О проекте

История поместья во времена владения Мамонова

После смерти старшего хозяина его сын Матвей стал наследником имения Дубровицы. Усадьба (как доехать до вотчины, будет рассказано ниже) перешла к нему, когда мальчику было всего 13 лет, его воспитанием занимался дед – Матвей Васильевич. В 1812 г., с началом войны, граф поступил на военную службу. Во время Тарутинского боя в селе Дубровицы остановился небольшой отряд русских войск. Следом за ними здесь побывали и французские солдаты. 10 октября 1812 г. небольшой отряд французской конницы И. Мюрата покинул село Дубровицы, при этом ограбив и спалив соседние деревни. 21 декабря 1812 г. Матвей Александрович – владелец поместья – удостоился награды «За храбрость» в виде золотой сабли. В марте 1813 г. его назначили на должность шефа своего полка и произвели в генерал-майоры. В 1816 г. М.А. Дмтриев-Мамонов вышел в отставку, а со следующего года он окончательно поселился в усадьбе Дубровицы. В этот период времени начинает зарождаться тайная организация, основанная Матвеем Александровичем, — «Ордена русских рыцарей». Он лично написал ее Устав, который назывался «Краткое наставление». В документе предлагалось упразднить рабство в России и пожаловать «русским рыцарям» поместья, крепости и земли.

Внутренние перемены

Интерьер дворца также претерпел значительные изменения. Маленькие комнаты были объединены в анфилады больших помещений, которые ведут к центральному залу. Последний имел вытянутую форму, а его общая площадь составляла примерно 200 кв. м. Архитекторы постарались придать залу овальную форму. Для этого его стены от пола до потолка расписали перспективной живописью архитектурного пейзажа. Здесь были повторяющиеся изображения элементов, например лоджий, аркад, композиций декора. Нежно-розовые тона дальней перспективы плавно перетекают в коричневые оттенки, которыми окрашены колонны на ближнем плане. На них мастера изобразили повторяющийся образ гербов, среди которых присутствует символ рода Дмитриевых-Мамоновых. Со временем роспись стала требовать реставрации. В 1968-1970 гг. она была восстановлена.

Ресторан «Голицын» в усадьбе Дубровицы

Следующим пунктом нашей прогулки у нас получился ресторан «Голицын», расположенный в подвале усадебного дома.

элемент декора в ресторане

Судя по всему Усадьба становится не туристическим, а свадебным объектом. Молодожёны приезжают в ЗАГС, затем фотосессия у церкви, здесь же есть мостик для популярных сейчас замочков, а в ресторане можно устроить свадебный банкет. Уверенна, что в самой церкви обряд венчания совершается очень часто. Но мы зашли в ресторан погреться и выпить кофе. Дорогой ли это ресторан судить не берусь, поскольку мы не заказывали полный обед. Чашка кофе от 100 рублей.
Подкрепившись и согревшись мы продолжили нашу прогулку.

Внутреннее убранство церкви

Внутри храм настолько же уникален, как и снаружи. Он полностью украшен горельефами, выполненными по каркасной технологии из битого кирпича и известняка. Местные мастера наносили смесь на каркас, а потом инструментами отсекали все лишнее, создавая объемное изображение. Все они созданы по мотивам библейских сюжетов.

Нельзя не обратить внимания и на горельеф с распятием Христа, эта композиция является центральной и вокруг нее ранее располагались тексты на латыни. Позже они были заменены на русские тексты, сейчас надписи в ходе реставрационных работ возвращаются к изначальному варианту.

В одной из частей храма располагаются двухъярусные хоры, которые полностью покрыты резьбой и выкрашены в глубокий синий цвет. Изнутри стены церкви имеют красивый нежно-голубой оттенок.

Верующие утверждают, что фотографировать в храме не рекомендуется, поэтому стоит своими глазами взглянуть на эту невероятную красоту, напоминающую западные архитектурные шедевры.

Внутреннее убранство

Внутри Знаменская церковь в усадьбе Дубровицы тоже во многом повторяет католические каноны: стены отделаны горельефами на темы библейских сюжетов, в помещении установлены скульптурные композиции. Все это свидетельствует о традициях европейской школы.

Интересен процесс изготовления скульптур. Их не вырезали на стороне, а делали на месте. Металлический каркас обмазывался основой, состоящей из смеси битого кирпича с известковым раствором, по ней в сыром виде прорезался контур. После высыхания смеси фигуры окончательно моделировались.

Крупнейшей композицией внутреннего церковного интерьера является «Распятие».

На западном притворе находится галерея, представляющая собой балкон, на который можно попасть через небольшую дверку в северо-западном пилоне. В этом месте при освящении храма находились Петр I и Борис Голицын.

Реставрация

В 1966-1970 гг. шли активные восстановительные работы. Удалось вернуть фасаду его прежнее убранство, отреставрировать вестибюль. Гербовому залу, сняв несколько слоев краски, вернули фресковую роспись. В 1966-1990 г. велась реставрация в церкви. Министерство культуры СССР планировало ее использовать в качестве музея культового зодчества. Но осенью 1990 г. храм был возвращен прихожанам. Сюда стекается множество людей. Добраться до поместья можно от м. Царицыно или Курского вокзала на электричке до Подольска. Чтобы попасть в само село, где расположено поместье, следует сесть на маршрутку или автобус 65. На личном автомобиле следует ехать по Симферопольскому шоссе в Подольск. Там на пл. Ленина нужно свернуть направо – на ул. Кирова, затем на Октябрьский пр-т. Затем ехать нужно по указателям до поселка.

Творческая встреча с Народным артистом РСФСР Александром Михайловым

Дорогие наши зрители!
Мероприятие состоится в следующем театральном сезоне.
Раннее купленные билеты будут действительны.
Следите за нашими новостями! Береги себя и своих близких
!

Александр Михайлов представит программу «Экология души», в которой расскажет не только о творческом, но и о личностном становлении, выборе профессии, работах в театре и кино, о встречах с людьми, которые сыграли важную роль в его биографии. В этой встрече артист раскроется как интересный рассказчик, замечательный чтец стихов Александра Пушкина, Сергея Есенина, Николая Рубцова, Николая Зиновьева и многих других поэтов.
Аккомпанируя себе на гитаре, Александр Михайлов исполнит русские народные и казачьи песни, романсы, песни времён гражданской и отечественной войны, а также композиции современных авторов. Его проникновенный бархатный баритон и потрясающее умение найти свою интонацию, тонко прочувствовать каждую песню и преподнести её публике с душой, пропуская через себя каждую мелодию сделают эту встречу очень тёплой, открытой и доверительной.

Усадебный комплекс Дубровицы

Территория усадебного комплекса, точнее то, что от него осталось, располагается у слияния двух рек: Десны и Пахры. Первое упоминание о здешних местах появляется в документах в первой трети 17-го века. Тогда это была вотчина боярина И. В. Морозова. Усадьба неоднократно по разным причинам меняла владельцев и внешний вид, ибо каждый новый хозяин стремился переделать свои владения на свой вкус.

Дубровицы

После революции усадебный дом был превращён в Музей дворянского быта, однако он просуществовал менее десяти лет и после закрытия все материальные ценности, коих было не мало, были вывезены.
На данный момент в здании находится Всероссийский научно-исследовательский институт животноводства Россельхозакадемии, а также ЗАГС и ресторан «Голицын». Институт восстановил интерьер одного из залов в принадлежащей ему части здания, сделав из него конференц-зал, но посторонних посетителей туда не пускают.

Усадебный дом

Усадьба не является в полной мере туристическим объектом, но людей здесь много. Всех привлекает Знаменская церковь.

Важные этапы в развитии

В конце XVII в. при жизни Бориса Алексеевича Голицына – сподвижника и воспитателя Петра I – в усадьбе развернулось крупное строительство. В 1689 г. хозяин имения, несмотря на то, что раннем периоде петровского царствования был одним из самых влиятельных вельмож, подвергся опале со стороны царя. В связи с этим Голицын был вынужден уехать из столицы и поселиться в деревне. Свое предпочтение он отдавал подмосковным вотчинам. А в первую очередь это были Дубровицы, усадьба Марфин, Большие Вяземы. В 1690 г. в первом имении князем был заложен необычайно красивый православный храм, ставший истинным шедевром архитектурного искусства.

Резьба храма

Исследователи «подозревают» в работе над резным и скульптурным декором Знаменского храма иноземных мастеров. Однако существует и другая точка зрения: резали и ваяли «наши». И она имеет под собой основания: каменная резьба во многом напоминает «резь» иконостаса. А по поводу создания последнего двух мнений не существует: его точно делали отечественные специалисты.

Доподлинно известно, что в имении Голицына искусных резчиков по дереву хватало. Многих из них отправили тогда в Европу постигать премудрости каменной резьбы. И обучение пошло впрок. М. Дунаев отмечает, что на фасадах церкви помещены «обобщенные образы людей необычайной внутренней силы». Внутри же здания мы видим «не сдержанность чувств и самоуглубленное созерцание, а экспрессивное выражение страстей».

История прихода

В начале XX века при храме действовала трёхлетняя церковно-приходская школа, а также богадельня для малоимущих на девять человек.

В 1917 году усадьба Дубровицы была обращена в историко-бытовой музей, первоначально существовавший на средства конторы князей Голицыных и находившийся в ведении наркомата просвещения РСФСР, а с 1925 года — в ведении Московского отдела народного образования; в феврале 1927 года Моссовет вынес решение о закрытии музея, которое было исполнено в августе 1927 года, все экспонаты были вывезены в музеи бывшего Донского монастыря и «Царицыно». В 1929 году храм был закрыт для богослужения; в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии.

В октябре 1989 года была образована местная религиозная община, которая стала добиваться возвращения храма Церкви. 1 февраля 1990 года Подольский райисполком вынес решение о регистрации общины и передаче храма общине; однако формальные препятствия к открытию храма оставались. Первое богослужение состоялось 22 июля 1990 года вне стен храма, на улице. Первая литургия в церкви была совершена викарием Московской епархии епископом Можайским Григорием (Чирковым) 14 октября 1990 года. В 2000 году приход возвратил в храм сохранившиеся иконы иконостаса, находившиеся во Всероссийском институте животноводства.

В 2004 году, к 300-летию освящения храма, завершился первый этап его реставрации. В частности, был восстановлен интерьер, возвращены стихи на латыни.

Настоятели церкви

Настоятели церкви за всю историю
Даты Настоятель
… — …
до 1844 — после 1850 священник Иоанн Булкин
… — … священник Алексий Смирнов
… — …
… — 1930 священник Михаил Порецкий
1930—1990 период закрытия
1990—1999 протоиерей Сергий Позоров
2 ноября 1999—2004 священник Александр Катков
декабрь 2004 — н. в. протоиерей Андрей Грицышин (род. 1970)

Строительство Знаменской церкви в Дубровицах

Строительство Знаменского храма в Дубровицах Борис Голицын решил приурочить к окончанию своей опалы. Приехав в столицу, он сразу показал царю Петру некие наброски. Зачем? По одной из версий, еще будучи совсем юным, Петр часто бывал в Дубровицах у своего «дядьки», был увлечен его дочерью, да и саму природу местную любил:

По одной из легенд, которая часто приводится в краеведческих материалах, юный Петр, однажды посетивший Дубровицы, воскликнул, обращаясь к своему «дядьке»:

Голицын эти слова запомнил, мысль воплотить в белом камне мечту своего воспитанника с тех пор не оставляла его.

Чертежи Петру понравились до такой степени, что он пообещал помочь средствами и попросил не экономить ни на зодчих, ни на отделке. И лично приехал 22 июня 1690 года в Дубровицы на закладку первого камня.

Строили долго и только в летнее время. К концу XVII века строительство храма завершилось.

Освящение храма

Столь дерзкий для своего времени проект Б.А. Голицыну удалось воплотить только благодаря поддержке Петра I. Строительство храма было закончено к 1699 году, после чего прошло еще пять лет до момента открытия Знаменской церкви.

Патриарх Адриан не давал разрешение на освящение столь необычного храма, украшенного на европейский манер.

После смерти патриарха местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). И в феврале 1704 года он освятил новую церковь в Дубровицах в присутствии Петра I и его сына царевича Алексея. Пышные торжества по этому поводу продолжались целую неделю, и на них были приглашены все местные жители.

Назначение брака

Главная цель человеческой жизни — спасение души, достижение Царства Небесного. Отсюда вытекает и смысл брака — помощь супругов друг другу для достижения этой цели в совместной жизни.

Брак есть Таинство, в котором, при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности, благословляется их супружеский союз в образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается благодать Божия для взаимопомощи и единодушия, для рождения и христианского воспитания детей.

Первая и самая главная задача супружеской жизни — таинственное единение лиц противоположного пола, как бы слияние их в одно живое существо, одну плоть. Об этой соединительной стороне брака говорит библейское повествование: «…сего ради оставит человек отца своего и свою мать и прилепится к жене своей; и будут два плоть одна» (Быт. 2:24). Так зарождается семья — малая Церковь, основа Церкви и общества. Именно в семье, благословленной Церковью, происходит взаимное духовное возвышение — восстановление в человеке его первоначальной красоты — первообраза творения «по образу и подобию» Божьему

Здесь необходимо обратить внимание на то, что поскольку брачный союз установлен Богом в раю, когда люди были еще невинны и бессмертны, то, следовательно, брачное сочетание мужа с женой в одну плоть, по замыслу Творца, должно было пребыть навсегда и нерасторжимо. По словам Спасителя: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает

Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Матф.19:3-19). Нарушение супружеской верности есть нарушение воли Божьей и потому это тяжкий смертный грех.

Вторая задача брака — рождение и христианское воспитание детей. По словам Иоанна Златоуста, брак учрежден Богом, чтобы постоянно восполнять убыль людей, причиняемую грехом и смертью. В первом послании к святому Апостолу Тимофею святой Апостол Павел говорит о материнстве, как о главной миссии жены: «Жена спасется через чадородие» (1Тим.2:12-14). Материнство состоит не только в том, чтобы родить ребенка и заботиться о его здоровье, но и в том, чтобы заложить в душу ребенка основы веры и благочестия. Современным женам необходимо понять всю серьезность и ответственность своей материнской миссии: будущее Церкви и всего человеческого общества зависит от них. А мужья должны подкреплять жен и помогать им в осуществлении их главной задачи. При этом нужно помнить, что аборт — тяжкий грех убийства ребенка во чреве матери. Современная боязнь иметь детей — есть следствие маловерия. Если Господь дарует дитя, Он же даст возможность и вырастить его.

Третья задача брака — предотвращение общества от растления и беспорядочного блуда. По слову святителя Иоанна Златоуста, одной из задач брака является удовлетворение потребности к плотскому единению «для погашения естественного пламени». Энергия пола — очень мощная энергия и для ее обуздания установлен брак. Святой Апостол Павел пишет в первом послании к Коринфянам: «во избежание блуда, каждый имей свою жену и каждая имей своего мужа… будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор.7).

Супругам надо смотреть на свой брак как на школу христианской жизни, школу христианской любви. Это не всегда бывает легко. В «гимне христианской любви», написанном святым Апостолом Павлом в послании к Коринфянам, говорится: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». (1 Кор.13:4-13). Часто спрашивают: «Как отличить настоящую любовь от влюбленности, как не ошибиться?» Определение любви, данное Апостолом Павлом, поможет нам в этом. Если наша любовь жертвенна, если она готова на самопожертвование ради счастья любимого — мы на верном пути

При этом важно отметить, что самым первым в этом «гимне любви» стоит слово «долготерпение», а вторым — «милосердие». Терпение, и не просто терпение, а долгое терпение; милость, и не просто милость, а милость от всего сердца

Без опоры на эти главные качества любви крепкой семьи не построишь.

Церковь Знамения в Дубровицах

Церковь в старинной усадьбе Дубровицы, в которой некогда жил князь Борис Голицын, построена на средства ее владельца на границе XVII-XVIII веков. Сам восхитительный силуэт строения заставляет узнать более подробно, как возникла Знаменская церковь, причину ее создания и получить ответы на многие другие вопросы, возникающие после более близкого знакомства с этим удивительным человеческим творением.

Необычность ее в архитектурном стиле — русское барокко, а если точнее, голицынское русское барокко. Глядя на многочисленные причудливые элементы: скульптуры апостолов и ангелов, выточенные из камня причудливые цветы и листья, на ум приходит западная архитектура. Для России церковь необычна и корона с крестом еще больше добавляет ей оригинальности.

Церковь Богородицы в Дубровицах

Церковь Богородицы в Дубровицах — храм, подобного которому вы не встретите ни в России, ни, пожалуй, в мире. Полное название храма — церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области. Архитектура церкви и внутреннее убранство настолько нетипичны для православия, что на протяжении 5 лет священники отказывались освящать храм. Вот посмотрите, как впечатляюще выглядит церковь, свободно расположившаяся на высоком мысу при слиянии рек Пахра и Десна

Имени создателя этого чуда не сохранилось, но его оригинальный вид сразу наводит на мысль, что в проектировании и строительстве принимали участие европейские зодчие. Храм возводился при владельце усадьбы князе Борисе Алексеевиче Голицыне, воспитателе Петра Первого, строительством был закончен в 1699 году, на его освящении в 1704 г. присутствовал сам Петр.

В плане церковь Богородицы в Дубровицах представляет собой равносторонний крест с закругленными концами. Высота храма с куполом – 42,3 м. Для православной архитектуры в нем непривычны столпообразность здания, увенчание золоченой металлической короной вместо маковки, богатые украшения объемной резьбой и скульптурами:

По углам цоколя стоят фигуры четырех евангелистов, в основании восьмигранной башни – восьми апостолов

Фасады церкви Богородицы в Дубровицах богато украшены изображениями ангелов, цветов, плодов, листьев, кистей.

Но воистину потрясает внутреннее убранство храма. Фотографировать внутри не благословляется, поэтому ниже особенно редкие фотографии

Передать словами впечатление, тот восторг, который охватывает при виде такой совершенной, поистине неземной, красоты, невозможно. Это надо увидеть, чтобы пережить. Добавлю лишь, что всё пышное внутреннее убранство несёт в себе глубокий смысл: скульптурные композиции иллюстрируют библейский сюжет и расположены в строгой последовательности, так что по ним можно читать как по книге.

В западной части церкви сохранились двухъярусные деревянные золоченые хоры, на которых во время освящения храма молился царь Петр I со своей свитой.

Около церкви Богородицы расположено главное здание усадьбы. Внутрь не пускают, там ЗАГС, НИИ, ресторан. По моим данным, интерьеры не сохранились, но снаружи выглядит достойно.

Кстати, здесь можно оценить, как умели наши предки выбрать место. И дом, и храм стоят на высоком берегу и в обе стороны открывается шикарный вид. Вот, например, вид от усадебного дома на лесистую пойму Десны

На территории усадьбы расположен вот такой курган со смотровой площадкой наверху

Подлинность кургана не доказана и не опровергнута. Сейчас его, как и всю усадьбу в целом, широко используют для свадебных церемоний и антуража. Вид с кургана:

Сохранился кусочек старого липового парка усадьбы. По преданию, некоторые липы здесь сажал сам Петр I, но уже в этом веке часть реликтовых лип вырубили, так что, возможно, они и не сохранились до наших дней.

Вот вкратце всё, что я хотела рассказать вам про такое уникальное место Подмосковья — усадьбу Дубровицы и Церковь Богородицы.

Курган

О кургане, что высится рядом с храмом, сложено множество легенд. Говорят, что сначала строители просто сваливали здесь землю, выбираемую при рытье котлована под цокольный этаж церкви. Потом будто бы выросший холм «облагородили», придали ему правильную форму, сверху насыпали чернозема (возили его, кстати, на лошадях издалека, а непосредственно на курган крепостные крестьянки в передниках приносили) и устроили смотровую площадку.

Там, как правило, дежурил человек, задачей которого было… высматривать гостей. И определять, как скоро они в усадьбе окажутся, — чтобы к их приезду успеть приготовить щедрый стол. Если смотровой ошибался, то его ждало наказание; если же оказывался точен — то угощение с барского стола получал.

Правда, есть об этом кургане и романтическая легенда. Она повествует о беседке, устроенной на холме, а в беседке той с книгой или рукоделием коротала часы дочка Голицына в ожидании воспитанника отца и своего возлюбленного — Петра I. Девушка верила его юношеским обещаниям обвенчаться с нею, которым, как мы знаем, не суждено было сбыться.

После Отечественной войны 1812 года на кургане каждый год служили панихиду по воинам, погибшим в Бородинском сражении. Родственники павших в той войне дубровчан ездили на поля битв в поисках могил своих мужей и отцов. Если находили, то прах воинов переносили в Дубровицы, а если нет — то привозили просто горстку земли…

Брак как установление Божие

Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей. Господь благословил их словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владейте ею» (Быт. 1:28). Таким образом, мы видим, что мужчина и женщина созданы друг для друга, и жить в семье — естественное предназначение человека.

Господь наш Иисус Христос, присутствуя на браке в Кане Галилейской, возвысил супружеский союз сообразно Своему смотрению о роде человеческом. Когда первое вино оскудело, было дано вино новое, чудом сотворенное из воды (Ин, 2). Так и в естественном брачном союзе отношения супругов, не будучи греховными по природе, претворяются в благодатные, освящаясь Таинством венчания, приближаются к великому Первообразу — союзу Христа и Церкви. По словам святителя Феофана Затворника, в истинном христианском браке «любовь очищается, возвышается, укрепляется, одухотворяется. В помощь человеческой немощи благодать Божия подает силы к постепенному достижению такого счастливого союза».

Внутреннее устроение семьи

Муж и жена — соработники у Бога. Они совершенно равны, как участники Царствия Божия и наследники вечной жизни. Но между ними не утрачиваетсяразличие, определяемой их природой, их происхождением и их виной в грехопадении. Жена сотворена помощницей мужу и из тела мужа (по словам Библии — из ребра), а не муж от жены (хотя рождается от жены). Жена по Божественному замыслу во всем равна мужу, в практическом отношении является его помощницей и зависит от него, а муж является главой жены. «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор.11:8).

Священное Писание совершенно точно расставляет акценты в управлении семьи: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог» (1 Кор.11:3).

Святой Апостол Павел наставлял жен относительно помощи мужьям так: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф.5:22-24).

Может показаться, что, обязывая жен повиноваться мужьям, святой Апостол как будто умаляет их человеческое достоинство. Это не так. Церковь повинуется Христу, как своему Спасителю и Благодетелю. Это не рабское подчинение, но порыв ответной любви.

Поясняя это, святой Апостол тут же дает наставление мужьям о их еще больших обязанностях: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за Нее. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф.5:25-28).

В послании к Колосянам святой Апостол Павел определяет взаимные обязанности всех членов семьи: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол.3:18-21).

Таким образом, законы для семьи установил сам Бог: муж — опора и глава семьи, отвечает за материальное и духовное ее благополучие; жена — помощница мужа, воспитательница детей; дети — помощники родителей. Установленная Богом иерархичность семьи заимствована из самого Царства Небесного, которое строго иерархично. Поэтому, когда каждый будет выполнять в семье Богом данное служение, брак будет счастливым и послужит к утешению и радости всех.

Усадьба «Ивановское»

Бывают места, в которые приезжаешь и понимаешь, что смотреть здесь совершенно нечего. Так получилось у нас с усадьбой «Ивановское». Это богатая дворянская усадьба расположена на улице Парковой в Подольске, но уже мало что напоминает о ее былом величии.

В разное время она принадлежала двоюродному деду Льва Николаевича Толстого, семействам Головиных и Каменских, Закревским, дочери декабриста В.А. Бобринского, купцам Бахрушиным — в общем, хозяев у нее было немало.

Сейчас усадьба частично отреставрирована и в ней располагается краеведческий музей, который работает как-то очень неудобно — мы приехали после обеда и уже не смогли в него попасть. А больше в усадьбе делать нечего, поэтому мы прошлись по небольшому внутреннему двору, сфотографировали усадебный дом и флигель со всех сторон и отправились домой.

Считается, что это одна из немногих действительно крупных усадеб Московской области, поэтому мы и выбрали ее для прогулки с коляской. Но реальность разочаровала — если усадебный дом был отреставрирован, то парк при усадьбе совершенно заброшен, и гулять по нему весьма проблематично.

До театра мы добраться не смогли из-за весенней грязи и гор мусора. Жаль, что некогда богатая усадьба сейчас выглядит столь плачевно, а от огромного ландшафтного парка ничего не осталось.

Как-то мы задались вопросом: сколько же у Голицыных было усадеб? Выяснить точное число нам пока не удалось, но иногда создается впечатление, что каждая вторая усадьба в России (да и в СНГ) принадлежала кому-то из членов семьи этого знатного рода. Википедия говорит о 21 усадьбе, но очень может быть, что это далеко не все, потому что «Дубровицы» там как раз и не упоминаются.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Кстати, о некоторых усадьбах Голицыных мы уже писали: Вяземы, Архангельское и Круглый двор в Тростянце. Теперь к этому списку прибавились «Дубровицы», но мы думаем, что на этом наши исследования имений Голицыных не закончатся, поэтому не переключайтесь, впереди еще много интересного!

Знаменская церковь в Дубровицах

Храм был заложен и возведен в конце 17-го века при втором владельце усадьбы — князе Борисе Алексеевиче Голицыне. И внешний облик, и внутреннее убранство церкви настолько отличается от принятых в православии (в частности, вместо привычного купола, церковь венчает корона), что священнослужители отказывались её освящать даже не смотря на то, что само здание выстроено строго по канонам. Соответствующий обряд провели только после вмешательства Петра I. На открытии Храма присутствовал сам Император.

Знаменская церковь в Дубровицах

Знаменская церковь в Дубровицах

Последующие владельцы усадьбы не уделяли церкви должного внимания и здание стало разрушаться. В середине 19-го века его реставрировали, а вот на протяжении 20-го столетия хоть и пытались проводить восстановительные работы, сохранить в хорошем состоянии не смогли. Колокольню, располагавшуюся рядом с Храмом, вовсе снесли и на данный момент имеющиеся у церкви колокола находятся под открытым небом. В конце прошлого века Храм передали РПЦ и сейчас это действующая церковь. За эти годы был восстановлен внутренний интерьер Храма, а вот внешнее убранство церкви требует глобальных, дорогостоящих работ, финансирование которых на данный момент отсутствует.

Знаменская церковь в Дубровицах

Фотографирование внутри Храма запрещено (или как пишут в таких случаях – «Не благословляется»), но нам повезло. Церковь своими силами организует экскурсии и приглашает всех желающих присоединиться к приезжающим группам. Одна такая группа приехала через полчаса после нас. Цена экскурсии – 150 рублей с человека, но люди дают больше, потому что после знакомства с этим удивительным Храмом, всем искренне хочется поучаствовать в его скорейшем восстановлении. Экскурсантам разрешают сделать несколько снимков внутри церкви, но всё равно есть ощущение, что Служителям это не нравиться. Поэтому мы с подругой быстро сделали только пару фото.

Знаменская церковь в Дубровицах

Выйдя из церкви, мы обошли Храм, благо снаружи его можно фотографировать сколько хочешь, поднялись на смотровую площадку, а затем спустились к берегу реки. Точнее, к берегам двух рек. И отовсюду открывается великолепный вид на церковь. Для фотографов тут просто рай.

вид со смотровой площадки

вид со смотровой площадки

Будучи в усадьбе, обязательно нужно посмотреть на ворота Конного двора, что остались от усадебных построек середины 19-го века, когда владельцем этих мест был М. А. Дмитриев-Мамонов.

Конный двор

Конный двор

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы

Важный период в развитии усадьбы начался в 1688 г., когда вотчина перешла во владение Бориса Алексеевича Голицына (1641-1714 гг.). Летом 1690 г. на территории имения была разобрана старая церковь из дерева. Ее перенесли в соседнюю деревню Лемешово. На месте прежнего храма князь заложил новую церковь из белого камня в стиле барокко. Строительством занималось большое количество иностранных и русских искусных мастеров. Архитектурное убранство храма неизменно поражает обилием высокохудожественных, изящных скульптур. Что довольно редко встречается в русском православном зодчестве. Благодаря профессиональной работе мастеров и высокому качеству используемых в работе материалов здесь можно увидеть лепные рельефы евангельской тематики. Хорошо сохранились четырехъярусный иконостас и двухъярусные хоры с ажурной резьбой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector