Тынский храм

Церковь Кирилла и Мефодия

Карлова площадь со всех сторон окружена соборами. Если пройти от площади в западном направлении по улице Ресслова к набережной Масарика, там находится православная церковь Кирилла и Мефодия:

Ранее на этом месте стоял католический храм, посвященный Карлу Боромейскому. Известнейший архитектор К.И. Динценхофер, благодаря которому в Праге появилось несколько соборов в стиле барокко, перестроил церковь с 1730 по 1736 год:

В 1933 году храм освятили в честь святых Кирилла и Мефодия и передали православным верующим. Церковь известна тем, что во время Второй мировой войны под ее сводами укрывались чехословацкие парашютисты и погибли в неравном бою, когда их убежище обнаружили нацисты. В честь этих героев в церкви Кирилла и Мефодия создан музей:

Кстати, в Чехии праздник этих святых отмечают повсеместно. Он приходится на 5 июля. Это государственный праздник славянской письменности, выходной день. В этот день проходят праздничные мероприятия и торжественные богослужения в храмах.

В этой статье я перечислила соборы в Новом Городе, которые стоят практически рядом. Как вы поняли, друзья, покружив вокруг одной только площади, можно увидеть разные культовые сооружения. В этой же части Праги воздвигнуты храмы в честь святых Урсулы и Екатерины, Елизаветы и Амвросия, Стефана и Йиндржиха. Каждому из этих святых посвящены костелы или церкви.

В этой статье уже упомянуто несколько имен святых, но этот список продолжается и другими. Нове Место в период его основания было разделено на 12 приходов, в каждом из которых была приходская церковь. А к ним еще по велению Карл IV и в более поздний период добавилось столько же храмов. Во время знакомства с Прагой интересно осмотреть хотя бы некоторые из них. Возможно, друзья, эта информация поможет вам определить свои экскурсионные планы.

Ваш euro-проводник Татьяна

Описание

Фото с wikipedia.org

 Национальный памятник культуры Чешской Республики (регистрационный номер 103 NP от  1962 года)

Храм Девы Марии перед Тыном (чеш. Kostel Panny Marie před Týnem — Týnský chrám) — доминанта Староместской площади Праги, главный приходской храм района Старе-Место. Строительство собора началось в XIV веке, а окончательно завершилось только в 1511 году. В начале XV века Тынский храм стал не только духовным центром Старого Города, но также и главным гуситским костёлом Праги. В 1621 году собор перешёл к иезуитам. В это время у главной статуи была изъята золотая чаша, символ Реформации, и надпись «Правда побеждает».

В основании собора — романские и раннеготические фундаменты. Ещё в XI веке здесь стоял небольшой романский костёл. В XIII веке вместо него была поставлена готическая постройка. В XIV веке было начато строительство храма вновь. Он стал главным храмом Старе-Места. Авторство приписывается Матьё Аррасскому и более молодому Петру Парлеру. Стиль Парлера наглядно виден в кружевах окон главного нефа и западном окне. Готическая архитектура идеально гармонирует с отделкой, которая появилась в последующих веках. Значительная часть интерьера оформлена в стиле барокко.

Алтарь в стиле барокко был выполнен в 1649 году художником Карелом Шкретой.

В соборе похоронен великий астроном Тихо Браге.

Интересные факты

С изъятой у главной статуи золотой чашей связана одна забавная легенда. Эту золотую чашу облюбовало семейство аистов, которое свило там себе гнездо. Как и все аисты, этот носил своей семье лягушек, которые периодически выпадали из клювов семейства

Однажды одна лягушка упала на голову какой-то важной персоне, за что эта персона была осмеяна горожанами. После чего аистов выселили, а чашу убрали (по другой версии — прикрыли досками)

С возведением Тынского храма связана и еще одна интересная история. Дерево, предназначаемое для строительства кровли, позаимствовали для создания виселиц для казни на Староместской площади последнего гетмана гуситов и 50 его сторонников.

Некоторые могильные плиты в храме повреждены, и это неспроста: ведь в древности считалось, что наступить на плиту — верный способ избавиться от зубной боли, чем с большим усердием и занимались горожане.

Костел горел в 1679 г., после чего главный неф стал ниже, перекрытие относится к периоду барокко. Если внимательно приглядеться, можно заметить, что башни имеют различную ширину.

Прошлое костела

Строительство Тынского храма (Týnský chrám) стартовало в XIV веке, а закончилось спустя два столетия, к 1511 году.

Авторство проекта здания приписывают Матьё Аррасскому и Петру Парлеру. Внушительный срок строительства здания отразился на особенностях его архитектуры.

Ещё бы, — за двести лет изменились тенденции, предпочтения и стили. Менялся и внешний облик здания. Как итог, костел представляет собой строение, где гармонично соединились элементы барокко с чертами готики.

С этим зданием связано много любопытных историй. Например, долгое время считалось, что если человек встанет на могильную плиту, он наверняка распрощается с болью в зубах.

Многие горожане были склонны возлагать больше надежд на надгробный камень, чем на стоматологов. Результаты «лечебных практик» — поврежденные могильные плиты вы можете увидеть внутри костела.

Не менее интересный факт: дерево, из которого строился костел, использовали для создания виселиц на Староместсткой площади. Да здравствует универсальность!

Сейчас храм по-прежнему является действующим.

Рядом находится:

Вацлавская площадь, площадь святого Вацлава; разговорное название Вацлавак — Václavák) — одна из самых знаменитых и больших городских площадей в мире, главный центр Нового Места в …

Вифлеемская площадь — вытянутая с востока на запад площадь в Праге, на которой находится Вифлеемская часовня. Площадь является современным городским образованием, в XIV веке, когда…

Высокая синагога является одной из исторических достопримечательностей пражского квартала Йозефов. Она была воздвигнута в готическом стиле, по проекту архитектора Панкратия Родера….

В Еврейском квартале «Йозефов» в Праге, на пересечении Мазеловой и Червоной улиц, расположено небольшое здание Еврейской ратуши, один из немногих исторических памятников, сохранивш…

Йозефов — один из кварталов Праги, самая маленькая земельно-кадастровая единица Праги. Является частью Старой Праги и более крупного административного района Прага 1. До 1850 года …

Карлов мост — средневековый мост в Праге через реку Влтаву, соединяющий исторические районы Малая Страна и Старе Место. Длина моста 520 м, ширина — 9,5 м. Мост опирается на 16 мощн…

Каролинум — комплекс зданий, составляющий средневековое ядро Карлова университета в Праге (Старе Место), , появился в XIV веке. В настоящее время в зданиях располагается администра…

Клаусова синагога находится рядом со Старым еврейским кладбищем и является важной частью еврейского квартала, к которому относятся несколько исторических зданий Еврейского музея в ..

Клементинум — комплекс барочных зданий иезуитского коллегиума, который в настоящее время занимает Национальная библиотека Чешской Республики. Расположен в пражском квартале Старе-М…

Экскурсии по Праге. Путеводитель. Тынский храм

Экскурсии по Праге. Путеводитель. Тынский храм

Без гида экскурсии в Праге скучны. Коль скоро под руками нет живого, то пусть будет хотя бы путеводитель.

Тынский храм – козырной эгрет Праги, украшающий её retro pompadour. 

Ныне он шикарно гарнирует пражские ведуты, а в стародавности был маленьким, толстым и неказистым.

Его романское детство пришлось на незапамятные времена, когда «Юрий Долгорукий, взыде на гору и обозре с неё очами своими семо и овамо…».

Примерно тогда по соседству со Староместской площадью складывался Тынский двор, а рядом с ним и Тынская церква, самое раннее упоминание о которой из 1135 года.

К XIV веку она стала главным приходом Старого города и её начали расширять. Вначале ей достались раннеготические одёжи и всего один шпиль, однако довольно скоро пражский патрициат решил наддать.

XIV столетие в Праге – время возведения Карлова моста, собора Святого Вита и Ратушной башни.

Тынскому храму повезло оказаться в этой компании и быть сотворённым великими цеховиками Петра Парлержа.

Впереди у церкви маячило прекрасное будущее королевского залюбыша, но вдруг налетели чёрные вихри Гуситских войн и недостроенный костёл мобилизовали на службу утраквисты: с 1427 года в нём благовещал непризнанный Римом архиепископ Ян Рокицана.

Недоделанный храм всячески торопились доделать и даже привезли древесину для кровельных работ, но тут случайно отловили Яна Рогача со товарищи и брёвна понадобились для мастерения эшафота с виселицами.

Лишь в 1457 году крыша костёла Девы Марии у Тына, наконец, оказалась на месте, а потом ещё долго-предолго достраивались башни и главный неф.

Спустя десяток лет в фасадную фронтальную нишу уместили каменного гуситского короля Йиржи из Подебрад, а над ним закрепили главный утраквистский символ – громадную позолоченную чашу.

… После очередной пражской дефенестрации в Прагу снова пришли лихие времена.

8.11.1620 случилось эпическое сражение на Белой горе, и вскоре католики-победители принялись за аудит, инвентаризацию и ревизию гуситского наследства.

В 1623 году статую бывшего короля из готической ниши аккуратно выковыряли, а золочёный кубок перелили в золочёную Деву Марию.

Тридцатилетняя война, перетряхнувшая Европу сверху донизу, принесла Тынскому храму барочные алтари, а после пожара 1679-го и последовавших за ним внеплановых ремонтно-отделочных работ новомодных деталей прибыло вдобавок.

В следующий раз храм горел в начале XIX века, и потом ему была имплантирована масса пуристических элементов, в связи с чем он стал выглядеть совсем по-сегодняшнему.

История «Девы Марии у Тына» – это не только стройка и пожары, но и его сопряжения с разными выдающимися людьми, интересные захоронения и, конечно же, легенды-легенды-легенды…

Обо всём этом я с удовольствием готов поведать во время своей очной экскурсии  по Праге.

Примечания

  1. ↑ , с. 102.
  2. ↑ . Культура.рф. Дата обращения 25 ноября 2018.

  3. ↑ . KudaGo. Дата обращения 25 ноября 2018.

  4. ↑ . РИА Новости (24 сентября 2011). Дата обращения 25 ноября 2018.

  5. , с. 4—6.
  6. ↑ , с. 250—251.
  7. ↑ .
  8. , с. 378.
  9. , с. 102—103.
  10. , с. 13.
  11. ↑ , с. 15—23.
  12. ↑ , с. 29—30.
  13.  (недоступная ссылка). Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве (15 декабря 2009). Дата обращения 29 ноября 2018.

  14. . Katolik.ru. Дата обращения 25 ноября 2018.

  15. . Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Дата обращения 29 ноября 2018.

  16. ↑ , с. 31—36.
  17. ↑ , с. 198.
  18. , с. 52.
  19. ↑ , с. 51.
  20. , с. 102—104.
  21. , с. 55—56.
  22. .
  23. ↑ . Una Voce Russia. Дата обращения 25 ноября 2018.

  24. .
  25. , с. 80—81.
  26. . Благотворительный фонд «Искусство добра». Дата обращения 26 декабря 2018.

  27. ↑ Регистр временно не работает
  28. Регистр Prinzipal bass 32’ не установлен.
  29. Дмитрий Лариков. . Органное сообщество. Дата обращения 25 ноября 2018.

  30. . Procatholic.ru. Дата обращения 25 ноября 2018.

  31. , с. 79—86.
  32. , с. 84.
  33. . Timepad. Дата обращения 4 декабря 2018.

  34. . Топография террора. Дата обращения 25 ноября 2018.

  35.  (недоступная ссылка). Римско-католическая Архиепархия Божией Матери (25 мая 2017). Дата обращения 25 ноября 2018.

  36. . Рускатолик.рф (13 февраля 2016). Дата обращения 25 ноября 2018.

  37. . Благотворительный фонд «Искусство добра». Дата обращения 8 сентября 2019.. Телеканал «Россия – Культура». Дата обращения 8 сентября 2019.

  38. . Благотворительный фонд «Искусство добра». Дата обращения 8 сентября 2019.. Союз московских композиторов. Дата обращения 8 сентября 2019.

Экскурсии

Прага пешком и на автобусе: 4 часа, 1 любовь!
Главное, что нужно увидеть и узнать, когда вы впервые в столице Чехии
Продолжительность: 4 часа
Эта экскурсия — рецепт идеального знакомства со старинной Прагой. Микс важнейших страниц истории, деталей архитектуры и рассказов о современной жизни с щепоткой легенд и преданий. Вы проедете по Вышеграду и набережным, погуляете по Пражскому граду и дойдете до Староместской площади, заглянете в собор Св. Вита и загадаете желание на Карловом мосту.
Рейтинг: по 39 отзывам путешественников
Цена: 12 EUR за человека
Подробнее…

Гид
Valery
Все экскурсии гида

Прага глазами местного жителя
Авторский маршрут по секретным уголкам Праги и её главным достопримечательностям
Продолжительность: 3 часа
Мы проведем вас по главным достопримечательностям любимого города и самым лакомым уголкам Праги в стороне от туристических маршрутов, расскажем пражские истории и легенды, покажем лучшие кофейни и сувенирные лавки, а также поделимся лайфхаками для путешественников. Вы окунетесь в атмосферу и жизнь старинного города, посмотрите на Прагу с высоты, попробуете лучшее мороженое на свете, покормите лебедей и сделаете море отличных снимков.
Рейтинг: по 181 отзыву путешественников
Цена: 56 EUR за экскурсию
Подробнее…

Гид
Дарина
Все экскурсии гида

Персоналии

Настоятели
  • 1911—1919 — храм носил статус филиальной церкви и не имел собственного настоятеля
  • 1919—1937 — Михаил Цакуль
  • 1991—2017 — Иосиф Заневский SDB (белор. Юзаф Занеўскі)
  • с 24 мая 2017 года — Владимир Кабак SDB (белор. Уладзімір Кабак)
Органисты и хормейстеры

Музыкальный руководитель — Валентина Новаковская, магистр священной музыки.

Органисты:

  • 2005—2008 — Екатерина Мельникова
  • Марина Омельченко
  • Анна Ветлугина

Хормейстеры литургического хора:

  • 2004—2008 — Анастасия Затолоцкая
  • 2008—2011 — Людмила Месникович CSA
  • 2011 — Людмила Гончарова
  • 2011—2013 — Валентина Новаковская CSA[источник не указан 533 дня]

Осмотр собора

Фасад Пизанского собора разделен на две части. Нижняя состоит из семи высоких арок, четыре из которых – глухие, а в трех прорезаны дверные проемы.

Верхняя часть фасада украшена четырьмя ярусами колоннад. Тонкие колонны придают собору ощущение легкости и устремленности ввысь

Обратите внимание, насколько выверены пропорции. В соседней Лукке пытались сотворить нечто подобное (я имею в виду собор Сан-Мартино), но неправильно выбранные пропорции сделали здание нескладным

Вершина фронтона увенчана скульптурой Святой Марии с младенцем Иисусом. По краям стоят евангелисты Матфей (Ангел) и Иоанн (Орел).

Контуры фронтона и арок покрыты тончайшей кружевной резьбой, инкрустированы разноцветным мрамором.

Двумя ярусами ниже расположились Лука (Вол) и Марк (Лев).

Бронзовые двери были отлиты в начале 17 века мастерами из Флоренции. Они разделены на панели с барельефами, изображающими сцены из Евангелия.

Каждая такая сцена окружена орнаментом. Гербы Медичи, аллегорические фигуры перемежаются с листьями, сверху нависают фрукты, снизу помещены животные.

По обеим сторонам от главного входа стоят высокие мраморные колонны, украшенные резьбой.

Над дверьми во вдавленных полукружиях – мозаичные изображения.

Верхние части  глухих арок украшены ромбами — геометрическими рисунками из зеленого и малинового мрамора.

Задняя часть Пизанского собора выдается наружу полукруглой апсидой.

Многообразие мозаичных узоров

Верх апсиды окружен двухъярусной колоннадой из колонн разного цвета.

Там же, в задней части собора, напротив Пизанской башни, находится одна из уцелевших во время пожара 1595 года первоначальных дверей, так называемая Сан-Раньери, отлитая в 1180 году мастером Боннано Пизано. Она тоже разделена на фрагменты — «кадры» из жизни Христа.

Над апсидой на колонне вознесена фигура странного животного – гиппографа, полулошади-полугрифона. Это военный трофей, захваченный пизанцами у арабов.

С высоты Пизанской башни хорошо видна форма Дуомо в виде латинского креста.

Крест на куполе

Лесенка, ведущая на вершину купола

Купол окружен изящными фронтонами

Геометрические узоры вдоль трансепта

Апсида трансепта

Костел Девы Марии Снежной

Храм при монастыре кармелитов, который начали строить в непосредственной близости к Старому городу, посвящен Деве Марии Снежной. Карл IV планировал возвести костел, который имел бы такую же значимость в Новом городе, как собор Св. Вита в Пражском Граде. Этот храм в готическом стиле по высоте нефа в 35 метров превышал все культовые сооружения Праги:

Вы рассматриваете фото костела со стороны Франтишканского сада – бывшего монастырского подворья. Почему франтишканского, а не кармелитского? Потому что монастырь к концу XV века перешел последователям Франциска.

Вид на костел с этой стороны несколько перекрыт монастырской стеной. Тем не менее, не настолько, чтобы не возникли закономерные вопросы при осмотре храма: где же башни? Те высокие, готические или барочные, которые так естественно завершают соборы…

Строительство костела при монастыре так и не было закончено. Случилось обрушение высокого свода, который восстановили к 1610 году, но уже на 4 м ниже первоначального. Была и северная башня, которая отсутствует в нынешней версии:

Костел был гораздо масштабнее, чем дошедший до наших времен. Однако в интерьере сохранился самый большой среди соборов Праги алтарь раннего барокко. Войти в костел можно через внутренний дворик, расположенный перед входом в Франтишканский сад:

Слева от входа в храм установлены статуи Яна Непомуцкого и Святого Петра – работы 1715 года скульптора Майера. Если вы захотите посетить костел Девы Марии Снежной или прогуляться по Франтишканскому саду, пройдите на площадь Юнгмана, где и расположен вход.

Описание храма

В настоящее время Тынский храм в Праге, подробная информация о котором представлена в этой статье, представляет собой старинное здание высотой более 70 метров. Он возведен в традиционном для Чехии немецком готическом стиле. Длительное строительство храма повлияло на его вид, а к внешнему убранству были добавлены элементы барокко. Это трехнефная базилика, которая состоит из двух башен, обращенных на запад, и трех хоров (открытые галереи внутри костела). Общая длина здания составляет около 52 метров, а ширина — 28 метров. Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что главные башни храма несимметричны и сильно отличаются по ширине. Последняя реставрация костела завершилась в 1990 годах.

Внутренняя отделка храма гармонирует с его внешним видом. Она почти полностью выполнена в стиле барокко. Войдя в костел, туристы могут увидеть огромное количество надгробных плит, ведь Тынский храм стал местом упокоения многих именитых людей Чехии

Стоит обратить внимание и на орган, располагающийся здесь. Он был изготовлен в 1673 году и сейчас считается самым старым органом в Праге

Внутри храма также располагаются 19 алтарей, расписанных золотом, древняя оловянная купель 1414 года, готическая кафедра XV века, статуя Мадонны, древние полотна, фрески, а также скамейки для прихожан.

История

Первой постройкой, расположенной на территории храма, считается небольшой романский костел, датируемый 11 веком. В 13 веке его сменило готическое здание, которое в 14 веке стало площадкой для реконструкции Тынского храма. Возведение собора началось в 14 веке, а закончилось в 1511 году. В 1679 году он пострадал во время пожара. Однако постройка практически полностью сохранилась, только главный неф стал немного ниже, из-за чего уменьшилась и ширина одной башни.

Практически сразу после открытия храм заслужил статус духовного центра Старого города и главного гуситского костела Праги. В свое время в храме читал проповеди национальный герой Чехии Ян Гус. После его казни последователи легендарной личности выбрали церковь своим духовным центром и установили на фасаде его скульптуру и золотую чашу. А через 100 лет святыня перешла к иезуитам. Главным событием, символически отображающим данную перемену, стало изъятие главной статуи храма, золотой чаши и надписи «Правда побеждает».

История строительства

А в 11-м веке на месте Тынского храма была только небольшая безымянная церквушка — романская часовня без алтаря. В конце 13-го века ее перестроили, и теперь это была уже полноценная церковь Девы Марии, выполненная в господствующем тогда архитектурном стиле ранней готики. Возможно, и сохранилось бы это сооружение нетронутым до нашего времени, если бы не конкуренция Старого места и Пражского града (новообразованной административной единицы на противоположном берегу реки Влтавы). И одно, и второе имели статус города. Старым местом управлял наместник Карла IV. А в Пражском граде в то время как раз началось строительство грандиозного собора Святого Вита. Поэтому, чтобы не отставать, церковь Девы Марии решили перестроить в более помпезный католический костел. Ради экономии времени фундамент оставили прежний. Работы начались в 1365 году.

Но в начале 15-го столетия, после казни Яна Гуса, страну охватили гуситские войны, в которых протестанты воевали против католиков, и было не до строительных работ. К тому времени было готово все, кроме кровли, башен и фронтона. Позднее гуситам удалось захватить Тынский храм, и некоторое время они проводили там свои богослужения. Этому периоду обязана своим появлением статуя гуситского короля Иржи из Подебрад с золотой чашей в руках. Но когда восстание подавили, около костела состоялась казнь последнего предводителя гуситов и его сторонников. Виселицы для них сделали из дерева, что изначально предназначалось для кровли. Статую короля убрали, вместо нее появилось изображение Мадонны, которое есть и до сих пор. Золотую чашу расплавили и вылили из нее ореол вокруг головы Марии. Когда все более-менее успокоилось, воздвижение костела продолжилось и было завершено в 1511 году.

Интересные факты и легенды

Во времена гуситов между башнями возвышалась золотая чаша, приглянувшаяся аистам. Птицы в ней обустроили гнездо, где хранили жаб и червей. Живность регулярно падала на головы пражан, которые пребывали в ужасе от происходящего. Гуситы отказывались снимать свой ценный церковный атрибут. Всё это так и оставалось вплоть до возвращения католичества. Золотая чаша была переплавлена. Из неё создали скульптуру Девы Марии, украшающую базилику поныне.

Кровля храма возведена из брёвен, которые изначально предназначались для строительства рыцарской арены. На Староместской площади планировалось проведение торжеств по случаю свадьбы молодого короля Ладислава Постума. Накануне праздничных мероприятий монарх неожиданно умер. Дерево для ристалища использовали при возведении крыши Тынского храма.

Базилика является усыпальницей около 60 известных и безымянных людей. Это епископы, военные, дворяне, учёные. Самой известной личностью, чей прах покоится за готической каменной кафедрой храма, является астроном Тихо Браге. Он разработал методы слежения за звездами и расчёты траекторий движения планет.

В период немецкой оккупации, с северной башни собора был снят колокол, который был подвешен в средневековье. Новый бронзовый колокол, весящий более 900 килограммов, установили только в конце XX столетия.

Интерьер собора Вознесения Девы Марии

Аббат Снопек пригласил лучших скульпторов и живописцев для оформления интерьера собора. Над созданием часовен и алтарей работали художники Питер Брандл и Майкл Леопольд  Вильманн и другие известные чешские мастера:

Эти картины установлены в первой части зала, и отражают ключевые факты из истории Седлецкого монастыря – его основание и сожжение.

Главный алтарь представлен в окружении полотен, изображающих Святого Бенедикта и Святого Бернарда:

Над главным алтарем окна расположены таким образом, что в день весеннего равноденствия на закате начинается особая игра света и тени. Солнечные лучи путешествуют по стенам храма, заливая пространство золотым свечением.

Это явление не случайно, так как цистерцианцы прославились своим умением строить церковные здания с минимальным внешним украшательством, но максимально раскрывать внутреннюю красоту храма. Впрочем, мастерство, с каким выполнен главный алтарь, вызывает восхищение и при обычном освещении:

В южном боковом нефе создана часовня седлецкой Мадонны. Пышный барочный алтарь установлен под, так называемым, парусным сводом Сантини, отличающимся большой плоскостью внутренней поверхности и украшенным фреской Тадеаша Суппера:

Оригинальная скульптура Мадонны занимает центральное место алтаря

Наверное, обращает на себя внимание прическа скульптуры Мадонны, а вернее, ее отсутствие:

Якобы, скульптура создана именно такой, чтобы можно было дополнить ее париком, соответствующим определенным событиям.

По винтовым лестницам Сантини можно подняться на галереи второго этажа и к хорам западного фасада. Кроме того, что с высоты открываются впечатляющие виды пространства и интерьера собора, с северной боковой стороны можно увидеть в центре капеллы картину Вознесение Девы Марии:

В южном нефе установлено несколько скульптур, созданных признанным мастером барокко Матеем Вацлавом Екелем. Иоанн Креститель и Святой Бернард в сопровождении Ангела ранее украшали западный фронтон, но теперь укрыты под сводами собора:

Осмотр интерьера храма можно дополнить по отдельному билету экскурсией в сокровищницу собора, где находится уникальная готическая дароносица. В Европе сохранилось только десять готических дароносиц, и самая старейшая из них, сделанная из позолоченного серебра примерно в 1400 году, хранится в седлецком соборе Девы Марии. Несколько дароносиц более позднего периода можно увидеть в Пражской Лорете, но готическая находится именно в этом храме.

В завершение своего рассказа хочу подчеркнуть, что собор Вознесения Девы Марии, хотя и менее известен, чем собор Святой Варвары, не уступает по красоте внутреннего убранства. Друзья, планируя знакомство с городком Кутна Гора и его достопримечательностями, имейте это в виду.

Ваш euro-проводник Татьяна

История

Храм был возведен в 1611 году чешскими лютеранами в честь Святой Троицы. Но в 1620 году католики одержали победу над протестантами, после чего статус церкви пришлось изменить. По назначению властей храм был передан кармелитам, а его название изменили на «Девы Марии Победоносной», которое сохранилось и по сей день. Такое преображение связано с тем, что кармелиты полагали, что икона Божьей Матери стала главной причиной, по которой победила католическая армия.

Что касается ключевой реликвии, то она появилась в церкви только в 1628 году, когда фигурку привезла в столицу Чехии княгиня Мария Манрике де Лара, фрейлина принцессы Испании. Согласно убеждениям верующих, до этого владелицей младенца была святая Тереза из Авилы.

Интересно, что фигурка Иисуса была семейной реликвией, которая по традиции передавалась от матери к дочери в день свадьбы. Так как в семье Марии были только сыновья, она преподнесла старинную статуэтку в подарок храму кармелитов.

Первые годы служители церкви не придавали значения ценной реликвии. Но в дни вторжения в город саксонской армии ее статус резко изменился. После сильного повреждения храма монахи обнаружили фигурку с отломанными руками. В это время один из служителей храма услышал, как младенец Иисус просит о помощи и обещает взамен благословить церковь. В ответ монах починил статуэтку, после чего в храме не прекращались чудеса. Стены достопримечательности хранят легенды и благодарности в виде надписей вокруг алтаря.

Легенды Тынского храма

С историей Тынского храма в столице Чехии связано несколько легенд.

Первая легенда связана с золотой чашей, которой главная статуя лишилась в XV веке. По одной из версий, чашу убрали по инициативе иезуитов, однако, более любопытное предание гласит, что чаша приглянулась семейству аистов, решившим свить там гнездо

Аист-глава семейства приносил своему потомству в клюве лягушек, и в один прекрасный день выронил свою ношу на голову одной важной персоне. Важная персона была осмеяна горожанами, и после этого, аистов было приказано выселить, а чашу убрать

Говорят, что, когда строили кровлю, дерево для нее было использовано и для возведения виселицы, на которой было казнено множество людей.

Горожане верят, что, наступив на могильную плиту, можно избавиться от зубной боли. Действительно, в храме можно увидеть, что некоторые плиты повреждены – судя по всему, традиция появилась не просто так!

Есть версия, что Уолт Дисней был вдохновлен Тынским храмом при создании образа замка для мультфильма о Спящей красавице. Никто не знает, так ли это на самом деле, но Тынский храм производит действительно сказочное впечатление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector