Город шефшауэн шафшаун, шаун

Основные цвета

Каза-Бранка («белый дом») — так в XVI веке назвали португальцы отвоеванный у пиратов порт на атлантическом побережье Магриба, из-за белого домика на холме. Через двести лет арабы изгнали португальцев и просто перевели название на арабский: Эд-Дарэль-Бейда. Но купцы из Испании величали город по-своему: Каса-Бланка. Название закрепилось, ведь Касабланка всегда была больше европейской, чем африканской. Ее застроили зданиями белого цвета, сначала традиционными жилищами в старой и новой мединах, затем — многоэтажными башнями для банков и жилыми домами в стиле ар-деко.

210-метровый минарет мечети Хасана II украшает мозаика из кусочков цвета морской волны, белых, синих и желтых. Мечеть построена из кремового, почти белого камня, раздвижная крыша покрыта зеленой черепицей. Площадь перед мечетью обдувается ветром с океана, солнце нагревает широкие ступени, колоннады создают тень, в которой отдыхают марокканцы. Многие в белых джеллабах.

— Белый — цвет суннитов, самых многочисленных последователей ислама, — говорит Муса эльМехди, профессор Университета Хасана II, встретивший меня у мечети и ведущий внутрь. — В мечетях много белого, он символизирует мир, мудрость, чистоту. А мистики-суфии, которых в Марокко больше, чем в других странах, связывают белый цвет с сакральными тайнами. Белую одежду надевают во время хаджа, паломничества в Мекку, и в трауре. Вдову на базаре заметишь сразу: женщина, скорбящая по мужу, носит белую джеллабу и головное покрывало, белые перчатки, носки и обувь.

Внутри мечети пушистая ковровая дорожка ведет через пустой молитвенный зал, который раза в полтора больше футбольного поля. Дневной свет проходит сквозь высокие окна и выхватывает справа и слева розовые мраморные колонны. Над ними — белые арки с неровными краями и ячейками, похожими на отломанные куски пчелиных сот.

— Пол мечети сделан из золотистого мрамора и зеленого оникса. Это два цвета ислама, — объясняет профессор. — Зеленый — это благодать рая, а золотой или желтый — духовное богатство. Традиционная символика цветов в Марокко связана с религией. Для декора мечетей, в мозаиках и росписях, используют еще три цвета. Синий, который означает спокойствие, черный — цвет ночного неба и красный, защищающий от зла. Повторение орнаментов символизирует вечность.

Над оформлением мечети Хасана II трудились, по разным данным, от 3300 до 6000 марокканских мастеров по мрамору, резчиков по дереву и алебастру, художников-мозаичистов. В Марокко бытует мнение, что лучшие ремесленники и знатоки цвета живут в городе Фес.

Сапфир окружающих земель

Эта северо-западная часть Марокко известна своими умиротворенными пейзажами и особенно ярким небом над головой. Если смотреть издалека на Шефшауэн, складывается впечатление, что над городом находится облако, которое отбрасывает свою прозрачную тень на постройки с теплыми рыжими крышами. Однако если подойти поближе, то можно рассмотреть, что легкий голубоватый оттенок городу дает не большая туча (над Марокко их практически не бывает), а дома, которые, словно по задумке современного художника, окрашены в синий цвет.

Действительно, если пройтись по узким улочкам Шефшауэна, можно увидеть потрясающую особенность этого города: дома, лестницы, оконные рамы и даже цветочные горшки здесь окрашены во все оттенки голубого. Словно само небо решило таким образом раствориться в городе, приблизив к себе всех местных жителей.

Расположение, как добраться

Шавен (Шефшауэн) в Марокко расположен на склонах Рифских гор (Эр-Риф). Этот административный центр одноименной провинции Марокко находится в северо-западной части страны. Географические координаты – 35°10′17″ с. ш., 5°16′11″ з. д.

Из-за горного рельефа железнодорожное сообщение здесь отсутствует. По отзывам туристов, проще всего добраться до Шефшауэна в Марокко на автобусах из Касабланки, Танжера, Феса или Рабата (от двух до пяти часов). Они курсируют ежедневно. Идеальный вариант – путешествие на машине, но если он по каким-либо причинам недоступен, на автобусное сообщение в Марокко вполне можно положиться.

Окрестности Шавена

Ослепительный бело-голубой город лежит в зеленой долине, окруженной со всех сторон внушительными горными вершинами. Одного взгляда на Шавен со стороны уже достаточно, чтобы раз и навсегда полюбить эту картину. Горы Рифа, кое-где черные, кое-где рыжие, покрыты то хвойными лесами, то низкорослым кустарником и желтыми цветами, изрезаны живописными красноватыми ущельями. Долины с оливковыми и финиковыми рощами, плантациями табака и зарослями кактуса. Небольшие выбеленные известью домики, разбросанные по холмам то тут, то там. Пронзительно синее небо. И вся эта картина наполнена ярким солнечным светом и каким-то невероятным простором. Две величественные горы-близнеца (Меггу, 1615 м, и Тисука, 2050 м), у подножия которых лежит Шавен, своими очертаниями первым поселенцам напоминали козьи рога, поэтому город прозвали Шавен (Chaouen), что, собственно, и значит «Рога» или «Рожки». Позже название немного изменили. Шавен превратился в Шефшауан (или Шефшауэн; Chefchaouen), что с местного диалекта переводится как «Вид на рожки». Сегодня в Марокко активно используются оба названия, а в России город называют Шавеном.

Любой, кто приезжает в Шавен, обязательно выбирается в горы, чтобы полюбоваться живописным видом окрестностей. Прогулка обычно начинается к северу от Медины — от знаменитого источника Рас-эль-Ма, питающего пресной водой весь город. Кристально чистая, ледяная вода каскадом небольших водопадов падает с гор. Здесь же расположена импровизированная прачечная, где женщины, используя проточную воду, стирают одежду и даже ковры. От источника начинаются туристические маршруты в горы. Извилистые тропинки петляют между деревенскими домиками, садами, вспаханными полями, постепенно поднимаясь все выше и выше. По пути попадаются то навьюченные ослы, сопровождаемые похожими на средневековых волшебников берберами в кафтанах с длинными остроконечными капюшонами, то стада козлов, ловко вскарабкивающихся в гору по камням.

Одна из туристических троп приводит к небольшому холму, на котором стоят остатки старой разрушенной мечети. Эти руины — своеобразный повод для берберской гордости. Мечеть была построена испанцами в знак их терпимости к местным нравам, однако здание было разрушено ударом молнии.

С этого холма открывается один из лучших видов на Шавен: и город, и горы, и долина — все как на ладони. Особенно хорошо здесь слушать, как далеко внизу попеременно в нескольких городских мечетях муэдзины начинают читать вечерние молитвы. Звуки их завораживающих голосов многократно отражаются от гор, создавая невероятную по красоте и гармоничности «песню». И что-то внутри тебя сжимается, когда ты слышишь эти потрясающие звуки, видишь багровое закатное небо, нависающее над темными вершинами гор, наблюдаешь, как потихоньку в городе, медленно тонущем в сумерках, начинают зажигаться огни. Все-таки Шавен — особенный. Он так разительно отличается от любого другого города Марокко, что, кажется, это и не Марокко вовсе. И вместе с тем именно здесь, в Шавене, сохранилось то настоящее, то истинное, что многие стремятся найти в этой таинственной стране заходящего солнца.

Лучше всего приезжать в Шавен в апреле и мае когда он особенно живописен. По всему городу распускаются цветы, разнообразные оттенки которых невероятно колоритно контрастируют с голубыми, лазурными и синими стенами домов.

Краткая история

Город Шефшауэн (Марокко), фото которого можно увидеть в статье, был основан в 1471 году прибывшим из Андалусии эмиром по имени Моула Али-бен-Мусса-бен-Рашид-эль-Алами. Город должен был служить форпостом на пути возможного вторжения португальцев. Ранее на месте Шефшауэна, «синего города», в Марокко располагалось небольшое поселение берберов.

Вам будет интересно:Куда съездить с ребенком: возраст, направления, сроки путешествия и необходимые документы

После Гранадского указа 1492 года, подписанного правящей королевской четой Испании, именуемого также Альгамбрским эдиктом, с испанской территории должны были быть изгнаны все иудеи, если они не примут христианство. Многие из них, а также мавры-мусульмане покинули страну, в большом количестве переехали из провинции Андалусия и поселились в Шефшауэне. Это переселение народов дало новый толчок развитию города. Благодаря новым жителям он приобретал облик, свойственный испанской провинции.

Вам будет интересно:Станица Даховская: достопримечательности, фото

Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА
Жизнь программиста и интересные обзоры всего. Подпишись, чтобы не пропустить новые видео.

Поскольку город на протяжении нескольких столетий считался священным местом, его внешний облик практически не претерпел изменений. Первым европейцем, исследовавшим его хотя бы частично, был монах, исследователь Африки Шарль-Эжен де Фуко. В Шефшауэн в Марокко он прибыл в конце 19 века и некоторое время жил там, выдавая себя за раввина.

В результате многолетней так называемой «драки за Африку» между империалистическими странами Европы протекторат над Шефшауэном в 1906 году был установлен правительством Испании. Благодаря этому город стал доступен для иноверцев и обрел известность. Через 50 лет, в 1956 году, после обретения Марокко независимости, этот город стал последним, где был спущен испанский флаг. Здесь по-прежнему многие знают испанский язык, и туристы из этой европейской страны прибывают в Шефшауэн (Марокко) в большом количестве.

Достопримечательности Шавена

Про Шавен часто говорят, что это один из самых красивых городов Марокко. А все из-за пронзительно синего Старого города. Попадаешь на улицы карабкающейся в гору местной Медины, и не веришь, что это реально существующий город, в котором живут обычные люди. Аккуратные белые дома в андалузском стиле с яркими синими дверями, синими ставнями и оконными рамами, синими же горшками для цветов и даже покрашенными в синий цвет дорожками выглядят, как в сказке. Иногда вообще создается впечатление, что дома просто «перетекают» в лестницы и тротуары, а улицы становятся похожи на многоуровневый лабиринт из застывшей голубой глазури. Ко всем крупным праздникам Медину перекрашивают заново, поэтому здесь всегда сохраняется эта небесная синева во всех ее проявлениях — от светло-голубого до насыщенного фиолетового. И независимо от погоды, пусть даже на небе сгустились мрачные тучи, Шавен всегда выглядит ярким и веселым.

Касба (от арабского «город») — дом-крепость или квартал-крепость. В Северной Африке этим словом обозначают цитадель в системе городских укреплений. С башни касбы открывается живописный вид на город. Помимо того, что Медина в Шавене, в отличие от других марокканских городов, невероятно чистая (Шавен получил национальную премию за санитарное состояние), она еще и «живая», то есть, это в первую очередь жилой квартал, а уже потом рынок и сборище торговых лавок. Впрочем, если говорить о торговле, то и тут Шавену есть чем похвастаться. И главное — это шерстяные изделия (ковры, одежда и т.д.), яркими цветами и рисунками напоминающие перуанские и мексиканские мотивы, которых в Марокко больше нигде не встретишь. Как это принято в стране, за работой многих ремесленников можно понаблюдать, посетив их мастерские. На одних улочках стоит приятный запах дерева — здесь изготавливают мебель, на других можно услышать звон — здесь чеканят посуду, на третьих тихонько шуршат старинные ткацкие станки. При этом покупка чего бы то ни было в Шавене — это всегда более спокойное и расслабленное мероприятие, чем, например, суматошный и часто слишком навязчивый шоппинг в Фесе.

Все основные достопримечательности Шавена, вся его видимая туристическая жизнь сосредоточена на центральной площади Старого города (Uta el-Hammam). Главный козырь кафе и ресторанчиков, заполонивших площадь, — это наличие открытой террасы на верхнем этаже с видом на город, горы и саму оживленную площадь со старинной касбой (крепостью). Эту крепость из красного песчаника строили разгромленные в 1578 году в битве при Эль-Ксар-эль-Кебире (Алькасаркивире) и взятые в плен португальцы. Они же вынуждены были строить для самих себя темницы, где и проводили последние дни своей жизни. В 1926 году в крепости был заточен местный герой, главный руководитель восстания народов Рифа против испанских завоевателей Абду-л-Карим, прозванный «Волком Рифа». Правда, некоторые считают этот неподтвержденный факт всего лишь легендой, заверяя, что Абду-л-Карим никогда в Шавене и не был.

За стенами Касбы находится небольшой, но пышный садик и маленький этнографический музей Шавена. А совсем рядом с крепостью стоит очень красивая и довольно необычная Главная Мечеть с восьмиугольным минаретом. Мечеть, построенная сыном основателя Шавена Сиди Мухаммедом Алами (Sidi Mohamed Alami), всегда играла заметную роль в политической и духовной жизни города. Само здание мечети, выбеленное известью, хорошо сочетается с окружающими площадь бело-синими домами, тогда как минарет, выложенный из кроваво-красного кирпича, неплохо смотрится рядом с охряными руинами Касбы.

Рас-эль-Ма находится на севере старого города. Этот источник воды является жизненноважным для горожан. Детвора весело играет и на площади, и на узких улочках Медины, и даже гоняет мяч прямо на небольшом кладбище, расположенном у крепостной стены в самой верхней части города. У берберских детей нет модных европейских роликов, велосипедов и скейтов. В их распоряжении только горы и камни, но и используя эти подручные средства, они научились развлекаться. Малыши забираются по крутой грунтовой дороге вверх в гору, кладут на пыльную землю плоский камень, садятся на него как на санки, и с радостными криками скатываются вниз.

О месте Касба Шефшауан

Касба Шефшауан – это старинная крепость, которая напоминает замок короля.  На ее территории сделан музей артефактов, которые были найдены в городе Шевшауэн.История возникновения Касбы чаще всего строились за городом или в самом центре Медины и были ограждены высокими каменными стенами. Это были резиденции для короля. Также в них жили высокопоставленные лица со своими семьями. Очень часто касбу использовали, как защитную крепость за пределами города. На территории Касбы Шефшауан музей возник  давно. Точной даты его основания нет, приблизительной датой можно считать начало XIX столетия. Музей был создан для сохранения и для изучения истории возникновения города.  Здесь собрано небольшое количество предметов еще со времен Римской империи, времен основания города евреями и мусульманами, которые были изгнаны из Испании. Но в большей мере музей представляет собой место, где раньше находилась тюрьма.Архитектура Музей находится в каменной крепости, которая располагается практически в самом центре города. Касбу ограждает высокая стена и чтобы попасть в средину, нужно пройти ворота.  С виду это высокая каменная башня, которая возвышается над всеми зданиями в городе. Вечером по всему периметру зажигаются факелы, что придает крепости восхитительный и мистический вид. В музее можно подняться на самую вершину башни и тогда перед вами откроется вид на всю Медину, а также на вершину Рифовой горы. В темном подвале крепости в свое время находилась тюрьма. В этом месте и по сей день витает устрашающая атмосфера. На территории Kasbah Shefshauan находится красивый сад и много мест, где можно сделать красивое фото на память. Архитектура здания полностью соответствует арабскому стилю.Окрестности В городе Шефшауэн находится не так много достопримечательностей, но каждая из них заслуживает особого внимания. Они привлекают туристов своей историей создания и архитектурой. Недалеко от Kasbah Shefshauan находится главная мечеть города. Это минарет, который имеет 8 углов. Из него раздается звук по всему городу, который созывает всех мусульман на ежедневную молитву. Еще одной достопримечательностью можно считать главную площадь города Plaza Uta el-Hammam. Архитектура площади уникальна, она совмещает в себе два стиля и две культуры – арабскую и испанскую. Также на ней находится много магазинов, кафе и ресторанов. Самым популярным кафе, где можно отведать традиционные марокканские блюда, считается Alladin. Сама атмосфера позволит вам окунуться в восточный колорит. В городе находится много ресторанов и кафе, где подают блюда испанской и европейской кухонь. Самым лучшим отелем, где вы можете отдохнуть от городской суеты, насладиться прохладными напитками или выпить чаю, считается Lina Ryad & Spa. Если у вас будет желание, вы можете посетить теннисный корт или Spa-салон. Из каждого номера открывается чудесный вид на город. Такой отдых оставит много впечатлений.Туристу на заметку Kasbah Shefshauan работает с 9.00 и до 17.00. Билет стоит всего 20 дирхам. Добраться до города и до самой достопримечательности можно на автобусе. Время поездки займет около пяти часов. В самом же городе, чтобы не заблудиться, лучше всего воспользоваться услугами экскурсовода, а если вы решили изучать его самостоятельно, то лучше приобрести карту.

Почему именно синий?

Все туристы, которые и по сей день продолжают приезжать в Шефшауэн, задаются абсолютно логичным вопросом: откуда взялась эта необычная традиция окрашивать здания и многочисленные предметы декора в синий цвет? Ведь когда мы говорим о Марокко, то сразу представляем себе пестрое разнообразие цветов и узоров, которые создают неповторимую восточную атмосферу. Поэтому зачастую особенно непонятно бывает это предпочтение синего цвета всем остальным.

Эта традиция уходит своим началом к 1471 году. Именно в это время мусульмане, которые защищали свои земли от вторжения португальцев, построили между Рифовыми горами крепость. У нее было крайне удачное местоположение: ее защищали высокие горные хребты, а возвышение, на котором находилась крепость, позволяло держать под контролем близлежащие земли.

Когда в XV-XVII веках здесь оказались евреи из Испании, которые искали спасения, они решили найти себе убежище в этом месте. Именно от них и пошла эта традиция – красить здания в синий цвет. Дело в том, что свои молитвы иудеи совершают с помощью нескольких атрибутов. Одним из них является молитвенный платок, который в свою очередь имеет цицит (сплетенный особым образом пучок нитей). И одна из главных составляющих такого пучка – синяя нитка. Она обязательно должна быть особого цвета «тхелет», описанного в Талмуде, как «цвет моря, похожий на цвет неба, подобный цвету Престола Славы Всевышнего». Иудеи окрашивали свои дома в синий цвет и таким образом вспоминали о том, что совсем рядом с ними есть Бог, а таким способом они могут приблизиться к нему.

Сегодня на улицах Шефшауэна встречаются все оттенки: лазурный, как морская гладь, глубокий-синий, напоминающий о бесконечности. Однако изначально тхелет – это бледно-синий цвет, по большей части приближенный к белому. Сегодняшнее состояние марокканского города объясняется желанием местных жителей заработать на туристах. У них это получается: самыми популярными становятся наиболее синие улицы. Тем не менее даже этот коммерческий ход не делает Шефшауэн менее привлекательным, ведь помимо особенного цвета стен, здесь встречается тот самый восточный колорит, который так привлекает людей со всего света.

Достопримечательности

Поселившиеся в этом небольшом городке иудеи красили дома в голубой – божественный, по их мнению, цвет, напоминавший жителям Шефшауэна о небе и Боге. Традиция эта со временем настолько укоренилась, что стала определяющей во внешнем виде города, благодаря чему он и обрел популярность у туристов. Контрастируют со стенами черепичные красно-коричневые крыши домов, что в целом создает весьма живописную картину. Достопримечательностей как таковых в городе не слишком много, но, по сути, он весь представляет собой большой музейный экспонат, по которому можно просто бродить, разглядывая здания. Особенно он живописен в апреле-мае, когда наступает пора цветения.

Центром современного Шефшауэна является площадь Мохаммеда V. Недалеко от нее – рынок, транспортные стоянки. Пешком отсюда до старого города можно дойти за 10 минут (от автостанции – 20). Ориентироваться во время прогулки по городку можно благодаря двум горным пикам — Мегу и Тисука. Именно им, согласно легенде, Шавен (в пер. – «рожки») обязан своим названием. С противоположной от них стороны города находятся долины, спускающиеся до самого побережья.

Город мастеров

Фес-эль-Бали, тысячелетняя медина Феса, самая большая в Марокко, запутывает чужаков в 9400 переулках, почти треть которых заканчиваются тупиками. Автомобилям сюда въезда нет, все тяжести перевозят на осликах и мулах. Достоверной карты Фес-эль-Бали не существует. Чем дальше в медину, тем уже и темнее становятся проходы между облупившимися стенами. Акил, парень в толстовке и джинсах, с пакетом разноцветной смальты в руках, вовремя возникает на моем пути и показывает дорогу к цехам, где делают традиционную геометрическую мозаику зеллидж. Это ремесло пришло в Марокко из мавританской Андалусии 11 веков назад, а фесские мастера довели его до уровня искусства.

— Один фрагмент мозаики зеллидж, — Акил чертит на земляном полу цеха квадрат метр на метр, — состоит примерно из 15 тысяч маленьких кусочков. На его изготовление уходит три месяца.

Фрагмент мозаики зеллидж (метр на метр) состоит из 15 тысяч кусочков. На него уходит три месяца 

Рядом с цехом стоят образцы работ — столешницы, рамы для зеркал, фрагменты мозаики разной величины, на которых маленькие треугольники и звезды складываются в окружности и цветы. Акил — настоящий фасси, то есть представитель образованной и небедной семьи, живущей в Фесе с момента его основания, и знает историю мозаики:

— Сначала зеллидж была двух цветов, черного и белого. Потом к ним добавили синий, зеленый и медово-желтый. В XVII веке появился красный. Теперь мастера используют больше 20 оттенков, в том числе оранжевый, лимонный, бордовый, бирюзовый, фиолетовый, коричневый. Все цвета получают из четырех базовых: белого, красного, синего и зеленого, добавляя к ним при высокой температуре олово, свинец, минералы и прочие вещества. Хотя сейчас зеллидж делают и в других городах Марокко — в Мекнесе, Тетуане, — мозаику из Феса легко узнать по светлому оттенку зеленого цвета. В Тетуане мастера используют темно-зеленый.

— Светло-зеленый — цвет Феса? — уточняю.

— Нет, цвет Феса — синий, — возражает фасси и ведет меня на экскурсию. От Синих ворот Баб-БуДжелуд, отделанных глазурованной плиткой цвета индиго, под постукивание молотков чеканщиков на площади Сеффарин — в квартал кожевников, к дубильням и красильням Шуара.

На террасы магазинов, окружающих чаны для обработки кожи, пускают как на смотровые площадки. Пучки мяты помогают перебить убийственный запах. Сверху круглые чаны похожи на коробку с банками красок. С десяток синих и голубых оттенков, много красных, коричневых, фиолетовых, желтых. Четверть чанов — полностью белые.

— Там негашеная известь, — говорит Акил. — В ней шкуры выдерживают 20 дней, чтобы избавить от шерсти. Затем для мягкости — 2–3 дня в воде с голубиным пометом. Потом еще несколько дней шкуры пересыпают отрубями, мочат и мнут ногами. После чего красят. Этим технологиям сотни лет.

После разноцветья кожевенных цехов, базара тканей у моста Гзам-бен-Скум и магазинов с парчой на бульваре Мухаммеда V пестрит в глазах. В квартале горшечников мастер показывает, как правильно наносить тонкой кисточкой темно-синие узоры на белый фаянс. Здесь треугольник, там завитушки — ничего сложного. Однако кисточка выскальзывает из моей руки и самостоятельно рисует на тарелке неаккуратную загогулину. Акил смеется, мастер пожимает плечами: «Она же не фасси», — и разрешает попробовать еще раз, приобщая меня к чему-то древнему, масштабному, волшебному.

Как добраться до Шавена

Ближайший к Шавену крупный транспортный центр — город Танжер — расположен в 85 километрах к северо-западу. Также добраться до «голубого города» можно из Феса, Мекнеса, Касабланки, Рабата и других крупных туристических центров Марокко.

Автобусное сообщение осуществляет транспортная компания CTM, рейсы которой соединяют Шавен с Фесом и Мекнесом (время в пути — четыре часа; стоимость билетов — 70 MAD (~$8,6)), Касабланкой (время в пути — пять с половиной часов; автобус отправляется ежедневно в 13:15; стоимость билетов — 120 MAD (~$14,8)), Рабатом (время в пути — четыре часа; автобус отправляется ежедневно в 14:45; стоимость билетов — 90 MAD (~$11,1)). Из Танжера можно добраться с пересадкой в Тетуане (общее время в пути — пара часов; стоимость билетов — около 45 MAD (~$5,5)).

Прямых автобусных маршрутов, соединяющих Шавен с Агадиром и Марракешем, нет. Лучше всего добираться с пересадкой в Касабланке. Билеты можно приобрести заранее на станциях или на сайте компании CTM. Автобусная станция Шавена расположена на небольшом удалении от медины, внизу склона.

Потому и не кусают

— Да, у нас нет москитов, — бодро кивает хозяин кафе на площади Касбы в Шефшауэне. — Мы красим дома в синий цвет, москиты принимают их за проточную воду и улетают. Они любят стоячую воду, а чистую — нет. Что будете пить? Пойдете на расслабляющий берберский массаж в четыре руки? Хотите кожаную сумку с бахромой? Мой сын их продает. Кстати, моя жена гадает. Показать вам город?

Катя, моя знакомая и добровольный гид в Шефшауэне, быстро пресекает навязчивые предложения. Мы идем гулять по Синему городу, вожделенной цели инстаграмщиков всей планеты.

Между ярко-бирюзовыми и наполовину синими домами петляют светло-голубые «ледяные» улицы-лестницы. Кое-где на стенах закреплены разноцветные цветочные горшки — испанский штрих. В густой синий окрашено большинство дверей и оконных проемов. За нами следуют две кошки, рыжая и серая полосатая.

Говорят, что в синий цвет дома в Шефшауэне начали красить евреи, бежавшие из Андалусии в XV веке. Они считали, что синий — цвет неба и приближает к Богу.

— В Средние века люди использовали драгоценные камни в качестве амулетов, — рассказывает Катя. — У евреев, которые жили в Андалусии, таким камнем была бирюза. В те времена практиковали магию цвета. Синий или голубой, как символ неба и небесных вод, советовали использовать от дурного глаза и чтобы обращать в бегство злые силы.

Мы углубляемся в жилую часть медины. Кошки куда-то исчезают, людей нет. Теперь все поверхности вокруг нас одного, ярко-синего оттенка. Краска положена так густо, что не видно, где кончается горизонтальная плоскость — дорожка, по которой мы идем, — и начинается вертикальная — стена дома. Прогулка через «другую реальность» совсем не пугает. Внутри синего цвета мне уютно, мыслям легко.

* * *

— Эгей, ты вернулась! — Файяд выходит мне навстречу из лавочки на марракешском рынке Рабия.

— Файяд, ты знаешь, почему водоносы носят красные костюмы?

— Это красиво! — улыбается торговец.

— А почему Шефшауэн синий?

— Чтобы дарить людям радость.

— Как у марокканцев все так ясно получается?

— Посмотри на небо. Посмотри на вершины Атласа, на мятный чай, на апельсины, на зелень садов во дворах домов и на мои красные ковры. Все это — цвета, которые мы видим каждый день. Марокканцам не нужно изобретать то, чего не бывает. У нас уже есть все краски жизни.

ОРИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ
Марокко


Площадь
446 550 км² (без учета спорной территории Западной Сахары, 57-е место в мире)Население 34 800 000 чел. (39-е место)Плотность населения 78 чел/км²ВВП ~ 121 млрд долл. (61-е место)

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ площадь Джемааэль-Фна, мечеть Хасана II, старая медина Феса, медресе Бен Юсуфа в Марракеше.ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА суп харира из нута и чечевицы, таджин из мяса и овощей, мешуи — ягненок на вертеле.ТРАДИЦИОННЫЕ НАПИТКИ мятный чай, серое вино (vin gris).СУВЕНИРЫ ковры, пряности, керамика, берберские серебряные украшения, черное мыло.

РАССТОЯНИЕ от Москвы до Рабата — 4150 км (6,5 часа в полете без учета пересадок)ВРЕМЯ отстает от московского на 2 часа летом, на 3 часа зимойВИЗА россиянам не требуетсяВАЛЮТА марокканский дирхам (10 MAD ~ 1,1 USD)

Фото: HEMIS / LEGION-MEDIA (X4), CUBO / LEGION-MEDIA (X3), HEMIS (X2), CUBO / LEGION-MEDIA

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2018 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector