Италия. в соборе дуомо ди сиена (duomo di siena)

Что приковывает взгляд

Стороны собора, что направлены к разным сторонам Света, имеют свою уникальную архитектуру и строение. Несмотря на богатое убранство центрального фасада, особый интерес представляет все же западная часть собора.

Именно фасад, расположенный в западной части собора поразит вас изобилием скульптурных изваяний и уникальных барельефов, на которых навеки запечатлены и итальянские философы, и еврейские пророки, и такие представители языческой мифологии, как львы и грифоны. Под каждым изображением есть соответствующая надпись.

Главный портал украшен пейзажами из жизни Девы Марии. Сами же колонны перед входом в изобилии украшены узорами растений и животных

Ну и как обойти внимание просто шикарную дверь, что отлита из бронзы еще в 1958 году и имеет просто уникальный барельеф, посвященный Пресвятой Богородице?

Сразу перед входом на полу располагается мраморное панно, что по праву признано самым древним произведением искусства из тех, что имеются в соборе. На нем изображено 56 цветных сюжетов, среди которых можно разглядеть и Колесо Фортуны, и символ города Сиены – волка, что находится в окружении символов всех городов-союзников. Наиболее ценные из сюжетов прикрыты специальными деревянными щитами. Здесь же на всеобщее обозрение выставлена волчица, вскармливающая Ромула и Рема, который считается отцом основателя города Сиена.

Интерьер собора

Как только ваши ноги переступят порог собора, готовьтесь к поистине головокружительному эффекту, который создают черно-белые полосатые колонны. Они украшены оригинальными декоративными элементами и вызывают искреннее восхищение. Здесь же перед восхищенными взглядами туристов предстают шедевры скульптора Джованни Пизано.

Карниз украшают бюсты пап, что были созданы еще в 15 веке и прекрасно сохранились до наших времен. Но если присмотреться к ним, станет очевидным, что некоторые бюсты очень похожи. Это не обман зрения и не какой-либо эффект. Дело в том, что при создании бюстов использовались всего 4-5 терракотовых форм, поэтому некоторые бюсты полностью идентичны. Немного ниже расположились изваяния бывших правителей Рима и Византии. Всего насчитывается 36 таких скульптур.

Если проследовать к северному трансепту, можно познакомиться с творениями еще одного итальянского гения, который с божественной точностью обращался с мрамором. Речь, конечно же, идет о статуях Донателло, которые изображают Иоанна Крестителя и Марию Магдалину. В противоположном, южном трансепте находится часовня Киджи и алтарь, по всему периметру которого расположены статуи ангелов.

Главной достопримечательностью интерьера по праву считается восьмиугольная кафедра Николы Пизано, что выполнена в готическом стиле. Есть мнение, что этот шедевр архитектурного искусства является первым творением итальянского гения в зрелом возрасте архитектора. Кафедра имеет восемь колонн, половина из которых расположилась на львах. В основании главной колонны изображены ученые-гуманитарии того века. Если поднять глаза, откроются эпизоды из жизни Христа, что расположены на семи панелях из мрамора.

Посередине нефа расположился вход в библиотечное хранилище Пикколомини, что считается самым масштабным хранилищем изображений-фресок, посвященных эпохе Возрождения. Помещение было построено по персональной просьбе кардинала Франческо, который занимал пост архиепископа города Сиены. Главной целью создания такого архитектурного шедевра было почтение памяти Папы Пия II и его книжного собрания.

История возникновения Сиенского собора

Сиен в средних веках был самым влиятельным центром и столицей Сиенской республики. На сегодняшний день город также остается столицей, правда небольшого итальянского района Тосканы, и привлекает толпы туристов ежегодно. И не зря. Город сохранился в идеальном состоянии и был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди многочисленных достопримечательностей города больше всего выделяется Сиенский собор.

По данным некоторых исторических документов в 13 веке сиенцы находились в постоянной конкуренции с флорентийцами за власть и финансовое благополучие. И вот однажды городскими лидерами было отдано поручение, возвести такой храм, который переплюнет все великолепные здания во Флоренции. И к 1215 году происходит снос одного старого храма и на его месте возводится новое сооружение. Проектом руководил архитектор Никколо Пизано. Строительство длилось практически полвека, но результат превзошел все ожидания. Однако сиенцам было этого не достаточно. В 15 веке Сиен становится крупнейшим торговым центром страны и достигает полного расцвета. Власти планируют расширить границы храма, сделав его крупнейшим мировым сооружением, затмив даже собор Петра в Риме.

К сожалению, эти планы не получилось воплотить в жизнь. Связано это было с эпидемией чумы, унесшей больше половины жителей города. Строить храм стало просто некому. Эпидемию запечатлел в своем произведении «Декамерон» известный писатель Бокаччо. В память о наполеоновских планах осталась стена Дуомо Нуово, которую видно с одной из сторон Сиенского собора.

На сегодняшний день собор признан старейшим во всей Европе. Освятили его в честь Девы Марии. Храм построен в виде креста, увенчанного тремя нефами. Над ним возвышается великолепный купол, поддерживаемый восемью постаментами. В 1313 году архитекторы братья ди Вентура создали часовню в форме квадрата, которую окружают треугольные башенки. В 1376 году проект курировал Джованни Чекко. При нем продолжилось возведение заднего фасада собора. И только через несколько лет Сиенский собор был полностью построен.

Убранство храма

И внутри, и снаружи здание оформлено белым-черным фарфором с вкраплениями мрамора красного цвета. Такое необычное цветовое решение придумал и воплотил Джованни Пизано. Связано подобное с тем, что белый и черный – это главные цвета города. С ними связана даже легенда, по которой основатели Сиена вошли в город на лошадях черно-белого цвета.

Когда-то храм был украшен многочисленными статуями и лепниной, но они не дошли до наших дней. Совсем недавно архитекторы подняли все макеты, эскизы храма и создали копии всех тех украшений, вернув Сиенскому собору его первоначальный вид.

Огромное впечатление вызывает пол собора, выложенный полностью мозаикой, которая изображает мотивы на религиозную тематику. Некоторые его части даже украшены драгоценными и полудрагоценными камнями. Чтобы избежать повреждений, некоторые части пола укрывают специальным покрытием.

В помещении храма возвышается мраморная кафедра, созданная лично Никколо Пизано. Вокруг нее расположились великие шедевры архитектурного искусства: гробница епископа Джованни Печчи и великолепные фрески. В одном из помещений собора находятся мощи Святой Екатерины, а в другом – Мадонна, защитница Сиена, почитаемая жителями до сих пор.

Рядом с собором находится библиотека папы Пия III, основанная еще в 1495 году. Она представляет собой самое настоящее произведение искусства. Библиотека украшена фресками известных живописцев и скульптурами в античном стиле.

Сиенский собор стал творением многих именитых архитекторов и проектировщиков. Он действует до сих пор, приглашая в гости туристов и прихожан со всего мира.

Что посмотреть

При входе в храм непроизвольно взор опускается на восхитительный мозаичный пол, который можно рассматривать нескончаемо с явным восхищением. Труды по творению пола проводились в течение многих столетий, начиная с четырнадцатого столетия и завершая восемнадцатым столетием. Он складывается из пятидесяти шести панелей, сотворенных умельцами сиенской школы в основном в техниках сграффито и интарсии по мрамору. Первейшие сюжеты возникли в конце четырнадцатого века, а все работы были окончены в девятнадцатом столетии.

Тема изображений изменяется по мере того, как вы продвигаетесь вглубь храма: поначалу языческие изображения, потом мировоззренческие миниатюры о жизненных приоритетах, и далее они заменяются изображениями из Старого Завета и, под конец, сказания христиан.

Методика исполнения изображений подобна к гравюре: очертания вычерченного рисунка наполнялись крошкой из мрамора различных расцветок. Языческие сюжеты размещены от самого входа до того места где находится купол в самом главном из 2-ух залов по бокам.

Гермес Трисмегист – три раза знаменитый мудрый человек, основоположник оккультных наук; он был удостоен того, что был изображен в храме, т.к. его науки предвидели идею об одном Боге как основоположнике всего вездесущего.

Сиенская волчица. Детки Рема доставили в город и скульптуру волчицы, выкормившую их родителя. Жильцы Сиены почитали её своим оберегом. Кругом Сиенской волчицы представлены знаки двенадцати подвластных Сиене городков, и в том числе Рим (с изображением слона). Изображение с сиенской волчицей – олицетворение надменного настроения городка. Сейчас это только одно изображение, что совсем не прячется от путешественников.

Гиббелинский орел. Этот фрагмент – отголосок общественно-политического сражения меж Римскими папами и немецкими императорами в двенадцатом-тринадцатом столетии. В ней жители Сиены придерживались антипапской позиции. Благоволения к имперской власти проявлены в рисунке императорского орла в розе готического окошка.

Мудрость и Фортуна. Фортуна в виде легкомысленной дамы представлена в правом углу картины. Она пхнет ногой судно с обломанной мачтой и привлекает парусом надежды. Мудрецы оставляют судно и уходят в гору к Мудрости, сидящей с книгой вместе с Сократом и Кратетом, что выкидывает в море совсем ненужные украшения. Итог аллегоричного размышления: тот, кто понял мудрость, не мечтает о фортуне и ненавидит жизнь земную и её сокровища.

Колесо Фортуны. На этой инкрустации представлен царь, сидящий на престоле. Он не думает, что с поворотом колеса его трон разрушится, и сам он будет одним из тех бедных, что, надрываясь, крутят колесо фортуны. По две стороны основного зала расположены десять изображений сивилл-пророчиц.

Библиотека Пикколомини потрясает всякого входящего по-младенчески праздничной игрой красок. Усердиями живописца Пинтуриккио стены этой библиотеки стали страницами книги, рассказывающей о событиях в папской жизни.

На десяти фресках показана вся его писательская, дипломатичная и церковная деятельность. В культурном плане библиотека представляет собой величественное мировое значение.

Архитектура

Так уж повелось, что строения подобного типа, которые отличаются масштабностью, величием и навевают мысли о роскоши, строились веками. Такая участь постигла и это средневековое здание, основа которого хоть и была готова к 1263 году, но позже всячески дорабатывалась и достраивалась архитекторами, скульпторами и художниками разных эпох. Поэтому здесь можно найти признаки готической архитектуры разных направлений.

Собор имеет звонницу квадратного типа, что была создана по персональному проекту Агостино и Аньоло ди Вентура и появилась только в 1313г. Она также получила отделку из разноцветного мрамора, а верхушка увенчана восьмиугольным шпилем, вокруг которого возвышаются четыре пирамидальные башни.

Снаружи и изнутри здание собора отделано мраморными плитами белого и зеленовато-черного оттенка. Красный мрамор можно встретить лишь на некоторых элементах фасада, что придает особой роскоши величественному зданию. Интересно, что бело-черная мраморная отделка является своеобразным символом лошадей основателей города Сиены таких же окрасов – Сении и Аскии.

Сиенский храм был посвящен Успению Пресвятой Девы Марии (что известна здесь под именем Дуомо), считается уникальной сокровищницей из мрамора. В этом сакральном месте Италии хранятся лучшие шедевры таких гениев своего времени, как Пизано, Донателло и Микеланджело.

Особого внимания заслуживает уникальный по своей красоте и художественной задумке мозаичный пол, автором которого является Никколо Пизано и статуя Иоанна Крестителя, что была создана знаменитым на весь мир скульптором Донателло. В общем, в Сиенском соборе каждый найдет для себя много интересного и уникального. Здесь часами можно бродить, изучая каждый квадратный метр величественного строения. Скульптуры, мозаика, живопись, готическая архитектура, редкие материалы – что еще нужно для того, чтобы поразить ваш пытливый ум? Здесь этого добра хоть отбавляй!

Сиена

Думаю нет смысла переписывать сюда многовековую историю этого города: источников предостаточно, ведь Сиене посвящены целые сайты, начиная с официального на итальянском и заканчивая Википедией и любительскими страничками, — ограничусь лишь основной вехой, благодаря которой город получил такую популярность у нынешних туристов.

Несмотря на то, что Сиенcкая республика существовала более четырёх столетий (начиная со второй половины XI века до 1555 года), её «золотой век» длился менее семидесяти лет с 1287 по 1348. Предшествовало ему противостояние Сиены с Флоренцией с одной стороны и, соответственно, гибеллинов с гвельфами — с другой, которое вначале закончилось оглушительной победой первых в битве при Монтаперти 4 сентября 1260 года, а спустя каких-то десять лет практически без единого выстрела — вторых.

В результате Сиена поменяла ориентацию перешла под власть «пропапских» сил, однако, сохранила свою республику и независимость от Флоренции. Спустя ещё почти двадцать лет политической борьбы переходный период был завершен, власть в Сиене окончательно перекочевала к гвельфам, и управление Республикой перешло к Совету Девяти (Governo dei Nove), называемому также «тиранией Девяти», но, как ни странно ставшем её «золотым веком».

История строительства Кафедрального собора в Сиене

С первого взгляда на величественную церковь понимаешь, почему за этим великолепным сооружением закрепилось звание важнейшего памятника итальянской готики. Если верить официальной информации, на этом месте ранее было другое здание, данных о котором практически не сохранилось. Собор строился без малого полвека с 1215 года по 1263 год. В конечном итоге перед посетителями предстал собор в виде латинского креста.

По другой информации, возводить церковь начали только в 1229 году, а перед этим некоторое время посвятили проектным работам. Главными ответственными лицами на этой масштабной стройке были монахи-чистерченцы, которые и позвали Николу и Джованни Пизано в Сиену. Они то и считаются авторами роскошного фасада собора, при создании которого активно использовался мрамор сразу трех оттенков – черного, белого и красного. Такого богатого изобилия вы вряд ли сможете встретить еще где-либо.

Что посмотреть

В создании 56 мраморных панелей с гравировкой и мозаикой были задействованы 40 ведущих художников, все из Сиены, кроме Бернардино ди Бетто, известном как Пинтуриччио. Воплощение проекта в жизнь заняло почти шесть веков, и последние штрихи в отделке были сделаны в 1800 году.

Сегодня мозаичные панели в нефе и проходах, как правило, открыты, но защищены от посетителей ограждениями, но наиболее ценные находятся в трансепте и под апсидой, а сверху защищены специальным покрытием, поскольку там обычно прихожане сидят во время мессы. Открываются они только во время праздника Палио и еще пары месяцев в году, чаще всего в сентябре и октябре.

В центре собора, в левой части трансепта есть только одна панель, которая видна постоянно: это «Избиение младенцев» в изображении Маттео ди Джованни (тема, которой художник был одержим, оставив нам волнующие картины него в Сиене в Общественном дворце и в церкви Санта-Марии деи Серви).

Самые старые и впечатляющие украшения собора расположены в центре возле входа: Колесо Фортуны и Сиенский Волк в окружении символов союзных городов. Эти изображения были сделаны в 1369 году, и местами довольно изношенны, поскольку в те времена не принято было ограждать и защищать мозаику на полу.

Каждая панель имеет свою историю, вы можете обойти весь собор и найти те, которые вам понравятся больше всего, а затем вы можете познакомиться с историей изображений, купив в магазинчике при соборе путеводитель.

Также вашего внимания заслуживает статуя Иоанна Богослова Донателло, расположенная возле библиотеки Пикколомини, круглые окна Дуччо ди Буонинсенья, мраморная кафедра Николы Пизано.

Мифы и факты

Если верить истории, издавна между жителями отдельных провинций Италии точилась борьба за лидерство и раздел сфер влияния. Не обошла подобная участь и жителей Сиены, которые в 13 веке потребовали от правительства города построить храм, который будет по всем параметрам превосходить собор своих основных конкурентов из Флоренции. Творению одного из самых ярких готических фигур итальянской архитектуры Никколо Пизано суждено было стать не просто центральным храмом Сиены, а одним из самых главных туристических объектов современной Италии.

Когда в 15 столетии городок вошел в эпоху расцвета, местные жители предложили расширить церковь, поставив за цель затмить один из самых ярких соборов того времени – храм святого Петра в Риме. На этот раз отвечать за проект пришлось Джованни ди Агостино, который так и не смог довести дело до конца. Ему помешала волна бубонной чумы, что захлестнула город. Поэтому стены собора еще долго напоминали о несбывшихся мечтах горожан Сиены.

Кафедральный собор Сиены

Несомненно, ещё одной, если не сказать, что главной «жемчужиной» города являлся Сиенский кафедральный собор, куда, сделав несколько кругов по пьяцце дель Кампо, мы и направились. Завершенный в середине XIII века, то есть ещё до прихода к власти гвельфов, он продолжал достраиваться и при «новой власти».

В 1325 году к собору был пристроен Баптистерий, а в 1339 — начаты работы по значительному его расширению, даже получившему название Nuovo Doumo или «новый собор», однако, разразившаяся в 1348 году эпидемия чумы положила конец не только этому проекту, но и всему «золотому веку» Сиены.

Тем не менее, труд не пропал даром и недостроенный фасад «нового собора» получил новую жизнь в наше время, используясь в качестве смотровой площадки, куда, купив за двадцать евро комплексный входной билет, нам необходимо было забраться в первую очередь. Насмотревшись на исторический центр Сиены с высоты птичьего полёта, мы зашли в сам собор и его крипту — помещение, случайно обнаруженное в конце XX века под Баптистерием, с фресками в XIII-XIV века.

Оставив на заедочку Баптистерий и решив не посещать музей, мы снова выбрались на улицу уже около полудня. Иль Кампо уже была заполнена народом, а нам пора было забирать с парковки наш автомобиль и ехать дальше на северо-восток — в направлении Равенны.

Перуджа

Но прежде чем оказаться в Равенне, мы решили сделать небольшой крюк и посетить Перуджу. Сейчас, спустя ровно семь лет после той поездки я, как не ломал голову, так не смог найти логичного объяснения такому шагу. Видимо, мы просто решили посетить столицу ещё одного итальянского региона Умбрии.

Перуджа же запомнилась, пожалуй, лишь солнечной погодой, да центральной улицей Corso Vannucci, упирающейся в площадь IV Ноября (Piazza IV Novembre) с Кафедральным собором и фонтаном Maggiore, которые, кроме всего прочего, все умудрились уместиться на одной фотографии.

Предприняв попытку углубиться в средневековые улочки, вскоре мы поспешили вернуться обратно вначале к упомянутому фонтану, а затем и к машине, предпочтя знакомству с городом ещё два часа пути. В результате мы надеялись засветло добраться до финальной точки маршрута и не шарахаться по ночной Равенне в поисках еды.

Иль Кампо, Палио и Контрады

За последующие полвека центральная часть Сиены была значительно застроена и приобрела примерно тот вид, который в настоящее время и притягивает в город толпы туристов. В первую очередь это Пьяцца дель Капмо или «иль Кампо» — поделённая на девять секторов центральная площадь, имеющая форму ракушки, с резиденцией Совета Девяти — Palazzo Comunale и торчащей из него на 102 метра Torre del Mangia.

Значительно позже, уже в XV веке на площади появился фонтан радости (Fonte Gaia), а, начиная с XVII века, начали проводиться скачки или «палио» (Il Palio), но прежде чем написать про них пару строк (в начале марта, понятное дело, никаких бегов мы в Сиене не видели) — нужно рассказать про административное деление города, дошедшее до наших дней всё с тех же времён гвельфов и гибеллинов.

Расположение Сиены на трёх холмах предопределило её деление на три Терци (Terzi) или «трети» — именно представители этих его частей формировали Совет Девяти. В свою очередь Терци делились на Контрады (Contrade) — «районы». Изначально районы формировались по территориальному и военному принципам, исходя из функций, которые его жители выполняли по снабжению войска, но со временем начали «прорастать» и социальными связями.

В конце концов все важные события в жизни сиенцев: дни рождения, свадьбы, похороны, — стали так иначе связаны с родной контрадой. У каждой контрады появилось своё название, символика, музей, фонтан, площадь, крестильня, девиз и, естественно, дружеская контрада и контрада-противник. Чтобы как-то меряться силами и выявлять лучшего и были придуманы состязания на центральной площади города.

Максимальное число современных контрад достигало двадцати трёх, в настоящее время их осталось семнадцать: Aquila (Орёл), Bruco (Гусеница), Chiocciola (Улитка), Civetta (Сыч), Drago (Дракон), Giraffa (Жираф), Istrice (Дикобраз), Leocorno (Единорог), Lupa (Волчица), Nicchio (Ракушка), Oca (Гусь), Onda (Волна), Pantera (Пантера), Selva (Лес), Tartuca (Черепаха), Torre (Башня) и Valdimontone (Баран).

Теперь обещанные пару строк про «палио» — это скачки на неосёдланных лошадях, проходящие в Сиене с 1656 года дважды в год: 2 июля и 16 августа. В бегах участвуют семь контрад, не участвовавших в аналогичных состязаниях прошлого года, плюс три контрады, определяемых жребием. Задача жокея, а точнее лошади (можно без всадника) — пройти первой три круга по площади. Длина круга составляет 333 метра, трасса отсыпается песком, а по окончании турнира тщательно убирается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector