Екатерининский дворец в царском селе. история, режим работы, билеты

Интерьеры

В центре главного фасада находится Парадная лестница, по обе стороны от которой на втором этаже протянулись анфилады парадных и жилых залов. Лестница создана в царствование Александра II, по проекту И.А. Монигетти. В северной части, за рядом помещений, в числе которых Янтарный кабинет и Картинный зал, располагается половина Александра I.

А к югу находятся: двухсветный Большой зал, занимающий всю ширину дворца и имеющий площадь около 800 м2. Он олицетворял мощь Российской империи и использовался для приемов и роскошных балов. Далее идут парадные залы Екатерины II.

Перпендикулярно главному фасаду расположились два коротких флигеля.

В одном расположена пышная Дворцовая церковь, а сам он соединен переходом с помещениями знаменитого Лицея, в котором учился А.С. Пушкин.

Второй флигель, известный как Зубовский, перестроил в 1779-1785 году для проживания императрицы Екатерины II архитектор Юрий Фельтен. На втором этаже находились десяток личных комнат Екатерины, отделанные по проекту Камерона и Кваренги. В помещения первого этажа обычно жили царские фавориты. По фамилии одного из которых флигель и назван.

Екатерина очень любила дворец своего имени. В залах второго этажа она жила и принимала гостей. В небольшом садике, соединяющем апартаменты с Агатовыми комнатами, отдыхала, любовалась цветами и парком.

Роскошные Агатовые комнаты, отделанные драгоценной уральской яшмой, императрица использовала для работы летом — здесь хорошо думалось  работать в тишине и прохладе. А в зной Екатерина гуляла по просторной Камероновой галерее, античного духа строении, примыкающем к дворцу.

Впоследствии в Зубовском флигеле жил император Александр II. Для которого перестроили помещения первого этажа (императрица жила в половине Екатерины II на втором этаже). Здесь же потом появились и комнаты тайной супруги императора, княгини Юрьевской.

История строительства

Начало стройки Царкосельской резиденции Екатерины I происходило в 1717году (окончание стройки 1724 год) по проекту известного архитектора Германии Браунштейна. Это было двухэтажное строение, состоящее из 16 комнат, называемое Каменными палатами. Тогда же в восточной части территории дворца были заложены Верхний (состоял из трёх террас) и Нижний сады. Западную часть окружения дворца отвели под создание Зверинца (потом здесь появился Александровский сад).

Правление каждой императрицы отражалось в изменениях, дополнениях направлений архитектурного стиля окончательного вида дворца. Основными считаются следующие этапы строительства современного архитектурного стиля дворца:

  • Начальный этап появления комплекса, длящийся до 1744 года, когда под руководством А. В. Квасова он был дополнен двухэтажными флигелями, связанными галереями.
  • Этап коренного преобразования (1752 год при жизни Елизаветы Петровны) по планам Растрелли дворцовый комплекс приобретает черты классического барокко.
  • Трагические разрушения около 80% здания в 1941 году (исчезновение Янтарной комнаты, огромного количества художественных ценностей).
  • Период восстановления. Уже в 1959 году шесть залов дворца стали доступны посетителям. Вновь засветился солнечными зайчиками Янтарный зал в 2003 году.

История создания

Дошедшее до наших дней здание Большого Екатерининского дворца выстроили для императрицы Елизаветы Петровны в 1752-1756 годах. На месте более скромной резиденции, созданной для нее же по проекту молодого архитектора А.В. Квасова в 1744-1746.

Получив Сарскую мызу по духовному завещанию, дочь Петра I, цесаревна Елизавета, превратила ее в главный источник дохода. Денег на сооружение зданий не хватало, — пишет в свое капитальном труде «Царское Село» С.Н. Вильчковский. Поэтому в парке создали огород, плодами которого потом кормилось все имение.

По восшествии Елизаветы на престол ситуация кардинально поменялась, а траты на «увеселительный замок» стали «сказочными». Нередко казавшееся роскошным сегодня завтра повелевалось поменять на более пышное. Перестройка шла постоянно, поскольку дворец казался Елизавете недостаточно роскошным и вместительным.

Здание строилось по проекту Б.Ф. Растрелли. Непосредственно за работами следил архитектор С. И. Чевакинский с «сонмом помощников, русских, итальянцев и немцев». Одновременно в Санкт-Петербурге по проекту того же автора сооружался Зимний дворец.

При Екатерине II резиденция в Царском Селе не пришла в упадок, но расцвела пуще прежнего. Выстроили Агатовые комнаты и Камеронову галерею, надстроили боковые флигеля. В одном из которых царица разместилась в приватных апартаментах. Как известно, самая деятельная русская императрица была любвеобильна. И меняла фаворитов лишь чуть реже, чем перчатки…

Создали красивые садовые павильоны и романтическую Руину, расширили сады. Рядом возник новый город с недвусмысленным именем София и большим православным храмом. В Петербурге всерьез задумывались об основании новой империи на руинах Османской!

Цесаревич Павел Петрович редко бывал во дворце даже по восшествии на престол, хотя для него и оборудовали целую половину. Зато Александр I, предпочитавший Екатерининский дворец подаренному ему бабкой Александровскому, останавливался здесь даже зимой. Из года в год проводил в Царском Селе весну и осень Александр II.

Александровский парк

При Екатерине для любимого внука императрицы, великого князя Александра, поблизости построили  Александровский дворец. И его архитектурное решение (классический греческий стиль) взяли не с «потолка»!

В верхах в то время витал «константинопольский прожект», согласно которому собирались возродить Византийскую империю. Главой нового государства должен был стать великий князь Константин, еще один внук русской царицы.

Нижние пруды и их достопримечательности

Северо-восточная граница парка условно ограничена нижними прудами. За последним третьим установлены символичные ворота.

Ворота «Любезным моим сослуживцам» сооружены в 1817 году в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Текст, выгравированный на воротах принадлежит руке Александра I.

Неподалеку установлена чугунная беседка, где можно отдохнуть от суеты регулярного парка. Надо отметить, что в эту часть парка почти никто не доходит.

Мост-каскад разграничивает Второй Нижний пруд и Третий Нижний пруд.

Такой же мост-каскад разграничивает Первый и Второй Нижние пруды. Рядом с этим мостом-каскадом установлена Морейская колонна, являющаяся памятником победе России в русско-турецкой войне.

Так двигаясь от Третьего пруда к Первому мы дошли до Большого озера, на берегу которого, да и на самом озере расположилось много достопримечательностей. Первое что мы увидели это Кроличий остров, рядом расположен паром, который доставляет всех желающих на Большой остров. У парома есть график движения и стоимость. А на Большом острове расположен концертный зал «На острову» и Чесменская (Орловская) колонна, произведения знаменитого архитектора Антонио Ринальди. Возведена она в честь морских побед графа Орлова.

Павильон Эрмитаж, Царское село

Старый сад отделен от Эрмитажной рощи Рыбным каналом, через который переброшены несколько каменных мостков. Мостики очень красочно вписываются в созданный ландшафт.

Эрмитажная роща названа так в честь главного здания в этой части парка. Павильон Эрмитаж также является главной достопримечательностью всего регулярного парка.

Эрмитаж один из классических образцов русского барокко. Что характерно, проект был разработан Земцовым, а Растрелли только исполнил его, дополнив некоторыми деталями, такими как колонны. Внутренняя отделка тоже характерна для архитектурного стиля барокко, в чем с легкостью можно убедиться купив билет в павильон Эрмитаж. Заплатив чуть больше и придя к определенному времени вам проведут экскурсию по внутренним залам Эрмитажа с демонстрацией механизма подъемного стола. Подъемный механизм позволял трапезничавшим царствующим особам получать сменные блюда не видя прислугу. Механизм опускал стол в кухню, расположенную на первом этаже и уже накрытый стол поднимался в трапезный зал.

Работы в период правления Екатерины ІІ

В дальнейшем новые работы по оформлению жилых и парадных помещений были начаты в 1770 году. Новая хозяйка дворца – Екатерина ІІ — была увлечена античным искусством, а потому пожелала, чтобы ее апартаменты были украшены с учетом модных тенденций. Отделку покоев она поручила архитектору Камерону, который являлся знатоком античности, в том числе и архитектуры. Он создал интерьеры в Лионской и Арабесковой гостиной, в Купольной столовой, Китайском зале, Синем и Серебряном кабинетах и в опочивальне. Его творения отличались утонченной красотой, изяществом отделки и строгостью оформления. Стоит отметить, что этим помещения Екатерининского дворца в Санкт-Петербурге погибли во время Великой Отечественной войны. Они не восстановлены до сих пор.

Камерон примерно в то же время оформлял комнаты для великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны. Из тех помещений ныне восстановлены Официантская, Зеленая столовая, Китайская голубая, Парадная голубая и Опочивальня. Комнаты позволяют оценить творчество талантливого шотландского зодчего, работы которого очень нравились Екатерине ІІ.

В 1817 году уже по велению Александра І был создан Парадный кабинет и еще несколько соседних комнат. Над ними работал архитектор Стасов. Все они были выполнены в едином стиле. Их интерьеры посвящены блистательным победам русской армии в войне 1812 года.

Последние работы по формированию анфилады были проведены в 1860-1863 годах. Над Парадной лестницей трудился архитектор Монигетти, который оформил ее в стиле рококо.

История

В истории и архитектуре дворца нашли своё отражение как архитектурные веяния каждой из эпох, которые пережил дворец, так и личные пристрастия российских правителей того времени. Сам дворец был заложен в 1717 году под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция императрицы Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили праздник, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовал Император. По первому проекту дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение в голландском стиле, — «на 16 светлиц». В 1743 году только что взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Васильевичу Квасову расширить и благоустроить дворец. Именно при императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль. В мае 1752 года она поручила архитектору Бартоломео Франческо Растрелли вновь перестроить дворец, поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким. После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, и появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко. Более 100 килограммов золота ушло на позолоту изощрённой отделки нового фасада и многочисленных статуй на кровле. Перед величественным фасадом был разбит не менее величественный «правильный» парк. 30 июля 1756 года состоялась презентация 325-метрового дворца потрясённым российским вельможам и иностранным гостям.

Традиционно дворец связывают и с именем Екатерины Великой, хотя сама императрица считала этот «взбитый крем» старомодным. Согласно воле покойной императрицы Елизаветы, первым делом Екатерина распорядилась позолотить статуи в парке. Когда часть из них уже обработали, узнав о стоимости этих работ, Екатерина велела их приостановить. В своих мемуарах она пожурила предшественницу за расточительство. Во всё своё царствование она перестраивала дворец и парк на свой вкус, делая их более удобными для жизни и более скромными.

Перестройка

Растрелли перестроил Большой (Екатерининский) дворец (1752—1756) в Царском Селе следующим образом. Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру — Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, многоцветие фасадов (белый и голубой цвета в сочетании с позолотой лепнины) придают зданию эмоциональный, насыщенный, праздничный и очень торжественный облик (БСЭ).

Из воспоминаний графа С. Д. Шереметева : «В первый раз видел я Большой Царскосельский дворец во всем блеске бала.(1863 г.) Танцевали в большом зале, а в проходной галерее накрыт был ужин на бесчисленное число гостей. Сияли деревянные колонны с позолотой, перевитые гирляндами во вкусе прошлого века, горели огнями. Тогда ещё никто не помышлял об электрическом освещении, и горели бесчисленные свечи, как бывало во времена Екатерины. Чудное было зрелище, которое нельзя забыть,,, Я был тогда молодым офицером и танцевал мазурку с принцессой Екатериной Петровной Ольденбургской.»

Дворец после 1917 года

В период немецкой оккупации ансамбль сильно пострадал, дворцы разграблены, многие экспонаты сгорели. Ныне ансамбль полностью восстановлен реставраторами — Н. В. Барановым, А. А. Кедринским, Н. Е. Тумановой, И. П. Саутовым др.

23 мая 2010 года генеральный директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова сообщила журналистам о том, что к празднованию 300-летнего юбилея Царского Села откроются несколько отреставрированных залов и павильонов:

Откроем повторно отреставрированный Тронный зал в Екатерининском дворце. Откроем и совершенно не знакомый для наших гостей зал из той половины дворца, в которой жила Екатерина — Арабесковый зал. Сейчас в нём уже ведутся работы по мебели и подбору штор.

Александровские и Екатерининские парки в Царском Селе

Садово-парковые ансамбли Царского Села наглядно иллюстрируют развитие моды и течений в садовом искусстве XVIII-XIX веков. Екатерининский парк берет свое начало с легендарного сада-огорода голландки начала 1700-х годов; так или иначе, первые садовые мастера, трудившиеся над дворцовым садом для Екатерины Алексеевны, были голландцами. В середине восемнадцатого века парк был переделан в регулярном французском стиле, а в конце века – расширен за счет бывших охотничьих угодий. Новая часть парка была распланирована английскими садовниками в пейзажном стиле. В Александровском парке Екатерина Вторая решила отдать дань моде на все экзотическое, восточное: там появилась Китайская деревня. В правление Николая Первого, поклонника творчества Вальтера Скотта, в Александровском парке появились Арсенал, Шапель и Белая башня – павильоны, словно сошедшие со страниц рыцарских романов.

Немного истории

Царское Село появилось благодаря царю Петру I. Именно он преподнес земли Сарской мызы своей супруге Екатерине Алексеевне (будущей Екатерине I). Щедрый подарок был по достоинству оценен. С 1710 года начинается история Царского Села как царской загородной резиденции. Это место любили практически все последующие русские императоры. Екатерина Алексеевна приказала отстроить на территории Села небольшой двухэтажный летний дворец, а также разбить парк вокруг него.

Елизавета Петровна (дочь Петра I) подошла к обустройству загородной резиденции с размахом. При ней дворец расширили, добавили залов. Парк оформили по вкусу императрицы. Екатерина II (Великая) тоже всем сердцем любила Царское Село, но была скромнее в своих тратах. При ней был разбит пейзажный парк и построен Александровский дворец в честь венчания любимого внука – будущего императора Александра I. Вокруг дворца, конечно, высадили прекрасный парк.

Российские императоры с семьями жили то в Екатерининском, то в Александровском дворце. Царское Село по праву считалось любимой загородной резиденцией, где проводили свое детство почти все Романовы.

После Октябрьской революции часть зданий была отдана под дома отдыха для детей и сотрудников НКВД, а часть под музей. С 1918 года Царское Село стало называться Детским Селом. В 1937 году в честь юбилея со дня смерти поэта, который жил и учился здесь в Царско-Сельском лицее, его переименовали в Пушкин.

Позднее Царскому Селу был присвоен статус заповедника. И уже с 1990 года оно получило свое современное название – Государственный музей-заповедник «Царское Село».

Туризм

Для туристов Екатерининский дворец является сказочным замком, который построен на вершине холма. Посетители восхищаются и очаровываются лазоревыми фасадами и неповторимой особенностью архитектуры. В любое время года стены дворца наполнены внутренним напряжением и экспрессией, которые окружают пространство жизнерадостной энергией. Так получилось, что Екатерининский дворец появился благодаря блистательным хозяйкам-императрицам

Они уделяли строительству дворца большое внимание. Сотни талантливых художников, архитекторов и садоводов воплощали в жизнь личные вкусы, проекты и фантазии прекрасных правительниц

Екатерининский дворец знаменит своими роскошными залами, где проживали, работали, устраивали дипломатические приемы, давали аудиенции и парадные маскарады с балами практически все российские монахи. Со временем они стали проводить здесь не только летние месяцы, но и зимние, — настолько они привязались к Екатерининскому дворцу. Его архитектурный образ был построен на декоративных контрастах и световых эффектах, чем напоминает стиль барокко, современники поражались великолепием этого дворца. В его интерьере отражаются разные художественные стили, основным образом использовался классицизм и барокко. В середине 19 века несколько помещений были переделаны, поэтому отделка была сделана в стиле историзма.

Члены семьи Романовых любили проводить свое время в данной загородной резиденции. Каждый хозяин Екатерининского дворца вносил какие-нибудь изменения в оформлении парадных покоев, а также многочисленных помещений, которые были предназначены для царских детей и гостей. Специальные помещения были отведены для хранения скатертей, мебельных гарнитуров, сервизов и остальных предметов царского быта. За состоянием имущества в Екатерининском дворце следили различные представители придворных чинов.

На сегодняшний день музейная экспозиция представляет собой 26 восстановленных залов, сюда приглашают туристов для знакомства с архитектурой того периода. Екатерининский дворец является особой достопримечательностью Петербурга, куда стекается большое количество поклонников культуры и истории. Поэтому, приехав в Петербург, нельзя пропускать экскурсию в Екатерининский дворец.

Янтарная комната

Жемчужина Екатерининского дворца – янтарная комната, предмет гордости Петра I и Елизаветы Петровны. Екатерина II внесла в интерьер изменения, потратив 450 килограммов янтаря.

Комната использовалась как кабинет для уединения и размышления. Помещение, отделанное янтарем, возводилось в Германии для королевского дворца. Прусский король преподнес «восьмое чудо света» Петру I.

Особенности янтарной комнаты

Площадь янтарной комнаты – 100 квадратных метров, высота – 7,8 метра. На облицовку стен потрачено 6 тонн янтаря из Калининградского месторождения. Янтарь – податливый в обработке материал, но малопригодный для отделки стен: при изменении температуры и влажности отслаивается.

Интерьеры янтарной комнаты

Янтарным убором оформлены три стены комнаты. На средней – восемь вертикальных панно с композицией из цветных камней работы флорентийского камнереза Луи Сириеса. Картины, созданные из яшмы и кремния, изображают аллегории пяти чувств: зрения, вкуса, слуха, осязания, обоняния.

Комната обильно украшена деревянной золоченой резьбой и бронзовыми светильниками тонкой работы, зеркалами и живописным плафоном, паркетом из драгоценных пород дерева. В центре потолка – огромная картина неизвестного автора, изображающая Мудрость, которая охраняет Юность от соблазнов Любви.

Дополнительное убранство янтарного кабинета

Янтарный кабинет освещался 565 свечами, вставленными в бронзовые стенники. 24 зеркальных пилястры – вертикальных выступов стены – и зеркала в простенках между окнами делают комнату торжественной и парадной. Дополнительное убранство – комоды ручной работы и китайский фарфор.

Янтарный угловой столик на изящно изогнутой ножке, с часами в виде пастуха и пастушки, сидящими под цветущим деревом, крона которого поддерживает циферблат часов, уютно вписался в интерьер кабинета. Позолоченная бронза изделия сочетается с красочно расписанными фарфоровыми цветами.

В застекленных витринах – коллекция янтарных изделий. Здесь хранятся кресты и распятия, шахматы с футляром и шашки, ларцы и настольные украшения. Резные безделушки и табакерки, пудреница и коробочки, подсвечники работы русских мастеров дополняют коллекцию.

Залы и комнаты дворца

Янтарная комната

Основная статья: Янтарная комната

Янтарный кабинет или Янтарная комната — одно из самых известных помещений Большого Екатерининского дворца. Основное убранство Янтарной комнаты изготовлено в начале XVIII века в Пруссии, в подарено королём Фридрихом Вильгельмом I Петру I; в дополнено и смонтировано в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, в перенесено в Царское Село.

В годы Великой Отечественной войны убранство Янтарной комнаты вывезено немецкими оккупантами в Кёнигсберг. Дальнейшая судьба комнаты неизвестна. C 1979 года в Санкт-Петербурге велась работа по воссозданию Янтарной комнаты, в 2003 году к 300-летию Санкт-Петербурга она восстановлена в полном объёме руками отечественных реставраторов, в том числе на средства немецких фирм.

Дворцовая церковь

Основная статья: Воскресенская церковь Екатерининского дворца (Пушкин)

Храм был устроен в северном флигеле в период с по 1756 года. Несколько раз реставрировался после пожаров и 1863 годов. В его оформлении участвовали Чевакинский, Растрелли, Стасов и др.
Интерьер церкви был практически уничтожен в период оккупации Пушкина и до настоящего момента не восстановлен. С 1993 года в церкви крайне редко проходят молебны.

Лионский зал

Лионский зал — один из самых парадных интерьеров Екатерининского дворца, создававшийся по замыслу архитектора Чарльза Камерона в -1783 годах. Своё название зал получил благодаря отделке стен шёлком, изготовленным в Лионе.

Последний раз Лионский зал был открыт 22 июня 1941 года. С 6-го июня 2019 года, спустя почти 80 лет, вновь доступен для посещений.

В годы Великой Отечественной войны были уничтожены декор стен и роспись потолка. От былого убранства сохранилось 25 предметов мебельного ансамбля с использованием лазурита. К счастью, сохранился и паркет из наборного дерева с перламутровыми вставками, вывезенный фашистами в Германию и возвращённый в 1947 году.

Реконструкция Лионского зала проводилась на основе сохранившихся дворцовых описей, архивных документов и фотографий зала. Шёлковая ткань воссоздана на лионской мануфактуре «Прелль», в архивах которой сохранились образцы ткани и нитей из выполненного в 1866 году заказа русского Императорского двора. Лазуритовые элементы отделки воссозданы специалистами Царскосельской янтарной мастерской с применением полудрагоценного камня с месторождения в Афганистане, который использовался и в середине XIX века. Печи и паркет будут возвращены в зал позднее.

Режим работы Екатерининского дворца — лето 2020

Музей временно закрыт для посетителей в связи с мероприятиями по борьбе с распространением коронавируса.

В Екатерининском дворце расположена всемирно известная Янтарная комната. Осмотр Янтарной комнаты входит в стандартную экскурсию по Екатерининскому дворцу. Посетителей собирают в холле дворца небольшими группами по 15–20 человек. Группа следует по залам дворца с экскурсоводом. На мой взгляд, осмотр происходит слишком бегло — экскурсия занимает около 20 минут. Поэтому Вы вряд ли успеете одновременно рассмотреть интерьеры, слушать экскурсовода и фотографировать. Буквально пару минут группа задерживается в Янтарной комнате. Однако обычно никто не запрещает Вам оторваться от своей группы и спокойно прогуляться по залам Екатерининского дворца.

В виду очень большого количества посетителей в Екатерининский дворец туристов ведут двумя маршрутами (№1 и №2). Оба маршрута включают осмотр самого красивого Большого зала и знаменитой Янтарной комнаты. Наполовину оба маршрута совпадают, но в маршурте №1 присутствуют очень красивые залы:
Кавалерская столовая,
Белая Парадная столовая,
Малиновая столбовая,
Зелёная столбовая,
Портретный зал,
Картинный зал,
Малая Белая столовая,
Китайская гостиная Александра I и
Буфетная.
В маршруте №2 эти залы заменены на выставки и посещение Парадного кабинета Александра I. Поэтому маршрут №2 можно назвать урезанным. По возможности стоит выбирать для посещения маршрут №1.

  • 2 июня — 31 августа
    • Ежедневно с 12:00 до 19:00
    • По понедельникам и средам время работы продлено до 20:00
    • Выходной день — вторник
    • Дворец закрыт 1, 5 и 8 июня
  • 13 — 31 мая и 1 — 30 сентября
    • Ежедневно с 12:00 до 18:00
    • Выходной день — вторник
  • В зимний период (по апрель)

    • Ежедневно, кроме вторников и последнего понедельника каждого месяца
    • Касса работает с 10:00 до 16:45. Последний вход в музей в 17:00.
    • Во время весенних, осенних и зимних школьных каникул касса работает с 12:00

Рекомендуется начать прогулку именно с дворца, т.к. могут быть значительные очереди и изменение режима работы для посетителей без групп. В билете указывается время посещения (группы запускаются каждые 20 минут).

В Екатерининском дворце и парке разрешена фотосъемка, за исключением Янтарной комнаты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector