Санкт-петербург: александро-невская лавра

Описание

Двухэтажное прямоугольное в плане здание с деревянной 8-гранной башней под высоким гранёным куполом со световым фонариком. Высокая кровля с переломом и декоративная обработка фасадов рустовкой нижнего этажа, пилястрами и лепниной в лучковых фронтонах и наличниках — черты, характерные для петровского зодчества.

Благовещенская усыпальница

Нижний уровень храма является усыпальницей. Надгробия усыпальницы созданы крупнейшими скульпторами конца XVIII—начале XIX вв. — И. П. Мартосом, Ф. Г. Гордеевым, Ф. Ф. Щедриным и др.

«Полностью Благовещенская усыпальница не перестраивалась, однако её внутренние помещения сильно изменились за счет различных архитектурных украшений. (…) А когда в усыпальнице не оставалось свободного места для надгробий, к ней пристраивали дополнительные помещения. Однако, и этого не хватало, поэтому некоторые могилы были устроены снаружи, под стенами усыпальницы, а также в Духовской церкви, которая построена по проектам архитектора В. П. Петрова».

Первоначальное лепное и живописное убранство Благовещенской усыпальницы не сохранилось до наших дней. Росписи обновлялись в 1839-41 и 1873, но в 1930-х годах были практически полностью уничтожены. Деревянные полы в Благовещенской церкви были заменены каменными плитами в 1791 году. До этого времени роль надгробных знаков выполняли эпитафии, помещавшиеся на стенах. Две такие плиты, отлитые из бронзы — А. П. Апраксина (ум. 1725) и графа П. И. Ягужинского (ум. 1736), сохранились в музее.

Некоторые памятники в церкви являются выдающимися образцами классицистического и ампирного надгробия Российской империи: надгробие Александра Безбородко (ск. Ж. Д. Рашетт, арх. Н. А. Львов, 1803 г.), Александра Голицына (ск. Ф.Г. Гордеев, 1788 г.), Никиты Панина (ск. И.П. Мартос, арх. Д. Кваренги, 1780-е гг.), Елены Куракиной (ск. И. Мартос, 1792), Артемия Лазарева (ск. И. Мартос, 1802), Елизаветы Чичаговой (ск. И. Мартос, 1812), Елизаветы Гагариной (ск. И. Мартос, 1803) и другие.

История погребения и обретения

Останки всенародно любимого князя захоронили в Рождественском монастыре Владимира. Во время совершения обряда митрополит приблизился ко гробу, чтобы вложить в руку покойного грамоту, однако тот сам протянул руку и взял ее. Чудеса на этом только начинались.

В 1380 г., перед Куликовской битвой, звонарь рождественского храма поведал о видении духа князя, который благословил своего потомка, Д. Донского. Многие не знают, когда открыты мощи Александра Невского, это случилось по окончании знаменитого боя. К тому времени тело пробыло под землей более сотни лет. Митрополит Киприан провел торжественную идентификацию тела и объявил князя блаженным. Была составлена служба, написаны иконы.

Изданные книги

«Кипр. Путешествие по благословенному острову»

На сегодняшний день наиболее полное описание Кипра, которое включает в себя историю острова, историю Кипрской Церкви, подробный путеводитель по острову. Отдельная глава издания посвящена более чем 900-летним духовным связям России и Кипра. В приложении дана справочная информация для читателей и путешественников, русско-греческий разговорник и словарь паломника. Издание иллюстрировано 370 фотографиями и подробными картами.

Книга рассчитана на широкий круг читателей: от тех, кто интересуется историей Кипра и духовным наследием Православия, до туристов, выезжающих на остров Кипр на отдых.

«Преодоление зависимости»

Книга священника Алексия Мороза о преодолении алкогольной зависимости.

В книге освещены актуальные вопросы по проблеме алкоголизации общества, которая в последнее время приобрела широкий размах в на­шей стране.

Как научиться противостоять «зеленому змию» и жить здоровой, трезвой жизнью по Божьим законам — читайте в этой брошюре.

«Религия и право»

Российское и международное законодательство о свободе совести и о религиозных объединениях.

В настоящем сборнике впервые сделана попытка собрать воедино основные нормативные акты о свободе совести в России (полные тексты или извлечения): Конституция, федеральные законы, постановления правительства и ведомственные нормативные акты.

Указанные документы регламентируют вопросы создания и функционирования религиозных объединений в России, имущественные отношения, компетенцию и взаимодействие федеральных органов власти в части контроля и надзора за функционированием религиозных объединений, ответственность за нарушения законодательства о свободе совести, права и обязанности верующих и священнослужителей.

Сборник предназначен для епархиальных управлений, священнослужителей — настоятелей приходов, монастырей; руководителей, бухгалтеров и юристов религиозных организаций, а также работников органов и учреждений юстиции субъектов Российской Федерации, сотрудников налоговых, судебных и правоохранительных органов, студентов и всех интересующихся вопросами правового регулирования религиозной жизни в нашей стране.

Документы представлены в редакции по состоянию на сентябрь 2006 года, значительная часть их труднодоступна для широкого читателя и не публиковалась ранее в подобных изданиях.

«День Восьмой»

Восьмая книга протоиерея Андрея Логвинова, выходящая в свет в издательстве «Русское слово».

Автор — член Союза писателей России, лауре­ат литературных премий им. Н. Заболоцкого, «Имперская культура», журнала «Наш современ­ник». Стихи о Родине, о Вере, о христианской Любви и Надежде в преддверии Апокалипсиса.

День Восьмой — эта та «жизнь будущего века», о кото­рой мы поем в Символе веры. Начало его — Второе Славное Пришествие и Страшный Суд Господень. Книга — напоминание!­­­

«Седьмая печать»

Седьмая книга протоиерея Андрея Логвинова, выходящая из печати в издательстве «Русское слово». Автор — член Сою­за писателей России, лауреат литературных премий им. Н. Заболоцкого, «Имперская куль­тура», журнала «Наш современник». Стихи пронизаны болью и заботой о родном народе, его языке и культуре. Поэт-священник напоминает о драгоценности краткой земной жизни, завершение которой символизировано снятием Седьмой печати Апокалипсиса.

Расписание богослужений

Доступ для прихожан и туристов открыт в Лавру каждый день с 5.30 до 23 ч. Богослужения в Свято-Троицком соборе проходят согласно установленному распорядку:

  • молебен в 6 ч. утра (понедельник- суббота)
  • полунощница в 6.20ч. утра (понедельник- суббота)
  • ранняя литургия в 7 ч. утра (воскресенье)
  • поздняя литургия в 10 ч. утра (суббота – воскресенье и в церковные праздники)
  • вечерняя в 17 ч. вечера (понедельник-воскресенье)

В церкви Феодора Новгородского совершается поздняя литургия в 10 ч. (понедельник- пятница) и вечерняя служба в 17 ч. (воскресенье- четверг). Священнодействие (литургия) в Надвратной церкви происходит в 7ч. утра с понедельника по субботу.

Некрополь Александро-Невской Лавры

На локации устроено сразу несколько кладбищ: Казачье, Тихвинское и Лазаревское. Последние два образуют общий некрополь. Захоронения проходили в 1970 году. Здесь находятся могилы видных людей, среди которых: И.А.Крылов, Ф.М.Достоевский, Н.М.Карамзин, Н.А.Римский-Корсаков, Б.М.Костадиев, М.И.Глинка и других. Семья императора покоится здесь же. Территория представляет культурный объект с множеством скульптур и памятников, который охраняется на государственном уровне. Одну часть называют Некрополем мастеров искусств. Со всего Санкт-Петербурга сюда переносили надгробия известных людей. Был организован настоящий музей под открытым небом.

История строительства

Указ о строительстве монастыря был издан Петром Великим. Будущему монастырю была выделена большая территория — пять тысяч квадратных саженей. Он строился как раз на том месте, где в XIII столетии Александр Невский разгромил шведское войско. Причем возводился монастырь в период Северной войны — то есть, тогда, когда Россия вновь воевала со Швецией.

В начале 10-х годов XVIII века на территории монастыря была достроена и освящена Благовещенская церковь. Она была возведена из дерева. Именно дата ее освящения считается началом истории лавры.

Созданием проекта архитектурного ансамбля монастыря руководил Доменико Андреа Трезини. Новая обитель должна была стать не только гармоничным архитектурным ансамблем, но и форпостом на границе города.

У стен строящегося монастыря спонтанно образовалось целое поселение. Там в деревянных домах жили слуги и работники. Они выращивали фрукты в саду и овощи на огородных грядках. Это был настоящий городок с кузницей, мельницей, столярной мастерской и скотными дворами.

В 20-е годы на монастырской территории открылась школа. В ней учились дети священнослужителей. Спустя шесть лет ее преобразовали в семинарию, а в 90-е годы XVIII века ей был предоставлен новый статус: семинария превратилась в академию. Примерно тогда же, когда была открыта школа, при монастыре начала функционировать типография. Несколькими годами раньше при нем открыли благотворительное заведение для содержания солдат, вышедших в отставку.

В первой половине 20-х годов XVIII века в монастырь были торжественно перенесены мощи легендарного князя Александра, до этого находившиеся в одной из владимирских обителей.

Между тем строительные работы продвигались крайне медленно. Шли годы, а до окончания строительства было по-прежнему далеко. Одна из причин была в том, что проект был достаточно масштабным (для XVIII столетия). Кроме того, возникали трудности, препятствовавшие продвижению строительных работ.

И при Елизавете Петровне, и при Екатерине II строительство все еще продолжалось. По ряду причин пришлось разобрать здание собора. Иваном Старовым был разработан новый проект этого храма. Примерно тогда же перед входом в монастырь появилась площадь. В 90-е годы XVIII века строительство нового собора наконец завершилось.

В тот период времени штат лавры состоял из наместника, духовника, ризничего, благочинного, эконома, уставщика, тридцати иеромонахов, восемнадцати иеродиаконов, двадцати четырех монахов и двадцати больничных. Лавра была одним из самых богатых монастырей страны. Она обладала весьма внушительным капиталом (три миллиона рублей) и обширными земельными угодьями (более тринадцати тысяч десятин).

Комплекс зданий

Архитектурный ансамбль монастыря создавался в 17-18 вв. Для него характерны черты барочного и классического стилей. Проектирование и строительство производилось при участии известных зодчих – Д.Терзини, И. Старова,Т. Швертфегера, М. Д. Расторгуева. Жилые и служебные корпуса образуют каре вокруг внутреннего двора. Каждый корпус имеет собственное название, указывающее на его предназначение – Митрополичий, Духовской, Семинарский, Ризничий, Библиотечный. По углам размещены башни. На территории обители действуют 15 храмов. На берегу р.Монастырки (в прошлом Черная речка) воздвигнута 2-х этажная Благовещенская церковь(1724 г.). Она имеет прямоугольную форму.

Вершина увенчана 8- гранным куполом. Это одна из старейших в городе церквей, построенных из камня. Внутренний интерьер украшает лепка (братья Росси), настенная роспись (И. Никитин, И. Вишняков), иконы (Г. Гзель). В крипте находятся усыпальницы многих выдающихся людей. Над входом в монастырь обустроена Надвратная Скорбященская церковь (Божьей Матери Всех Скорбящих Радость). Она предназначалась для ремесленников и торговцев, обслуживающих нужды лавры. Мансардное положение обусловило скромные, по величине, размеры храма.

«Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца»

На сороковой день по Воскресении Христовом, в четверг 6-й седмицы по Пасхе, Православная Церковь встречает праздник Вознесения Господня. В этот день верующие вспоминают вознесение Иисуса Христа во плоти на небо, а также обещание второго славного Его пришествия.

Установление праздника Вознесения Господня относится к глубокой древности и относится к числу подвижных Господских праздников и продолжается десять дней: один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в следующую за праздником пятницу седьмой седмицы по Пасхе.

Комплекс сооружений

Троицкий собор, воздвигнутый в петровское время по проекту Теодора Швертфегера, был разобран в 1753—1755 годах. Ныне существующее здание в стиле раннего классицизма выстроено в правление Екатерины II по проекту Ивана Старова и освящено 30 августа 1790 года; тогда же перенесены в него мощи святого князя Александра Невского из Благовещенской церкви обители.

# Изображение Название Архитектор Годы создания Посвящение
1 Троицкий собор Иван Старов 1776—1790 Троица Живоначальная
2 Благовещенская церковь Доменико ТрезиниТеодор Швертфегер 1717—1724 Александр НевскийБлаговещениеСошествие Святого Духа
3 Феодоровская церковь Теодор ШвертфегерПьетро Трезини 1742—1767 Святой благоверный князь Фёдор ЯрославичНиколай Чудотворец (до 1842 Иоанн Златоуст)
4 Надвратная церковь Иван Старов 1784—1786 Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

Примыкающие к Благовещенской церкви залы северо-восточного корпуса в 1819—1822 годах были соединены по проекту Василия Петрова в двусветный зал с алтарём, получивший название церкви Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь).

С алтарной стороны Фёдоровского корпуса в 1889—1891 годах по проекту Григория Карпова была пристроена усыпальница митрополита Исидора (Никольского), освящённая во имя преподобного Исидора Пелусиота (Исидоровская церковь).

Кладбищенские церкви
# Изображение Название Архитектор Годы создания Посвящение
5 Церковь Праведного Лазаря Лев Тиблен (перестройка) 1717—17231787—17901835—1836 Воскрешение праведного Лазаря
6 Тихвинская церковь Николай Гребёнка 1869—18731931 (деформация фасада) Тихвинская икона Божией Матери
7 Никольская церковь Григорий Карпов 1868—1871 Николай Чудотворец

Несмотря на некоторые более поздние добавления, в архитектурном облике лавры продолжает доминировать барокко — стиль, в котором выдержаны корпуса монастырского двора («циркумференции»):

# Изображение Название Архитектор Годы создания Стиль
1 Митрополичий корпус (Архиерейский дом) Михаил РасторгуевАлексей Горностаев (перестройка) 1756—176418191861—1863 Барокко, эклектика
2 Северный (Просфорный) корпус с Ризничной (северо-западной) башней Михаил Расторгуев 1761—1771 Позднее барокко
3 Южный (Семинарский) корпус с Библиотечной (юго-западной) башней Михаил Расторгуев 1756—1761 Позднее барокко
4 Консистория и кладбищенская контора Лев Андреев 1900 Эклектика

Святые и Святыни

Паломники приезжают в Лавру, чтобы поклониться праху великого князя Александра Невского, помолиться перед чудотворными иконами (Серафима Саровского, «Невской Скоропослушницы», «Достойно есть») и мощами святых Киево-Печерских старцев, а также осмотреть другие святыни.

Святые Лавры

С историей существования монастыря связаны имена почитаемых в православии святых. Они были насельниками лавры и провели часть своей жизни в её стенах. Широкой известностью среди паломников пользуются святитель Иннокентий, чудотворец Иоанн Кульчицкий, мученик Вениамин Казанский. В 2000 г. был канонизирован преподобный Серафим Вырицкий. В годы 2-ой мировой войны он прославился своим молением на камне. В наши дни его келья была преобразована в часовню, которая открыта для посещения.

Мощи св. Александра Невского

Главной святыней Лавры являются мощи святого князя Александра Невского – покровителя обители. Изначально рака с останками находилась в городе Владимире и была торжественно перемещена в северную столицу по приказу царя Петра I. В августе 1724 г. реликвию разместили в Благовещенском храме Санкт – Петербурга. По распоряжению императрицы Елизаветы Петровны, для хранения княжеских останков был изготовлен новый ковчег. Его отлили из серебра на Сестрорецком оружейном заводе.

В 20-е гг. прошлого века, в период борьбы с религией, мощи святого извлекли из хранилища и выставили на обозрение в музей атеизма. Драгоценная рака была передана в фонд Государственного Эрмитажа. Патриарх Алексий II вернул святыню на подобающее ей место. В 1989 г. состоялось перенос останков благоверного князя Невского в Троицкий собор на территории Лавры. Ежегодно в памятную дату (3 июня) в обители проводится праздничный молебен перед мощами святого.

Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница»

Особым почтением среди прихожан и паломников пользуется икона с ликом Богоматери «Скоропослушица». Она является копией оригинальной святыни, хранящейся в монастыре Дохиар на Афонской горе. В изначальном виде, Божья Матерь была запечатлена одна, а при создании списка её изобразили с младенцем Иисусом на руках. Новую «Скоропослушницу» привезли в Россию иеромонахи Варсонафий и Афанасий в конце 19 в. Образ поместили в Александровскую часовню. После того, как лик непостижимым образом не пострадал от огня во время пожара, его стали наделять чудодейственной силой. Икона смогла уцелеть в годы жестокой борьбы с культом.

В период блокады Ленинграда, образ «Скоропослушницы» был выставлен во Владимирском храме, вместе с иконой Казанской Божьей Матери. Верующие обращались к ликам Богоматери с просьбами о помощи и небесном заступничестве. Считается, что молитвы, произнесенные перед «Скоропослушницей» находят быстрый отклик. Потому икона получила такое название. Для большей ясности российскую копию стали именовать «Невской Скоропослушницей». С конца 50-х гг. прошлого века местом её постоянной дислокации является Свято-Троицкий собор Лавры.

Современность

Возрождение монашеской жизни в стенах лавры было начато в 1996 году. Руководить этим процессом было поручено епископу Назарию (Лавриненко). Приходское собрание Троицкого собора было упразднено 3 ноября 1997 года, и управление передано духовному собору лавры; был принят устав монастыря, назначены основные должностные лица: благочинный, эконом, духовник, ризничий, казначей, секретарь. Окончательная передача всех лаврских зданий епархии состоялась 18 апреля 2000 года.

Вместе с возрождением монастыря и литургической жизни в лавре идёт возрождение традиционных ремёсел. Здесь работают: иконописная мастерская, краснодеревщики, ювелирная мастерская, мастерская христианской оловянной миниатюры. Паломническая служба организует поездки верующих по Ленинградской области и за её пределами. Летом 2007 года были завершены реставрация купола Троицкого собора и золочение 14-метрового креста.

Управляет лаврой священноархимандрит — правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии представленный наместником.

История

Одновременно с созданием новой российской столицы, царь Петр I распорядился обустроить в городе мужской монастырь. В качестве строительной площадки выделили участок на берегу реки Черной. Согласно летописным документам, именно в этом районе произошло решающее сражение дружины Александра Невского с неприятельскими войсками. Петр I хотел увековечить память своего выдающегося предшественника и потому приказал перенести его мощи в новый монастырь. Обитель приобрела святого покровителя и была удостоена названия «Александро-Невской». Общий план застройки территории разработали архитекторы Д.Терзини и И.Старов. Фундамент был заложен в 1710г. Одним их первых зданий стала Благовещенская церковь (1712 г.). Вокруг неё сформировался комплекс, включающий различные по функциям постройки.

Жилые корпуса, с кельями для монахов, связаны между собой и образуют по форме букву «П». Внутреннее пространство монастыря разбито на зоны с цветниками и садами. Позже на территории появились кладбища, где хоронили монахов и мирян. Чести быть похороненными на освященной земле удостаивались члены императорской династии (императрица Анна Леопольдовна, царевна Наталья Алексеевна), видные государственные деятели (А. Разумовский), выдающиеся полководцы (А.Суворов), известные ученые (М. Ломоносов), знаменитые писатели (Ф.Достоевский, Д.Фонвизин, И.Крылов), композиторы (П.Чайковский, М.Мусоргский, Н.Римский – Корсаков) и художники (И. Шишкин, А. Куинджи).

В 20-е гг.18 в. монастырь становится центром просвещения. В нем начинает работать типография и семинария, которая со временем трансформируется в Духовную академию. По указу Павла I обитель получает статус лавры (1797г.). После установления советской власти начинается борьба с религиозными заведениями. Зимой 1932 г. монастырь упразднили, а монахов арестовали. Постройки были отданы для нужд государственных учреждений. Возрождение Лавры началось в конце 20 века. Здания переданы в собственность епархии, утвержден монастырский устав, заработали ремесленные мастерские, в храмах проведена реконструкция и возобновлены богослужения.

Лаврские кладбища

  • Лазаревское (Некрополь XVIII века),
  • Тихвинское (Некрополь мастеров искусств)
  • Никольское
  • Казачье кладбище

Лазаревское и Тихвинское кладбища, а также Лазаревская и Благовещенская усыпальницы Александро-Невской лавры входят в состав Государственного музея городской скульптуры, который был основан в 1932 году.

Список захоронений

Далее идёт случайный набор имён. Более полные списки см. в Категория:Похороненные в Александро-Невской лавре.
  • Авилов, Михаил Иванович
  • Аксёненко, Николай Емельянович
  • Александр Невский
  • Александровский Сергей Васильевич
  • Бетанкур, Августин Августинович
  • Бичурин, Никита Яковлевич
  • Богданович, Евгений Васильевич
  • Бородин, Александр Порфирьевич
  • Бураго, Александр Петрович
  • Витте, Сергей Юльевич
  • Волконский, Владимир Викторович
  • Глинка, Михаил Иванович
  • Греков, Иван Иванович
  • Григорий (Постников)
  • Григорович, Иван Константинович
  • Гумилев, Лев Николаевич
  • Давыдов, Владимир Николаевич
  • Достоевский, Фёдор Михайлович
  • Дрозд, Валентин Петрович
  • Зубков, Иван Георгиевич
  • Кондратенко, Роман Исидорович
  • Крюйс, Корнелиус
  • Кубарев, Василий Николаевич
  • Ламб, Иван Варфоломеевич
  • Лисянский, Юрий Фёдорович
  • Ломоносов, Михаил Васильевич
  • Лопухина, Анна Петровна
  • Марр, Николай Яковлевич
  • Михайловский, Константин Яковлевич
  • Никодим (Ротов)
  • Обухов, Павел Матвеевич
  • Пилютов, Пётр Андреевич
  • Полторацкий, Марк Фёдорович
  • Римский-Корсаков, Николай Андреевич
  • Рикорд, Пётр Иванович
  • Росси, Карл Иванович
  • Собчак, Анатолий Александрович
  • Старовойтова, Галина Васильевна
  • Суворин Алексей Сергеевич
  • Суворов, Александр Васильевич
  • Товстоногов, Георгий Александрович
  • Чайковский, Пётр Ильич
  • Чудинов, Павел Васильевич
  • Эйлер, Леонард

Наместники и настоятели Лавры

Архимандриты
  • архимандрит Феодосий (Яновский) (1712—1721)
  • архимандрит Петр (Смелич) (1725—1736)
  • архимандрит Стефан (Калиновский) (1736—1742), с 1739 — епископ Псковский

далее, с образованием Санкт-Петербургской епархии, священноархимандритами лавры были правящие епископы

Наместники
  • игумен Варлаам (Голенковский) (1716—1721)
  • иеромонах Иларион (Марков) (1721—1727)
  • иеромонах Вениамин (Фальковский) (1727—1730)
  • иеромонах Симон (Тихомиров) (1730—1732)
  • иеромонах Гервасий (Корда) (1732—1737)
  • иеромонах Досифей (Лебедевич) (1737—1745)
  • иеромонах Софроний (Кристалевский) (1746—1753)
  • иеромонах Никон (Красовский) (1753—1757)
  • иеромонах Иаков (Палашковский) (1757—1759)
  • иеромонах Иоанникий (Броднетский), 1759—1761
  • иеромонах Сильвестр (Юницкий), 1761—1761
  • игумен Гурий, 1761—1762
  • иеромонах Климент, 1763—1765
  • иеромонах Иларион (Максимович), 1768—1774
  • иеромонах Амвросий (Гиновский), 1774—1781
  • архимандрит Афанасий (Вольховский), 1781—1788
  • игумен Иосаф (Клоков), 1788—1792
  • игумен Иона, 1792—1794
  • игумен Герасим (Князев), 1794—1795
  • иеромонах Мелхисидек (Короткий), 1795—1797
  • игумен Иосаф (Чапужников), 1797—1799
  • архимандрит Антоний (Знаменский), 1799
  • архимандрит Амвросий (Протасов), 1800—1804
  • архимандрит Израиль (Звегинцев), 1804—1808
  • архимандрит Вениамин (Бесновский), 1808—1809
  • архимандрит Порфирий (Кириллов), 1809—1810
  • архимандрит Гедеон (Федотов), 1810—1819
  • архимандрит Товия (Моисеев), 1819—1829
  • архимандрит Палладий (Белевцев), 1829—1842
  • архимандрит Аарон (Морякин), 1842—1843
  • архимандрит Вениамин (Морачевич), 1843—1853
  • архимандрит Ириней (Боголюбов), 1853—1860
  • архимандрит Никанор (Ильинский), 1860—1863
  • архимандрит Герман (Осецкий), 1863—1866
  • архимандрит Поликарп (Гонорский), 1866—1867
  • архимандрит Ювеналий (Половцев), 1867—1871
  • архимандрит Филипп, (1871—1873) и. о., без утверждения Синодом
  • архимандрит Никодим (Белокуров), 1873—1875
  • архимандрит Симеон (Линьков), 1875—1883
  • архимандрит Антоний (Люцернов), 19.02.1883—29.02.1888
  • архимандрит Иннокентий (Данилов), 1888—1890
  • архимандрит Исаийа (Булин), 1890—1896
  • архимандрит Арсений (Орлов), 1896—1900
  • архимандрит Корнилий (Смуров), 1900—1909
  • архимандрит Феофан (Туляков), 1909—1916 (1915 — епископ Кронштадтский)
  • архимандрит Филарет (1915 — май 1917)
  • епископ Прокопий (Титов) (май 1917 — апрель 1918)
  • епископ Геннадий (Туберозов) (1918)
  • епископ Артемий (Ильинский) (1918)
  • архимандрит Виктор (Островидов) (1918—1919)
  • архимандрит Николай (Ярушевич) (1919—1920) и. о. наместника (1922 — епископ Петергофский)
  • архимандрит Иоасаф (Журманов) (1922; подчинялся обновленческому ВЦУ)
  • епископ Григорий (Лебедев) (ноябрь 1923 — март 1928)
  • епископ Амвросий (Либин) (июль 1928 — 10 октября 1933)
  • архимандрит Кирилл (Начис) (сентябрь 1994 — март 1996)
  • игумен Викентий (Кузьмин) (апрель — октябрь 1996) и. о. наместника
  • епископ Назарий (Лавриненко) (с 25 октября 1996 — и. о. наместника, с апреля 1997 — наместник)

«Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый…»

По традиции Православной Церкви в середине Святой Четыредесятницы — в третью Неделю — совершается чин изнесения Честного и Животворящего Креста Господня. Крест — символ Искупления и жертвенной любви Бога к падшему человечеству. С особым чином Крест выносится из Алтаря и устанавливается в центре храма. Поклонение Кресту Господню призвано напомнить о том, что путь к Воскресению лежит именно через Крест и спасение души невозможно без борьбы с грехами и страстями, без скорбей и страданий.

Воскресные Богослужения 21 и 22 марта 2020 года в Троицком Соборе Александро-Невской Лавры возглавил благочинный обители архимандрит Никита (Марков) в сослужении братии монастыря в священном сане.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector