Икона «богоматерь великая панагия»

История и значение

Традиция приносить изъятую на проскомидии частицу Богородичной просфоры на общую трапезу появилась ещё в апостольские времена, когда, согласно Преданию, на третий день после преславного Успения Божией Матери апостолы недоумевали, не обнаружив Её тела в гробнице, вскрытой по просьбе Фомы, а вечером за трапезой, при молитвенном преломлении хлеба, им явилась на воздухе сама воскрешённая Христом Богородица в окружении ангелов и приветствовала апостолов словами: «Радуйтесь! — ибо Я с вами во все дни». Эту переносимую частицу прозвали панагией, т.е., всесвятой, а её молитвенное почитание в Часослове и в Типиконе называется «Чином возношения Панагии», при котором на монастырскую трапезу игуменом из храма с особыми молитвами приносилась только что освящённая на Божественной литургии часть просфоры, где монахи её вкушали в начале и в конце принятия пищи. Частица просфоры переносилась внутри панагии, которая имела вид подвешиваемого на шею нагрудного ящичка-энколпиона, на одной стороне которого стали делать изображение Спасителя или Святой Троицы, на другой — Божией Матери. «Чин возвышения панагии» совершался не только в монастырях, но и в миру — архиереями в императорском дворце и при княжеских дворах, начиная и оканчивая праздничные трапезы. Поэтому панагии стали носить совершители Чина возношения панагии: все архиереи, а также архимандриты и игумены некоторых ставропигиальных монастырей, в частности Пантелеимонова монастыря на Афоне.

Кроме того, панагия использовалась для торжественного перенесения и других святынь:

  • частиц святых мощей, полагаемых архиереем в основание освящаемого престола и зашиваемых в антиминс,
  • алавастра со святым миром,
  • Святых Даров для причащения больного на дому (назначение дароносицы),
  • частиц антидора, артоса, просфоры,
  • сосуда с освящённым елеем или святой водой,
  • церковной или именной удостоверяющей печати.

Со временем мощи и другие перечисленные выше святыни перестали быть обязательной принадлежностью панагий, панагия утратила вид ковчежца и сделалась небольшой круглой иконой Божией Матери, носимой на груди, как нагрудный знак архиерейского достоинства. Первое упоминание об энколпионе как об обязательной принадлежности епископа, которая даётся ему при посвящении, содержится в сочинениях блаженного Симеона, архиепископа Солунского (XV век). Епископу, как писал протоиерей Григорий Дьяченко, полагается такое изображение «в напоминание своего долга носить в сердце своём Господа Иисуса и возлагать упование своё на заступление Пречистой Матери Его». Предстоятели поместных церквей и некоторые награждённые за особые заслуги иерархи имеют право ношения второй панагии.

Для праздничного перенесения из храма и возношения по особому чину частицы освящённой просфоры в монастырской трапезной теперь вместо панагии используется другой ковчежец, с похожим названием «панагиар». Он, в отличие от панагии, не имеет цепочки, надеваемой на шею, переносится в руках настоятеля, и во время трапезы ставится на особую полочку перед иконой Святой Троицы.

Икона Богоматери с Младенцем с Распятием на обороте (XIV век)

Самая замечательная в художественном отношении икона этой выставки – большая икона Богоматери с Младенцем с Распятием на обороте. Это шедевр константинопольской живописи, с огромной вероятностью написанный выдающимся, можно даже сказать, великим художником в первой половине XIV века, время расцвета так называемого «Палеологовского Ренессанса».

В эту эпоху появляются знаменитые мозаики и фрески монастыря Хора в Константинополе, многим известного под турецким именем Кахрие-Джами. К сожалению, икона сильно пострадала, видимо, от целенаправленного разрушения: от образа Богоматери с Младенцем сохранилось буквально несколько фрагментов. К великому сожалению, мы видим в основном поздние дописи. Оборот с распятием сохранился гораздо лучше. Но и тут кто-то целенаправленно уничтожил лики.

Но даже то, что сохранилось, говорит о руке выдающегося художника. Причем не просто большого мастера, а человека незаурядного таланта, который ставил перед собой особые духовные задачи.

Фигура Богоматери, укутанная в одеяния, написана лазуритом – очень дорогой краской, ценившейся буквально на вес золота. По краю мафория – золотая кайма с длинными кистями. Византийского толкования этой детали не сохранилось. Однако в одной из своих работ я предположил, что она тоже связана с идеей священства

Потому что такие же кисти по краю одеяния, еще дополненные золотыми колокольчиками, были важной особенностью одеяний ветхозаветного первосвященника в Иерусалимском храме. Художник очень деликатно напоминает об этой внутренней связи Богоматери, которая приносит в жертву Своего Сына, с темой священства

Распятие. Оборот двусторонней иконы «Богоматерь Одигитрия. Распятие». XIV век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

Гора Голгофа показана как небольшой холмик, за ним видна невысокая стена града Иерусалима, которая на других иконах бывает значительно более внушительной. Но здесь художник словно бы показывает сцену Распятия на уровне птичьего полета

И поэтому стена Иерусалима оказывается в глубине, а все внимание за счет выбранного ракурса концентрируется на главной фигуре Христа и обрамляющих Его фигурах Иоанна Богослова и Богоматери, создающих образ возвышенного пространственного действа

Пространственная составляющая имеет принципиальное значение для понимания замысла всей двусторонней иконы, которая обычно является процессионным образом, воспринимаемым в пространстве и движении. Сочетание двух изображений – Богоматери Одигитрии с одной стороны и Распятия – имеет свой высокий прототип. Эти же два изображения были на двух сторонах палладиума Византии – иконы Одигитрии Константинопольской.

Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол Уготованный (Этимасия). Двусторонняя икона. Вторая половина XIV века. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

Вероятнее всего, эта икона неизвестного происхождения воспроизводила тему Одигитрии Константинопольской. Не исключено, что она могла быть связана с главным чудесным действом, которое происходило с Одигитрией Константинопольской каждый вторник, когда ее выносили на площадь перед монастырем Одигон, и там происходило еженедельное чудо – икона начинала летать по кругу на площади и вращаться вокруг своей оси. У нас есть свидетельство об этом многих людей – представителей разных народов: и латинян, и испанцев, и русских, которые видели это удивительное действо.

Две стороны иконы на выставке в Москве напоминают нам, что две стороны Константинопольской иконы образовывали нерасторжимое двуединство Воплощения и Искупительной Жертвы.

ИКОНА БОГОРОДИЦЫ «СЛАДКОЕ ЛОБЗАНИЕ»

Сладкое Лобзание (Гликофилусса), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Именуется так потому, что Богоматерь изображена на ней лобзающей младенца Христа, принадлежит, по преданию, к одной из 70 икон, писанных евангелистом Лукой. Находится в Филофеевском монастыре на Афоне.

Икона прославилась во времена иконоборства. Она принадлежала благочестивой женщине Виктории, жене некоего Симеона Патрикия. Виктория с опасностью для жизни чтила и хранила ее у себя в комнате. Муж потребовал, чтобы она сожгла икону, но женщина предпочла пустить ее в море. Икона явилась на берегу пред Филофеевским монастырем. Игумен и братия внесли ее в соборный храм. С тех пор и доныне в понедельник Пасхи совершается из монастыря крестный ход на место явления иконы.

С этой чудотворной иконой связана следущая история. Во время немецкой оккупации Греции запасы пшеницы в монастыре преподобного Филофея были на исходе, и отцы решили прекратить принимать посетителей. Один благочестивый старец Савва опечалился этому и начал упрашивать совет старцев обители не делать этого, потому что этим они опечалят Христа и монастырь лишится благословения. Его послушались. Однако по прошествии какого-то времени, когда запасы хлеба практически иссякли, старца стали донимать укорами. Савва им отвечал: «Не теряйте надежды на Гликофилусу. Замесите оставшиеся двадцать пять окад, испеките из них хлеб и раздайте его братии и мирянам, а Бог, как Благий Отец, позаботится о всех нас». Через какое-то время к пристани монастыря причалило судно, и капитан предложил обменять пшеницу, которую он вез, на дрова. Монахи, видя очевидный Промысл Божией Матери, Которая, как Добрая Мать, позаботилась о Своих детях, прославили Бога и Божию Матерь. Чудеса и поныне совершаются от сей иконы.

Празднование иконе совершается 30 апреля.

Историческая справка

После кончины Святого Луки икона Панагия Сумела долгое время бережно оберегалась греками, заключившими святыню в церковь в городе Фивы. В период правления Феодосия I одному священнослужителю из Афин явилась Божья матерь, призвавшая его и племянника посвятить свою жизнь монашеству. Затем, взяв новые имена Варнавий и Софроний, по велению Богородицы они отправились в храм Фивы, рассказывали местным священникам о случившемся откровении, после чего служители отдают им икону. Далее вместе с чудотворным ликом они направились на восток к горе Мела, где в 386 году возвели монастырь.

Зная, в чем помогает икона Панагия Сумела и какие чудесные исцеления она являет, монастырь начали активно посещать паломники из европейских государств еще до окончания его строительства. Несмотря на большую известность и труднодоступность церкви, ее несколько раз пытались разграбить вандалы. Крупнейший урон был нанесен обители в конце 6 столетия, когда мародеры расхитили большую часть святынь, но иконе Богородицы все же удалось уцелеть. В середине 7 века монастырь полностью восстановили и в него снова вернулись многочисленные паломники.

Во времена Трапезундской империи (греческое православное государство, образовавшееся после распада Византии) монастырь Панагия Сумела переживал свой наивысший расцвет. В период с 13 по 15 вв. каждый правитель покровительствовал храму, расширяя его владения и наделяя новыми полномочиями. Даже с приходом в Черноморский регион османских завоевателей монастырь Панагия Сумела получал многочисленные привилегии от турецких падишахов и считался почти неприкосновенным. Так продолжалось вплоть до начала 20 столетия.

А после началась Первая мировая война, монахи покинули монастырь, который впоследствии разграбили турецкие вандалы. Были разрушены почти все настенные росписи, многим святым ликам выбили глаза. Но одному монаху все-таки удалось спрятать икону: служитель успел зарыть ее в землю. Лишь в 1923 году святыню откопали и вывезли в Грецию, где она хранится и по сей день. Сегодня монастырь не действует, но многих гостей Турции это не останавливает, и они с большим интересом изучают исторический православный комплекс.

Икона Божьей Матери «Всецарица»

Икона Богоматери «Всецарица», перед которой собираются вместе на молитву те, кого опалило зловещее пламя особой болезни. Той болезни, перед которой бессилен порой и хирургический нож, и химиотерапия. На их лицах – особый след, который приносит с собой лечение. Это и особенная бледность, которую ни с чем не спутаешь, и редкие ломкие волосы, и взгляд, усталый и устремленный за те горизонты, за которые обычные люди заглядывать боятся.

Икона Богородицы «Всецарица»

Больные раком и близкие больных раком приходят к Богородице, чей образ носит имя «Всецарица», или, по-гречески, «Пантанасса».

Всецарица! Так обращается к ней гимнограф в первом каноне «Богородичника»

«Ужасошася страхом, Всецарице, ангельская чиноначалия, хваляще Тя: поет же благости ради всяк ум, яко Матерь Зиждителя: похвалы бо всякия превозшла еси чин, Христа рождши»

Богородица, олицетворяющая Церковь, восседает на престоле – символе вселенной, мира, населенной земли, ойкумены. Четыре конца света, четыре, четыре главные созвездия – так, «четвероконечным», воспринимали мир древние. Отзвук этого сохранился в удивительном Каноне Честному Кресту, входящему в ежедневное монашеское правило.

«Четвероконечный сый мир, и яко триобоюдный меч, начала тмы сечеши, нами воображаемь, Кресте, оружие великое Христово, и непобедимое победительство всесильное».

«Кресте всечестный, четвероконечная сила, апостолов благолепие и мучеников крепость, немощных здравие показался еси, мертвых воскресение, падающих воздвижение». (Канон Честному Кресту)

Крест Ее Сына. Он здесь, Отрок, чертами лица повторяет Материнские. Он – Сын Мариин.

«И светлым облаком являет высота, Кого под сердцем Ты, Пречистая, таилаИ Чьи черты Тебя напомнили с креста».

(Владимир Микушевич)

Тайны Страстной седмицы. Страсти Иисуса Христа

В сиянии золотого хитона видна длань Его – из плоти и крови. Сын стал Человеком, приобщаясь человеческой плоти и крови – чтобы «удобее восприять страдание». Он причастился нашей природы – в смерть Свою, для того, чтобы мы причащались Его Тела и Крови – в жизнь истинную.

Да! Отпускай на свободу измученных,Отрок, чье имя прекраснее всех.в горы взойди неприступными кручами,в старости Сарре дарующий смех.

Крылья голубки распахнуты в стороны —лето Господне, и колос, и песнь!Да! Сквозь пустыню, дорогой неторною —слышатся зовы, и голос, и весть. 

Дождь — на руно, и завет Его — радугой,петь Его, слышать и видеть весь день!Да! Он ведет, Он берет тебя за руку —пальцы влагая в следы от гвоздей.

Сам Он — чудесней видений и знамений,в старости Сарре дарующий смех,явленный Боже и Боже являемый,Отрок, чье Имя прекраснее всех.

Совершилось желание Его и исполнилось. Крест претерпел Он и смерть «упразднил» – опустошил, выпустил из ее ненасытного чрева всех томящихся, дал им вкусить Хлеба Жизни.

«Ибо Ты – Хлеб Жизни, Источник освящения, Податель благ, и Тебе славу воссылаем со Отцом и Святым Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь» (Благодарственная молитва св. Василия Великого после Святого Причащения).

И уже нет ни неба, ни земли – ангелы символизируют преодоление этой преграды, касаясь крылами и неба и земли за Престолом Сына на руках Материнских.

Церковь хранит «лекарство бессмертия» (сщмч. Игнатий Богоносец) – врачующую Плоть Христа и Кровь от пречистого ребра Его, Отрока, пострадавшего за исцеление всех, Отрока, чьи раны, как источники, родники воды сладкой, источили измученным исцеление.

И тайна Церкви в имени Богородицы – Всецарицы: Христос царствует!

«Всем царствуяй созданием, быв человек, вселися в Твою, Богоблагодатная, утробу, и распятие претерпев и смерть, воскресе боголепно, совозставив нас яко всесилен» (Канон Пасхи).

Христос царствует! – так восклицали христиане Древней Церкви, приговоренные к смерти на аренах римских цирков от мечей гладиаторов и зубов зверей.

Христос царствует! – и Церковь Его свидетельствует об этом.

Свет Воскресения бьет в низкие, надземные окошки наших ветхих домишек, бьет, прорываясь снопами лучей чуда и надежды там, где нет сил уже надеяться на чудо.

«Егоже родила еси Христа, прекрасно из мертвых возсиявша, Чистая зрящи, добрая и непорочная в женах и красная, днесь во спасение всех, со апостолы радующися, Того прославляй» (Канон Пасхи).

Свет Воскресшего Христа, раздающего Себя всем – «просто и без упреков» (Иак.1:5) в Таинстве Тела и Крови – это свет Церкви, царствующей в мире.

Ни мрамору, ни гранитуне хоронить мертвецов —Ударил Он смерть в ланиту,Увидел Он смерть в лицо.

Не будет землей покрытоСвятое Твое тавро,Ударивший смерть в ланиту,Пронзенный смертью в ребро.

Теперь никакой разлукеНавек не сомкнуть кольцо —Дал осязать Свои рукиУвидевший смерть в лицо.

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

История этой иконы связана с одним из афонских монастырей, а именно Дохиаром, где и явлена была благодатная сила этого чудотворного образа. Предполагают, что фреска, послужившая прообразом иконы, была написана еще в X веке при основателе Дохиарской обители преподобном Неофите. Она находилась в нише наружной стены, перед входом в монастырскую трапезную.

В 1664 году трапезарь Нил, проходя в ночное время в трапезную с горящей лучиной, услышал от иконы голос: «Впредь не приближайся сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа». Инок вначале испугался, но потом, решив, что это шутка кого-то из братии, скоро забыл об этом случае. Через некоторое время, когда Нил проходил вечером мимо иконы, раздался тот же голос: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?!» После этих слов монах Нил был поражен слепотой и расслаблением тела. Раскаявшийся инок упал перед иконой на колени и всю ночь, до прихода братии, молил Пресвятую Деву о прощении. Когда иноки узнали о произошедшем чуде, сразу же затеплили неугасимую лампаду и с благоговением пали перед чудотворной иконой.

Нил же в надежде на великое милосердие Божией Матери остался возле иконы и решил не уходить от нее, пока не получит исцеление. Через некоторое время, стоя на коленях перед иконой, он опять услышал знакомый голос: «Нил! услышана твоя молитва, ты прощен, и зрение снова дается очам твоим. Когда получишь ты эту милость от Меня, возвести братии, что Я – их покров, промышление и защита их обители, посвященной Архангелам. Пусть они и все православные христиане обращаются ко Мне в нуждах, и Я не оставлю никого; всем с благоговением ко Мне прибегающим буду предстательство, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим, ради Моего ходатайства пред Ним, так что с этой поры будет именоваться сия Моя икона Скоропослушницею, потому что скорую всем притекающим к ней буду являть милость и исполнение прошений».

На Руси списки с чудотворной афонской иконы «Скоропослушница» всегда пользовались большой любовью. Многие из них прославились чудесами.

В знак единства во Христе и молитвенного общения Дохиарского Архангельского монастыря и возрождающейся Архангело-Михайловской обители на Зверинецких пещерах в Киеве была написана точная копия этой древней чудотворной иконы.

У иконы Божьей Матери «Скоропослушница» в Архангело-Михайловском Зверинецком монастыре

Пресвятая Богородица через Свою икону «Скоропослушница» дарует помощь в излечении от различных заболеваний, даже онкологических. Перед Ее святым образом возносят молитву за детей и о помощи в родах – о рождении здорового ребенка, перед различными операциями и совершении особо важных дел.

* * *

Не раз и не два приходилось и мне испытать на себе чудесную помощь Пресвятой Богородицы.

Как-то попросили отснять интерьеры храма Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря, где находится тот самый точный список афонской иконы «Скоропослушница». Сам храм небольшой, камерный; условия съемки таковы, что нужно снимать короткофокусными объективами и без дополнительного освещения. Кто ни пробовал, ни у кого на то время не получалось. Обратились ко мне. А у меня как раз было обострение болезни позвоночника – давала о себе знать застарелая травма после серьезной аварии. Да неудобно было владыке Ионе отказывать, и я, превозмогая боль, поехал.

Да вот незадача: ни один объектив не захватывал потолок. Тогда я лег на пол и стал фотографировать, лежа на спине. За окном – зима, мороз, в храме не топлено, а я в одном свитерке лежу на бетонном полу и холода совсем не чувствую…

«Скоропослушница» в Киевском Архангело-Михайловском Зверинецком монастыре

Полтора часа ушло на съемку, и фотографии получились! Довольный работой, я возвратился домой и только тогда почувствовал, что боли в спине, которые мучили несколько месяцев, прошли. Видимо, не зря звала меня Пречистая Мати Богородица к Себе!

Слава Богу нашему Иисусу Христу и Пречистой Матери Его, о всем людском роде пекущейся, за неусыпную заботу о нас, грешных. Да святится имя Ее ныне и присно и во веки веков!

  • Смоленская икона Божией Матери
  • Икона Божией Матери Владимирская

Церковь Богородицы Золотого Льна (Хрисалиниотисса)

Предание гласит, что на этом месте когда-то, чуть ли не в V веке, стояла очень древняя церковь, которая позже была полностью разрушена. Некоторые исследователи считают, что на том же месте в конце X века в честь апостола Варнавы был построен первый кафедральный собор.

Когда-то в округе находились поля, где произрастал лён. И вот в какой-то момент в этих местах была обнаружена икона с изображением Богородицы, которую нарекли Хрисалиниотисса, что означает «покровительница золотого льна». Прошли века, но людская память сохранила предание.

В середине XV века Кипром правил Иоанн (Жан) II из династии Лузиньянов (1432-1458 годы), супругой которого была Елена из династии Палеологов (Παλαιολόγοι) − императоров Византии, которые правили ею самый длительный период, вплоть до взятия Константинополя турками в 1453 году. Главной религией того времени на острове был католицизм, но Елена Палеолог была православной и умела защищать свою веру. При ней православным христианам Кипра, терпевшим ранее жестокое притеснение от католиков, жилось гораздо легче. В 1450 году по указанию Елены в Никосии была построена церковь, рядом с которой мы сейчас и находимся.

Архитектурный ансамбль церкви Панагии Хрисалиниотиссы представляет собой композицию, состоящую из трех церквей, построенных в разное время. Известно, что в 1735 и в 1936 годах в церкви велись строительные работы, позволившие несколько расширить ее внутреннее пространство. Давайте немного ещё посмотрим на внешний вид храма с разных точек.

Делать было нечего, поэтому мы осматривали даже мелкие детали стен храма, среди которых встречались интересные барельефы и другие предметы украшения.

Есть такое выражение «слететь с катушек», что означает лишиться разума. А вот что означает «прилететь на катушках» мы поняли, когда к церкви приблизилась группа пожилых экскурсанток во главе с гидом, вызвав у нас даже некоторую зависть к своему средству передвижения.

Если честно, мы не знали сколько ещё придётся ждать, когда церковь откроют. Да и откроют ли вообще? Обычно сюда можно попасть с 06:30 до 12:30, но сегодня праздник, поэтому расписание скорее всего поменялось. У многих церквей рядом со входом висит табличка, где указано в какие часы она открыта, но у церкви Хрисалиниотиссы таковой не нашлось, зато была другая, где помимо прочей информации на греческом языке был указан номер телефона. Была не была, давай позвоним по нему! Сложив в голове фразу на английском с вопросом о том, во сколько откроется церковь, набрали номер.

Человек, который поднял трубку, выслушав наш длинный вопрос, коротко ответил «нэ», что означает «да» на греческом. Яснее не стало. Но каждый «наш человек» знает, что если собеседник не понял фразы, произнесённой на не родном ему языке, то надо просто повторить её ещё раз, но громче. В итоге, использовав все варианты, сочетая фразы на английском с одиночными греческими словами, удалось понять, что церковь будет открыта минут через сорок.

Чтобы не сидеть на месте, решили провести время, прогуливаясь по ближайшим улочкам. Стоит упомянуть, что церковь расположена почти вплотную с «зеленой линией» − границей, разделяющей Никосию на греческую и турецкую части. Поэтому здесь можно встретить много заброшенных домов вперемежку с уже отреставрированными, что придаёт своеобразный колорит этим улочкам. 

На таких прогулках время проходит незаметно, поэтому по возвращении обнаружили двери церкви открытыми.

Значение иконы «Геронтисса»

На чудотворном образе Богородица представлена во весь рост, одна без Богомладенца. Ее руки протянуты в молитве, а у ног стоит кувшин, который переполнен елеем. Облик Ее не может никого оставить равнодушным, порождая у верующего чувство утешения и надежды, радости и мира душевного.

Еще в ХVII веке случился страшный голод в Афонском монастыре, и некоторые иноки от отчаяния даже стали его покидать. Только игумен усердно молился и убеждал остальных делать то же самое и простить помощи у Матери Божьей. И вот однажды утром, его молитвы были услышаны, и пустой кувшин наполнился елеем, да так, что масло из него лилось через край. Так на образе «Настоятельницы» и появилось изображение переполненного кувшина.

А свое название образ Богородицы получил после сотворенного чуда. Был в том монастыре, на Афоне, преклонного возраста игумен, который почувствовав приближение своей смерти, просил священника поторопиться совершить литургию, что бы успеть причаститься в последний раз. Но священник не спешил с обрядом, и тот час услышал грозный глас, исходивший от образа Богоматери, исполнить последнюю волю умирающего игумена.

Структура монастыря

Панагия Сумела в Турции состоит из нескольких крупных и мелких строений, среди которых можно увидеть Каменную церковь, гостиницу, где некогда останавливались паломники, кельи монахов, библиотеку, кухни и часовни. На подходе к монастырю находится полуразрушенный фонтан, в котором в былые времена хранили воду из горных источников. Говорят, что она могла исцелить многие недуги.

Центром монастыря стала пещера в скале, некогда реконструированная под церковь. В ее внешнем и внутреннем убранстве сохранились остатки фресок, основой которых служат сюжеты из Библии. В некоторых часовнях также можно увидеть полустертые изображения Богородицы и Христа. Неподалеку от сооружения располагается акведук, ранее снабжавший монастырь водой. Сооружение формируют многочисленные арки, которые были успешно восстановлены в ходе реставрационных работ.

Вандалам не удалось полностью разрушить храм благодаря тому, что большинство сохранившихся построек монастыря высечено в скалах, а не выложено из камня. С 2010 года по настоянию Вселенского патриарха в этом монастыре Турции каждый год 28 августа в честь Богородицы проводится богослужение.

Как добраться

Монастырь Панагия Сумела, фото которого ярко демонстрируют его величие, находится в труднодоступной горной местности в северо-восточной части Турции. Доехать сюда можно тремя разными способами. Самым простым вариантом станет покупка экскурсионного тура в туристической фирме Трабзона. Агентство предоставит вам автобус, который довезет вас до места и отвезет обратно. Кроме того, вас будет сопровождать экскурсовод, что сделает ваше посещение достопримечательности более увлекательным и познавательным. Стоимость подобного тура начинается от 60 TL.

Если вы желаете самостоятельно добраться до Панагии Сумелы, то в таком случае вам необходимо заказать такси или арендовать автомобиль. Цена поездки на такси составит не менее 150 TL. Арендовать автомобиль эконом-класса можно от 145 TL в сутки. Воспользуйтесь трассой Е 97, доезжайте до таблички с надписью Maçka и, свернув в горы, следуйте до парковочной станции. Независимо от того, какой вариант вы предпочтете, от парковки до храма нужно будет пройти пешком около 2 км по крутому горному склону.

Сравните Цены на проживание в помощью данной Формы

Практическая информация

  • Адрес: Altındere Mahallesi, Altındere Vadisi, 61750 Мачка/Трабзон, Турция.
  • Время работы: в летний сезон монастырь работает с 09:00 до 19:00, в зимний – с 08:00 до 16:00.
  • Стоимость посещения: 25 TL.

Полезные советы

  1. Отправляясь в этот монастырь Турции, обязательно надевайте удобную спортивную обувь. Ведь вам предстоит преодолеть расстояние в 2 км в горной местности.
  2. Не забудьте захватить с собой воду. Учитывайте, что кафе есть только у подножия горы. Вполне возможно, что несколько легких снеков вам тоже не помешает.
  3. Поменяйте деньги на турецкие лиры заранее. У достопримечательности валюту принимают по невыгодному курсу.
  4. Помните, что в горах температура воздуха всегда ниже, поэтому, отправляясь в путь, обязательно захватите с собой теплые вещи.
  5. В настоящее время монастырь Панагия Сумела в Турции находится на ремонте, который продлится вплоть до конца 2019 года. Но на достопримечательность определенно стоит посмотреть хотя бы издалека.

Интерьер церкви Богородицы Хрисалиниотиссы

Прежде чем показать внутреннее убранство храма, немного расскажем о нём. Когда-то в церкви хранились иконы, относящиеся к XIII — XVI векам. Но в целях безопасности они впоследствии были переданы на хранение в Византийский музей, находящийся на территории Архиепископства. К сожалению, не сохранились и фрески, которыми был когда-то расписан храм. Остались лишь небольшие фрагменты. Итак, заглянем внутрь и покажем вид на иконостас в одной из трёх частей храма.

Переместившись немного влево, можно обнаружить и вторую. На обоих фотографиях видна красивая икона в золотом «наряде». По ней можно понять взаиморасположение частей храма.

Смотритель церкви сначала принял нас не очень дружелюбно, даже не разрешал сделать хотя бы одно фото внутри церкви. Пришлось прибегать к искусству дипломатии. Мы рассказали как могли, что мы из России, православные, а не англичане какие-то там, что фотографии нам нужны не для издания книг, а просто показать соотечественникам, чтобы им захотелось прийти сюда и посмотреть. В ход были пущены и документы, имевшиеся в тот момент на руках − визитка с названием сайта и специальный пропуск с фотографией, которым служили водительские права. В результате длительных переговоров смотритель, немного расположившись к нам, разрешил-таки сделать несколько фотографий, но очень не много, к сожалению.

Например, эта старая, изрядно пострадавшая икона с изображением Богородицы с Младенцем на руках, находится справа от Царских врат иконостаса. Образ Богородицы относится к иконографическому типу, именуемому Елеусой («Милостивая» или «Сострадающая»). Его появление церковная традиция связывает с именем апостола Луки, который изображён под иконой. Здесь он показан работающим над созданием одной из подобных образов Богородицы.

В церкви есть ещё одна очень интересная икона с двумя практически зеркальными изображениями Пресвятой Девы с Младенцем. Над каждым образом присутствует надпись: справа – Быстрослышащая, слева – Быстроотвечающая.

Именно к этой иконе приходят в церковь Богородицы Хрисолиниотиссы верующие со своими бедами и печалями. Считается, что эта икона чудесным образом поддерживает страждущих, внимательно выслушивая каждого.

На сегодня и всё. Осталось лишь посмотреть наш фотоальбом и познакомиться с полезной информацией. 

Урочище и его сокровища

Урочище Панагия обязано своим названием руинам православного скита, который был построен во времена древнего средневековья на месте слияния двух рек. Панагия охраняется скалами с вертикально сформированными слоями, что является не совсем обычным для горных структур. По дну урочища протекает река Арпат, образованная двумя притоками. От других горных рек Арпат отличается теплыми водами, так как протекает на обогреваемых солнцем участках. По ходу течения поток образует множество разнообразных водопадов и котлованов с живительной влагой.

Изумрудное озеро

За селом Зеленогорье в окружении гор расположилось магическое озеро цвета драгоценного изумруда. Глубоководное озеро Панагия имеет ледниковое происхождение. Вода в нем прозрачная и холодная в течение года. Это одно из знаменитых крымских «мест силы». Окунувшись в воды зеркальной поверхности сказочного водоема, чувствуется прилив сил и энергии. Панорама озера в горном кольце поражает чистотой и естеством красок, а воздух, насыщенный целебными ионами буквально оживляет. Основным источником озерных вод является река Кушень-Узень.

Над озером проходит своеобразный «фуникулер-тарзанка». На сиденье, прикрепленном к металлическому тросу, можно прокатиться на другой берег или, спрыгнув, окунуться в магические воды озера Панагия. Если остаться на ночь и раскинуть палатку на берегу озера, есть шанс увидеть святое изображение. Это феноменальная игра природы. При определенной погоде отблески, отраженные от водной глади, рождают на склонах Святой Лик.

О съестном запасе особенно беспокоиться не стоит. Местное население — это очень дружелюбные люди, которые за умеренную плату предложат вам попробовать здешнюю кулинарию. В поселке также работает продуктовый магазин и придорожное кафе.

Арпатские водопады

Горная река Пананьян-Узень образует полтора десятка каскадных водопадов. У ее истоков ниспадают воды десятиметрового водопада, удивительного естественного творения. Живя в гармонии с природой, неполноводный водопад играет солнечными лучами и создает вокруг себя идеальный мир красоты и святости. Для комфортного подхода к водопаду установлены лесенки и ступеньки.

Один из каскадов низвергает свои воды в огромную чашу в форме сердца, так называемую, «ванну любви». Это природная джакузи под охраной могучих скал. Сюда часто приезжают влюбленные пары, чтобы навсегда закрепить свои чувства. По поверью, окунувшись в волшебные воды чаши любви, возлюбленные в скором времени смогут создать полноценную семью.

Путь дальше продолжается по металлической лестнице, а впереди еще ждут водопады и каменные джакузи. Для отдыха на крутых склонах оборудованы уступы. Водопады на протяжении километра невысокие, высотой 2-3 метра, но почти каждый каскад создает чашу с золотистой водой. Туфолиты светло-желтого цвета, солнечные лучи и небольшая глубина создают эффект «золотой» воды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector