Летний дворец петра i
Содержание:
Символ новой политики России
Победа под Полтавой в 1709 году означала перелом в Северной войне в пользу русской армии. В Санкт-Петербурге началось поспешное строительство многочисленных каменных зданий. В этот период был проложен Лебяжий канал, который соединял Мойку с Невой. В результате этого между реками образовался небольшой островок. Именно на этом кусочке земли Петр I и решил построить каменный дворец. По заказу царя был создан проект, символизирующий новое политическое направление России. Архитектор Летнего дворца Трезини предложил расположить здание будущей царской резиденции таким образом, чтобы одинаковое количество окон выходило как на запад, так и на восток. Петр I одобрил эту идею, и 18 августа 1710 года началось строительство дворца, которое завершилось в апреле 1712 года.
Летний сад
Возле дворца был разбит в 1720 году великолепный сад, который напоминал огромный парк. Прекрасные аллеи тянутся через всю территорию сада. Они разделяют массив с красиво подстриженными деревьями и кустарниками. По всей территории были установлены скульптуры, символизирующие Россию. Кроме того, в саду находилось много бюстов из мрамора, к созданию которых привлекались лучшие итальянские мастера
Особое внимание уделялось строительству фонтанов, которые служили украшением дворцовой территории. Благодаря тому, что Летний дворец с трех сторон был окружен водой, для прогулок гостям предлагались специальные лодки
Расположение здания
Положение дворца Петра 1 среди стандартной рядовой застройки кажется случайным только на первый взгляд. В действительности это место среди домиков простых обывателей выбрал сам император. Дело в том, что именно из этой точки открывались самые удачные панорамы на Неву, Стрелку Васильевского острова, можно было рассмотреть берега Большой Невы.
Первый этап строительства этого дворца Петра 1 начался в 1716 году. Утверждал проект сам император. В результате первоначально приступили к возведению западной части здания, которое располагалось непосредственно вдоль Зимней канавки, которая в то время еще только проектировалась.
История создания
Летний дворец изначально возводился именно как императорская резиденция, появившись на карте Санкт-Петербурга едва ли не с самим основанием города. Главные заботы по его внешнему виду и оформлению легли на плечи именитого мастера своего дела – Доменико Трезини, по чьему проекту и был впоследствии возведён небольшой двухэтажный особняк в ритме барокко. Стоит отметить, что, несмотря на то что формально архитектором является всё же Трезини, первый план будущего особняка разрабатывался лично монархом, а лишь затем эти чертежи корректировались и несколько перерабатывались в творческой манере. Расположение резиденции также выбирал лично Петр Великий – между Фонтанкой и Невой.
Некоторые находят оформление Летнего дворца несколько скудным – его стены украшают всего двадцать восемь барельефов, которые, как и следовало ожидать, оказались очередной вариацией на тему увековечения победы над шведами в блистательной для России Северной войне, а планировка комнат одинакова для обоих этажей, но эта простота здания с лихвой окупается сложностью лаконичности устройства Летнего сада, который задумывался как подражание Версальскому. Примечательно, что подражание вышло более чем полным – и сегодня Летний сад продолжает считаться одним из наиболее утончённых образцов ландшафтного искусства.
Летний дворец в XX веке
Уже после прихода к власти большевиков здание Летнего дворца стали использовать в качестве музея. В 1934 году здесь официально открыли историко-бытовой музей.
В годы Великой Отечественной войны здание серьезно пострадало. Из окон были вырваны рамы, на фасаде и с потолков в комнатах осыпалась штукатурка, крышу повредили осколки многочисленных снарядов.
Сразу после победы над фашистами власти взялись за реставрацию. Работы начались уже в 1946 году. Через год музей снова открыли для посещения. В 1950-60-х состоялась масштабная реставрация, целью которой было восстановление изначального облика этого дворца. Были заменены полы, восстановили лепку, полностью поменяли систему отопления, установив более современную, привели в первоначальный вид рисунки на плафонах, вернули обивку стен тканью.
История королевского летнего дворца
Фердинанд Габсбург был императором Австрийской империи, в состав которой была включена и Чехия. Историки считают, что подарок императора своей жене в виде замка был предназначен не для личных нужд и частной жизни Анны Ягеллон. Дворец, по одной из версий, был нужен для проведения мероприятий, которые часто организовывала императрица.
Проект замка разработал Паоло дела Стелла, а строительством руководил Джованни Спацио. Потом его заменил другой мастер – Иоанн Марио де Памбио. Продолжительное строительство было связано с пожаром, охватившим Прагу в 1541 г. Огонь уничтожил большую часть строений и зданий в городе, поэтому работы над возведением Летнего дворца временно отложили. Спустя шесть лет строительство возобновилось, но шло очень медленно. Архитекторы, начинающие возведение замка, умерли за это время. Кроме того, в 1550-х гг. были изменены генеральные планы. В результате чего, у Летнего дворца королевы Анны появился еще один этаж. Кто был инициатором этого – установить исследователям не удалось. По технике возведения, которая очень похожа на итальянскую, эксперты считают, что архитектором мог быть неизвестный мастер из Италии.
Замок стал одним из первых ренессансных зданий во всей Чехии и Моравии. Удивляла и сама постройка итальянцев, ведь квадратное в плане строение с галереями со всех сторон, не строилось ранее и на Апеннинском полуострове. После смерти Фердинанда Первого и Анны Ягеллон Летний дворец перешел в управление Рудольфа Второго. Он держал в замке коллекцию произведений искусства. Потом был отдан приказ переоборудовать дворец в обсерваторию, где делал свои открытия астроном Тихо Браге. В 18 в. замок несколько раз менял собственников, пока его окончательно не заняла австрийская армия, превратившая его в свои казармы. Первая масштабная реконструкция началась в 1836 г., поменявшая интерьер и частично экстерьер замка. Например, убрали крайний зал, а на его месте появилась большая лестница. Главный зал полностью разукрасили ученик художника Кристиана Рубена, покрывший стены и потолок историческими образами.
Интересно, что ни Анна, ни Фердинанд Первый так и не побывали во дворце. Анна Ягеллон умерла еще до завершения строительства, а император переехал в Вену и больше не приезжал в Прагу.
Литература
- ↑ Шварц В. С. Архитектурный ансамбль Марсова поля. — Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1989.
- ↑ сост. Иванова В. П. Сады и парки Ленинграда. — М.: Лениздат, 1981.
- Научный каталог. Архитектурная графика России. Первая половина XVIII века. — Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1981.
- ↑ Каталог. Франческо Бартоломео Растрелли. — СПб.: Лицей, 2000.
- ↑ Аксонометрический план Санкт-Петербурга 1765—1773 гг. — СПб.: Крига, 2003.
- ↑ Тарановская М. З. Карл Росси. — Л.: Стройиздат, 1980.
- Научный каталог. Архитектурная графика России. Первая половина XVIII века. — Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1981.
- Писаренко К. А. Русский двор в царствование Елизаветы Петровны. — М.: Молодая гвардия, 2003.
- Форсия де Пилес. Прогулки по Петербургу Екатерины Великой. Записки французского путешественника. — СПб.: Паритет, 2014. — С. 57-59. — ISBN 978-5-93437-401-4.
Режим работы Летнего дворца Петра I — лето 2020
Музей временно закрыт для посетителей в связи с мероприятиями по борьбе с распространением коронавируса.
- Музей открыт только в летний период (с 1 мая по 30 сентября). Летом в виду большого количества желающих билеты реально приобрести только в первый час работы кассы. Кассы работают с 10:00 ежедневно, кроме четверга и вторника. По четвергам с 13:00. Билеты продаются ежедневно только на текущий день.
- Посещение возможно только в составе группы. Билеты продаются в кассе дворца.
- По понедельникам, средам и пятницам сеансы в 12:00, 14:00, 16:00, 18:00 и 19:00.
- По четвергам сеансы в 14:00, 16:00, 18:00 и 20:00.
- По субботам и воскресеньям сеансы в 12:00, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00, 17:00, 18:00 и 19:00.
- Указано время сеансов для индивидуальных посетителей.
Что посмотреть в летнем дворце королевы Анны в Пражском Граде
Архитектура замка поражает, как и его внешний роскошный декор. По верху стен проходит фриз, украшенный интересным орнаментом. Сам дворец окружен ажурной аркадой из 36 колонн с тосканскими капителями. В арках расположены резные каменные рельефы, изображающие сцены охоты и войны, мифологические мотивы.
На втором этаже замка находится галерея и бальный зал
Привлекает внимание крыша, сделанная в виде киля корабля
Перед Летним дворцом построен Поющий фонтан, сделанный еще в 1568 г. При возведении фонтана использовали смесь бронзы и колокольной меди. Фонтан называют поющим, поскольку струи воды, стекая на бронзовый поддон, издают мелодичный звон.
Экспозиция
Летняя резиденция монарха является довольно интересным местом для посещения не только с позиций углубления в жизнь самого императора, но и с точки зрения наблюдений за теми новшествами, которые этот энергичный человек решил перенять у своих более уверенных в технических вопросах соседей. Так, необычный по своей форме флюгер, который представляет собой фигуру Георгия Победоносца, привычным жестом поражающего змия, является работой одного механика, с которым Петр Великий познакомился в Дрездене.
Необычность этого механизма заключалась в том, что главная его составляющая располагается как раз таки под крышей особняка и представляет собой сложную для того времени панель, по которой можно было отследить не только направление, но и силу ветра. Ещё одной своеобразной детальною Летнего дворца является наличие канализации, которая была первым образцом сооружений этой направленности во всём городе.
Сегодня посещение Летнего дворца включает в себя не только возможность лично взглянуть на кабинет монарха, его гардеробную, личные комнаты и мастерские, но и также посетить ещё одно довольно примечательно здание, которое называют Людскими покоями. В чём же ценность этих помещений? Именно здесь когда-то находилась так варварски украденная Янтарная комната, а также ряд коллекций, которые пополнялись по личным инициативам Петра Великого. Так, именно здесь хранилась та самая коллекция Рюйша, голландского анатома, который вызывал у русского монарха неподдельный интерес и восхищение результатами своей работы. Сегодня с этой коллекцией можно ознакомиться в ходе визита в Кунтскамеру, так как она стала одной из первых составляющих будущего Музея странностей.
Самые интересные достопримечательности Санкт-Петербурга в нашей статье.