Лучшие развлечения в ватикан, италия

Дворцы и резиденции

Ватикан – это место, где на очень небольшой территории располагается большое количество построенных в разные века дворцов, большинство из которых сейчас музеи. Несколько зданий, отреставрированных в едином стиле в эпоху Ренессанса, образуют интереснейший дворик, который путеводители представляют как Двор Бельведера. Он образован фасадами дворцов, служивших резиденциями папы Иннокентия VII и Николая V, и другими зданиями. Во Дворе Бельведера можно увидеть образцы античной скульптуры, изображающие любимых персонажей древнегреческой и древнеримской мифологии: Аполлона, Персея, Афродиту, Лаокоона с сыновьями и др. Одним из активных собирателей античных древностей был папа Климент XIV в последней трети XVIII века, затем большое количество экспонатов появилось благодаря Пию VI.

Прогулки по Ватикану доставят удовольствие не только ценителям древности, но и приверженцам современного искусства. В 1990 году во Дворе Бельведера была установлена выполненная из бронзы работа А. Помодоро «Сфера внутри сферы». Внутри бронзовой сферы диаметром 4 м, символизирующей Вселенную, вращается изображение нашей планеты. Инсталляция помогает задуматься о взаимосвязи малого и большого, о том, как деятельность жителей Земли влияет на окружающее пространство.

Входные билеты в музеи

Где купить билеты

Как всегда, есть 3 способа заполучить заветные билеты:

  1. Прийти в кассы и по старинке шаг за шагом приближаться к заветной цели. Очереди зависят от времени года и суток. Кто-то рекомендует приходить перед открытием, но японцев и китайцев вам не опередить. Они ранние пташки. Я бы попробовал прийти после обеда, когда основная масса уже заскочит в музей.
  2. Зайти на сайт в духе ватикан.ру или vaticantickets.com и купить билеты с магическим названием «skip the line» на 15 евро дороже оригинала. Затем получить скидку 20% и купить их всего лишь на 10 евро дороже.
  3. Купить их онлайн на официальном сайте без всякой мороки.

Несмотря на то, что я сам не люблю переплачивать за входные билеты посредникам, такая необходимость иногда возникает. К примеру, если вы проснулись по утру и поняли, что вам пора в Ватикан.

Сколько стоять билеты

Обычные входной билет в Музеи и Сикстинскую капеллу:

  • Для взрослых: 17.00€
  • Дети 6-18 лет (включительно): 8.00€
  • Дети до 6 лет бесплатно
  • Сбор за бронирование времени онлайн: 4.00€ с человека
  • Аудиогид: 8.00€ (есть русский)

Другие билеты и туры:

  1. Вечернее посещение. Каждую пятницу с 25 апреля по 26 марта можно попасть в музеи Ватикана вечером с 19.00 до 23.00. Билеты по той же цене 17.00/8.00€, а забронировать можно на насколько месяцев вперед.
  2. Раннее посещение + завтрак. За 70.00/61.00€ вы можете прийти в музеи к 7:15 съесть американский завтрак и начать осмотр музеев до прихода толпы.
  3. Посещение музеев + обед. За 39.50/20.00€ можно совместить полезное с приятным и отведать итальянское меню в ресторане Ватикана.
  4. Посещение садов Ватикана + музеи. Для тех, кто хочет расширить возможности посещения Ватикана, за 34.00/25.00€ можно попасть на обзорную экскурсию по садам Ватикана, а потом самостоятельно осмотреть музеи. Есть туры на русском языке.
  5. Весь Ватикан на поезде. 43.00/38.00€. Раннее посещение музеев в 8.00 до основной массы, сады + посещение виллы Понтифика возле озера Албано с переездом на поезде. Весьма интересный вариант!

Как купить билеты онлайн

Задача выполняется на раз-два, как и другие покупки билетов в интернете.

Главное держать наготове банковскую карту и иметь под рукой список своей команды, так как нужно будет указать их имена и фамилия на английском языке.

  1. Заходим на сайт и выбираем те билеты, которые вы решили купить:
  2. Проверяем цены билета и возрастные рамки своей группы. После чего выбирает дату посещения:
  3. На указанную дату назначаем время визита в музеи и количество взрослых и детских билетов. Если с вами дети младше 6 лет, то про них можно даже не упоминать и бронь на них оформлять не нужно, как, например, в Колизее.
  4. Переходим к оплате. Вводим данные карты, свои данные, имена и фамилии членов вашей команды:

Вот и все.

Теперь вам на почту придут ваучеры с некоторой дополнительной информацией: картой музеев и расписанием туров. Сохраните ваучеры на телефон или распечатайте на бумаге.

Вопросы по билетам

На почту вы получаете ваучеры, а не билеты. Перед посещением музея их надо предъявить на кассе для обмена на настоящие билеты. Также это можно сделать в аппаратах самообслуживания. С полученными билетами вы можете пройти через турникет или ждать в холле своего гида.
Билеты не подлежат возврату.
Билеты можно поменять на другую дату или даже другого человека

Но! Сделать это нужно на сайте заранее, а не просто отдать в очереди другому человеку.
Обратите внимание, что я подчеркнул фразу skip the line. Все билеты, купленные на сайте Ватикана онлайн и называются skip the line, так как вы проходите без очереди

Не ведитесь на уловки посредников, которые за это берут деньги.

Собор святого Петра и одноименная площадь

Собор Святого Петра входит в число самых крупных христианских храмов во всем мире.
Возводиться он начал еще в 324 году, на том месте, где находилась могила апостола Петра.

Первая базилика к началу 15 века сильно обветшала, и Николай V, бывший в то время римским папой, приказал возвести на ее месте грандиозный собор. Однако его строительством пришлось заниматься уже Юлию II, так как папа вскоре умер.

Над проектом собора трудились:

  • Браманте
  • Перуцци
  • Микеланджело
  • Рафаэль
  • Сангалло

Каждый из мастеров привносил в первоначальный проект нечто свое, и вероятно, это и стало причиной столь величественного архитектурного решения.

Попасть в собор можно, лишь пройдя по площади Святого Петра. Если взглянуть с высоты птичьего полета, то ее очертания напомнят вам дверной ключ. Такой площадь сотворил Бернини еще в 17 веке. С обеих ее сторон высятся великолепные колоннады, а рядом с ними находятся статуи христианских святынь.

В самом центре площади расположен обелиск, который видел казнь апостола Петра. Он был привезен еще во времена античности из Египта в Рим, когда городом правил Калигула.

На вершине 35-метрового обелиска находится золотой шар. Согласно легендам, внутри его покоятся останки Юлия Цезаря.

Сегодня на этой площади собираются верующие со всего мира дабы принять участие в папских богослужениях и получить благословение папы римского.

Постоите на площади и рассмотрите фасад католического храма. Его высота составляет 45 метров при ширине в 115 метров. На фасаде собора находятся многочисленные статуи, в том числе статуи Иоанна Крестителя и Христа. Внутрь собора можно попасть через несколько ворот. Четыре из них открыты постоянно, а вот «святые» ворота открывают лишь раз в 25 лет перед Рождеством.

Попав внутрь собора, ощущаешь себя песчинкой. Оно и понятно, ведь одновременно в храме могут находиться до 60 000 верующих. Поражает не только размер (площадь его составляет более 20 000 м2), но и внутреннее убранство собора. Росписью купола собора Святого Петра занимался Микеланджело.

На высоте 119 метров он изобразил четырех апостолов: Луку с волом, Марка со львом, Иоанна с орлом и Матфея с ангелом. От купола берет начало и надпись на латинице, взятая из Библии: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и дам тебе ключи Царства Небесного».

Главный алтарь находится как раз под куполом. Его возводили на месте погребения Святого Петра. Круглые сутки на алтаре стоят зажженными 95 лампад. Украшением алтаря является величественный балдахин Бернини. Это монументальное 29-метровое сооружение опирается на четыре витые колоны.

В Соборе Святого Петра хранится множество христианских сокровищ. Так, здесь можно увидеть копье Лонгина (это так называемое копье судьбы, пронзившее Христа на кресте). Из ценных скульптур стоит назвать мраморную скульптуру Девы Марии, имеющую название «Пьета», а также восседающего на троне бронзового апостола Петра.

Многие туристы прикасаются к правой ноге Святого Петра, и делают это не спроста. Считается, что если загадать желание и потереть ногу, но можно ждать его исполнения в ближайшем будущем.

Достопримечательности по маршруту «Прогулка по Риму с посещением Ватикана»

Ватикан

Первой достопримечательностью по этому маршруту станет Ватикан — самый могущественный и крошечный город-государство в мире. Здесь, на территории 44 квадратных метров (длина государственной границы составляет 3,2 км!), находится множество достопримечательностей, предметов искусства и святых мест. Здесь живет Папа римский — глава всей Католической церкви, но не только он: в этом государстве по оценке 2017 года официально проживает 1000 человек, почти все из которых работают на Церковь. Плотность населения здесь поражает, Ватикан — третья страна в мире после еще двух городов-государств — Монако и Сингапура.

На границе Ватикана у вас не будут спрашивать документы, хватит и того, что вы находитесь на территории ЕС.

Карта Ватикана с просторов интернета (соответствует той, что на оф.сайте, но не интерактивная):

Музеи и сады Ватикана, Сикстинская капелла

Начать знакомство с Ватиканом советую с Музеев. Работают они по не самому удобному графику:

  • с понедельника по субботу: с 9:00 до 18:00 (кассы закрываются за 2 часа);
  • воскресенье — выходной, кроме каждого последнего воскресенья месяца (тогда войти в музеи можно бесплатно).

Есть еще несколько ограничений, подробнее можно посмотреть вот на этой схеме (взяла с официального сайта):

Стоимость посещения в 2019 году: 17 евро за взрослого и 8 евро за ребенка. Если не хотите стоять в очереди в кассы, то можно забронировать билет онлайн за 4 евро. А очереди здесь существенные. В апреле, до начала основного сезона, мы простояли в кассы около часа. Летом можно часа три наверное стоять.

Во внутреннем дворе Ватикана (после касс)

Ватикан предлагает множество типов билетов: на одну или несколько достопримечательностей, групповой или индивидуальный тур, свободное посещение. Выбрать можно здесь — biglietteriamusei.vatican.va

Кроме собственно Музеев Ватикана, очень интересно погулять по Садам. Вот только попасть туда довольно сложно: по парку водят пешеходные групповые экскурсии раз в неделю и экскурсии на мини-автобусе. Говорят, что в сады можно попасть бесплатно и без очереди со стороны Собора Святого Петра, но только на уровне слухов и информации с задворок интернета. Мы проверять не полезли, просто устали от прогулки по Музеям и этих невероятных толп.

Перед посещением Музеев рекомендую зайти к ним на сайт — www.museivaticani.va

Отзыв о посещении Музеев Ватикана

Свободно погулять по музею, как скажем по Эрмитажу, у вас не получится. Вы входите в Музеи толпой, двигаетесь с ее скоростью (пытаясь хоть что-то успеть увидеть на стенах), проходите через Сикстинскую капеллу (здесь запрещено фотографировать и на каждом углу стоят охранники и зорко следят за соблюдением правил) и все вместе, таким же ровным строем, выходите из Музеев к Собору Святого Петра. Общее время такой прогулки — около 3 часов. Если будете рассматривать предметы искусства чуть более вдумчиво, то посещение Музеев может растянуться часов до 5.

Площадь и Базилика (Собор) Святого Петра (Saint Peter’s Basilica)

После осмотра Музеев, мы оказались на площади Святого Петра, где расположена другая звездная достопримечательность Ватикана — Собор Святого Петра.

График работы Базилики: с 7:00 до 19:00, зимой закрывается на 1 час раньше. Посетить Собор можно бесплатно, что неизменно приводит к жутким очередям. Каюсь, но мы не смогли осилить еще одну очередь. Сама площадь оказалась удивительно красивой, поэтому мы просто посидели пару минут и полюбовались Ватиканом, поедая джелатто.

На фото — очередь в Собор Святого Петра

Продолжение прогулки по левому берегу Тибра

После утомительной, но жутко интересной экскурсии по Музеям Ватикана, мы решили провести остаток дня на левом берегу Тибра. Маршрут я указала на карте выше, но никаких важных достопримечательностей мы в этот раз не искали: просто прошлись по улочкам древнего города, нашли великолепную обзорную площадку с невероятным видом.

В парке Джаниколенсе (Parco Gianicolense)

Вид на центр Рима из парка Джаниколенсе

Затем мы наконец-то нашли ресторанчик, где смогли подкрепиться и начать прощаться с Римом. Ведь это был наш последний день в итальянской столице и финал нашего путешествия по Италии! Надеюсь, что когда-нибудь мы вернемся в Италию и еще пройдемся по улочкам древних городов.

Пещера ди Лурдес

В начале прошлого века, по указанию правящего понтифика, в садах сооружена копия знаменитой Лурдской пещеры. По преданию, в гроте по близи французского города Лурд произошло явление Девы Мари(1858 г.). Через девочку Бернадет Субиру Богородица передала послание для всех христиан. Его текст выбит на постаменте статуи, установленной в Лурдском гроте.

Ежегодно помолиться у памятного места приезжают тысячи верующих католиков. Ватиканский аналог повторяет внешний вид и окружающий ландшафт французского прототипа. Торжественное освящение пещеры произошло в марте 1905 г. Богослужения в честь знаменательного события – явления Богородицы, проходят в гроте ежегодно 31 мая.

Двор Пинии

Под руководством зодчего Браманте в начале 17 в. в папской резиденции обустроили промежуток между главным дворцовым зданием и Бельведером. По задумке автора, был разбит дворик с клумбами и сооружено здание. Нишу в корпусе заняла гигантская имитация сосновой шишки. Отсюда пошло наименование – двор Пинии. Фигура отлита из позолоченного бронзового сплава. На постаменте выбиты сцены древнеримских состязаний атлетов.

Своеобразными стражами «ореха» пинии выступают павлины, выполненные из бронзы. Фасад шара украшает барельеф человеческой головы, которая изрыгает фонтан воды. Современный дизайн площади дополнила инсталляция Арнальдо Помодоро, установленная в 1990 г. Она представляет символическое изображение Вселенной и земного шара, внутри нее. Блестящая сферическая поверхность отражает окружающее пространство и людей и таким образом, демонстрирует влияние человека на среду обитания.

Ландшафтную композицию дворика завершают 4 симметричные лужайки с травяным газоном. Для осмотра двор открыт в период работы музеев. Стоимость билета 17 € для взрослых и 8 € для детей (6-18 лет). Экскурсия с гидом оплачивается от 24 € за детский абонемент до 33 € за взрослый.

Завтрак в музеях Ватикана: что он включает в себя?

В теплое время года с начала апреля по конец октября завтрак в музеях Ватикана подают в кафе Caffè-Bistrot La Pigna, которое расположено по центру двора Сосновой шишки (Cortile della Pigna). Кафе имеет крышу (что обезопасит вас в случае дождя) и имеет прозрачные перегородки, через которые можно видеть окружающие достопримечательности. В этом же кафе проходит аперитив во время вечернего открытия музеев по пятницам (Ватикан после заката).

Завтрак в музеях Ватикана во дворе Сосновой шишки (Cortile della Pigna)

Чтобы попасть в кафе, нужно:

  1. Войти в музеи Ватикана, пройти контроль безопасности и обменять бронь билетов на реальные билеты в кассе Cassa Online e Gruppi (слева от входа и контроля безопасности). Также вам дадут чек, который нужно будет предъявить в кафе
  2. Пройти турникеты (к которым нужно приложить билет со штрих-кодом) и подняться на верхний уровень по винтовой лестнице
  3. Пройти налево по коридору, никуда не сворачивая: почти сразу вы попадете во двор Сосновой шишки. Кафе будет находиться примерно посередине между бронзовой шишкой и позолоченным шаром «Сфера в сфере» итальянского скульптора Арнальдо Помодоро
  4. При входе в кафе будет стоять распорядитель, которому нужно показать чек на завтрак. Он укажет вам на столик, который вы можете занять
  5. Здесь можно скачать карту музеев Ватикана в формате pdf

Турникеты в музеях Ватикана (после них нужно подняться наверх по широкой винтовой лестнице)Вид из кафе

В кафе музеев Ватикана подают американский завтрак в формате шведского стола (то есть еду вы накладываете себе самостоятельно). Завтрак в музеях Ватикана довольно сытный, хотя, конечно, не стоит ожидать уровня пятизвездочного отеля. 

Что входит в завтрак в музеях Ватикана:

  1. Горячие блюда (омлет, сосиски, жареный бекон, оладьи, которые испекут при вас)
  2. Нарезка сыров и ветчины
  3. Хлеб и выпечка
  4. Хлопья
  5. Йогурт
  6. Фрукты
  7. Чай, кофе, сок

Завтрак в музеях Ватикана стоит заказывать в теплое время года, чтобы можно было наслаждаться видом на дворик Сосновой шишки (тогда как зимой завтрак подается в подвале в закрытом помещении ресторанной зоны (Restaurant Area)). Опция билета с завтраком позволит вам войти в музеи Ватикана раньше по времени, а значит и раньше начать экскурсию (основной поток посетителей начинается с 9 утра).

Для заказа индивидуальной экскурсии в музеи Ватикана и собор Святого Петра на русском языке=> planmytrip@wowitaly.ru, +39 334 840 2086 (WhatsApp)

  1. Билеты в музеи Ватикана: виды и стоимость
  2. Правила посещения музеев Ватикана и Сикстинской капеллы
  3. Нет билетов в Ватикан. Какие есть варианты
  4. Нет билетов в Колизей. Какие есть варианты
  5. Музей Пио-Клементино в составе музеев Ватикана. Шедевры и история
  6. Галерея географических карт в музеях Ватикана
  7. Галерея гобеленов
  8. Галерея канделябров

Росписи свода

В начале XVI в. по потолку капеллы пошли трещины. Их ремонт исказил существовавшее изображение звездного неба, поэтому папа Юлий II заказал Микеланджело новую роспись свода капеллы. За четыре года работы Микеланджело изобразил на площади 800 м2 три сотни персонажей, составивших девять фресок. Такова история появления одного из величайших изобразительных шедевров человечества.

Росписи свода Сикстинской капеллы

Ветхозаветные сюжеты фресок делятся на три тематические группы:

  • творение Небес и Земли;
  • сотворение первых людей и грехопадение;
  • жизнь Ноя.

В каждую группу входит по три фрески. Все они – произведения высокого искусства. Самая известная из них – «Сотворение Адама».

Фреска «Сотворение Адама»

Бог изображен в виде седовласого, но полного жизненных сил старца. Его рука готова прикоснуться к руке физически уже созданного юноши, тем самым вдохнув в него искру божью, т. е. по-настоящему сотворив человека. Споры искусствоведов вызывает изображенная под левой рукой Творца женщина. Мнения разделяются между Софией – аллегорией Божественной Мудрости, и Евой.

Музеи Ватикана

Общая протяженность музеев Ватикана – девять километров, или 3-4 часа неспешных прогулок. Не буду утомлять вас описанием всех галерей, расскажу лишь о тех, что поразили меня больше всего. Кстати, не забудьте прихватить с собой несколько бутылок питьевой воды, отправляясь в долгий путь по бесконечным лабиринтам.

Я начала свою культурную программу с музея Кьярамонти, который посвящен античному искусству. В большой арочной галерее на меня с обеих сторон взирали Афина, Посейдон; тянулся бесконечный ряд статуй, бюстов, саркофагов, рельефов – всего около 800 экспонатов, относящихся к римской эпохе.

В Braccio Nuovo и Galleria Lapidaria, двух других частях музея Кьярамонти, собраны символы греческой мифологии, римской истории, а также тысячи фрагментов надписей христианского и языческого содержания.

Если мраморные изваяния античных императоров и божеств вполне привычны в каждом известном мировом музее, то скульптуры животных из цветного и белого мрамора и алебастра – это что-то новенькое. Зверинец из более чем 150 статуй, среди которых львы, антилопы, собаки, овцы и олени, создан по заказу папы Пия VI итальянским скульптором Франческо Антонио Францони в XVI веке. К сожалению, подойти к древним зверям не получится. Они, как в зоопарке, отделены от зрителей ограждением. Остается только любоваться и делать снимки.

Галерея географических карт – еще один из музейных залов, где стоит задержаться. Коридор шириной 6 и длиной 120 метров, расписан 40 географическими картами с изображением бывших владений Католической церкви и важнейших регионов Италии в эпоху папы Григория XIII. Здесь и карта французского Авиньона, и острова Корсика, Сардиния и Сицилия, и осада Мальты, а также подробные карты Генуи и Венеции.

В 14 веке Григорий XIII, с чьей подачи был введен григорианский календарь, заказал картографу и математику Игнацио Данти из Перуджи украсить стены дворца картами. В итоге, через три года карты были готовы. Помимо географических данных на них были нанесены исторические события, памятники и особенности изображенных мест, моря украшены кораблями, морскими чудовищами и мифологическими персонажами.

Проходя по музейным залам, не забывайте смотреть на потолок — там тоже много интересного. Свод галереи географических карт, например, украшен изображениями из жизни апостолов, а также сценами из Ветхого Завета, пейзажами, аллегориями и арабесками.

Три небольших комнаты, расписанные молодым Рафаэлем в XIV веке, теперь носят его имя – Stanze di Raffaello или «Комнаты Рафаэля». Их тоже лучше рассматривать снизу вверх, изучая фрески о теологии, философии, поэзии и юстиции. На стенах и потолке воображение Рафаэля уместило не только библейские сюжеты с апостолами и Христом, но и фигуры мыслителей: Платона, Аристотеля, Пифагора и Эвклида.

Все музеи Ватикана ведут в главную комнату, где вершатся судьбы будущих пап во время конклава, а именно в Сикстинскую капеллу. Микеланджело, который в возрасте 33 лет начал расписывать потолок капеллы библейскими историями от сотворения мира до потопа, почти ослеп после нескольких лет беспрестанной работы. Он рисовал лежа на спине, на высоких лесах, и краска капала ему прямо в глаза. К счастью, здоровье мастера постепенно восстановилось, и спустя 22 года после окончания росписи, он вновь вернулся в капеллу, чтобы создать грандиозную фреску «Страшный суд» по заказу папы Павла III.

Сейчас Сикстинская капелла вечно забита туристами, движением которых подобно регулировщикам на дорогах управляют охранники. Они периодически восклицают “Silenzio!” («Тишина!»), грозно смотрят, стоит поднять камеру, и указывают на выходы. Не многие знают, что выход из капеллы с левой стороны приведет вас обратно к музеям, а тот, что справа – в Базилику Святого Петра, что очень удобно, поскольку позволяет миновать километровые очереди в собор.

Галерея Гобеленов

Через Галерею Гобеленов проходят все, кто желает посетить знаменитую Сикстинскую капеллу, но и сама по себе она прекрасна. Здесь представлено множество искусных полотен, в том числе «Воскресение Иисуса», с которого Божий Сын смотрит в глаза каждому туристу, вне зависимости от его положения в комнате. Такой эффект достигается благодаря использованию техники «движущейся перспективы» — такой же, как на легендарной «Моне Лизе».

Всего в галерее несколько десятков гобеленов, относящихся к разным историческим эпохам. Произведения на правой стене были сотканы в Риме в XVII веке по заказу Папы Урбана VII и воспроизводят сцены из его жизни. По левую сторону размещены полотна по мотивам картин Рафаэля и его учеников. На них изображены религиозные сюжеты, в основном связанные с Иисусом.

Изготавливали гобелены из шерсти или шёлка, после чего расшивали золотыми и серебряными нитями. На создание каждого из них уходили годы. Лучшие ткачи Италии, Бельгии и Фландрии при помощи ниток переносили каждую линию или блик с холста и ткань, создавая уникальные произведения искусства.

Очень интересен также потолок Галереи Гобеленов. Снизу кажется, что он покрыт барельефами из гипса, но на самом деле он совершенно плоский. Эффект объёмного рисунка достигается за счёт невероятно умелой работы с разноцветными красками.

Топ-5 шедевров музеев Ватикана

Чуть ниже мы с вами начнем наш «крестный ход» по галереям и залам Ватиканских музеев. Но хотелось бы предварить это событие небольшим описанием тех самых шедевров, ради которых сюда и приходят миллионы посетителей.

Конечно, их намного больше, но остановимся на 5 действительно грандиозных.

Статуя Аполлон Бельведерский

Копия древнегреческой статуи, выполненная в 1-м веке н.э. Это классическая скульптура, демонстрирующая грациозность человеческих форм.

Аполлон – сверхчеловек с великолепным телом застывший в естественной позе, слегка откинувшись на заднюю ногу после пуска стрелы во время охоты. Аполлон – мыслитель и атлет, поэт и воин.

Прямое олицетворение божественности в человеке и человечности в божестве. Заметили, чего не хватает скульптуре?

Статуя Лаокоон и его сыновья

Молодой Микеланджело и его компаньоны опознали скульптуры по сохранившимся античным записям Плиния Старшего.

Лаокоон – жрец Аполлона в городе Троя, отговаривает своих наивных собратьев от принятия деревянного коня в подарок от древних греков. Предвидя провал все операции, сообщники греков Афина и Посейдон, насылают двух гигантских морских змей, чтобы заткнуть рот несостоявшемуся оракулу и его сыновьям на всякий случай.

Агония, накал страстей и страх перед неминуемой погибелью. Здесь нет времени на самолюбование, как в случае с Аполлоном. Борьба в самом разгаре, но по напряжению в лицах исход борьбы предрешен.

Фигура была создана из 4-х блоков мрамора и искусно соединена воедино тремя мастерами с острова Родос. Интересно, что правая рука Лаокоона была найдена лишь в начале 20-го века.

Статуя произвела не только впечатление на всю папскую знать, но и на самого Микеланджело, задав, так называемый недосягаемый идеал, к которому он стремился всю свою жизнь.

Порфировая чаша

Невероятно огромная чаша диаметром в 5 м, которая некогда украшала Золотой Дом Нерона.

Ценность заключается в том, что она выполнена из цельного куска императорского мрамора «порфира». Добывает он только на одной горе Египта, которую Римские императоры застолбили только для своих нужд.

Чаша была настолько большая, что весь зал пришлось строить уже вокруг нее.

Фреска Рафаэля «Афинская школа» 1510 г.

Одна из лучших работа Рафаэля, которая, если бы не роспись Микеланджело, являлась бы триумфов Ватикана. Помимо того, что это просто шедевр живописи, это еще и групповой портрет современников мастера.

Присмотритесь к картине:

  • Платон с поднятым пальцем вверх с лицом Леонардо да Винчи
  • Гераклит, опирающийся на мраморную плиту в образе Микеланджело
  • Рядом с Диогеном чертит циркулем по доске Эвклид в роли архитектора Браманте
  • Чуть правее с глобусом стоит Птоломей, за которым спрятался юноша в черном берете – это сам Рафаэль.

Всего на фреске идеально прорисовано более 50 индивидуальных персонажей.

Сикстинская капелла

Кульминация визита в Музеи Ватикана и финальный аккорд — роспись потолка Сикстинской капеллы, в которой с 1484 г. на конклав собираются кардиналы для выбора нового папы.

Микеланджело настаивал, что у него нет дара художника, но отказать папе не смог. Работал без эскизов и рисовал на живую. Осматривать его работу стоит по частям и для этого существуют схематические карты. Не забудьте распечатать себе такую в дорогу.

Совсем другое впечатление вызывает последняя работа Микеланджело «Страшный суд», которую он создал также за 4 года 1537-1541 гг. Эта сильная и устрашающая картина Апокалипсиса (особенно для отрекшихся от папской церкви протестантов), призывающая людей не шутить с канонами церкви.

Иисус здесь не всепрощающий сын плотника, а глас отца небесного, сортирующий людей по делам их. Мария, спрятавшаяся за спиной сына, уже точно не в силах кому-либо помочь. У ног Иисуса справа на содранной коже со Святого Варфоломея портрет самого Микеланджело Буонаротти.

Сады Ватикана

Сады, пожалуй, очень скромное определение для 20 гектаров райских кущ, где вечерами прогуливается сам понтифик.

Каждый из предыдущих пап, начиная с основателя садов – Николо III, привнес в ландшафтную архитектуру что-то свое. Здесь есть аллея, на которой высажены все деревья, упоминаемые в Библии: кедр, кипарис, оливковое дерево, можжевельник и другие.

С верхней части садов можно рассматривать со всех ракурсов купол собора Святого Петра и причудливые узоры, выстриженные ватиканскими садовниками на газонах. У местных садовников, кстати, прибавилось работы с тех пор, как папа Франциск возглавил Римско-католическую церковь. Дело в том, что у каждого понтифика есть свой герб, точную копию которого ландшафтные мастера создают на одном из холмов сада. На гербе Франциска много мелких деталей, поэтому ухаживать за ним сложнее, чем за предыдущими растительными символами папства.

Помимо растений, в садах есть фонтаны в виде лягушек, гигантский грот, пруд с красноухими черепахами, мраморные античные статуи и многочисленные подарки Ватикану от иностранных государств. В одном из небольших замков, окруженном тем самым прудом с черепахами, даже можно устраивать свадебные церемонии.

Гуляя по садам, мы прошли мимо древней абиссинской церкви святого Стефана, эфиопского колледжа, где готовят миссионеров для африканского континента, вышки ватиканского радио и вертолетной площадки папы, откуда он летает в свою летнюю резиденцию Кастель-Гондольфо, в 30 километрах от Рима.

Отправляясь в путешествие, заранее забронируйте билет в Сады Ватикана. К сожалению, погулять в свое удовольствие по папским садам не получится, время ограничено длительностью самой экскурсии, то есть примерно двумя часами. Зато приятный бонус к садам – дальнейшее бесплатное посещение музеев Ватикана в этот же день. Я об этом не знала, поэтому забронировала два билета на разные дни, один –  в музеи Ватикана, другой – в сады.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector