Храмы, соборы, церкви в москве
Содержание:
- История строительства
- История строительства
- Особенности
- XV-XVI века: итальянцы в России
- Крутицкое Патриаршее подворье
- Собор в наши дни
- Собор Двенадцати Апостолов
- Интерьеры и святыни
- Андроников монастырь и Спасский собор
- XVII век: иррациональное узорочье
- Зачатьевский монастырь
- Церковь Ильи Пророка в Обыденском переулке
- Колокольня Ивана Великого
- Церковь Иоанна Воина на Якиманке
- Наиболее известные соборы
- Архангельский собор
- История храма в XVII-XX веках
- Новочеркасский Свято-Вознесенский кафедральный собор
- Архитектурная композиция собора
- Новодевичий монастырь
История строительства
В вышедшем в конце XVIII века историческом путеводителе по городу сообщалось, что первый храм, который воздвигли в честь почитаемой иконы, появился у кремля в 1625 году. Он был построен из дерева на деньги Дмитрия Михайловича Пожарского.
Вид собора от Красной площади
Известно, что во время второго народного ополчения, сформированного в 1611 году, Пожарский не расставался со списком, сделанным со знаменитой иконы. После победы над польско-литовскими захватчиками и освобождения столицы, он хранил заветный образ в своем приходском храме на Лубянке. Новый деревянный собор был выстроен князем специально для Казанской иконы. Однако, церковь простояла всего 9 лет и сгорела во время пожара.
Место возле Красной площади пустовало недолго. Уже в 1636 году царь Михаил Федорович выделил деньги, и возле Московского кремля поставили новый каменный храм. Как это было принято в храмовой архитектуре в начале XVII столетия колокольню пристроили с северо-запада от церковного здания. Новая церковь сразу приобрела высокий статус, потому что ее освятил сам Московский патриарх Иоасаф I.
История строительства
У Елоховской церкви долгая, непростая, полная драматических моментов, судьба.
Основополагающий период строительства
В 1698 году жители села Елоха возвели небольшую молельное помещение из дерева, несколько позже, при правлении царя Петра I на этом месте возвели каменное строение (1717 – 1722). В 30-х годах в честь Благовещения Богородицы к ней пристроили придел. К концу XVIII столетия появились другие пристройки – колокольня и трапезная. Но Москва в это время интенсивно растет, во время службы становится тесно, люди, приходящие из близлежащих и отдаленных районов города, не могут попасть внутрь.
Решили начать строительство нового большого храмового сооружения. Подготовить проект было поручено архитектору Е. Тюрину. Средств не хватало, поэтому строительство продолжалось очень долго, но службы проводились и во время строительных или отделочных работ.
Последующие реставрации
К 1845 году закончили возведение основной части строения, которую венчали пять куполов. С помощью прихожан, главным образом благодаря пожертвованиям купца Щапова, церковь была достроена. В 1853 году освящена Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским.
Через несколько лет соорудили верхние ярусы колокольни, в XIX столетии возвели купол на трапезной, а на боковых фасадах – аттики. Высота от фундамента до креста и колокольни – 56 м, площадь – 1164 кв. м, одновременно может принять 3000 человек.
Современное обустройство
Самая значительная реставрация проводилась в конце 60-х годов двадцатого столетия, которая продолжались 20 лет. Была проделана громадная кропотливая работа. Пол заменили на мраморный, обновили покрытие из сусального золота, обустроили кафедру, оградив оградкой из бронзы. Реставрировали иконостас, почистили и укрепили настенную живопись. Приподняли пол под алтарем и солеями (возвышение). Переоборудовали балконы, добавив центральный, выделили помещение для певчих. Оборудовали лифты и провели трансляцию, чтобы верующие лучше слышали службу.
Отремонтировали фасад и кровлю. Благоустроили территорию и реконструировали корпуса для проживания, обеденные помещения, организовали место для освящения воды. Реставрация проводилась под руководством выбранного старосты – Н.С Капчука.
Особенности
Православие
Собор Василия Блаженного
Наряду со зданием, где находится актуальная кафедра епископа, соборами именуются здания, где эта кафедра когда-либо была.
Помимо этого, собором называется главная церковь монастыря (кафоликон в современной Греции). Необходимо заметить, что монастырский собор может являться главной церковью епархии.
Католицизм
Страсбургский собор
У католиков собор — это здание, где находится или была епископская кафедра. Помимо собственно соборов существуют:
- сокафедральный собор — здание, в котором находится вторая кафедра епархии, или второй собор епархии.
- прокафедральный собор (про-собор, англ. Pro-cathedral) — здание, временно выполняющее функции собора или второго собора.
- малая базилика — почётный титул, даваемый папой некоторым важным соборам.
Протестантизм
Линкольнский собор
У протестантов (англикан, лютеран) кафедральным собором всегда является храм, где есть или была кафедра епископа. Однако в последнее время название «собор» иногда используется метафорически — например, Арктический собор (приходская церковь в Тромсё) или Хрустальный собор (мегацерковь у пресвитериан, у которых никогда не было института епископата).
XV-XVI века: итальянцы в России
Успенский собор
Главные постройки этого времени – соборы Московского Кремля. Успенский собор – последний, построенный в «старомосковском» стиле с присущим ему аскетизмом. Строил его итальянец, которому дали указание «сделать как во Владимире», поясняет Дмитрий Беззубцев.
Успенский собор Московского Кремля
Архангельский собор
А вот Архангельский собор, украшенный венецианскими ракушками, напоминает о европейском ренессансе. Он богато декорирован, и декор этот выполнен весьма умело – чувствуется рука итальянца. В целом, по мнению Дмитрия, это «новый уровень осознанности» для архитектуры Москвы.
Архангельский собор Кремля
Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве
Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве, построенный некогда в вотчине Бориса Годунова – еще один памятник этой поры. Предположительно он сооружен по проекту русского архитектора Федора Коня, но итальянское влияние чувствуется – законы симметрии соблюдены здесь идеально.
Церковь Живоначальной Троицы в Хорошёве, 1596-1598; колокольня 1764-1768
Крутицкое Патриаршее подворье
«Островком старины» в современном городе часто называют это место Москвы. В далёких глубинах древности на крутом и обрывистом речном берегу стояло княжеское село Крутицы. Через него проходили важные торговые пути древней России, поселялись купцы, князья. В 1272 году в селе был возведён храм, а потом мужской монастырь. Старинная булыжная мостовая, улочки с деревянными постройками, цветущие деревья из остатков фруктового сада создают в подворье особенную атмосферу.
В архитектурные памятники Крутицкого подворья входят малый Успенский собор, храм во имя Петра и Павла, колокольня. Палаты Митрополита, Святые ворота, их соединяющая галерея, Крестовая палата (храм Воскресения Словущего). Набережная, Сушильная, Приказные палаты. Избежать разрушений, ограблений ему не удалось. Сейчас вместе с традиционной церковной деятельностью в нём функционирует Синодальный отдел РПЦ по делам молодёжи.
Находится Крутицкое подворье на пересечении 1-ого Крутицкого переулка с улицей Крутицкой в Таганском районе столицы. Посетить восстановленный ансамбль можно самостоятельно или вместе с организованными экскурсиями Стоимость билетов составляет 350 руб.
Собор в наши дни
Церковная жизнь здесь всегда была активной, даже в тяжелые времена гонений и притеснений. В 1925 году на Сретение Господне по разрешению советских руководителей патриарх Тихон провел праздничную литургию. Здание в 1926 году получило статус “памятник церковного зодчества” I категории. Возможно, поэтому его не разрушили и не устроили кинотеатр или склад.
Новое правительство не закрыло центр московсковского православия ни в начале своего правления, ни в последующие годы, но над служителями и верующими всегда висела эта угроза. Первое постановление о закрытии утвердили весной 1930 года. 5 тысяч прихожан подписали письмо властям с просьбой об отмене подобного решения, и просьба, как ни странно, была удовлетворена.
В 1935 году здание решили переоборудовать и устроить кинотеатр, но этот план также не осуществился. Последний раз закрытие было запланировано на 22 июня 1941 года. В этот день, как известно, началась война с фашистской Германией, которая помешала претворить в жизнь решение властей. Митрополит Сергий сразу после объявления войны обратился к прихожанам с призывом идти на защиту Отечества от захватчиков.
По инициативе церковных служителей был организован сбор средств для обороны страны. Подал пример митрополит – отдал богато украшенные драгоценными камнями крест с клобука и наперсный, пожертвовав их на нужды государства в тяжелое военное время. Несмотря на попытки властей закрыть культовое строение, постоянные притеснения и гонения, церковные служители на протяжении четырех лет войны помогали своей стране, собрав более 835000 рублей на оборону и приобретя более чем на 500000 рублей подарки бойцам Красной Армии.
Весной 1942 года с разрешения властей была проведена служба на Святую Пасху, посетили его более 6500 верующих. С 1943 года в сан патриарха Московского и всея Руси был возведен митрополит Сергий. В 1945 году кафедра перешла к Алексию I, который указом присвоил Богоявленской церкви статус Патриаршего (сохранялся до 1991 года). Во время Патриаршества проводили важные для РПЦ мероприятия – интронизацию митрополитов, перенесение из Успенского собора в 1947 году мощей святителя Алексия и другие.
С божественной литургии, совершенной в храме в 1988 году, начались праздничные мероприятия по празднованию тысячелетия крещения Руси. Для поклонения часто выставлялись православные святыни – мощи Серафима Саровского, глава Пантелеймона-целителя, “Владимирская” икона Божьей Матери. В 1991 году храму присвоен статус кафедрального, в 1992 – установлена памятная доска поэту А.С. Пушкину, которого крестили здесь.
В 1990 году провели значительную реставрацию, благоустроили внутреннюю территорию, в ближайших домах (после расселения жителей) разместили различные хозяйственные службы. Здесь покоится прах Патриарха Алексия II, похороненный здесь в 2008 году. Сегодня в соборе совершаются ежедневные службы, воскресные и праздничные богослужения, работает воскресная школа, класс церковного пения.
Собор Двенадцати Апостолов
Проход на главную площадь Москвы организован через праздничные арки церкви, построенной в честь Двенадцати Апостолов. Она составляет единый гармоничный ансамбль Кремля вместе с главными храмами площади. Возведён храм гораздо позже (1680 год) вместе с созданием великолепных Патриарших палат, ставших образцом национальной архитектуры древней Руси. В ансамбль входят две домовые церкви, Мировая палата (крестовая), царские покои, кельи монахов. Первоначально собор выполнял функции домовой церкви патриархов Руси.
Праздник чествования святых апостолов Христа зародился в IV столетии. Датой его проведения утвердили следующий день после празднования в память о Петре, Павле. Раньше на этом месте находилась церковь известных Святых Соловецких чудотворцев. От старого храма остался только алтарь, Доступ в него закрыт. Современное название собор получил в 1580 году после перестройки, вызванной пожаром. Старинная галерея, соединяющая здания, реконструирована в 1922 году.
Сейчас в соборе находится Музей прикладного искусства, быта XYII столетия. В нем можно увидеть изделия из тканей, книги, посуду, оружие, украшения, созданные известными мастерами. Посетить Патриарший дворец, собор можно вместе с экскурсиями ежедневно, кроме четверга с 10.00 до 17.00 часов.
Интерьеры и святыни
Благодаря 12 арочным окнам и двойным рядам проемов в стенах, в Елоховском соборе светло, а его интерьеры выглядят очень празднично. Купол украшают росписи на тему Новозаветной Троицы, а своды – лики четырех евангелистов и сцены из Евангелия. Красивыми фресками на библейские темы оформлена западная стена храма. В большом алтаре находятся росписи, которые выполнил Афанасий Куликов. Масляную живопись можно увидеть и на сводах трапезной.
В храме хранится почитаемая верующими икона Казанской Божией Матери XVII века и рака из металлического сплава, в которой лежат мощи Митрополита московского святителя Алексия. В одном из приделов находится беломраморное надгробие, изготовленное по проекту академика Алексея Викторовича Щусева, над могилой Патриарха Сергия. С южной и северной стороны красуются необычные хоругвии, которые Елоховский храм заказал в 1896 году в честь коронации российского императора Николая II.
Гордость и главное украшение собора – уникальный шестиярусный иконостас высотой 18 м, выполненный в неовизантийском стиле в середине XIX столетия. Затейливая деревянная резьба покрыта позолотой и смотрится очень эффектно. Роскошный иконостас вмещает 65 икон. Самые старые из них были написаны в XVII-XVIII веках. Собор славится богатой ризницей, где хранятся серебряные напрестольные кресты, Евангелия со старинными гравюрами, старые церковные книги и драгоценные богослужебные облачения.
Андроников монастырь и Спасский собор
Архитектурное творение из белого камня считается древнейшим православным храмом Москвы за территорией Кремля. Появился он на территории монастыря, первым игуменом, которого был Андроника (ученик Сергея Радонежского) в XIV столетии. Установлено, что росписью собора занимались Андрей Рублёв, Даниил Чёрный. К сожалению, от первоначальных фресок остались только отдельные участки орнаментов.
Сейчас в восстановленном Соборе действует Центральный музей им. Андрея Рублева, проходят церковные службы. В Музее хранятся церковные книги, культовые атрибуты, иконы, фрески из разных храмов России. Действует мастерская по реставрации старинных произведений, проходят экскурсии. Цена входного билета составляет 300 руб. взрослым, 200 руб. детям, школьникам. Работает музей ежедневно с 11.0 до 18.00 часов. Выходной день среда. Находится Собор по адресу Андреевская площадь, 10. Добраться проще всего на метро до остановок Чкаловская, площадь Ильича, Римская.
XVII век: иррациональное узорочье
В XVII веке итальянцы в России больше не строят. Отечественные мастера полностью обновляют архитектурный язык. Основными отличительными чертами нового стиля, который называют узорочье, становятся иррациональность и живописность. Это «самое сочное, что было создано московской архитектурой», комментирует Дмитрий Беззубцев.
Церковь святителя Николая в Хамовниках
Примеры таких строений можно найти в самом центре Москвы – это яркая церковь святителя Николая в Хамовниках и храм Рождества Богородицы в Путинках (белым он стал в наше время, а изначально был расписан).
Церковь святителя Николая в Хамовниках
Если присмотреться к этим храмам, можно увидеть огромное разнообразие архитектурных деталей, разбросанных по объему здания прихотливо и несимметрично. Посмотрите, например, как выполнены окна Никольского храма: все наличники разной формы (но почти каждый имеет отсылку к московской килевидности), окна расположены на разных расстояниях относительно края стен и друг друга (это называется «окна вразбежку»), кое-где наличник «наползает» на карниз. Асимметрично и строение в целом: трапезная пристроена к основному объему храма случайным образом, колокольня смещена от центральной оси.
Храм Рождества Богородицы в Путинках
То же мы видим и в храме Рождества Богородицы в Путинках
Здесь интересно обратить внимание на стыки разных частей здания, которые буквально «врезаются» друг в друга, на то, что внешняя архитектура не отражает внутреннюю конструкцию здания
Церковь Рождества Богородицы в Путинках
Воскресенские (Иверские) ворота
Пример более аристократичного, упорядоченного узорочья можно найти на Красной площади – это воссозданные в 90-е годы XX века Воскресенские (Иверские) ворота. Характерные для XVII века формы и декор здесь расположены аккуратно и симметрично.
Воскресенские ворота
Верхоспасский собор в Кремле
Еще один пример – Верхоспасский собор в Кремле. Его нарядные главки хорошо видны из Александровского сада.
Верхоспасский собор Московского Кремля
Зачатьевский монастырь
Еще в XIV веке в России возникла Алексеевская обитель. Ее назвали в честь преподобного Алексея, и это был первый женский монастырь в Москве. Женские монастыри существовали и до этого, первый был основан еще Ярославом Мудрым, но обычно они были частью мужских монастырей. Поэтому Алексеевский монастырь ошибочно называются первым в России, он стал первым именно для Москвы. Точно известна дата его основания – 1360 год. Считается, что первыми инокинями этой обители стали Иулиания и Евпраксия — родные сестры митрополита Алексия. Они были известны своими милосердием и смирением.
Именно этот монастырь в наши времена называется Зачатьевским. Зачатьевская обитель украшает район Хамовники. Она сильно пострадала в богоборческие годы, как и многие другие храмы и монастыри. Часть насельниц арестовали или сосали. Монастырские здания превратились в тюрьму и колонию для несовершеннолетних. В 90-х годах XX века началось возрождение святыни. Сейчас в монастырский ансамбль входит четыре надземных церкви и подземный храм Успения.
Зачатьевский монастырь известен тем, что Спасская церковь на территории монастыря была домовым храмом рода Римских-Корсаковых.
Адрес монастыря: Москва, пер. 2-ой Зачатьевский, 2
Церковь Ильи Пророка в Обыденском переулке
Этому древнему храму Москвы можно по-доброму позавидовать. Он появился на земле Русской в XVI веке. Как следует из существующих легенд, возводился около 1597 года всего день (значение слова обыдень). Каменный храм в честь почитаемого пророка Ильи появился вместо старинного деревянного в 1702 году. Почти через 100 лет рядом выросли Колокольня, трапезная. Храм не закрывался, богослужения проходили и в смутные времена. Здесь находится образ Святой Троицы, перед ним молились Пожарский, Минин. Святынями храма считаются иконы «Нечаянная радость», Богоматери Феодоровской, Владимирской.
Знаменитые иконы «Огненное восхождение святого Ильи Пророка», известных святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского. Небольшие частицы его мощей с 2008 года считаются святыней церкви. Ежедневно в церкви проходят богослужения. С 7.00 до 22.00 часов церковь открыта для посещения. При церкви работает воскресная школа для детей, взрослых, одна из самых больших церковных библиотек Москвы.
Находится по адресу 2-ой Обыденский переулок, 6. Удобная станция метро называется «Парк Культуры».
Колокольня Ивана Великого
Святым и могучим считался колокольный звон во все времена существования Руси. Все самые важные события страны возвещались звоном колоколов. Символом Первопрестольной считался звон, раздающийся с колокольни Ивана Великого. Вот уже больше 500 лет церковь гармонично объединяет все строения Соборной площади в единый ансамбль, возвышаясь над ней. Первоначально это была небольшая деревянная церковь, построенная в честь Святого Иоанна Лествичника на Боровицком холме по указу Ивана Калиты. Современный вид Колокольня Ивана Великого приобрела около 1630 года.
В церкви установлены 22 бронзовых колоколов, украшенных интересным рисунком. Самые тяжелые колокола «Новгородский», «Медведь», «Лебедь» находятся на первом этаже. Самые древние «Немчин», «Корсунский” Отлиты в XVI веке. Многие посетители стремятся подняться по винтовой лестнице почти на самый верх, что бы насладиться необыкновенным видом Красной площади. Посетить колокольню можно по единому билету, дающему право прохода на площадь или в составе экскурсий.
Церковь Иоанна Воина на Якиманке
Один из красивейших московских храмов находится сред старинных аллей улицы Якиманка. Улица названа в честь праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы (дедушки и бабушки Иисуса Христа). Во имя покровителя, защитника воинов был построен храм в 1717 году. Первое здание храма, служившее приходской церковью во времена Ивана Грозного, находилось у самой реки и часто заливалось во время ей разливов. Его знаменитые фрески, украшения, созданные Василием Баженовым, Гавриилом Доможировым навсегда утрачены.
Сейчас в число достопримечательностей внутреннего убранства храма входят деревянные скульптуры Распятия, Сидящего Христа, сделанные в XVIII веке. Почитаемыми святынями храма считаются частицы Гроба, Ризы Господня, камень из реки Иордан. В выдающемся памятнике архитектуры Петровского барокко проходят регулярные церковные богослужения, работает воскресная школа, молодежный клуб. Находится храм Иоанна Воина на улице Большая Якиманка, д.46. Ближайшей станцией метро является «Октябрьская» на Калужской линии.
В Москве GuruTrizma рекомендует следующие отели:
Наиболее известные соборы
В православии
- Благовещенский собор (Воронеж)
- Благовещенский Собор (Афины, Греция)
- Владимирский собор (Киев, Украина)
- Дмитриевский собор (Владимир, Россия)
- Исаакиевский собор (Санкт-Петербург, Россия)
- Казанский собор (Санкт-Петербург, Россия)
- Петропавловский собор (Санкт-Петербург, Россия)
- Свято-Николаевский кафедральный собор (Белосток, Польша)
- Смольный собор (Санкт-Петербург, Россия)
- Спас на Крови (Санкт-Петербург, Россия)
- Собор Святого Саввы Белград, Сербия
- Софийский собор (Киев, Украина)
- Софийский собор (Великий Новгород, Россия)
- Софийский собор (Вологда, Россия)
- Софийский собор (Полоцк, Беларусь)
- Троицкий собор (Тбилиси, Грузия)
- Успенский собор Московского Кремля (Москва, Россия)
- Успенский собор (Владимир, Россия)
- Успенский Собор (Смоленск, Россия)
- Успенский Собор (Тбилиси, Грузия)
- Покровский собор (храм Василия Блаженного) (Москва, Россия)
- Храм Христа Спасителя (Москва, Россия)
В католицизме
- Собор Святого Петра (Рим, Ватикан)
- Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Флоренция, Италия)
- Собор Святого Марка (Венеция, Италия)
- Миланский собор (Милан, Италия)
- Кёльнский собор (Кёльн, Германия)
- Кёнигсбергский кафедральный собор (Кафедральный собор в Калининграде, Россия)
- Франкфуртский собор (Франкфурт, Германия)
- Шпайерский собор (Шпайер, Германия)
- Собор Парижской Богоматери (Париж, Франция)
- Страсбургский собор (Страсбург, Франция)
- Руанский собор (Руан, Франция)
- Амьенский собор (Амьен, Франция)
- Реймсский собор (Реймс, Франция)
- Собор Святого Франциска Ксаверия (Гродно, Беларусь)
- Собор Антверпенской Богоматери (Антверпен, Бельгия)
- Солсберийский собор (Солсбери, Англия)
- Собор Святого Вита (Прага, Чехия)
- Кафедральный собор св. Станислава (Вильнюс, Литва)
- Латинский собор (Львов, Украина)
- Архикафедральный собор Пресвятой Девы Марии (Минск, Беларусь)
- Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Москва, Россия)
В протестантизме
- Собор Святого Николая (Хельсинки, Финляндия)
- Минстерский собор (Йорк, Великобритания)
- Берлинский кафедральный собор (Берлин, Германия)
- Домский собор (Рига, Латвия)
- Ульмский собор (Ульм, Германия)
Возникшие до разделения церквей
- Собор Святого Петра в Риме
- Софийский собор в Константинополе
- Софийский собор в Киеве
- Софийский собор в Великом Новгороде
Архангельский собор
В белом, величественном соборе не проводятся регулярные церковные богослужения. Только в престольные праздники, на Радуницу здесь раздаются спокойные молитвы. Торжественное, таинственное настроение наполняет весь храм, возведённый в честь Архангела Михаила. Его считали проводником душ умерших людей в царство вечности, покровителей великих князей. Под сводами храма покоятся русские цари (от Ивана Калиты до Ф.М.Романова), великие князья.
Появилось первое здание храма на земле русской в 1333 году по указанию Ивана Калиты. Новая усыпальница построена в 1505 году под руководством царя Ивана III. Рюриковичи захоронены вдоль стен, Романовы в центре зала. В алтарной части находятся тела Ивана Грозного его сыновей. Всего насчитывается 54 захоронения.
Находится храм на Соборной площади, напротив Благовещенского храма. Посещение достопримечательности входит во все экскурсии по Кремлю. Архитектурный ансамбль площади открыт для осмотра по единому билету, стоимостью 500 руб. Существуют льготы для школьников, пенсионеров, студентов. Выходной день каждый четверг.
История храма в XVII-XX веках
В 1647 году к Казанскому собору пристроили придел, посвященный святым Гурию и Варсонофию. В торжественной церемонии его освящения участвовал сын и приемник Михаила Федоровича — российский государь Алексей Михайлович.
Несмотря на то, что храм имел маленькие размеры, он всегда играл большую роль в духовной жизни города. Казанский собор почитали вместе с самыми известными церквями Москвы, а его настоятель был очень уважаем среди московского духовенства.
Шло время, и в 60-е годы XVIII века на средства княжны М. А. Долгоруковой Казанский собор реконструировали. Обветшавший придел снесли, а вокруг колокольни появилось множество торговых лавок, где продавали восковые свечки, яблоки и румяные калачи. Долгое время в каменной церкви приводили к присяге московских купцов.
Вид собора от Государственного исторического музея
Со временем возвышавшиеся рядом Верхние торговые ряды настолько расстроились, что практически закрывали вид на храм со стороны кремля. В самом начале XIX века шатровую колокольню разобрали, и вместо нее возвели двухъярусную звонницу по новому образцу.
Как и вся Москва, Казанский собор претерпел немало испытаний во время нашествия французских войск в 1812 году. Перед самым приходов врагов возле храма москвичи охотно скупали лубочные картинки и карикатуры на французов и самого Наполеона. Чтобы почитаемая икона не досталась врагу, священник храма заблаговременно спрятал ее. Однако, когда французские войска вошли в город, они не преминули поглумиться над православным храмом. Солдаты выбросили из алтаря престол и втащили внутрь церкви лошадиный труп.
Еще одну масштабную переделку собора провели в 1865 году. Архитектор Николай Иванович Козловский подготовил проект, храмовые фасады перестроили в классических традициях, а к колокольне добавили еще один ярус. Примечательно, что и прихожане, и священники сильно сожалели о таких переменах. После реконструкции Казанский собор утратил свой оригинальный вид и стал похож на множество сельских храмов, стоявших в разных уголках страны.
С приходом советской власти церковная жизнь изменилась. Богослужения в соборе запретили не сразу. Летом 1918 года проповедовавший здесь патриарх Тихон рассказал прихожанам о том, что царская семья была расстреляна большевиками. А осенью того же года самая бесценная храмовая святыня — знаменитая Казанская икона бесследно исчезла.
Вид на собор с юго-востока и Аверкиевский придел
В середине 1920-х годов известный реставратор Петр Дмитриевич Барановский занялся капитальной реставрацией здания. Работы растянулись на несколько лет, так как реставраторы старались вернуть собору исторический облик. К 1929 году они сумели оформить стены и воссоздать ряды старинных килевидных кокошников, но произошло неожиданное. Барановскому стало известно, что руководство Москвы приняло решение снести собор. Московские власти хотели проводить на Красной площади физкультурные парады и демонстрации трудящихся и поэтому не желали видеть рядом ни одного культового здания.
Архитектор был очень огорчен, но успел провести тщательные замеры всех архитектурных частей храма. Составленные им документы были использованы несколько десятилетий спустя, во время восстановления собора. В начале 1930-х годов богослужения в соборе запретили. Сначала внутри бывшего церковного здания открыли столовую, а потом создали склад мрамора, который использовался для строительства московского метро.
В 1936 году собор разрушили до основания, а на его месте вырос павильон, сооруженный по проекту Бориса Михайловича Иофана. Потом здесь соорудили летнее кафе, затем площадку отделали мрамором и устроили посредине фонтан. После всего этого на месте православного храма построили общественный туалет.
Новочеркасский Свято-Вознесенский кафедральный собор
Главный храм Донского казачьего войска. Открыт и освящен в 1905 году. По высоте купола собор на седьмом месте в России. Крест инкрустирован 80 монолитами горного хрусталя, из-за его отблесков храм называют «второе солнце Дона». В нижнем храме покоятся останки основателя столицы донского казачества — «вихорь-атамана» Матвея Платова. В 1930-е годы с куполов сняли позолоченные медные листы и превратили собор в хранилище для мазута. Но уже спустя 20 лет благодаря историкам храм начали восстанавливать. Среди многочисленных святынь собора уцелела икона Успения Богоматери, подаренная войску Донскому в конце ХIX века митрополитом Киевским и Галицким Платоном.
Архитектурная композиция собора
Архитектура собора необычна. Храм Василия Блаженного – сооружение нарядное, праздничное, похожее на гигантский цветочный куст. У здания высотой 60 метров нет глубокого фундамента. Девять самостоятельных храмов с отдельным входом построены на едином основании – подклете (наземном подвале) – и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, украшенными орнаментом в виде трав и цветов.
Постройку возвели из кирпича, фундамент и цоколь – из белого камня. Стены храма толщиной 3 метра, высота приделов – 6 метров. За толстыми стенами устраивались тайники, в которых хранилась царская казна.
Первоначально снаружи храм окружала открытая галерея-гульбище. Центральная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы завершалась высоким шатром, отделанным внутри черно-красной росписью на белом фоне. Шатер – идея Божественного покрова, распростертого над русской землей – укреплен на «стояке», круговой конструкции, уходящей в небо. Наружный декор – пилястры, филенки, стрелы, розетки.
Приделы увенчаны луковичными главками-куполами с крестами. На луковках – изразцы, яркое и праздничное украшение с неповторимым рисунком. Купола собора похожи друг на друга, но при этом выполнены по-разному: воплощена идея частичных отличий при общем подобии. Трехшатровая открытая звонница с массивным колоколом дополняла ансамбль собора, роспись стен которого имитировала кирпичную кладку.
В 1588 году к собору пристроили десятую церковь над могилой московского чудотворца Василия Блаженного. Церковь – самостоятельный храм с отдельным входом, где проходили богослужения: остальные храмы не отапливались. С XVII века имя придела перенесли на собор с «народным» наименованием «храм Василия Блаженного».
Со временем собор изменился: к нему пристроили одиннадцатую церковь, появилась ризница – хранилище церковных ценностей и святынь. Храм украсили сводчатыми шатровыми крыльцами с орнаментальной росписью, напоминающей цветочные ковры. Снаружи роспись – имитация кладки из валунов – «дикий камень».
12 июля 1561 года собор освятил митрополит Макарий. Каждая церковь получила посвящение в честь церковного праздника и дней, в которые проходили решающие бои за Казань. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, потому что 14 октября, в день праздника Покрова, начался штурм Казани. По наименованию главной церкви собор получил название. Перед храмом – памятник Минину и Пожарскому.
Новодевичий монастырь
Новодевичий монастырь – не только одно из самых красивых мест в Москве, но и одно из самых древних. Среди всех монастырей Москвы его выделяет еще и то, что он относится к Историческому музею города. Новодевичий монастырь был основан в 1524 году, с тех пор он тесно связан с историей нашей страны. Важную и иногда драматичную роль монастырь сыграл в судьбах известных русских женщин.
Во время захвата литовцами, правящий тогда Иван III, отец Ивана Грозного дал обет – если удастся освободить Смоленск, в Москве будет основан большой монастырь, в благодарность Пресвятой Богородице. Смоленск был важным форпостом государства. Когда Смоленск освободили, Иван III сдержал свое обещание и начал строительство Новодевичьего монастыря. Считается, что монастырь возведен именно на том месте, где когда-то отбирали молодых девушек, которые уйдут в полон. Монастырь сразу пришелся по душе московским прихожанам, ведь не секрет, что он расположен в живописном месте.
Несмотря на то, что монастырь относится к музею и является историческим наследием города, в храмах этого монастыря Москвы проводятся службы.
Адрес монастыря: Москва, проезд Новодевичий, 1