Храм зевса олимпийского
Содержание:
- Примечания[ | код]
- Данные археологии
- Мстительный юноша
- Афинская демократия
- Война с титанами
- История
- Греция. Храм Зевса
- Состязания, посвящённые богине
- О месте Храм Аммона Зевса
- Непростая история
- Описание храма
- Эллинистическая эпоха
- Как добраться до Храма Зевса в Олимпии
- Пелопоннесская война. Под властью Македонии
- Зевс и Гера
- Открытие статуи
- Чудо света
- Архитектура[править | править код]
- Становление Афинского государства
- Разные толкования
- Ссылки
Примечания[ | код]
- ↑
-
↑ Vikatou, Olympia. (англ.). Ministry of Culture and Sports (2012). Дата обращения 27 января 2020.
- Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — С. 31. — 264 с.
-
↑ Vikatou, Olympia. (англ.). Hellenic Ministry of Culture (2012). Дата обращения 27 января 2020.
- Ὕπαιθρος // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885. — С. 648.
- Павсаний 5, 11, 1
Данные археологии
Приблизительная дата создания статуи (третья четверть V-го века до н. э.) подтвердилась при археологических работах в мастерской Фидия (1954—1958), которую удалось обнаружить благодаря более-менее точному описанию её места у Павсания. Археологи нашли здесь некоторые приспособления, нужные для обработки золота и слоновой кости, крошки драгоценных камней, костяные щепы и множество терракотовых форм для литья. Формы использовались особенно при создании сложных складок драпировки статуи, которые затем покрывались тонким слоем золота. Чаша с надписью «ΦΕΙΔΙΟΥ ΕΙΜΙ» — «Я ПРИНАДЛЕЖУ ФИДИЮ» — также была найдена здесь.
Мстительный юноша
Оракул знал, что говорил, и в положенный срок на свет появился мальчик, получивший имя Кипсел. Горожане, вообще слепо верившие всяким предсказаниям, толпой явились во дворец убить новорожденного. И вот тут-то на сцене появляется этот самый ларец, сделанный из кедра, украшенный слоновой костью с золотой чеканкой.
Именно в него отчаявшаяся мать спрятала своего первенца, чем и спасла его жизнь. Надо ли говорить, что, достигнув зрелых лет, взойдя на престол и став первым коринфским тираном, Кипсел оправдал всеобщие ожидания, залив город потоками крови. Ларец, сослуживший жителям Коринфа столь дурную службу, затем поместили в храм Геры как напоминание о том, к чему может привести политическая недальновидность.
Афинская демократия
Афинская демократия, 510 до н. э. — 322 до н. е.
Основная статья: Афинская демократия
Эпоха Писистрата и Клисфена
Основные статьи: Писистрат, Клисфен
Около 560 года до н. э. в Афинах состоялся политический переворот: установилась тирания Писистрата, проводившего политику в интересах крестьянства и торгово-ремесленных слоев демоса против родовой знати. При нём Афины добились больших внешнеполитических успехов: распространили своё влияние на ряд островов Эгейского моря, укрепились на обоих берегах Геллеспонта. Афины разрослись, украсились новыми зданиями и статуями. В городе сооружен водопровод. В правление Писистрата и его сыновей приглашались ко двору лучшие поэты. После смерти Писистрата в 527 году до н. э. власть перешла к его сыновьям Гиппию и Гиппарху, но как и во всей Греции, тирания в Афинах оказалась кратковременной: Гиппарх был убит заговорщиками, а Гиппий — свергнут в 510 году до н. э. Попытка родовой знати захватить власть вызвала в 508 году до н. э. восстание демоса, возглавленное Клисфеном. Одержанная победа была закреплена реформами: прежние 4 родовые филы заменены 10 новыми, построенными по территориальному признаку. Созданы новые органы управления: Совет пятисот и коллегия 10 стратегов. В результате реформ Клисфена уничтожены последние пережитки родового строя, завершился процесс становления государства как аппарата господства класса рабовладельцев.
Греко-персидские войны
Основная статья: Греко-персидские войны
В греко-персидских войнах (500—449 до н. э) Афинам принадлежала ведущая роль. Они одни из немногих греческих полисов поддержали восстание ионийских городов, одержали блестящую победу над персами под Марафоном (490 до н. э) (см. Марафонская битва), одни из первых вступили в оборонительный союз греческих государств. Битва при Саламине (480 до н. э.), которая стала переломным моментом в ходе войны, состоялась именно по инициативе афинян и, прежде всего, благодаря им и стратегу Фемистоклу завершилась полным разгромом флота персов. Не менее значительной была роль Афин в 479 до н. э. в битве при Платеях и при мысе Микале. В последующие годы Афины, возглавившие Делосский союз (вскоре фактически превратился в Афинскую морскую державу — Афинскую архе), целиком взяли руководство военными действиями в свои руки.
В это время Афины вступили в период наибольшего подъёма. Пирей (гавань Афин) стал местом скрещения торговых путей многих стран древнего мира. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой борьбы между олигархическим (возглавляемыми Аристидом, затем Кимоном) и демократическим (возглавляемыми Фемистоклом, позже Эфиальтом и Периклом) группировками в Афинах утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии — Афинской демократии, что достигла наивысшего расцвета в эпоху правления Перикла (стратег в 444/443 — 429 годы до н. э). Верховная власть перешла к Народному собранию, все остальные органы им подчинялись, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных — гелиэя — избиравшихся из граждан по жребию. За выполнение государственных обязанностей после избрания устанавливалось вознаграждение из казны, что открывало реальную возможность политической деятельности и перед малообеспеченными гражданами. Был установлен также теорикон — выдача денег гражданам на посещение театра. Увеличенные расходы на все это покрывались за счет налога — фороса, который должны были регулярно выплачивать союзные города, входившие в архе.
Война с титанами
Когда Зевс вырос и возмужал, то открыто выступил против своего отца, не подозревавшего о существовании сына. Он заставил Кроноса вернуть обратно детей, которых тот проглотил много лет назад. Тогда они начали войну против отца за власть над всем миром. Миф о Зевсе гласит, что жертвенник, на котором они поклялись бороться с Кроносом, был превращен в созвездие.
Война с титанами продлилась девять лет. Поначалу она не выявила победителей из-за равности сил противников. Дети Кроноса сделали своим местом жительства гору Олимп, откуда они и руководили войной. Помимо Кроноса во втором поколении богов были и другие титаны, и некоторые из них перешли на сторону Зевса. Главным из них был Океан, который мог управлять морями и реками.
История
Изначально Олимпия — поселение в греческой области Элида, расположенной в северо-западной части Пелопоннеса, в долине между рекой Алфей и её притоком Кладеон. Древнейшие поселения на этой территории относятся к неолиту. В микенскую эпоху здесь господствовало племя писатов. Первоначальное святилище в Олимпии находилось у подножия холма, который позже был назван Кронион, и было посвящено богине земли Гее. Общее почитание в тех местах богини плодородия позже было связано с культами Геры, Деметры и Гипподамии, в то время как муж этой богини впоследствии отождествлялся с Зевсом, Гераклом Ахейским и Пелопсом.
Когда вместе с дорийцами в эту местность пришли эолийцы (XII век до н. э.), им удалось достаточно быстро подчинить себе плодородную равнину. Олимпия вошла во владения полиса Илида в VII в. до н. э., и элейцы установили в ней прочный культ Зевса, в который влились остальные местные культы.
Кто основал в Олимпии Олимпийские игры, неясно. В мифах есть по крайней мере три разные версии, среди которых преобладает следующая: Игры основал Пелопс, который победил в состязаниях колесниц царя писов Эномая. Очевидно, что состязания в Олимпии проводились и раньше VIII в. до н. э., но традиционная дата первой Олимпиады — 776 год до нашей эры.
В VII—VI веке происходили длительные столкновения между элейцами и писатами за право проведения Игр, победу в этой борьбе в конце концов одержали элейцы. К той же эпохе относится введение Олимпийского перемирия, на период которого все войны между греческими полисами прекращались.
VI—V века стало временем наибольшего расцвета Игр. К V веку относится знаменитая статуя Зевса работы Фидия, а также дошедший до нас фриз Храма Зевса, многочисленные постройки. После этого времени начался постепенный закат. Игры постепенно теряли религиозный характер и становились чистым спортом, перестали быть редкостью подкуп судей и прочая коррупция.
Римский диктатор Сулла в 80 г. до н. э. увез всех атлетов к себе в Рим, чтобы они украсили один из его триумфов.
Согласно Светонию, около 40 года н. э. римский император Калигула хотел перенести статую Зевса к себе в Рим: «Он распорядился привезти из Греции изображения богов, прославленные и почитанием и искусством, в их числе даже Зевса Олимпийского, — чтобы снять с них головы и заменить своими», когда же приступили к исполнению «статуя Юпитера, которую он приказал разобрать и перевезти в Рим, разразилась вдруг таким раскатом хохота, что машины затряслись, а работники разбежались».
Нерон организовал для себя Олимпиаду на третьем году цикла (67 год н.э) и несмотря на то, что не финишировал вообще, был увенчан лавровым венком как победитель состязаний колесниц. В эпоху Адриана и, позднее, в короткое правление Юлиана Отступника, предпринимались попытки оживить древние игры, но безрезультатно. Христианский император Римской империи Феодосий запретил проведение Олимпийских игр в 394 году, прервав более чем тысячелетнюю традицию.
Храм Зевса был сожжен в 426 году по приказу Феодосия Второго, а разрушен окончательно землетрясениями 522 и 551 годов и разливами Алфея. Византийцы жили в этой местности до IX века нашей эры, причем с VII—VIII веков основным населением местности были пришлые славянские племена. Достаточно сказать, что в средневековье место, где была раньше древняя Олимпия, называлось Сербия. Археологические раскопки начались в 1870-е годы, этот многолетний труд осуществляли германские археологи. С перерывом на Вторую мировую войну раскопки продолжаются до настоящего времени.
Греция. Храм Зевса
Храм Зевса — один из самых почитаемых храмов Древней Греции,первый подлинный образец дорического ордера. Служил центром архитектурного ансамбля древней Олимпии и был посвящён верховному олимпийскому богу Зевсу.Сооружение считается одним из высших достижений в развитии дорического периптера.
Храм Зевса представлял собой типичный гипетральный храм, а именно дорический периптер с 6-ю колоннами по ширине храма и 13-ю по его длине.Материалом для строительства послужил известняк-ракушечник с Пороса. Фундамент достигал высотой 22 м, в ширину — 27 м, в длину — 64 м. Фундамент, колонны и росписи этого храма были открыты и восстановлены в прежнем виде благодаря раскопкам,проведенным в 1875 году под руководством немецкого археолога Эрнста Курциуса.
Внутри храма стояла хрисоэлефантинная Статуя Зевса также работы Фидия —одно из Семи чудес античного мира. Массивный пьедестал статуи около 3,5 метров высотой украшали позолоченные фигуры, изображавшие олимпийских богов. На этом пьедестале, представлявшем подобие Олимпа,находился трон, сделанный из золота и драгоценных камней с множеством различных украшений из слоновой кости и черного дерева. Статуя Зевса была более 10 метров высотой, с выражением могущества и вместе с тем родительской нежности. В левой руке бог держал скипетр, увенчанный орлом, а на протянутой правой руке стояла богиня Ника из золота и слоновой кости. Как свидетельствует Павсаний, с первого взгляда казалось невероятным,что храм мог вместить эту статую.
Восточный фронтон храма украшала скульптурная группа мастера Пеония с Меиды, представлявшая приготовления к соревнованию на колесницах перед взором Зевса между Эномаем и Пелопсом, а западный фронтон — группа мастера Алкамена из Афин, представляющий сцену битвы лапифов с кентаврами. На метопах изображены 12 подвигов Геракла.
Первый, наиболее ранний, храм, посвященный местным и пан-эллинским божествам,возведен на этом месте еще в конце микенского периода. Альтис —обнесенный стеной Священный лес, с алтарем Зевса и холмом Пелопса, были впервые построены в течение 10-9 веков до н. э, когда культ Зевса присоединился к уже распространенному здесь культу Геры (см. Храм Геры в Олимпии). Классический храм Зевса был заложен в 52 олимпиаду элейцем Либоном,но закончен только в период 85-86 олимпиад Фидием, то есть между 472 и 456 до н. э.
В 406 н. э. император Феодосий II повелел разрушить все храмы и сооружения в Олимпии как свидетельство языческой традиции. Уничтожение уцелевших остатков храма довершили мощные землетрясения 522 и 551 годов.Большинство сохранившихся до наших дней фрагментов храма хранятся в Археологическом музее Олимпии,несколько фрагментов фронтонов — в Лувре, Париж.
Состязания, посвящённые богине
Храм Геры в Олимпии был свидетелем весьма своеобразных ритуалов, совершаемых в честь почитаемой всеми богини. Павсаний, например, повествует о том, как раз в четыре года шестнадцать самых искусных ткачих Греции собирались в храме и ткали одеяния для Геры. Между ними шло состязание – нечто вроде современных конкурсов «Лучший по профессии». Но этим программа ритуала не ограничивалась.
Следующим этапом были проводимые на олимпийском стадионе соревнования по бегу, называвшиеся «гереи». В них участвовали только женщины. Участницы, разбитые по возрастным категориям, стартовали группами — начиная с совсем юных девиц и заканчивая дамами весьма почтенного возраста. Историк пишет, что и бабушки, и внучки бежали хоть и разные дистанции, но в одинаковых коротких туниках, не доходящих до колен, с распущенными волосами и обнажённой левой грудью.
Очевидно, это зрелище очень нравилось богине, потому что браки заключались регулярно, а плодовитости гречанок можно было лишь позавидовать. Победительницу забега ждал заветный приз – ей вручалась половина жертвенной коровы, а также предоставлялось право украсить храм Геры в Олимпии собственной статуэткой с соответствующей надписью. В наши дни среди руин храма для туристов проводятся театрализованные представления в память о тех давних состязаниях.
О месте Храм Аммона Зевса
Известный на весь мир маленький городок Калифея находится на одном из полуостровов Греции – Халкидики. Здесь великолепные пляжи с развитой туристической инфраструктурой. Поэтому молодежь с разных уголков мира устремляется на полуостров Халкидики в надежде увлекательно провести свой досуг и отдохнуть на морском побережье с комфортом и шиком. Но так было не всегда – раньше Греция, Халкидики ассоциировались с религиозным паломничеством – сюда устремлялись верующие, чтобы поклониться великому богу Зевсу-Аммону.Интересные факты В 1969 году при строительстве нового отеля в Халкидики, строители случайно наткнулись на руины древних стен храма Аммона Зевса. Археологи принялись за раскопки, но были вынуждены констатировать факт: многие строения святилища были утеряны безвозвратно. Тем не менее, сегодня храм Аммона Зевса (даже частично сохраненный) позволяет окунуться в историческое прошлое, узнать всю историю святилища и поклониться великому греческому богу Зевсу-Аммону.Назад в историю Из истории известно, что на полуостров Халкидики в Греции попали путешественники из древнейшего города Кирены (ныне это Ливия). Они преклонили свои колени перед великим египетским богом-оракулом в оазисе Сива, затерянном в Ливийской пустыне. Храм Зевса-Аммона расположен на морском побережье, его датой основания считается IV век до нашей эры. Такой вывод сделали археологи исходя из анализа пропорций конструкции храма: на поперечных сторонах храм имел шесть дорических колон, а на продольных сторонах таких колонн было одиннадцать. Строительным материалом храма служил известняк, добываемый на территории Халкидики в Греции. Лицевая поверхность всех стен храма Зевса-Аммона была облицована из белейшего храма – красотища неимоверная. Глиняная рельефная черепица служила надежным покрытием для крыши храма. Как видим, ценность храма была настолько велика, что древние греческие строители применяли дорогие натуральные материалы. Об этом свидетельствуют и сохранившиеся до наших дней архитектурные элементы храма Зевса-Аммона. Сегодня поток паломников и туристов в храм Зевса-Аммона растет из года в год. Святилище Греции, расположенное на полуострове Халкидики, заслуживает уважения и поклонения – развалины храма доступны для свободного посещения. Неподалеку от храма находится храм древнего бога Диониса и небольшая церквушка, их тоже стоит посетить, чтобы прикоснуться к древней истории и поклониться святым местам.
Непростая история
Автором этого грандиозного сооружения стал Фидий – скульптор из Афин. Чтобы не ошибиться с размерами, было создано огромное здание. По параметрам такое же, как храм Зевса в Олимпии. Работал автор вместе со своим братом и учеником.
Позже статуя подвергалась нескольким реставрациям. Чего только она не пережила: землетрясения, молнии. Не один раз воровали золотую отделку.
Римский император вознамерился перевезти Зевса вместе с другими достопримечательностями, которые свидетельствовали о его завоеваниях. Но как гласят легенды, когда работники пришли в храм, статуя начала громко смеяться. Жутко испугавшись, они разбежались кто куда. Естественно, после такого никто не решался сделать еще одну попытку.
Когда христианскую веру стали популяризировать, и она достигла определенного подъема, языческие храмы начали закрываться. Из некоторых записей тех времен известно, что статую перевезли в Константинополь. И там она была уничтожена пожаром, потому что весь ее каркас состоял из дерева.
Описание храма
Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора. Массивную крышу здания размером 27 на 64 м поддерживали 34 колонны, выполненные из известняка. Каждая была высотой в 10,6 метров и толщиной более 2 метров. Статую Зевса возвёл Фидий. Площадь храма составляла 1728 м2. На мраморных фронтонах и наружных стенах храма располагались плиты с барельефами с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма.
В V веке до н. э. граждане Олимпии решили построить храм Зевса. Величественное здание возводилось между 466 и 456 годами до н. э. Оно было сооружено из огромных каменных блоков, и его окружали массивные колонны. В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор Фидий.
Эллинистическая эпоха
Основная статья: Эллинизм
В период эллинизма, когда Греция стала ареной борьбы между крупными эллинистическими государствами, положение Афин неоднократно менялось. Были кратковременные периоды, когда им удавалось добиться относительной независимости, в других случаях в Афины вводились македонские гарнизоны. Вероятно, наиболее губительным в тот период для Афин было поражение в Хремонидовой войне от македонского царя Антигона II. В 146 году до н. э., разделив участь всей Греции, Афины подпали под власть Рима; находясь на положении города-союзника (лат. civitas foederata), они пользовались лишь фиктивной свободой. В 88 году до н. э. Афины примкнули к антиримскому движению, поднятому понтийским царём Митридатом VI Евпатором. В 86 году до н. э. войско Луция Корнелия Суллы взяло город штурмом и разграбило его. Из уважения к могучему прошлому Афин Сулла сохранил им фиктивную свободу. В 27 году до н. э. после образования римской провинции Ахайя, Афины вошли в её состав. В III веке н. э, когда Балканская Греция начала подвергаться вторжениям варваров, Афины пришли в полный упадок.
Как добраться до Храма Зевса в Олимпии
Чтобы своими глазами полюбоваться колоннами древнего святилища, необходимо отправиться на Пелопоннес, в городок Олимпия.
Олимпия – небольшое поселение, основную часть которого составляет археологический комплекс. Своего транспорта здесь нет, путешественников привозят туристические автобусы или общественный транспорт других городов. Если экскурсионным путевкам вы предпочитаете самостоятельные поездки, то добраться до храма Зевса в Олимпии можно тремя способами.
Автобусы из Афин
Из греческой столицы с улицы Кифису, где расположен терминал А, дважды в день курсируют прямые рейсы до Олимпии (через Пиргос). Время отправления автобуса из Афин 09:30 и 13:00, дорога займет 5,5 часов, а билет обойдется в 28 евро.
Кроме того, с этой же автобусной стоянки каждый час (с 06:30 до 21:30) ходят автобусы до Пиргоса. Здесь необходимо пересесть на автобус до Олимпии, который курсирует ежечасно.
Автобусы из Патр
Если вы отдыхаете на Пелопоннесе, то проще всего до Олимпии доехать из Патр. Отсюда до Пиргоса в день курсирует 10 автобусных рейсов (с 05:30 до 20:30). Дорога займет 1,5 часа + пересадка в Пиргосе и еще 30 мин пути до Археологического комплекса в Олимпии.
Поездка на авто
Путешественникам, предпочитающим общественному транспорту арендованное авто, проще простого добраться в любой уголок Греции, достаточно только сориентироваться по дорожной карте. Из Афин до Олимпии обычно едут по маршруту Коринф-Патры-Олимпия. Время в пути занимает порядка 6 часов. Альтернативная трасса пролегает через Коринф и Триполи.
Пелопоннесская война. Под властью Македонии
План Афин в период наивысшего расцвета — около 430 до н. э., накануне Пелопоннесской войны
Основные статьи: Пелопоннесская война, Афинский морской союз, Древняя Македония
Однако «золотой век» продолжался сравнительно недолго. Благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов, которые порождали постоянные конфликты внутри Афинской архе. Конфликты эти усугублялись безудержным стремлением Афин к расширению сферы своего политического и экономического господства, что привело к столкновениям с другими группировками греческих полисов, в которых преимущество имели олигархические порядки — Пелопоннесским союзом, возглавляемым Спартой. В конечном счёте противоречия между этими группировками привели к губительной для всей Греции Пелопоннесской войне (431—404 до н. э) — крупнейшей войне в истории Древней Греции. Потерпев в ней поражение, Афины уже навсегда утратили своё ведущее положение в Греции. В первой половине IV века до н. э. Афинам время от времени удавалось улучшать своё положение и даже достигать успехов. Так, в ходе Коринфской войны 395—387 до н. э. Афинам, в значительной мере на персидские субсидии, удалось возродить свой флот и восстановить укрепления вокруг города (срыты по условиям капитуляции 404 до н. э). В 378—377 годах до н. э. возродился, правда в суженном виде, Афинский морской союз, который просуществовал недолго. После поражения в битве при Херонее в 338 до н. э. в составе антимакедонской коалиции, возглавляемой афинским политическим деятелем Демосфеном, Афины, как и остальные греческие полисы, должны были подчиниться гегемонии Македонии.
Зевс и Гера
Новой женой Громовержца стала могущественная богиня Олимпа Гера, чей ревнивый характер сыграл с новоиспеченным мужем злую шутку. Любвеобильность Бога описывается в разных мифах о Зевсе. В конце концов, чаша терпения Геры была переполнена. Ее не устраивали подобные унижения перед другими Богами. Гера становится зачинщицей заговора против Зевса. Ее слова о том, что Громовержец ни чем не лучше кого-либо из богов, а равен им воодушевили олимпийцев и они заковали Зевса, пока тот спал. Этот заговор был самым невообразимым конфликтом, в котором можно было потерять и власть и возможность оставаться под солнцем.
Выручили Громовержца гекатонхейры. Они, узнав о происходящем, поспешили на помощь Зевсу. Гиганты разбили цепи, которыми он был скован, после чего боги Олимпа, опасаясь гнева владыки, разбежались.
Оправившись от потрясения, Зевс принялся наказывать зачинщиков переворота. Гера была подвешена на золотых цепях между небом и землей. А Аполлон и Посейдон в наказание возводили стены Трои.
Открытие статуи
В 435 году до н. э. состоялось торжественное открытие статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушёл в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отражённые лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию.
По преданию, когда статуя была окончена, Фидий обратился к богу с молитвой: дать зна́мение, угодна ли ему новая работа, — разразившаяся вскоре молния ударила в мраморный пол, и с тех пор на том месте стояла специальная медная чаша.
Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осуждён и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6—7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении.
Чудо света
Несмотря на все великолепие сооружения, его оценили не так достойно, как статую, которая располагалась внутри него. Храм Зевса в Афинах не удостоился чести стать чудом света. Хотя стал обителью такового.
В центре сооружения на огромном троне восседал Зевс. Это была статуя размером около 15 метров. Только представьте высоту дома с четырьмя этажами.
Зевс выглядел поразительно: огромный, сияющий, с огненными глазами. Всего этого архитектору удалось добиться с помощью света, который преломлялся в нужных местах и освещал лицо статуи. Все тело бога было выполнено из золота, а трон из кедра и черного дерева. Голова бога практически касалась потолка здания.
Посмотреть на него приезжали со всего мира. Простые люди и великие правители. Это зрелище никого не оставляло равнодушным. И было прекрасной демонстрацией научных достижений, развития древних греков.
Архитектура[править | править код]
См. также: Статуя Зевса в Олимпии
Храм Зевса представлял собой типичный гипетральный храм (др.-греч. Ὕπαιθρος; храм без крыши над средней частью, где стояла статуя божества), а именно дорический периптер с 6-ю колоннами по ширине храма и 13-ю по его длине. Материалом для строительства послужил известняк-ракушечник с Пороса. Фундамент достигал высотой 22 м, в ширину — 27 м, в длину — 64 м. Фундамент, колонны и росписи этого храма были открыты и восстановлены в прежнем виде благодаря раскопкам, проведенным в 1875 году под руководством немецкого археолога Эрнста Курциуса.
Внутри храма стояла хрисоэлефантинная Статуя Зевса также работы Фидия — одно из Семи чудес античного мира. Массивный пьедестал статуи около 3,5 метров высотой украшали позолоченные фигуры, изображавшие олимпийских богов. На этом пьедестале, представлявшем подобие Олимпа, находился трон, сделанный из золота и драгоценных камней с множеством различных украшений из слоновой кости и черного дерева. Статуя Зевса была более 10 метров высотой, с выражением могущества и вместе с тем родительской нежности. В левой руке бог держал скипетр, увенчанный орлом, а на протянутой правой руке стояла богиня Ника из золота и слоновой кости. Как свидетельствует Павсаний, с первого взгляда казалось невероятным, что храм мог вместить эту статую.
Восточный фронтон храма украшала скульптурная группа мастера Пеония с Меиды, представлявшая приготовления к соревнованию на колесницах перед взором Зевса между Эномаем и Пелопсом, а западный фронтон — группа мастера Алкамена из Афин, представляющий сцену битвы лапифов с кентаврами. На метопах изображены .
Становление Афинского государства
Борьба Тесея с Минотавром
Как показал Энгельс, возникновение Афинского государства явилось типичным примером образования государства в чистом виде, без воздействия внешнего и внутреннего насилия и непосредственно из родового общества.
По афинской традиции, полис возник в результате так называемого синойкизма — объединения обособленных родовых общин Аттики вокруг Афинского акрополя. Проведение синойкизма древнегреческое предание приписывает полумифическому царю Тесею, сыну Эгея (по традиции около XIII века до н. э.; в действительности же процесс синойкизма протекал на протяжении нескольких столетий с начала 1-го тысячелетия до н. э.). Тесею приписывается введение древнейшего строя афинской общины, разделение её населения на эвпатридов, геоморов и демиургов. Постепенно в руках родовой аристократии (то есть эвпатридов) сосредоточивались крупные земельные наделы, в зависимость от неё попадала большая часть свободного населения (мелких земельных собственников); росла долговая кабала. Несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Долговая кабала служила одним из источников рабства, которое приобретало уже значительное развитие. Наряду с рабами и свободными в Афинах существовал промежуточный слой — так называемые метеки — лично свободные, но лишённые политических и некоторых экономических прав. Сохранялось и старое разделение демоса на филы, фратрии и роды. Управлялись Афины девятью архонтами, которые ежегодно избирались из числа аристократов, и ареопагом — советом старейшин, который пополнялся архонтами, уже отбывшими срок полномочий.
Разные толкования
Миф о Зевсе, особенно на островах Крит, Сицилии немного видоизменен, с целью привлечения туристов. Можно услышать разные интерпретации от экскурсоводов. Миф о рождении Зевса в 5 классе изучается в кратком изложении, он составлен по источникам древнегреческих сказителей (Гесиода, Гомера, Овдия). Многие факты из легенд и мифов находят подтверждение в археологических исследованиях. Считается, что власть Зевса закончилась с приходом новой религии – христианства и единственного Бога, Иисуса. Однозначно сказать, как ушел в небытие столь могущественный персонаж сегодня не может никто. Установить истину не представляется возможным и потому, что мифы и легенды о Зевсе записаны только некоторыми сказителями, а Библию и Новый завет переписывали и пересматривали неоднократно, прежде, чем размножить их самым большим тиражом на планете Земля.
Исследователи заметили, что между мифами о Зевсе и Ветхим Заветом существует довольно много совпадений. Эта загадка остается неразгаданной и сейчас.
Ссылки
- Афины Древние // : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Афины // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Бузескул В. П. , Афинская политией Аристотеля как источник для истории государственного строя Афин до конца V в., Хар., 1995;
- Жебелева С. А. , Из истории Афин (229-31 года до н. э.), СПБ. 1898;
- Зельин К. К., Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н. э., М., 1964;
- Доватур А., Политика и политии Аристотеля, М.—Л., 1965;
- Ferguson W. S., Hellenistic Athens, L., 1911;
- Day J., An economic history of Athens under Roman domination, N. Y., 1942.