Дорога троллей

Как добраться

Туристический маршрут Trollstigen совпадает с трассой RV63, протянувшейся от озера Лангеватн на плато Стринефьель до моста в Согге в долине Румсдал. Горная дорога соединяет город Ондалснес, расположенный в коммуне Рёума, и Валлдал в коммуне Нордаль. Будьте внимательны: трасса открыта только в теплое время года; проезд разрешен с мая до октября.

Проехать по дороге лучше всего автомобиле, арендованном или собственном. В случае, если вы путешествуете с севера Норвегии, к примеру из Тронхейма, то, не доезжая примерно 5 км до Ондалснеса, на мосту Согге сверните на трассу fv. 63. Дорога приведет к горному маршруту Trollstigen. Расстояние от Тронхейма до петляющей «Лестницы троллей» — порядка 310 километров.

Если вы путешествуете на автомобиле из Осло, то следуйте по шоссе E6 через Хамар до Лиллехаммера или по E4 через Йовик до Лиллехаммера. Далее по трассе Е6 до Думбоса. Сверните на шоссе E136 через Леша к Румсдалену. Далее на мосту Согге (примерно за 5 км от Ондалснеса) поверните на трассу fv. 63, по которой можно доехать до «Лестницы троллей». Расстояние от Осло до Trollstigen — 450 километров.

Город Ондалснес (в случае, если вы путешествуете на общественном транспорте) — отправная точка для путешествий по живописной «Лестнице троллей». Автобусы-экспрессы, совершающие дневные и ночные рейсы, соединяют Осло с Ондалснесом, минуя Гудбрандсдален и Румсдален (время в пути — около восьми часов). В Ондалснесе необходимо пересесть на автобус, следующий до Валлдала и Гейрангера; маршрут проходит по горной дороге Trollstigen. Будьте внимательны: эти рейсы совершаются только с 15 июня по 31 августа.

Поезда Норвежских железных дорог (NSB) несколько раз в день отправляются из Осло и Тронхейма до Ондалснеса с пересадкой в Думбосе (в большинстве случаев). Время в пути на поезде из Осло — 5 часов 30 минут, из Тронхейма — 4-5 часов, в зависимости от времени года и рейса. В Ондалснесе нужно пересесть на автобус, следующий до Валлдала и Гейрангера и проходящий по «Лестнице троллей».

Дорога Троллей (Норвегия): описание

Эта современная дорога представляет отрезок трассы Norwegian County Road 63, проходящий через юго-западный регион Вестлан, губерния Мере-ог-Ромсдал в Норвегии. Почти 100 лет назад она связала два небольших городка — Олданснес и Валлдал, которые расположены в соседних долинах и уже несколько столетий разъединены ущельем и реками. Местные жители дали ей свое название — «Лестница Троллей» (норв. Trollstigen).

Маршрут ее имеет протяженность 106 км, а сама она являет собой узкий серпантин, имеющий 11 очень крутых поворотов, по всей длине огороженный невысокими заборами из камня. Ширина трассы в самых узких местах достигает 3,3 м, поэтому езда по ней — «не для слабонервных» и представляет самое настоящее эмоциональное испытание.

В некоторых местах дорога поднимается на высоту несколько сотен метров над уровнем моря, а перепад между крутыми виражами иногда составляет 12%.

Из-за неблагоприятных погодных условий Дорога Троллей (Норвегия) не всегда пропускает туристов: она открыта только с мая по октябрь, причем точные даты начала/окончания работы зависят от погоды.

Основная информация

Норвегия славится как вечно холодная и суровая страна, поэтому туристы всегда должны быть готовы, что даже летом она может встретить холодными ветрами, проливными дождями и температурой не выше 15 градусов. Путешественники, решившиеся покорить этот не простой регион, будут вознаграждены невероятными природными красотами: величественными горами, мощными водопадами, зелеными долинами и другими.

Одной из самых главных достопримечательностей страны считается Тролльстиген, более известная как Дорога троллей, протяженностью 106 километров. Она петляет из стороны в сторону – серпантин насчитывает около 11 крутых поворотов, а его ширина не превышает 3,3 метров. Дорога проложена по отвесному склону гор, которые норвежцы называют спинами гигантских троллей. Она проходит вдоль фьордов, водопадов и поднимается высоко в гору. Для удобства автомобилистов на всем пути установлены парковочные места, где можно оставить машину и насладиться великолепным видом на смотровой площадке. Такой необычный маршрут привлекает туристов со всего мира.

Кстати. По причине сложности проезда, Дорога троллей открыта не всегда – трасса работает с мая по октябрь, однако, в зависимости от погодных условий даты могут меняться.

Тролльстиген была открыта королем Хоконом VII в 1936 году. Причиной для строительства дороги послужила ярмарка в Румсдалене, до которой жителям Валльдалена было крайне неудобно добираться. Строительство дороги продолжалось 8 лет и даже сейчас она остается примером инженерного искусства.

Тролльстиген – это путь только для опытных водителей, новичкам по нейлучше не ездить.

История строительства

Акт приёмки дороги за подписью короля Норвегии Хокона VII

В период с 1533 по 1875 гг. на Девольде в Румсдалене существовала румсдальская ярмарка. Она стала главной причиной, по которой жители долины Валльдален захотели иметь более удобное сообщение через Трольстиген. Население Румсдалена также было заинтересовано в строительстве дороги в Валльдален. В 1891 году было проложено 8 км дороги от Веблунгснеса до Квернбруа в Истердалене. Далее она шла к Кнутсетеру, находящемуся в глубине долины.
В том же году власти уезда Нордаль и Грюттен договорились об обращении к амтману с просьбой о разработке плана и строительстве дороги через горы. Глава амта принял в 1893 году решение обратиться в Строительное ведомство с ходатайством о рассмотрении возможности строительства и составлении сметы его стоимости. Директор ведомства Краг поручил инженеру Нильсу Ховденаку (норв. Nils Hovdenak) разработать план прокладки дороги через горы. Летом 1894 года Ховденак обследовал всю местность между Эвстестёлем (норв. Øvstestøl) и Кнутсетером. По его мнению, дорогу стоило строить от Эвстестёля до Стигфьелльрёры, поскольку впоследствии она могла стать автомобильным шоссе. Однако на участке Стиген строительство автомобильной дороги обошлось бы слишком дорого. Впрочем, участок вполне годился для постройки тропы для передвижения людей с лошадьми. Директор Краг не поверил в возможность автомобильной дороги через Тролльстиген, однако новое обследование, проведенное в 1896 году, подтвердило это. В последующие годы Ховденак многое сделал, чтобы сообщение через Тролльстиген стало реальностью. Эта работа принесла свои плоды, и в 1905—1906 гг. на строительство дороги из государственного бюджета было выделено 4000 крон.

Работы начались в 1905 году, а в 1913 году строительство дороги было завершено. И хотя дорога была готова, у Нильса Ховденака имелись более обширные планы, а именно прокладка автомобильной дороги от Валльдалена до Румсдалена. В частности, он писал: «Помимо прочего, дорога через горы между Вальдаленом и Ондалснесом станет важным туристическим маршрутом и, прежде всего, потому что этот перевал в смысле природного ландшафта самое лучшее, что есть в нашей стране». Ховденак разработал новый план и составил смету расходов на строительство автомобильной дороги от Валльдалена до Румсдалена. В письме от 5 октября 1916 года директор Строительного ведомства сообщил, что Департамент общественных работ (норв. Arbeidsdepartmentet) дал разрешение на начало строительства дороги. В первую очередь были построены мосты Гудбранн (1919), Холь (1921) и Крихе (1926-27). Со стороны Румсдаля работы начались в 1928 году. Строительство заняло продолжительное время. Лето было коротким, а местность горная, поэтому строительству угрожали камнепады и снежные лавины. Однако 31 июля 1936 года дорога была готова и представляла собой 11 поворотов на крутых горных склонах с многочисленными искусственными сооружениями в виде стен из природного камня и мостов. Король Хокон лично принял сдачу дороги между Валльдаленом и Румсдаленом. В составленном документе о приёмке дороги написано, что «присутствующие представители коммун попросили короля дать дороге название, после чего тот назвал её Тролльстигвегеном», то есть дорогой «Лестница троллей»..

Основные достопримечательности

  • Стена троллей представляет собой вертикальную поверхность, высотой около тысячи метров. Восхождение на нее считается одним из самых сложных в мире
  • Туристический центр, где можно отдохнуть в кафе и купить памятные вещицы в сувенирном магазине. Летом туристы смогут искупаться в бассейнах, вода в которых нагревается от солнца
  • Водопад Стигфоссен, проходящий в непосредственной близости к дороге. Его высота достигает 180 метров, а чтобы его преодолеть нужно проехать по небольшому мосту, до которого доходят брызги от мощных потоков вод
  • Вершина Тролльстиген, где находятся две смотровые площадки. С них туристы смогут увидеть эту необычную дорогу и все красоты этих мест

Пейзаж

Самое сильное впечатление производит не сама трасса, а окружающие ее пейзажи, демонстрирующие дикую северную природу страны: фьорды, зеленые холмы, остроконечные скалы и красивые парковые зоны. Созданная руками человека, дорога органично вписывается в ландшафт и гармонично сочетается с ним.

Дорога начинается сразу за специальным знаком, изображающим силуэт тролля, на котором многие туристы оставляют свои комментарии о впечатлении. При каждом повороте Дороги Троллей (Норвегия) открываются потрясающие виды на горы, водопады, леса посреди ущелий и т. д.

На различной высоте по всей длине трассы построены специальные карманы для машин, которые позволяют припарковаться и осмотреть окружающий ландшафт. Здесь каждый желающий может выйти из машины и пройти по тропинке к небольшим смотровым площадкам и местам, предназначенным для пикника. Туристы с удовольствием могут пообедать прямо на свежем горном воздухе, сидя на уступе скалы и любуясь прекрасным водопадом или другим, не менее живописным пейзажем.

Чем знаменита Тропа Троллей?

Трасса, известная всему миру как Лестница троллей в Норвегии, на самом деле часть национальной дороги Norwegian County Road 63. Интересующий нас участок соединяет между собой Олданснес и Валлдал. Города находятся в двух разных долинах, которые веками были разъединены ущельями и горными реками.

Лестницу троллей сами жители Норвегии называют Trollstigen (Трольстиген). Расположилась дорога на юго-западе страны в регионе Вестланн. Маршрут протягивается на 106 километров и представляет собой узкую трассу-серпантин с 11 крутыми поворотами. Обочины дороги огорожены небольшими заборчиками из природного камня. Трасса настолько узкая, что в некоторых местах ее ширина доходит до 3,3 метров. Поездка по такой дороге испытание не для слабонервных. Но местные вполне спокойно преодолевают даже самые крутые повороты, правда неспешно.

Но туристов интересует не только сама тропа. Проехав по ней, вы сможете оценить все прелести дикой природы Норвегии. Живописные виды холмов и фьордов, парковых зон и острых скал – мало кого оставят равнодушными. Тропу троллей смело можно назвать гармонией природы с архитектурой. Трасса хоть и создана человеком, но невероятно органично вписывается в местные ландшафты.

По дороге троллей на своей машине

Извилистая дорога имеет множество крутых поворотов и резких подъемов, а ширина ее в некоторых местах не достигает трех с половиной метров, поэтому здесь есть определенные ограничения для автомобилей. Длина транспортного средства не должна превышать 12,4 метра. В длину дорога растянулась более чем на сто километров. С двух сторон она оборудована невысокими ограждениями, выполненными из природного камня.

Прокатиться по Тролльстигену на собственной машине – истинное удовольствие. Здесь к риску и эстетическому восторгу примешивается желание когда-нибудь повторить автомобильное восхождение. Местные легенды рассказывают о том, что давным-давно в этих краях обитали гордые и тщеславные тролли. Своим несносным характером и поведением они так надоели суровым скандинавским богам, что те обратили существ в каменные глыбы. Но, даже окаменев, строптивые горные духи бросают вызов всем подряд.

Извилистый серпантин начинается сразу за «Стеной троллей». Нерукотворная каменная громада с середины 60-х годов ХХ века была официально включена в европейские альпинистские маршруты. В более позднее время её для своих экстремальных прыжков облюбовали бейсеры. Непосредственно перед въездом на тропу установлен предупреждающий дорожный знак «Тролли»

В этом есть доля шутки, но подъём действительно нужно осуществлять с осторожностью, ведь уклон полотна равен 9-10%

Схема дороги троллей, Норвегия

Из 14 существующих способов восхождения, длящихся от пары дней до нескольких недель, автомобильный вариант самый короткий. Чтобы добраться до верхней точки серпантина (858 м над уровнем моря), следует преодолеть 11 дорожных петель. Весь маршрут опытные путешественники условно делят на несколько частей, на границах которых совершают небольшие остановки в парковочных карманах или кемпингах. Перерывы используются туристами для фотографирования, перекуса или просто молчаливого любования окружающей природой.

Отрезок пути до бурного Стигфоссена – лишь середина горного подъёма, но отсюда уже можно разглядеть величественные скалистые пики, именуемые «Котлами троллей». По отдельности горы зовутся «Король», «Королева» и «Епископ». Любопытно, что гранитные валуны, окаймляющие подъёмы и спуски Тролльстигена, не просто нагромождение осколков горных пород. Каждому камню присвоен собственный инвентарный номер.

Через водопад проложен старинный мост. Незабываемый вид на величественно спускающиеся с высоты почти 200 м потоки воды, открывается со смотровой площадки, обустроенной в виде выступа. Смотровая площадка находится недалеко от парковки. К ней ведет небольшая пешеходная тропа. С этого места отлично просматривается вся живописная местность, по которой проходит дорога.

Мост через водопад Стигфоссен, Trollstigen, Норвегия

Насладившись неповторимым видом местного ландшафта, прежде чем продолжить путь, стоит пройтись по сувенирным магазинчикам, расположенным на парковке.

Несколько крутых поворотов, следующих за мостом над водопадом Стигфоссен, приводят к каменистому плато, на котором кроме красивейшей смотровой площадки из дерева и стекла (Aurland Look) можно полюбоваться на расстилающуюся далеко внизу долину, петли серпантина и искусственный водяной каскад. Здесь на высоте в 600 м над уровнем моря среди рыжеватой травы и серых валунов стоят небольшие домики, проложены велодорожки и трекинговые тропы. Желающие могут совершить круговую 5-ти километровую прогулку по плато.

Обзорная площадка Aurland Look, (Trollstigen), Норвегия

Отсюда некоторые путешественники поворачивают обратно по старому маршруту. Кто-то ночует в кемпинге и продолжает движение в прежнем направлении. В 20-ти км от плато расположен перевал Стигрёре (858 м). Снег на перевале не тает, поэтому многие добравшиеся сюда обувают лыжи и катаются в своё удовольствие.

На дорожном спуске склоны более пологие. По бокам трассы пасутся стада курчавых барашков, в горных расщелинах зеленеет бархатный мох. Во всей округе множество безымянных водопадов. Путешественники постоянно останавливаются, чтобы утолить жажду и набрать впрок чистейшей ключевой воды. Кое-где встречаются изумрудные озёра, рядом с которыми нередко можно заметить небольшие семейные фермы по выращиванию креветок и гребешков.

Дорога Лестница троллей и красивые виды вокруг, Норвегия

Далее «Дорога троллей» плавно переходит в автотрассу, ведущую к городу Олесунн. Здесь ненадолго заканчивается царство камней, но не заканчивается таинственная Норвегия.

Несколько цифр о дороге троллей

Отступим от живописания красот и погрузимся в мир расчетов:

Очень крутые виражи

  1. Длина дороги – 858 м. Покрытие превосходное.
  2. Лестница троллей, взбираясь по горному склону, делает 11 очень крутых поворотов, напоминающих петли. Именно этот петлистый, поднимающийся вверх маршрут, позволил назвать дорогу лестницей.
  3. Наклон дорожного полотна достигает 9-12%.
  4. Ширина на отдельных участках может существенно варьироваться.
  5. Кое-где полотно сужается всего до 3,3 м.
  6. При этом с одной стороны нависает гора, с другой – пропасть. Разъехаться двум автомобилям на таком участке бывает очень непросто. Машинам длиной более 12,4 м въезд на дорогу категорически запрещен.

Интересно, что лестница троллей не имеет внешних ограждений. Только громадные булыжники, лежащие на краю пропасти, показывают край дорожного полотна. Это обычно для горных норвежских дорог, поэтому путешествовать по ним лучше с опытным водителем.

В ходе ремонтных работ в конце прошлого века были приняты дополнительные инженерные меры, защищающие дорогу от возможных камнепадов. Из-за этих особенностей Норвегия закрывает въезд на дорогу в период с октября по май. Ранней осенью здесь резко холодает и ложится снег. В зимнее время путешествие по серпантину становится небезопасным.

Ровный асфальт, по которому приятно ехать

Тролли прямо по курсу

Со стороны долины Румсдален лестница троллей открывается предупреждающим знаком «Осторожно, тролли!», который расположен на смотровой площадке. Машины, въезжающие на дорогу, постепенно начинают подниматься вверх примерно до середины горы

Отсюда открываются красивые виды, и нередко туристы останавливаются перед мостиком через Стигфоссен, чтобы сделать фото на память. Этот горный поток вскоре падает громадной волной с 180-метровой высоты. Проехав узкий мостик, путешественники продолжают петлять по второй части горы.

Живописные мосты и фонтаны

Вторая остановка – вершина дороги или перевал троллей. Она не достигает острых горных пиков, называющихся Котлами троллей, а как бы огибает их. Отсюда открывается головокружительный вид на дорогу, водопады, которые с большой скоростью несутся вниз по склону, стекая в горную речку в долине. Здесь все делают фото, покупают сувениры в местных лавочках и отдыхают перед продолжением путешествия. Дальше машины движутся по горному плато, и эта часть путешествия считается уже совершенно безопасной.

Если вы планируете путешествовать по Норвегии и проехать по дороге троллей, то обязательно примите к сведению все опасности этого маршрута. Оценивайте стать и оставляйте свои комментарии.

Trolltunga – Язык Тролля

Язык Тролля – это каменный выступ, своей формой напоминающий огромный язык. Этот выступ возвышается на 350 метров над озером Рингедалсватн, что расположено около города Одда. Раньше самую сложную часть маршрута к Троллтунге можно было преодолеть на фуникулере, однако в 2010 году лицензия на его использование истекла, продлять ее не стали, и фуникулер был закрыт.

Из-за этого туристам, желающим взглянуть на Язык Тролля, приходится оставлять свою машину на стоянке и примерно 5 часов идти пешком, и почти все время дорога идет вверх. По этой причине часть желающих отсеивается, а самые упорные из туристов взбираются на Троллтунгу.

Сервис для туристов

Специально для тех, кто совершает путешествие по Норвегии, по ходу маршрута Дороги троллей на середине пути расположена зона для парковки машин, где есть множество сувенирных лавочек и магазинчиков. Здесь же стоят трейлы для катания на велосипеде и другие развлечения, позволяющие скрасить досуг посетителей.

Отсюда можно пройти к основной точке интереса туристов — смотровой площадке Aurland Look. Это позволит осмотреть долину Валльдален с высоты 600 м, фьорды и стену Троллей, а также увидеть город Ондалснес и водопад Стигфоссен. Именно здесь фотографируются все туристы, однако в плохую погоду площадка погружается в плотный туман.

Тем, кто хочет прокатиться по дороге с ветерком, лучше сразу следует знать, что:

  • в разгар сезона количество автомобилей на дороге достигает 2,5 тыс. ежесуточно;
  • установлено ограничение скорости в 80 км/ч.

Поэтому рекомендуется ехать на небольшой скорости, получая наслаждение от созерцания окружающего северного пейзажа.

Общие сведение

Скала Язык Тролля – выступ, который нависает над озером с непростым названием Рингедалсваннет. Местное население называет скалу по-разному. Оригинальное название – Скьеггедаль, но чаще встречается название Троллтунга, именно это слово в переводе означает Язык Тролля.

Раньше Скьеггедаль был частью скалы Скьеггедаль, но отколовшаяся порода не упала на землю, а застыла над пропастью. Острая, вытянутая форма выступа напоминает язык, именно поэтому норвежцы дали скале такое название. Основание скалы достаточно широкое, но к краю Язык сужается до нескольких сантиметров. Подойти к самому краю скалы решаются немногие. Длина «языка» около 10 метров.

По мнению археологов, скала была сформирована 10 тысяч лет назад, в период ледникового оледенения.

Восхождение к вершине можно совершить со второй половины июня по середину сентября. В остальное время года погодные условия не позволяют подняться на гору, которая и в благоприятную погоду представляет серьезную угрозу для жизни. Длительность экскурсии приблизительно 8-10 часов. Раньше добраться к достопримечательности было гораздо легче – работал фуникулер, на котором можно было преодолеть значительную и сложную часть дистанции. Сегодня приходится подъем преодолевать пешком.

Пеший маршрут проложен слева от фуникулера и проходит через хвойный лес. Дорога проходит мимо реки и красивого водопада, здесь можно остановиться, отдохнуть и насладиться живописным пейзажем.

Рядом со скалой есть несколько водоемов, вода в них достаточно прохладная, всего +10 градусов, но окунуться все-таки можно. В озерах водится рыба, если вы фанат рыбалки, возьмите с собой удочки, но, учитывая сложность маршрута, лишние вещи с собой лучше не брать.

Как добраться

Ехать в такие места лучше на собственном автотранспорте. При путешествии по Норвегии на машине с севера сюда можно попасть следующим образом: не доезжая до города Ондалсанеса 5 км, следует повернуть на трассу № 63, которая и позволит доехать до Тролльстигена. Если же добираться из Осло, то надо выбирать трассы Е4 или Е6 и ехать до Лиллехаммера, затем по Е6 до Думбоса, где надо свернуть на трассу Е136 и дальше аналогично первому маршруту.

При отсутствии своего транспорта, можно воспользоваться экспресс-автобусом, следующим по маршруту от Ондалснеса, который сопровождает гид, рассказывающий по дороге обо всех местных достопримечательностях. Добраться до ближних населенных пунктов можно и на поезде от станций Осло и Тронтхейма, а дальше все равно на автобусе.

С 2012 г. в начале Дороги Троллей основан туристический центр, который оказывает любую помощь туристам, даже в самых трудных ситуациях. Там же можно пообедать в кафе и купить местные сувениры.

История

Начало строительству было положено еще в конце 19 века, когда в регионе назрела необходимость соединить поселки и города дорогами, проходящими через ущелья. В городе Румсдалене начиная с 16 столетия каждый год проходила самая крупная региональная ярмарка, при этом транспортной связи между соседним Валлдалом тогда не было.

Проект строительства горной дороги в Норвегии в этом месте был впервые представлен в 1894 г., однако местные власти признали его непригодным из-за сложного ландшафта. И только в 1905 г. постройка трассы была начата, при этом успели проложить только первые 8 км, а закончили ее уже в 1913 г.

Позднее архитектор Ховендак предложил свой вариант трассы, предназначенной для автомобилей. Он же и отметил всю живописность местного ландшафта и сделал предположение о будущей популярности его у туристов.

Очередное строительство затянулось на много лет из-за непродолжительного теплого сезона, ему препятствовали также снежные лавины, камнепады и снегопады. Закончить стройку смогли только в 1936 году, в период правления короля Хокона 7, который торжественно принял готовую дорогу. По просьбе местных жителей тогда и было ей присвоено название «Лестница Троллей».

Сейчас дорога имеет идеальное современное покрытие, такое же, как и другие транспортные артерии Норвегии. По мере роста интереса туристов к такой достопримечательности назрела необходимость в строительстве смотровой площадки, пунктов питания и продажи сувениров, туристического центра. Со временем все эти здания были возведены на самом высоком месте дороги.

Заключение

Дорога Троллей в Норвегии («Тролльстиген») является инженерным шедевром, которые был возведен благодаря нестандартной дизайнерской мысли. Воплощенный в жизнь проект позволил оптимизировать торговые коммуникации региона и увеличил его туристический потенциал. Дорога окружена уникальным северным ландшафтом и буквально пропитана атмосферой норвежских мифов и преданий.

Любителям активного туризма, всем тем, кто ценит северную красоту Норвегии, мечтает полюбоваться на водопады и фьорды, такая жемчужина среди достопримечательностей страны позволит провести отпуск захватывающе и незабываемо. Пикник на высоте 858 м станет запоминающимся событием. Только обязательно надо помнить, что «Лестница Троллей» открыта только несколько летних месяцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector