Карнакский храм в луксоре: история, описание, экскурсии, фотографии
Содержание:
- Величайший из богов Древнего Египтак
- История и описание храма Амона в Карнаке
- Способности
- Примечания
- Структура комплекса
- Альтернативные версии
- Немного истории
- Спаситель Египта
- Самый большой кризис
- АЛЛЕГОРИИ БОЖЕСТВЕННОЙ СИЛЫ
- Архитектура[править | править код]
- Самые ранние формы Амона
- Религиозное служение
- Возвышение бога Манту
Величайший из богов Древнего Египтак
Прежде чем начать рассказ об этом уникальном сооружении, следует хотя бы кратко познакомиться с тем, ради кого тысячи рабов возводили его в течение нескольких столетий. Среди пантеона многочисленных египетских богов Амон занимал главенствующее положение. Он олицетворял собой солнце — то есть ту силу, которой была подчинена вся жизнь на берегах Нила.
Теплом своих лучей оно превращало зерно в полновесный колос, но оно же могло иссушить землю, оставив на месте цветущей нивы мёртвую пустыню. Каждое утро оно, юное и жгучее, восходило на небеса и, пройдя свой дневной путь, старело и в бессилии падало за горизонт, чтобы завтра начать всё сначала. Так же было предначертано и людям — в вечном круговороте жизни стареть, умирать и вновь возрождаться в своих детях.
История и описание храма Амона в Карнаке
Типичный египетский храм того времени имеет прямоугольную форму с фасадом, обращенным к Нилу. Дорога к фасаду украшается сфинксами. Вход обычно имеет вид пилона, перед которым стоят обелиски и статуи царя. Дальше располагается здание храма с местами для молений, библиотеками, колонными залами и т.д.
Таким же является и рассматриваемый нами храм Амона в Карнаке. А являясь храмом главного божества в столице, любой правитель старался преумножить красоту этого места, восхваляя Ра и свое божественное происхождение. В храме отражена и история Египта за годы его существования, на колоннах и стенах вырезались иероглифы и изображения, рассказывающие об исторической славе египетского царства.
Главнй храм Амона
Таким образом, всего на строительство храма ушло примерно две тысячи лет. На его развитие даже повлияли римские императоры. А за годы своего существования храм разросся до огромного комплекса: храм бога Амона Ра в Карнаке, храм Птаха, Аменхотепа II
, Маат и др.
Над храмом работали лучшие зодчие страны, которые постоянно улучшали вид храма. Храм, аллея сфинксов к Нилу, пилон, массивная стена – все в классических деталях египетских храмов.
Аллея сфинксов
За пилоном располагается колонный зал, еще один пилон, храмы Сети II
и Рамсеса III
, сфинксы, статуя Рамсеса II
, здание храма, библиотека, молельни и т.д.
Статуя Рамзеса II
С приходом новой XIX
династии возникла необходимость в возвеличивании и храмового комплекса. В этот период размеры приобретают грандиозные масштабы. Так, например, новопостроенный пилон имел длину 156 метров.
Одно из красивейших мест храма – колонный зал. В площадке 103 метра на 52 метра размещаются 134 колонны в 16 рядов. Центральные колонны достигают 23 метров в высоту, остальные по 13 метров. Каждая из колонн примерно по 10 метров в окружности. Колонны, как и стены, покрыты иероглифами и изображениями.
Колонный зал
Еще одной дополнением новой династии стало строительство храма богини Мут. Храм располагается южнее храма Амон-Ра, частично окружен озером. Храм выделяется строгим планом, центральной колоннадой, статуями богини Мут (женщина с львиной головой).
Также стоит отметить обелиск царицы Хатшепсут. Обелиск имеет высоту почти 30 метров и по праву признан самым большим в Египте.
Способности
Карнак имеет повышенную прочность, выносливость, стойкость, ловкость и рефлексы, что характерно для физиологии Нелюдей. В отличие от большинства других Нелюдей, он не обладает сверхчеловеческими способностями, потому что не подвергался воздействию Тумана Терригена. Несмотря на это, Карнак обладает экстрасенсорными способностями (полученные благодаря медитации и интенсивным тренировкам), что позволяет ему чувствовать точки напряжения, плоскость перелома / слабые места у предметов или живых существ. Нанося удар в слабые места, он может нанести поражение своему противнику, который гораздо сильнее, чем он, кромя этого, Карнак может разрушить предметы, которые на первый взгляд кажутся неразрушимыми.
Карнак является мастером боевых искусств. Он способен поднять около 1 тонны. Помимо этого, Карнак имеет полный контроль над большинством своих вегетативных функций организма: дыхание, сердцебиение, кровообращение, реакция на боль и скорость заживления ран.
В СМИ
Мультсериалы
Карнак появляется в мультсериале «Фантастическая Четвёрка» вышедший в 1978 году, роль персонажа озвучил Джон Стефенсон.
Карнак появляется в мультсериале «Фантастическая Четвёрка» вышедший в 1994 году, роль персонажа озвучил Клайд Кусацу.
Карнак появляется в мультсериале «Халк и агенты СМЭШ», роль персонажа озвучил Фред Татаскьор.
Карнак появляется в мультсериале «Совершенный Человек-Паук».
Карнак появляется в мультсериале «Стражи Галактики».
Карнак появляется в мультсериале «Команда Мстители».
Сериалы
Карнак появляется в телесериале «Нелюди», роль персонажа исполнил Кен Люн.
Видеоигры
Карнак появляется в игре «Marvel: Ultimate Alliance».
Примечания
- ↑ . Marvel. Проверено 28 января 2018.
- Показано в Inhumans Special № 1
- Fantastic Four № 45-48
- Fantastic Four № 59-61
- Fantastic Four Annual № 5
- Fantastic Four № 82-83
- Amazing Adventures № 5
- Amazing Adventures № 7
- Amazing Adventures № 9-10
- Inhumans № 3-4
- Inhumans № 5
- Inhumans № 6
- Inhumans № 7-8
- Inhumans № 10
- Fantastic Four #240
- Avengers Annual № 12
- Fantastic Four Annual № 21
- Inhumans (графический роман)
- Daredevil № 274
- Daredevil № 278—282
- New Warriors № 6
- X-Factor № 67-68
- Avengers № 334—335
- New Avengers № 9
- Secret Invasion: Inhumans № 1-2
- Challengers of the Fantastic #1 (1997)
- Earth X № 3 (1999)
- Exiles #23 and #25
- Marvel Zombies № 1-8 (2003)
- Marvel Zombies 3 № 2-3 (2009)
- Marvel Zombies Return: Hulk (сентябрь 2009)
- Marvel Zombies: Dead Days (июль 2007)
- Mutant X № 32 (1 июня, 2001)
- Ultimate Fantastic Four Annual #1 (2005)
Структура комплекса
В результате строительных работ, длившихся в общей сложности 13 столетий, комплекс получил не только грандиозные масштабы, но и довольно сложную планировку с десятками построек и тысячами статуй.
Древнеегипетский храм в Карнаке – это ансамбль, состоящий из трёх частей, посвящённых разным божествам фиванской триады:
- верховному богу Амону-Ра;
- его супруге, царице Мут;
- их сыну Хонсу, богу Луны.
Святилище Амона-Ра
Самая масштабная часть ансамбля в Карнаке – это храм бога Амона, территория которого имеет форму четырёхугольника со сторонами 530, 515, 530 и 610 метров.
В храм ведёт Священный путь – так называется аллея с бараноголовыми сфинксами (бараны считаются одним из воплощений Амона). На этом месте есть достопримечательность, о которой известно далеко не всем гидам: она не броская, но очень важная в археологическом отношении. Речь идёт о набережной, защищавшей сооружения от затопления при разливе Нила. На её стенах делали пометки о высоте разлива – сейчас эти данные активно используются учёными для лучшего понимания истории Египта.
Аллея с бараноголовыми сфинксами приводит к первым, самым массивным воротам (пилону) храма, имеющим форму усечённой пирамиды высотой 44 и шириной 113 метров. Это едва ли не самое молодое сооружение ансамбля, строительство которого было начало в 340 г. до н.э.. За пилоном расположена просторная прямоугольная площадь размером 85 х 100 метров.
Если от входа повернуть направо – будет храм Рамзеса III, считающегося одним из величайших фараонов Древнего Египта. Деяния Рамзеса III описаны на стенах постройки, а внутри стоят изображающие его статуи.
Колонный зал
Немного влево от входа в храм Рамзеса III располагаются ещё одни ворота – Бубаститские. Именно за ними помещается один из знаковых объектов храма Амона-Ра в Карнаке – поражающий воображение величественный Колонный зал, создание которого начиналось при фараоне Хоремхебе, а декорирование и покрытие надписями состоялось уже при Сети I и Рамзесе II. Изначально Колонный зал имел крышу, сейчас же остались лишь колонны, поражающие своей грандиозностью. Всего их 134, и они выстроены в 16 рядов: центральные поднимаются в высоту на 24 метра и имеют в обхвате 10 метров, остальные немного поменьше.
Ботанический сад и другие достопримечательности
Пилоны, которые располагаются за Колонным залом и ведут вглубь святилища бога Амона, показывают, как расширялась территория. Полуразрушенные стены сформировали величественный лабиринт с многочисленными сфинксами, статуями фараонов и обелисками. В той части Карнакского храма в Египте, которая посвящается богу Амону, располагается ещё много интересного:
- Красная капелла – на её стенах изображены сцены жертвоприношений и религиозных празднеств египтян;
- маленький дворик Аменхотепа III, приютившийся между третьими и четвертыми воротами, с одиноко стоящим обелиском;
- «священная барка» Рамзеса II;
- за четвёртым пилоном – 30-метровый гранитный обелиск, посвящённый царице Хатшепсут.
За третьими и четвёртыми воротами храма Амона в Карнаке расположены Солнечные залы, самый красивый из них – Ботанический сад. Такое название зал получил за выгравированные рисунки растений и зверей, в изобилии покрывающие его стены. Среди изображений встречаются представители флоры и фауны долины Нила, а также экзотические представители животного мира из завоёванных Тутмосом III земель.
Неподалёку от северной ограды стоит скромный храм бога Птаха, сооружённый при Тутмосе III. Внутри здания есть красивая гранитная скульптура, изображающая богиню Сохмет.
Узнайте ЦЕНЫ или забронируйте любое жилье с помощью данной формы
Статуя скарабея у Священного водоёма
Немного южнее центральной части храма бога Амона когда-то был Священный водоём (120 х 77 м). Рядом с ним стояла постройка, в которой содержали гусей – в Египте они считаются священными птицами бога Амона. Сейчас озеро пересохло, гусей больше не держат, и постройки тоже нет.
Зато есть огромная гранитная статуя жука скарабея, установленная Аменхотепом III. В Египте скарабея называют священным насекомым, он символизирует воскресение и бессмертие, поскольку, по мнению египтян, может самовозрождаться наподобие Амона и других богов.
Альтернативные версии
Amalgam Comics
Во вселенной Amalgam Comic присутствует персонаж Трисеринак, являющейся комбинацией Карнака, Тритона и персонажа DC Comics Серифана. Он является членом супергеройской команды Un-People
Земля Икс
В альтернативном будущем Земли Икс, Карнак подвергся мутации, и его череп значительно вырос и стал более впалым. Во время миссии по исследованию на Землю он пытается успокоить других членов королевской семьи.
В дальнейшем, в Paradise X, он был показан как добровольный изгой, покинувший свой народ, видя в браке Медузы и короля Бриттана предательство памяти Чёрного Грома и превосходства Нелюдей.
Возрождение героев
В Heroes Reborn, Карнак живёт с другими Нелюдями, скрытыми на Земле. Его общество поклонялось Галактусу и его многочисленным герольдам с помощью статуй. Карнак одет в костюм, стилизованный под его версию с Земли-616.
Зомби Marvel
В реальности Marvel Zombies Карнак показан как один из многочисленных зомби, пытающихся сбить Серебряного сёрфера. Он появляется в продолжении истории, где сталкивается с клонами, созданными Кингпином. Он бы разрезан бензопилой во время сражения с Человеком-машиной с Земли-616. Другой вариант с Земли Z оказывал помощь в еде гладиаторам Сакаара. В ретроспективной серии Карнак является одним из многих героев, борющихся с последними неинфицированными людьми, отчаянно пытающимися эвакуироваться в альтернативную реальность.
Мутант Икс
В Mutant X Карнак присоединяется к Нелюдям и команде Вечных, чтобы противостоять Потустороннему и Дракуле. Все Нелюди и Вечные были убиты, и Дракула высосал их кровь.
Marvel Ultimate
Во вселенной Ultimate он тоже является членом королевской семьи Нелюдей. Его силой является способность чувствовать и контролировать энергию, например, он почувствовал слабые точки в невидимом силовом поле Сью Шторм и атаковал его стержнем электроэнергии.
Немного истории
Территориально Карнак располагается на месте Фив — столицы Древнего Египта. Он считается самым большим в мире религиозным комплексом древних сооружений. Его строительство длилось в течение нескольких веков, начиная с правления Сенусерта I (1970-1934 гг до н.э.) и заканчивая предводительством императора Августа. Здесь можно найти следы разных периодов истории страны. При этом не существовало никакого единого плана застройки, просто каждый правитель считал своим долгом увековечить в Карнаке своё имя. «Гонка великолепий», только так, пожалуй, можно охарактеризовать принцип, которым руководствовались фараоны, когда воздвигали новые сооружения.
Каждый из них стремился затмить своих предшественников и оставить свой собственный незабываемый след в архитектуре этого места. Надо отметить, что строительство Карнакского храмового комплекса не прекращалось ни во времена гражданских войн, ни во времена вторжений армий других государств.
Одни из построек разрушились естественным путём за столь длительное время существования этого комплекса, другие были разобраны правящими династиями последующих эпох и использованы при строительстве собственных храмов. К примеру, храм Сенусерта I, построенный из белого известняка, спустя пять столетий стал частью внушительного пилона Аменхотепа III и лишь впоследствии был блок за блоком извлечён оттуда современными археологами.
Спаситель Египта
Помимо Осириса, Амон-Ра является наиболее упоминаемым египетским божеством. В этой форме он упоминается как:
Поклонение Амону распространилось и в других местах за пределами Египта, и его почитали многие культуры.
Важным местом поклонения Амону был оазис Сива. Здесь стоял одинокий храм Амона с одним оракулом
Во время 26-й династии здесь также был основан некрополь, что свидетельствует о его важности как святого места
Оазис Сива в наши дни.
также с большим рвением поклонялась этому божеству, известнному как Зевс Аммон. В этой форме у него было классическое человеческое изображение Зевса, хотя с рогами барана.
Интересно, что несколько важных греческих слов происходят от имени Амона. Главными примерами этого являются такие слова, как аммиак и аммонит. Хлорид аммония был известен как соль амона, так как его собирали в основном в древней Ливии, около храма Юпитера-Амона.
Греки почитали Амона настолько, что даже Александр Македонский отправился к одинокому оракулу в Сиве после битвы при Иссе. Некоторые говорят, что ему удалось добраться до оазиса после того, как он последовал за птицами через пустыню. Одинокий оракул сказал ему, что он божественный человек, законный фараон Египта и сын Амона. Некоторые ученые утверждают, что после этого Александр считал себя божеством.
Реконструкция памятника в оазисе Сива, который посетил Александр Великий.
Самый большой кризис
Одна из уникальных страниц древней египетской истории была непосредственно связана с поклонением Амону, и это был период, когда поклонение этому божеству переживало самый большой кризис. Это произошло, когда фараон Эхнатон (Аменхотеп IV) попытался уменьшить растущую мощь Храма Амона и его священников, основав свое религиозное поклонение исключительно Атону, божеству, символизирующему солнечный диск.
Данный период закончился смертью фараона Эхнатона, и вскоре его имя было вычеркнуто из записей, и все его изменения отменены. Его сына и наследника, которого звали Тутанхатон (живое изображение Атона), убедили сменить собственное имя на Тутанхамона (живое отображение Амона).
Маска Фараона Тутанхамона.
АЛЛЕГОРИИ БОЖЕСТВЕННОЙ СИЛЫ
Архитектурный ансамбль Карнакского храма лежит сегодня в руинах, составляющих своего рода лабиринт по истории духовной жизни Древних Фив, и путешествие по этому лабиринту приносит множество открытий.
Первое описание комплекса появилось в 1668 г., когда его увидели два французских миссионера. А название ему — Карнак, что означает «груда камней» — по аналогии с комплексом мегалитов в Бретани дал тоже француз, монах-иезуит и ученый Клод Сикар, изучавший египетские древности как археолог в 1707-1726 гг. Профессиональные раскопки в Карнаке начались во второй половине XIX в.
В храмах ансамбля не осталось, конечно, и следа ни от какой позолоты. Были разрушены, изувечены, похищены многие статуи, но, к счастью, и сохранилось тоже немало благодаря монументальности сооружений и скульптурных форм. По всему, что сохранилось, вполне можно представить, каким величественным было это святилище, когда Фивы были городом процветающим, а вокруг храма стояли утопающие в садах дворцы высокопоставленных вельмож. Вокруг многих храмов комплекса также цвели сады: при обилии солнца и воды практически круглый год. Во времена фараонов русло Нила пролегало ближе к храму, и в месяцы, когда его воды имели самый низкий уровень, можно было спуститься к кромке берега по ступеням западной стены. Изменения в природе и климате, войны и неизбежно сопутствующие им разрушения и разорения, землетрясения, которых здесь было тоже немало, песчаные бури сделали свое дело. Относительно заносов песка необходима оговорка: во многих случаях благодаря им были словно законсервированы многие скульптуры и фрагменты зданий, раскопанные затем археологами.
В Карнакском храме поражает еще вот что. У него не могло быть никакого единого плана строительства, напротив, некоторые фараоны не гнушались при возведении храмов во имя себя, великих, разбирать храмы своих предшественников, а уже в Новое время камни храмов растаскивались всеми подряд, почти открыто, для строительства обычных жилых домов. И все же, как ни удивительно, остается впечатление, что план был: настолько гармоничен комплекс, хотя создавался в разные не то что века — в разные эпохи.
Может быть, потому, что все властители Фив, от первых правивших здесь фараонов до римлян, предоставляли полную свободу творчества зодчим, скульпторам и художникам. А те следовали главному принципу искусства древних веков — создавать как можно более выразительные аллегории силы богов и властителей: как известно, в Древнем Египте считалось, что все фараоны имеют божественное происхождение. Из поколения в поколение непосредственные исполнители заказов царей принципы преемственности художественных методов соблюдали как святые заповеди. Эти принципы: гармоничные пропорции зданий и сооружений, какими бы большими они ни были; одухотворенные лица идеально отшлифованных скульптур — боги ли это, фараоны ли, жрецы или обычные люди. Барельефы и расцвеченные минеральными красками изящные рельефы — каждый представлял собой. В карнакских статуях всегда подчеркнута массивность пальцев ног. динамичный по сюжету рассказ о каком-то ритуале, работе, событии, сражении в лицах и с множеством подробностей. Все изображенные предметы, животные и растения также имеют прекрасные формы.
Лучше остальных сохранилась западная часть комплекса, из всех эпох — сооружения периода Нового царства (ок. 1580-1070 гг. до н.э.). По нему проходят экскурсии (за исключением тех зон, где продолжают работать археологи). Самые посещаемые части комплекса — это собственно храм Амона-Ра и гипостильный зал, давным-давно лишившийся крыши, но не утративший своего магического притяжения. Каждый по-своему, прекрасны и другие храмы, посвященные Мут и Хонсу, другим божествам и фараонам, большие и малые (часовни). А также обелиски, памятники, пилоны, ограды, Священный пруд, в котором проходили ритуальные церемонии на ладьях и омовения.
Архитектура[править | править код]
Пилон храма Хонсу
Наиболее значительным зданием всего комплекса является храм Амона-Ра с его 10 пилонами, крупнейший из которых имеет длину 113 метров, ширину 15 метров и высоту ок. 45 метров. Общая площадь храма составляет ок. 30 гектаров (четырёхугольник со сторонами в 530, 515, 530 и 610 метров). Помимо пилонов величественный вид представляет колонный зал, начатый при фараоне Хоремхебе и законченный в годы правления фараонов Сети I и Рамсеса II. Храмовые помещения состоят из трёх, окружённых стенами, частей: посвящённой Амону (Ипет-сут), посвящённой богу Монту (площадью в 2,34 га) и посвящённой богине Мут (площадью в 9,2 га).
Простой народ допускался только во двор храма, а в гипостильный зал попадали лишь избранные – высокие должностные лица, военачальники, писцы.
Кроме этих трёх, здесь был построен фараоном Эхнатоном, на шестой год правления, Гем-па-Атон[] — храм Атона[источник не указан 478 дней].
В части, посвящённой Амону, находятся:
- большой храм Амона-Ра;
- храм бога Хонсу (размер 80х30 метров. Строительство начато при Рамсесе III, продолжено при Рамсесе IV, Рамсесе XI, закончено при Херихоре);
- «священная барка» Рамсеса II;
- храм Ипет (построен во времена царствования Птолемея VIII);
- небольшой храм бога Птаха;
- храм Аменхотепа II.
Здесь также находятся так называемая Белая капелла (старейшее сохранившееся здание комплекса, возведённое при Сенусерте I); Красная капелла (построенное при царице Хатшепсут здание, с настенными изображениями её коронации, сценами жертвоприношений и фиванскими религиозными празднествами); Алебастровая капелла (построенная при фараоне Тутмосе IV); храм Рамсеса III. Южнее центрального храмового здания лежит священное озеро размером 120х77 м. Уровень озера поддерживался исключительно за счёт грунтовых вод. Рядом с ним находилось небольшое помещение, где жили гуси — священные птицы Амона. Вода из озера использовалась жрецами для священного омовения статуй богов.
Часть, посвящённая богине Мут, лежит приблизительно в 350 метрах южнее центрального храма Амона-Ра, с которым связана малой аллеей бараноголовых 66 сфинксов, и имеет размеры 250×350 м. Здесь находится окружённый с трёх сторон Священным озером храм Мут, а также храм и «родильный дом» Рамсеса III. Входной портал в храм богини Мут был создан при фараоне Сети I. Рядом находился также храм Камутеф. В 1840 году эти храмы были в значительной степени разрушены с тем, чтобы использовать их как строительные материалы при возведении фабрики.
В античную эпоху Карнакский храм связали с Луксорской аллеей, по обеим сторонам которой были установлены сфинксы. В Карнаке эта дорога оканчивается у десятого храмового пилона. Эта 2-километровая большая Аллея сфинксов в настоящее время реставрируется и в значительной мере уже восстановлена.
Центральная колоннада храма | Статуя Рамсеса II с его дочерью Мерит-Амон |
Самые ранние формы Амона
На просторах египетского пантеона, в котором насчитывается более 1500 божеств, Амон является одним из самых могущественных богов. В древнеегипетской вере Амон изначально был частью Огдоады — группы из восьми изначальных божеств. Амон возник из изначальной водной бездны, и из нее создал мир, и как таковой является Богом-Создателем .
Изображения Амона почти всегда были одинаковыми — в его оригинальной форме. Он представлен как высокий мужчина с остроконечной фараоновой бородой и двумя высокими перьями на голове. В руках он держит скипетр и Анкх. Скипетр был использован для отображения господства и власти, в то время как Анкх символизировал жизнь.
Типичное изображение древнеегипетского бога Амона.
Имя Амона транслитерировалось во многих формах, обычно как Аммон, Амун, Амон или Хаммон. Это имя переводится как «невидимый» или «скрытый», подчеркивая загадочную природу Амона.
Как и у многих богов Огдоады, у Амона была супруга. Это была его жена Амаунет, изначальная богиня.
В течение долгой истории Египта его культ рос и развивался, и поэтому мы можем видеть, что Амон изображен в нескольких различных формах помимо человеческой. Одной из форм является гусь.
Другой формой Амона был сфинкс с головой барана. Это связывало его с плодородием. В других случаях его изображали как льва, обезьяну, человека с головой лягушки и так далее.
Статуя Амона в форме барана в храме Карнак в Луксоре, Египет.
Религиозное служение
Изображение Рамсеса III в храме Хонсу
После того, как древнеегипетский культ Амона-Ра постепенно превратился сперва в региональный, а затем и в государственный, фараоны эпохи раннего Среднего царства начинают строительство храмового комплекса (продолжавшееся более тысячи лет), в котором жрецы Амона могли бы с приличествующей им пышностью и торжественностью отправлять свои ежедневные службы. Как и для Амона, были возведены храмы для его супруги, богини Мут, и для их сына, лунного бога Хонсу. Вместе они образовывали так называемую фиванскую Триаду. Кроме них, в Карнаке также был выстроен храм бога Монту, ставшего ещё при XI династии главным богом города Фивы.
В древнеегипетской религиозной системе одним из важнейших принципов было понятие о мировом порядке, обозначаемом термином маат. Так как маат не является чем-то вечным и неизменяемым, и может в результате недостойных человеческих деяний быть выведен из благодатного равновесия, важнейшей задачей являлось поддержание его в стабильном состоянии с тем, чтобы избежать хаоса и уничтожения привычного человеку мира. Высшим долгом и обязанностью фараона являлось поддержание маат в состоянии равновесия. Поэтому каждый древнеегипетский храм представляет собой некую модель этого мира, в котором происходят сакральные действия, проводимые фараоном или представляющим его верховным жрецом для сохранения маат неизменным — принесение жертв богам, моления и священные песнопения.
Возвышение бога Манту
Как видно из истории Древнего Египта, представители его божественного пантеона находились в состоянии той же конкурентной борьбы, что и реальные земные владыки. Их союзниками были группировки жрецов, каждая из которых пыталась возвысить своего небожителя, и, тем самым, занять более высокое положение в придворной иерархии.
В результате на одном из этапов истории верх взяли служители бога Монту, ранее занимавшего второстепенное положение, но вытеснившего из Фиванской триады бога Хонсу. Незамедлительно рядом с Карнакским храмом, являвшемся главным религиозным центом Фив, появился храм в честь этого нового божества. Со временем он был включен в общую архитектурную композицию.