Зимний дворец

Содержание:

События, связанные с Зимним дворцом

В 1880 году, во время революционного террора, народоволец С. Халтурин организовал взрыв в Зимнем, покушаясь на Александра II. Император и его семейство не пострадали, но убиты были 11 солдат караула, 56 — ранены.

В 1903 году Зимний принимает костюмированный бал, на котором все гости — в костюмах эпохи Алексея Михайловича. Николай II лелеял надежду объединить русское общество национальной идеей, одной из основ которой было возвращение к исконно — допетровской — вещной, бытовой культуре.

В 1905 году на подходе к Зимнему расстреляна мирная демонстрация рабочих. Расстрел стал сигналом к началу Революции 1905 года.

В 1917 году нарком просвещения Луначарский объявляет Зимний вместе с Эрмитажем государственным музеем. До 1919 года дворец функционирует как Дворец искусств, а в его залах устраивают сеансы синематографа, лекции, концерты, собрания.

В 1941 году в подвалах оборудуют 12 бомбоубежищ, где размещают 2 тысячи человек и экспозиции музея.

Во время войны бомбардировками повреждены Петровский зал, Гербовый, Посольская лестница.

В 1944 году Зимний уже открыт для посещений, хотя работы по его восстановлению продлятся ещё долгие годы.

Сегодня — после всех перестроек, реконструкций — в Зимнем 1945 окон, 1084 комнаты, которые соединяют межэтажные и потайные лестницы числом 117. Невский фасад дворца — 210 метров, адмиралтейский — 175 метров.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38.

Карта расположения:

Невский проспект – главная улица Северной столицы

  Здание Главного штаба

Похожие публикации:

Армянская церковь Святой Екатерины

Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…

Памятник Пушкину на площади Искусств

На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…

Московские триумфальные ворота

В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…

Памятник Екатерине II

К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади

Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…

Поделиться ссылкой:

Невская анфилада

Достопримечательности Тронного зала и Невской анфилады:

Основная достопримечательность его – это французская ротонда с колоннами из малахитового камня, которые поддерживают позолоченный бронзовый купол. Через Аванзал можно проникнуть в обширное помещение Эрмитажа – Николаевский зал, который раскрашен монохромными потолочными рисунками и поддерживается коринфскими колоннами.

Здесь не устанавливают регулярных выставок, практикуются лишь экспозиции с небольшим сроком. Белый Концертный зал расположен напротив Николаевского зала и украшен сдвоенными массивными подпорами и рельефами античного стиля. Портретная галерея царской династии прижимается к Невской анфиладе.

В Ротонде расположен большой круглый зал, он выделяется округлыми и угловатыми колоннами с незамысловатым балконом во втором ярусе и потолком с выделяющимися кессонами

Привлекает к себе внимание шикарное половое покрытие с круговыми вставками из дорогих древесных пород

Открытие в XX веке

После смерти Екатерины I Зимний дворец Петра Великого постепенно начал приходить в упадок. Анна Иоанновна, хотя и перевезла двор из Москвы обратно в Северную столицу, была мало озабочена вопросами сохранности этого удивительного архитектурного питомника и предпочла остановиться в доме Апраксина. Старый Зимний дворец начали использовать от случая к случаю, пока в конце восемнадцатого века не наступил тот самый критический момент в его истории – Зимний дворец было решено снести, чтобы на его месте возвести ещё более великолепный Эрмитажный театр Джокамо Квареги. Казалось бы, тут и следовало бы поставить точку в жизнеописании этого некогда сверкающего всеми огнями места, но обстоятельства сложились по-иному.

Николай I предпринял попытку обнаружить тот самый Большой зал, где погиб первый хозяин Зимнего дворца, но это предприятие оказалось провальным. Впоследствии, уже в последней трети XX века был предпринят ещё ряд попыток обнаружить фрагменты Зимнего дворца. На этот раз удача оказалась на стороне искателей, и вскоре стало ясно, что Кваренги из-за недостаточно большого запаса времени не стал уничтожать старый дворец полностью. Так, отдельные помещения цокольного и первого этажей оказались погребены под сценами. Постепенно открывали всё новые и новые помещения: часть парадного двора, несколько «Малых палаток», которые возводились ещё при Петре, и даже сам кабинет монарха.

В последнем превосходно сохранились камин и печь, оформленные в голландском стиле. Обстановка также почти не пострадала. Это позволило исследователям получить многочисленные артефакты, которые стали частью коллекций Эрмитажа. Последней крупной находкой стали покои Екатерины I, возведённые Трезини. Двенадцать так же хорошо сохранившихся помещений были разбросаны вдоль Зимней канавки.

Работа предстояла действительно кропотливая, так как исследователи и архитекторы не ограничились пассивным изучением переписок, чертежей и эскизов. Открытия помещений им также показалось недостаточно. Мастера начали слой за слоем снимать слои штукатурки, чтобы обнаружить медальоны, руст и остатки краски, которая ложилась на стены во времена проведения первых работ по оформлению Зимнего дворца.

Личные покои императора и императрицы

Личные комнаты царя Николая I — шедевр особой дизайнерской идеи. Приёмная из малахита, принадлежавшая Александре Федоровне, украшена тёмно-зелеными вазонами, колоннами и камином. В покоях шикарный узорчатый пол, украшение которого вырезано с помощью декоративно-прикладных элементов.

В рабочей комнате императрицы расставлена мебель, выполненная руками Гамбса. С помощью ярких красок и восточными мотивами создана императорская курительная комната. Последний правитель Российской Империи выбирал другие палаты, поэтому очень немногие помещения Эрмитажа связаны с Николаем II.

Здесь осталась без изменений его личная библиотека, которая напоминает книгохранилище Средневековья с необычно высокими окнами, вырезанными в готическом английском стиле готики.

Строительство Путевого дворца

Возводить дворец начали в 1710 году. На склоне холма специально разбили сад с фонтанами, а рядом построили Преображенскую церковь. В ней и состоялось венчание Петра с его супругой, которая после смерти правителя стала первой в истории России женщиной-главой государства — императрицей Екатериной I.

В годы Великой Отечественной войны эти места значительно пострадали, церковь была полностью разрушена.

Интересно, что Путевой дворец очень органично вписался в окружающий его ландшафт. Северный фасад обращен к заливу, при этом со стороны он выглядит очень солидно. Вся хитрость в высоте холма, на который приходится смотреть непосредственно снизу.

В центральную часть фасада органично вписалось крыльцо с четырьмя ступенями и уютный мезонин. Особенным украшением стали высокие окна на первом этаже, которые обрамлены резными наличниками. Уже после смерти Петра 1 в 1750 году дом был полностью разобран архитектором Растрелли, а затем восстановлен в первозданном виде. В 1834 году его отремонтировали еще раз, работы проводил архитектор Мейер.

Во время Великой Отечественной войны здание было практически полностью разрушено, восстановили его в 50-х годах ХХ века. Сейчас дворец находится под патронатом музея-заповедника «Петергоф». Его отреставрировали, восстановили даже фонтаны, которые при реконструкции проектировал Растрелли.

Сейчас в здании работает музей, среди экспонатов которого много вещей петровской эпохи. Например, слепок руки императора и его портрет, написанный при жизни правителя.

Рядом с Путевым дворцом разбит уникальный фруктовый сад, в нем во времена Петра 1 в теплицах выращивали инжир, абрикосы, персики, цветы и травы. Прямо на царский стол из этого сада подавали виноград, груши, арбузы, даны, вишню. Из Европы Петр специально для сада привез редис, артишоки и турецкие огурцы. Он очень любил бывать в этом дворце, проводил в нем много времени.

После революции

Ещё до всех революций, в 1904 году, Николай Второй оставляет Зимний как резиденцию российских императоров. Двор переезжает в Царское село, в Александровский дворец. В 1915 году в Зимнем начинает работать госпиталь имени царевича Алексея. В июле-ноябре 1917 года Зимний — место пребывания Временного правительства. А в 1920 году дворец отдают под Государственный музей революции.

Сегодня Зимний дворец с прилегающими зданиями — Малым, Большим (Старым), Новым Эрмитажами, Эрмитажным театром составляют музей мирового уровня и известности — Государственный Эрмитаж. В музее — около 3 миллионов культурных, исторических памятников, охватывающих период от глубокой древности до современности. Понадобится несколько лет, чтобы осмотреть каждый экспонат, останавливаясь около него хотя бы на 1 минуту.

В собрании — скульптура, живопись, графика, медали и монеты, предметы прикладного искусства. Роскошь Зимнего выросла безмерно, ведь теперь его стены украшают произведения Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана, Рафаэля, Пикассо, Матисса, Рубенса, Рембрандта. В его залах — коллекции северо-причерноморских древностей и скифского золота.

История строительства

Идея создания особого здания, выполняющего роль царской резиденции, зародилась в первые годы после закладки северной столицы. Строительство Зимнего дворца осуществлялось в несколько этапов с 1711 по 1764 гг. Современный облик, в стиле русского барокко, дворец приобрел по проекту Б.Растрелли. До 1904 г. в помещениях проживала в зимнее время императорская семья, и размещались дворцовые службы.

Николай II распорядился перебазировать резиденцию в Царское Село. Во время 1-ой мировой войны дворец переоборудовали под нужды госпиталя, находившегося под патронатом цесаревича Алексея. После февральского переворота 1917 г. комплекс стал основным местом пребывания Временного правительства. Советская власть передала Зимний дворец в ведение музея революции, а позже Государственного Эрмитажа.

Свадебные палаты Петра Великого

По приказу Петра I на территории между Миллионной улицей и Невой в 1708 г. был построен дом в 2 этажа из дерева. Своей черепичной крышей и высоким крыльцом здание напоминало голландскую архитектуру. В качестве подарка к бракосочетанию царя с Екатериной Алексеевной, Александр Меньшиков преподнес так называемые Свадебные палаты. Они были сооружены из камня в 1712 г. на месте прежней резиденции.

Зимний дворец Петра I

За возведение нового здания, по распоряжению Петра I, взялся архитектор Г.Маттарнови. Место было выбрано в излучине Зимней канавки и Невы. Работы продолжались 4 года (1716 -20). Дворец был приспособлен для комфортного проживания царской семьи в зимнее время года, откуда и произошло его наименование. В апартаментах Зимнего дворца скончался Петр Великий в 1725 году.

Зимний дворец Анны Иоанновны

В 30-х гг. 18 в. Растрелли спланировал переустройство резиденции, согласно пожеланиям императрицы Анны Иоанновны. Площадь участка для стройки была увеличена. Новое сооружение имело сразу несколько фасадов, обращенных в разные стороны:

  • на Адмиралтейство
  • на Дворцовую площадь
  • на Неву

Дом был завершен в 1735 г. Новый дворец отличался масштабами. В нем имелись:

  • 70 парадных залов
  • 100 спален
  • комнаты дворцовой канцелярии
  • караульные помещения
  • галерея
  • капелла
  • театр
  • лестницы

Вплотную к главному корпусу примыкали служебные помещения, конюшни и другие служебные пристройки. При Елизавете Петровне расширение Зимнего дворца продолжилось. Архитектор настаивал на выборе другого участка для строительства. Императрица не захотела переезжать в иное место, потому приняла решение возводить корпус заново.

Четвёртый (временный) Зимний дворец

В 1754-55 гг. сооружен временный дворец по проекту Растрелли. Его возвели у пересечения набережной Мойки и Невского проспекта. Комплекс просуществовал 7 лет, до 1762 г. Параллельно в этот период строилось основное здание современного Зимнего дворца.

Пятый (существующий) Зимний дворец

Постройка нынешнего Зимнего дворца началась при Елизавете Петровне и завершилась после воцарения Екатерины II. К созданию архитектурного ансамбля были привлечены:

  • Б. Растрелли
  • Ю. Фельтен
  • Ж. Валлен-Деламот
  • А. Ринальди
  • И.И.Бецкой

Площадь всех внутренних помещений дворца составила 60 тыс. кв. м. Кроме того, это было самое высокое здание в Санкт-Петербурге. Екатерина II распорядилась обустроить часть помещений для размещения коллекции живописных полотен, включающую 317 картин европейских художников. Для них выделили отдаленные апартаменты, которые стали именовать «Местом уединения» (по фр. Эрмитаж). Отделкой апартаментов занимались Д. Кваренги и И. Старов.

В первой половине 19 вв. были оборудованы новые залы:

  • Аполлонов
  • Георгиевский
  • Фельдмаршальский
  • Петровский
  • Гербовый

Кроме того, оформлены 2 галереи – Мраморную и Военную.

Пожар

Грандиозный пожар, бушевавший в течение трех дней в декабре 1837 г., практически полностью уничтожил внутреннее убранство дворца. Кроме того, сильно пострадали мебель, утварь, картины.

Работы по восстановлению здания были поручены В. П. Стасову. Под его руководством сооружение укрепили, перекрыли новой кровлей, воссоздали дизайн апартаментов. Реконструкция продолжалась 2 года.

Зимний для Анны Иоанновны

Анна Иоанновна, ставившая задачей упрочение собственной власти и воссоздание абсолютизма, решила, что Зимний Петра мал. Чтобы утвердиться не только фактически, но зримо, она приглашает Бартоломео Растрелли — русского итальянца, академика архитектуры — для устройства нового дворца.

Растрелли сразу изменяет место постройки — старое не отвечает имперским замыслам. Чтобы воплотить грандиозный проект архитектора, Анна скупает дома Чернышёва, Рагузинского, Апраксина, Морской Академии — дворец будет расположен на Дворцовой набережной, напротив Адмиралтейства. В 1732 – 1735 году третий Зимний — с 70 парадными залами, 100 спальнями, театром, капеллой, галереей — построили.

От императорской резиденции до Эрмитажа

В императорском дворце проживали не только члены правящей династии, но и многочисленные придворные — около 4 000 служащих. Помимо торжественных залов, спален и технических помещений в здании были:

  • музей;
  • библиотека;
  • аптека;
  • театр;
  • две церкви;
  • канцелярия.

Довольно скоро после окончания строительства в Зимний дворец начинают вносит изменения, способствовавшие его расцвету. Так, при Екатерине II во появляется зимний сад, формируется Романовская галерея и Георгиевский зал. При Николае I организовывают галерею, посвященную Отечественной войне 1812 года. К зданию пристраивают Фельдмаршальский и Петровский залы.

Интересный факт! Коллекция картин, принадлежавшая Екатерине II, хранилась во дворцовом флигеле, называемым на французский манер эрмитажем. Это слово и дало название одному из известнейших музеев мира. В 1852 году двери для широкой публики открывает музей в здании Нового Эрмитажа.

С 1869 года здания касается и технический прогресс. В нем:

  • проводят газовое, а затем и электрическое освещение;
  • прокладывают водопровод;
  • устанавливают первые телефоны.

С 1904 года Зимний дворец становится местом не для постоянного проживания императора Николая II, а для краткосрочных визитов. А уже в 1945-1946 годах он полностью переходит в состав Эрмитажа, становясь частью музейного комплекса.

Исторические события

Новый Зимний дворец был освящен и стал использоваться по прямому назначению с апреля 1762 г. Петербургская резиденция императоров неоднократно становилась местом проведения важных исторических событий, происходивших в жизни страны:

  • покушение на Александра II народовольцем С. Халтуриным (1880 г.)
  • расстрел мирной демонстрации(1905г.)
  • превращение в штаб-квартиру Временного правительства (февраль-октябрь 1917 г.)
  • обстрел и штурм дворца, ставшие началом Октябрьской революции(1917 г.)
  • преобразование во Дворец Искусств (1918-19 гг.)
  • объявление коллекции Эрмитажа государственным музеем
  • учреждение музея Революции (1920 г.)

Композиция Зимнего

Пятый Зимний в плане близок к квадрату. Простая композиция усложнена крупными угловыми ризалитами — выступами. В них планировали разместить особенно важные интерьеры — Тронный зал на северо-западе, Иорданскую лестницу (Посольскую, главную) — на северо-востоке, дворцовую церковь — на юго-востоке, театр — на юго-западе. На втором этаже ризалиты должны были связывать торжественные анфилады залов.

Пышность, безмерность растреллиевского-елизаветинского барокко проявилась не только в убранстве, но и в масштабах сооружения. Дворец включал более 1 500 комнат, составлявших площадь около 60 000 кв. м. Огромное внутреннее пространство казалось и вовсе бесконечным из-за обилия зеркал, в которых отражалась и обильная позолота, удваиваясь, утраиваясь и превращаясь в потоки золотого сияния.

Корпуса дворца окружали внутренний Большой двор. Главным входом стали ворота на южном фасаде — в виде триумфальной арки с тремя пролётами. Дворец окрасили в тёплый охристый цвет «с тонкой прожелтью», с белым декором и позже подновляли в похожей цветовой гамме — «бледно-жёлтым с белым», в «цвет дикого камня».

Сегодня обсуждается вопрос о том, чтобы вернуть Зимнему его первоначальный колорит как более соответствующей величию и статусу дворца, более парадный и торжественный.

Четвёртый (временный) и пятый (последний) Зимние дворцы

Ещё в правление Анны Иоанновны к дворцу стали пристраивать сараи, конюшни, подсобные помещения. Продолжилось стихийное достраивание и в правление Елизаветы Петровны. Результатом стало нечто не только некрасивое, но даже несообразное, имеющее «вид пёстрый, грязный, недостойный…».

Выходом из ситуации Елизавета увидела перестройку дворца, которую и доверила тому же Растрелли. Но переделывание, по справедливому мнению архитектора, не принесло бы ожидаемого результата, потому Растрелли решает строить всё заново.

Для временного проживания императрицы архитектор создаёт временный же Зимний на участке от Мойки до Большой Морской. Этот, четвёртый, Зимний не сохранился.

Когда Елизавета с двором была размещена, Растрелли принимается за новый проект. Он утверждён в 1754 году, и тогда же начато строительство, завершённое в 1762 году. Более 4 тысяч каменщиков, «штукатурных рабочих», паркетчиков и умельцев «по мрамору», живописцев и лепщиков возводили главный дворец империи. По окончании строительства вся площадь перед Зимним оказалась под строительным мусором. Чтобы быстро и без затрат расчистить пространство, Пётр III разрешает всем брать из гор мусора, что захотят. Стоит ли говорить, что буквально в часы площадь освободилась: что для дворца было мусором, для простого нищего люда служило материалом для стройки, отопления, других хозяйственных нужд.

Новый дворец оказался самым высоким жилым зданием в столице — 23, 5 метра в высоту. Позже, в 1844 году, чтобы не разрушить сложившуюся иерархию, Николай I издаёт указ о запрете возводить в Петербурге гражданские здания, превосходящие высотой Зимний. Указ соблюдали до 1905 года.

На Пасху 1762 года дворец освятили — и двор въехал в новый, последний по счёту Зимний. Но Елизавета, которая и задумала грандиозную постройку, не увидела нового великолепия. Она умерла в 1761 году, и дворец принимал, обживал её племянник, Пётр III. Впрочем — обживал недолго. В результате дворцового переворота 1762 года к власти приходит его жена — Екатерина II.

История Зимнего дворца

Постройка царского дворца — будущей резиденции для проживания царской семьи рода Романовых в зимнее время — началась в XVIII веке по распоряжению императрицы Елизаветы. Императорская резиденция начала возводиться в 1754 году с помощью талантливого архитектора Б.Ф. Растрелли.

Вид сооружения представлял собою елизаветинское барокко с добавлением во внутренней отделке французского рококо. Возведение здания окончательно было завершено к царствованию Екатерины II, и при ней уже производились работы по благоустройству помещений внутри.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге со дня завершения строительства и по 1904 год реализовывался, как палаты российских царей в зимнее время. А начиная со времён Советского Союза использовался как главная экспозиция Государственного музея. На юге и западе Эрмитажа располагались жилые комнаты и библиотека.

В здании было:

  • 2 церкви;
  • аптека;
  • театр;
  • служебные и жилые помещения.

Эти комнаты и залы использовались для торжественных мероприятий и хранения коллекций, как личные комнаты императора и наследников царского престола, и слуг. Всего в комнатах постоянно проживало около 4000 служащих, среди которых были и представители военных профессий, занятых в карауле и императорском полку.

В середине XIX века во дворце случился большой пожар, который длился 3 дня. Два года после трагедии здание реставрировали, и вернули ему внешний первоначальный вид. Внутреннее оформление освежили, выбрав поздний классицизм. В начале XX века здание использовалось, как военный госпиталь.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге по праву считается величайшим музеем. Основная ценность Эрмитажа в том, что по экспозициям дворца легко исследовать периоды истории и культуры других стран и Российской Федерации. Он собрал в себе свыше 3 миллионов произведений искусства и культуры разных стран, народов и эпох.

Произошло данное событие в 1764 году, когда в честь долга в резиденцию были доставлены картины, принадлежавшие И. Э. Гоцковскому. С того же момента музей стал пополняться не только картинами, но и скульптурами с ювелирными изделиями. Экспозиции удачно вписались в старинные интерьеры, поэтому все экспонаты смотрятся гармонично.

Открытие дворца в XX веке

Под сценой театра

Фрагмент окраски

Казалось, Зимний дворец Петра был потерян и навсегда погребён под новым зданием театра архитектора Джакомо Кваренги. Предпринятое Николаем I исследование обнаружить «палату, в коей скончался государь Петр Великий», не увенчалось успехом.

Первые архитектурные исследования были проведены главным архитектором Эрмитажа В. П. Лукиным и научным сотрудником его отдела Е. М. Баженовой в 1976, 1979 и 1981 годах. Серия зондажей, заложенных по зданию Эрмитажного театра, позволила выявить границы старых стен петровского дворца, так называемых «Малых палаток». Последующие раскрытия и натурные изыскания, осуществлённые в 1985—1987 годах, дали возможность произвести графическую реконструкцию и, привлекая обширный документальный материал, определить этапы строительства Зимнего дома Петра I. В группу исследователей входили архитекторы Г. В. Михайлов, В. К. Галочкин, И. В. Бурковская, В. В. Ефимов.

Музеефикация фасада дворца

Исследования, выполненные архитекторами, показали, что при строительстве Эрмитажного театра Кваренги сохранил отдельные стены цокольного и первого этажей петровского дворца, а также целые группы помещений различного назначения. Причиной этому могли стать сжатые сроки — архитектору дали полтора года на возведение Эрмитажного театра. Из экономии времени в 1783 году он стал использовал часть царских хором в качестве цокольного этажа для зала и сцены.

В пространстве под сценой театра была обнаружена часть парадного двора, окруженного с двух сторон аркадами обходных галерей и анфиладами комнат Зимнего дворца. Участок земли, примыкающий к фасаду, при воссоздании выложен клинкерным кирпичом, как это было при Петре I, а в более высокой части двора — булыжником (середина XVIII века). На поверхности стен, сохранивших элементы архитектурного декора — руст и медальоны, под слоями штукатурки более позднего времени были обнаружены частицы краски, в соответствии с цветом которой стены были окрашены в наше время. Так внутри памятника конца XVIII века начал вырисовываться не менее ценный памятник начала того же столетия.

Сохранились и несколько комнат первого этажа «Малых палаток» Петра I. В трёх из них воссозданы исторические интерьеры, причём убранство комнат восстановлено согласно документам, описывающим проведенные в них работы: стенные панно из голландской плитки, наборные паркеты, дубовые ставни и переплеты окон. В кабинете Петра I сохранились печь и камин, изразцовая отделка которых восстановлена также «на голландский манер». Обстановка составлена из предметов, принадлежавших Петру I, которые хранятся в коллекции Эрмитажа.

Кроме того, на двух этажах театра вдоль Зимней канавки сохранились двенадцать жилых покоев «Новопостроенных палат» императрицы Екатерины I, созданных Доменико Трезини в 1726—1727 годах.

Собрание среднеазиатских и кавказских древностей

Через Кутузовский коридор посетители музея попадают в юго-западную сторону музея, которая посвящена среднеазиатской культуре и искусству доисламского периода. Здесь выставлены предметы буддийских святынь, драгоценные металлы, части расписных стен, старинные ткани, бытовой инвентарь, изваяния из камня, декорированные элементы сооружений из Согдианы и Хорезмы.

На этой стороне музея есть целые залы с культурой Кавказа, которые знакомят туристов с искусством государства Урарту. Здесь же находятся драгоценности осетинской Мощевой Балки – объекта стратегически необходимой точки, обозначающей остановку в Шёлковом пути. В дагестанских залах множество боевых орудий, бронзовых котлов и вышивки из медной нити.

Зимний дворец

Среди дворцов Петра 1 выделяется Зимний дворец. Именно здесь располагалась личная резиденция императора. Ее возвели на набережной Невы, неподалеку от Зимней канавки.

Все началось с того, что в 1712 году в районе современной Миллионной улицы и набережной Невы были построены Свадебные палаты Петра 1. Они располагались в середине квартала Верхней набережной.

Зимний дворец Петра в в Санкт-Петербурге вскоре значительно расширился. Через четыре года стали достраивать его северную часть. Это здание Петр задумывал как свою личную резиденцию. Поэтому она полностью соответствовала его вкусам и образу жизни. Проект был готов к 1716 году, над ним трудился архитектор Георг Маттарнови. Пока строился этот дворец Петра 1 в Санкт-Петербурге, семья оставалась жить в так называемых Свадебных палатах.

Дворец в Стрельне

Знаменитый Путевой дворец Петра 1 появился в годы строительства Кронштадта. В то время императора регулярно приезжал из Петербурга в Стрельну, чтобы следить за тем, как ведутся работы.

Для комфорта государя и построили придорожный дом неподалеку от Финского залива. Проект его был типовым, таких придорожных домов хватало по всей стране. Особенностью Дворца Петра 1 в Стрельне было то, что он предназначался для отдыха самого императора, поэтому его и было решено именовать «дворец».

При этом внешне это очень скромное строение из дерева, которое сохранилось до наших дней практически в первозданном виде.

Ансамбль Зимнего дворца

XIX век формирует ансамбль Дворцовой площади. В него со временем органично входят здание Главного штаба (архитектор К. Росси), Штаб Гвардейского корпуса (архитектор А. Брюллов), в 1834 году — Александровская колонна, монумент в память победы русского войска над армией Наполеона (архитектор О. Монферран).

Памяти победы в войне 1812 года посвящена и мемориальная композиция в Зимнем, созданная К. Росси. Она представляет собой длинный зал с верхним светом, на стенах которого — 332 портрета героев и полководцев, парадное изображение императора, написанных английским художником Джорджем Доу с помощью Александра Полякова и Вильгельма Голике.

Большая парадная анфилада

Для того, чтобы оказаться в Тронном зале нужно пройтись по военному пассажу 1812 года. Посетители познакомятся с произведениями Джорджа Доу и картинами мастеров его галереи. Их талантливыми руками было создано свыше трёх сотен портретов, на которых изображены российские генералы, участвующие в Наполеоновских войнах.

После галереи осмотр продолжается вереницей из нарядных залов. Помещение с гербами, созданное по задумкам Василия Стасова, представляет собой множество символичных элементов, связанных с Губерниями Российской Империи, и знакомит с крупными чашами из камня авантюрина.

Петровский зал, он же Малый, авторства архитектора Монферрана был отреставрирован по плану архитектора Стасова. Он посвящён императору Петру Великому. Поверхности зала декорированы вышитым золотом и лионским бархатом бордовых оттенков, а потолочные рельефы раскрашены золотом.

Помещения и интерьеры

Некоторые интерьеры и помещения были восстановлены, другие тщательно воссозданы на основе документов, воспоминаний и чертежей. В них как раз и расположилась постоянная экспозиция, которая включает в себя некоторые личные вещи Петра I, токарный станок, некоторые инструменты для плотницкой работы. Гости дворца могут в полной мере проникнуться богатством царившей в Старом Зимнем дворце атмосферы: голландские панно, дубовые ставни и искусные переплёты окон, наборные паркеты. Можно посетить следующие залы: кабинет, столовую, токарню и парадный двор.

Интерьер кабинета украшают полотна Моммерса. Некоторые мелочи, типа янтарной шкатулки, подаренной монарху в одном из путешествий прусским королём, солнечных и механических часов, английской конторки, позволяют составить более чёткое представление о личности царя. Жемчужиной парадного двора являются карнавальные сани, а также садовая коляска монарха. Последняя считается едва ли не самым редким примером прогулочного экипажа, характерного для петровской эпохи.

Интерьеры русских домов в Зимнем дворце

С внутренним убранством городских зажиточных помещений XIX – начала ХХ века можно познакомиться в крыле, которое называется императорским. Предметами мебели начала XX века богат неорусский стиль в виде загадочных фольклорных мотивов.

На фоне официального неоклассического оформления портрет прекрасной княгини Юсуповой вносит в окружение частицу живого света

Мебель Гамбса из «Помпейской столовой» заставляет задуматься о важности археологического труда, а неорококо смотрится намного пышнее, чем образы минувшего столетия

Средневековье европейского рыцарства откроется взору посетителей в готическом кабинете, который меблирован предметами из усадьбы Голицыных-Строгановых в виде вырезанных спинок и подлокотников кресел из тёмных сортов дерева. А в личной комнате Александры Фёдоровны расставлена красочная мебель с росписью.

Интересные факты

Здание и его внутренние помещения неоднократно становились декорациями для съемок художественных фильмов и сериалов. Среди них:

  • «Бедная Настя»
  • «Русский ковчег»
  • «Распутин»
  • «Октябрь»
  • «Красные колокола»

Во дворце сложилась отдельная популяция домашних котов. Их родоначальниками стали голландский кот, завезенный в Россию Петром I и несколько кошек из Казани, доставленные в Петербург по распоряжению Елизаветы. Во время блокады кошачья «дворцовая гвардия» полностью исчезла и была восстановлена заново. Коты находятся на полном довольствии. В их прямые обязанности входит уничтожение грызунов в здании.

После Растрелли

Переворот, хотя и не такой быстрый, как во власти, случился в искусстве. Барочная пышность и избыточность, «непокой» сменяются рациональным классицизмом. Нева «одевается в гранит», а набережная становится Дворцовой. Растрелли, создавший целую эпоху в русской дворцовой архитектуре, уходит в отставку и отправляется за границу. Ему на смену приходят Д. Кваренги, К. Росси, Ю. Фельтен, О. Монферран, которые и завершают отделку и обустройство дворца.

Немало способствовала изменению первоначального плана Екатерина. Она меняет предназначения ризалитов, обустраивает разнообразные кабинеты, библиотеку, покои для графа Орлова, для которого в 1766 году возводят Южный павильон Малого Эрмитажа.

Екатерина положила основание и коллекции Эрмитажа. Получив в 1764 году из Берлина 317 картин голландско-фламандской школы, она приказала развесить их в уединённых залах и комнатах, названных Эрмитажем (местом для уединения).

Однако главным художником и архитектором оказывается бессменный «зодчий» русских городов той поры — огонь…

В 1837 году, 29 декабря Зимний заполыхал. Три дня огонь пожирал роскошь и золото, кружил в залах и анфиладах. Что успели спасти, выносили и складывали возле Александровской колонны. В заранее обречённой схватке с огнём погибли 13 пожарных и солдат.

Но велика империя, много в ней и народа, и богатства. В течение 15 месяцев под руководством В. Стасова и А. Брюллова 6 тысяч работников восстанавливали дворец, работая круглосуточно. Сотни рабочих умерли на стройке, в шалашах и прямо на дворцовых лестницах, однако величие и грандиозность воскресили из пепла.

В ходе восстановления замысел Растрелли был значительно изменён. Сегодня ему отвечают одноимённая галерея на первом этаже, Главный вестибюль, дворцовая церковь и Иорданская (главная) лестница. Кроме планировки и отделки, изменились и некоторые конструктивные особенности дворца. Так, вместо 450 коробовых печей и «голландок» — неизменного источника пожаров — устроили уникальное отопление аммосовскими печами. Их расположили не в покоях, а в подвалах, откуда в жилые помещения подавали просто нагретый воздух, устранив главную причину возгорания.

Как использовался дворец?

Считается, что это был любимый дворец Петра 1. Император впервые в него официально въехал в 1712 году, когда тот был еще частично отделан. С тех пор он в нем жил каждое лето (вплоть до своей смерти в 1725 году).

Традиционно Петр занимал первый этаж, а помещения второго этажа всегда предназначались императрице Екатерине. После смерти главы государства дворец использовали в качестве летней резиденции для придворных и сановников вплоть до середины XIX столетия. Там в разные времена жили Горчаков, Милорадович, Лобанов-Ростовский, Вронченко, Канкрин.

Интересно, что сановники жили и зимой, в это время года им предоставлялся второй этаж. Когда у власти был император Александр I, летом и весной в эту царскую резиденцию стали пускать публику, которая могла любоваться царским убранством. В 1840 году была проведена тщательная ревизия, все ценности были описаны, некоторые были отданы в руки реставраторов.

Ход строительства

Дворец Петра 1, фото которого есть в этой статье, начали строить столяры и вольные каменщики. Именно им на подряд отдали возведение здания. Было отдано распоряжение, чтобы уже к 23 мая 1716 года установка окон была завершена.

До наших дней сохранилось упоминание о том, что был заключен договор с каменщиком по имени Сергей Агапитов, из которого следует, что возведение фундамента велось очень тщательно, стены для заглубления цокольного этажа возводились до самой зимы.

Уже весной 1717 года был заключен договор с другими каменщиками — Василием Обросимовым и Петром Козлом, которые продолжили класть стену корпуса, обращенного к Неве. Известно, что каменщик Василий Ростворов начал параллельно строительство так называемых малых палат, которые были обращены к каналу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector