Фонтан четырех рек
Содержание:
Фонтан «Треви»
Недалеко от центральной улицы Виа Корсо расположен грандиозный и монументальный фонтан «Треви» — жемчужина среди всех Римских фонтанов.
Он занимает значительную часть площади Поли и находится именно на том месте, где заканчивался акведук «Аква Дева», построенный в I веке до нашей эры полководцем Агриппой. Реконструкция древнего акведука завершилась только в XV веке при папе Николо V, который поручил архитектору Леону Баттисту Альбьери в 1453 году построить здесь резервуар в виде бассейна. С тех пор он носит новое имя — «Акведук Верджиния».
Фонтан «Треви» — главный фонтан в Риме.
Первые упоминания о фонтане «Треви» датируются второй половиной 17 века, когда Лоренцо Бернини делает несколько эскизов, которые только через сто лет будут использоваться в строительстве фонтана архитектором Николо Сальви.
Сегодняшний вид фонтана «Треви», состоящий из скал, мраморных скульптур и ниш относится к 18 веку, когда папа Климент XII отдал выполнение работ Николо Сальви.
Архитектор взял за основу натуралистический сюжет – «Гимн океану»: группа обитателей моря во главе с владыкой океана богом Нептуном, несущимся на большой морской раковине-колеснице, запряженной морскими конями, управляет стихией воды.
Размеры Фонтана «Треви» впечатляют: более 25 метров в высоту (на фоне Дворца Поли) и около 20 метров в ширину. Глядя на фонтан «Треви», Вы попадаете в мир сказок Эзопа! Фонтан «Треви» получил еще большую известность, когда в 1960 году стал живой декорацией к фильму «Дольче Вита» («Сладкая жизнь») итальянского кинорежиссера Федерико Феллини.
Фонтан «Треви» — неизменное место сбора туристов, которые прощаясь с Римом, бросают монетки в его воды в надежде встретиться снова с Вечным Городом!
История площади
Площадь Навона в центре столицы была построена на месте античного стадиона. Арена, возведенная около 86 года императором Домицианом (51-96гг.н.э.), предназначалась для проведения игр по типу греческих атлетических соревнований и называлась Circus Agonalis (от греческого «agones», т.е. игры). Размеры стадиона, по мнению 39rim.ru, впечатляли – его длина составляла порядка 280 метров при ширине более ста, что позволяло наблюдать за проводимыми состязаниями 20 тыс. зрителям. Его два главных входа находились с двух сторон длинной арены, оригинальные остатки которых сегодня можно увидеть на 6-метровой глубине на близлежащей площади Piazza di Tor Sanguigna, расположенной со стороны северной части Пьяцца Навона.
Важная информация
Стадион Домициана является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он был открыт для туристов в 2014 году. Археологический комплекс можно посетить ежедневно с 10:00 до 19:00. Предъявляемый на смартфоне входной билет стоимостью 8 евро, включает пользование аудиогидом на 6 языках, в том числе и на русском.
Как и многие прочие древние постройки античного Рима, постепенно разрушавшийся и частично погребенный под песком и илом разливавшегося Тибра, стадион Домициана был разобран, а его части послужили в качестве строительных материалов для возведения новых городских сооружений.
Советуем прочитать
Начиная с 1400-х годов, огромное пространство стало использоваться как торговая площадь, на которой также устраивались городские празднества, фестивали и шествия. Испанская община христианских верующих, центром которой стала построенная здесь в 1450г. церковь Sant Giacomo degli Spagnoli, вымостила ее булыжником и частично упорядочила, однако весь видимый сегодня архитектурный ансамбль Пьяцца Навона был создан благодаря стараниям Олимпии Майдалькини (Olimpia Maidalchini, 1591-1657), более известной как Донна Олимпия.
Фонтаны Площади Пополо
Piazza del Popolo (Народная площадь) — огромная овальная пешеходная зона, окруженная балюстрадой со скульптурами Времен Года и расположенная у подножия холма Пинчо, который не входит в число 7 основных холмов Рима. Народная площадь впечатляет двумя симметрично расположенными церквями-близнецами. Она знаменита скульптурными монументальными группами – фонтанами, которые находятся на противоположных сторонах площади и создают с фонтаном у обелиска в центре площади единый архитектурный ансамбль.
Фонтан «Богиня Рима» – работа скульптора Джованни Чеккарини 1814-1823 годов.
Центр композиции – Римская богиня, которая находится в окружении двух старцев, символизирующих реки Аниене и Тибр (все фигуры выполнены из мрамора). Под ее ногами расположена скульптура легендарной волчицы, которая кормит новорожденных младенцев Рема и Ромула.
Фонтан «Богиня Рима» на Площади Пополо в Риме.
Фонтан «Нептун» — работа скульптора Джованни Чеккарини.
Центр композиции – мраморный римский бог морей Нептун, держащий в правой руке трезубец. Он окружен двумя тритонами и дельфинами. Внизу к стене из камня травертина примыкает маленькая чаша, а под ней находится большая морская раковина, их которых вода каскадом падает в нижний бассейн.
Центр площади Пополо украшает с 16 века 36 метровый Обелиск египетского фараона Рамзеса II. В начале 19 века Джакомо делла Порта создал фонтан вокруг стелы: на четырех постаментах по углам обелиска лежат белые мраморные львы, из пасти которых вода струится в большие чаши.
Достопримечательности Пьяцца Навона
Являясь одной из самых красивых городских площадей, Пьяцца Навона со всех сторон окружена элегантными дворцами и украшена прекрасными фонтанами. Буквально за каждым выходящим на площадь фасадом скрывается многовековая история, переполненная важными событиями и интригами, украшенная легендами пронесенными через столетия, о которых 39rim.ru непременно упомянет.
Здания
На площади Навона расположено несколько палаццо и барочные церкви.
- Палаццо Памфили – роскошный дворец середины XVII века, возведенный по воле Папы Иннокентия X Памфили по проекту архитектора Джираломо Райнальди. Сегодня во дворце располагается Посольство Бразилии.
- Церковь Сант Аньезе ин Агоне – барочное религиозное сооружение, построенное в качестве фамильной часовни на месте существовавшей ранее древней приходской церкви, посвященной христианской мученице Святой Агнессе. Над строительством храма работали такие известные архитекторы как Джираломо и Карло Райнальди, а также Франческо Борромини.
- Палаццо Браски – дворец, возведенный в конце XVIII века в неоклассическом стиле. На сегодняшний день здание представляет собой один из городских музеев.
- Палаццо Дэ Торрес-Ланчеллотти – дворец XVI века, построенный по проекту неаполитанского архитектора Пьетро Лигорио и до сих пор находящийся в частной собственности.
- Палаццо Туччимей второй половины XVI века, принадлежавший представителям знатного рода Туччимей.
- Церковь Ностра Синьора дель Сакро Куоре, располагающаяся в юго-восточной части площади Навона.
Донна Олимпия и Пьяцца Навона
Донна Олимпия, уроженка римской провинции Витербо из аристократической семьи кондотьера Сфорца Майдалькини, была волевой, амбициозной и целеустремленной женщиной.
После своего первого раннего брака с одним из богатейших людей провинции Паоло Нини, оставившего ее вдовой после трех лет брака, она вышла замуж за Памфилио Памфили (Pamphilio Pamphili,1564-1639), который был старше на целых 27 лет. Он приходился родным братом кардиналу Джованни Баттиста Памфили (1574-1655), занявшего впоследствии папский престол под именем Иннокентия X. Злые языки поговаривали, что Донна Олимпия была более привязана к своему деверю, чем к мужу, и имела с ним любовную связь. Властолюбивая женщина потребовала от своего высокопоставленного родственника строительство дворца, который бы соответствовал новому положению семьи Памфили в обществе.
Фонтаны на Площади Навона в Риме
Фонтан Четырех рек – самый известный шедевр Джованни Лоренцо Бернини и второй по популярности фонтан Рима после роскошного фонтана Треви. Он украшен четырьмя титанами, представляющими четыре реки из всех известных (на то время) континентов – Африки (Нил), Америки (Ла-Платна), Индии (Ганга) и Европы (Дунай). Как ни странно, но концепцию этого произведения придумал Борромини, вечный соперник Бернини, по заказу Иннокентия X, который также недолюбливал великого гения. К счастью для будущего автора, у которого никогда не было влиятельных друзей, принц Никколо Людовиси узнал о том, что происходит, и рекомендовал Бернини разработать собственную модель для фонтана. Впоследствии он позаимствовал идею четырех рек, добавив египетский обелиск с гербом Папы (голубь с оливковой ветвью) на вершину произведения.
» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Путеводитель по архитектурным ансамблям Бернини в Риме
Также на Площади Навона находятся еще два фонтана, не менее привлекательных, – фонтан Мавра и фонтан Нептуна. Первый из них находится в южной половине площади и изображает мавра, сражающегося с дельфином – доработка Бернини в семнадцатом веке. В северной части расположен Фонтан Нептуна, который построил скульптор Джакомо делла Порта в 1576 году. Статуя Нептуна, окруженная морскими нимфами, была добавлена в девятнадцатом веке.
Где находится и как добраться
Многие туристы обычно не задаются подобным вопросом, так как эта римская площадь находится в историческом центре Вечного города, исследуя который, рано или поздно там оказывается каждый приезжающий в Рим.
Для тех, кто целенаправленно наметил посещение Пьяцца Навона, уточним, что она находится довольно далеко от станций метрополитена, поэтому добираться сюда лучше всего на автобусе, курсирующем по Corso del Rinascimento. Ближайшие к площади остановки общественного транспорта – Senato и Rinascimento, где останавливаются автобусные маршруты № 70, 81, 87, 492, 628, а также № 6 и 7, курсирующие только в ночные часы.
Автор статьи: 39rim.ru
Предыдущая статья
Алтарь Мира – история открытия древнего артефакта
Следующая статья
Колонна Траяна – рельефы, скрывающие тайну
Творение рук Бернини — фонтан «Четырех рек»
Бродя по узким улочкам, невозможно отказать себе в роскоши — посетить любимое место римлян — знаменитую площадь Навону, на которой размещены удивительные архитектурные шедевры и потрясающие по красоте фонтаны детище легендарного итальянского художника и архитектора Лоренцо Бернини — отца барокко, окрещенного «вторым Микеланджело». Одержав победу над мрамором, сделав его подобным воску, художнику, по его утверждению, удалось соединить скульптуру с живописью.Подходя к знаменитому фонтану «Четырех рек», уступающему разве что Треви, исчезают слова, а глаза выражают изумление и восторг от созерцания невероятной по красоте «сказки в мраморе». Обросший множеством легенд, фонтан, словно магнит, притягивает туристов. В нем ощущается сила и могущество обласканной солнцем Италии. В центральной части композиции возвышается на постаменте 16-ти метровый обелиск, привезенный императором Каракаллой, увенчанный голубкой с веткой оливы, символизирующий победу католичества над язычеством. На четырех гранях изображены римские императоры в одежде египетских фараонов. Долгое время этой колонне приписывали египетское происхождение, но она оказалась подделкой. Ее окружают четыре божественные фигуры, являющиеся символами мировых водных артерий, соединяющих континенты. Скульптура Дуная — символ Европы, тянется руками к стене обелиска, руки священного индийского Ганга, символизирующего Азию, сжимают весло. Голову Нила, представляющего Африку, загадочно прикрывает покрывало, поскольку в то время были неизвестны его истоки. Смущает и вызывает недоумение последний персонаж Рио-де-ла Плата, олицетворяющий Америку. Перед глазами туристов предстает фигура мавра, усыпанная золотыми монетами, с ужасом в глазах отпрянувшая от вышки. Что напугало его? Ходили слухи, что причиной послужила церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, выстроенная соперником, но они не оправдали себя, поскольку собор возвели несколько позже. Испугала змея, покушавшаяся на золото. Здесь каждую из статуй сопровождает определенный зверь: рядом с Азией находится лошадь, с Африкой — царь пустыни лев, всех окружает дикая экзотическая растительность.
Любопытные факты
Жители Вечного города до сих пор помнят те времена, когда великолепная римская площадь ненадолго превращалась в озеро и, ради забавы, на ней даже устраивались сражения по образу навмахий – древнеримских баталий на воде. На протяжении двухсот лет в жаркие летние дни, по выходным, стоки трех фонтанов на Пьяцца Навона перекрывались, а площадь затапливалась к превеликому удовольствию всех жителей столицы.
Согласно исторических свидетельств, впервые подобное событие произошло 23 июня 1652 года, когда пожелавшая развлечься невестка понтифика Донна Олимпия Майдалькини уговорила его залить вогнутую поверхность площади водой. Наводнение продолжалось до позднего утра следующего дня и с тех пор подобное действо ежегодно повторялось, вплоть до самой смерти Иннокентия X. Вскоре, из санитарных соображений, развлечение запретили, и лишь через 27 лет папа Климент XI (1649-1721) вновь разрешил водные празднества на римской площади. Окончательно запретил устраивать Lago di Piazza Navona (Озеро на Пьяцца Навона) папа Пий IX в 1866 году, а после провозглашения Рима столицей Королевства Италия, поверхность площади выровняли, вымостив sampietrini – черным базальтом, что окончательно сделало невозможным устройства на ней всевозможных водных игрищ.
Возможно Вас заинтересует:
Знаменитые призраки Навоны
Как уже упоминалось 39rim.ru, городское население Рима ненавидело Майдалькини, оказывавшую огромное влияние на Папу и безмерно обогатившуюся при его понтификате. После кончины Иннокентия X она долго пряталась, понтифик несколько дней лежал не погребенный, а Донна Олимпия бежала из Рима, не выделив на похороны ни одного скудо. Она прихватила с собой столько драгоценностей, сколько смогла увезти. Последний раз ее карету, набитую золотом, видели перевернувшейся на мосту Понте Систо. Новый римский папа Александр VII запретил ей покидать анклав Сан Мартино аль Чимино, который был дарован ей вместе с княжеским титулом Иннокентием X, и где она скончалась через два года от чумы. Говорят, что с тех пор ее призрак, едущий в карете, ежегодно появляется на этом мосту 7 января, в день смерти Папы.
Узнать о самых известных римских призраках можно в нашей статье.
Сегодня Пьяцца Навона – исключительная достопримечательность Рима, куда устремляются тысячи приезжающих туристов со всего мира. Она является любимым местом встреч жителей Вечного города, где можно прекрасно провести время, наблюдая за неспешно изливающимися струями воды из великолепных фонтанов, дарующих прохладу в жаркие летние дни. Зимой историческая римская площадь превращается в Рождественский рынок, ежегодно открывающейся 8 декабря – в день празднования Торжества Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Новогоднее веселье кипит здесь почти целый месяц, возвращая в прошлые времена и напоминая о старомодном итальянском Рождестве. Но в любое время года, побывав хотя бы один раз на Пьяцца Навона, каждый навсегда оставит в своем сердце этот незабываемо теплый уголок Вечного города.