Храм лакшман

Храм Шри Карни Мата

На севере Индии в штате Раджастхан расположен храм крыс. Он посвящен богине Дурге, которая всю свою жизнь в человеческом облике помогала бедным и несчастным людям. Однажды ей не удалось спасти одного из своих сыновей, утонувшего в озере, и она взмолилась к богу смерти, Яме, чтобы тот воскресил сына. Но Яма отказал ей в просьбе и оставил сына Карни Маты в своем царстве. Богиня разгневалась и нарекла всех своих родственников после смерти переродиться в крыс, а не попадать в царство мертвых. Умерев в теле крысы, они должны будут переродиться снова в человеческом облике. Таким образом, царство мертвых со временем полностью опустеет.

Так появился храм Карни Мата — прибежище всех ее последователей. Сегодня в нем обитает около 20 тысяч крыс. Храм построен с множеством тоннелей, чтобы крысы могли свободно там передвигаться. Если священная крыса прикоснулась к вам, случайно пробежала по ногам или поела из ваших рук — это самый благословенный жест, о котором мечтает каждый паломник, посещающий храм.

hellotraveler.ru

Самые яркие памятники архитектуры Индии

Архитектурная самобытность индийских храмовых комплексов в последнее время завоёвывает миллионы поклонников. Для того чтобы в полной мере впитать дух Древней Индии, дремлющий в гигантских постройках, стоит посетить несколько уникальных мест. К ним можно отнести комплекс из трёх храмов в Кхаджурахо, которые отличаются от других обилием больших и маленьких статуй женщин (апсарами и сура-сундари), которые будто замерли на мгновение, но совсем скоро снова закружатся в танце. Соперничать с этим храмовым комплексом может разве что белоснежный мраморный Ранакпур, парящий на 1444 колоннах.

Самый красивый и богато отделанный древнеиндийский храм расположен на западном берегу Ганга. Это единственный «золотой храм» в Индии, ведь на его отделку ушла едва ли не тонна чистейшего драгоценного металла. Но самым необычным и величавым храмом по праву считается Кайласанатха – высеченный в скале храм бога Шивы. Несмотря на то что при его возведении строители пользовались примитивными инструментами, отделка и оформление колонн и скульптур поражает своей тонкостью, точностью и воздушностью.

Как мы переживаем локдаун

В первом монастыре, где я была, условия были попроще: там были большие проблемы с водой, а бойлер проработал в общей сложности месяца три из всего времени, что я там была. Тот монастырь находился в глухой деревне, за продуктами и туалетной бумагой надо было час ехать в ближайший город. Шарминуб куда более комфортный и продвинутый — он совсем рядом с городом, построен в 2015 году, уже после землетрясения, тут даже есть вай-фай (хоть он и не работает значительную часть времени). Правда, во время локдауна нельзя ничего заказать, кроме доставки еды, — я с большим трудом раздобыла прокладки. Ещё очень хотелось бы мочалку, пемзу для пяток и крем для укладки кудряшек, но сейчас их нигде не купить.

Бойлер тут работает, но иногда воды не хватает на весь монастырь: бывает, что её вырубают на несколько дней, так что есть шанс проходить неделю с немытой головой. К сожалению, нашим туалетом иногда пользуются дети, и во время перебоев с водой туда просто невозможно заходить.

Гоматешвара

Монолитная статуя Гоматешвары — второго сына лорда Адинатхи и первого из 24 тиртханкаров (просветленных людей), стоит на холме в городе Шраванабелагола в Индии. Фигура имеет высоту 17,38 метра и считается одной из крупнейших монолитных статуй в мире.

Фигурист Ягудин показал достижения своей 4-летней дочки: она села на шпагат

Моему урожаю перца завидуют соседи. Секрет — в тонизирующем растворе

Культура обезьян: учёные утверждают, что у шимпанзе тоже есть свои традиции

Скульптура была создана ориентировочно в 983 году нашей эры Чавундарайей, министром Королевства Ганга. Раз в 12 лет в городе Шраванабелагола проводится праздничная церемония Махамастакабхишека, во время которой статую Гоматешвары поливают молоком, творогом, топленым маслом, шафраном и осыпают золотыми монетами.

«Практика» стоячих монахов

Монахи, решившие взять на себя обет постоянного стояния, вынуждены все время находиться в позе врикасана, в позе дерева, становясь им отчасти. Они едят, пьют, справляют свои жизненные потребности только стоя. Даже спят они на ногах, привязав себя так, чтобы нельзя было упасть.

В дальнейшем, из-за постоянного напряжения ноги пухнут, начинает развиваться слоновья болезнь. После начинается обратный процесс. Ноги худеют настолько, что видны все вены на них, а кости явно проявляются за тончайшим слоем кожи. От не спадающего напряжения возникают хронические боли, и человек испытывает постоянное мучение. Чтобы не чувствовать этого, монахи перекачиваются с ноги на ногу, становясь похожими на вечно раскачивающийся маятник. От этого боль не утихает, но их раскачивающийся образ вселяет действительно странные чувства.

В Индии стоячим монахам позволено немного снять напряжение, подгибая одну ногу к тазу и привязывая ее в таком положении. Также некоторые из них сооружают себе самодельную подвесную подставку для рук, чтобы облокачиваться на нее и тем самым переносить центр тяжести с ног на руки. А более изощренные монахи держат поднятую вверх руку, также для просветления.

Джайнские храмы Кхаджурахо

Деревня Кхаджурахо — направление, пользующиеся особой популярностью у путешественников. На ее территории расположено огромное количество индуистских и джайнских храмов, а также отелей, где могут остановится туристы. Религиозные сооружения были построены в течение 200 лет, с 950 по 1150 год. Во время правления Чанделлы город Кхаджурахо был домом для большой и процветающей общины джайнов.

Предполагается, что джайны жили в восточной части города, именно поэтому в этой части Кхаджурахо сохранилось несколько джайнских храмов. Два самых больших строения сохранились почти в первозданном виде и сегодня открыты для посещения туристами.

Монументальная архитектура Кхаджурахо

Карта Кхаджурахо

Комплекс Кхаджурахо представляет собой кульминацию развития средневековой архитектуры в Северной Индии. Храмы посвящены божествам шиваизма, вайшнавизма и джайнизма. Почти все храмы построены из светло-коричневого песчаника на высокой массивной платформе без характерной для индийских храмов ограды. Здания расположены тремя компактными группами. Наиболее выдающимися считаются храмы западной группы. Среди них выделяется храм Чаунсат Йогини (Chausath Yogini temple, храм 64 послушниц), один из самых древних храмов, посвящённых богине Кали. Самый крупный храм принадлежит той же группе, это храм Кандарья-Махадева, посвящённый Шиве. Стены храмов покрыты изысканной резьбой по камню. Скульптуры и рельефы изображают различных мифологических героев, животных, музыкантов, танцоров и влюблённых.

Некоторые из храмов, такие как храм Деви Джагадамби (Devi Jagadambi), посвящённый матери Вселенной, богато украшены эротическими скульптурами, которые некоторые индологи связывают с тантрическими практиками. Большинство храмов Кхаджурахо посвящено основным богам индуизма (Шиве и его супруге, а также Вишну), однако среди достопримечательностей также встречаются храмы джайнов и второстепенных (местных) божеств.

Западная группа состоит из 9 индуистских храмов и только 5 из них представляют наибольший интерес как для туристов, так и для специалистов. Четыре храма джайнов восточной группы исполнены не столь качественно и изысканно. На юге расположено несколько второстепенных храмов, которые посещают, преимущественно, туристы, интересующиеся историей. В целом из 22 храмов главной популярностью пользуются только 5 храмов из западной группы, ежегодно привлекающие тысячи туристов.

Большинство индуистских храмов возведено по общему замыслу и плану, различаясь в деталях. Все они симметрично выстроены относительно оси восток-запад. Общий план соответствует фрактальной геометрии и отражает синтез индуистской космологии и философии. Три храма построены из гранита, к ним относятся Чаунсат Йогини, Брахмы и Лалгун махадева. Остальные храмы Кхаджурахо сделаны из песчаника, цвет камня варьируется от тёмно- до светло-жёлтого, встречается розовый. Считается, что материал для строительства добывали в городе Панна (Panna, штат Мадхья-Прадеш) на восточном берегу реки Кен.

Структура и пространственная ориентация храма

К особенностям храмов Кхаджурахо относят компактность, вытянутость вверх, отсутствие стен вокруг храмов, высокие платформы-террасы (джагати), открытые галереи вокруг храма, а также богатая скульптура. Все храмы построены по одинаковому плану. Они включают вход-портик или входной павильон (ардха-мандапа), открытую галерею-вестибюль (мандапа), центральный зал храма (маха-мандапа) и святилище (санктум).

В больших храмах боковые трансепты обладают окнами с балконами для вентиляции. Над балконами размещены роскошные скульптурные группы, которые показывают сцены из жизни богов. Солнечный свет из окон освещает внутренний центральный зал. Схематично храм с двумя парами трансептов вдоль оси похож на латинский крест. Некоторые из больших храмов имеют дополнительные святилища (часовни) по четырём углам платформы. Храмы имеют подчёркнуто высокое основание, платформу-террасу (джагати). По её периметру размещены серии восхитительных орнаментов. Великолепные рельефы сменяют друг друга, как кадры из фильма о жизни династии Чандела. Стены храмов покрыты двумя и более рядами изысканной скульптуры. Совершенная красота проявляется в каждой статуе с её утонченностью, культом изящества и совершенства. Храмовая скульптура является главной притягательной особенностью Кхаджурахо.

Над стенами возвышаются своды, состоящие из ряда рукотворных пиков. Древние писания сравнивают их с горной грядой горы Кайлаш (у Шивы) или Меру (у Вишну). Высота сводов постепенно увеличивается от самого низкого уровня (располагается над входом-портиком) до самого высокого, шикхары (размещается над святилищем). Своды выстроены по одной оси, каждый из них имеет пирамидальную форму.

Группы храмов

Вид со стороны западной группы храмов

Сравнение скульптуры, архитектуры и декоративных особенностей храмов Кхаджурахо показывает, что по времени строительства все храмы можно разделить на две группы. Ранняя группа с менее роскошными храмами включает храмы Чаунсат Йогини, Брахмы, Лалгун махадева и Варахи — все они построены из гранита и песчаника. Вторая группа включает храмы только из песчаника. Из него созданы храмы Лакшманы, Чатурбхуджи и Дуладева. После храма Лакшманы были возведены храмы Паршванатха, Вишванатха, Деви Джагадамби и Читрагупты.

Олицетворением архитектуры Кхаджурахо является храм Кандарья-Махадева. Его построили в честь Шивы, а название отражает один из эпитетов Шивы: «Великий бог пещеры». Считается, что его строительство произошло между 1025 и 1050 годами. Храм воздвигли по повелению правителя Видьядхары, который тем самым хотел отблагодарить Шиву за военную победу над Махмудом Газневи. Внутри храма располагаются три зала, площадь которых последовательно увеличивается. Первый посвящен Шиве, второй — его супруге Парвати, а в третьем зале, представляющем святилище, находится Шива-лингам.

Самый поздний период строительства представляют храмы Ваманы, Адинатхи и Явари, более скромные по размерам, но не менее изящные. Храмы расположены вдоль главной дороги к западу от туристической деревни Кхаджурахо. Храмы западной группы наиболее посещаемы туристами. Первым от входа находится храм Лакшмана, рядом с ним два храма поменьше: Варахи и Лакшми. Следом за ними на одной платформе возвышаются храмы Кандарья-Махадева и Деви Джагадамби. Справа от них стоит единственный в Кхаджурахо храм богу Солнца, Читрагупта. Следом за ним ближе к выходу находится храм Вишванатха со святилищем быку Нанди, а слева расположен храм Лакшманы, посвящённый Вайкунтха Чатурмурти. Восточная группа храмов находится рядом с деревней Кхаджурахо. Она включает в себя три вайшнавские храма (Брахмы, Ваманы и Явари) и три джайнистских храма (Ганатаи, Адинатха и Паршванатха). На юге расположено два храма: Дуладева и Чатурбхуджа. Большая статуя Ханумана находится на середине пути между западной группой храмов и деревней Кхаджурахо.

Как называются заброшенные святыни в Орчхе?

Отдельного внимания заслуживают храмы и соборы, расположенные в районе средневекового городка Орчха на реке Бетва. В переводе название города звучит как «затерянное место» (в период правления Шах-Джахана населенный пункт утратил свое знамение и был заброшен). Быть может, благодаря удаленности от цивилизации, хорошо сохранился до наших дней и сам городок, и храмовые постройки средних веков.

  • Радж Махал. Построенный основателем Орчхи, князем Рудрой Пратапом Сингхом, дворец Радж Махал получил квадратную форму и был разделен на два двора. Исследователи называют его ярким примером могольской архитектуры.
  • Джахангир Махал. Этот дворец получил широкую известность не только ввиду внешнего великолепия (изящных куполов, террас, балконов и каменных статуй), а благодаря уникальной особенности – здание, построенное в 1606 году, имеет одинаковое количество этажей над землей и в подземелье.

    Храм был воздвигнут по приказу раджи Бир Сингх Део в честь визита Джахангира – нового императора Великих Моголов, которому он помог взойти на трон.

  • Рай Правин Махал. Раджа Индрамани выстроил этот дворец в 1675 году для своей наложницы. Прекрасная Рай Правин была не только хороша собой, но также талантлива – восхищенная народная молва о девушке дошла до самого императора Акбара, который пригласил ее к себе в Дели. Но поняв, что красавица искренне любит своего господина, отправил ее назад к возлюбленному.
  • Лакшми Нараян. Завершает архитектурный комплекс дворцов Орчхи уникальный храм, созданный в 1622 году честь богини богатства и процветания Лакшми. Построенное в форме треугольника, сооружение сочетает в себе черты молельного дома и крепости. Фортификационная архитектура удачно сочетается с изяществом индуистского храма, поэтому Лакшми Нараян славится на весь мир изысканными старинными фресками.

Энигматичность и красота индийских храмов (одни названия которых звучат загадочно) позволят прикоснуться к культуре и традициям страны и вместе с самыми приятными впечатлениями увезти домой частичку самобытной Индии.

Смотрите увлекательное видео о храмах Индии:

https://youtube.com/watch?v=FKpHdiGvHg4

Стоячие монахи — правда или вымысел — полуживой журнал

Культ аскетизма в религиях мира

Религии всего мира практикуют в своей вере аскетизм. Даже не религия, а ее последователи. Ведь, как говорят «истинные верующие», отрешение от жизненных удовольствий, есть самое большое счастье, что может дать им Бог. Так и проходит вся их жизнь. В самодисциплине, страданиях и самобичеваниях.

Аскетический образ жизни присутствует в жизни как обычных верующих, так и «официальных» последователей веры. Например, в исламе аскеты именуются Зухд Зухд или захидами, то есть теми, которые полностью ограничили себя в человеческих удовольствиях и посвятили жизнь Богу.

В христианстве аскетизмом называется особая методика достижения духовного через упражнения самодисциплины и ограничений. Аскеты-христиане проводят свою жизнь в молитвах и постах, соблюдая обеты послушания и благочестивости.

Обет — это своего рода выражение воли аскета, который изъявляет о наложении на себя обязательства для преодоления трудностей, приобретения божественного признания или для других целей. Он может накладываться на определенное время или на всю жизнь.

Но по больше части обет, к сожалению, является средством выставления своей аскетичной персоны напоказ, чтобы как можно больше людей узнало, что человек молчит, бросил есть, спать или что-то еще перестал делать, или же, наоборот, начал совершать какие-либо ритуальные действия каждодневно и ежедневно ради великой цели либо по причине состоявшейся в мире несправедливости, ради Бога

Большинство из них, не считая монахов-отшельников, просто хотят своими действиями привлечь внимание к себе или к какой-то актуальной проблеме

В таком виде веры, как буддизм, аскетический образ жизни вообще является нормой, и всякого рода ограничения только приветствуются, но не выставляются напоказ. Буддийские монахи, как и Будда, отказываются от многих радостей людской жизни, потому что могут радоваться простым вещам и видеть прекрасное во всем. Поэтому им не нужны никакие материальные блага человеческого мира.

Последователи индуизма сравнивают свою жизнь со страданиями, что отдаются полностью на волю Богам. Данный вид веры основывается на истине перерождения души, реинкарнации. Индуисты говорят, что какую бы проблемную и сложную жизнь ни дал бы Бог, следующая будет лучше. Однако их страдания не ограничиваются только вынужденными. Приверженцы разных сект и ответвлений от основного религиозного учения достигают в своих аскезах неимоверных болей и телесных изнурений.

Лакшмана. Храмы Кхаджурахо

Лакшмана. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храм (mandir) Лакшмана Джика, как это ни удивительно, не посвящен брату Рамы, носящему это имя. Но как храм получил это имя — не ясно, поскольку он бесспорно является храмом Вишну. Он известен своими великолепными рельефными изображениями и необычной гробницей с барельефами учителя (guru) и его учеников (sisya-s).

Несмотря на то, что по композиции он подобен своему соседу — храму Кандарайя Махадева, храм Лакшмана меньше по размеру, но шире резко поднимающегося вверх храма Кандарайя. Он 98 футов длиной и 45 футов шириной, имеет 5 ниш, традиционные окна (oriel) и изысканной резьбы выступающий вход (torana).

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Внешняя часть храма украшена изображениями различных эротических поз (sthambha-s) из Кама Сутры и продолжает тему храма Кандарайя, воспроизводящего жизнь Кхаджурахо в сценах спортивной борьбы, молений, танцев, борьбы слонов и т.п. Внутри перемычка двери над входом в святая святых украшена резными фигурами Лакшми и бога Брахмы, которого редко увидишь в индийских храмах. Над двумя маленькими алтарями по бокам — изображение вселенной с девятью планетами (nava graha-s). На боковых стенках двери — живописная картина пахтания океана богами (devas) и демонами и изображения бога Вишну в различных воплощениях. В центре комнаты находится, высотой 4 фута и обрамленная гирляндами (torana), статуя трехрукого и четырехголового бога Вишну. Его центральная голова — человеческая, а две другие представляют его в образе Нарасимхи — человека-льва и Варахи — кабана.

Храм Лакшмана впечатляет силой исторического повествования, по сравнению с другими храмовыми скульптурами. Не только резьба великолепна, но и истории, о которых она рассказывает — необычны. Например, рельефное изображение Реванты. Изображения бога солнца Сурьи можно встретить по всей Индии в храмах, посвященных ему, или в качестве вспомогательного божества. Но в этом храме есть редкое изображение сына Сурьи — Реванты на коне, во время охоты на кабана, оно приближает к жизни мало известный мифологический характер, помещая его в социальный контекст повседневности.

Кандарайя Махадэва

Кандарайя Махадэва. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Западная группа храмов, шиваитских и вишнуитских, сохранилась лучше других и располагается в два ряда. Каждый из них состоит из одного большого храма и нескольких более мелких. Самый большой, наиболее известный и богатый убранством — розово-белый Кандарайя Махадева, украшающий обложки бесчисленного количества книг об индийских храмах. Пропорции Кандарайя Махадевы достаточно впечатляющи — длина храма 102 фута, ширина 67 футов, высота с башней — 118 футов. Он мастерски построен и исключительно удачно спланирован, и является типичным образцом этой восхитительной группы сооружений.

Посвященный богу Шиве, комплекс из пяти храмов (panchayatana) был построен между 1025 и 1050 гг. н.э.

Сегодня из пяти первоначально существовавших зданий осталось только главное. Все пять были сооружены на высокой площадке, хотя, конечно, вспомогательные храмы были намного меньше по размеру и зрительно как бы связаны длинными каменными скамейками, где паломники могли немного отдохнуть.

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Цоколь храма, к которому ведет пролет высоких ступеней, был оформлен девятью равномерно расположенными нишами для статуй Шивы, Ганеши и семи богинь матерей, matrika-s (или sakti-s). Шакти также означает женскую силу, суть жизни. Искусно спланированный постамент, так же как и выступающие вперед окна наверху (oriel), ориентированы на страны света. Изысканные балконы обеспечивают достаточное количество света для обзора скульптур в святая святых.

Вы входите в роскошно отделанную прямоугольную галерею и неф через словно вырезанный из слоновой кости арочный вход (torana) с фигурами сказочных чудовищ, небесных музыкантов, танцовщиков (gandharva-s) и богов (deva-s). Внутренняя часть храма так же старательно отделана резьбой, как и наружная поверхность. Комнаты храма наполнены воздухом и светом, что придает объем резьбе на их полукруглых потолках. Своей отделкой они очень напоминают легендарные мраморные джайнистские храмы горы Абу.

Вход в алтарь также украшен резьбой. Здесь аскеты медитируют, речные богини охраняют бога гор, а каменные цветы предлагают себя богу. Обрамленный этим богатством, здесь находится Shankara (Шива) в виде мраморного мужского члена (linga), символа жизни. Его место расположения, как и его пещера в Гималаях, темно и свободно от украшений. В тишине и полумраке бог отдыхает, успокаивая паломников своим молчаливым, строгим присутствием.

Алтарь окружен украшенной круглой дорожкой (рradakshina), а на его постаменте находятся восемь ведущих богов (ashtadikpala-s) — Индра, Агни, Яма, Наирита, Варуна, Вайю, Кубера и Исана, охраняющие Шиву. Над ними в стене находятся ниши для скульптур каждого члена святой триады.

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Три горизонтальных пояса скульптур на стенах, повторяясь, продолжают друг друга, создавая чувство волнообразного движения по всему сооружению, освещая одних и придавая им силу, и маскируя других своей тенью. В жаркий день храм мерцает как волшебное видение.

Множество богинь (deva-s, devi-s) и чувственных танцовщиц (apsara-s) — согласно подсчетам всего 872 — предстают на стенах как влюбленные, мечтатели и воины. Все человеческие и божественные фигуры кажутся восторженными, наполненными внутренней радостью. Их глаза устремлены поверх смотрящего на них, в какой-то их личный рай. Даже в эротических скульптурах состояние экстаза на лицах пар скорее божественное, чем земное. Безусловно, создатели Кхаджурахо были не только высококвалифицированными, обученными и глубоко религиозными людьми, они также хорошо знали Кама Сутру.

Внешне храмы также украшены рядами рельефных изображений. Над рядами скульптур миниатюрные башни соединялись с центральной. Главный шпиль (shikhara) храма Кандарайя Махадева, выражающий мирские и духовные устремления, поднимается в виде параболической дуги, имитирующей соединенные руки паломника, сложенные в приветствие (namaskar).

Восточная группа

Восточная группа храмов включает в себя семь храмов – четыре джайнских и три брахманских. Также в этой группе можно увидеть сильно перестроенный джайнский храм Шантинатх, возведенный на древнем постаменте. Храмы расположены вокруг деревни Кхаджурахо и возле озера Нинора.

Храм Брахмы (около 900 г.) представляет собой простое сооружение квадратной формы с портиком и святилищем. Храм ошибочно приписывается Брахме; на самом деле он посвящен Вишну, о чем свидетельствует его образ на обрамлении дверного проема. Как и другие ранние храмы, он построен из гранита и песчаника.

Храм Вамана (около 1050 – 1075 г.г.) посвящен пятому воплощению Вишну в образе карлика-брахмана. Храм представляет собой образец зрелого стиля Чандела. Храм имеет традиционную планировку, включающую в себя портик, мандапу с трансептами, вестибюль и святилище. Внешние стены украшены двумя фризами со скульптурными изображениями, в том числе чувственными сурасундари, однако эротическая скульптура здесь не представлена. В святилище находится образ четырехрукого Ваманы и главных индуистских богов – Брахмы, Вишну и Шивы.

Храм Паршванатха (середина X века) – самый значительный из джайнских храмов Кхаджурахо по своему размеру и художественным достоинствам. По-видимому, изначально храм был посвящен Адинатхе – первому тиртханкаре, духовному учителю джайнов, достигшему просветления. Сейчас в святилище находится черная статуя Паршванатхи, которая была установлена только в 1860 году.

Храм имеет вытянутую форму с выступами на двух концах – входной портик на восточной стороне и дополнительное святилище на западной. Скульптурное обрамление храма великолепно, от трех рядов горельефов на внешних стенах до искусного декора дверного проема. Храм известен прекрасными женскими фигурами, изображениями танцоров и музыкантов и небесных существ.  Хотя храм принадлежит джайнской религии, в его оформлении присутствуют многочисленные вайшнавистские сюжеты – эпизоды из легенды о Кришне, Рама, Сита и Хануман, другие индуистские боги в разных воплощениях и их супруги.

Адинатха (вторая половина XI века), расположенный рядом с Паршванатхой, относится к группе джайнских храмов. Он представляет собой оригинальную шикхару с вестибюлем; портик же был пристроен значительно позже. Стены храма опоясаны тремя рядами горельефов с изображениями сурасундари, летающих видьядхар, танцоров и музыкантов.

Небольшой храм Джавари (примерно 1075-1100 г.г.) примечателен своими гармоничными пропорциями, которые достигаются высокой, устремленной вверх шикхарой, и изящной макара-тораной, украшающей портик. Храм посвящен Вишну, чей поврежденный образ без головы находится в главном святилище.

Храм Гхантай (конец X века) получил свое название от орнамента в виде колокольчиков, которым декорированы элегантные колонны. Храм почти полностью разрушен, сохранились лишь входной портик и мандапа с четырьмя колоннами, чьи потолок и соединяющий их дверной проход украшены утонченной резьбой.

Лучший пещерный комплекс Эллоры









В том же штате Индии (Махараштра) есть другой знаменитый пещерный комплекс, вырубленный в базальтовых породах – храмы Эллоры, создававшиеся около 300 лет, в VI-IX веках н.э. Всего пещер 34, половина из них – индуистские; остальные – буддистские (12) и джайнские (5). Наиболее знаменит посвящённый Шиве храм Кайласанатха, удивительно пропорциональный (впрочем, как большинство древних индийских храмов), весь покрытый орнаментами и сложной резьбой: он занимает почти 2 кв. км и считается в комплексе Эллоры центром. Кайласанатха – созвучно названию легендарной пирамидальной горы Кайлас, священного места в Тибете для почитателей Шивы и паломников разных вероисповеданий со всего мира. Храм, высеченный в монолите в VIII веке н.э. – тоже правильная четырёхугольная пирамида; внутри – двор, окружённый аркадами с колоннами, резными панелями и огромными фигурами божеств. Есть и статуи зверей, от львов до слонов, тоже огромные – до 3 м высотой. Кайласанатха считается ярким образцом культуры дравидов – загадочного народа, произошедшего чуть ли не от лемурийцев; сейчас их потомки населяют Южную Индию.

Храм Вирупакши той же архитектуры в индийском штате Карнатака создан дравидами примерно тогда же; он также популярен и активно посещается паломниками.

Величественные буддийские обители

Буддийские храмы могут называться по-разному: дацан, или же само название храма, сочетающееся со словами:

  • дзи — употребляется, если в названии сооружения используется величание учителя или имя почитаемого божества;
  • дэра или тэра — если храм называют по местности, где он расположен, или в честь его основателей;
  • гаран — применяют для обозначения древних храмов (с санскритского «сангхарама» переводится как «общинное жилище»).

Махараштра

Штат Махараштра в центральной части Индии славится пещерными и скальными храмами, высеченными в период с 6 по 9 столетие.

  1. Эллора. В районе этой деревни расположены 34 пещерных сооружения для богослужений, где культовые обряды проводили индуисты, буддисты и джайнисты. Современные исследователи для удобства пронумеровали пещеры: первые 13 пещер занимали буддисты, в сооружениях с 14 по 29 богам поклонялись брахманы, а оставшиеся 4 храма принадлежали последователям учения джайнизма.
  2. Кайласанатха. Высеченный из цельной скалы сверху вниз на глубину 33 метра, храм поражает безупречностью исполнения.
  3. Пещеры Аджанты. Пещерные храмы Аджанты являются культурным наследием буддистов. Созданные во времена существования империи Гуптов в «Золотом веке» Индии (в 4-6 веках), эти храмы были вырублены в скалах и декорированы фресками и статуями.

    Скрытые от посторонних глаз в джунглях, они долгое время оставались недоступными широкой общественности, и только в 1819 году пещеры Аджанты были расчищены и открыты для свободного посещения.

  4. Питхалкора. На северо-западе штата Махараштра в районе города Аурангабада расположен храмовый комплекс, состоящий из 13 буддийских пещер, датированных 2 тысячелетием до нашей эры – крупнейший из сохранившихся архитектурных ансамблей буддизма тхеравады. В отличие от предшествующих буддийских храмов, фасады Питхалкоры декорированы более ярко и детализовано.
  5. Джуннар. Этот город, расположенный вблизи гор Сахьядри (в Махараштре), также получил широкую известность, благодаря небольшим пещерным храмовым комплексам: Тулиджа Лена, Манмоди-хилл, Ганеш Лена (Леньядри), Шиванери.

    В I веке до нашей эры Джуннар был столицей страны, так как в долине реки Кукади в непосредственной близости от города проходил важный торговый путь. Монахи-буддисты старались создавать обители около подобных населенных пунктов, поэтому до наших дней сохранились малые пещерные храмы.

Махабодхи

Статус самого знаменитого буддистского храма в мире принадлежит храму Махабодхи (второе название Ступа Махабодхи), так как именно на этом месте Сиддхартха Гаутама, достигший просветления, стал Буддой. Здание несколько раз было перестроено и меняло облик – первоначальный вариант можно рассмотреть на барельефах Ступы в Бхархуте.

Санчи

Деревня Санчи в штате Мадхья-Прадеш привлекает туристов, желающих взглянуть на древнейшие индийские храмы буддистов. Так, в 262 году до нашей эры император Ашока, искупая вину за бедствия, причиненные царству Калинга, вступил в ряды буддистов и выстроил на холме Великую Ступу в Санчи.

Впоследствии вокруг Ступы №1 было выстроено еще 7 подобных храмов разного размера – в 1989 году все они пополнили Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм Шивы в Байджнатхе

Еще один храм, посвященный богу Шиве, находится на севере Индии. Он был построен в начале XIII века и представляет собой олицетворение космоса. Поэтому в его орнаменте мы находим обилие птиц, цветов лотоса, деревьев и животных.

На территории храма расположена самая большая в мире скульптура Шивы, сидящего в позе лотоса, высотой в 37 метров. В храме остался алтарь с каменным лингамом, возведенный около пяти тысяч лет назад первыми шиваистами. Исследователи считают, что именно в этом месте и зародилась традиция поклонения лингаму. Каждый паломник, посетивший этот храм, должен ударить в колокол, чтобы оповестить Шиву о своем приходе, а затем исполнить ритуал курения наркотического вещества растительного происхождения в небольших кельях, расположенных вокруг алтаря. Постоянными жителям кельи являются змеи Кундалини, символизирующие женское начало в противовес лингаму — мужскому. Считается, что исполнение такого ритуала приближает паломника к просветлению.

Zaikason.ru

Как я нахожу подход к детям

Когда я впервые поехала в монастырь, никакого опыта преподавания у меня толком не было. Я даже не знала, какой уровень английского будет у учеников, к которым я еду. Когда разговариваешь с детьми, кажется, что они всё понимают, но потом ты обнаруживаешь, что они просто кивают головой, а на самом деле надо вернуться к самым базовым вещам и объяснять их на пальцах. Весь мой год в Индии был посвящён тому, чтобы найти подход к детям. Я старалась заслужить их доверие, наладить личный контакт — всё это очень медленно, крошечными шажками. В первые пару недель дети нас с Софой очень стеснялись: спрашиваешь на уроке, как его зовут, а он закрывает лицо своей красной робой и что-то в неё лопочет. Первое время дети воспринимают тебя как функцию — белая училка английского. Но со временем привыкают, начинают шутить, рассказывать что-то о себе.

За год я смогла хорошо узнать детей: мы общались и во внеклассное время, и во время уроков английского. Например, для урока на прошедшее время я попросила учеников рассказать мне про свой самый плохой и самый хороший день. Один мальчик рассказал, что самый плохой день у него был, когда папа сказал, что они поедут погулять, а потом просто оставил его в монастыре и исчез. Выяснилось, что это не исключительный случай — некоторых детей подбрасывают в монастырь, как котят, и они потом много лет не видят свою семью. Вообще, детей отдают в монастырь по разным причинам: одни родители просто не могут прокормить всех детей, другие хотят иметь в семье человека, который серьёзно занимается буддизмом, третьи понимают, что только так смогут дать детям образование. Для многих учеников буддийская жизнь — это социальный лифт: если ты хорошо учишься, ты можешь стать кхенпо, ездить в другие страны. Большинству местных это недоступно.

Храм Каши Вишванатх

Храм расположен в священном Варанаси — городе мертвых. Каждый день сюда приезжают тысячи паломников, чтобы посетить храм и искупаться в реке Ганг. Считается, что исполнив эти два действия, можно достичь мокши — конца пути перерождений, выхода из колеса сансары. Этот храм, как и большинство других в Индии, посвящен Шиве. По легенде, он олицетворяет один из его двенадцати аспектов. Шива сотворил бесконечный джойтирлингам, или бесконечный поток света и энергии.

Это и есть высшая неделимая реальность, изначальная и бесконечная, которая сходится именно в этом месте. Не индуистам в храм попасть невозможно, даже не каждому верующему удается попасть в храм. Многие довольствуются тем, что просто побывали рядом с ним. Каши Вишванатх представляет собой храмовый комплекс из нескольких святилищ. В центре святилища, самого главного темпла, находится тот самый Шива лингам, который еще и защищает Варанаси от всех бед.

yandex.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector