Храмы и соборы московского кремля

Некрополь Архангельского собора — кто похоронен в Архангельском соборе

Рассказывая об истории Архангельского собора Кремля никак нельзя умолчать о некрополе, который в ней располагается. Возведение храмов-усыпальниц не редкость на Руси, как правило, каждый знатный род имел подобное строение. Так, например, усыпальницу семьи Юсуповых можно увидеть в усадьбе Архангельское в Подмосковье, еще одна известная российская усыпальница находится в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. Но подобные сооружения характерны не только для нашей страны (или бывших территорий Руси), но и для других стран. Среди них наиболее известно Вестминстерское аббатство в Лондоне, в котором похоронены монархи Великобритании, и таких мест по всему миру очень много.

Некрополь Архангельского собора

Архангельский собор стал усыпальницей для рода Рюриковичей и Романовых. Первым в храме был похоронен Иван Калита, но уже к правлению Ивана III в соборе было столько захоронений, что стало тесно и церковь решено было расширить. На время строительство нового храма все гробы с телами великих князей были перенесены в колокольню Ивана Великого, которая стоит по соседству.

Захоронения в Архангельском соборе Кремля

В новом храме первым похороненным стал Иван III, который и затеял перестройку, но не дожил до того, чтобы своими глазами увидеть обновленный собор. Все саркофаги расположены в строго определенном порядке, князья похоронены в южной части храма, а те, кто находился в немилости — в противоположной стороне.

Стоит отметить, что усыпальница — это не мавзолей, где в гробах лежат Великие князья. Обряд погребения проводился по всем канонам православия, гробы с телами умерших правителей закапывали в землю под полом, а над могилой возводили надгробие с белыми плитами.

Некрополь Архангельской церкви в Московском кремле

Туристы приходят в собор просто посмотреть на исторический храм, но в Архангельской церкви много и паломников, которые приезжают сюда, чтобы поклониться мощам двух святых.

Мощи царевича Дмитрия в Архангельском соборе

В серебряной раке находятся мощи благоверного царевича Дмитрия — младшего сына Ивана Грозного, который был то ли убит, то ли погиб в результате несчастного случая в Угличском кремле в 1591 году. Он был причислен к лику святых в 1606 году как невинно убиенный, и принято считать, что его мощи обладают чудотворной силой.

Икона «Царевич Димитрий Угличский в житие» ГИМ, 17 век

Мощи князя Михаила Черниговского в Архангельском соборе

Еще один святой, похороненный в Архангельском храме — это святой князь Михаил Черниговский. Он был причислен к лику святых за верность христианской вере в борьбе с Ордой. В 1570-х годах по приказу Ивана Грозного его мощи были перенесены из Чернигова в Москву, а спустя два века, в 1774 году, было принято решение разместить их в Архангельском соборе кремля.

Святой Михаил Черниговский Мастерская церковного искусства «Иконное Дело»

Некрополь Архангельского собора кремля считается одной из самых больших царских усыпальниц (54 захоронения), великих князей и членов царской семьи хоронили в храме на протяжении почти 400 лет (с 1340 по 1730).

Архангельский собор и колокольня «Иван Великий»

Архангельский собор в XVI веке и до наших дней

Для строительства нового величественного собора на месте старой Архангельской церкви в 1505 году был приглашен известный итальянский зодчий Алевиз Новый. Этот архитектор вошел в историю не только строительством Архангельского собора кремля, но и другими своими работами, которые имеют огромное историческое значение. Например, именно он строил дворец и храмы в Александровской Слободе. Надо сказать, что в то время на работах в Кремле трудилось сразу два Алевиза, один из которых строил великокняжеский дворец, он известен под именем Алевиз Фрязин, ну а второй занялся новым храмом-усыпальницей.

Архангельская церковь

Новый собор в честь святого Архистратига Михаила был закончен и освящен митрополитом Симоном в 1508 году. В тот же год в храм-усыпальницу были перенесены останки русских князей. В 1564-1565 году царь Иван Грозный приказал расписать храм фресками, но до наших дней эти росписи не сохранились, так как спустя сто лет, во времена царствования Алексея Михайловича, собор был расписан повторно. Работы велись артелью русских мастеров под руководством Симона Ушакова

Росписи являются настоящим произведением искусства, и если вы пришли в храм с экскурсоводом, то ваше внимание обязательно обратят на условные портреты русских князей, похороненных в Архангельском соборе. Ничего подобного больше нигде нет

Росписи Архангельского собора Кремля

Внутри Архангельского собора

Сейчас сложно представить, но в XVIII веке все храмы Соборной площади кремля находились в запустении, и причиной тому, конечно же, стал перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург. Архангельский собор не был заброшен, но средства на его содержание выделялись довольно скромные. В 1737 году в праздник Святой Троицы произошел серьезный пожар, который нанес большой ущерб собору, восстанавливали его более двух лет. Только при Екатерине II к храму вернулось былое величие, в его стенах даже возобновили иконописное дело.

Вход в Архангельский собор Московского кремля

Следующим серьезным испытанием для Архангельского собора стала Отечественная война 1812 года. Солдаты Наполеона устроили в храме кухню, в которой не только готовили еду, но и хранили бочки с вином. Во время отступления бочки были разбиты, вино из них вытекло и затопило почти весь пол церкви. Ну и, конечно же, наполеоновцы не могли уйти из Москвы без сувениров.

Магнитики на холодильник в то время не продавались, поэтому они прихватили с собой оклады с икон и другие ценные вещи. Архангельский собор кремля стал первым храмом Москвы, который привели в порядок после нашествия французов: уже 1 февраля 1813 года церковь была восстановлена и вновь освящена.

Внутри Архангельского собора

К 300-летию дома Романовых в 1913 году Архангельский собор обновили, отреставрировали иконостас, отмыли росписи и провели другие работы по благоустройству. Но уже спустя 5 лет храм был закрыт, а службы в нем прекратились. К счастью, здесь не сделали ни бильярдный зал, ни правительственный гараж, а объявили здание памятником культуры и стали готовить к открытию музей. Процесс этот затянулся надолго: работы начались в начале 1920-х годов и продолжались вплоть до начала Великой Отечественной войны. Для свободного посещения кремль открыли только 1955 году, и он сразу же стал одной из самых популярных достопримечательностей Москвы. Вплоть до 1991 года в Архангельском соборе кремля располагался музей, но, как и большинство других храмов, с развалом СССР он был возвращен РПЦ и в нем возобновились службы.

Архангельский собор в Кремле

Усыпальница

Здесь хоронили по примеру Византии правителей Рюриковичей, Романовых и их родственников до XVIII века. Собор служил местом погребения мужчин царского рода. Цариц и княгинь хоронили в соборе Вознесения Христова кремлевского Вознесенского монастыря, разрушенного в 1929 году.

Тогда захоронения из монастыря перенесли в южную часть Архангельского собора. Сюда же перенесли мощи «прародителей государевых». Над гробом, закрытым каменной плитой, возводилась каменная надгробница, на которой помещалась икона, свеча и панихидное блюдо с кануном.

Гробницы

Внутри Архангельского собора – 46 надгробий, под которыми покоятся 56 представителей княжеского рода. Бронзовые саркофаги белокаменных надгробий раннемосковских князей и русских царей установлены во время правления Михаила Романова. Напротив надгробий – изображение в полный рост всех погребенных здесь великих князей.

Расположение погребений проводилось по четким правилам. По южным стенам – великокняжеские погребения. Удельные князья погребены вдоль западной стены, а опальные князья – вдоль северной.

У юго-западных столпов захоронена принявшая православие татарская знать, служившая при русском дворе. 51 захоронение под плитами пола, две раки стоят на полу. В усыпальнице храма погребен сын Ивана Грозного, убитый вспыльчивым отцом, и его малолетний брат царевич Дмитрий, который дважды «воскресал» во времена Смуты.

Здесь же похоронены Романовы: цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович, а также оба брата Петра I. Сам «великий реформатор» упокоился в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, где и стали хоронить представителей царской династии.

В Архангельском соборе – пустая гробница Бориса Годунова, чей прах по приказу Лжедмитрия I в 1605 году выбросили на улицу, чтобы «не осквернять» храм. Позднее прах Бориса Годунова погребли в Троице-Сергиевой Лавре.

У северной стороны Архангельского собора – рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного к лику святых. Князь отказался подчиняться золотоордынскому хану Батыю, за что потерпел мученическую смерть. В Архангельском соборе служили панихиды в дни кончины погребенных тут высочайших особ – князей и царей.

Росписи усыпальницы

В XVI веке собор покрыли художественной росписью. Во времена правления Алексея Михайловича выполнены настенные росписи, над которыми трудились 92 мастера. Военная тематика и сюжеты о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом Сатанаилом занимает главное место в живописи.

Интересна галерея из условных «надгробных» портретов князей и царей, похороненных в усыпальнице. Нижний ярус – «портретная галерея» реальных исторических лиц: более 60 «портретов» московских и удельных князей. Галерею открывает изображение Ивана Калиты.

В куполах – лики пророков и праотцов, эпизоды из жизни Спасителя, на сводах – сюжеты из Нового Завета. В центральном барабане – фигуры Адама и Евы. В западных куполах – образы Архангела Михаила и Гавриила, ниже – апостолов и святых угодников, воинов-мучеников и святого покровителя храма – Архангела Михаила. В роспись включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с захватчиками.

Главная православная святыня собора – четырехъярусный иконостас с иконами «Михаил Архангел с житием» и икона Божьей Матери «Благодатное небо». Над алтарем – композиция Богородичного цикла – «Успение Богоматери».

4Усыпальница французских королей в Сен-Дени

Место, на котором сегодня высится базилика Сен-Дени, считается святым еще с III века н. э. По легенде, именно здесь окончил свои дни Святой Дионисий. В V веке Святая Женевьева благословила возведение первой часовни на этом месте. Впоследствии вокруг церкви вырос крупный монастырь — в 630 году его основал король Дагобер I. В 30-х годах XII века аббат Сугерий начал перестройку главной монастырской церкви. Работы длились около 20 лет. Базилика Сен-Дени была полностью закончена и освящена в 1281 году. А в начале XIII века Людовик IX Святой приказал перенести в базилику прах своих предшественников и создать для них надгробия. С этого момента церковь служила усыпальницей французских королей. В Сен-Дени были похоронены 25 французских королей (начиная с Дагобера I), 10 королев и 84 принца и принцессы. Особенно замечательны гробницы Людовика, сына Людовика Святого, Людовика XII и его супруги Анны Бретонской, Генриха II и его супруги Екатерины Медичи (работы Жермена Пилона), Дюгеклена, Франциска I и мозаичный надгробный памятник Фредегунды.Во время Великой французской революции аббатство было разграблено и закрыто, а останки погребённых монарших особ выброшены в ров. В 1814 году при реставрации Сен-Дени кости королей и членов их семейств были собраны в оссуарий. В крипте здания были перезахоронены казненные во время революции Людовик XVI и Мария-Антуанетта, а также умершие в эмиграции принцы и принцессы. В 1820 году здесь же был погребен убитый Лувелем герцог Беррийский, а в 1824 — Людовик XVIII. С июльской революцией 1830 года захоронения в аббатстве прекратились.9 июня 2004 года в церкви было захоронено сердце Людовика XVII, малолетнего, признанного правительствами многих европейских государств и США, но фактически не взошедшего на престол, короля Франции, сына Людовика XVI и Марии-Антуанетты.

Примечания

  1. ↑ . Православие.ru. Дата обращения 24 мая 2018.
  2. ↑ , с. 9—10.
  3. .
  4. , с. 122.
  5. . Музей православного зодчества. Дата обращения 24 мая 2018.
  6. ↑ . Patriarchia.ru. Дата обращения 24 мая 2018.
  7. ↑ .
  8. , с. 123—160.
  9. ↑ , с. 152—169.
  10. ↑ , с. 17.
  11. , с. 97.
  12. , с. 4.
  13. , с. 18—19.
  14. , с. 138.
  15. , с. 225.
  16. , с. 50—55.
  17. , с. 20.
  18. .
  19. , с. 226—227.
  20. «Московские церковные ведомости», 12 марта 1895, № 11, официальный отдел, стр. 23—24.
  21. ↑ , с. 23.
  22. «Московские церковные ведомости», 5 июня 1913, № 22—23, стр. 444—445
  23. «Правительственный вестник», 28 мая (10 июня) 1913, № 114, стр. 1
  24. . Ридус (12 октября 2017). Дата обращения 24 мая 2018.
  25. , с. 227.
  26. ↑ .
  27. .
  28. ↑ , с. 50—54.
  29. , с. 20.
  30. , с. 30—37.
  31. , с. 33.
  32. , с. 95.
  33. , с. 19.
  34. ↑ .
  35. , с. 26.
  36. , с. 68.
  37. , с. 46.
  38. , с. 51.
  39. , с. 60—66.
  40. , с. 86.
  41. , с. 120.
  42. , с. 106.
  43. , с. 221.
  44. , с. 98—103.
  45. , с. 124—129.
  46. , с. 134—139.
  47. , с. 162.
  48. .
  49. , с. 101.
  50. , с. 119.
  51. .

Стоимость билетов

  • пенсионерам и студентам – 250 рублей
  • бесплатно – детям до 16 лет
  • остальные граждане приобретают билет по 500 рублей

Чтобы не возникло неприятных недоразумений, надо знать правила поведения на территории Кремля:

  1. Фотографировать можно на территории комплекса, снимать не разрешается в музеях и соборах
  2. Нельзя посещать территорию в нетрезвом состоянии, в неподобающе одежде, проносить легковоспламеняющиеся вещества, оружие, все это можно сдать на хранение
  3. Нельзя принимать пищу, выпивать
  4. Не рекомендуется петь, расклеивать листовки, играть на музыкальных инструментах

От туристов не требуется многого –  надо просто проявить уважение к знаковому для россиянина месту и не совершать недостойные поступки.

Хоть раз в жизни, если появилась такая возможность, надо посетить Московский Кремль, и одно из самых красивых зданий и интереснейших музеев – музей собора святого Архистратига Михаила. Собранные там уникальные фрески, иконы и усыпальницы не оставят никого равнодушным, впечатления останутся на долгое время.

Стеновая роспись

Ещё при Иване Васильевиче в XVI веке храм расписали фресками. Сейчас их уцелевшая часть картинок находится в восточной части храма, у алтаря. Особую ценность представляет стенопись. Храмовую роспись выполнили художники кремлёвской Оружейной палаты в XVII веке. Главный смысл этой живописи — общность церкви и страны. По аналогии с другими храмами роспись здесь находится на стенах ярусами, а также внутри купола и в апсиде. Так, стенопись с западной стороны и на сводах храма посвящена основам христианского православного учения.

Западная и южная стена покрыты изображениями, которые кратко рассказывают о деяниях Архистратига Михаила, святого защитника храма. Интересная особенность стенописи — на столпах, в нижней части стен изображены великие русские князья. В храме можно увидеть портреты более шестидесяти правителей России. Они изображены в полный рост, повёрнутыми к алтарю. Рядом с ними представлены их святые покровители. Образы князей отображают то, к чему они стремились всю свою жизнь — объединение русских земель вокруг Москвы.

Из истории Архангельского собора

На месте Архангельского собора еще в 1247-1248 годах во времена Михаила Ярославича, брата святого князя Александра Невского, была построена деревянная церковь во имя Архангела Михаила. При Иване Калите в 1333 году был сооружен новый белокаменный храм. По одной из версий его построили в знак благодарности за избавление Руси от голода из-за неурожая ржи в то лето. По другой версии – в память избавления Руси от чумы. Храм имел высоту 20 метров и был самым большим в Кремле. Иван Калита стал первым, кто был погребен под сводами строящегося храма. С тех пор храм стал усыпальницей великих князей Москвы и их ближайших родственников — удельных князей.

В сентябре 1933 года храм был освящён. К началу 16 века церковь обветшала. Тогда под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового в 1505-1508 гг. на месте старого храма строится новый. Для поминовения князей и царей здесь были служители, совершающие панихиды. Здание несколько раз реставрировалось. В 18 веке работы проводились дважды, поскольку храм находился в аварийном состоянии. В 1772 году по проекту Баженова для укрепления здания была сооружена Южная пристройка. Как и другие храмы, после Отечественной войны 1812 года здание пришлось восстанавливать. Оклады и украшения с икон были украдены французскими солдатами. Иконы первых двух ярусов иконостаса использовались как скамейки и кровати. После войны убранство храма и иконостас были обновлены. Изготовлены резные царские врата. С 1955 года в здании храма работает музей. В начале 1980-х годов завершилась очередная реставрация храма. Были отремонтированы каменные надгробия и иконостас, внешнее и внутреннее убранство. В начале 19 века после сноса церкви Рождества Иоанна Предтечи к северной стороне храма был перенесен придел святого мученика Уара.

2Императорская усыпальница в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге

При Петре I в России появилась новая усыпальница для монарших особ и членов их семей. Эту функцию выполнял Петропавловский собор Санкт-Петербурга. Он возводился в 1721—1733 годы, но погребения в нем производились и раньше. В северном приделе нынешнего собора у дверей, ведущих в великокняжескую усыпальницу, помещены бронзовые доски над предполагаемым местом захоронения сына и четырех малолетних дочерей Петра I и Екатерины. В январе 1716 года у входа в собор было предано земле тело царицы Марфы Матвеевны — вдовы царя Федора Алексеевича. Потом под недостроенной колокольней появилась третья усыпальница, где была похоронена принцесса Брауншвейгская-Люксембургская Шарлотта — супруга царевича Алексея, скончавшаяся вскоре после родов сына — будущего императора Петра II. В последние дни июня 1718 года, в присутствии Петра I, рядом было предано земле и тело ее замученного мужа. Позднее в Петропавловском соборе упокоилась Мария Алексеевна — сестра Петра I. Но ранг императорской усыпальницы Петропавловский собор приобрел только после смерти Петра I, скончавшегося 28 января 1725 года. Постоянную усыпальницу Петру I соорудили только в 1731 году, а еще через два года Петропавловский собор был освящен. Гроб с телом императора предали земле у южной стены. С этого момента собор становится усыпальницей членов русской императорской фамилии. Здесь похоронены почти все русские императоры и императрицы, кроме Петра II и императора Иоанна VI. Рядом с Петром Великим погребены его ближайшие родственники и преемники, в том числе и императрица Екатерина I. Над гробницей Анны Иоанновны до революции находились две иконы — Иерусалимской Божьей Матери и Святой Анны Пророчицы. Неподалеку от Анны Иоанновны похоронены две дочери Петра I и Екатерины I — старшая Анна и младшая — императрица Елизавета Петровна. Петра III первоначально погребли в Александре-Невской лавре, а по восшествии на престол Павла I останки убитого монарха торжественно перенесли в Петропавловский собор. Это произошло 5 декабря 1796 года одновременно с погребением императрицы Екатерины II. Надгробия над захоронениями изначально были каменными. Но в 70-е годы XVIII века их заменили надгробиями из серого мрамора. В повседневности они были накрыты темными суконными покрывалами с вышитыми на них гербами. По торжественным же случаям надгробия покрывали парчой, обшитой мехом горностая. Во второй половине XIX века над новыми захоронениями стали устанавливать надгробия из белого мрамора. Новые надгробия существенно отличались внешне от старых, поэтому в 1865 году император Александр II повелел все надгробия сделать одинаковыми беломраморными. К надгробиям прикрепили бронзовые доски с именами и титулами усопших, датами рождения, вступления на престол и смерти. Сверху надгробия украсили позолоченными бронзовыми крестами, а для императоров и императриц еще и государственными гербами. На новые надгробия перестали стелить покровы. Очередное изменение произошло по решению Александра III, решившего над могилами своих родителей установить надгробия из яшмы (Александру II) и родонита (Марии Александровне). А Николай II в начале своего царствования решил пристроить к собору специальную усыпальницу для членов императорской фамилии. К этому времени в соборе уже было 46 захоронений, места для новых могил оставалось мало, поэтому в нем планировалось хоронить только императоров и императриц. Первое захоронение в новой усыпальнице состоялось осенью 1908 года, погребли великого князя Алексея Александровича, сына Александра II. Похороны в усыпальнице проводились до 1915 года, когда был погребен великий князь Константин Романов. В усыпальнице не предусматривались надгробия, а вровень с полом устанавливались мраморные плиты с выбитыми на них сведениями о похороненных. Весной 1919 года Петропавловский собор был закрыт. К счастью, сам собор практически не пострадал, и прах усопших потревожен не был. Первые после революции похороны в усыпальнице состоялись в июле 1998 года, когда здесь предали земле останки императора Николая II, его семьи и погибших вместе с ними слуг. К настоящему времени в Петропавловском соборе находятся 52 захоронения.

Архитектура

Внешний вид

Центральный портал западного фасада, 2014 год

Патиапсидный собор высотой 21 метр построен из белого камня. Пять куполов сдвинуты к востоку. Центральная глава возведена над амвоном, с которого священник произносит проповеди, над алтарной частью установлены купола малых размеров. Фасад разделён пилястрами и украшен двумя карнизами, визуально разделяющими здание на два этажа. Нижний ярус более высокий и мощный, с декоративными арками в простенках, верхняя часть строения имеет меньший размер. Закомары декорированы белокаменными раковинами и акротериями в виде высоких сосудов. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения: ордерные пилястры с растительными капителями, многопрофильные карнизы, сочетание малых и больших круглых окон, встречающееся в архитектуре Венеции, в частности в храме Санта-Мария-деи-Мираколи. Первоначально главы храма покрывала чернолощёная черепица, стены, вероятно, были окрашены красным, а детали — белым. В западной части собора находится отделённое стеной помещение, на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи.

Выполненные из белого камня порталы увенчаны резными акротериями и декорированы растительным орнаментом. Главный вход собора находится в широком углублении. На западном фасаде расположены ещё две боковые двери, ведущие на верхние этажи западной пристройки. Через них можно было попасть в соборную ризницу, которая размещалась в подвалах, и во внутренние придельные храмы. С восточной стороны к зданию примыкают приделы святого Уара и Иоанна Предтечи, построенные во второй половине XVI века. Своды закреплены на шести столпах, четыре из них устроены в центральной части храма, два — в алтаре. Стены собора разбиты на прясла.

Росписи

Стенопись, 2003 год

Изображение Михаила Палеолога XVII века, 2015 год

Более шестидесяти портретов русских князей расположены на столпах и в первом ярусе росписи стен. Среди них Иван Калита, Василий III, Дмитрий Донской и другие. В куполах представлены лики пророков, праотцов, на сводах — сюжеты из Нового Завета. В центральном барабане изображены фигуры Адама и Евы. В западных куполах помещены образы архангелов Михаила и Гавриила, ниже — апостолов, святых угодников, воинов-мучеников и сцены чудес архангела Михаила. Над алтарём находятся композиции Богородичного цикла, в том числе «Успение Богоматери». На южной стене в третьем ярусе помещена композиция «Крушение стен Иерихона». Пять композиций во втором ярусе повествуют об отроке Василии, нашедшем золото. В западной части собора располагается цикл композиций на тему «Символы веры».

Иконостас

В соборе установлен иконостас рамной конструкции высотой 13 метров с полихромным резным декором, изготовленный во главе с И. Недумовым на Потешном дворе в 1680 году. Он разделён четырьмя горизонтальными поясами-карнизами и по вертикали делится на три части — центральную и боковые. В начале XIX века он был дополнен резьбой. Иконостас состоит из четырёх ярусов: пророческого, деисусного, праздничного и местного. Большая часть икон написана в 1681 году художниками Дорофеем Золотаревым, Фёдором Зубовым, Михаилом Милютиным, остальные образы относятся к XIV—XVI векам.

В пророческом чине изображены ветхозаветные пророки. Они держат развёрнутые свитки в руках, на которых написаны тексты из их предсказаний о Боговоплощении. В центре ряда представлена Богоматерь на троне с отроком Христом на коленях. Над ними помещено распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. Оно вырезано из дерева и расписано Фёдором Зубовым и Михаилом Милютиным. Центр деисусного ряда занимает композиция «Спас в силах», справа — Богоматерь и архангел Михаил, слева — Иоанн Предтеча и архангел Гавриил. В праздничном чине представлены события Нового Завета, которые отмечаются церковью. В местном ряду находятся патрональные святые великих князей и царей. Самая древняя икона — «Архангела Михаила с деяниями» — была написана в конце XIV — начале XV века по заказу вдовы Дмитрия Донского в память о муже.

При средних столбах собора в двух и трёхпоясных иконостасах находятся образы, именуемые царскими. Лики в нижних поясах называются тезоименными, они изображают патрональных святых погребённым царям; во втором ярусе — родимыми, так как были написаны при рождении царевичей; в третьем — гробовыми.

Иконостас, 2015 год
 
Икона «Иоанн Белогородский и царевич Иван Михайлович» XVII века, 2011 год
 
Царские врата иконостаса, 2016 год
 

Архитектурные особенности Архангельского собора

Собор высотой 21 метр из белого камня итальянский архитектор построил в традиционном древнерусском стиле – пятиглавый крестовокупольный храм с узкими щелевидными окнами.

Венчает собор пять глав на барабанах различного диаметра, расставленных асимметрично, что создает впечатление воздушной легкости храма и устремленности вверх Главный вход – в широком углублении. В шестистолпном пятиаспидном сооружении с 8 приделами переплелись итальянские и византийские архитектурные традиции.

Внешний вид храма

Внешний облик собора особенный, это достигается декоративными формами отделки. Фасад собора архитектор разделил на два яруса горизонтальным карнизом. Каждый ярус смотрится как законченный, самостоятельный этаж – собор выглядим двухэтажным. Нижний ярус, высокий и мощный, с декоративными арками, – своеобразный постамент для более легкого верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филенками.

Вертикальные прямоугольные выступы стены также разделены по горизонтали. Их архитектор превратил в пилястры. По средней линии каждого яруса – высокие узкие окна. В архитектурную отделку храма включены и округлые окна-медальоны, и
большие арочные окна, сближающие русский собор с венецианским дворцом.

Ниши, расположенные по периметру верхней части фасада, – традиционно русское украшение, сделанное в виде морских раковин с жемчужинами, изящно и необычно для русской архитектуры.

По вертикали фасада – пилястры, увенчанные затейливым растительным орнаментом с резными капителями. Огромное двойное окно фасада с группой небольших круглых окон смотрится торжественно и строго. Удивительное украшение собора – резьба, насыщающая белокаменным узором порталы. Декор розеток и капителей нигде не повторяется.

Интерьер храма

Пышному, нарядному и торжественному декору фасада противопоставлен интерьер собора. Цилиндрические своды храма опираются на традиционные для русских церквей крещатые столбы. Интерьер сводов светлый и свободный, при взгляде вверх ощущается восторг.

Торжественно-сумеречное настроение возникает при взгляде на темно-синие настенные росписи и саркофаги внизу собора, где господствует полумрак.

Восстановительные и реставрационные работы, проводившиеся в XIX веке

За последние два столетия Архангельский собор неоднократно ремонтировался и подлежал реставрации. Обычно это происходило из-за его естественного износа, являющегося неизбежным следствием прошедших веков, но порой причиной становились и чрезвычайные обстоятельства. Так, в 1812 году захватившие Москву французы устроили в алтаре собора военную кухню. От дыма костров и пара, поднимавшегося из котлов, серьезно пострадал иконостас и часть росписи стен. После изгнания этих европейских варваров пришлось проводить масштабные восстановительные работы. Тогда же была заменена часть колонн, входивших в убранство нижнего яруса, и восстановлена уникальная резьба иконостаса.

Архангельский собор Московского кремля в XIII-XV веках

Первая деревянная церковь в честь святого Архистратига Михаила появилась на Соборной площади кремля во второй половине XIII века. Ученые склоняются к версии, что произошло это во времена, когда Великим князем Московским был Михаил Хоробрит, брат всем известного Александра Невского. Если насчет первых упоминаний историки еще ведут споры, то дальнейшая история собора хорошо отражена в летописях и сомнений почти не вызывает.

В 1333 году на месте старого ветхого храма Иван Калита приказал возвести каменную церковь, в которой, согласно его завещанию, просил похоронить его. Новый каменный храм простоял на Соборной площади 172 года, а затем по приказу царя Ивана III церковь была разобрана из-за ветхости. Как только разбор был закончен началось строительство нового собора, на это время все захоронения были перенесены в другой храм.

Архангельский собор в Кремле

Собор в XVI—XVIII вв

В 1547 году храм пострадал при пожаре. Но мастера Новгорода и Пскова отреставрировали настенную роспись, которую повредил огонь. С 1599 по 1765 год в соборе проводились поминальные службы по усопшим князьям и царям. При царе Алексее Михайловиче Романове начали восстанавливать стенопись, которая к тому времени обветшала. Старую живопись стёрли, сделали её описание и приступили к нанесению новой. Но закончить не удалось, потому что в казне не хватило денег. Как подтверждает википедия, долгие войны с Польшей и Швецией её опустошили.

Реставрировать внутреннее убранство продолжили в 1660 году. Завершили через шесть лет. Последние работы проводили девяносто художников во главе с иконописцем Симоном Ушаковым. В числе других живописцев были:

  • Гурий Никитин;
  • Яков Казанец;
  • Сидор Поспеев;
  • Фёдор Зубов;
  • Иосиф Владимиров.

Посмертные образы правителей Алексея Михайловича и Михаила Фёдоровича для обители написал Симон Ушаков в 1677 году. Новый узорочный иконостас был сделан в 1680 году. При Елизавете Петровне собор был повреждён в 1737 году Троицким пожаром. Его капитальным ремонтом тогда занимался князь Д. Ухтомский. В это время сделаны чеканные позолоченные киоты из серебра для икон, отреставрированы надгробия и парсуны царей. В эти годы шлемовидный главный купол сменили луковичным. Тогда же часть фасада с южной стороны перекрыли стенами из белого камня, а закомары лишили декоративной отделки.

В 1742 году организовано Московское епархиальное управление, и собор Михаила Архангела становится кафедральным. Протоиереем храма с 1771 по 1801 год был автор сочинения «Церковный словарь» Пётр Алексеев. В 1772 году обновили решётки около захоронений, отреставрировали верхние ярусы иконостаса, сделали пять новых паникадил. Также сшили новые покрывала из бархата на гробницы царей, а суконные с серебряными крестами из тесьмы на надгробия Великих князей.

Екатерина II Великая во время своего правления решает построить Кремлёвский дворец вблизи Архангельского собора. Автором грандиозного проекта был Василий Баженов. Но в 1773 при рытье котлована под фундамент в краткий период на стенах храма появились трещины, а земля рядом начала проседать. После доклада об этом работы спешно прекратили, а тремя контрфорсами укрепили стену с южной стороны здания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector