Национальный музей прадо (museo nacional del prado)

Создание музея Прадо

Торжественное открытие музея Прадо в Мадриде датируется осенью 1820 года, а его основательницей принято считать Изабеллу Браганскую, которая по совместительству была спутницей жизни герцога Фердинанда 7. Но хроника экспонатов началась задолго до открытия, поскольку первым меценатом, желающим сберечь свое художественное имущество, стал Карл 5. На тот период времени доступ к экспонатам музея имела только элита, и лишь определенная часть коллекции религиозной направленности была открыта взору обычных жителей.

В 1784 году власти решили выделить место для публичного музея в парке Прадо, в честь которого и назвали музей. На сегодняшний день коллекция музея состоит из 8500 картин, но по причине того, что в помещении не хватает свободного места, здесь выставлено только 2500 полотен.

Кроме художественных произведений в помещении выставлено около 400 скульптур, а также эксклюзивные ювелирные украшения. Стоит заметить, что музей часто используется для проведения выставок экспонентов со всего мира.

pedrosala — stock.adobe.com

История создания

Предпосылки к созданию в Мадриде музея появились еще в 17 веке, когда многие именитые художники и королевские министры ходатайствовали перед испанскими монархами о создании заведения, где можно было бы размещать частные коллекции изобразительного искусства. В 1757 году Фердинанд VI с подачи своей супруги Барбары Браганса решил создать художественный музей, но спустя год королева скончалась, а сам Фердинанд впал в такое отчаяние, что пережил жену всего лишь на год. Его преемник  Карл III также желал видеть в Мадриде музей, но не художественный, а посвященный естественным наукам. Для этого в 1775 году он поручил архитектору Хуану де Вильянуэва создать подходящее здание (нынешний музей Прадо), но дожить до завершения строительства королю так и не довелось.

В период самоизоляции рекомендуем обратить внимание на онлайн экскурсии. Его сын и наследник Карл IV в почти завершенном дворце подумывал устроить пинакотеку, как желал его дядя Фердинанд VI, но тут случилось вторжение наполеоновских войск, и правителем Испании стал брат Наполеона, Жозеф Бонапарт

Огрехи правления короля-узурпатора оставим на его совести, а вот к зарождению будущего музея Прадо он имел вполне прямое отношение – в 1809 году по его указу был учрежден Музей Жозефино. В здании Паласио Буэнависта стали размещать художественные коллекции, что в какой-то мере поспособствовало защите произведений испанского искусства от разграбления наполеоновскими войсками. После завершения французской оккупации новым королем Испании стал Фердинанд VII при котором в 1819 году в Прадо наконец был открыт Королевский музей живописи, правда, доступный к публичным посещениям только по средам с 9 до 14 часов. Первая выставка занимала всего три зала и насчитывала чуть более 300 полотен, хотя в фондах музея, основой которых была внушительная королевская коллекция, уже тогда находилось свыше 1,5 тысячи произведений искусства.

Его сын и наследник Карл IV в почти завершенном дворце подумывал устроить пинакотеку, как желал его дядя Фердинанд VI, но тут случилось вторжение наполеоновских войск, и правителем Испании стал брат Наполеона, Жозеф Бонапарт. Огрехи правления короля-узурпатора оставим на его совести, а вот к зарождению будущего музея Прадо он имел вполне прямое отношение – в 1809 году по его указу был учрежден Музей Жозефино. В здании Паласио Буэнависта стали размещать художественные коллекции, что в какой-то мере поспособствовало защите произведений испанского искусства от разграбления наполеоновскими войсками. После завершения французской оккупации новым королем Испании стал Фердинанд VII при котором в 1819 году в Прадо наконец был открыт Королевский музей живописи, правда, доступный к публичным посещениям только по средам с 9 до 14 часов. Первая выставка занимала всего три зала и насчитывала чуть более 300 полотен, хотя в фондах музея, основой которых была внушительная королевская коллекция, уже тогда находилось свыше 1,5 тысячи произведений искусства.

В дальнейшем коллекция музея продолжалась расширяться самыми разными путями. Так, например, в годы Первой карлистской войны в Прадо были направлены собрания из различных дворцов в окрестностях Мадрида, в число которых входили и предметы искусства из Эскориала. После свержения с престола в 1868 году королевы Изабеллы II коллекции Королевского музея живописи подверглись национализации. В 1872 году в фонды музея были добавлены коллекции упраздненного музея Тринидад, в котором несколько десятилетий хранились сокровища и произведения искусства, изъятые у монастырей во время так называемой конфискации Мендисабаля в 1830-40-х годах. После слияния коллекций учреждение получило название Музей живописи и скульптуры, и только в мае 1920 года оно было переименовано в Национальный музей Прадо.

К этому моменту фонды музея существенно увеличились за счет новых приобретений и частных пожертвований, в связи с чем здание музея уже перенесло несколько преобразований в начале 20 века, за которыми последовали новые перестройки в 1920-30-х годах. В 1936 году директором музея Прадо был избран Пабло Пикассо, известность и авторитет которого помогли спасти основную часть коллекции музея в годы Гражданской войны, когда экспонаты удалось тайно эвакуировать в Женеву. В послевоенные годы музей вновь перенес ряд расширений, а также со временем получил в распоряжение два отдельно стоящих здания: Касон дель Буэн Ретиро и Салон де Рейнос. Туристический бум, начавшийся в конце 20 века, породил новые изменения в облике музея, который за последние десятилетия был существенно модернизирован и обрел несколько новых выставочных пространств.

Как доехать до музея?

До музея Прадо можно доехать, как на маршрутке или метро, так и на арендованной машине. Если вы решили отдать предпочтение городской маршрутке, то нужно сесть на автобус №10, 27, 34 или 45, который останавливается на станции «Музей дель Прадо», расположенной прямо у входа в музей. Что касается метрополитена, то в этом случае нужно на красной ветке сесть в поезд на станции «Банко де Испания», или же на голубой ветке, на станции «Atocha».

Если вы взяли в аренду автомобиль, из аэропорта следует выехать на улицу Испанидад, но по развилкам никуда не съезжать, а добраться до автострады Эсте. Далее нужно проехать здание Национального антропологического музея, до станции метро «Atocha», от которой необходимо пару метров пройти пешком. Дорога займет не более получаса.

Хронология

  •  — по поручению Карла III Испанского архитектор Хуан де Вильянуэва начинает составлять эскизный план для здания Музея естественной истории.
  •  — Жозефом Бонапартом издаётся королевский указ об учреждении Музея живописи.
  •  — Жозеф Бонапарт своим указом учреждает галерею живописи во дворце Паласио Буэнависта (первоначально владельцем галереи была герцогиня Альба, позже — премьер-министр при дворе короля Карла IV, господин Годой).
  •  — дворец Прадо практически завершён, но умирает Хуан де Вильянуэва. В ходе Испано-французского конфликта французские войска, оккупировавшие Мадрид, используют здание под конюшни, металлическая крыша разбирается и пускается на хознужды армии (впоследствии крыша была заменена на черепичную).
  •  — Фердинанд VII по инициативе королевы Марии Изабеллы де Браганза Исидоро Монтенегро принимает решение открыть в пустующем Прадо картинную галерею.
  •  — основан Королевский музей.
  •  — Фердинанд VII официально проводит церемонию открытия Королевского музея. До 1829 г. в Музей поступает существенная часть королевской коллекции.
  •  — в фонд Музея от герцога Сан Фердинандо передана первая картина — это «Распятие Христа» Д. Веласкеса.
  •  — опубликован известный указ Мендизабала об отмене ограничительных условий по наследованию церковного имущества и большое количество полотен из различных монастырей и церквей передано в монастырь Ла Тринидад. Позже эта галерея искусств превратится в Музей де ла Тринидад.
  •  — из-за боевых действий (война с Карлом) в Прадо поступило большое количество картин из дворцов в окрестностях Мадрида, в том числе из Эскориала.
  •  — составлен каталог коллекции Прадо, в него вошло 1949 работ.
  •  — после свержения королевы Изабеллы II музей национализирован.
  • — — гобеленовые этюды Ф.Гойи из королевского дворца в Мадриде, а также полное собрание произведений из Музея де ла Тринидад переданы в Прадо.
  •  — музей получает в дар от барона д’Эрлангера «Чёрные картины» Ф. Гойи.
  • — — здание достраивается, добавляются новые залы. Проектированием занимался архитектор Хареньо.
  •  — музей принимает в дар более 200 картин от герцогини Пастраны.
  •  — учреждён Совет попечителей музея.
  • — — идёт достройка здания, появляются новые залы. Так, в 1927 г. архитектором Арбо была разработана идея расширения задней части здания. Затем архитектором Педро де Мугуруса была перестроена центральная галерея, а также пристроена новая лестница в северной части здания. За эту перестройку архитектор подвергся резкой критике, так как была разрушена лестница, созданная в XIX веке архитектором Хареньо.

    Касо́н дель Буэн Ретиро. Филиал музея Прадо напротив парка Ретиро

  •  — умирает Пабло Босх, по завещанию которого Прадо получает ряд полотен.
  •  — весьма существенная коллекция картин передана в музей по завещанию Дона Педро Фернандеса Дюрана.
  • — — директором музея назначен Пабло Пикассо. Во время гражданской войны в Испании основные полотна при участии Международного Совета (специально учреждённого для защиты произведений искусства в Испании) отправлены в Швейцарию (вывезены через Валенсию).
  •  — в «Музее искусств и истории» Женевы состоялась выставка картин из Музея Прадо, после которой полотна возвращены в Испанию.
  •  — в музей поступает в качестве дара высококачественная коллекция Дона Франциска Камбо.
  • — — расширение музея архитекторами Чуэка и Лоренте. Присоединение к музею здания Касо́н дель Буэн Ретиро для размещение коллекции живописи XIX и XX веков.
  •  — Открыты первые залы с установленными в них кондиционерами воздуха. Учреждение фонда «Друзья Прадо». Публикация первого выпуска Boletín del Museo del Prado «Бюллетель музея Прадо».
  •  — Выставки «Эль-Греко» и «Мурильо» Открывают программу крупномасштабных выставок, с последующими экспозициями, посвящёнными работам Веласкеса и Гойи, а также многих других художников испанских и зарубежных школ живописи.
  •  — открыт Центр искусств королевы Софии, иначе Музей королевы Софии (Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia, Museo Reina Sofía, сокращённо MNCARS), куда из Прадо передано большинство работ, относящихся к XIX веку.
  • — — издание картин в трёх томах.
  •  — закрытие Касо́н дель Буэн Ретиро для проведения полного ремонта.
  •  — презентация первой стадии плана по расширению музея, который, как предполагается, будет состоять из пяти зданий: здания Хуана де Вильянуэвы, Каcóн дель Буэн Ретиро, современного офисного здания, нового строения, включающего монастырь близлежащей церкви.
  •  — завершились реконструкция основного здания музея (расширение помещений для экспозиции) и постройка нового прилегающего здания по проекту архитектора Рафаэля Монео.
  •  — В интернете опубликованы фотографии более 11 тысяч произведений, хранящихся в музее.

Normas para la visita

Selecciona el momento

El acceso al Museo se realiza con pase horario.

Selecciona la fecha y hora de tu visita en el momento de adquirir la entrada.

¿Solo o acompañado?

Puedes venir acompañado por tu familia o personas con quien convivas, pero no está permitida la visita con otros grupos, ni superior a 5 personas.

Accesibilidad

El Museo es accesible para todas las personas con movilidad reducida o con carritos de bebé, e incluye la exclusividad en la utilización de los ascensores.

Déjate llevar

Atiende a las recomendaciones del personal del Museo, y a las indicaciones que aparecerán en la señalética y en las pantallas.

Consigna

El servicio de consigna no estará disponible. No traigas mochilas ni bultos de más de 25x25cm que no pueden ser introducidos en las salas.

Fuera de servicio

Por motivos de seguridad, no podemos ofrecerte los servicios de audioguía, guiado de grupo, préstamo de carritos de bebé.

Экспозиции

Коллекция музея весьма обширна (свыше 8,5 тысяч картин и 700 скульптур) и по праву может гордиться наличием всемирно известных произведений искусства, созданных в разные века испанскими и европейскими творцами. Первоначальные основы музейного собрания формировались исходя из вкусов и предпочтений испанских монархов 16-17 века, поэтому некоторые периоды искусства представлены в экспозициях менее ярко, чем другие. Основные коллекции музея в наше время упорядочены по 7 тематическим разделам.

Испанские мастера по 17 век

В данном разделе находится свыше 2 тысяч картин, охватывающих период от 12 до конца 17 века. Здесь можно увидеть, как романские росписи часовни Мадеруэло, так и работы ведущих испанских живописцев эпохи Возрождения: Хуана де Фландеса, Луиса де Моралеса, Эль Греко, Рибера, Мурильо, Переда и прочих. Отдельного внимания заслуживает экспозиция работ Веласкеса, ведь Прадо принадлежит почти половина всех его картин, которые известны на сегодняшний день. Помимо этого в разделе представлены образцы основных жанров художественного искусства в стране той эпохи, от религиозной живописи до натюрморта или придворной портретной живописи.

Итальянские и французские мастера по 17 век

В этом разделе представлены картины, которые в основном созданы в период 1400-1699 годов. Выставочные залы итальянского искусства пестрят именами выдающихся художников: Тинторетто, Рафаэль, Веронезе, Фра Анджелико, Боттичелли, Караваджо. Коллекция французского искусства менее обширна из-за особенностей политической обстановки между Францией и Испанией в 16-17 веках, но также заслуживает внимания из-за наличия прекрасных работ Николя Пуссена, Жоржа де ля Тура, Антуана Ватто, Франсуа Буше, Клода Верне и других.

Фламандские мастера и северные школы

Одна из крупнейших мировых коллекций фламандской живописи была собрана королями Испании из династии Габсбургов, когда старые Нидерланды находились под их властью. Свыше 1 тысячи картин представлены в экспозициях данного раздела, среди которых можно увидеть обширную коллекцию работ Босха, полотна Питера Брейгеля Старшего, Ван Дейка, Ганса Мемлинга, Ван дер Вейдена, Рембрандта и многих других. Рубенса, любимого художника испанского короля Филиппа IV, нередко называют «Королем музея», ведь в Прадо хранится 90 картин этого прославленного живописца.

Живопись 18 века и творчество Гойя

Данный раздел, насчитывающий около 1 тысячи картин, составляют европейские мастера из Испании, Италии, Франции, Германии и Англии. Небольшое количество картин представляет в выставках и другие страны, такие как Америка, Польша, Россия и прочее. Ключевой фигурой испанского искусства 18 века является Франсиско Гойя, творчество которого освещено в экспозициях музея Прадо очень полно и разносторонне, от гобеленовых досок для Королевской мануфактуры до собрания картин, рисунков и личных писем.

Живопись 19 века

Данный раздел является одновременно и самым обширным по количеству картин, и самым малоизвестным, поскольку до 2007 года основная часть коллекции выставлялась сначала в Музее современного искусства, а затем в здании Касон дель Буэн Ретиро. В 2009 году наиболее выдающиеся полотна этой коллекции были помещены в экспозиции в здании Вильянуэва. Здесь можно увидеть картины позднего периода Гойя, собрание работ Хоакина Сорольи, Аурелиано де Беруэте и других.

Рисунки, гравюры и фотография

Раздел сформирован из огромного числа экспонатов: свыше 9 тысяч рисунков, около 6 тысяч гравюр и 10 тысяч фотографий, собранных различными музеями и частными коллекционерами в 19-20 веках. Экспозиции упорядочены по нескольким подразделам в зависимости от страны происхождения, художественного стиля и других аспектов.

Скульптура и декоративно-прикладное искусство

Коллекцию скульптур музея Прадо составляют свыше 900 произведений разных эпох, начиная от греко-римского периода и заканчивая 19 веком. Древние скульптуры, особенно римского происхождения, в свое время приобретались испанскими королями для украшения загородных поместий и резиденций. Яркими образцами искусства древнеримского периода является скульптурная группа «Орест и Пилад», а также скульптура Апофеоз Клавдия. Эпоха Возрождения представлена в экспозициях работами Джамболоньи, Бандинелли, Помпео Леони. В коллекцию декоративного искусства включены разнообразные предметы: гобелены, ювелирные изделия, мебель, столовое серебро, керамика, фаянс, фарфор, доспехи, веера и многое другое.

Prado Store

Museum Guides
The Prado Guide (Spanish)

Museum Guides
The Prado Guide (English)

Museum Guides
The Prado Guide (German)

Museum Guides
The Prado Guide (Italian)

Museum Guides
The Prado Guide (French)

Museum Guides
The Prado Guide (Portuguese)

Museum Guides
The Prado Guide (Russian)

Museum Guides
The Prado Guide (Chinese)

Museum Guides
The Prado Guide (Japanese)

Museum Guides
The Prado Guide (Korean)

Museum Guides
Visitor’s Guide (Spanish)

Museum Guides
Visitor’s Guide (English)

Museum Guides
Visitor’s Guide (German)

Museum Guides
Visitor’s Guide (Italian)

Museum Guides
Visitor’s Guide (French)

Museum Guides
Visitor’s Guide (Portuguese)

Museum Guides
Visitor’s Guide (Russian)

Museum Guides
Visitor’s Guide (Chinese)

Museum Guides
Visitor’s Guide (Japanese)

Museum Guides
Visitor’s Guide (Corean)

Советы посетителям

Если хотите увидеть шедевры Прадо, вот несколько советов:

  1. За 3,5 евро закажите аудиогид на русском, но на нем представлено всего 50 произведений искусства. Чтобы получить максимум информации, возьмите аудиогид на английском или воспользуйтесь услугами экскурсовода.
  2. Вещи можно оставить в музейной камере хранения.
  3. Фотографирование и видеосъемка в галерее запрещены.

Как и в других цивилизованных местах Европы, есть все удобства для людей с ограниченными возможностями. Галерея оборудована пандусами и подъемниками, в раздевалках можно бесплатно взять трости и инвалидные коляски.

Льготные билеты.

Посещение

Стоимость билета в музей Прадо составляет 15 EUR. Однако предусмотрено огромное количество разных скидок и бонусов. Например, если вы хотите посетить музей дважды в течение одного года, то билет на два посещения будет стоить 22 EUR. Это не работает, если вы идете в музей вдвоем, так как по этой акции посещения должны быть сделаны в два разных дня.

Льготы:

  1. Для посетителей старше 65 лет и для членов многодетных семей предусмотрена скидка 50 %, то есть билет для них стоит 7,5 EUR.
  2. Для посетителей младше 18 лет вход и вовсе бесплатный. Также бесплатно музей посещают студенты от 18 до 25 лет и лица с физическими нарушениями.
  3. Главный приятный бонус — за два часа до закрытия вход становится бесплатным для всех категорий посетителей.

Дополнительные бонусы:

  1. Билет + журнал-гид с репродукциями более чем 400 картин музея будет стоить 24 EUR.
  2. Аренда аудиогида по постоянной коллекции на русском языке — 4 EUR. Для временных выставок обычно можно взять аудиогид только на испанском или английском языках стоимостью от 3,5 EUR.
  3. План музея, в том числе на русском языке, предлагается бесплатно всем посетителям музея.
  4. Если же вы не любите толпы туристов и хотите насладиться работами великих художников в относительной тишине, вы можете прийти за час до открытия музей (в 09:00) и попасть внутрь, заплатив 50 EUR. Весь музей вы за час, конечно, не обойдете, но возможность полюбоваться на «Менины» Веласкеса без снующих ежесекундно туда-сюда туристов бесценна.

La Colección

Leticia Azcue
Jefe de Conservación de Escultura y Artes Decorativas del Museo Nacional del Prado

La colección de escultura del Museo del Prado se compone de casi mil obras.

El conjunto inicial y más importante procede de la Colección Real, con piezas, entre otras, de diferentes etapas del mundo clásico, como el Grupo de San Ildefonso o la Apoteosis de Claudio.

Cuenta con una muy pequeña representación de escultura medieval, y entre la escultura renacentista, sobresalen los retratos regios de época de Carlos V y de Felipe II, realizados por los Leoni, padre e hijo, destacando en especial el grupo de Carlos V y el Furor; entre lo mejor de dicho periodo también hay que mencionar las esculturas de Epimeteo y Pandora, tallas atribuidas a El Greco.

De la etapa barroca hay que hacer referencia al grupo de bronces traídos por Velázquez en su segundo viaje a Italia para decorar el Alcázar, así como la serie de modelos para retratos ecuestres de monarcas españoles de los siglos XVII y XVIII realizados por Foggini o Vaccaro entre otros. Además, el Prado conserva un amplio número de obras que forman el conjunto de esculturas clásicas que pertenecieron a Cristina de Suecia y fueron adquiridas por Felipe V en el siglo XVIII, como la serie de las Musas, colección a la que hay que añadir los bustos clásicos reunidos por José Nicolás de Azara. La escultura neoclásica española está representada por trabajos de los más importantes escultores de cámara de Carlos IV y Fernando VII, como Álvarez Cubero, autor de La Defensa de Zaragoza, Barba y Solá. Muchas de sus obras se exhibieron, desde 1838, en las nuevas Salas de escultura del Museo, que desde entonces pasó a llamarse Real Museo de Pinturas y Escultura.

A partir de 1856, la colección fue incrementándose con los primeros premios de las Exposiciones Nacionales de Bellas Artes, en su mayoría esculturas de los pensionados españoles en Roma, a las que se agregaron piezas adquiridas de otras colecciones privadas, como la del Marqués de Salamanca o la de la duquesa de Osuna. El cambio de siglo está particularmente bien representado por los mejores escultores españoles.

En 1896 las más de doscientas esculturas del siglo XIX, pasaron al recién creado Museo de Arte Moderno, hasta que en 1971 regresaron al Casón del Buen Retiro y en 2009 una selección se incorporó a la exposición permanente del edificio Villanueva.

Por otro lado, el Museo del Prado, cuenta con una excepcional y variada representación de Artes Decorativas, casi 3500 obras. El conjunto más importe se compone de 120 piezas en piedras duras y cristal de roca que, junto con sus estuches, forma el llamado Tesoro del Delfín, herencia paterna de Felipe V.

El Museo conserva también con una destacada colección de mesas y tableros de piedras duras de origen florentino, y del Real laboratorio de Madrid, además de un conjunto de más de 1300 medallas de todas las escuelas europeas y 943 monedas.

Se completa con una representación testimonial pero de gran calidad de la tapicería flamenca, con varios tapices de Pannemaker, así como con un pequeño fondo de mobiliario, con diversos ejemplos de cerámica de Talavera, porcelanas del Buen Retiro, y con piezas de la Real Fábrica de cristales de la Granja, entre otros.

Muy notable es el conjunto de casi 200 miniaturas, una de las colecciones más relevantes en su género conservada en museos españoles.

Французская школа

Тесные отношения между Испанией и Францией в XVII веке, а также приобретения произведений искусства испанскими королями Филиппом IV и Филиппом V, легли в основу коллекции французской живописи в Прадо. На 1 этаже размещены картины Пуссена и Лоррена.

Рисунки и эстампы

Музей насчитывает около 4000 рисунков, в числе которых выделяется самая крупная коллекция рисунков и эстампов Гойи, включающая 500 произведения художника. Рисунки и гравюры из фондов Прадо периодически демонстрируются на выставках музея.

Пример
античного искусства в собрании Прадо

Скульптура

Более 220 классических скульптур, привезённых из Италии в XVI—XIX вв., показывают развитие этого жанра архаического периода до эллинистической и римской эпох. Коллекцию дополняют творения скульпторов Леона, созданные по заказу Карла V и Филиппа II в XVI веке.

Декоративное искусство

В залах музея выставлены столы и консоли XVI—XVIII вв., кассоне, письменные столы, керамика из Урбино и небольшие скульптуры. Самая большая коллекция — «Сокровище дофина» — включает драгоценные предметы, унаследованные Филиппом V от отца — Великого дофина. Сокровища можно увидеть в залах подвального этажа музея.

Заключение

Было увеличено количество персонала, отреставрирован Касон дель Буен Ретиро, и в 2007 году завершен амбициозный проект архитектора Рафаэля Монео – музей увеличили за счет присоединения к нему территории клуатра старинного монастыря ордена Святого Иеронима.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector