Испытайте невероятные ощущения

Что можно увидеть по другим дорогам

Хороша ли Фломская дорога? Ответ однозначный и незамедлительный: хороша. Но теперь другой вопрос: а есть ли в Норвегии дороги не живописные? Ответ: может быть. Но по своим туристическим маршрутам мы намотали по стране более 3000 км. И наверно не было ни одного, где бы возможно было отвести взгляд от окна! Красота вдоль дорог просто невероятная. Судите сами: выкладываю только чуть-чуть видов, наспех выхваченных просто из автобусного окна.

За окном автобуса

Водопады везде — большие и маленькие

Придорожные домики

Дорога троллей

За окном — фьорды

Вид из окна

Высоко в горах в августе — снег

Домик в горах

Вода и небо

Знаменитый норвежский туман

А это остановка на фото-паузу у водопада недалеко от трассы.

Постепенно подбираемся к водопаду

Начинаются маленькие водопадики

Виден уже большой…

И вот он — во всей красе!

И окончательный штрих: все наши остановки с фото-паузами и, разумеется, все впечатления, что получали по пути следования, не стоили нам никаких дополнительных денег. Только, собственно, предоплаченная стоимость тура. Экскурсия же по Фломской железной дороге не входила в программу того тура, которым воспользовалась я. Она предоставляется по желанию и стоит … 60 евро!

Где остановиться

Планируя длительный отдых в Норвегии, Фломе, надо найти место для размещения. В городе работают несколько отелей класса 3-4 звезды, стоимость 1 ночи от 100 до 200$ (7-15 тысяч руб.).

Комфортные отели Heimly Pensjonat, Flamsbrygga, Oppleving, Ferdaminne предлагают разные условия, где-то есть тренажерный зал, ресторан, где-то прокат авто, парковка или химчистка.

Самый старый – отель Fretheim 4 звезды, его построили в 1870 году. Оригинальная архитектура выделяет его среди прочих зданий.

Не проблема найти место для отдыха и тем, кто приехал на автомобиле. В окрестностях Флома есть кемпинг – по-европейски оборудованная стоянка для автодомов.

Железная дорога

Казалось бы, железная дорога — что тут удивительного? Но Фломская является уникальным аттракционом, который очень ценят туристы. На протяжении 20 км из окон открываются невероятно красивые панорамы, а от перепада высоты замирает дыхание.

Поезд следует из Флома в Мюрдал и обратно, совершая крутые повороты и проезжая мимо глубоких долин, высоких скал и мощных водопадов.

Все началось в конце XIX ст., когда понадобилось быстро и удобно доставлять привозимые по воде грузы из Флома в Осло и Берген. Но технические вопросы оказались столь сложны, что к строительству приступили только в 1923 году. Да и то лишь после того, как коммуна Флома категорично выказалась за срочную необходимость железнодорожного сообщения, напомнив, что они выделяли деньги на строительство ж/д между Осло и Бергеном при условии, что получат ответвление и в свою сторону.

Построить дорогу протяженностью 20,2 км оказалось делом непростым. Пришлось пробиваться сквозь горы, прокопать 20 тоннелей и возвести 1 мост. Причем 18 тоннелей сделано при помощи лопат и мотыг, вручную.

Дорога то поднимается вверх, то опускается – перепад в 863 м никого не оставляет равнодушным, другой такой железной дороги в Европе просто нет. Скорость поезда не превышает 40 км/ч.

Первый рейс отправился в путь в 1939 году, электрифицирована дорога была в 1944.

Дорога действовала до 90-х годов, когда убыточность предприятия привела к тому, что NSB — норвежская железная дорога — отдала управление отрезком Флом-Мюрдал местной коммуне. Предполагалось дорогу закрыть.

Но местные жители решили иначе. Вместо сельского хозяйства, которым занимались их деды и прадеды, они взялись за туризм. Теперь находящаяся во Фломе железная дорога в Норвегии – один из самых популярных туристических аттракционов.

Стоимость проезда была поднята, в 2018, например, билет для взрослого в 1 сторону составил 390 крон (3150 р.), для детей до 15 лет 195 крон (1600 руб.).

По пути предусмотрено 10 остановок, одна из них около мощно извергающегося с горы водопада Кьосфоссен, высота падения воды 225 м. Около воды всегда видна фигурка женщины – это хюльдра, известный фольклорный персонаж. Она завлекает мужчин и губит их. Около Кьосфоссена работают 2 актрисы, они внезапно появляются и исчезают за камнями, создавая волшебную иллюзию.

На конечных станциях Фломской железной дороги можно взять напрокат велосипеды, чтобы половину пути проделать на «двухколесном коне». В Мюрдале можно выпить кофе в кафе, устроенном в старом вагоне.

Варианты экскурсий по железной дороге:

  1. В Мюрдал поездом, обратно на велосипеде (2-3 часа в пути).
  2. В Мюрдал поездом, от станции пройти к озеру (8 км пешком), обратно поездом.

Достопримечательности

Приехав на круизном лайнере или самостоятельно во Флом (Норвегия), достопримечательности надо осмотреть обязательно, чтобы потом не жалеть о пропущенных впечатлениях.

Что надо сделать во Фломе:

  • прокатиться по уникальной железной дороге, а заодно полюбоваться водопадом Кьосфоссен;
  • зайти в железнодорожный музей;
  • еще одна прогулка – по фьорду Нерей;
  • выйти на смотровую площадку Стегастейн;
  • изучить окрестности пешком или на самом популярном местном транспорте – велосипеде, побывав на ферме-музее Бюгдетюн;
  • попробовать местную кухню;
  • посмотреть в кинотеатре Flåm Panorama фильм «Жизнь во фьордах», его показывают каждые полчаса;
  • покрутить гранитный глобус весом в 2 тонны, который лежит в чаше с водой – на нем изображен Флом;
  • приобрести сувениры.

Для одного дня это насыщенная программа, поэтому многие туристы остаются во Фломе на 2-3 дня.

Гастрономический туризм

Ну как, находясь в далекой северной стране, не попробовать местных деликатесов! Во всех лавочках продают разноцветный козий сыр, сладковатый на вкус. На привезенных из Флома (Норвегия) фото видно, как красиво он смотрится на тарелке.

Блюда из морепродуктов и рыбы, которая водится во фьордах, пожалуй, главные в норвежской кухне. Десерты делают, используя местные ягоды и фрукты. Многим туристам нравится местное пиво – его подают в стилизованных под старинные постройки ресторанах-пивоварнях. Весь процесс приготовления напитка видно через стеклянные стены.

В Фломе открыты рестораны:

  • Furukroa;
  • Bakkastova Café;
  • Norge International Fisk;
  • Fretheim;
  • Flam Marina;
  • Flamstova.

Фломская железная дорога и водопад Кьосфоссен

Прокатитесь по Фломской железной дороге: вам предстоит невероятное путешествие от горной станции Мюрдал Бергенской железной дороги до станции Флом, расположенной у самого Аурландс-фьорда.

Каждый год этот живописный участок железной дороги привлекает туристов со всего мира.

Путешествие по Фломской железной дороге откроет вам, пожалуй, одни из самых живописных мест Норвегии. 20 километров маршрута – и перед вами реки, прорезающие глубокие ущелья, водопады, каскадом падающие с крутых гор, снежные вершины и горные фермы, разбросанные по склонам.

Поезд Фломской железной дороги делает остановку у величественного водопада Кьосфоссен, у которого вы сможете сделать великолепные фотографии. Но Кьосфоссен – это не только живописный вид: водопад дает железной дороге электричество.

Фьорды

Увидеть девственную природу фьордов можно как с каяков и RIB-лодок (если вам нравится уединение и близкое общение с природой), так и с паромов и кораблей, на которых вас будет сопровождать экскурсовод.

Вы можете посетить Аурландс-фьорд и Нэрёй-фьорд, оба из которых являются рукавами Согне-фьорда Эти места по праву считаются одними из самых захватывающих и живописных.

Также неподалеку есть национальный туристический маршрут Согнефьелле с красивейшими видами на фьорды и водопады

ЮНЕСКО включила два норвежских фьорда в Список Всемирного наследия, и Нэрёй-фьорд – один из них. Вполне возможно, что Нэрёй-фьорд – одно из наиболее впечатляющих мест Согне-фьорда. Нэрёй-фьорд самый узкий фьорд в мире. Его ширина в самом узком месте – не более 250 метров. Над его безмятежными водами на высоту 1800 метров возвышаются скалы.

Норвегия в миниатюре

Берген – Восс – Гудванген – Флом – Осло«Норвегия в миниатюре» – один из наиболее популярных туристических маршрутов в Норвегии. Вы, конечно, можете выбрать однодневный тур, однако мы рекомендуем поехать с ночевками и остановиться, например, во Фломе.

Самым запоминающимся моментом тура станет регион Согн, в котором вам откроются великолепнейшие виды Региона фьордов. Поездка проходит по железным дорогам Бергена и Флома. Вы побываете на Согне-фьорде и проедете по старой дороге Сталхеймсклейва.

Если вы решите поехать по маршруту в низкий сезон, то испытаете еще большее чувство единения с природой.

Начать путешествие вы можете и в Бергене, и в Осло, и в любом другом городе на пути следования, например в Воссе или Фломе. Возле поселка Восс, кстати есть еще одно известное место в Норвегии — ущелье Bordalsgjelet

Климат и погода

Вам будет интересно:Стадион «Волга-Арена», Нижний Новгород

Собираясь в отпуск во Флом (Норвегия), надо правильно собрать чемодан.

Как все норвежские города, во Фломе царит морской климат умеренного характера. Это означает, что летом здесь не жарко, но влажно. Средняя температура в летние месяцы идеальна для экскурсий и прогулок: +16…+18 °C.

Лыжники очень любят фломские зимы, ведь это означает много снега и отсутствие сильных морозов.

Температура воздуха редко опускается ниже -13 °C.

Поэтому удобные обувь и брюки – вот комфортная одежда для прогулок по Флому в любое время года.

Станции

Железная дорога имеет 10 станций:

  • станция Флом располагается на высоте 2 метра над уровнем моря. В этом городке в самом конце Аурландсфиорда проживает около 450 человек. Через Флом проходит круглогодичная автомобильная дорога, связывающая Осло с Бергеном;
  • станция Лунден располагается на высоте 16 метров над уровнем моря, в 18.6 км от Мюрдала и в 1.4 км от Флома;
  • станция Хорейна располагается на высоте 48 метров на уровнем моря, в 17.21 км от Мюрдала и в 2.79 км от Флома. Вид на долину Фломсдален с хуторами и Фломскую церковь, построенную в 1667 году, гору Вибменоси (высота над уровнем моря 1260 метров), водопад Рюандефоссен (вертикальное падание воды с высоты 140 метров);
  • станция Далсботи располагается на высоте 200 метров над уровнем моря, в 13.9 км от Мюрдала и 6.1 км от Флома. Южнее Далсботна располагается хутор Стювисетхауген, построенный на огромном камне. Другой большой камень образует, как бы природный мост через реку;
  • станция Береквам располагается на высоте 343 метра над уровнем моря, в 10.5 км от Мюрдала и 9.5 км от Флома. Вид на ущелье Береквамсьеллет, по дну ущелья протекает река Фломсэльва. В Берекваме проложена двойная колея, позволяющая поездам из Мюрдала и Флома беспрепятственно расходиться.
  • станция Мюрдал располагается на высоте 865,5 метра над уровнем моря. Находится на магистрали Осло—Берген.

Особенности

Посёлок Флом уже давно стал настоящей туристической Меккой. В местный порт регулярно заходят теплоходы, осуществляющие экскурсионные маршруты по этим местам, а также круизные суда, держащие путь из Швеции или с Фарерских островов. Каждый год здесь проходят фестивали викингов, собирающие огромное количество людей, желающих посмотреть на средневековые военные баталии, в исполнении членов исторических клубов и сообществ, имеющих отношение к истории, культуре и традициям Норвегии. В такие дни, единственный городской отель очень быстро заполняется туристами и во Фломе начинается период безудержного веселья. В городской черте расположено несколько небольших жилых домов, сувенирных лавочек и магазинов. Сам посёлок является лишь промежуточным этапом на экскурсионных маршрутах, но нередко здесь останавливаются и самостоятельные туристы, желающие провести во Фломе несколько дней. Несмотря на крохотные габариты города, Флом обладает особой привлекательностью и немалой долей романтики, поэтому так нравится приезжим гостям, неизменно отдающим должное необыкновенному очарованию и красоте этих мест.

Пейзажи долины Фломсдален, Норвегия

Достопримечательности Норвегии: что можно увидеть

В чем же прелесть данной экскурсионной поездки? Ну, во-первых, экскурсионный маршрут начинается и заканчивается в местечке Флом. Крошечный совершенно городок. Но мне он приглянулся тем, что кроме железнодорожного маршрута, там же можно стартовать и в круиз по Согне-фьорду.

Пристань во Фломе и круизное судно

Поэтому там находится очень такая симпатичная пристань с деревянным настилом. А к ней пристают как небольшие катера, так и  настоящие круизные монстры! Ведь фьорды чаще всего не имеют пологого берега, это может быть сразу стремительный обрыв со значительной глубиной. Эта глубина и позволяет пришвартовываться суднам с глубокой посадкой — это я так, по-дилетантски объясняю.

Да, но отправимся наконец-то в путь! Экскурсия представляет из себя поездку по живописнейшим местам, продолжительность: 1 час в одну сторону и по тому же маршруту возвращаемся во Флом — еще 1 час. Все красивости наблюдаем из окна вагона.

Пассажирский, нет — экскурсионный автобус)))

Вид из окна поезда

Пейзажи вдоль Фломской дороги

Виды за окном

Видна дорога-серпантин

За окном — Норвегия

Примерно на средине маршрута предусмотрена специальная остановка со смотровой площадкой у превосходного водопада. Там даже происходит некая инсценировка: у водопада, между скалами появляется девушка, изображающая хюльдру. Это такой персонаж норвежского эпоса, типа троллей.

Остановка у водопада

Хюльдра танцует и кружится под музыку, но все это на значительном расстоянии. Живым глазом еще что-то видишь, а на видео получилось мелко и неубедительно — стерла.

О городе

Сам город Флом совсем невелик и зачастую не представляет особого интереса для туристов. Его население составляет всего лишь около 400 человек, но ежегодно тысячи посетителей приезжают в город, чтоб полюбоваться местными красотами. Несмотря на небольшие размеры, инфраструктура города довольно развита. Тут есть и кафе с ресторанами, и сувенирные лавки, и гостиницы, готовые приютить туристов. Есть даже музей Фломской железной дороги, который всегда открыт для посещений.

Флом расположился в уютной бухте с одноименным названием. Эта бухта для многих гостей города является первым перевалочным пунктом в путешествии по Нэрёй-фьорду, самому узкому и длинному фьорду Норвегии. Нэрёй-фьорд и популярен как раз благодаря своей «узкости». Ведь большинство фьордов Норвегии довольно широкие и увидеть оба берега сразу нельзя. Но Нэрёй-фьорд совсем другой. Узкое устье и горные склоны по обоим берегам дополняются огромными водопадами и свежим воздухом – именно за этим едут во Флом туристы со всего мира.

Прогулки

Не случайно норвежские пейзажи считаются одними из лучших на планете. Горы, которые уходят в поднебесье и фьорды, заполненные чистейшей водой, синее небо и сочная зелень лесов – все это создает потрясающее воображение картину. Пешие прогулки и экскурсии – это лучшее, чем можно заняться на отдыхе.

Начинать обзор окрестностей лучше со Стегастейн — смотровой площадки, она расположена на высоте 650 м над фьордом Эурланн.

Вход на нее бесплатный, но туристам предлагают поехать на автобусе (это обойдется в 325 крон/2600 руб.), т. к. площадка находится в нескольких километрах от города.

20 минут микроавтобус поднимается по крутому серпантину. Затем, стоя на 30-метровой площадке, выступающей над скалой, можно насладиться великолепными видами. Площадка безопасна и выполнена из стали, декорирована сосной.

Множество пешеходных и велосипедных маршрутов проложены по окрестностям, все они снабжены указателями, поэтому заблудиться невозможно.

Туристам предлагают проехать по дороге Ралларвеген, или, как ее еще называют, дорогой землекопов, из Флома в Хеугастель. Протяженность 55 км. А можно отправиться к водопаду Бреккефоссен, взяв напрокат электрический или педальный велосипед.

Фломские сувениры

Что делают туристы после того, как осмотрят все достопримечательности? Конечно, отправляются за сувенирами – без этого поездка будет вроде как неполной.

Из Флома везут забавный подарок – тролля или викинга. Это может быть магнит, фигурка, футболка с изображением коварного существа или героя древних мифов. Хорошим сувениром станут шерстяные вещи – свитера, носки, шарфы, шапки и варежки, качество местной шерсти и вязки очень высокое. Все изделия украшают норвежским узором, подойдут они и мужчинам, и женщинам.

Любители поесть привозят лосося, коричневый козий сыр и вяленую треску.

Музей

Конечно, главное место на площади города Флом в Норвегии занимает железнодорожный музей. Обширную экспозицию поместили в старое вокзальное здание недалеко от конечной станции.

В музее предлагается посмотреть, как строилась железная дорога, как выглядели старинные вагонетки, фонари, чем работали землекопы. Здесь же представлена коллекция миниатюрных моделей поездов, которые ездили по Фломской ж/д, и макет прежней станции. Детей порадует настоящий старинный паровоз, установленный в центре зала.

Осмотреть музей можно бесплатно.

Еще один музей находится в 4 км от Флома, к нему направляются автобусы, но можно прогуляться пешком или взять напрокат велосипед.

На склоне рядком разместились 27 домов, построенных в XVIII веке. Это музей-ферма Оттернес Бюгдетюн, на которой можно узнать, чем жили местные обитатели много лет назад, посмотреть домашних животных и орудия труда фермеров, попробовать местную кухню и насладиться величественным видом на фьорды. Ферма работает с 10 утра, вход обойдется в 50 NOK (400 руб.).

Хоть и не музей, но все же стоит осмотреть аскетичную фломскую церковь-кирху, построенную в 1670 году и сохранившуюся без изменений до наших дней.

История строительства

Планы постройки железной дороги, которая бы соединила Осло и Берген (около 500 км), возникли в 1871 году. Железная дорога планировалась состоящей из 2 веток. Узкоколейка между Бергеном и Воссом была открыта в 1883 году, а к 1909 году была переведена на стандартную ширину колеи.

Первые инженерные изыскания для Фломской линии относятся к 1893 году. На основании чего было принято решение о строительстве узкоколейной железной дороги протяжённостью 18 км.

Несмотря на то, что решение о строительстве ветки было принято парламентом в 1916 году, технические характеристики дороги были утверждены только в 1923 году.

В 1924 году начинается строительство ветки. Наибольшие сложности были связаны с сооружением туннелей. Общая протяженность туннелей 6 км. 18 туннелей прокладывались вручную. Метр прокладки туннеля занимал месяц работ строителей. С целью избежания участков с повышенным риском обвалов, железная дорога по пути к Согнефиорду трижды пересекает реку и дно долины. Отказавшись от строительства мостов, строители изменили русло реки, проложив его в туннелях под железной дорогой.

Движение первого регулярного рейса относится к 1939 году, а состава на электрической тяге — к 1944 году.

Вывод

Что-то мне подсказывает, что вывод у многих уже напросился сам собой. Но, все же, я позволю себе облечь его в слова. Возможны следующие варианты:

  • Вы едете в непродолжительный тур, в котором Норвегия представлена Осло и может еще каким-то городом. В таких турах обычно норвежская природа особо не представлена, знакомство с ней как раз и сконцентрировано в поездке во Флом. Что же, если вы выбрали такой тур, тогда ответ однозначный: ехать стоит, надо увидеть необыкновенную природную красоту хотя бы в таком кратком обзоре.
  • Но если вы едете в Норвегию как самостоятельный путешественник или вы выбрали такой тур, как это сделала я: в нем очень много живописных дорог по Норвегии, в программу входят многие природные объекты, тогда вам не стоит дополнительно оплачивать поездку по Фломской дороге.  Вы и без нее получите колоссальные впечатления! Таково мое скромное мнение.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector