Елеонская гора

Имвомон – храм Вознесения

От монастыря Марии Магдалины можно подняться к самой вершине Елеонской горы. Около 333 г. император Константин Великий воздвиг на Елеоне «базилику необычайной красоты», но не на месте Вознесения, а над пещерой, где Христос беседовал с учениками . При персидском нашествии в 614 г. храм был разрушен, точное его нахождение не установлено. Предположительно, сейчас там находится кармелитский монастырь «Отче наш» (Pater Noster). По другой версии – Елеонский Вознесенский русский монастырь, построенный в конце XIX- начале XX в. Монастырская 64-метровая колокольня, т.н. «Русская свеча», – самое высокое церковное здание в Иерусалиме .

Часовня на месте Вознесения Господня

На месте Вознесения римлянка Пимения построила в IV в. большую круглую или восьмиугольную церковь – Имвомон. Храм не имел ни крыши, ни свода , чтобы можно было созерцать то небо, куда вознесся Господь. Камень, на котором отпечатались стопы Его ног, был обнесен золотой решеткой . Разрушенный персами в 614 г., Имвомон был отстроен Иерусалимским патриархом св. Модестом (634). В 1106 г. этот храм посетил игумен Даниил, первый из русских авторов, оставивший описание паломничества в Палестину. В его «Хождении в Святую землю» говорится, что над камнем, «на котором стояли пречистые ноги Владыки и Господа нашего… сделана трапеза (престол) из мраморных плит, и на той трапезе служат ныне литургии. Камень же находится внизу, под святой трапезой, вокруг весь обложен мраморными плитами, только верх его виден немного, и его целуют все христиане» .

Камень Вознесения в мраморной рамке

Вознесенский храм, который описывал игум. Даниил, не сохранился. В настоящее время на месте Вознесения стоит небольшая часовня, построенная в эпоху крестоносцев. В полу напротив западного входа находится камень в прямоугольной мраморной рамке, врезанной в естественную скалу, на котором ясно отпечатался след левой человеческой стопы. «Случайность сходства тут, по крайней мере для меня, немыслима» – подчеркивал в своих записках архим. Антонин (Капустин), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1865-1894 гг. . Почему только левая стопа? По замечанию архим. Леонида (Кавелина, +1891) «Даниил видел здесь еще две стопы, но позже мусульмане высекли из скалы одну стопу и перенесли ее в мечеть Ель-Акса (в Иерусалиме), где этот след и сохраняется поныне» .

Описание

Спасо-Вознесенский собор

Вознесенский собор сразу после постройки. Фото 1880-х годов.

Построен в 1873—1881 годах в неовизантийском стиле по архитектурному замыслу архимандрита Антонина (Капустина), который называл его «маленькой Святой Софией», на месте византийской базилики, разрушенной в 614 году армией Сасанидской империи. Строительство приостанавливалось на время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Открытие храма требовало фирмана султана, каковой был выдан Высокой Портой в июне 1882 года. Освящён 8 июня 1886 года во имя Спасителя: патриарх Иерусалимский Никодим возражал против его освящения в честь Вознесения Господня, оставляя этот приоритет за местом Вознесения; вследствие сего в официальных русских документах храм именовался «Спасо-Вознесенским».

Непосредственный исполнитель — итальянский архитектор Джованни Батиста Бизелли. В плане крестово-купольный, из основного массивного четверика на все четыре стороны света выступают полувосьмерики абсид. Купол устроен на восьмерике с 24 окнами. Фундамент храма установлен на плоской природной скале. Беломраморный иконостас спроектирован архимандритом Антонином в 1881 году и доставлен из Одессы пароходом в Яффу в 1884 году от московского купца П. Д. Каверина.

Иконостас Вознесенского собора

В южной части храма в отдельных мраморных киотах находятся привезённые из России чудотворные иконы Божией Матери: «Елеонская Скоропослушница» (Черниговская-Гефсиманская) и «Взыскание погибших». Здесь же устроены мощевики с частичками мощей разных святых. В каменный пол перед солеёй вставлены обнаруженные при раскопках части мраморных плит пола женского монастыря V века.

Часовня обретения честной главы Иоанна Предтечи

Икона Первое обретение главы Иоанна Крестителя

Важнейшая монастырская святыня это место Первого и Второго обретения главы Иоанна Крестителя. Часовня стояла здесь уже в IV веке, её мозаичный пол обнаружен во время раскопок архимандритом Антонином (Капустиным). Выложенное мозаикой углубление в полу указывает место, где глава была найдена. Нынешняя часовня построена на месте древней на средства И. Г. Силаевой.

Колокольня

Колокольня «Русская свеча» — самое высокое церковное здание Иерусалима (64 м).

Колокольня высотой 64 м построена в стиле средневековых итальянских кампанил итальянским архитектором Антонио Лангодорки. Самый большой из размещенных на ней колоколов имеет вес 308 пудов (5 тонн), около 3 м в высоту и 213 см в диаметре. Он был отлит в России на средства соликамского купца Александра Рязанцева и доставлен в монастырь 19 февраля 1885 года. На нём есть памятная надпись. На данный момент на колокольне размещено 14 колоколов. С момента строительства колокольня ни разу не реставрировалась и значительно обветшала. В 2014 году начата полномасштабная реставрация колокольни.

Другие постройки

  • Дом начальника Русской духовной миссии или Архимандричий дом — находится за монастырскими корпусами. В нижнем этаже здания ранее помещался музей древностей, собранных о. Антонином. В часовне дома пол украшают мозаики IX века с изображеними рыб, птиц и различных орнаментов, а также памятной надписью об Иакове, армянском епископе Метцпинском. В других частях здания на полах первого этажа сохранились мозаики, которые можно отнести к VI веку.
  • Игуменский корпус — в его зале была найдена большая мозаика с греческой памятной надписью VI века.
  • Трапезная с храмом святого Филарета Милостивого — длинное здание с плоской крышей в северо-восточном углу монастыря. В 1907 году было заложено как соборный храм во имя Страшного Суда Господня, недостроенный из-за Первой мировой войны.

Погребения

Среди погребённых в монастыре:

  • Архимандрит Антонин (Капустин), начальник РДМ (1865—1894), похоронен в северной части Вознесенского собора.
  • Игумен Парфений (Нарциссов), ближайший сотрудник и продолжатель дела о. Антонина, первый игумен Елеонской общины. Зарезан неизвестным злоумышленником в своей монастырской келье в ночь на 15 января 1909 года, вероятно с целью ограбления, похоронен около Вознесенского собора, чуть севернее алтаря.

Гробница Девы Марии

Гробница Пресвятой Богородицы (Девы Марии) — одна из важнейших христианских святынь. Расположена она в Гефсимании, над ней сооружена пещерная церковь Успения Богородицы. Доступ к богослужениям в этом храме имеют представители нескольких конфессий.

Именно здесь, согласно священным текстам апостолов, похоронена Дева Мария, возведенная христианской церковью в ранг святых.

Храм находится под землей. Зайдя в него, паломник попадает на широкую лестницу, состоящую из 48 ступеней. Гроб Девы Марии расположен в небольшой часовне — помещении размером 2 на 2 метра. Общая длина подземной церкви составляет 34 метра, а ширина — всего 6. Сразу за часовней, в киоте из розового мрамора, хранится чудотворная икона Божьей Матери, которая весьма почитается православными.

Посещают подземную церковь Успения Богородицы и мусульмане, которые также почитают Деву Марию.

Церковь Марии Магдалины

Еще один прекрасный храм, который украшает склоны Елеонской горы — это Русская православная церковь Святой Марии Магдалины. Она была построена в конце XIX века. Здесь хранится несколько реликвий, в частности чудотворная икона «Одигитрия», а также мощи княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары, которые мученической смертью погибли в 1918 году от рук большевиков.

Храм, выстроенный из бело-серого местного камня, является прекрасным образцом русской архитектуры. Сооружение имеет семь куполов и небольшую колокольню. В интерьерах церкви туристов и паломников поражает красивейший пол, выполненный из цветного мрамора, а также иконостас, украшенный орнаментами из бронзы.

Источники

  • КЕЭ, том 5, кол. 151–152
  • Mount Scopus — The Hebrew University
  • Mount Scopus — The Brigham Young University
  • Jerusalem Photos Portal — Mount Scopus
  • הצעה לטיול במתחם האוניברסיטה בהר הצופים באתר ynet
  • על מפקד היחידה הסודית «מצוף 247» באתר ynet
  • מילות השיר «מעל פסגת הר הצופים» מאת אביגדור המאירי שהתפרסמו בביצועו של יהורם גאון
  • מפה מפורטת של שכונות ירושלים המזרחית והר הצופים בספריית הקונגרס
  • על אודות בית הקברות שבהר הצופים
  • על בית הכנסת בקמפוס בתכנון האדריכל רם כרמי באתר ‘חלון אחורי’, 12/10.
  • Игорь Торик, «Энциклопедический путеводитель по Израилю», копирайт Игорь Торик.
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МАСЛИЧНАЯ ГОРА в ЭЕЭ

Пророчества горы Елеон

Елеон – это горная цепь, облегающая Иерусалим с востока и ограждающая его от разрушительного соседства пустыни . На западных склонах сохранились остатки оливковых рощ, от которых и произошло название. У Елеона три вершины. Средняя, самая высокая, называется горой Вознесения – с нее вознесся Господь. Северную именуют Малой Галилеей. Здесь, по преданию, было подворье, где останавливались паломники из Галилеи, приходившие в Иерусалим на праздники, и в их числе апостолы.

Центральная вершина Елеонской горы

Уже в начале эпохи царей (2-я пол. XI в. до Р.Х.) Елеон был, по-видимому, священной горой. В Писании он впервые упоминается в связи с восстанием Авессалома, когда царь Давид бежал из Иерусалима от своего сына: «А Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой…» и на вершине горы поклонялся Богу (2 Цар 15, 30-32). Со времен Второго храма (ок. 516 г. до Р.Х.) с Масличной горой связан праздник Кущей (Неем 8, 15), здесь же сжигалось жертвенное животное для ритуальных очищений (Числ 19) .

В ветхозаветных пророчествах есть несколько указаний на Елеонскую гору. В видении пророка Иезекииля говорится о славе Господней: «Тогда Херувимы подняли крылья свои, и колеса подле них; и слава Бога Израилева вверху над ними. И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города» (Иез 11, 22-23).

Захария пророчествует о явлении Мессии и дне Господнем: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская… и придет Господь Бог мой и все святые с Ним (Зах 14, 4-6).

Гробницы пророка Захарии и сыновей Хезира. Иосафатова долина

О Судном дне говорит пророк Иоиль: «Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду…» (Иоил 3, 12-15). В день Суда Божия, согласно пророчеству Даниила, по долине потечет огненная река: «Престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели и раскрыли книги» (Дан 7, 9-10).

Пророчество о Елеонской горе есть и в Новом завете. В книге Деяний св. апостолов ангел после Вознесения Господня говорит ученикам, что Иисус придет тем же образом, каким взошел на небо (Деян 1, 9-11). Он ясно дает понять, что Второе пришествие будет на том же месте, где совершилось Вознесение, т. е. на Елеонской горе, над долиной Иосафата. Долина эта – русло потока Кедрон, отделяющее храмовую гору и Иерусалим от Елеона. Сам Кедрон давно иссох, а в долине находятся гробницы пророков и царя Иосафата, поэтому ее и называют Иосафатовой. Долина и склоны Елеонской горы с древнейших времен использовались для погребений. Место на западе у подножия Елеона, где растут древние оливы, называют Гефсиманией. Здесь, в пещере рядом с гробницами праведных Иоакима и Анны и пр. Иосифа-Обручника, апостолы положили тело Пресвятой Богородицы. Во времена равноапостольного Константина над гробницей Богоматери была построена церковь Успения.

Храм Марии Магдалины в Гефсимании

Рядом, на склоне горы, расположился русский Гефсиманский монастырь во имя св. Марии Магдалины. Издалека виден главный его храм с семью золотыми главами. Здесь покоятся мощи преподобномучениц великой кн. Елизаветы и инокини Варвары. Елизавета Феодоровна сама пожелала быть погребенной на Святой земле, когда в 1888 году вместе с мужем, великим князем Сергеем Александровичем, присутствовала на освящении храма. Мощи ее и келейницы Варвары везли из Алапаевска кружным путем через Китай в 1919-1921 – полтора года. По воспоминаниям сопровождавшего игумена Серафима (Кузнецова), мощи св. Елизаветы Феодоровны благоухали.

История

В эпоху Второго Храма Масличная гора была соединена мостом (возможно, двумя) с Храмовой горой, и на ней зажигались огни для оповещения о наступлении новолуния. Во время осады Иерусалима римлянами в конце Иудейской войны на северной вершине Масличной горы (Скопусе) стоял лагерем Десятый легион.

Елеонская гора(рисунок из «Библейской энциклопедии»)

После того, как арабские завоеватели позволили евреям возвратиться в Иерусалим и началось паломничество евреев диаспоры в Иерусалим, а особенно — с конца VIII века, когда евреям был закрыт доступ на Храмовую гору, Масличная гора приобрела особое значение: здесь в праздник Хоша‘на Рабба глава академии Эрец-Исраэль зачитывал «Объявление Масличной горы», устанавливающее календарные сроки новолуний, праздников и т. п., и назначал членов Синедриона. Выбор Масличной горы в качестве места общественных собраний связан с мидрашистской традицией и сложившимся представлением о Масличной горе как «месте престола Господня», что отражено в письмах глав академии.

В ходе Войны за Независимость Израиля Иордания установила контроль над всей Масличной горой, за исключением университетского кампуса, ставшего израильским анклавом (в этих условиях деятельность университета была невозможна, и со временем был построен новый кампус Еврейского университета в районе Гив‘ат-Рам). Еврейское кладбище было осквернено, многие надгробия разрушены, а могильные плиты использовались для мощения дорог. После 1967 года, когда Масличная гора полностью перешла под контроль Израиля, еврейское кладбище было реставрировано и стало доступно для захоронения. Здесь, в частности, похоронены писатели Эльза Ласкер-Шюлер, Шмуэль Йосеф Агнон.

На Елеонской горе много захоронений граждан России и СССР. Захоронения продолжаются и в наше время. Например, 4 июля 2007 года была перезахоронена Елена Михайловна (Лени́на Моисеевна) Варшавская, 1925 года рождения, старшина мед. службы, фельдшер дивизиона 40 гвардейского миномётного полка, уроженка Полтавской области, Диканьского района, с. Михайловка. В годы Великой Отечественной Войны она была призвана на фронт Дзержинским РВК г. Москвы. Погибла 23 сентября 1944 года при освобождении Таллина от немецко-фашистских войск. 25 сентября 1944 года похоронена на холме Тынисмяги. 22 сентября 1947 года её останки были торжественно перезахоронены на мемориале в центре эстонской столицы. 1 мая 2007 года власти Эстонии снесли мемориал («Бронзовый солдат») и эксгумировали захороненных бойцов РККА. Восемь бойцов были перезахоронены на военном кладбище в Таллине. Трое — в России. Один — на Украине. А Ленина Моисеевна перезахоронена в Израиле на Масличной горе в Иерусалиме, где 15 января 2008 года ей был установлен памятник.

В 1967 г. возобновилась деятельность Еврейского университета на Скопусе, где был возведён новый кампус.

Воскрешение мёртвых — еврейское кладбище на Масличной Горе

На Масличной горе, под обзорной площадкой, простирается самое большое и важное еврейское кладбище в мире. Здесь находятся захоронения со времён Первого Храма и до наших дней

Согласно традиции мудрецов, именно отсюда начнётся воскрешение мёртвых. В течение веков евреи со всех стран мира приезжали в Иерусалим, чтобы пожить в святом городе, а умерев – быть похороненными на Масличной горе.

Наверное, основой этой традиции стали древние пророчества ТаНаХа. Пророк Йехезкэль описывает как Шхина, Б-ожественное присутствие, покидает с Масличной горы Иерусалим. Это произошло из-за прегрешений народа в конце периода Первого Храма. А пророк Захария, живший 70 лет спустя, описывает возвращение Шхины и проявление Всевышнего на этой же горе, в «конце дней». Масличная гора разделится на две части и между ними образуется глубокое ущелье. Очевидно, что пророчество о том, как разверзнется земля, породило традицию о воскрешении мёртвых, которое начнётся с этой горы.

Масличная гора

На вершине Масличной (Елеонской) горы стоит православная церковь Вознесения с белой колокольней, которую называют «Русской свечой» (64 м). Церковь принадлежит Русской Православной церкви за рубежом, построена в 1870-1887 гг. Со смотровой площадки, куда ведет крутая лестница (214 ступенек), открывается живописная панорама Иерусалима. В этой церкви похоронен архимандрит Антонин Капустин (1817-1894), настоятель Русской Духовной миссии в Палестине, прославившийся поиском тех легендарных древностей Святой Земли, которые не успели отыскать францисканцы.

Спускаясь вниз, попадаем на смотровую площадку. С нее открывается незабываемый вид на Иерусалим, волновавший умы и сердца многих путешественников: здесь лучше всего чувствуется вечность древнего города. Внизу на бело-желтом фоне виднеются ряды темно-зеленых деревьев, вдали поблескивает золотой Купол Скалы (мечеть халифа Омара).

Иерусалим

На склоне горы расположено Еврейское кладбище сформировавшееся еще в эпоху Первого Храма, — многочисленные ряды белых надгробий. Это кладбище, священное для евреев, неоднократно описано в художественной литературе. На нем изворачивается действие в одной из глав «Кладбищенских историй» Б. Акунина. Считается, что когда Мессия взойдет на Масличную гору, отсюда начнется воскресение мертвых. Самые престижные участки те, на которые падает тень крепостной стены.

Далее расположена Вифанская община Воскресения Христова, она же Гефсиманская обитель, с православной церковью Св. Марии Магдалины с золотыми куполами, построенной на пожертвования императора Александра III в память о его матери, императрице Марии Александровне. Здесь погребены останки Великой княгини Елизаветы Федоровны (1864-1918), причисленной РПЦ к лику святых. Елизавета Федоровна, дочь герцога Гессен-Дармштадского, внучка английской королевы Виктории, жена московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича (1857— 1905), после гибели мужа, взорванного в Кремле в 1905 г. террористом-эсером И.П. Каляевым, приняла постриг и посвятила себя благотворительности, основала в Москве на Ордынке Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия. Весной 1918 г. ее арестовали большевики, увезли на Урал и в ночь на 18 июля сбросили живой в глубокую шахту близ Алапаевска, где она умерла спустя сутки.

Св. Марии Магдалины

Когда белогвардейцы отступали с Урала, они переправили останки Великой княгини в Пекин, а затем Гассан-хан, князь Нахичеванский, генерал-лейтенант русской армии, выделил средства, чтобы переправить останки в Иерусалим, где Елизавета Федоровна мечтала быть похороненной (она посещала церковь Св. Марии Магдалины в 1880-х гг.). В церковном иконостасе есть иконы кисти В. Верещагина.

Гефсимания — сад у подножия Масличной горы к востоку от центра Иерусалима, по дороге, ведущей от ручья Кедрон к Масличной горе. Здесь, согласно евангелистам, молился Иисус перед предательством Иуды и арестом. «Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там» (Матф. 26:36). Здесь же Христос был схвачен (Матф. 26:36-57; Марк 14:32-53; Лука 22:39-53; Иоанн 18:1-13). Нынешний сад — лишь небольшая часть сада библейских времен, однако здесь до сих пор есть несколько старых олив (возраст около 800 лет) с узловатыми стволами. В 1681 г. Гефсиманский сад перешел в собственность францисканцев, которые в 1848 г. обнесли его стеной. Можно посетить грот, куда, по преданию, удалился Иисус для молитвы. Неподалеку находится камень, на котором сидел Христос, когда Иуда пришел Его поцеловать. В византийскую эпоху на этом месте существовала церковь, позже восстановленная крестоносцами.

В 1925 г. А. Берлуччи по заказу францисканцев возвел на руинах прежних церквей помпезную базилику Мук Христовых, или церковь Всех Наций. Она называется так потому, что деньги на строительство пожертвовали 12 католических общин мира: Германия, США, Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика, Италия, Франция, Испания, Великобритания, Бельгия и Канада.

Общие сведения

Гора Сион в Иерусалиме находится с южной стороны Старого города, на ее вершину выходят Сионские ворота крепостной стены. Пологие зеленые склоны холма спускаются к долинам Тиропеон и Гиннома. Высшая точка горы расположена на высоте 765 м над уровнем мирового океана и увенчана колокольней монастыря Успения Пресвятой Богородицы, видимой из разных точек Иерусалима.

Здесь находятся несколько важнейших исторических памятников, среди которых – гробница царя Давида, места проведения Тайной вечери и успения Божьей матери, а также другие святыни.

Расположение горы Сион на карте Иерусалима.

Общие сведения

Высота Елеонской горы – более 800 метров, что намного превосходит все окрестные холмы. Возвышенность имеет три вершины: 

  • Южную, на которой были установлены капища и идолы соломоновых жен; 
  • Северную или Мал. Галилею, получившей название в честь путешественников, которые останавливались в гостиных дворах; 
  • Среднюю, с которой согласно библейскому преданию Иисус вознесся на небо. 

На каждой из вершин располагаются собственные достопримечательности – университетский кампус, Центр лютеран и монастырь. Но главный объект посещения туристами – трехтысячелетнее еврейское кладбище, на котором сохранилось несколько древних захоронений.

Вид на гору. Фото: lookmytrips.com

Ради чего стоит подняться на холм?

На вершине и склонах холма находится несколько храмов, которые будут интересны как верующим, так и ценителям древности.

Храм Вознесения – священное место для последователей христианской веры и ислама. Первые постройки на этом месте датировано IV столетием. За годы истории храм неоднократно разрушался и восстанавливался. Свой современный облик святыня обрела в XVII столетии, когда к части христианского строения мусульманами были пристроены купол и мечеть. В храме находится камень с отпечатком ступни Спасителя.

Спасо-Вознесенский монастырь – пустынь XIX столетия с 64-метровой белой “русской” колокольней. Главная достопримечательность – камень, на котором стояла Богоматерь во время Вознесения Христа. На вершине колокольни обустроена панорамная площадка.

Гробница Богородицы. Подземное помещение, в котором находится гробница Богоматери. Чтобы попасть внутрь усыпальницы необходимо проделать путь по старинной лестнице XII столетия. В небольшой комнате с иконами и алтарем можно оставить записку с просьбой об исполнении заветного желания.

Гробница. Фото: radiovera.ru

Гефсиманский сад. Красивый уголок природы у подножия холма с многочисленными оливковыми деревьями. Ученые утверждают, что возраст как минимум нескольких олив превышает две тысячи лет. Согласно Библии, именно в этом саду молился Спаситель после предательства Иуды. В саду можно посетить несколько церквей разных конфессий, в том числе православная Церковь Св. Марии Магдалены, где хранятся мощи убиенной княгини Елизаветы Романовой и старинные иконы.

Масличная гора – это природная смотровая площадка, с которой хорошо просматривается исторический центр города и древние крепостные стены.

Почему разделили Вознесение и Пятидесятницу

Вознесение Господне совершилось на сороковой день по Пасхе и отмечается всегда в четверг, за десять дней до Пятидесятницы. До конца IV в. Пятидесятница понималась не как праздничный день, а как особый период церковного года после Пасхи. Празднование Вознесения и Пятидесятницы первоначально не разделялось. Об этом свидетельствует, например, описание паломницы IV века Этерии: в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон – в том месте (называемом Имвомон), с которого Господь вознесся на небо, и начинается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем .

Отпечаток стопы Спасителя на камне Вознесения

В IV веке Пятидесятница оформляется как самостоятельный праздник. По мнению исследователей, разделение двух праздников произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381), чтобы подчеркнуть особую роль Святого Духа в домостроительстве спасения. Епископ Константинопольский Македоний (ок. 342 г.) ложно учил о Святом Духе как о служебном творении. По поводу этой ереси и был созван второй Вселенский собор.

Об отдельном праздновании сорокового дня после Пасхи упоминают в своих проповедях святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст. Прямо говорят об этом и апостольские постановления (370). Первые сведения о празднике на христианском Западе встречаются в проповедях епископов Хроматия Аквилейского и Филастрия Брешианского (381–383). К V веку традиция празднования Вознесения утвердилась и на Востоке, и на Западе. Блаженный Августин (430) называет «четыредесятницу Вознесения» праздником «древнейшим и повсеместным» .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector