Италия, рим. площадь навона (piazza navona)

Семейство Памфили, украсившее Piazza Navona

Однако свой облик, который дошел до современников, площадь Навона в Риме приобрела в период барокко, тесно связанный с фамилией самого старого семейства города. В XV веке Антонио Памфили купил здесь три роскошных здания, а через два столетия один из представителей знатного рода, ставший папой Римским, захотел возвести величественный фамильный дворец. Иннокентий X (в миру Джованни Баттиста) поручил проект будущего палаццо прославленному архитектору Д. Райнальди.

После завершения строительства Памфили подарил роскошный семейный особняк своей невестке донне Олимпии, пожелавшей реконструировать всю площадь по подобию форума в Древнем Риме. По ее приказу появился акведук, впоследствии превратившийся в известный фонтан «Четырех рек», а рядом с дворцом на месте бывшего средневекового храма с огромными арками возвели церковь в честь святой Агнессы. Именно в ее стенах упокоился Иннокентий X.

Возведенные роскошные фонтаны в XVII – XVIII веках выполняли не только декоративную функцию, но и спасали от изнуряющей жары. Их специально переполняли водой, чтобы охладить площадь Навона в Риме.

История площади

Пьяцца Навона в Риме получила свое название в честь состязаний — агонов, которые проводились в древнем государстве до IV века. Своему появлению площадь обязана Гаю Юлию Цезарю, который в 46 до н.э. построил первый стадион, предназначенный для соревнований атлетов. Во времена правления Домициана объект был расширен. В 85 году н.э. стадион имел длину 275 м, ширину – 106 м. Такие большие размеры достопримечательности позволяли вместить 15 000 зрителей одновременно. Объект был декорирован многочисленными произведениями искусства, большая часть которых относилась к греческому стилю. Вход на стадион был возможен с 2 боковых сторон. С внешней стороны здание было оснащено аркадами из травертина, где находились торговые и ремесленные лавки, а также публичные дома. Во времена античности на стадионе проходили кулачные бои, соревнования по метанию диска и бегу.

В Средние века стадион Навона был разрушен, на его месте появилась площадь, окруженная зданиями. На месте одного из борделей в XII веке построили церковь, посвященную Святой Агнессе. С этим зданием площади связана одна красивая легенда.

Девушка Агнесса, жившая в Риме в III веке, приняла христианство и поклялась никогда не выходить замуж. Однажды благочестивую деву увидел городской чиновник, и решил жениться на ней. Агнесса ответила отказом, за что была помещена в заточение. В тюрьме стало известно, что девушка исповедует христианство, которое было под запретом в Риме. Ей предложили преподнести жертвоприношение богам города, или отправиться в бордель. Агнесса отказалась поклоняться нехристианским божествам, и очутилась в публичном доме. С нее сорвали одежду, но волосы святой отрасли так сильно, что прикрыли ее наготу. Находясь в борделе, ни один мужчина не смог овладеть девушкой. В заведение явился сам чиновник, однако увидев Агнессу, умер. Родные префекта попросили деву помолиться за умершего, и вскоре он воскрес. Это событие вызвало в римском обществе множество толков, и Агнессу было решено сжечь на костре. Огонь и факелы, предназначенные для девушки, не зажигались, после чего один из римских солдат убил ее ножом.

Также в Средневековье на площади Навона появилась церковь, посвященная Деве Марии. Та форма, которая была характерна для древнеримской арены, сохранилась до нашего времени благодаря строительству на фундаменте и остатках стен средневековых зданий.

Существенные изменения ждали площадь в эпоху барокко. В XV веке Антонио Памфили приобрел 3 здания на Пьяцца Навона, а его потомок – Джованни Батиста Памфили, также известный как папа Иннокентий X, построил здесь дворец. Это событие произошло в 1644 году. Здание было подарено донне Олимпии, которая оформила всю площадь в виде древнеримского форума. На территории объекта был оборудован акведук Девы, который был переделан в фонтан 4-х рек. Также были проведены работы по усовершенствованию 2 водоемов, которые впоследствии стали фонтанами Нептуна и Мавра. Также в эпоху барокко был перестроен храм св. Агнессы.

Фонтан четырех рек на площади Навона

Главной достопримечательностью площади считается Фонтан четырех рек. Его строительство завершилось в 1651 году, а разработкой проекта занимался Джованни Бернини — ведущий архитектор и скульптор своего времени. Иннокентий X, тогдашний папа римский, решил возвести возле своего фамильного палаццо египетский обелиск, созданный еще в Древнем Риме. Бернини через своего покровителя представил папе проект фонтана. Тот был так поражен красотой творения, что приказал архитектору немедленно приступать к строительству.

По задумке Бернини, обелиск должны окружать скульптуры речных богов — покровителей великих рек Ганга (Азия), Нила (Африка), Дуная (Европа) и Ла-Плата (Америка). Фигуры окружены скульптурами, символизирующими флору и фауну каждого материка. Здесь можно увидеть виноградную лозу, тропические цветы, пальму, а из животных — змей, льва и дельфина. Вода к фонтану поступает от ближайшего акведука «Аква Вирго». Ежедневно возле него устраивают представления местные акробаты, фокусники, мимы и музыканты. Все скульптуры фонтана изготовлены из белого мрамора. Зимой вокруг него выстраиваются торговые ряды.

История площади

Античность

В период античности площадь Навона была стадионом, на котором соревновались атлеты. Стадион был построен в 80 году нашей эры и носил название Домициана. Соревнования проводились по следующим дисциплинам: кулачные бои, метания дисков и бег. Внутри стадиона проводили состязания, а снаружи располагались лавки торговцев, ремесленников и даже бордели. Еще одно название стадиона — арена Агонов (в переводе с греческого — «состязание»): именно это слово впоследствии преобразовалось в Навона. Стадион был очень внушительного размера: длина составляла 275 метров, ширина — 106 метров. Римляне любили это место: на нем всегда можно было весело провести время: зрелищные состязания, общение с другими зрителями — любой человек с удовольствием хотел бы хоть на час оказаться в период античности. Площадь Навона и сейчас остается тем местом, которым хочется любоваться!

Средние века

В Средние века на площади появляется первая церковь в честь святой мученицы Агнессы. Стоит рассказать историю бедной девушки. Агнесса жила в III веке нашей эры, в молодости она стала христианкой и хотела всецело себя посвятить церкви. И все было бы хорошо, если бы римский префект не влюбился в нее. Префект не стерпел отказа и приказал нагую девушку отправить в бордель, который находился как раз у стадиона Агонов. Но девушка не осталась без защиты: длинные волосы спрятали части ее оголенного тела, а заступники-верующие покрыли ее плечи белыми одеяниями. Сильная веры Агнессы защищала ее и в борделе: посетители пусть и заходили в комнату девушки, но практически мгновенно покидали ее. Но к сожалению, жизнь Агнессы была коротка: в 304 году ее убили солдаты. В VII веке на месте публичного дома построили храм под названием Sant Agnese in Agone, нежного цвета здание в стиле барокко.

В средневековье была воздвигнута еще одна церковь в честь девы Марии. Строительство происходило в XII веке. Деньги на храм завещал король Фердинанд Третий Кастильский, поэтому базилика носит название национальной испанской церкви. Официальное название — Санта-Мария-Дель-Сакро-Куоре.

Эпоха Барокко

Эта эпоха повлияла на внешний вид площади Навона. По указу папы Иннокентия Х был построен дворец Памфили. Однако отголоски античности еще встречались: площадь даже хотели перестроить в форум и даже продлили до нее античный акведук. С его помощью в 1649 году Бернини построил фонтан четырех рек. Им также были воздвигнуты фонтан Мавра и фонтан Нептуна. На самой площади в это время постоянно проводили ярмарки и торжества. Также не обходилось без соревнований (например, конных состязаний). Уже после постройки фонтанов в самые жаркие месяца года они переполняли водой, чтобы охлаждать отдыхающих.

Настоящее время

Сейчас площадь Навона — излюбленное место туристов и местных жителей. Религиозные шествия, праздники — на площади каждую неделю что-то происходит. Раз в год здесь проводят рождественскую ярмарку под названием Befana di piazza Navona: в это время любой турист будет поражен красотой пьяццы, сочетание рождественских украшений и архитектуры не оставит равнодушным никого.

История

Агоны (по-гречески «состязание») проходили на стадионе до IV века. От этого слова и пошло название площади — Навона: в Средневековье — campus agonis или in agone, затем — n’agone и окончательно — navone/navona.
В Средневековье площадь также была известна под названием цирк Александра Севера, Ordo Romano и Mirabilia (XII—XIII века) упоминают театр или цирк Александра. В многочисленных средневековых документах встречается название — Campus agonis или agon (старейший документ — императора Оттона III).

Античность

Развалины стадиона Домициана

Гай Юлий Цезарь построил в честь празднеств по поводу освящения своего форума (форум Цезаря) в 46 г. до н.э. на Марсовом поле первый (временный) стадион для соревнований атлетов. Затем при императоре Домициане в 85 г. он был расширен. Стадион длиной 275 м и шириной 106 м вмещал в себя 15 тысяч зрителей. Стадион был богато украшен произведениями искусства, по большей части в греческом стиле, два основных входа располагались по боковым сторонам. На стадионе проводились соревнования по бегу, метанию диска, кулачные бои (лат. agon capitolinus). Стадион изображён на одном из сестерциев Септимия Севера, так как на этом стадионе проходили праздничные игры по случаю свадьбы сына Каракаллы и Плавтиллы.

С внешней стороны первый этаж стадиона был выполнен аркадами из травертина, в которых располагались лавки торговцев, ремесленников, а также бордели

Средневековье

Первая церковь на бывшем стадионе (в аркадах, где находился бордель, в который отправили христианку Агнессу) была сооружена на месте мученичества святой Агнессы. Впервые эта церковь упоминается в кодексе монастыря Айнзидельн (нем. Einsiedeln).

Надпись об освящении церкви в 1123 г. при папе Каликсте II, сообщает также о реставрационных работах в начале XII в.

Части трибун стадиона стали застраиваться домами, а арена стала площадью, на которой в том числе проходили бега. Форма арены сохранилась до наших дней, так как фундамент и частично внешние стены стадиона были использованы для средневековых построек.

Барокко

В 1470 г. Антонио Памфили купил три дома в юго-восточной части площади. В 1644 г. его потомок Джованни Баттиста Памфили, ставший папой Иннокентием X поручил Джироламо Райнальди и позднее Франческо Борромини построить дворец (палаццо Памфили).

Сант-Аньезе-ин-Агоне, Collegio Innocenziano и палаццо де Купис (справа), палаццо Памфили (слева)

Церковь и Edificio di proprietà degli Stabilimenti Spagnoli (слева)

Олимпия Майдальчини, родственница папы, планировала перестроить всю площадь в Forum Pamphilj по примеру античных императорских форумов.
Для этого Борромини продлил до площади античный акведук Девы, так что Бернини смог построить в 1649 г. фонтан четырёх рек, в центре которого был установлен обелиск. Обелиск был найден на территории цирка Макценция на Аппиевой дороге.

Два более старых фонтана – фонтан Мавра и Нептуна, построенные Джакомо делла Порта, были перестроены Бернини. Окончательный облик, однако, они приобрели в XIX в.

В 1652 г. была перестроена церковь Святой Агнессы – Сант-Аньезе-ин-Агоне. Архитекторы, работавшие над проектом – Джироламо и Карло Райнальди, а также Борромини, создавший купол и фасад в 1653–1657 гг. Античные арки были снесены и средневековая церковь практически полностью уничтожена. Церковь должна была стать папской капеллой рядом с дворцом папы – палаццо Памфили, а также местом его захоронения.
После смерти папы Иннокентия форум Памфили так и остался недостроенным. Папа был похоронен без пышных почестей в церкви.

Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре

Церковь, названная в честь Девы Марии, находится напротив палаццо Памфили. Построена в XII веке на средства короля Фердинанда III Кастильского. Церковь была посвящена Святому Джеймсу Великому, покровителю Испании. В 1506 году церковь была объявлена национальной церковью Королевства Испания в Риме.

Во время оккупации Рима французами, церковь была полностью разграблена и до второй половины XIX века находилась в заброшенном состоянии. В 1879 году началось восстановление церкви стараниями Папы Льва XIII. Он перенес центральный вход на Пьяцца Навона, а главный алтарь — в восточную часть здания.

В 1938 году, с приходом к власти Муссолини, церковь вновь претерпела существенные изменения. Фашисты начали перестраивать исторический центр Рима, пересекая его крест-накрест новыми улицами и не обращая внимания на памятники истории. Алтарь был возвращен на прежнее место, восточный фасад уничтожен, а вход перенесен на вновь построенную улицу.

Сейчас с площади можно увидеть только фасад здания, не выделяющегося какими-либо архитектурными изысками. Возможно поэтому туристы не часто заходят внутрь, что является большой ошибкой. Это тихое и спокойное место, находящееся рядом с шумной и переполненной людьми площадью, где можно побыть в тишине и насладиться великолепными произведениями искусства.

Интересные факты о конкурсе или как выбирали победителя

В 1873 году городскими властями был объявлен конкурс среди архитекторов на разработку проекта по реставрации фонтана Нептуна на площади Навона, в котором приняли участие десять кандидатов.

Победителем стал Луиджи Майоли (Luigi Maioli), получивший не только разрешение на реализацию своего проекта, но и премиальные 5000 лир. Однако его радость от собственной победы и полученного вознаграждения длилась не долго. Разочарованные и рассерженные конкурсанты, не прошедшие по конкурсу обвинили комиссию в несправедливости.

Городскими властями была назначена новая комиссия, в которую вошли неаполитанский архитектор Энрико Альбини (Enrico Albini), тосканец Пио Фэди (Pio Fedi) и выходец из Милана – Антонио Тантардини (Antonio Tantardini). В результате продолжительных дискуссий относительно наиболее достойного проекта для фонтана, эксперты не могли прийти к единому мнению, остановив свой выбор на двух эскизах, принадлежащих Грегорио Дзаппала (Gregorio Zappalà) и Антонио Дэлла Битта (Antonio Della Bitta). Поскольку ни один проект не удовлетворил комиссию в полной мере, был предложен вариант объединить предложенные варианты.

От проекта Грегорио Дзаппала были взяты лишь боковые скульптуры. Его предложение для центральной композиции было отвергнуто. Архитектор хотел поместить в центр фонтана женскую скульптуру, которая должна была бы стать парой уже существовавшему на противоположной стороне площади «Мавру». Однако комиссия посчитала, что фигура Нептуна, предложенная Антонио Дэлла Битта, выглядит намного гармоничней «Женщины Мавра», даже если идея Дзаппала кажется более логичной.

Автор статьи: 39rim.ru

Предыдущая статья

Что и где попробовать в Риме: кулинарный экспресс-путеводитель

Следующая статья

Лучшие римские исполнители и песни о Риме всех времен

История

Агоны (по-гречески «состязание») проходили на стадионе до IV века. От этого слова и пошло название площади — Навона: в Средневековье — campus agonis или in agone, затем — n’agone и окончательно — navone/navona.
В Средневековье площадь также была известна под названием цирк Александра Севера, Ordo Romano и Mirabilia (XII—XIII века) упоминают театр или цирк Александра. В многочисленных средневековых документах встречается название — Campus agonis или agon (старейший документ — императора Оттона III).

Античность

Развалины стадиона Домициана

Гай Юлий Цезарь построил в честь празднеств по поводу освящения своего форума (форум Цезаря) в 46 г. до н.э. на Марсовом поле первый (временный) стадион для соревнований атлетов. Затем при императоре Домициане в 85 г. он был расширен. Стадион длиной 275 м и шириной 106 м вмещал в себя 10 600 человек (по иным данным до 15 тысяч зрителей) . Стадион Домициана был выстроен в форме удлиненной подковы с закруглением с северной стороны, стартом и финишем у южной, прямой стороны. Массивное строение было выполнено из кирпича и известняка. Два основных входа располагались по боковым сторонам. На стадионе проводились соревнования по бегу, метанию диска, кулачные бои (лат. agon capitolinus). Стадион изображён на одном из сестерциев Септимия Севера, так как на стадионе проходили праздничные игры по случаю свадьбы сына Каракаллы и Плавтиллы. Ряды для зрителей располагались ярусами, опирающимися на сводчатые конструкции с внешними стенами с аркадами, облицованными травертином. Здесь было множество скульптур, реплик знаменитых древнегреческих статуй. Во внешних арках располагались лавки торговцев, ремесленников, а также бордели. Стадион был известен как Campus или Circus Agonalis — от греческого слова αγων (agōn), означающего соревнование с приложением физических усилий. Впоследствии это слово стало означать легкоатлетические соревнования и дало церкви имя agone.

Средневековье

Первая церковь на бывшем стадионе (в аркадах, где находился бордель, в который отправили христианку Агнессу) была сооружена на месте предполагаемого мученичества святой Агнессы. Впервые эта церковь упоминается в кодексе монастыря Айнзидельн (нем. Einsiedeln).

Надпись об освящении церкви в 1123 г. при папе Каликсте II, сообщает также о реставрационных работах в начале XII в. Части трибун стадиона стали застраивать домами, а арена стала площадью, на которой в том числе проходили бега. Форма арены сохранилась до наших дней, так как фундамент и частично внешние стены стадиона были использованы для средневековых построек. Стадион сохранялся как одно из немногих открытых пространств в средневековом Риме и продолжал использоваться для спортивных игр до 1477 года, когда сюда от подножия Капитолия был перенесен основной городской рынок. Только в 15 веке зрительские ярусы были полностью разрушены и заменены жилыми домами.

Барокко

В 1470 г. Антонио Памфили купил три дома в юго-восточной части площади. В 1644 г. его потомок Джованни Баттиста Памфили, ставший папой Иннокентием X поручил Джироламо Райнальди и позднее Франческо Борромини построить дворец (палаццо Памфили).

Сант-Аньезе-ин-Агоне, Collegio Innocenziano и палаццо де Купис (справа), палаццо Памфили (слева)

Церковь и Edificio di proprietà degli Stabilimenti Spagnoli (слева)

Олимпия Майдальчини, родственница папы, планировала перестроить всю площадь в Forum Pamphilj по примеру античных императорских форумов.
Для этого Борромини продлил до площади античный акведук Девы, так что Бернини смог построить в 1649 г. фонтан четырёх рек, в центре которого был установлен обелиск. Обелиск был найден на территории цирка Макценция на Аппиевой дороге.

Два более старых фонтана – фонтан Мавра и Нептуна, построенные Джакомо делла Порта, были перестроены Бернини. Окончательный облик, однако, они приобрели в XIX в.

В 1652 г. была перестроена церковь Святой Агнессы – Сант-Аньезе-ин-Агоне. Архитекторы, работавшие над проектом – Джироламо и Карло Райнальди, а также Борромини, создавший купол и фасад в 1653–1657 гг. Античные арки были снесены и средневековая церковь практически полностью уничтожена. Церковь должна была стать папской капеллой рядом с дворцом папы – палаццо Памфили, а также местом его захоронения.
После смерти папы Иннокентия форум Памфили так и остался недостроенным. Папа был похоронен без пышных почестей в церкви.

Как добраться?

Найти площадь Навона в таком большом городе как Рим будет проще простого. От какой бы достопримечательности вы ни двигались, вы обязательно доберетесь до цели.

  • Если вы идете от замка Ангела (напомню, что он находится совсем рядом с Ватиканом), то вам нужно идти в сторону дворца Правосудия. Затем пересеките реку Тибр по мосту под названием Umberto 1. После того, как перешли мост, идите по улице Via Giuseppe Zanardelli и вы попадете на площадь Навона с северной части. Время в пути — 10-12 минут (в зависимости от скорости).
  • Если вы двигаетесь от Пантеона, то можно сказать, что вы уже практически оказались на площади Навона. Идти вам всего 500 метров. Просто смотрите на указатели, чтобы выбрать нужное направление. Время в пути — 5-6 минут.
  • От Колизея до Площади Навона также можно легко дойти пешком. Расстояние — 2,2 км., следовательно, минут за 15 вы прибудете к месту назначения. От Колизея двигайтесь по улице Via dei Fori Imperiali, доходите до площади Венеции, огибаете ее, далее идете по Via del Plibiscito (поворот налево будет), эта улица плавно перейдет в Corso Vittorio Emanuele II, повернете на Corso del Rinascimento и УРА! Вы на месте! Возможно, звучит это сложно, но деле — проще простого!

Постройки на площади

Церкви

  • Сант-Аньезе-ин-Агоне. Церковь по приказу папы Иннокентия X начали строить в 1652 году Джироламо и Карло Райнальди, но через год работу возглавил Борромини. Борромини переделал первоначальный план Райнальди и выстроил фасад с двумя колокольнями по сторонам, выходящий на площадь, а не на улицу Санта-Мария-дель-Анима, как задумывали прежние архитекторы. Он создал центральную часть с мощным куполом. Внутри церкви — пышное барочное убранство с драгоценными камнями, золотом и стукко. От прежних построек в крипте в северо-восточной части церкви сохранилось лишь место мученичества святой и небольшая часть северного нефа.
  • Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре (итал. Nostra Signora del Sacro Cuore, также San Giacomo degli Spagnoli) — титулярная церковь напротив палаццо Памфили. В XII веке церковь была выстроена на руинах стадиона и являлась до 1807 года национальной испанской церковью в Риме.

Фонтаны

На площади находятся три фонтана (ранее на площади находился также и четвёртый фонтан — большая античная мраморная ванна):

  • фонтан Мавра  — фонтан в южной части площади. Первоначально фонтан был без фигур (конец XVI века), позднее скульптуру мавра изготовил Бернини., остальные фигуры относятся к XIX веку.
  • фонтан Нептуна в северной части площади. Фонтан Нептуна, установленный на площади в конце XVI века, также был без скульптур, Нептун и окружающие его фигуры датируются XIX веком.
  • В центре площади — фонтан четырёх рек (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) работы Бернини, 1647—1651 года: египетский обелиск в окружении статуй, символизирующих главные реки четырёх частей мира — Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату. Над скульптурами по эскизам Бернини работали Франческо Баратта, Антонио Фанчелли, Андреа Ломбардо, Клаудиус Адам. Лев и бегемот изготовлены Лаццаро Морелли также из белого мрамора.

Обелиск (16. 54 метра) был изготовлен в Египте из асуанского гранита по приказу Домициана. Иероглифы были нанесены уже в Риме: гимн императору Домициану и обожествлённым Веспасиану и Титу. После строительства на Аппиевой дороге, он был установлен посредине арены. Обелиск находился среди развалин цирка до 1651 года, пока папа Иннокентий X не приказал его перенести на площадь.
Античный постамент обелиска так и не был найден. Современный постамент изготовлен из красного гранита. Вершину обелиска украшает металлический голубь с оливковой веточкой — гербовой знак семьи Памфили.

Фонтан Мавра Фонтан Нептуна Фонтан четырёх рек (Ганг) Фонтан четырёх рек (Обелиск)

Палаццо

Палаццо Браски (итал. Palazzo Braschi) — дворец, построенный Козимо Морелли (итал. Cosimo Morelli) для Луиджи Браски Онести, племянника папы Пия VI (Джованни Анджело Браски). Дворец был выстроен в 1792 году на месте палаццо Орсини (1516 год, архитектор — Антонио да Сангалло мл.) и палаццо Caracciolo-Santobono. Работы прекратились во время французской оккупации, окончательно достроен дворец был в 1811 году. Однако семья Браски потеряла своё владение и здание было куплено итальянским правительством в 1871 году (в нём располагалось министерство внутренних дел). После Второй мировой войны до 1949 во дворце жили триста эвакуированных семей. С 1952 года во дворце находится музей Рима.На углу дворца находится мраморная статуя Пасквино (II век до н. э., лат. Mastro Pasquino) — одна из римских говорящих статуй. Статуя была найдена при строительных работах в 1501 году и, возможно, украшала стадион Домициана:211.

  • Палаццо Памфили (итал. Palazzo Pamphilj) — дворец, построенный в 1650 году по заказу папы Иннокентия X (Джованни Баттиста Памфили). Райнальди занимался фасадом, галерею, большой зал и овальную лестницу спроектировал Борромини. Папа подарил палаццо своей свояченнице Олимпии Майдальчини. С 1920 года во дворце размещается бразильское посольство.
  • Палаццо Торрес Ланчелотти (итал. Palazzo Torres Lancelotti) — построен в 1552 году Пирро Лигорио для Людовико де Торрес из Малаги, архиепископа Салерно.
  • Палаццо де Купис (итал. Palazzo de Cupis) — выстроено в 1450—1520 года по заказу Джованни Доменико и Бернардино де Купис.
  • (итал. Palazetto del Vignola)
  • (итал. Palazzo del Pio Istituto di S. Spirito ed ospidali riuniti)
  • (итал. Palazzo Giovannola)
  • (итал. Palazzo Serafini Scaretti)
Палаццо Браски Палаццо Памфили Палаццо Serafini Scaretti (слева) и Edificio di proprietà degli Stabilimenti Spagnoli (справа) Фонтан Нептуна и Palazzo Giovannola (узкое здание посредине) Палаццо Торрес Ланчелотти (справа)

Площадь Навона: приобретение современного облика

Площадь Навона свой внешний вид, которым и в наше время могут полюбоваться туристы, приехавшие в Рим за новыми, незабываемыми впечатлениями, приобрела во времена барокко. Папа Иннокентий Х приказал построить на площади дворец Памфили, который был предназначен для жены его брата. Жена брата папы носила греческое имя Олимпия. Стоит отметить, что донна Олимпия тоже захотела проявить себя в архитектуре: она решила полностью перестроить площадь и сделать ее похожей на один из древнеримских форумов. По ее приказу к площади был проведен акведук, выполненный в античном стиле и названный акведуком Девы.

Благодаря этому, скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини в 1649 году построил на площади Навона, ставший легендарным, фонтан четырех рек. В центре этого фонтана Бернини установил обелиск, который он «нашел» на Аппиевой дороге. Скульптор, вдохновленный своей работой, решил переделать и два ранних фонтана: фонтан Мавра и фонтан Нептуна

Стоит отметить, ему это удалось: фонтан Мавра, стал привлекать к себе внимание прекрасно выполненной скульптурой Мавра, стоящего на огромной раковине и борющегося с дельфином. Все остальные скульптуры в фонтане Мавра появились в 19-м веке

Интерес вызывает и фонтан Нептуна, который был обычной чашей и датируется 16-м веком. Он, как и фонтан Мавра, «приобрел» скульптуры в более позднем периоде: незадолго до начала ХХ века.

Базилика Святой Агнессы на пьяцца Навона

Несомненно, фонтан четырех рек на площади Навона является главной достопримечательностью и символизирует собой крупнейшие реки: Дунай, Ганг, Нил и Ла-Плату. Каждая река представлена скульптурой. Естественно, на нашей планете есть и более крупные реки, однако именно их изобразил в своей композиции Бернини. Дело все в том, что фонтан четырех рек призван еще и символизировать собой четыре континента: Европу, Азию, Африку и Америку

Огромный обелиск, на котором выгравированы иероглифы, лишь подчеркивает «важное» значение для всей площади фонтана четырех рек. Видимо, Джованни Лоренцо Бернини был человеком крайне заносчивым и высокомерным

В некоторых документах говорится о том, что Бернини был недоволен статуей святой Агнессы, взирающей на его творение с высоты уж слишком снисходительно. Была бы его воля, он обязательно переделал бы скульптуру Агнессы: по замыслу Бернини даже святая должна с замиранием сердца и с восторгом взирать на фонтан четырех рек.

Церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector