Собор святой софии (константинополь)
Содержание:
- Полезно знать
- На что обратить внимание?
- Храм Святой Софии – чему учит нас история
- Где находится храм Святой Софии
- Архитектурные особенности собора
- На что смотреть
- Полезная информация для посетителей
- Мозаики
- Краткая история
- Рекомендации для путешественников
- Как добраться?
- Особенности архитектуры собора
- Мечеть Айя София в Стамбулe нераскрытые тайны храма
- Османские завоеватели
- При Ататюрке мечеть Айя-Софии становится музеем
- На территории собора
- Организация экскурсий в собор
- Уникальные детали интерьера собора Святой Софии
Полезно знать
Если вы на минутку заскочили в Стамбул проездом через Новый аэропорт Стамбула, а на входе вас поджидает засада, то есть возможность купить билет в собор без очереди.
Такая услуга возможна, если купить билет в окошке будки с названием Fast Track Ticket. Стоит он 150 лир и позволяет с улыбкой пробежать мимо толпы надоедливых туристов без очереди.
Купить такой билет можно у самого входа в собор или чуть дальше на площади рядом с кафе Mihri.
А так, мой вам совет: приходите к открытию к 9 утра и очереди вам будут не страшны!
Для тех, кто планирует путешествие в Стамбул, рекомендую почитать
- Достпримечательности Стамбула за 3 дня
- Как самому забронировать отель в Турции
- Стамбул для самостоятельных путешественников
Для покупки авиабилетов в Стамбула, заказа трансфера и подбора отеля зайдите на страничку «Ресурсы». Там есть все))
Ну и небольшое видео о пользе Музейной карты!
Ярких эмоций и увлекательных поездок!
На что обратить внимание?
Место традиционной коронации императоров Византии – омфалион. Оно представляет собой мраморные окружности, расположенные на полу собора.
Плачущая колонна покрыта медью. В ней на небольшой высоте (на уровне роста человека) находится маленькое отверстие. Как гласит древняя легенда, если в отверстие вложить палец и загадать в этот момент желание, то оно сбудется непременно.
«Холодное окно» – еще одна достопримечательность древнего храма. Любопытно, что в самый жаркий день из этого окна дует прохладный, освежающий ветерок.
Среди исламских памятников мечети Айя-София следует отметить прекрасно сохранившийся михраб и алтарь в одной из апсид храма. Кроме того, к ним относится резной мраморный минбар, который был создан в XVI веке во времена правления султана Мурада III.
Туристов, наверняка заинтересует и отдельная ложа для муэдзина. Она обращена к Мекке – гробнице османских султанов. Большой интерес вызывает осмотр здания начальной школы, библиотеки, фонтана и центра для бедняков, которые построил султан Махмуд I в XVII веке.
Храм Святой Софии – чему учит нас история
Копание в прошлом, обычно, это мутное занятие. За 5 минут об истории создания какого-либо объекта можно прочитать в энциклопедии, но так ничего толком и не уяснить. А уж проследить мотивацию тех или иных исторических личностей – задача, без должного исследования, неподъемная.
Я не буду вдаваться в детали, а лишь набросаю контуры событий, чтобы вы понимали, что за чем и откуда ноги растут.
Если вам нужны более откровенные пассажи, то этого добра полно в интернете, а также на лекциях «профессиональных» экскурсоводов в самом Соборе. На крайняк, можно взять аудиогид. Благо даже есть и на русском.
Итак, жил был царь и было у него два сына… Нет, так мы точно к обеду не закончим.
Где находится храм Святой Софии
Как и две другие основные достопримечательности Стамбула: Голубая мечеть и Дворец Топкапы, Собор расположен в центральной части старого города на площади Султанахмет.
Это что-то сродни Красной площади в Москве, поэтому добраться сюда вам поможет любой прохожий.
Для ориентации на местности я рекомендую статью «Районы Стамбула». Ну а если в двух словах, то вам нужен только трамвай Т1 и немного силы в ногах, чтобы перемещаться между всеми самыми популярными достопримечательностями Стамбула и вашим потенциальным местом проживания.
О транспорте Стамбула смотрите здесь.
Для ориентации на местности вот вам карта Google maps.
Архитектурные особенности собора
Собор Святой Софии – здание прямоугольной формы со сторонами 79 и 72 метра, высотой по куполу 55,6 метров. Базилика не являлась архитектурным новшеством. Возведенный на холме храм поражал современников смелым соединением огромной базилики с гигантским куполом.
«Парящий» купол
Купольное сооружение, заметное со всех сторон, привлекало внимание грандиозным видом. Базилика увенчана куполом диаметром 31 метр, вознесенным на высоту 55 метров
Купол – центр композиции, олицетворяющий идею единения всех с Богом. Его сфера подобна куполу небес, обнимающему мироздание.
Тяжесть купола передается на четыре огромных столпа, подпирающих громадные арки. Подкупольные арки возносятся на высоту, создавая эффект «парения» купола, который состоит из 40 радиальных арок. В нижних частях межарочных промежутков прорезаны окна, создающие ощущение сплошного светового пояса.
Лента окон усиливает впечатление, будто вознесенный на головокружительную высоту купол взлетел над храмом. К подкупольному пространству примыкают две колоссальные ниши с полусферическим верхом.
Световой эффект храма
Важное выразительное средство в архитектуре Святой Софии – свет. Здесь нет контрастных по свету зон
Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь многочисленные окна. Залитый светом огромный зал вызывал ощущение грандиозности. Русские послы, посетив Святую Софию, в восторге писали князю Владимиру: «Мы не знаем, находимся ли на небе или на земле.
Знаем только, что здесь пребывает Бог с любовью». Князь Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской церковью. Собор Святой Софии – блистательное воплощение идеи храма как образа Божественного мироздания. Ночью храм освещался светильниками в форме кораблей и деревьев. «Этот блеск изгоняет всякий мрак из души», – писал византийский историк.
Особенности строительства храма
Перед входом в собор Айя-София – просторный двор с фонтаном. В храм ведут 9 дверей, право входа через центральный портал предоставляется императору и патриарху. На строительство храма доставлялся лучший мрамор: фригийский – розовый, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым.
Современник строительства Прокопий Кесарийский восторженно описывал собор: «Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм? Можно подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. Как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному, будто природа была их художником.
Этот храм представлял чудесное зрелище. В высоту он поднимается, будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений. Храм украшает город, сам украшается им».
На что смотреть
Тут, конечно, я задам лишь ориентиры. Как поступать дальше дело ваше. Возможно вы придете сюда с аудиогидом, экскурсоводом или в сопровождение со знакомыми турками, которые и будут вводить за нос вас в курс дела.
Но я бы рекомендовал подготовиться заранее и прийти в одиночестве, чтобы никто не зудел вам на ухо со своими: «…оттоманский архитектор Минамар Синах пристроил к собору… и т.д.».
Не тот случай.
На входе
Пропустив пятиминутное забвение, стоит перейти к деталям.
Первым делом обратите внимание на сам пол! Что это? Мраморная доска?Такого великолепного качества работы даже не знаю, где и поискать. Я бы себе на дачу заказал
Вторая деталь бросающаяся в глаза – это отделочные панели по сторонам
Обратите внимание на симметричный рисунок в виде раскрытой книги
Экскурсоводы лепят доверчивым туристам, что вот такие плиты изготавливались вручную мастерами, которые умудрялись пилить мрамор ножовками по 3 мм в день.
Ну это также как и многотонные блоки рабы в набедренных повязках в команде с неунывающими буйволами затаскивали на неподъемные вершины.
Загадка?
Третий этап прозрения – это коринфские колоны. Как сообщают историки, они были завезены в Константинополь из Баальбека, Либана. Кстати, то еще место в плане изучения.
Материал просто бесподобный. С такой колонной хочется обняться пуще, чем жителям Сибири с березами.
Если я не ошибаюсь, то точно такая же колона – Колонна Константина, стоит на площади недалеко от Гранд Базара.
Нижняя галерея
Если задрать голову наверх, то можно увидеть остатки старинной росписи, а также архангела Михаила и Гавриила и Серафима вместе с ними на сводах купола.
Теперь пройдите чуть правее от входа и вы упретесь взглядом вот в такое чудо – урна духовного очищения.
Примечательно то, что привезена она была из древнего города Пергамона, куда мы и отправились потом, после посещения Стамбула. Подробнее об этом чуде читайте здесь.
Не знаю как в те времена можно было из мрамора изготовить такое чудо? Если вы скажите, что это все дело рук античного Кулибина с молотком и зубилом, то я отвечу «вы фсё врёте». Это работа наждаком как минимум (а они тогда были?), а может и вообще токарное производство.
Кстати, в северо-западной части собора есть «Колона желаний». Там есть специальное отверстие для пальца, который нужно вставить и повернуть на 360 градусов. Если палец не отвалится, то будет вам счастье и здоровье))
Если вы закончили любоваться игрой света и красок, то можете пройти на второй этаж. Отсюда вид будет еще более захватывающий.
Верхняя галерея
На второй этаж ведет шикарная лестница. Здесь можно полюбоваться храмом в относительной тиши и сделать шикарные снимки.
Но всему мешают различные вопросы сыплющиеся на вас со всех сторон. Вот кто вообще смог изваять такие двери и как их сюда установили. Как вы думаете? Сколько они весят?
Кстати, вот и еще одна загадка с 1-го этажа
Обратите внимание на вот эти ковано-деревянные двери с мраморными косяками, которым уже 1500 лет
Вот чему бы надо поучиться сегодняшним строителям.
А вот и восстановленные фрески, демонстрирующие сюжеты священных писаний и их главных героев. Смотрится по-богатому и торжественно.
С осмотром фресок, да и всего 2-го этажа сейчас засада. Тут турецкие мастера установили рукодельные ширмы под реставрацию.
Каждая деталь внутри храма будь-то колона, будь-то люстра или какой-либо узор, все выполнено с высочайшим профессионализмом и заслуживает, как минимум внимания, ну а как максимум обожествления.
Полезная информация для посетителей
Адрес Айя София: Ayasofya Square, Sultanahmet Fatih/İSTANBUL.
Часы работы Айя София:
- с 15 апреля по 1 октября: 09.00 — 19.00.
- Режим работы по зимнему времени (с 1 октября по 15 апреля): 09:00 — 17:00.
Его можно посетить ежедневно, кроме понедельника. Касса закрывается за час до окончания экскурсий. Вышеуказанное расписание работы музея Айя София не действует в первые дни Рамадана (выходные) и в праздник Курбан-байрам (открывается в 13:00).
Цена билета в Айя София — 30 TL. Ряд категорий посетителей имеет . Это:
- турецкие дети и подростки в возрасте до 18 лет,
- дети иностранцев до 12 лет и младше,
- граждане Турецкой Республики в возрасте 65 лет и старше и т. д.
С более детальным списком льготных категорий можно ознакомиться на соответственной странице Интернет-ресурса музея.
Айя София на карте Стамбула:
Мозаики
Ценнейшим элементом внутреннего оформления храма являются древние мозаики. Специалисты условно делят их на три исторических периода:
- IX век (начало);
- IX-X века;
- конец X века.
В 1935 году начались реставрационные работы по восстановлению старинных православных фресок и мозаик. Историки особенно ценят изображение Божьей Матери (мозаичное), которое расположено на апсиде. Оно выполнена на золотом фоне. Одежды Богоматери темно-синего цвета. Это великолепное сочетание золотого с темно-синим подчеркивает дух византийского величия.
Удивительно хорошо сохранился апсид и алтарь, рядом с которыми можно видеть ложу султана. Во время богослужений здесь присутствовал правитель вместе с приближенными и сыновьями. Напротив была оборудована ложа для женщин из семейства султана. Важным элементом внутреннего убранства следует назвать огромные настенные панно, которые исполнены в классических для османской каллиграфии традициях.
К сожалению, на сегодняшний день мозаик сохранилось не очень много. На одной из них изображена Дева Мария с императором Иоанном II. В свое время этот правитель выделил огромные средства на строительство этого храма.
Краткая история
Построить грандиозный храм Святой Софии и увековечить его во времени удалось не сразу. Первые две церкви, возведенные на месте современной святыни, простояли всего несколько десятков лет, и оба строения были уничтожены крупными пожарами. Третий собор начали отстраивать в 6 веке при правлении византийского императора Юстиниана I. В строительстве сооружения было задействовано более 10 тысяч человек, что позволило возвести храм таких невероятных масштабов всего за пять лет. Собор Святой Софии в Константинополе на протяжении целого тысячелетия оставался главной христианской церковью в Византийской империи.
В 1453 году султан Мехмед Завоеватель напал на столицу Византии и подчинил ее себе, но великий собор разрушать не стал. Османский владыка был настолько поражен красотой и масштабами базилики, что решил преобразовать ее в мечеть. Так, к бывшей церкви были пристроены минареты, она получила новое название Айя Софья и на протяжении 500 лет служила османам главной городской мечетью. Примечательно, что впоследствии османские архитекторы брали в качестве примера собор Святой Софии при возведении в Стамбуле таких именитых исламских храмов, как Сулеймание и Голубая мечеть. Детальное описание последней смотрите на этой странице.
После раскола Османской империи и прихода к власти Ататюрка в Айя Софье начинаются работы по восстановлению христианских мозаик и фресок, а в 1934 году ей присваивают статус музея и памятника византийской архитектуры, который становится символом сосуществования двух великих религий. На протяжении последних двух десятков лет многие независимые организации Турции, занимающиеся вопросами исторического наследия, не раз подавали иск в суд о возвращении музею статуса мечети. Сегодня в стенах комплекса запрещено проводить мусульманские богослужения, и многие верующие видят в таком решении ущемление свободы вероисповедания. Тем не менее турецкий суд остается неумолимым в своих вердиктах и продолжает отклонять подобные иски.
Рекомендации для путешественников
Каждый путешественник, отправляющийся в Стамбул впервые, обязан знать следующие тонкости и правила посещения собора Святой Софии:
- Всем туристам стоит выбирать для путешествий межсезонье, так как в разгар туристического сезона слишком большие очереди и на улице очень жарко.
- Для тех, кто ни разу не слышал о соборе, желательно прочитать немного о его особенностях, краткие выкладки из истории, получить информацию об описании и расположении предметов искусства внутри сооружения, иначе поездка получится малоинформативной.
- Лучше всего заказать экскурсию, так как опытный гид всегда проводит туристов в те места, где сам путешественник ни за что не окажется.
- Не забыть обязательно подняться на второй этаж собора ради нескольких живописных панорамных снимков города.
- Обязательно подойти к покрытой медью плачущей колонне, иначе путешествие будет неполным.
- Со второго яруса храма в Стамбуле можно увидеть окружности из мраморных плит на полу перед алтарём — это знаменитое место коронации всех византийских монархов в день их вступления в престол.
- Туристам будет интересно осмотреть жест доброй воли султана Махмуда I, отстроившего помещение начальной школы и приют для нищих, которые могли отобедать в трапезной при соборе, получить одежду, пожертвованную прихожанами и остаться здесь на ночлег.
Фреска собора Святой Софии времён Византийской империи
Этот уникальный собор стоит посетить каждому путешественнику, вне зависимости от пола, возраста и вероисповедания, так как погружение в историю своих предков — это всегда большой эмоциональный подъём, ещё одна преодолённая ступень мудрости и невероятные познания и впечатления, которые почти всегда остаются на всю жизнь.
*Информация актуальна на август 2018 г.
Как добраться?
Если вы собираетесь посетить музей самостоятельно (не в составе экскурсионной группы), то вам следует знать, как к нему добраться. Сделать это довольно просто, воспользовавшись городским транспортом. Вам понадобится автобус (маршрут Т4) либо скоростной трамвай (TR1). Остановка, которая вам нужна, называется «Султанахмет».
Желающие могут воспользоваться метро (Havalimani-Aksaray) от аэропорта Ататюрка до станции Zeytinburnu. Затем нужно пересесть в трамвай TR1, который и довезет вас до места. Если вы будете проживать в районе Сисли, то вам можно проехать на метро до станции Taksim.
Особенности архитектуры собора
Софийский собор Стамбула представляет собой сооружение правильной формы в византийском стиле и имеет следующие архитектурные особенности:
- Здание разделено на 3 основных нефа (галереи, образованные в колонном зале), крайние — уже, центральный — шире.
- Квадратное средокрестие, которое завершается куполом в виде полусферы. Высшая точка купола расположена на высоте в 51 метр от пола.
- Серединный неф образует в нижней его части правильный квадрат, а по каждому устроено по одной мощной колонне.
- В стенах сооружения, прямо под основание купола, расположены 40 окон в форме стрельчатых арок.
- Габариты собора в отметке основания поистине грандиозны для того времени — 75×68 метров, а многие пропорции, соотношения длины и ширины, площади основания к высоте и т. д. были взяты за основу местными зодчими и повторены в сотнях различных христианских храмах по всему миру.
Вид со второго яруса внутри собора
Архитекторы того времени понимали, что огромный пролёт купольной конструкции будет достаточно сложно удержать в проектном положении, обеспечив ему прочность на века, поэтому в качестве вяжущего для связки каменных конструкций были применены усиливающие сцепление материалы, такие как экстракт коры и ствола высокопрочных лиственных деревьев.
Мечеть Айя София в Стамбулe нераскрытые тайны храма
В 2010 г. турецким кинодокументалистом Гёкселем Гюленсоем получено разрешение на исследование подземной части мечети Айя София, где выявлены затопленные помещения и тоннели, которые соединяют мечеть (собор) айя софия с дворцом Топкапы, подземелья, украшения, человеческие кости и две плотно закрытые двери. В свое время американские ученые для исследования нижнего яруса мечети хотели предварительно выкачать воду, но оставили эти работы, т.к. не смогли понизить уровень воды.
Мечеть Айя София в Стамбулe своими размерами, величественной архитектурой, роскошью внутреннего убранства и сегодня внушает мысль о былой мощи Византии.
Османские завоеватели
29 мая 1453 года храм захватили турки и разграбили его драгоценное убранство. Молящихся убили. Султан Махмед II, зайдя в собор, был ослеплен его великолепием, так что приказал обосновать здесь мечеть. Вскоре к собору пристроили 4 минарета, назвав мечеть Айя-София.
В 1847 году по приказу султана Абдула I в мечети провели реставрацию. На колоннах здания разместили 8-метровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Магомета.
Внутреннее убранство собора
Внутренняя отделка отличается особой роскошью. Собор поражает небывалым блеском и царской роскошью. Потолок из золота, к которому подвешены золотые лампады, пол из чистого золота, покрытый мозаикой, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе, золотой крест в алтаре, украшенный жемчугом, роскошь отделки интерьера цветным мрамором и великолепие церемоний, происходивших в храме.
Все подчеркивает грандиозность, величественность, пышность и торжественность Святой Софии. Роскошное убранство святилища внушало многотысячной людской толпе мысль о мощной Византийской империи и Церкви.
Главное украшение собора – алтарная преграда с изображением Христа, архангелов, святой Марии, апостолов и пророков, выполненной в виде чеканки из серебра. Престол собора изготовлен из золота и меди, железа и стекла, яхонта, смарагды и бисера, оникса и алмазов Церковная утварь для богослужений изготовлена из серебра.
Мозаика в облицовке стен
Стены храма покрыты мозаикой с сюжетными композициями:
- Тронное изображение Богородицы, держащей на коленях Младенца Христа. По сторонам от Богородицы – два архангела. Прекрасный, полный женственности лик Марии, мягкий овал лица, правильный нос, алые губы говорят о земном характере Богородицы и в тоже время подкупают одухотворенностью.
- Полуфигуры 12 апостолов и четырех святых константинопольских патриарха: Германа, Тарасия, Никифора, Мефодия.
- 16 ветхозаветных пророков и 14 святителей, одеяние которых ниспадает спокойными складками, так что хочется дотронуться до одежд, чтобы ощутить их тепло.
- Иисус Христос, сидящий на престоле с Евангелием, открытым на словах: «Мир вам! Я свет миру!» в левой руке и благословляющий правой. По сторонам от него – полуфигуры Богородицы и архангела Михаила.
- Портрет императора Александра I, представленного в облачении, украшенном драгоценными камнями, и короне с подвесками. В левой руке императора – держава. Мозаика с серебряными кубиками изображает императора за пасхальным изображением.
Мозаику отличает утонченная красота и величайшее мастерство исполнения. Фигуры выполнены с великолепным чувством пропорций. Образы одухотворены: большие глаза, исполненные печали, устремлены в неведомую даль. В торжественном спокойствии – отстраненность от земного мира.
Тончайшие переходы цвета без жестких контуров, мягкая красочная лепка придают ликам земной, чувственный характер. Христианские фрески соседствуют с элементами исламского убранства. На четырех больших щитах овальной формы – цитаты из Корана. Здесь же – мраморный резной минбар, откуда имам читал проповеди. По обеим сторонам – бронзовые подсвечники.
На стенах и колоннах более 70 славянских надписей, сделанных выходцами из Киевской Руси. На мраморных парапетах собора нацарапаны надписи воинами варяжской гвардии императора Византии в средние века.
При Ататюрке мечеть Айя-Софии становится музеем
После падения монархии, при Ататюрке, в 1931 году начались работы по реставрации византийских мозаик и картин. В 1934 году вышло постановление Ататюрка о секуляризации Айя-Софии и превращении ее в музей, который распахнул свои двери для посетителей уже в следующем году. Надо отметить, что работы по реставрации проводились и продолжают проводиться довольно грамотно, сохраняя внутри Айя-Софии необходимый баланс между двумя культурами — исламской и христианской.
Сейчас Софийский собор — одна из популярнейших достопримечательностей Стамбула. Туристов привлекает не только сам храм-музей и его внутренняя красота и мозаики, но и множество окружающих его зданий, формирующих внешнюю Софию. Среди них мавзолеи султанов, баптистерия и другие памятники архитектуры.
Мечеть Айя-София открыта для посещения ежедневно (кроме понедельника) с 09.00 до 17.00. Стоимость билета 20-25 TL (2009-2012).
На территории собора
После того как вы окажитесь на территории храма, я рекомендую сразу проходить во внутрь для ознакомления с основной программой посещения. Уже после визита вы можете прогуляться по внутренней территории и посмотреть еще кое-что.
Если обойти музей справа, то вы попадете в мавзолеи султанов. Место интересное и малопосещаемое. Заскочите на досуге.
Также во внутреннем дворике есть несколько саркофагов, поваленных колон и некоторые фрагменты архитектурных строений
Обратите внимание на колоны, такое ощущение, что они просто собраны из пластов и склеены непонятным составом
Также есть кафе, туалет и сувенирный магазин. Кстати, цены в кафе при государственных музеях (которые вы будите посещать по Museum Pass Istanbul) идентичны. Вот расценки на напитки.
Организация экскурсий в собор
Англоговорящие туристы всегда могут заказать экскурсию для себя, своей семьи или тургруппы с местным гидом прямо в кассе собора. Опытный англоговорящий гид сделает краткую презентацию собора, после чего проведёт путешественников по особенно примечательным местам в музее и расскажет подробно обо всех исторических фактах, когда-либо происходивших и связанных с собором.
Однако большинству россиян более комфортно слышать рассказ об интересующем их сооружении на родном языке, и в связи с этим в Стамбуле действуют многие русскоязычные экскурсионные бюро, обратившись в которые путники получат основную программу предлагаемых экскурсий, включая те, что захватывают посещение собора Айя София:
- Самая популярная из них — это обзорный тур по всей исторической части Султанахмет, включающая в себя всё великолепие архитектурных памятников, расположенных в этой части города, и, конечно, подробная экскурсия по собору.
- Более широкая программа — пешая прогулка по всему старому городу, с посещением Гран Базара, Султанахмет и собора с подробным рассказом о постепенном превращении старинного торгового порта в гигантский мегаполис.
- Последняя из основных программ включает в себя поездку по всей азиатской части города для знакомства с жизнью и бытом различных правителей Османской империи, а также их наследием в виде многочисленных архитектурных и культурных памятников, разбросанных по всему бывшему Константинополю.
Экскурсии по Стамбулу
Важно! Эти и другие экскурсии к услугам путешественников рады предложить многие туристические компании в городе, представленные здесь . Кроме того, если поездка была через туроператора, то отельный гид всегда предложит увлекательную поездку по исторической части города
Уникальные детали интерьера собора Святой Софии
Главное достоинство этого величественного сооружения — его немыслимые для 1500-летней давности габариты и высота, которая особенно отчётливо воспринимается, когда посетитель находится внутри собора.
Купол собора
Кроме того, учитывая размах императорской стройки, внутренне убранство поражает наличием золота, слоновой кости и рукотворных произведений искусства внутри:
- Гигантские, выделанные до мельчайших пропорций мозаичные картины, составляющие целые сюжетные линии.
- Во время возведения собора мрамор свозился с каждой каменоломни Византийского государства, и только самые лучшие, тщательно отобранные куски обтёсывались в нужную форму и применялись в качестве отделки интерьера. Так, внутри здания выполнено логическое членение пространства путём разного цвета облицовки стен — тёмные плиты внизу, светлее — к купольной части.
- Тысячелетнее существование христианского храма сильно повлияло на его интерьеры, однако 5 веков пребывания в статусе мечети тоже наложили свои отпечатки. В итоге, это вылилось в совмещение несовместимого, так как в храме присутствуют явные отпечатки обоих вероисповеданий. Так, например, среди христианских икон с классическим очертанием лика и изображением Богородицы, Спасителя и апостолов присутствуют огромные печати с именами первых пророков ислама.
- Храм выполнен в нескольких ярусах, на каждый из которых ведут лестницы, и туристы, поднимаясь по ним, сквозь широкие окна видят незабываемую панораму Стамбула и площади Султанахмет. Там же можно увидеть огромные ворота, некогда разделявшие литургическое пространство от покоев монарха.
- Многочисленные мозаики, по исследованиям учёных, активно создавались на протяжении почти 600 лет самыми опытными византийскими мастерами, но были сильно запущены во времена активности мечети. Начиная с 30 годов XX века, сразу после открытия музея, все шедевры древних мастеров православной культуры активно реставрировались уже почти современниками.
- Во время проведения мусульманских намазов около алтаря мечети располагалось ложе султана Османской империи, в котором он находился вместе с мужчинами — членами своей семьи, и эти реликвии дошли до наших дней в первозданном виде.
- Все росписи и фрески на стенах и куполе свидетельствуют о многих исторических фактах, происходивших в мировой истории. Например, долгое время историки пытались разгадать изображение фрески, на которой Святая Дева Мария запечатлена рядом с представителем имперского двора — Иоанном II, пожертвовавшим своё огромное состояние для того, чтобы сегодня миллионы людей любовались невиданной роскошью этого уникального собора.
- Внутри собора располагается чудотворная плачущая колонна, к которой съезжаются туристы со всего мира. По преданию, если вставить большой палец руки в отверстие внутри неё и сделать полный оборот ладонью, то любое заветное желание человека со временем сбудется.
Важно! Туристы должны быть готовы к тому, что и сегодня в разных частях собора ведутся различного рода реставрационные работы, так как время не щадит старинное сооружение, и многие места год от года требуют восстановления. Кроме того, в разгар сезона многие святыни можно и не увидеть, так как слишком большие толпы людей загораживают обзор
Центральный неф собора