Нарвские триумфальные ворота
Содержание:
- ↑ Интересные факты
- История строительства
- Площадь
- Подготовка к возведению Московских Триумфальных ворот в Петербурге
- ↑ История
- Нарвские ворота в Санкт-Петербурге: описание и общие сведения
- Этапы реставрации
- Московские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге: история возникновения
- Этапы строительства
- Музей
- Как появился культурный объект?
- Скульптурные композиции
- Где находятся и как добраться
- Новые ворота
- Нарвские триумфальные ворота в Петербурге: история
↑ Интересные факты
- Нарвские ворота популярный объект, который любят не только туристы и жители Питера, но и музейные сотрудники. Тут часто проводятся выставки и различные экспозиции. Рассказывать об историческом прошлом города, в том числе о военной истории, используя памятник, как декорацию, гораздо интереснее. Частные коллекционеры также выставляют тут свои работы.
- У Нарвских ворот есть колонны, в нишах которых стоят 2 статуи русских богатырей. Скульптуры сделаны из кованой меди. На фасаде есть надпись, посвященная императорской гвардии.
- Пространство внутри ворот в 19 в. использовали, как казармы для солдат заставы. В их функции входило контролировать все въезды и выезды из Санкт-Петербурга.
- Во внутренних помещениях проводятся занятия для студентов из питерских вузов, курсы для музейников, культурных менеджеров. Уже больше десяти лет в комнатах Нарвских ворот работает военно-исторический клуб.
История строительства
Весной 1814 года стало известно о победоносном возвращении из заграничного похода русских героев-воинов. Все жители с воодушевлением начали готовиться к их торжественной встрече. На экстренном заседании Сената, созванном по инициативе генерала Вязмитинова, было решено возвести Триумфальную арку на пути следования гвардейских полков.
Деревянные Триумфальные ворота
Так как времени для создания монументального строения из камня или другого долговечного материала оставалось очень мало, из алебастра и дерева построили временное. Автором проекта стал архитектор Кваренги. Арку для торжественного прохода войск возвели на Нарвской заставе, находящейся на самой окраине города (отсюда и название монумента), недалеко от Обводного канала. На строительство ушло немного более 30 дней.
Сооружение венчал скульптурный ансамбль – фигура древнегреческой богини Славы на колеснице, запряженной шестью лошадьми. Выполнена композиция по проекту скульптора И. Теребенева. На стенах золотистой краской выведены надписи, где указаны названия полков, участвующих в боях, и благодарственные слова от русского народа. В нижней части строения установлены статуи римских легионеров.
По обеим сторонам колоннады строители соорудили трибуны для встречающих и амфитеатр для военного оркестра. Александр I, его семья и влиятельные гости должны были расположиться в специально построенных крытых галереях. Все жители, как простые люди, так и высокопоставленные, с ликованием встречали победоносные полки, среди которых Семеновский, Преображенский, Егерский и другие. В этом году русские войска еще четыре раза с июля по октябрь с триумфом проходили через них в город.
После проведения торжественных мероприятий территория вокруг монумента стала популярным местом, местной достопримечательностью – горожане встречались здесь в праздничные и выходные дни. Но материал, из которого возвели арку, был недолговечным (дерево и алебастр), и через 10 лет постройка начала постепенно разрушаться. Власти Санкт-Петербурга подняли вопрос о демонтаже сооружения, но большинство жителей, среди которых были участники боевых действий 1812 года, выступили за его реконструкцию. На престоле в это время был император Николай I, он приказал построить новое, каменное сооружение.
Строительство каменных ворот и обшивка медными листами
Вторично арку в память об участниках Отечественной войны возвели в 1827—1834 годах по проекту В. П. Стасова. Авторы скульптор С.С. Пименов П. К., Клодт, В. И. Демут-Малиновский. В отличие от первой постройки, сделанной из дерева, для строительства новой использовали прочный кирпич, при этом архитектура конструкции в основном осталась без изменения. Из медных листов были созданы детали, украшающие фасад. Кроме того, здесь установили фигуры древнерусских витязей. Строение имеет много отличий от объектов, которые возводились в то время – это отсутствие многочисленных деталей, строгость конструкции.
Этапы реставрации
Медные листы, которые использовали при строительстве, через несколько лет начали покрываться коррозией, в этом немаловажную роль сыграл влажный климат Северной столицы. В конце 70-х началась первая реставрация под руководством архитектора М. И. Рылло. После окончания работ в помещении разместили архив городской Думы, но он сгорел во время Февральской революции – бастующие солдаты и рабочие подожгли памятник. Кроме того, повредились бронзовые украшения.
В 1925 г. приступили к надолго затянувшемуся очередному ремонту арки, закончить реставрационные работы не дала начавшаяся Вторая Мировая война. Во время военных действий строению был нанесен значительный урон во время авианалетов, так как недалеко проходила линия фронта. Еще раз через нее с триумфом прошли советские солдаты, победившие в кровопролитной войне. Послевоенную реставрацию продолжили в 1949 году по проекту И. Бенуа. Работы шли почти три года, в результате были заменены кровля, винтовые лестницы и покрытие пола. Восстановлены элементы декора и повреждённые части памятника.
Во время ремонта в 1978-1980 годах оборудовали площадку вокруг памятника, заменили устаревшие инженерные коммуникации. Оборудовали подземный переход – теперь добраться до арки можно удобно и безопасно. Отремонтировали крышу и вычистили медные листы, часть их, как и детали орнамента, заменили на новые. Отреставрировали нижнюю часть колонн, внутренние винтовые лестницы, восстановили оригинальный цвет. Не удалось лишь привести в порядок лицо Богини Славы, которое, предположительно, пострадало от вибрации городского транспорта.
Площадь
Архитектором Стасовым также была спроектирована площадь, на которой расположился монумент героям. Автор настаивал на большом открытом пространстве, так как со значительного расстояния строение гораздо лучше просматривается. Кроме того, чтобы подчеркнуть доминирующее положение Нарвских ворот, они были установлены на небольшом возвышении. Именно такого эффекта добивались создатели планировки, им это удалось в полной мере. В 1834 году в здании разместились солдаты караульной службы.
Дачные домики, которые в большом количестве расположились на этом месте, со временем были снесены, стали строиться многоквартирные дома, заводы. В конце XIX века здесь находилась рабочая застава. «Площадь Стачек» – такое название получено после Октябрьской революции, так как здесь часто проходили забастовки рабочих. В 1924 г. площадь решено перепланировать, автор проекта – архитектор Л. Ильин. Речку Таракановку, проходящую по площади, и старые постройки убрали. Вместо них обустроили просторную красивую площадь, существующую и в наше время.
В 1927 г. здесь открылся Московско-Нарвский Дворец культуры, позднее получивший имя советского писателя М. Горького. В 1928—1931 годах начали работать фабрика-кухня и открылся внушительных для того времени размеров Кировский универмаг. В 1930-х годах был создан комплекс жилых строений. В 1955 году в стиле «сталинского классицизма» возведена станция метро «Нарвская». В 1956 году закончено строительство общежития Ленинградского института водного транспорта. В 1979—1980 годах под строением соорудили подземный переход. В 1999 году на площади был установлен памятник маршалу ВОВ Л. А. Говорову.
Торговый центр «Галерея 1814» принял первых покупателей весной 2005 года. Здание оснащено автоматической современной системой управления, объединяющей освещение, отопление, пожарное оповещение, вентиляцию, водоснабжение и другие.
Подготовка к возведению Московских Триумфальных ворот в Петербурге
В 1834 году началась подготовка к строительству. В этот год Николай I определяет место возведения монумента, вносит некоторые поправки относительно высоты верхней части объекта и ширины проема между колоннами. Проект снова утверждается, в том числе и его расположение, и рабочие приступают ко второму подготовительному этапу.
Стоит отметить такую важную особенность: для того чтобы наглядно показать императору, как будут выглядеть Триумфальные ворота, создали деревянный макет. Он имел натуральную величину и ширину, в связи с чем император мог выявить недостатки. Но таковых не было. Поэтому Николай I только внес некоторые поправки и утвердил проект.
Далее по просьбе Стасова на литейном заводе изготовляют колонну. Всего предполагается создание 12 таких элементов. Император снова дает «добро», деревянное строение сносят, и начинают готовить место, где будут стоять Московские Триумфальные ворота.
Началось все с обустройства дна котлована. Сначала его очень усердно утрамбовали, затем выложили почти 600 каменных блоков, которые остались на месте предполагаемого, но так и не реализованного проекта колокольни на территории Смольного двора. После этого начали закладывать плиты, общая высота которых составила 4 м.
Когда котлован был готов, для торжественной закладки ворот пригласили важных особ и, конечно, самого императора с архитектором Стасовым. На дно ямы сыпали моменты разного достоинства и бросали камни, где были высечены имена присутствующих. Это событие произошло в начале сентября 1834 года.
↑ История
Нарвские ворота были построены в честь победы русской армии над войсками Наполеона Бонапарта во время Отечественной войны 1812 г Сначала памятник был деревянным с алебастровыми элементами декора и оформления. Под воротами в 1814 г. прошли солдаты, воевавшие в Европе.
Спустя десять лет император Александр Первый приказал перестроить ворота, заменив дерево на камень. Первый камень по новому проекту архитектора Стасова был заложен в 1827 г., когда в стране отмечали очередную годовщину Бородинской битвы.
Новые Нарвские ворота сложили из кирпича, обшив сверху медными листами. Из них же сделаны и такие элементы памятника, как:
- Фигура Славы, скульптора С. Пименова;
- шестерка коней, скульптора П. Клодта.
Скульптура ворот отличается строгостью и простотой, без использования аллегории в образах. Такой подход использовался в монументальных и декоративных произведениях 19 в., но в Нарвских воротах Клодт такого оформления избежал.
Нарвские триумфальные ворота фото
Спустя семь лет после начала строительства, ворота были открыты. Торжество состоялось в 1834 г. Высота нового памятника была 23 м, сверху стояла скульптура Победы, вместе с которой высота Нарвских ворот составила больше 30 м. Ширина строения равна 28 м.
Спустя время медные пластины стали покрываться коррозией, поскольку климат Питера не подходил для длительного использования этого металла. Власти Санкт-Петербурга не могли мириться с таким внешним видом Нарвских ворот, поэтому их решили отреставрировать. Листы поменяли на железные, но коррозия от этого не прошла. Влага и близость воды негативно влияли на состояние материала.
В январе 1905 г. возле Нарвских ворот расстреляли участников мирной демонстрации, которая известна в истории, как Кровавое воскресенье. Ворота и площадь, на которых они стоят, были местами столкновений и восстаний 1917 г. Из-за этого площадь стали вскоре называть не Нарвской, а площадью Стачек.
Капитальная реставрация ворот была начата в 1925 г., но ее не успели закончить из-за начала Второй мировой войны. Во время налетов немецкой авиации памятник архитектуры сильно пострадал, но его удалось спасти. С 1949 г. по 1951 гг. был проведен новый этап реставрационных работ, в конце 1970-х – начале 1980-х гг. – снова провели реставрацию. В последний раз Нарвскими воротами скульптуры и архитекторы занимались в начале 2000-х гг.
Нарвские ворота в Санкт-Петербурге: описание и общие сведения
Итак, мы уже знаем, что этот замечательный объект расположен в центре Санкт-Петербурга. Архитектурная постройка выполнена в стиле ампир. Нарвские ворота были созданы в 1827–1834 году. Их строительство велось на протяжении нескольких лет. Основная цель создания объекта – увековечить память об участниках войны 1812 года.
К работе над сооружением было привлечено множество специалистов. В результате получился замечательный памятник, который сохранился до наших дней. Здесь можно всегда увидеть множество туристов, поскольку Нарвские ворота в Санкт-Петербурге занесены во многие путеводители. Помимо этого, невозможно не обратить внимания на них, находясь поблизости. Благодаря своим довольно большим размерам, они отлично заметны посреди остального городского пейзажа. Например, высота объекта достигает более 30 метров, ширина – 28 метров. Пролёт ворот в ширину имеет 8 метров. Его высота – 15.Таким образом, можно убедиться, что их габариты действительно значительны.
Этапы реставрации
Гений славы (деталь)
Эффектная на первых порах медь, уже через несколько лет после открытия, в условиях петербургского климата, стала корродировать. В 1877—1880 годах ворота подвергли реставрации под руководством архитектора М. И. Рылло, заменив медные листы на железные, что только усилило коррозию.
В 1888 году в помещении ворот поместили часть архива городской Думы.
28 февраля 1917 года во время Февральской революции памятник был подожжён толпой рабочих и солдат. Архив сгорел, также были повреждены бронзовые украшения.
В 1924 году была начата новая реставрация, однако её прервала Великая Отечественная война, во время которой ворота сильно пострадали от артобстрелов и бомбёжек (более двух тысяч пробоин, отбитые части декора, разрушен карниз).
В 1932 г. была проведена значительная реставрация.
Через эти ворота уходили воины Ленинградского гарнизона на фронт. У ворот были возведены противотанковые укрепления. В 1944 году через арку проходили войска, снявшие блокаду Ленинграда.
После войны ворота реставрировались ещё трижды: в 1949—1952 годах (архитектор И. Н. Бенуа), в 1978—1980 и в 2002—2003 годах.
1949—1950 г.г. Поставили леса и проводили обследования и обмеры. Руководитель Б. А. Розадеев, архитекторы Н. Л. Апостолова, Т. В. Берсенева, Е. Г. Мелик-Багдасарова, М. И. Толстов, Н. Ю. Харрик. В то же время обследованием занимались архитектор И. Н. Бенуа и техник Л. А. Скоробогатова.
К реставрации приступили в январе 1951 г.
Московские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге: история возникновения
Инициатором строительства данного архитектурного сооружения был сам Николай I. Император распорядился о такой необходимости после того, как было успешно подавлено восстания Речи Посполитой и завершены военные кампании с Турцией и Персидским царством.
Установка ворот на Московском проспекте должна была состояться еще раньше. Об этом начали думать в 1773 году. Тогда проект разработали два специалиста: зодчий Шарль-Луи Клериссо и ваятель Этьен Морис Фальконе. В 1781 году они сдали свой план строительства для ознакомления императору, но на детальном изучении все и закончилось.
Вернулись к этому вопросу только спустя ровно полвека. В 1831 году Николаем I были рассмотрены два проекта: российского архитектора Стасова Василия Петровича и итальянского специалиста Альберта Катериновича Кавоса. План последнего император счел слишком дорогим, поэтому утвердили разработку отечественного зодчего. Тем более что к тому времени Стасов уже реализовал Нарвские ворота – еще один свой грандиозный проект.
Московские Триумфальные ворота в виде карандашного эскиза Николай I одобрил в 1833 году. Немедля Василий Петрович начал прорабатывать более мелкие детали, так как в проекте был представлен лишь фасад. Он советовался со специалистами в области литья, и совместно с ними архитектор принял решение именно отлить ворота, причем, частями, по технологии греков.
Этапы строительства
Осенью 1827 г. в котлован было забито более 1000 свай, длина каждой из которых превышала 8 м, а диаметр — 0,5 м. Интервалы между сваями заполнили каменными плитами, а сверху выложили еще три слоя: 0,5 м гранита, 1,5 м тосненских плит и 0,5 м гранитных. Завершенный фундамент ждал продолжения работ три года из-за возникших разногласий по поводу материала, из которого ворота будут сооружены.
В 1830 году пришли к решению строить сооружение из кирпича с медной облицовкой, и в августе возведение продолжилось. В это же время закончился снос прежнего монумента, воздвигнутого архитектором Кваренги.
Над созданием памятника трудилось 2600 человек, было уложено полмиллиона кирпичей. С 1831 года на Александровском литейном заводе началось изготовление облицовочных медных листов, толщина которых составляла 5 мм. На том же заводе были выполнены все скульптуры и рельефные надписи.
Нарвские триумфальные ворота возводили быстро. В начале осени кирпичные работы были закончены. Случившийся в январе 1832 года пожар, когда сгорели все защитные дощатые сооружения над аркой и служебные помещения, заметно затормозил темпы возведения, но хорошо просушил кладку. К весне этого же года все последствия пожара были ликвидированы, и работы возобновились, а 26 сентября 1833 года строительство было закончено.
Музей
В 1987 году внутри Триумфальной арки открылся музей. Он расположен на верхнем этаже сооружения, попасть в который можно по двум узким винтовым лестницам. В экспозиции представлены фотографии разных лет, в том числе рассказывающие о трагических событиях Второй Мировой войны, атрибутика освободительных походов 1812-1814 годов. Здесь регулярно проводятся тематические выставки, объединенные единственной темой – Петербург в военные годы. Также экспонируются скульптуры, предметы прикладного и изобразительного искусства.
В музее постоянно открыта выставка художника Андрея Ромасюкова «Пыль времени». Свои работы автор посвятил различным событиям, происходящим в первой четверти XX века, главным образом во время Первой мировой войны. Всего в экспозиции представлено около 15 картин. Здесь же посетителям предлагают приобрести брошюрки об истории строительства объекта, а также о героических подвигах российских солдат. Касса в музей расположена внизу у входа.
- Стоимость билета – 100 руб., для льготной категории – 60 руб.
- Открыт с 11:00 до 17:00.
- Нерабочие дни: понедельник, вторник и последняя пятница месяца
Как появился культурный объект?
Теперь стоит поговорить о том, как же строился этот замечательный архитектурный памятник. Естественно, что многих людей (как туристов, так и местных жителей) интересует такой грандиозный объект культурного наследия, как Нарвские ворота в Санкт-Петербурге. История создания их интересна и поучительна.
Изначально, они были возведены для того, чтобы встретить русские военные силы, которые возвращались в 1814 году из Европы. Тогда ворота построили из дерева по проекту архитектора Кваренги и украсили некоторыми деталями. Они располагались на Нарвской заставе. Постройка была возведена очень быстро – все работы производились за месяц.
Декоративные элементы представляли собой колесницу, запряжённую лошадьми. Арку украшали фигуры римских воинов. Однако в таком исполнении Нарвские ворота просуществовали совсем недолго. Через некоторое время они пришли в упадок
Тем не менее все понимали их важность и значение, поэтому было выработано решение о том, чтобы создать новый объект из других материалов, а также немного изменить его местонахождение
Скульптурные композиции
Венчает арку скульптурная композиция – шестерка лошадей (скульптор П. Клодт), которыми управляет древнегреческая богиня Ника. Она держит в руках символы славы и мира – пальмовую ветвь и лавровый венок (скульптор С. Пименов). В нишах пилонов размещены выполненные по рисункам Пименова и Демут-Малиновского фигуры древнерусских ратников. Эскизы одежды, оружия и доспехов богатырей сделаны скульпторами с подлинных образцов, хранящихся в Оружейной палате Кремля.
Токарев и Крылов исполнили фигуры гениев над колоннами. Скульптор Леппе создал барельефы летящих слав по сторонам арки. На колоннах можно увидеть выполненные золотом надписи, посвященные русским гвардейцам. Так как медные пластины быстро покрывались коррозией, их впоследствии сделали железными, но этот материал также достаточно быстро покрывался ржавчиной.
Где находятся и как добраться
Монумент расположен в Санкт-Петербурге на пересечении проспекта Стачек, Старо-Петергофского проспекта, Нарвского проспекта и Перекопской улицы. Доехать удобнее на метро до станции «Нарвская».
Наземный транспорт:
- Трамвай No 16
- Троллейбус No 20
- Автобусы: маршруты No 1М, 2, 6,35, 66, 73
- Маршрутное такси: К1, К2, К6к, 47, К177, К195, К306
Монументальное величественное строение, посвященное ратным подвигам русских воинов, не так известно и посещаемо, как другие достопримечательности Санкт-Петербурга. Но оно интересно и уникально с точки зрения истории и культуры не только города, но и всей огромной страны, поэтому обязательно следует посетить это знаковое для всех россиян место.
Новые ворота
Спустя 10 лет конструкция заметно обветшала, и было решено ее снести, о чем приняли соответствующее постановление. Генарал-губернатор Милорадович М. А. добился высочайшего разрешения на возведение мраморной триумфальной арки, «дабы память благодарственную увековечить». Новые Нарвские триумфальные ворота планировалось создать на небольшом удалении от моста (через р. Таракановку по Петергофской дороге). В комитет по строительству под предводительством Милорадовича входил президент художественной академии Оленин А. Н., который предложил сохранить основной мотив арки Кваренги в будущем сооружении. Скульптор Нарвских триумфальных ворот Стасов последовал совету, воплотив в проекте пожелания Оленина, лишь увеличив размеры монумента и изменив элементы декора.
Дата начала строительства – 5 августа 1827 г. В этот день принялись за устройство котлована под фундамент будущих ворот. А 26 августа, в годовщину Бородинской битвы, состоялась закладка монумента триумфа. Присутствовало на церемонии почти 9 тысяч ветеранов.
Нарвские триумфальные ворота в Петербурге: история
Впервые идея создания монумента возникла 14 апреля 1814 года, после известия о возвращении из Парижа русских героев. Это сообщение поставило точку в победном завершении войны с Наполеоном. Город готовился торжественно встречать победителей, и по инициативе генерала С. К. Вязмитинова на срочно созванном заседании Сената была утверждена установка арочных ворот на пути, по которому в Петербург будут прибывать гвардейские войска.
Проектировать триумфальную арку взялся архитектор Стасов В. П. – академик архитектуры Императорской академии художеств. Но поскольку времени оставалось мало, решили видоизменить въездные ворота у Калинкина моста, перестроив их и украсив скульптурным декором. Реконструкцию доверили Кваренги Д. – гениальному итальянскому зодчему, имевшему смелость ослушаться короля Италии и остаться в России в сложный для нее военный период.
Пилоны арки вместили названия всех воевавших гвардейских полков, а широкую аттику украсили признательной надписью на латинице и русском языке. С обеих сторон арки были выстроены зрительские трибуны. Для императорской семьи возвели специальные галереи.