Рафаэль. Портрет Лоренцо II Медичі

Вазари эту статую описывал так:

(…) задумчивый — это герцог Лоренцо, с умным лицом и такими красивыми ногами, что лучших и не увидишь

По Либману, «Лоренцо» «находится в состоянии глубокого оцепенения. Он далёк от мирской суеты и живет себе своей жизнью». Лазарев подчёркивал чрезвычайное благородство фигуры «Лоренцо» и писал, что указательный палец левой руки, приподнятый к губам «символизирует молчание».

Смерть

По заверениям биографов, все мужчины рода Медичи с разной степенью тяжести страдали подагрой, и Лоренцо Великолепный не стал исключением.

Несмотря на то, что потомок Пьеро ди Козимо регулярно участвовал в рыцарских турнирах, к 43-м годам болезнь дала о себе знать. Правитель перестал вести государственные дела и предпочел уединиться в загородном замке в Кареджи.

Гробница Лоренцо Медичи в Базилике Св. Лаврентия во Флоренции (Museoguide)

По свидетельствам современников, весной 1492 года состояние здоровья главы республики ухудшилось, и 8 апреля он тихо скончался под удары молний, поразивших купол Флорентийского собора. Ходили слухи, что причиной смерти Лоренцо Великолепного стало проклятье, посланное монахом – реформатором Джироламо Савонаролой, однако более вероятно, что дело было в лихорадке, атаковавшей и без того больной организм.

Славного представителя династии Медичи похоронили в гробнице работы Донателло, расположенной в Базилике Св. Лаврентия во Флоренции. В 1559 году тела народного правителя и его брата Джулиано перенесли в Новую Сакристию с другой стороны трансепта и разместили под безымянным надгробием, украшенным статуей Мадонны, сделанной Микеланджело.

Литература[править | править код]

  • Вазари Д. Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов = итал. Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti. — К.: Искусство, 1970. — С. 296 —429, 497 —507. — 520 с. (укр.)
  • Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников / сост. В. Н. Гращенков. — М.: Искусство, 1983. — 451 с.
  • Edith Balas. Michelangelo’s Medici Chapel: a new Interpretation, Philadelphia, 1995. (англ.)
  • James Beck, Antonio Paolucci, Bruno Santi. Michelangelo. The Medici Chapel, London, New York, 2000. (англ.)
  • Herbert von Einem; Ronald Taylor. Michelangelo = нем. Michelangelo (1959). — London: Methuen&Co Ltd, 1973. — 329 с. (англ.)
  • Эрпель Фриц. Микеланджело / Пер. с нем. Сергея Данильченко. — Берлин: Хеншель, 1990. — 72 с. — ISBN 3-362-00044-4.
  • Eric Scigliano. Michelangelo’s Mountain: The Quest For Perfection In The Marble Quarries Of Carrara. — Simon and Schuster, 2005. — 352 с. (англ.)
  • Paul James LeBrooy. Michelangelo models formerly in the Paul von Praun Collection. — Michigan, 1972. (англ.)
  • Либман М. Я. Микеланджело Буонарроти. — М.: Советский художник, 1964. (рус.)
  •  (англ.)
  • William Wallace. The Treasures of Michelangelo. — Andre Deutsch, 2010. — ISBN 978-0-233-00253-8. (англ.)

Личная жизнь

В 1467 году Лукреция Торнабуони договорилась о браке собственного сына с римской аристократкой Клариче Орсини. Свадьба состоялась в феврале 1469 года во флорентийском соборе Святого Петра, и через год после церемонии у молодых супругов родилась дочь Лукреция Мария Ромола, впоследствии ставшая матерью итальянских политических и религиозных деятелей.

Однако Лоренцо требовался наследник, и жена покорно продолжала «производить» потомство. Всего у третьего правителя династии Медичи было 10 детей, трое из которых умерли в младенчестве.

Лукреция Торнабуони, жена Лоренцо Медичи (Wikipedia)

Место фактического правителя Флоренции получил Пьеро II ди Лоренцо, родившийся 15 февраля 1472 года. А следующий сын Джованни ди Лоренцо занял пост главы Римской католической церкви и получил имя Льва X.

Лукреция и Лоренцо не были счастливы в личной жизни. Правитель республики большую часть времени проводил в окружении подданных и питал нежные чувства к флорентийской девушке Лукреции Донати. А его жена периодически посещала Рим и, не разделяя гуманистических взглядов мужа, подолгу оставалась у родственников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector