Берлин метро гид и интерактивная карта метро
Содержание:
- Общие технические данные
- Виды метро в Берлине
- В компьютерных играх
- U-Bahn (Deutsch)[Bearbeiten]
- North-South-Lines of the Underground
- ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ БЕРЛИНА
- Карта города Берлина: подробности географического положения
- История
- Факты[править | править код]
- Общие сведения
- Особенности старейшей немецкой подземки
- Подвижной состав[править | править код]
- Берлин на карте Германии
Общие технические данные
Вагоны Берлинского метрополитена выпускались сериями, которые обозначались буквами латинского алфавита. Наиболее распространены в настоящее время вагоны серий F и H различных индексов. В основном на линиях курсируют составы из поездов модели F90, состоящей из двухвагонных секций. Модель старая, 1990 года образца. Система управления — тиристорно-импульсная, с двигателями постоянного тока. Для торможения используется реостатное торможение, в качестве стояночного и экстренного — пневматический тормоз системы Кнорра. Конструкционная скорость — 70 км/ч.
Модель H01 представляет собой состав постоянного формирования со сквозным проходом, то есть можно пройти от начала поезда до конца не выходя из него. Модель H01 модифицирована и имеет более простое управление. В основу положена схема автоматического поддержания задаваемой машинистом скорости движения поезда с шагом в 10 км/ч с возможностью отключаемого превышения на 5 км/ч. Для торможения используется электродинамический тормоз с регулированием возбуждения, на малых скоростях заменяемый пневматическим. Конструкционная скорость — 80 км/ч.
В основу схемы управления вагонами положен принцип автоматического поддержания скорости движения поезда, задаваемой ходовой рукояткой контроллера машиниста. Последняя имеет разметку в реализуемых на каждой схеме включения максимальных скоростях движения (у вагонов F — 15, 20, 50 и 60 км/ч вперед и 15 и 20 км/ч назад, у вагонов H — диапазон от 5 до 75 км/ч в обе стороны через 5 км/ч). Фактически, вагонами новых серий можно управлять одной рукой (правой), оперируя рукояткой электродинамического тормоза.
Вагоны берлинского метро оборудованы системой контроля бдительности машиниста, действующей по принципу «рукоятки мертвеца». Для сбора схемы секции на «Ход» машинист должен удерживать в нажатом состоянии контрольную кнопку (в вагонах старых серий — дополнительно оттягивать рукоять управления на себя, удерживая закрытым срывной клапан магистрали управления системы SIFA). Если при пропадании контакта за время в три секунды машинист не восстановит контроль, состав будет остановлен экстренным торможением.
Виды метро в Берлине
Современное метро Берлина включает в себя 2 части:
- подземную (U-Bahn);
- надземную (S-Bahn).
Большая часть железнодорожных путей берлинского метрополитена (а это около 80%) — проходит под землёй. Оставшиеся 20% транспортной системы пролегает на поверхности, по мостам, насыпям и эстакадам. Наземные пути метрополитена обеспечивают транспортное сообщение в пределах города, но и выходят далеко за его пределы. Пассажиры могут пересаживаться с подземной на наземную линию метрополитена практически на любой станции. Ориентироваться в сложной схеме берлинского метро помогает карта и указатели.
Одна платформа в подземной части Берлинского метрополитена обслуживает сразу несколько направлений. Нужная линия может располагаться совершенно в другом зале, а переход на неё зачастую найти очень сложно по причине запутанной схемы планировки. Именно поэтому у пассажира всегда должна быть под рукой схема транспортной инфраструктуры Берлина, пролегающей под землёй.
Станции метрополитена в Берлине (особенно в его центральной части) удалены друг от друга на небольшое расстояние, до 1 км и залегают на небольшой глубине. На каждой платформе оборудованы банковские отделения, точки быстрого питания, магазины, киоски со свежей прессой. Ещё одна особенность берлинской подземки заключается в наличии зарядных устройств, встроенных в автоматы, в которых можно купить билеты на подземный транспорт. Также в метрополитене города функционирует бесплатный Wi-Fi и мобильная связь стандарта GSM. Интересен тот факт, что практически все эти новшества стали первыми в своём роде и появились здесь ещё в 1995 году.
В компьютерных играх
Линии U2 и U8 были выпущены в качестве дополнения к Microsoft Train Simulator. Позже дополнение в виде линии U7 и часть перспективного продления линии U5 получила игра Trainz. Оно состояло из нескольких частей, которые можно бесплатно скачать. Весной 2009 года появилась компьютерная игра World of Subways: Volume II, где линия U7 является её местом действия. У этой игры авторы те же, что и у дополнения U2 и U8 для MSTS. Одна из миссий в игре Sniper Elite проходит в Берлинском метрополитене.
В декабре 2015 года студией Teen Games LLC была выпущена игра для iPhone и iPad «Subway Simulator 4 — Berlin U-Bahn Edition», посвященная берлинскому метрополитену.
U-Bahn (Deutsch)[Bearbeiten]
, fBearbeiten
Singular |
Plural |
|
---|---|---|
Nominativ |
die U-Bahn |
die U-Bahnen |
Genitiv |
der U-Bahn |
der U-Bahnen |
Dativ |
der U-Bahn |
den U-Bahnen |
Akkusativ |
die U-Bahn |
die U-Bahnen |
Logo der deutschen U-Bahn |
Logo der Wiener U-Bahn |
eine in eine U-Bahn-Station einfahrende U-Bahn |
Worttrennung:
- U-Bahn, Plural: U-Bah·nen
Aussprache:
- IPA:
- Hörbeispiele: U-Bahn (Info)
Bedeutungen:
- Transport, Städtewesen: Untergrundbahn, (meist) unter der Erdoberfläche geführte Nahverkehrslinie, Eisenbahn
- kurz für: U-Bahn-Wagen, U-Bahn-Zug, also das Fahrzeug für
Herkunft:
- Abkürzung, Kurzwort (genauer: partielles Kurzwort) von Untergrundbahn
Synonyme:
- Untergrundbahn, Metro, Stadtbahn (meist Kombination von Straßen- und Untergrundbahn), Umgangssprache Hamburg: Hochbahn
- U-Bahn-Zug, U-Bahn-Waggon, U-Bahn-Wagen
Gegenwörter:
- Auto, Bus, Fernbahn, Regionalbahn, Stadtbahn, Straßenbahn
Oberbegriffe:
- Bahn
- Nahverkehrslinie, Verkehrsverbindung
- Fahrzeug, Nahverkehrsmittel; Schienenfahrzeug
Unterbegriffe:
- Nacht-U-Bahn
Beispiele:
- Können Sie mir sagen, wo die U-Bahn fährt?
- „Datum und Stunde sollen exakt sein, weil sie in der Geschichte der U-Bahnen eine lehrreiche Rolle spielen.“
- „Ich fuhr mit der U-Bahn so weit es ging nach Norden.“
- „Sie haben einen Sohn, der bei der Berliner U-Bahn arbeitet.“
- Können Sie mir sagen, wann die nächste U-Bahn kommt?
- „Er musste von der U-Bahn in die S-Bahn umsteigen und später noch in die Elektrische — aber sie ließ sich nicht abschütteln.“
- „Schon in der U-Bahn war es so proppenvoll wie vor Heimspielen des FC Bayern.“
- „Ich frage Leute auf der Straße, in der U-Bahn, im Büro, alle woll’n Computer haben, keiner weiß genau wieso.“
Wortbildungen:
- U-Bahn-Bau, U-Bahn-Fahrer, U-Bahn-Gleis, U-Bahn-Netz, U-Bahn-Station, U-Bahn-Tür, U-Bahnhof
ÜbersetzungenBearbeiten
|
|
- Wikipedia-Artikel „U-Bahn“
Quellen:
North-South-Lines of the Underground
U-Bahn Line U6
The metro line U6 travels between Tegel in the north of Berlin and Mariendorf in the southern district Tempelhof-Schöneberg. Important stops and junctions are the stations Wedding, Friedrichstraße, Stadtmitte, Mehringdamm and Tempelhof.
U-Bahn Line U8
Another north-south line is the subway line U8. It runs from Wittenau in the northwestern district Reinickendorf via Gesundbrunnen, Alexanderplatz and Kottbusser Tor to Hermannstraße in the southern district Neukölln.
U-Bahn Line U9
The underground line line U9 connects Osloer Straße in Wedding with the district Steglitz. On its route it passes Tiergarten and the western city center of Berlin including Kurfürstendamm and Station Zoologischer Garten (Zoo).
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ БЕРЛИНА
Городской общественный транспорт в Берлине представлен: метро, автобусами, трамваями, электричками, паромами и такси. Спланировать поездку вам поможет планировщик маршрутов. В Берлине удобная система общественного транспорта, а также очень выгодная система проездных документов, так как билеты и проездные действуют во всех видах городского транспорта. Существуют три тарифные зоны: A, B и C (центральная часть Берлина расположена в зоне А, В — остальные районы города, а вот С — это уже пригороды и ближайшие города). В соответствии с потребностью можно приобрести проездные документы для комбинированного проезда в тарифных зонах Берлин AB, BC или ABC. Разовая поездка в пределах зон А и В в 2016 году обойдется вам в 2,70 €, проездной на 1 день — 6,90 €, а на неделю — 29,50 €.
Количество проездных очень разнообразно, но самый популярный среди туристов — Berlin Welcome Card. Существует карта длительностью 48 часов, 72 часа и 4, 5 или 6 дней, цена соответственно: 19,50 €, 27,50 €, 31,50 €, 35,50 € и 41,50 €. С этой картой вы можете совершить неограниченное количество поездок как в Берлине, так и в Потсдаме и, кроме того, получаете скидку 50% на вход в городские музеи, аттракционы, кафе, дискотеки, экскурсионные туры и пр. (полный список прилагается в специальной красной книжечке). Помимо всего этого, в Welcome Card есть карты города и схема общественного транспорта города.
Более подробную информацию о ценах на проезд и видах проездных билетов вы можете посмотреть на официальном сайте Транспортной ассоциации Берлина.
Метро (U-Bahn Berlin)
Берлинское метро насчитывает 11 линий и тесно связано с сетью городских электричек (S-Bahn). Протяженность путей — 150 километров, большая часть станций находится под землей. Часы работы: с 04:30 до 00:30, в праздничные дни, а также с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье все линии метрополитена (за исключением U4 и U5) работают круглосуточно. В те дни, когда ночью метро не работает, по тем же маршрутам курсируют ночные автобусы. Посмотреть схему, а также расписание движения метро Берлина можно здесь;
Метро Берлина
Городские электрички (S-Bahn)
Сеть городских электричек насчитывает 15 линий. Режим работы такой же, как и у поездов метро. Электрички и поезда метро часто ездят по одним и тем же путям и останавливаются на одних и тех же станциях, поэтому будьте внимательны. Маршруты электричек отмечаются номерами: S1, S2 и так далее, аналогично отмечаются маршруты метро: U1, U2, U5. Посмотреть схему, а также расписание движения электричек можно на официальном сайте S-Bahn;
Автобусы (bus)
В настоящий момент существует 150 дневных и 64 ночных автобусных маршрута. Префиксом Х обозначены экспресс-автобусы, префиксом N — ночные. Интервал движения 15 минут днем и 30 минут ночью;
Двухэтажный автобус в Берлине
Трамваи (straßenbahn)
В Берлине существует два вида трамвайных линий — обычный трамвай и «метротрам» (metrotram). Зачастую обычный трамвай и метротрам курсируют по одним и тем же путям. Но линии метротрама работают круглосуточно. Большинство трамвайных линий расположены на территории бывшего Восточного Берлина. Часы работы: с 04:30 до 01:00. Интервал движения 20 минут днем и 30 минут ночью;
Паромы (fähren)
Функционирует 6 паромных линий, но только 3 из них работают круглый год — маршруты F10, F11, F12. Данный вид транспорта очень популярен среди туристов и с каждым годом набирает обороты;
Такси (taxi)
Такси в Берлине – недешевое удовольствие, как и во многих городах Европы. Стоимость посадки составляет 3,40 €, за проезд до 7 км — вы доплачиваете 1,8 €, а за проезд более 7 км – 1,3 €. Если же вы расплачиваетесь в такси карточкой, то цена по правилам города будет выше на 1,5 €.
Велосипед (fahrrad)
В Берлине данный вид транспорта очень популярен. Чтобы насладиться достопримечательностями Берлина в полной мере вы всегда можете взять велосипед напрокат. В среднем, прокат велосипеда на целый день вам обойдется в 10-15 €.
Специально для вас мы подготовили много полезной информации по Берлину:
НЕМЕЦКАЯ КУХНЯ
Вы всегда можете скачать данную информацию о Берлине в формате PDF для печати и оперативного доступа (если у вас не будет доступа в интернет): «Брошюра. Общая информация о Берлине». Пусть это будет ваш маленький и бесплатный путеводитель!
! Вся предоставленная информация актуальна на 2019 год. Подробная информация – на официальных сайтах.
Карта города Берлина: подробности географического положения
Берлин — это столица Германии и один из крупнейших городов страны. Берлин также является столицей одноименной земли — одной из шестнадцати земель, объединенных в федерацию и обладающих частичной независимостью. Земля Берлин в свою очередь полностью размещается внутри более крупной федеративной немецкой земли Бранденбург.
Берлин находится в центре Европы, поэтому крупнейшие европейские города расположены в относительной близости:
- до Мюнхена — 689 км,
- до Амстердама — 663 км,
- до Лиона — 1213 км,
- а до Венеции — 1215 км.
Ближе находятся города Восточной Европы:
- Гданьск – на расстоянии 481 км,
- Варшава — 625 км,
- Краков — 570 км.
- До Москвы — 1818 км.
История
Берлин был первым городом в Германии, который построил метро, и пятым в Европе после Лондона, Будапешта, Глазго и Парижа. Большую роль в создании транспортного комплекса сыграл Вернер фон Сименс – известный немецкий инженер и изобретатель. Именно ему принадлежит идея строительства подземной сети поездов для решения растущих транспортных проблем в столице Германии в конце 19-го века.
Первое направление в метро было построено и запущено в 1902 году после долгого периода планирования и обсуждения проекта. Линия проходила над землёй и во многом повторяла технические решения Нью-Йоркских эстакадных железнодорожных путей. В последующие годы росло количество веток метро Берлина. Схема к началу Первой мировой войны имела четыре направления.
Дальнейшее планирование строительства подземной инфраструктуры имело цель соединить столицу и её районы: Веддинг, который находился в северной части, с Темпельхофом и Нойкёльном, располагавшимися на юге. Эти работы получили начало в декабре 1912 и сильно затянулись до 1930 г. в связи с войной и появлением массы финансовых трудностей.
Факты[править | править код]
- 5 ноября 1989 года, незадолго до падения Берлинской стены, на узкопрофильной линии А (U2) в восточной части Берлина свой последний рейс совершили вагоны серии А, построенные ещё в начале XX столетия. Таким образом эти вагоны проработали в берлинской подземке более шести десятилетий. В Западном Берлине вагоны этого типа были сняты с эксплуатации ещё в конце 60-х.
- Некоторые вагоны типа D из Берлинского метрополитена ныне используются в Пхеньяне. Ранее там же работали вагоны типа G.
- Вагоны серий С1, С2 и С3, вывезенные из советской зоны оккупации Берлина в качестве репарации, после переоборудования работали на Кировско-Фрунзенской, Горьковско-Замоскворецкой, Филёвской линиях Московского метрополитена с 1947 по 1962 гг. Решения, заложенные в них, во многом определили конструктивные схемы послевоенных отечественных вагонов серий Д и Е.
- Большинство тоннелей Берлинского метро — мелкого заложения, причём перегоны между станциями являются двухпутными. Это создаёт определённые сложности при обустройстве станций с островными платформами, так как поезда вынуждены заблаговременно снижать скорость для прохода довольно резких кривых на подходе к станциям, где пути расходятся на ширину платформы.
- Линии имеют значительное число соединительных веток, причём «развязки» часто устроены в общих подземных залах значительных размеров, а не в виде изолированных перегонных тоннелей со стрелочными съездами.
Общие сведения
Являясь главным городом страны, немецкая столица просто не может обойтись без такого важного типа транспорта, как метрополитен. В связи с этим ответ на вопрос, есть ли метро в Берлине, будет вполне однозначным – оно здесь, конечно, есть
Мало того, именно на нем основывается вся транспортная система этого города.
Появившись на свет в далеком 1902 году, U-Bahn Berlin стал не только самой старой, но и самой продуманной подземкой нынешней Германии. Идея строительства берлинского метрополитена принадлежит известному немецкому инженеру Вернеру фон Сименсу – он же создал его схему. Несмотря на то, что первое метро, открытое в Лондоне в середине 19 ст., смогло показать себя с самой лучшей стороны, городские власти отнеслись к этой задумке с большим недоверием. Многие члены Совета боялись, что подземные туннели повредят канализационную систему и прочие важные коммуникации. На раздумья ушло целых 17 лет – ровно столько времени понадобилось для утверждения первого 6-ти километрового участка, который и стал прототипом современного метро.
Метрополитен в Берлине состоит из 2 частей: подземной или U-Bahn и наземной или S-Bahn. При этом около 80 % путей находится под землей, а оставшаяся часть проходит по эстакадам, насыпям или мостам и выходит далеко за городские пределы. Пересадка с линии S на линию U и обратно возможна практически на любой станции. Главное – внимательно следить за схемой и читать указатели. Во-первых, одна и та же платформа может обслуживать сразу несколько направлений. А во-вторых, переходы сделаны в огромных залах с запутанной планировкой. Именно поэтому схема берлинской подземки всегда должна быть под рукой.
Станции берлинской подземки расположены на небольшой глубине, а расстояния между ними в деловой части города не дотягивает и до 1 км. На большинстве пересадочных пунктов можно найти точки быстрого питания, магазины, газетные киоски, банки и другие элементы городской инфраструктуры. Главной же особенность метро в Берлине является наличие сотовой связи стандарта GSM, бесплатного Wi-Fi и зарядных устройств, установленных в билетных автоматах. Большинство из этих нововведений появилось еще в 1995 году, став первыми в своем роде.
Являясь одной из самых технологичных подземок мира, метрополитен Берлина сумел сохранить колорит довоенного города. Для этого были использованы исторические фотографии, рекламные плакаты и архитектурные элементы, свойственные тем годам. Самым ярким примером такого оформления считается станция Wittenbergplatz, больше напоминающая музей, нежели обычный транспортный узел.
Еще одной изюминкой берлинского метро можно назвать чугунные весы, сделанные на заказ более 100 лет назад. Взвеситься на них может каждый желающий – достаточно заплатить всего 10 евроцентов. Впрочем, на этом достопримечательности самого старого метрополитена страны заканчиваются, ведь бережливые немцы предпочли вложить средства не в оформление станций, а в их число и удобство.
В связи с этим метро в Берлине имеет простой и лаконичный дизайн, а те редкие украшения, которые в нем все же можно увидеть, обладают высокой практичностью и функциональностью. Эта традиция коснулась и табличек, указывающих на входы и выходы из станций. Если почитать отзывы о том, как найти метро в Берлине, можно отметить, что в этом нет ничего сложного. Входы отмечены символом «U», выходы – надписью «Ausgang».
В настоящее время берлинский метрополитен является одним из самых развитых транспортных узлов мира. Если же говорить о немецкой столице, в ней нет ни одного места, в которое нельзя было бы попасть с помощью U-Bahn или S-Bahn. Конечно, многим эта схема покажется запутанной, но вникнув в нее однажды, вы сможете навсегда позабыть о возможных трудностях.
Особенности старейшей немецкой подземки
Метрополитен Берлина часто называют самой технологичной подземной железной дорогой в мире. Его главная особенность заключается в том, что здесь сохранился характерный довоенный колорит. На некоторых станциях можно увидеть исторические фотографии, элементы архитектуры и рекламные плакаты, свойственные той эпохе. В историческом дизайне оформлена станция Wittenbergplatz, которую с большим трудом можно назвать транспортным узлом. По своему внешнему виду она больше похожа на музей со множеством исторических экспонатов.
Станция метро Wittenbergplatz
В берлинском метро есть ещё один примечательный экспонат — весы из чугуна. Их изготавливали больше 100 лет назад на заказ. Сейчас узнать свой вес с их помощью может любой посетитель подземки, заплатив всего 10 евроцентов. В целом же дизайн станций подземки лаконичен и строг. Вход в метро отмечен табличками с надписью «U», а выход — «Ausgang».
Метрополитен в Берлине на сегодняшний день считается одним из наиболее развитых транспортных узлов во всём мире. В немецкой столице нет ни одного места, куда нельзя было бы попасть с помощью наземного или подземного железнодорожного транспортного сообщения. Первое знакомство со схемой зачастую вызывает множество вопросов. Чтобы в ней разобраться, нужно тщательно вникнуть в неё, разобраться в принципах движения поездов по линиям метрополитена.
В метро Берлина поезда двигаются по линейному принципу. Здесь есть большое количество пунктов пересадки, где пассажир может выбрать для себя удобный вид муниципального транспорта. В современной схеме берлинского метро насчитывается 10 линий, соединяющих между собой городские регионы:
- Альт-Тегель и Альт-Мариендорф;
- Ухландштрассе и Варшауер-Штрассе;
- Ратхаус Шпандау и Рудов;
- Берлин Хауптбанхоф и Барнденбургер Тор;
- Панков и Рухлебен;
- Ратхаус Стеглитц и Ослоер Штрассе;
- Ноллендорфплатц и Крумме Ланке;
- Александерплатц и Хёнов.
Сложность для многих гостей Берлина заключается в том, что на схеме все эти линии нанесены вместе с наземными линиями метрополитена, поэтому разобраться в ней крайне сложно для новичка. В этом случае лучше попросить помощи у местных жителей.
Подвижной состав[править | править код]
Пассажирский подвижной составправить | править код
В берлинском метро используется два типа вагонов — узкопрофильные на линиях U1, U2, U3, U4 и широкопрофильные (на линиях U5, U6, U7, U8, U9). Оба типа вагонов используют стандартную колею 1435 мм, но отличаются габаритами: узкопрофильные вагоны имеют ширину всего лишь 2,30 метра и высоту 3,10 метра, в то время как широкопрофильные вагоны имеют ширину 2,65 метра и высоту 3,40 метра. Оба типа вагонов используют постоянный ток напряжением 750 вольт. За основную единицу долгое время была принята двухвагонная секция с кабинами машиниста по обоим концам, из которой формируются составы длиной в 2, 4 или 6 вагонов. Используется система токосъема посредством контактного рельса, расположенного в стороне от ходовых, причем вагоны узкого габарита используют «английскую» систему верхнего токосъема (контактный рельс расположен головкой вверх), а широкого — «американскую» систему с нижним токосъемом, при которой токосъемники прижимаются к головке закрепленного подошвой вверх на кронштейнах контактного рельса снизу. Для отвода обратного тока используются ходовые рельсы.
Берлин на карте Германии
Город расположен в восточной части Германии. Карта Берлина на русском языке показывает, что на юго-востоке ближайший крупный город — это Франкфурт на Одере, на юго-западе — древний Потсдам. К северу от Берлина находятся Бернау и Ораниенбург. В 70-ти километрах к востоку от города пролегает государственная граница с Польшей.
Берлин входит в число мировых культурных центров, гармонично сочетая в себе исторический центр и районы с современными застройками. Также город относится к крупнейшим в Европе экономическим, туристическим, промышленным центром и считается одним из самых крупных транспортных узлов. Ежедневно город принимает десятки авиарейсов и сотни поездов, прибывающих сюда со всех уголков континента.
Берлин очень отличается не только от других столиц, но и от остальных немецких городов. Это город – космополит, чья особенность объяснима исторически. Во время Второй Мировой войны город был практически полностью разрушен. Восстанавливался он в послевоенное время при дружеском участии других стран. Сохранилось условное деление Берлина на 4 части: американскую, британскую, французскую и советскую. Каждая страна привносила в воссоздание города свои национальные черты. Именно поэтому в пределах города можно увидеть такую разную архитектуру.
География города
Берлин на карте Германии занимает площадь свыше 891 кв.км и административно делится на 12 административных округов. Округа, в свою очередь, состоят из 96 районов.
Исторический центр, район Шпандау, располагается в долине реки Шпрея. По обе стороны от долины возвышаются моренные холмы, приютившие на своих склонах большую часть современного города.
На юго-западе простирается плато Тельтов, на северо-востоке — плато Барним. Как показывает карта Берлина с улицами, каждый из холмов вместил по 4 берлинских округа.
Водные ресурсы
Берлин буквально окружен водами рек и озер, а сам город испещрен каналами. Не случайно немецкую столицу называют городом мостов, так как здесь находится свыше 1500 этих сооружений. Водные ресурсы Берлина представлены богато: это крупные реки в Германии Шпрея и Хафель, течение которых усыпано мелкими притоками. В городе также насчитывается свыше десятка естественных и искусственных озер, крупнейшими из которых являются Тегельское озеро и Большой Ванзе.
Климат Берлина
Климат Берлина относится к умеренным, с лавной сменой времен года. Самый жаркий месяц — июль, когда температура поднимается до 19 °C. Самый холодный месяц — январь, но в зимний период столбик термометра редко опускается ниже нулевой отметки.