Донской ставропигиальный мужской монастырь, как доехать, адрес, телефон, сайт

Монастырь в XX веке

В 1918 году монастырь официально закрыли, но монастырская жизнь теплилась здесь еще несколько лет. Монастырские здания приспособили под интернат, антирелигиозный музей, фабрику, молочную ферму. В 1927 году на территории монастыря в храме Серафима Саровского открыли крематорий. где сжигали останки жертв сталинских репрессий.

Здесь же размещались государственные учреждения, в монастырском саду и некрополе гуляла московская интеллигенция. Среди монастырских развалин дети играли в прятки, в щелку двери разглядывали иконостас в Большом соборе и грелись в Малом, где в 1949 году возобновились богослужения.

Святой узник

В здании караульни, примыкавшей к северной стороне монастыря, с 1922 года содержался под стражей святитель Тихон, патриарх Московский. В своей проповеди патриарх осудил расстрел царской семьи. Обвиненный в антисоветской деятельности, святитель Тихон жил до смерти под присмотром комсомольцев в двух тесных кельях.

Патриарху разрешали общаться с паствой, стоящей внизу, через решетку ограды, когда он выходил для прогулки на монастырскую стену. Весной 1925 года святитель умер в больнице.

Вся православная Москва пришла проводить патриарха-исповедника. Похоронили его у стен Малого собора. В 1992 году мощи святителя Тихона торжественно перенесли в Большой собор. Рака с мощами святителя Тихона находится слева от царских врат в Большом соборе монастыря.

Возрождение в новое время

В начале 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче Донского монастыря Московскому Патриарху. Однако со смертью генсека документы затерялись, о Донском монастыре забыли. Русской православной церкви обитель передали в 1991 году. Монастырь оказался в самом центре Москвы.

Каждый год на празднование Донской иконы ее доставляют из Третьяковской галереи, где она хранится, на руках в монастырь. Во время крестного хода улицы по пути следования святыни украшают живыми цветами. Сотни хоругвеносцев столичных церквей сопровождают святыню.

Гостей на центральной аллее до недавнего времени встречала колонна танков, вызывая их недоумение. Во время Великой Отечественной войны православные люди собрали 8 миллионов рублей, чтобы создать танковую колонну имени Дмитрия Донского.

Технику, оставшуюся от колонны, установили на центральной аллее, которая ведет к храму, поэтому танки передвинули к стене. После посещения храма прихожане могут в сопровождении экскурсовода подойти к стене и узнать о подвигах тех, кто за них сражался.

В скором времени Донской монастырь станет духовным центром казачества: планируются семинары и встречи для казаков. Здесь, в монастыре, будет проходить парадный казачий расчет. В монастыре создан просветительский центр для молодежи, открыта библиотека, большой книжный магазин и музей, иконная лавка и лавка с монастырской выпечкой.

При монастыре активную работу ведет паломническая служба: открыта гостиница и трапезная, организуются экскурсии по монастырю. Братия служит приходящим в монастырь людям, служение братии – социальное, образовательное, миссионерское.

Утром и вечером монахи молятся в тишине, главное дело монахов – усердная молитва. В 2011 году монастырю исполнилось 420 лет. Каждый человек, пришедший сюда, в «городской» монастырь может уединиться и подумать о своей жизни. Старинные сооружения монастыря и поросшие мхом памятники на могилах кладбища, вековая липовая аллея погружают посетителей Донского монастыря в особую атмосферу далеких времен.

Донской монастырь в Москве – из истории

На Руси вокруг больших городов для их обороны часто строили монастыри-крепости. Так были возведены Новодевичий и Симонов, Андроников и Новоспасский, а также Данилов монастыри-крепости. В 1591–1592 гг. царем Феодором Иоанновичем и боярином Борисом Феодоровичем Годуновым был основан Донской монастырь в Москве в память избавления от нашествия крымского хана Казы-Гирея. Этим было завершено создание оборонительного полукольца крепостей, охранявших столицу от степных набегов.  Был построен первый каменный собор во имя Донской иконы Божией Матери. Сейчас это Малый  или Старый собор. В Смутное время Донской монастырь в Москве был разорен польскими войсками. Каменные стены и башни, напоминающие ограду  Новодевичьего монастыря, были возведены в 1686 году. В 1698 году был освящён новый величественный храм, также посвященный Донской иконе, — Большой собор, построенный с помощью царевны Екатерины Алексеевны. В 1745 году Донской монастырь был причислен к ставропигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно патриарху. В то время это было крупное феодальное хозяйство. Формируется величественный комплекс обители. В 1713-1714 гг. строится Тихвинская надвратная церковь. К середине 18 века завершается строительство  колокольни над западными воротами и архимандритских покоев. Сооружаются здание духовной семинарии и хозяйственные постройки.  А к 1798 году завершена церковь Александра Свирского. С конца 17 века Донской монастырь стал усыпальницей московской знати. В Сретенском храме находится усыпальница грузинских царей, в Михайловском храме — усыпальница кнн. Голицыных. Одно из печальных событий в жизни обители произошло в 1771 году во время Чумного бунта. Чтобы предотвратить распространение заразы, Архиепископ Авмросий велел убрать от Варварских ворот чудотворную икону, к которой прикладывались и больные и здоровые прихожане. За это толпа растерзала архиерея. По приказу Екатерины II зачинщики беспорядков были повешены на Красной площади.

В 1914 году был освящен храм на новой территории кладбища, примыкающей к обители. С 1922 года в обители находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон. В 1925 году после смерти в больнице он был похоронен в Малом соборе. В 1926 году обитель была закрыта, но монастырская жизнь шла до конца 1920-х гг. Затем здесь были открыты антирелигиозный музей, интернат и даже ферма. Храм Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом кладбище был переоборудован в крематорий. На территорию обители свозились остатки сносимых московских храмов. Во время Великой Отечественной войны на средства верующих была построена целая танковая колонна из 40 единиц техники. При входе в обитель стоит танк Дмитрий Донской, пушка и БТРы. В Малом соборе богослужения возобновились в 1949 году.  В храме была устроена печь, которая и поныне используется для изготовления мира (ароматного масла  для помазания тела человека) для всей Русской Церкви. В ноябре 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче обители Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха. Из-за смерти  Генерального секретаря это решение было приостановлено, а затем  Патриархии был отдан Даниловский монастырь. В 1991 году обитель была передана Московскому патриарху. Братия монастыря была малочисленна. 18 августа того же года был вновь освящён Большой собор. В 1992 году во время ремонта Малого собора после пожара было вскрыто захоронение Патриарха Тихона. Его мощи поместили в раку и позже перенесли в Большой собор.

1 сентября, в день празднования в честь Донской иконы Божией Матери, совершается Божественная литургия в Большом соборе. По традиции, в связи с праздником чудотворная Донская икона доставляется в обитель из Государственной Третьяковской галереи. С 2010 года праздник в честь Донской иконы Божией Матери по благословению Его Святейшества стал главным праздником российского казачества.

Служители монастыря

Список настоятелей

Архимандриты
  • архимандрит Антоний (Одинович) (7 июля 1689—1705)
  • архимандрит Лаврентий Грузинец (1705—1720)
  • архимандрит Иоаким (Струков) (24 декабря 1721 — 4 июня 1727)
  • архимандрит Иларион (Рогалевский) (24 октября 1728—1732)
  • архимандрит Порфирий (Крайский) (12 мая 1747 — 30 мая 1748)
  • архимандрит Иоанн (Козлович) (8 мая 1748—1753)
  • архимандрит Варлаам (Лещёвский) (ум. в 1774)
  • архимандрит Феофилакт (Горский) (1774 — 18 сентября 1776)
  • архимандрит Аввакум (Миланкович) (1779 — 1 марта 1792)
  • архимандрит Иакинф (Карпинский) (1795—1797)
  • архимандрит Евлампий (Введенский) (1798—1801)
  • архимандрит Виктор (Антонский-Прокопович) (1801—1809)
  • архимандрит Иоанн (Терликов) (15 февраля 1810 — 12 августа 1814)
  • архимандрит Симеон (Крылов-Платонов) (12 августа 1814 — 27 февраля 1816)
  • архимандрит Амвросий (Рождественский-Вещезеров) (7 марта 1816 — 15 июля 1817)
  • архимандрит Евгений (Казанцев) (1817—1818)
  • архимандрит Парфений (Чертков) (17 июня 1819 — 21 августа 1821)
  • архиепископ Дионисий (Цветаев) (21 июля 1821—1823)
  • архимандрит Афанасий (Петриев) (1823—1832)
  • архимандрит Феофан (Александров) (14 ноября 1832 — 6 июля 1850)
  • архимандрит Симеон (Авдуловский) (1848 — 21 февраля 1852)
  • архиепископ Евгений (Казанцев) (1854 — 27 июля 1871)
  • архимандрит Исидор (Борисов) (1899 — 19 октября 1890)
  • епископ Григорий (Полетаев) (17 декабря 1900 — 8 июня 1906)
  • Иннокентий (Ястребов) (1915—1917)
  • Никон (Пурлевский) (1918—1920)
  • архимандрит Алексий (Палицын) (1922—1924)
Наместники
  • архимандрит Агафодор (Маркевич) (1991 — 25 декабря 2009)
  • епископ Кирилл (Покровский) (25 декабря 2009 — 26 июля 2012)
  • епископ Парамон (Голубка) (26 июля 2012 — 26 февраля 2019)
  • епископ Фома (Демчук) (с 26 февраля 2019 года)

Способы проезда до Донского монастыря

Благодаря удачному расположению, добраться до монастыря можно без труда на любом транспорте.

На метро

Ближайшая к монастырю станция метрополитена — «Шаболовская». Станция входит в структуру Калужско-Рижской линии. На схеме эта линия обозначена оранжевым цветом. От выхода из метро до Донского монастыря менее километра, поэтому проще всего пройти до него пешком примерно десять минут.

Выйдя из метро, поверните направо и по улице Шаболовка пройдите до Донской площади. Это же расстояние можно преодолеть на трамвае. От остановки «Метро Шаболовская» до остановки «Университет дружбы народов» едет трамвай №14.

Чуть дальше от Донского монастыря расположены станции метро «Тульская» (Серпуховско-Тимирязевская линия), «Ленинский проспект» (Калужско-Рижская линия) и «Гагарина» (Кольцевая линия). Но, все же, более удобно добираться до монастыря от станции метро «Шаболовская».

На трамвае

Если вам удобней доехать до монастыря на трамвае, нужно выбрать или №14, или №39. Выйти необходимо на остановке «Университет дружбы народов» и по Донской улице, минуя Донское кладбище, пройти к воротам монастыря.

На автобусе

Если вы выберете этот способ, чтобы приехать в монастырь, вам необходимы автобусы под номерами №111, №196, №М1, №Н1. Выйти нужно на остановке «Улица Стасовой» и по одноименной улице пройти 5 минут пешком до Донской площади, где вы и увидите Донской монастырь.

На троллейбусе

Возможно, вам будет удобнее именно этот транспорт. Тогда вам необходимы троллейбусы №4, №7, №М4, № М4К. Не пропустите остановку «Улица Стасовой». Улица с таким же названием приведет вас прямо к монастырю.

На автомобиле

Выбрав этот способ, стоит учесть загруженность автодорог в центре Москвы. К Донскому монастырю можно подъехать на машине, двигаясь по разным магистралям. Все зависит от того, откуда вы будете выезжать.

Донская площадь расположена между Садовым кольцом и Третьим транспортным кольцом. К монастырю ведет Ленинский проспект, улица Шаболовка, Донская улица, улица Серпуховской вал.

С Третьего транспортного кольца необходимо свернуть на Ленинский проспект. Повернув с проспекта на улицу Стасовой и проехав менее километра, вы окажетесь у Донского монастыря.

Двигаясь по Садовому кольцу, не пропустите съезд на улицу Житная. Повернув с нее налево на улицу Мытная, миновав проезд Апакова, поверните на улицу Шаболовка. Далее, свернув на 1-й Донской проезд, вы достигните цели маршрута.

Серпуховской вал и следующая за ним улица Орджоникидзе ведут к Донскому монастырю от Большой Тульской и Люсиновской улиц. Съехав с улицы Орджоникидзе на Донскую улицу, вы окажетесь прямо у монастырских ворот.

Как вы поняли, способов проезда к Донскому монастырю множество. Нужно только выбрать наиболее приемлемый для себя. А посетить Донской монастырь, конечно, стоит.

Если вы поклонник архитектуры, вас обязательно привлекут уникальные по красоте соборы и церкви. Кроме того, в монастырском парке можно полюбоваться на скульптуры, горельефы, житийные иконы.

А если вы относите себя к тафофилам (любителям прогулок по кладбищам), вас наверняка не оставит равнодушным самое старое московское Донское кладбище. Здесь нашли свой последний приют представители знатных русских фамилий, таких, как Трубецкие, Пушкины, Нарышкины, Голицыны.

Здесь похоронен Ключевский, Чаадаев, а также печально известная помещица Дарья Салтыкова. Независимо от того, с какими целями вы приедете в Донской монастырь, посетить его нужно обязательно.

Важные нюансы

Самый быстрый способ попасть в Новодевичий монастырь – добираться на автомобиле. С третьего транспортного кольца нужно свернуть на Лужнецкий проезд, после чего цель поездки будет в 500-600 метрах. Рядом имеется небольшая парковка.

Отправляясь в Новодевичий монастырь, нужно заранее изучить расписание его работы. В будние дни объект открыт для посещений с 10 часов до 17.30. Не стоит ехать сюда во вторник, поскольку это выходной. Санитарный день проводится ежемесячно в первый понедельник. Точный адрес – Новодевичий проезд, 1.

За вход в церковный комплекс плата не взимается. Однако на территории монастыря есть несколько музеев, в которые придется покупать билет. Для взрослого он стоит 300 рублей, для школьников, студентов и пенсионеров – 100 рублей.

В стенах монастыря проводятся богослужения, расписание которых можно найти в сети

Важно обратить внимание, чтобы информация была недавней, поскольку график периодически корректируется. Здесь проводятся:

  1. Исповедание.
  2. Духовные песнопения.
  3. Всенощное бдение.
  4. Вечерние и утренние службы.
  5. Обряды Крещения.

Осмотреть обитель можно и самостоятельно. Однако более полную информацию можно получить во время экскурсии с опытным гидом.

Ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви

2 оценило

Донской монастырь — ставропигиальный (т.е. с самым высоким статусом) мужской монастырь РПЦ, ныне находится в черте Москвы.

На территории Донского монастыря

История Донского монастыря

Основателем Донского монастыря считается царь Федор Иванович.

История Донского монастыря берет свое начало со строительства миниатюрного собора, который получил название собора Донской Божией Матери (1591-1593).

Сегодня собор известен как Старый либо Малый Храм, а по внешнему виду напоминает приходскую церковь.

Посвящение собора связывают с периодом боев с татарами, в то время действовала походная церковь, имени Сергия Радонежского. В церкви находилась Донская икона Божией Матери, ее взяли из Благовещенского собора. Существует предание, что эта икона сопровождала Дмитрия Донского в период Куликовской битвы в 1380. Сообщается также, что собор был освящен в честь празднования Похвалы Пресвятой Богородицы, когда и произошла известная Куликовская битва.

Во время Смуты обитель разорили польские войска, после чего она длительное время была в запущенном состоянии. Когда царь Михаил Федорович и Алексей Михайлович восстановили Донской монастырь, он был частью пути царского молебена, через него шел крестный ход в направлении Саввино-Сторожевского монастыря. Благосостояние монастыря было не лучшим до 1670 года.

Состояние изменилось, когда к монастырю приписали рядом расположенные обители:

  • монастырь Шаровкин Успенский калужской епархии,
  • Жиздринский Троицкий монастырь,
  • Тихонова пустынь.

Царевна Екатерина Алексеевна провела реконструкцию в конце XVII в. Крупный храм был освящен в 1698 году, а в период 1686-1711 годы была построена стена с 12 башнями, после чего внешний вид ограды стал схож с Новодевичьим монастырем.

Согласно описи 1739 года Донской монастырь представляет собой крупное хозяйство, во владении имеется значительная территория и множество крепостных душ. В XVIII веке был создан комплекс монастыря, облик которого сохранился до нынешних дней. В 1713-1714 была построена Тихвинская надвратная церковь, колокольня закончена в 1753, она установлена над западными воротами. За пять лет 1745-1750 построили архимандритские покои. Была сооружена духовная семинария, конюшни и другие объекты. В 1780 стена Большого собора оформилась фресками, оформлением занимался итальянец Клаудио.

В 1771 году в результате трагических событий, известных как Чумной бунт, был убит архиепископ Авмросий — он приказал убрать икону от Варварских ворот, а толпа не признала таких действий архиерея и убила его.

В XIX веке монахи основали духовное училище при монастыре, где готовились кандидаты в будущие семинаристы. При монастыре работала иконописная палата им. Селезнева. В этот период расширялся монастырский некрополь. До революции монастырь имел первый класс ставропигиальной обители.

Монастырь после революции

В 1918 году монастырь был закрыт, однако монастырская жизнь не прекращалась до конца 1920-х годов, в 1929 году все монастырские храмы были закрыты для богослужения.

В советское время на территории Донского монастыря находилось хранилище: сюда были свезены фрагменты некоторых разрушенных московских храмов, а в 1964 году монастырь стал в филиалом Музея архитектуры им. Щусева.

В 1946 году возобновились богослужения в Малом соборе.

В 1991 году монастырь был возвращён церкви.

Башня ограды монастыря

Архитектурный ансамбль монастыря

В архитектурный ансамбль Донского монастыря входят:

  • Малый собор Донской Богоматери
  • Большой собор Донской Богоматери
  • Сретенский храм
  • Надвратная церковь Тихвинской Иконы Богоматери
  • Краснокирпичные стены и двенадцать башен ограды в стиле московского барокко
  • Больничная церковь Архангела Михаила
  • Колокольня Донского монастыря

Церкви, построенные в наше время:

  • Церковь Святителя Тихона (2000)
  • Церковь Георгия Победоносца (2000)
  • Церковь св. благоверного князя Александра Невского (2006)
  • Водосвятный колодец

Некрополь Донского монастыря

Некрополь на территории монастыря — это самое крупное сохранившееся в Москве дворянское кладбище XVIII—XIX веков, здесь проводятся экскурсии.

Церкви в некрополе

С конца XVIII по начало XX века в разных частях монастырского кладбища строились часовни или небольшие церкви на родовых усыпальницах:

  • Церковь Александра Свирского
  • Церковь Иоанна Златоуста и св. великомученицы Екатерины
  • Церковь Иоанна Лествичника
  • Россия
  • Москва

После октябрьской революции 1917 года

Век 20 принес немало испытаний на долю общины. Революция в октябре 1917 года способствовала тому, что Донской монастырь в Москве был официально закрыт. Однако службы в храмах здесь продолжались еще какое-то время. Далее здесь располагаются разные советские учреждения, а позже – детская трудовая колония. Известно, что люди, захватившие власть в стране в то время, не только не жаловали священнослужителей, но и устраивали жестокие гонения на верующих. В 20–х годах в стенах монастыря проходят антирелигиозные выставки. Немного позднее здесь был даже открыт так называемый Антирелигиозный музей искусств. В мае 1922 года сюда был привезен патриарх Тихон в качестве узника. Здесь же он провел большую часть времени своего заключения. Несмотря на постоянные аресты и психологическое давление со стороны советской власти, Тихон управлял Церковью в этот сложный для нее период. Он много успел сделать для единения русского народа. Патриарх резко осуждал изъятие церковных ценностей государством, призывал верующих встать на защиту поруганной и «угнетаемой ныне святой матери нашей». В декабре 1924 года на Тихона, жившего в келье Донского монастыря, было совершено покушение. Сюда проникли два злоумышленника с целью убийства Святейшего. Дверь им открыл келейник Яков Полозов. Он и был убит злоумышленниками. В 1925 году Тихон заболел и скончался в марте на Благовещенье. Погребение святителя состоялось в Малом соборе. Забегая вперед, стоит отметить, что в 1989 году Тихон был причислен к лику святых. В 1964 году в филиал научно-исследовательского Музея архитектуры им. Щусева был превращен Донской монастырь. В Москве основное звено его располагалось на Воздвиженке. В 1946 году в Малом соборе возобновились богослужения. В 1991 году обитель была передана Московскому Патриархату. В это же время случился поджог злоумышленником Малого собора. Во время проведения ремонтных работ в ходе раскопок были обнаружены мощи святого Тихона. Они были положены в золоченую раку и перемещены в Большой собор, где и хранятся по сей день.

Некрополь

«Все большие московские кладбища (Ваганьково, Новодевичье, Миусское и другие) — чумные, они появились на окраинах во время эпидемии чумы, когда было запрещено хоронить в центре города. Донской же некрополь появился значительно раньше — его уникальность сравнима разве что с некрополем Александро-Невской лавры, — рассказывает Татьяна Бажутина, искусствовед, руководитель научного отдела монастыря. — Уже в “Истории” Карамзина Донской монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества».

Такой живописный вид на некрополь открывается с монастырских стен. Впрочем, полюбоваться им может далеко не каждый. Проход на стены пока закрыт. Сейчас в Донском действует паломнический центр, организуются экскурсии по территории монастыря. В скором времени в экскурсионный маршрут планируется включить и прогулки по монастырским стенам

Исключительна и коллекция надгробных памятников, рисовать которые так любят молодые художники. «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы» — так называли Донское кладбище в прошлом веке. Здесь покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской. В Донском похоронены историк В. О. Ключевский, ректор Московского университета С. Н. Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П. Я. Чаадаев, писатели А. П. Сумароков и М. М. Херасков. Многочисленные Голицыны, родственники и друзья А. С. Пушкина. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова (Салтычиха), умершая в заточении в Ивановском монастыре. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли могилу художника В. Г. Перова, а в 2005 году в Донском монастыре перезахоронили генералов А. И. Деникина и В. О. Каппеля.

На старых могилах интересно читать слова эпитафий, например такие:

«Покоится здесь юноша раб Божий Николай.

От мира и забот его призвал Бог в рай».

Есть даже одна мстительная эпитафия, украшающая надгробье княжны Шаховской: «Скончалась от операции доктора Снигирева»…

На стене одного из фамильных склепов за Большим собором выложена мозаичная икона святителя Николая — во времена гонений на Церковь она оставалась практически единственной святыней в округе. В Великую Отечественную войну к этой иконе с молитвами тянулись матери и жены ушедших на фронт. С тех самых пор и до сегодняшнего дня икона источает благоухание.

Скульптуры со взорванного храма Христа Спасителя

В 2001 году в Донском монастыре скончался и был похоронен протопресвитер Александр Киселев, клирик РПЦЗ, который много сделал для объединения Церквей. В то время когда отец Александр служил настоятелем в Таллинской Николаевской церкви в Эстонии, будущий Святейший Патриарх Алексий II был у него алтарником.

Донской монастырь иногда называют еще и архитектурным кладбищем». С 1934 года в монастыре находился Музей архитектуры им. Щусева, сюда свозили фрагменты уничтоженных памятников старины. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя работы скульптора А. В. Логановского, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией Матери на Покровке. В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Но через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте.

В советское время в Донской свозили обломки старинных надгробий с других кладбищ Москвы. Сейчас они разобраны и выставлены вдоль аллеи, ведущей к Малому собору

Короткая история Донского храма

В первый раз монастырь был построен в девяностых годах шестнадцатого столетия. В то время монастырь находился на юго – заподной стороне столицы России, неподалёку от Калужской дороги. Это наименование монастырь приобрёл в почтение иконы – Донского лика Блаженной Божьей Матери, которая уберегла город Москву от мощного ополчения монголо – татарского иго. Имеется в том числе и такая легенда, что в далёкие времена данным ликом Сергей Радонежский благословлял князя Дмитрия и его бойцов на Куликовский поединок.

Непосредственно на местности где благословляли воинов там и построили маленький храм. Немного позднее соорудили храм Благословенной Божьей Матери, который в настоящее время именуется Малым храмом. В скором времени возник Донской собор, который закончил создание защитной концепции всего мегаполиса, наравне с Новодевичьим и Даниловым храмами.

В девятнадцатом веке этот собор был наиболее распространённым религиозным помещением Москвы. В тридцатых годах тут соорудили божественное заведение для верующих людей, а в двадцатом веке соорудили среднее учебное заведение для послушников.

В течении всего периода существования монастырь был весьма знаменитым. На некрополе Донского храма захоронено большое количество известных личностей. Тут были найдены останки правителя Давида, который жил в восьмидесятые годы семнадцатого века и были найдены останки грузинских правителей Матвея и Александра, которые жили в начале восемнадцатого века. К тому же, Донской собор стал заключительным пристанищем для стихотворцев Сумарокова и Херасков, мудреца Чаадаева, строителя Бове, летописца Ключевского, сочинителя Одоевского, живописца Петрова. В минувшем десятилетии на данный некрополь были перенесены мощи генерала Деникина, мудреца Ильина, сочинителя Шмелева и Солженицына.

В случае если Вы желаете ощутить необыкновенную и сильную атмосферу данной местности, непременно побывайте на кладбище Донского храма и походите среди старинных необыкновенных могил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector