Туры в санкт-петербург

История возведения

Цепляют туристов ростральные колонны Санкт-Петербурга историей, которая началась еще до возведения символичных строений, посвященных морским победам, в XVIII столетии. В 1733 году с городка Березовое на восточную часть Васильевского острова состоялось перенесение морского порта. Спустя пятидесятилетний срок Екатерина II решила заняться облагораживанием этого места. Здесь началось масштабное возведение портовых строений и биржи. В градостроительные планы вмешалась война с Турцией, поэтому возведение было приостановлено. Новый виток дело приняло в XIX столетии при царствовании Александра I.

Над архитектурой нового обличия Стрелки работал знаменитый на то время французский архитектор Жан-Франсуа Том де Томон, потративший на проектирование несколько лет.

Основная концепция сложилась только в 1801 году. Архитектором было принято решение построить биржевое здание в стиле античного храма.

Привезенные из Рима колонны с носами повергнутых кораблей должны были подчеркнуть мощь и силу российского военно-морского флота. Что касается конкретного плана строительства, то архитектурные решения менялись несколько раз.

Этапы строительства

Фундамент будущей достопримечательности был заложен в 1805 году. Над реализацией проекта работали специалисты Совета Академии художеств.

Согласно утвержденному плану, сперва уровень Стрелки был приподнят над уровнем реки Невы, что позволило бы в будущем защитить сушу от наводнений. Помимо этого, такое решение позволило углубить строение в речное русло на 100 метров, благодаря чему здание стало максимально симметричным.

Ростральные же колонны расположились по бокам полукруглого речного спуска. Высота колониальных построек составила 32 метра. Открытие достопримечательности состоялось в 1810 году.

Особенности создания колонн

Для изготовления скульптур Том де Томон хотел использовать бронзу, считая этот металл износостойким, прочным, полностью соответствующим статусу колонн.

Но технологии того времени не позволили архитекторам отлить бронзовые статуи таких размеров. В качестве альтернативного материала был выбран пудостский известняк.

Достать сырье не было проблемой, так как известняковые залежи располагались как раз неподалеку от Стрелки. Особенность минерального камня заключается в податливости при обработке. Твердую текстуру известняк приобретает под воздействием теплого воздуха и ультрафиолетовых лучей.

Где находится и как добраться

Достопримечательность расположена в центральной части Дворцовой площади. Пользуясь услугами метрополитена, надо ехать к остановке «Невский проспект». Ориентируясь по шпилю Адмиралтейства, пройти к началу Невского проспекта. Красивый вид на главную площадь города поражает взгляд с места соединения проспектов Невского, Адмиралтейского. Рядом с величественной колонной проходят праздники, гулянья, концерты, традиционное торжество «Алые паруса».

Здесь гуляет много людей. Найти достопримечательность не составляет труда. У монумента организованы прогулки на каретах, используемых во времена Петра. На них совершаются поездки по историческому центру города. Возле набережной припаркованы туристические автобусы. Можно принять участие в многочисленных экскурсиях.

Щит с ворот Цареграда

Памятник императору Александру мыслился одновременно и памятником русской армии, поэтому в декоре колонны использованы образцы отечественного оружия со времен Древней Руси до первой половины XIX века. Присутствует там и копия шлема Александра Невского, и броня («панцирь») царя Алексея Михайловича.

Все они воссозданы с максимальной точностью, для чего было тщательно изучено старинное оружие и доспехи, хранившиеся в Оружейной палате Кремля. Монферран утверждал даже, что воссоздал в декоре Александровской колонны щит Вещего Олега, прибитый, как утверждает легенда, в Х веке к воротам Цареграда (Константинополя), однако российские историки считали эти заявления француза «наивными».

«Доделки» и настоящая реконструкция

Советские годы и Великая Отечественная война нанесли значительный урон памятникам. В советское время было принято к важным юбилейным датам в быстром темпе поправлять и подлатывать памятники без должной реконструкции и ремонта. Делалось это наспех и без научного подхода. В тело скульптур вбивали штыри в качестве арматуры для очередной гипсовки, разрушенные фрагменты заменяли новыми из камней иных пород. И все это щедро замазывалось свежей масляной краской. Во время войны украшения на колоннах были пробиты осколками и сильно поржавели.

В 1947-1948 годах металлические украшения заменили дубликатами. Были восстановлены и скульптуры, их заменили дубликатами из медных патинированных листов. Тогда были заменены в том числе четырехугольные площадки, на которых покоятся чаши-светильники.

И только в 1998-1999 годах специалисты провели настоящую реконструкцию и восстановили памятники архитектуры. Был целый ряд работ по новой реставрационной технологии, примененной ранее к скульптурам у Адмиралтейства. Фигуры у Ростральных колонн промыли, нанесли на них состав от биопоражений, удалили поздние «доделки». Затем при помощи специального раствора укрепили недостающие детали из известняка. В качестве соединительных стержней были использованы изделия из корундовой керамики. Далее были проведены антикоррозирование, тонирование и защита от влаги.

Добыча камня для будущей колонны

Для основной части колонны (гранитного монолита) использовали скалу. Ее скульптор наметил еще в предыдущие свои поездки в Финляндию. В 1830-32 гг. производилась добыча и предварительная обработка скалы в Пютерлакской каменоломне, находившейся между Фридрихсгамом и Выборгом. По методу Суханова проводились эти работы. В. А. Яковлев и С. В. Колодкин руководили производством. После того как, обследовав скалу, каменотесы подтвердили пригодность этого материала, от нее отсекли призму, по своим размерам значительно превосходившую будущую колонну. Гигантские приспособления были использованы для этого: громадные ворота и рычаги для того, чтобы сдвинуть огромную глыбу с места и затем опрокинуть ее на упругую и мягкую подстилку из елового лапника. Из этой же скалы после отделения заготовки вырублены были для фундамента памятника громадные камни. Самые большие из них весили более 400 т.

Описание

Если посмотреть из некоторых окон Зимнего дворца, то взгляд восхищённо замирает при виде величественной пары арки Главного Штаба, Александровской колонны

Розовый великан, созданный Монферраном по подобию существующих античных колонн, имеет важное отличие: принципиально другой подход к принципам утонения стержня, влияющих на цельное восприятие архитектурного строения

В отличие от древних исполнений формирование линии колонны начиналось не с третьей части высоты (классический вариант расчета), а с основания. Кривая утонения рассчитывалась по более сложным математическим законам с использованием большего количества приближений (делений). Диаметр основания монумента имел размеры, аналогичные колонне Трояна. Важным элементом строения является капитель дорического ордера, построенная из бронзы наверху стержня.

Он закреплён на абаке (прямоугольной формы), выполненной из кирпича с бронзовой обшивкой. Основная опора массива спрятана в верхней части (в форме полу шара). Она выполнена из многих слоёв: гранит, кладка из качественного кирпича, два слоя гранита. Благодаря идеям архитектора высокая, надёжная колонна не выглядит массивной глыбой, а словно стройная стрела победоносно направляется высоко в небо.

Характеристики

Общая высота колонны составляет 47,5 м. При этом основные части памятника имеют следующие параметры:

  • Пьедестал, состоящий из трёх рядов из 8 каменных блоков, имеет высоту 4,25 м. Вес элемента памятника с цоколем равен 704 тонны. Размеры цоколя 6,3×6,3 м.
  • Монолитная часть колонны имеет высоту 25, 6 м, нижний диаметр 3.66 м, верхний диаметр 3.15. Вес ствола составляет 812 тонн.
  • Верхушка в виде фигуры ангела имеет высоту 4, 26 м, вес 37 тонн. Высота колонны (с крестом) 12 м. Сам крест имеет высоту 6.4 м.
  • Размеры окаймляющей ограды составляют 16,5×16,5×1,5 м
  • Барельефы выполнены размерами 5,24×3,1 м.

Пьедестал

Эскизы для элементов украшения пьедестала, бронзовых украшений выполнял Монферран. Тематическое направление соответствовала назначению колонны в прославлении победы русской армии, видов оружия. Среди них есть древнерусские кольчуги, шлемы, щиты, броня. Сделаны они в полной аналогии с оригиналами, находящимися среди экспонатов Оружейной палаты.

Стиль исполнения барельефов ближе всего соответствует приёмам Ренессанса. Элементы предварительно были сделаны из картона натуральных размеров. На северной стороне пьедестала находятся фигуры крылатых женщин, держащих пластину с надписью «Александру I благодарная Россия» точные копии воинских доспехов. С двух сторон элементов с оружием расположены фигуры молодой девушки, водолея. Из урны, стоящей рядом с девушкой, вытекает вода, изображая символ рек Нёман, Висла, где проходили сражения.

На отдельных барельефах записаны даты важных побед, представлены аллегории типа «Победа и Мир», другие. Верхнюю часть пьедестала украшают фигуры двуглавых орлов с дубовой гирляндой, зажатой лапами. Все элементы пьедестала символизируют отвагу, победу русских воинов в войне 1812 года.

Колонна, скульптура ангела

Вертикальную линию монумента, стройность величественного строения завершает фигура ангела с крестом. Фигура напоминает Александра I, стоящего с вытянутой вверх правой рукой, держащего в левой руке крест и попирающего змею. Взгляд крылатого ангела направлен к земле. Он, как – будто, властвует над порядком, спокойствием жителей удивительного города. Скульптура считается символом мира, покоя, наступившего в Европе после победы над войском Наполеона. Крепилась фигура за счёт специального прута (на него опирался ангел). Во время реставрации 2003 года его удалили. Сейчас ангел (как колонна) держится за счёт собственного веса.

Ограда, окружение памятника

Панорамный обзор памятника со всех сторон завершает интересная ограда, возведённая по предложению Монферрана. Все элементы ограды были собраны в 1837 году. В начальном варианте строения в углу ограды располагалась караульная булка. Здесь дежурил инвалид, одетый в парадные одежды. Высота строения составляет 1.5 м. На нём размещаются фигуры 136 двуглавых птиц, 12 пушек, ряды копий, древки знамён с двуглавыми орлами. Символические замки висели на воротах ограды замки.

В проекте была предусмотрена возможность освещения памятника фонарями, газовыми приспособлениями, располагающимися в канделябрах. Секретом ограды считается оптический обман, скрытый в фигурах орлов. Они имеют не две головы, и два крыла, а три. При любом угле обзора видны только две, в соответствии с символом двуглавым орлом. Третий элемент виден только при близком рассмотрении памятника.

Несколько слов о постаменте

Пока в Финляндии происходила добыча гранитной глыбы в Санкт-Петербурге шли работы по подготовке фундамента для постамента и самой колонны. Для этого на Дворцовой площади велась геологическая разведка. Она выявила залежи песчаника, где и планировалось начать рыть котлован. Интересно, но визуально всем туристам кажется, что Александрийский столп расположен ровно по средине площади. Однако на самом деле это не так. Колонна установлена чуть ближе к Зимнему дворцу, чем к Генеральному штабу.

Во время работы над котлованом рабочие наткнулись на уже установленные сваи. Как оказалось, их врыли в землю по указке Растрелли, который планировал установить здесь памятник. Удивительно, что спустя семьдесят лет архитектору удалось выбрать то же самое место. Вырытая яма была залита водой, но предварительно туда забили более тысячи свай. Чтобы правильно выставить их относительно горизонта, сваи срезали ровно по зеркалу воды. Затем рабочие приступили к закладке фундамента, состоящего из нескольких гранитных блоков. На него и водрузили постамент, весящий четыреста тонн.

Опасаясь, что глыба не сможет сразу же встать так, как нужно, архитектор придумал и применил необычный раствор. Он добавил в традиционную смесь водку и мыло. В итоге глыбу удалось несколько раз передвинуть. Монферран писал о том, что сделано это было довольно легко при помощи всего лишь нескольких технических приспособлений.

Факелы на Неве

Ростральные колонны уже двести лет стоят на стрелке Васильевского острова Петербурга. Некоторые жители и гости города называют их то «расстрельными», то «растрелльными» колоннами в честь известного русского архитектора Растрелли. Молодежь предпочитает называть их просто факелами. «Санкт-Петербург.ру» разобрался в истории появления Ростральных колонн и их судьбы.

Первая Ростральная колонна появилась еще в 260 году до н. э. в Риме в честь победы над карфагенянами в морской битве при Милах. Название произошло от латинского слова «rostrum», что означает «нос корабля». Подобный обитый металлом нос, больше похожий на клюв птицы, применялся для тарана судов неприятеля. А «рострами» с побежденных судов украшались колонны, которые с Древнеримских времен воздвигались как символы морских побед. Традиция украшать колонны трофеями перекочевала со сражений на земле.

Ростральные колонны в Петербурге придумывались как олицетворение мощи и величия морского флота Российской империи. Этим монументальным сооружениям придавалось огромное значение. Об этом говорит в том числе тот факт, что все работы по их проектированию и строительству проводились французским архитектором Тома де Томон под строгим руководством Совета Академии художеств, возглавляемым Андреяном Захаровым.

Окончательный проект по формированию облика стрелки Васильевского острова был утвержден 26 февраля 1804 года. Сразу после этого была создана «Комиссия по построению биржевого здания и обложению невского берега камнем» во главе. Основные работы по строительству биржевого ансамбля закончились в 1810 году.

Установление статуи на вершине колонны

После установки оставалось только закрепить элементы декора и барельефные плиты на пьедестале, а также выполнить полировку колонны. В сентябре 1830 года, параллельно с работами по сооружению колонны, Монферран работал также над статуей, которая должна была увенчать ее. Она должна была быть обращена, согласно желанию Николая I, к Зимнему дворцу. Колонну в первоначальном проекте завершал крест, который обвивала змея. Скульпторами Академии художеств, кроме того, предлагались несколько вариантов ангелов с крестом. В итоге фигура, выполненная Б. И. Орловским, была принята к исполнению. Два года длилась полировка и отделка памятника.

Израненная колонна

В годы блокады Александровская колонна была закрыта лишь на две трети своей высоты, и после войны реставраторы извлекли из гранитного монолита более полусотни осколков. Получил «ранение» и Ангел – осколок повредил одно из его крыльев. Еще один осколок повредил напоминание о другом Александре – Невском: он застрял в барельефном изображении шлема князя, откуда его удалось вытащить лишь в 2003 году.

За свою историю колонна реставрировалась пять раз. Следы Великой Отечественной войны удалили с «Александрийского столпа» в 1963 году. Спустя 14 лет вокруг колонны восстановили исторические фонари, а асфальт вокруг постамента заменили гранитом и брусчаткой из диабаза.

Самая масштабная реставрация колонны была проведена в 2001-2003 гг. Стоимость работ составила 14,7 млн рублей.

14 октября 2009 года приказом Минкультуры РФ права оперативного управления колонной, являющейся федеральной собственностью, были закреплены за Государственным Эрмитажем.

Мифы, легенды и интересные факты

История Александрийского столпа была бы неполной без упоминания разных слухов и фактов, связанных с ним.

Мало кто знает, что в фундаменте памятника заложена целая шкатулка с золотыми монетами. Там же находится и памятная табличка с надписью, сделанной Монферраном. Эти предметы до сих пор хранятся в основании колонны и будут находиться там до той поры пока памятник стоит на постаменте.

Изначально архитектор планировал прорубить внутри колонные лестницы. Он предлагал императору использовать в этих целях двух человек. Они должны были завершить работу за десять лет. Но из-за опасений за целостность колонны Николай I отказался от этой идеи.

Интересно, но жители города очень недоверчиво отнеслись к Александрийскому столпу. Они опасались его падения и обходили Дворцовую площадь стороной. Чтобы переубедить их, Монферран стал ежедневно гулять здесь и со временем памятник превратился в самое любимое место гостей столицы и его жителей.

В конце девятнадцатого века по городу прошел слух о таинственной букве, которая по ночам буквально горит на колонне. С наступлением рассвета она пропадает и вновь появляется в сумерках. Горожане были обеспокоены и придумывали самые невероятные объяснения этому явлению. Но все оказалось крайне прозаично – на гладкой поверхности колонны просто отражалась буква из названия производителя фонарей, которыми был окружен забор около постамента.

Одной из самой распространенной легендой об Александрийском столпе является история о надписи на его вершине. Она была нанесена в ночь после полета в космос Юрия Гагарина и прославляла его. Кто сумел забраться на такую высоту, до сих пор неизвестно.

Общее описание

При создании маяков де Томон использовал столпы дорического ордера, вид которых определяется сдержанностью, строгостью и отсутствием базы. Ростральные колонны в Петербурге сложены из камня и достигают в высоту 32 метров. Внутри их находится винтовая лестница, на верхней же площадке установлен металлический треножник, удерживающий чашу светильника, как это делали в античных жертвенниках.

Маяками служили горящие фитили светильников. Первоначально это были смоляные факелы, затем пробовали жечь в жаровнях конопляное масло, однако раскаленные брызги сыпались на головы прохожих. Электрические лампы подключили к светильникам в 1896 г., но и этот метод освещения был отвергнут по причине большого расхода. Наконец, в 1957 г. в чашах светильников установили мощные газовые горелки.

С тех пор в праздничные дни зажигаются на ростральных колоннах в Питере ярко-оранжевые 7-метровые факелы. В обычные же дни – это просто известные всему миру символы Северной столицы.

Золотой Ленин в облаках

В середине 1920-х годов, когда город сменил имя на Ленинград, у властей появилась идея превратить колонну из царского памятника в революционный.

«Шли весьма бурные дискуссии между председателем Исполкома Ленсовета Георгием Зиновьевым и главой Наркомпроса Анатолием Луначарским, — рассказал ИТАР-ТАСС член городской топонимической комиссии Алексей Ерофеев. – Зиновьев предлагал демонтировать с колонны ангела с крестом, заменив его на фигуру Ленина».Позолоченный Ильич должен был парить в облаках, символизируя торжество пролетарской революции, однако Луначарский поддержал защитников колонны, и главе ленинградского Исполкома пришлось отказаться от своего грандиозного замысла.

«Зиновьев наложил на письме Луначарского резолюцию: «Ну их к черту. Оставимте им колонну с «ампирным ангелом», — рассказывает А.Ерофеев.

Строение

Южный фонарь указывает путь в Большую Неву (), а северный в Малую (). У подножия колонн расположены две мужские и две женские фигуры, которые, согласно распространенной гипотезе, аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны — Волга и Днепр, у южной — Нева и Волхов. Однако эта гипотеза возникла относительно недавно и не имеет обоснования, сам Тома де Томон писал: «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции». Статуи были выполнены по моделям французских скульпторов Ж. Камберлена и Ж. Тибо, которым благоволил архитектор. В качестве материала для скульптур сначала была выбрана бронза, но из-за сложности её обработки выбор пал на пудостский известняк, добывавшийся в посёлке Пудость Гатчинского района. Мягкий и эластичный в земле, известняк быстро твердеет после извлечения на поверхность, создавая прочную и величественную основу. Жозефом Камберленом была выполнена мужская фигура у северной колонны, остальные сотворены Жаком Тибо.

Внутри каждой колонны находится винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку с огромной чашей-светильником и металлической треногой, удерживающей её. В чашу заливали конопляное масло, дающее огромный огненный столб, указывающий путь кораблям во мраке ночи или пелене тумана. Так было до 1896 года, когда к колоннам подвели электричество, но этот способ освещения применяли недолго «по причине великого расхода». В 1957 году к фонарям из соображений экономии подвели газ и теперь, в наши дни, зажигают только по особо торжественным случаям.

Традиция зажигания факелов

Традиция зажигания огня своими корнями уходит в начало XIX века. Позднее стало понятно, что это небезопасно для прогуливающихся людей, поэтому по вечерам смотрители зажигают яркую подсветку. Что касается розжига факелов, то это знаменательное событие можно наблюдать исключительно по большим праздникам, например, на 9 мая, День города и так далее.

Несмотря на то что Стрелка Васильевского острова не стала центральной городской площадью, она считается знаковым местом. В Санкт-Петербург обязательно наведываются иностранные туристы, желающие познакомиться с культурными ценностями Питера и России. Именно здесь ежегодно празднуют день «Алых парусов» выпускники школ, чтобы сидеть и любоваться прекрасными видами. Жители Питера прекрасно знают, что в праздничные дни на Стрелке Васильевского острова открывается превосходный вид на горячие ростральные колонны. Сюда можно прийти с ребенком, чтобы прогуляться по набережной, посмотреть на величественные скульптуры.

Новые публикации

Бабушка как идеал человека. О чём пишут русские дети в Швеции 22.06.2020

На днях в Швеции вышел очередной номер журнала «Сочиняем по-русски», в котором публикуются работы детей младшего и старшего школьного возраста. Вот уже восемь лет журнал издают на безвозмездной основе два преподавателя русского языка в Стокгольме – Людмила Маурер и Наталия Россина. Делают они это для нескольких тысяч учеников, изучающих русский язык.

«Мы должны помнить, какой ценой нам досталась Победа» 22.06.2020

22 июня – день памяти и скорби по миллионам павших. И день гордости за народ – победитель. Это была священная битва за Родину. За её существование. Но не только. Наши отцы, деды и прадеды защищали всю человеческую  цивилизацию.

Эдуард Лозанский: Проблемы начинаются, когда в игру вступает истеблишмент 22.06.2020

Эдуард Лозанский – известный учёный-физик, инициатор проектов в области публичной дипломатии, служащих сближению россиян и американцев. Мы поговорили о его видении конфликта в американском обществе и оптимальной стратегии развития нынешних российско-американских отношений, в частности, в гуманитарной сфере.

Парад Победы 20.06.2020

Люди в других странах никак не могут понять, почему мы ТАК празднуем ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ. Они и не поймут. По одной очень простой причине. У них никогда не было ТАКОЙ Победы. И они ее даже представить себе не могут. Наш народ в 1945 году одержал самую великую победу из всех, когда-либо одержанных какой-либо страной за всю историю человечества.

«Я – агент влияния, влияю русской культурой» 18.06.2020

Медвежонок Борис очень не любил чистить зубы, но, поняв, чем это чревато, подружился с зубной щёткой. Во многих странах Европы эта история хорошо известна детям и их родителям, потому что Борис улыбается во весь зубастый рот с обложек книг в десятках стран Европы и мира. Придумала, написала и нарисовала историю про Бориса пермская художница Светлана Тюрина, которая уже четверть века живёт в Амстердаме.

Соотечественники готовятся к голосованию по поправкам в Конституцию РФ 18.06.2020

В Совете Федерации РФ прошла видеоконференция Комитета по международным делам, посвящённая организации голосования по поправкам в Конституцию России для российских граждан, проживающих за рубежом

Соотечественники из стран ближнего и дальнего зарубежья отметили важность появления в Конституции понятия «соотечественник», а также гарантии поддержки им со стороны российского государства.

Прометей возрождается: почему Польша оживляет проекты столетней давности? 18.06.2020

В пресс-центре МИА «Россия сегодня» представлена книга «Польша в борьбе за Восточную Европу 1920–2020». Её авторы уверены, что нынешняя восточная политика Польши представляет собой сложный сплав старых геополитических концепций и неумирающих национальных комплексов.

Воздействие пандемии на миграцию: точки зрения российских и зарубежных экспертов 17.06.2020

«Влияние пандемии на миграционные процессы: преемственность и новизна» – под таким названием 17 июня в Москве прошла международная видеоконференция, соорганизатором которой выступил Институт лингвоцивилизационных и миграционных процессов фонда «Русский мир».

Водружение колонны

Новым этапом стало водружение 400-тонного монолита на фундамент. Этот монолит служит основанием пьедестала. По тем временам, конечно, было непросто установить на фундамент такой тяжелый камень. Но с этой задачей справились. В 1832 году, к июлю, пьедестал был завершен, а монолит колонны находился на подходе. Теперь предстояла самая сложная задача — установить на пьедестал колонну. Оригинальная подъемная система была сконструирована А. А. Бетанкуром в декабре 1830 года. Для этого нужны были строительные леса высотой в 47 метров, 60 кабестанов, а также система блоков.

Колонну по наклонной плоскости подкатили на специальную платформу, располагавшуюся у подножия лесов. После этого ее обмотали кольцами из канатов с прикрепленными к ним блоками. На вершине лесов находилась другая система блоков. Большое количество канатов, которые опоясывали камень, были намотаны свободными концами на расставленные на площади кабестаны. Государь вместе со всей императорской семьей приехал на поднятие. На Дворцовой площади для приведения в вертикальное положение колонны Бетанкуру понадобилось привлечь силы 400 рабочих и 2000 солдат, установивших за 1 час 45 минут монолит.

Легенды

Знаменитая достопримечательность города овеяна интересными фактами, легендами из её жизни. Местные жители долго опасались величественного строения, держащегося за счёт собственного веса. А ещё они верили, что:

  1. С колонной связаны предзнаменования, мистические истории. Министру иностранных дел Ламсдорфу показалось, что на колонне появляется яркая буква «N», говорящая о появлении нового царя. Разгадка оказалась простой: буква (вытравленная по имени изготовителя) появлялась при включении светильников на стороне Исаакиевского собора.
  2. Интересная легенда связана с нахождением под колонной места с богатыми залежами нефти. Если колонну сдвинуть, то из-под земли забьёт небывалый фонтан природного богатства.
  3. Во время свадебных ритуалов жених обносит невесту на руках столько раз, сколько детей будет в семье.

Влияния предшествующих образцов и индивидуальность проекта

Второй проект, реализованный впоследствии, состоял в установке колонны, высота которой превышает воздвигнутую в честь побед Наполеона Вандомскую, установленную на одноименной площади. Огюсту Монферрану предложили как источник вдохновения римскую Колонну Траяна. Архитектору узкие рамки этого проекта не позволяли уйти от влияния образцов, известных на весь мир. Лишь небольшим видоизменением идей его предшественников стала Александровская колонна в Санкт-Петербурге. Описание ее, однако, было бы не совсем точным, если бы мы не упомянули о своеобразии этого памятника. В нем Монферран выразил собственную индивидуальность, отказавшись использовать в сооружении дополнительные украшения, такие как барельефы, обвивающие спирально стержень колонны Траяна. Архитектор предпочел показать красоту полированного розового гранита. 25,6 м составляет высота Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Монферран свой монумент сделал выше всех существующих. В 1829 году, 24 сентября, проект был утвержден государем в этом новом виде, без скульптурного завершения. В период с 1829 по 1834 год велось строительство.

Доставка монолитной колонны

О том, как проходила погрузка и выгрузка памятника, известно очень мало. В официальных источниках этот уникальный процесс описан очень скупо. Если доверять альбомам Монферрана и отрывочным сведениям капитана судна, то колонну погрузили выше ватерлинии и практически благополучно довезли до Санкт-Петербурга. Единственным неприятным событием был шторм, который раскачал корабль и чуть было не скинул памятник в воду. Однако капитан огромными усилиями сумел самолично закрепить драгоценный груз.

Еще один казус произошел в момент выгрузки колонны. Под ней прогнулись и треснули бревна, подложенные для передвижения по причалу. Один конец колонны чуть было не упал в воду, но ее удалось удержать, вовремя пропущенными снизу веревками. В таком положении памятник удерживался двое суток. За это время был послан гонец в соседний гарнизон с просьбой о помощи. Около четырехсот солдат по немыслимой жаре смогли за четыре часа преодолеть отделяющее их от пристани сорокакилометровое расстояние и общими усилиями спасли шестисоттонную колонну.

Александровская колонна или Александрийский столп?

После появления в 1836 году стихотворения А.С.Пушкина «Памятник» со словами: «Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа» многие увидели в этом намек на недавно поставленную Александровскую колонну и на то, что Пушкин рассчитывает превзойти в посмертной славе императора Александра.

Эта версия до сих пор не получила окончательного толкования. Ее противники утверждают, что «Памятник» является переводом одноименного стихотворения Горация, в котором говорится об Александрийском маяке, одном из семи чудес света. Апеллируя к правилам русского языка, исследователи говорят о том, что прилагательное «александрийский» никак не могло быть образовано от имени Александр, поэтому аналогии надо искать в древней, а не современной Пушкину, истории.

Сторонники утверждают, что у Горация, так же как в более ранних русских переводах стихотворения, сделанных Михаилом Ломоносовым и Гавриилом Державиным, используется сравнение с пирамидами.

Декоративное оформление

У подножия колонн находятся монументальные скульптуры. Сидящие две женские и две мужские фигуры символизируют 4 реки: Волхов, Днепр, Волгу и Неву. Статуи выполнили по моделям Жака Тибо и Жозефа Камберлена, французских скульпторов, которых хорошо знал архитектор де Томон. Первоначально он хотел, чтобы статуи были отлиты из бронзы. Однако никто не хотел браться за столь сложный проект.

В итоге их сделали из пудостского камня – мягкого и податливого при обработке, но обладающего одним недостатком: он очень легко разрушается. В конечном итоге это стало достоинством скульптур. Хотя отдельные их части временами осыпаются, но это-то как раз и придает им некую древность.

В создании триумфальных колонн-маяков принимал участие Самсон Суханов, легендарный каменотес. Он высек из камня сидящие у основания колонн фигуры. В то время Суханов сотрудничал с самыми известными архитекторами столицы, но потом разорился и умер в полной безвестности.

Колонны также украшены рострами в память о том, как Петр Великий за выход к Балтийскому морю вел войну со Швецией целых 20 лет. Внизу находится первая пара, укрепленная таким образом, что один корабельный нос обращен к Бирже, а другой – к Неве. Эти ростры украшены фигурами крылатых русалок. Перпендикулярно первой расположена вторая пара, она декорирована морскими коньками, головой крокодила и рыбами. Третья пара декорирована головой водяного, а четвертая, самая верхняя, изображениями морских коньков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector