Вилла д’эсте в тиволи

Сад

Символика

Как и другие европейские сады эпохи Возрождения, сад виллы д’Эсте несёт сложную философскую и политическую символику. Как указывает М. Л. Мадонна, Вилла д’Эсте была задумана как сад нимф Гесперид, посвящённый Гераклу, мифическому прародителю рода д’Эсте
Ключевым элементом сада в Тиволи стала статуя Геракла, от которой вели две символические дороги — одна к Добродетели, другая к Пороку. На центральной оси сада размещалась, кроме того, статуя Венеры, причём она также воплощала собой возможность выбора — на сей раз между Любовью Земной и Небесной.
Сад со своей сложной конфигурацией был задуман как микрокосмос, метафорически воссоздающий местную природную среду. Это соответствовало характерным для XVI века представлениям о всеобщей взаимосвязи явлений (образ цепи, протянутой от первопричины до самых низменных феноменов, присутствует у Джакомо делла Порта в книге «Естественная магия» ().

Дорога Ста фонтанов. Проект Пирро Лигорио. —

Вода и фонтаны

Наибольший интерес для посетителя сада представляют фонтаны, которые в XVI веке считались чуть ли не наивысшим достижением гидротехники. Как указывает Б.М. Соколов, «сложная система фонтанов включала в себя Фонтан органа, Фонтан дракона, “Кипящую лестницу”, названную так из-за окружающих её сорока двух водомётов. С ещё большим размахом была оформлена Дорога ста фонтанов — каждому из них соответствовал рельеф на темы из поэмы Овидия “Метаморфозы”. Рядом находились Гроты Венеры и Дианы, а также Рометта — фонтан, символически изображающий семь холмов Рима и его достопримечательности, такие как Колизей и Пантеон.».
Для снабжения фонтанов воду первоначально брали из близлежащей реки Аньене (приток Тибра) через специальный туннель. Качество этой воды вызвало негативную реакцию у посетившего виллу в апреле года Мишеля Монтеня. Он не преминул отметить в своём дневнике, что окрестные жители пользуются рекой «по своему усмотрению» (скорее всего, попросту стирают бельё), так что вода эта «мутная и скверная на вид»
Пирро Лигорио в своей «Книге о древностях» трактовал воду как «душу» сада и одновременно его «питание» (alimento); аллегорией сада в трактате становится Прозерпина, «душа, струящаяся в подземных субстанциях». Примечательно, что и душа человека описывается у Лигорио при помощи метафоры источника: «душа в теле человека подобна источникам, которые затем превращаются в Реки и текут в Моря-Океаны».

Фонтан Нептуна. Выполнен в Бернини, почти полностью утрачен; фактически отстроен заново в А. Росси

Фонтан Органа

Чрезвычайно детально описывая фонтаны виллы д’Эсте, Монтень делает акцент именно на Фонтане Органа: «исполняемая органами музыка представляет собою одну и ту же постоянно вызваниваемую мелодию; производится она посредством воды, которая низвергается в круглую сводчатую полость и понуждает вибрировать заполняющий её воздух; вследствие чего воздух вырывается наружу через органные трубки» (
). Этот фонтан начали сооружать в году, в XVIII веке он был разрушен, а затем – уже в наше время – восстановлен (автор проекта инженер Леонардо Ломбарди).

Фонтан Органа

Где находится и как добраться из Рима

Садово-парковый комплекс и дворец находится, в историческом центре Тиволи, в 25 км от Рима.

На поезде: от жд вокзала Тибуртина на региональном поезде Trenitalia линии до станции Тиволи, которая находится на расстоянии чуть более 1 км от виллы.

На автобусе: от ст. метро «Ponte Mammolo» римской подземки линии В на автобусе компании COTRAL. В г.Тиволи наиболее целесообразно сойти на ост. «Largo Nazioni Unite», находящейся рядом с площадью Гарибальди.

Трансфер. Гораздо быстрее добраться до виллы д’Эсте в Тиволи из Рима, чем на автобусе или электричке, позволяет заказ индивидуального трансфера, являющийся альтернативой обычному такси.

ТРАНСФЕР ИЗ РИМА В ТИВОЛИ

Среди очевидных преимуществ – возможность самостоятельно заранее подобрать наиболее удобный вариант поездки, например – недорогой комфортный трансфер для семейных пар с детьми, микроавтобус для небольшой компании туристов или даже автомобиль класса «Премиум». При этом стоит учитывать, что бронирование авто необходимо делать заранее, как минимум – за 24 часа до предполагаемой поездки.

Вилла д Эсте — описание

Вилла д’Эсте в Тиволи — шедевр итальянской архитектуры и садово-паркового искусства эпохи Возрождения. Его архитектурные элементы оказали огромное влияние на европейский ландшафтный дизайн.

Сегодня на территорию виллы можно попасть через двери, расположенные на заднем дворе. Рядом с входом стоит фонтан Венеры. Центральная фигура сада – статуя Геракла, от нее отходят две аллеи. Одна из них ведет к Пороку, а другая – к Добродетели. На территории виллы часто встречаются геральдические символы кардинала — белый орел и ветвь с золотыми яблоками.

Трехэтажный дворец Ипполито д’Эсте — это довольно длинное и узкое здание, верхний этаж которого находится на уровне собора Санта-Мария-Маджоре, а нижний был вырезан в холме и, таким образом, он освещался только со стороны сада. Самая большая комната на первом этаже (Salone) украшена мозаиками Курцио Маккароне и Паоло Каландрино. Там также есть фрески работы Джироламо Муциано и Федерико Цуккари.

Еще две комнаты разрисованы Чезаре Неббиа и его помощниками. Покои на другой стороне от Salone имеют фрески Федерико Цуккари. В Sala della Caccia есть фрески сцен охоты XVII века. С этой части дома в сад спускается винтовая лестница. На потолке Sala delle Fatiche изображены подвиги Геракла. Это работы Джироламо Муциано и Федерико Цуккари. Некоторые мозаики на стенах не сохранились, а вот все оригинальные потолочные украшения смогли дожить до наших дней.

Изображения мифологических сюжетов (олимпийских богов, трех граций), которые находились в вилле,

Сторона, которая ранее была главным фасадом виллы, выходит в сад, ее украшает шикарная лоджия 1567 года. Вдоль фасада располагается терраса с красивым фонтаном. Ниже – терраса с мозаичным сводом и фонтаном del Bicchierone скульптора Лоренцо Бернини (1661). В центре сада стоит мистический фонтан Дракона. Звук его льющейся воды был похожим на рев, который, казалось, исходил из логова дракона.

Спустившись на следующий уровень, посетитель сможет увидеть комплекс из ста фонтанов («Маленький Рим»), расположенных на 130-метровой аллее.

В дальнем левом углу находится Грот Дианы с мозаиками и цветными стеклами, выполненный в стиле маньеризм. За ним — Fontana di Roma. А потом:

  • Fontana di Tivoli,
  • Грот Венеры
  • и другие фонтаны.

Напротив восточной стены находится монументальный фонтан Fontana dell’Organo. Водяной орган закальцинировался в XVIII веке, но благодаря современным специалистам из Великобритании он смог зазвучать снова. За ним — Fontana di Nettuno. Напротив фонтана Нептуна расположены рыбные пруды.

Искусствоведы отмечают феноменальную схожесть между фонтанами вилл Адриана и д’Эсте. Изображения на гротах последней и на потолке коридора также похожи на те, которые можно увидеть в соседнем комплексе. Это не случайно: Лигорио внимательно изучал сооружения императорской виллы.

В саду изначально росли платаны и вязы, но в XVII веке их заменили вечнозелеными деревьями (соснами, кипарисами и т. п.), в XIX веке там также появились секвойи и кедры. Среди разнообразной флоры стоит около 500 фонтанов и множество статуй. Некоторые из них попали сюда из Виллы Адриана.

В центре самой низкой террасы находится ротонда dei Cipressi, за ней расположен Fontana della Madre Natura.

На всех объектах виллы есть таблички с историческими сведениями о них. Информация приведена на английском и итальянском языках. При входе расположен план территории. Для уютного времяпрепровождения туристов имеется кафетерий на террасе. Там можно насладиться едой и напитками, любуясь видом на сады.

Для людей с ограниченными возможностями в вилле есть:

  • лифт до верхней террасы,
  • электрические автомобили для прогулки в саду и возле фонтанов.

В здании можно делать любительские фотографии с помощью непрофессионального оборудования, вспышка запрещена.

На территории виллы действует дом-музей Didattico del Libro Antico, там представлены антикварные книги. В данный момент в его помещении проходят международные семинары, конференции, учебные мероприятия, встречи ученых и специалистов. В стенах музея занимаются изучением, реставрацией и реконструкцией разнообразных документальных источников, от древних папирусов до книг, созданных с помощью печатного станка.

Кроме того, внутри виллы работают два книжных магазина, аудитории с мультимедийной установкой и проекцией, там показывают тематические видеофильмы на четырех языках.

История строительства

Этот ансамбль был построен кардиналом Ипполито II д’Эсте. Ипполито являлся сыном герцога Мадены и Ферары Альфонсо д’Эсте и Лукреции Борджиа. В середине XVI в. он был назначен губернатором Тиволи. Это назначение должно было немного скрасить ему неудачную попытку занять место папы. Резиденцией нового губернатора стал монастырь Санта-Мария Маджоре. Но скучное серое здание монастыря не отвечало потребностям нового губернатора, который считался высоким ценителем искусства. Он решил построить на этом месте дворец, а по холмам в окрестностях разбить сады.

Проект резиденции был разработан антикваром из Неаполя Пирро Лигорио, и в 1560 году началось строительство. Кроме Лигорио к работе над виллой кардинал привлек архитекторов и строителей, которыми руководил Альберто Гальвани. Строительство длилось больше 10 лет. Сначала строители озаботились подведением воды к вилле: возвели акведук и прорыли подземные туннели, по которым из реки Аниене вода поступала к месту строительства. Только после этого начали обустраивать парк и устанавливать фонтаны.

Вилла была торжественно открыта в сентябре 1572 года, однако сам Ипполито скончался спустя несколько месяцев после этого события. Спустя десятилетие вилла перешла в распоряжение Священной коллегии кардиналов и постепенно пришла в упадок. И только в самом конце века, по настоянию одного из наследников ее первого владельца, Алессандро д’Эсте, имение было передано в фамильное владение семье д’Эсте. Он и его преемники сумели реконструировать систему водоснабжения, отремонтировали некоторые фонтаны и построили несколько новых.

Культурная деятельность

После мантуанской маркизы остались связки писем, сундуки с нарядами и драгоценностями, коллекции картин и предметов искусства, собрание книг и рукописей. В моральной и интеллектуальной атмосфере Возрождения она оставила след более глубокий, чем если бы была сама натурой творческой и артистичной. Изабелла д’Эстэ явилась одной из первых создательниц моды, не только моды на покрой платья и на фасон прически, но моды искусства, поэзии, нравов. Мантуанская маркиза была усерднейшей заказчицей, и это не совсем одно и то же с вдохновительницей искусств. Ни в чем не подымалась она выше средних воззрений своего времени и ничем не углубляла их. От неё нечего ждать ни проникновения в прошлое, ни прозрения в будущее. Вся до конца исчерпывалась она своим настоящим, своим сегодняшним днем, и в этом не только слабость её, но и сила.

Павел Муратов, «Образы Италии»

Изабелла была страстной собирательницей римских скульптур, монет и заказчицей картин и современных скульптур в античном стиле. Она создала Студиоло д’Эсте: апартаменты с коллекцией картин Мантеньи, Перуджино, Лоренцо Коста и Корреджо. В состав помещений входила «гротта» (Grotta), где были представлены античные медали и монеты, резные камни и скульптура.

Под её покровительством двор Мантуи стал одним из самых культурных в Европе: помимо перечисленных художников, там был Рафаэль и Тициан, композиторы Бартоломе Тромбончино и Марчетто Кара. Её придворным скульптором был Бонакольси.

Вместе с супругом она была патроном Ариосто, когда тот писал своего «Неистового Орландо», а также находились под большим влиянием Бальдассаре Кастильоне, автора «Придворного». По его совету в Мантую был приглашен Джулио Романо, чтобы расширить замок и другие здания.

Сохранились и хорошо изучены её письма к Леонардо да Винчи, который, доверившись её словам, попытался обосноваться в Мантуе после своего отъезда из Милана. Но он прибыл в неудачный политический момент, когда Изабелла была занята улаживанием кризиса и спасением страны и, разочарованный отсутствием внимания, уехал. Несмотря на то, что Изабелла затем неоднократно просила его создавать для неё произведения искусства, его работа для неё ограничилась эскизом к невыполненному портрету (1499). Однако существует гипотеза, что Изабелла стала моделью для картины Леонардо «Джоконда».

При дворе Изабеллы состоялись шахматные турниры, в которых принимали участие сильнейшие итальянские шахматисты. Она сама хорошо играла в шахматы и интересовалась шахматной композицией. Изабелла заказала математику и священнослужителю Луке Пачоли трактат «Об игре в шахматы» часть иллюстраций (а некоторые учёные считают, что и часть задач, представленных в трактате), выполнил в нём Леонардо да Винчи.

Её карандашный портрет оставил Леонардо, живописный — Тициан (плюс вторая картина, La Bella, которая тоже, возможно, является её портретом), и посмертное изображение — Рубенс. Её скульптурное изображение на медалях оставил Джан Кристофоро Романо, также существует бюст его работы, который также считается её портретом, в основном, благодаря сходству с работой Леонардо. Из переписки известно, что её портреты писали Мантенья, Джованни Санти, Джанфранческо Майнери, Лоренцо Коста, Франческо Франча, а также что Леонардо выполнил еще один подготовительный рисунок.

Экскурсии

Посмотреть виллу можно и самостоятельно. Но гораздо больше впечатлений у вас останется после индивидуальной экскурсии. Вы можете выбрать одну из экскурсий по окрестностям Рима, в том числе и с посещением Тиволи.

По мраморным ступеням спуститесь в сад, где среди древнейших кипарисов и оливковых деревьев бьют фонтаны, узнаете историю их создания и какой философский смысл заключен в каждом из них, послушаете, как звучит фонтан «Орган». Экскурсии проводятся как индивидуально, так и для групп до 6 человек. Во всех возможно участие детей. Билеты на посещение виллы не входят в стоимость экскурсии и приобретаются на месте.

Где находится Вилла де Эсте и как до нее добраться

Вилла д Эсте расположена в центре Тиволи, всего лишь в 35 км от Рима. Официальный адрес достопримечательности: Италия, Тиволи, площадь Тренто, 1. Вопрос о том, как добраться туда на автомобиле, автобусе или поезде, не должен волновать. В интернете предостаточно полезной информации.

  • Если Вам необходимо доехать до Тиволи на машине, двигайтесь по автомагистрали А24 и сверните на Tivoli.
  • На поезде надо ехать в направлении Рим-Пескара до станции «Tivoli».
  • Автобус на Тиволи отправляется от римской станции метро «Ponte Mammolo» и прибывает на площадь Nazioni Unite.

Музей Книги открыт в дни работы виллы с 9.00 до 13.00.

Возможен предварительный заказ билетов и экскурсий. Туристы из России могут позвонить по телефону +39(041)2719035. Звонки принимаются с понедельника по пятницу с 9.00 до 19.00, в субботу с 9.00 до 14.00.

Билеты также можно купить в Риме. Адреса торговых точек:

  • via Anguillarese,
  • via di Valle Schioia, 268,
  • via di Porto Innocenziano, 24,
  • via Nettunense, 12,
  • via Nettunense, 12,
  • via Stazione di Cesano, 460,
  • via Due Giugno 5/7,
  • via Monte GRappa, 81,
  • via S.Francesco D’Assisi, 32,
  • via della Stazione di Ciampino, 60,
  • via Monte Grappa, 81.

Забронировать билеты онлайн позволяет вот этот ресурс:www.vivaticket.it/index.php?nvpg&id_evento=1495849.

Цена билета:

  • Стоимость полного билета при предварительном бронировании – 9,30 евро,
  • льготного – 5,30 евро.
  • В кассе – 8 (4) евро.
  • Аудиогид на русском, английском, французском, немецком или испанском языках стоит 4 евро.
  • Скидка предоставляется гражданам Евросоюза в возрасте от 18 до 25 лет, а также преподавателям. Бесплатный вход каждый день для детей до 18 лет и в первое воскресенье каждого месяца для всех посетителей.

Экскурсии нужно бронировать не позже, чем за пять дней до посещения виллы. Максимальное количество туристов в группе – 25 человек.

  • На итальянском это будет стоить 90 евро.
  • Экскурсия на английском, французском, немецком или испанском – 110 евро.
  • Если посетителей больше 25 (до 50 человек) за каждого последующего придется отдать еще по 3,50 евро.
  • Учебные экскурсии для школьников надо заказывать через колл-центр. Стоимость посещения составляет 80 евро для группы до 30 учеников. Каждый дополнительный человек 3 евро. Максимальное количество — 50 посетителей в группе.

Время, на протяжении которого можно попасть в виллу:

  • январь – 8.30-16.00;
  • февраль – 8.30-16.30;
  • март – 8.30-17.15;
  • апрель – 8.30-18.30;
  • май – 8.30-18.45;
  • июнь – 8.30-18.45;
  • июль – 8.30-18.45;
  • август – 8.30-18.45;
  • сентябрь – 8.30-18.15;
  • октябрь – 8.30-17.30;
  • ноябрь – 8.30-16.00;
  • декабрь – 8.30-16.00.

В последнее воскресенье октября касса работает до 16.30.

Выходные дни: каждый понедельник, 1 января, 1 мая и 25 декабря. Если на понедельник попадает праздник, он считается рабочим, а выходной переносят на следующий день.

Время работы фонтана Орган: 10.30, 12.30, 14.30, 16.30, 18.30.

Архитектура

Различные строения возводились из известняка, добываемого в Тибуртинских горах. На обширной территории разбили роскошные сады, обустроили живописные пруды, выстроили храм, театр, академию, музей, служебные помещения, термы. Множество художественных элементов украшало здания снаружи и внутри. На ипподроме проходили конные состязания. Весь комплекс обнесли высокими крепостными стенами, мощь которых можно ощутить и сегодня. На площади в 1 кв. км возвели 30 объектов, представлявших Грецию, Египет, Азию на основе впечатлений Адриана.

Смешение архитектурных стилей и направлений явило миру настоящие архитектурные шедевры. Из Греции доставлялись античные статуи знаменитых мастеров, часть которых сохранилась до наших дней. Территория резиденции делилась на несколько зон: личное пространство императора (Большие Перистили), дома для свиты, гостевые помещения, служебные и административные постройки. Расположение на склоне позволило соорудить множество фонтанов и бассейнов, используя природный наклон для поступления воды.

История виллы

Вилла в XVI веке

Вид садов виллы д’Эсте, 1560—1575

Назначенный папой Юлием III губернатором Тиволи в 1550 году, кардинал Ипполито II д’Эсте (сын Лукреции Борджиа) задумал разбить парк на крутом склоне у дворца. Проект создания парка между церковью Святого Петра и средневековыми стенами окончательно оформился к . Автор проекта — архитектор и археолог Пирро Лигорио, ранее с осуществлявший раскопки на вилле Адриана, расположенной поблизости; ему помогало множество художников и ремесленников. Убранство виллы было призвано подчеркнуть её высокий престиж как очага культуры, места встречи литераторов, поэтов и музыкантов. Отделка залов, начатая в , проходила под руководством Джироламо Муциано, а затем — Ливио Агрести и Федерико Дзуккаро.

Фрески в Зале Благородства —. Художник Ф. Дзуккаро

Стены залов были украшены фламандскими гобеленами, лепными украшениями и фресками, а также античными статуями (впоследствии коллекция статуй оказалась утраченной). Внутренняя отделка помещений была почти завершена к моменту кончины кардинала ().

Дальнейшая судьба виллы

В кардинал Алессандро д’Эсте приступил к существенному обновлению парка. Работы были продолжены в —1670 годах, при участии знаменитого скульптора Бернини. В XVIII веке вилла пережила длительный период запустения; в весь ансамбль перешёл в наследство Франца Габсбурга. Последним владельцем виллы перед Первой мировой войной был эрцгерцог Франц Фердинанд. С началом войны вилла перешла в собственность государства. В 1920-х годах, а затем сразу после Второй мировой войны (вилла пострадала от бомбардировки) была осуществлена масштабная реставрация. В году парк получил премию «Самый красивый парк Европы» .

Павел Муратов о вилле д’Эсте

В начале XX века виллу посещали известная художница Анна Остроумова-Лебедева и искусствовед Павел Муратов. Оба отразили свои впечатления на страницах книг. Вот какой предстала вилла перед П.П.Муратовым:

Фонтан «Рометта» имитирует остров Тиберина, «Капитолийскую волчицу» и прочие символы Вечного города. Проект Пирро Лигорио, мастер Курцио Маккароне. —

Экскурсии

Если вы хотите сделать посещение Виллы Адриана увлекательным путешествием в легендарное прошлое, стоит это сделать с опытным гидом. Самостоятельный осмотр величественных руин не даст яркого представления о величии и грандиозности памятника. В сопровождении гида, изучившего в тонкостях все хитросплетения объектов, вы получите истинное наслаждение, погружаясь в далёкую историю.

С его помощью сможете оценить масштаб и уровень зодчества римской эпохи, восхититься силой художественного искусства создателей архитектурного шедевра. Вы можете заранее выбрать экскурсию, познакомиться с резюме гида, с отзывами других туристов о нём и согласовать с ним все детали по предстоящей экскурсии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector