Музей альфонса мухи
Содержание:
Кто же такой Альфонс Муха?
Альфонс Мария Муха родился в 19 веке в Чехии, а творческую карьеру художник начал с рисования театральных афиш в Австрии. Молодого человека заметила графская семья в Вене, глава которой стал спонсором обучения Мухи в Мюнхенской Академии искусств.
Муха прославился и во Франции: ныне он известен нам своими невероятно чувственными, сексуальными изображениями женщин, театральными плакатами и афишами, ювелирными украшениями и камеями в стиле модерн. Направление ар-нуво и Муха, как его представитель, заимствовали пластику у природных форм и округлых изгибов тела.
Воспевание чувственности, нежности, изящества женщины в различных ее ипостасях и является изюминкой живописи и графики Мухи.
Музей Альфонса Мухи в Праге
дворце Кауницкого
В собрании музея представлено более 100 произведений. Живописные работы, рисунки, пастели, литографии, фотографии, личные вещи
Особое внимание уделено произведениям наиболее известного, парижского периода творчества художника. В музее работает сувенирная лавка
Стоимость посещения музея:
- 180 крон — взрослые
- 120 крон — дети, студенты и пожилых людей старше 65 лет
- 490 крон — семейный билет (2 взрослых, 2 детей)
Адрес музея: Prague 1, Panská 7. Расположение на карте Праги:
Телефон: +420 221-451-333
Расписание работы: ежедневно с 10:00 до 18:00
Оцените работы художника в этой видеогалерее:
Небольшая путаница
Здание галереи называют по-разному: Дворец выставок в Праге, Ярмарочный дворец, Выставочнвй дворец или по чешски Národní galerie v Praze. Если вы едете на такси, то лучше назвать Veletržní palác (дворец Велетржни) место где находится коллекция современного искусства.
Если вы хотите увидеть здание-дворец, вроде дворца Кинских или Шварценбергский дворец, то вас ждёт разочарование.
Дворец Велетржни — современное здание в стиле функционализма. Построен в 1928 году и на тот момент был самым большим зданием в мире.
Картинная галерея
Картинная галерея занимает несколько этажей. Здесь выставлены работы чешских художников, шедевры прославленных мастеров Европы. Уникальную ценность представляют подборки французского и европейского искусства (Пабло Пикассо, Жорж Брак, Густав Климт, Альфонс Муха, Огюст Ренуар, Винсент Ван Гог).
Ф. Купка Осеннее солнце
Анри Руссо Автопортрет
Здесь же проходят временные экспозиции. Мы рады, что застали выставку скульптур Огюста Родена.
Огюст Роден Бронзовый век
Нам музей понравился: просторно, свободно, народу мало, кроме картин и скульптур есть медиа фильмы.
Славянская эпопея А. Мухи
Выставка Альфонса Мухи «Славянская эпопея» (Alfons Mucha: Slovanská Epopej) проходит на территории Veletržní palác.
В Праге картины этого художника можно увидеть в разных галереях. Есть и отдельный музей — музей А. Мухи.
Кроме того, работы художника часто путешествуют по разным странам и познакомиться с творчеством Мухи не представляет сложности. Но есть одно «но». Как правило, в мировых музеях можно увидеть небольшие по размеру картины и графические работы.
А одно из величайших творений А. Мухи — «Славянская эпопея» представляющая собой 20 монументальных полотен. Коллекция не должна разделяться — таково было главное требование художника.
Картины Славянской эпопеи долго не могли найти себе «дом». Ни одно из зданий Праги не могло их вместить.
Размеры (высота потолков) Выставочного дворца (Veletržní palác) позволяли разместить картины, и несмотря на это, пришлось провести реконструкцию части здания, чтобы Славянская эпопея смогла выглядеть эффектно, достойно и не страдать от температурных перепадов.
Коллекцию таких полотен перевозить крайне сложно, поэтому знатоки искусства специально приезжают в Прагу. Мы с Галей решили не упускать возможность.
Выставка очень интересная, впечатляющая масштабом картин и изображенными на них событиями. Это действительно «эпопея».
В залах есть удобные скамейки, где можно спокойно посидеть и не торопясь рассмотреть картины.
В первом зале «Славянской эпопеи» транслируется фильм о художнике.
Сколько стоит
- Взрослый: 300 крон
- Льготный: 150 крон
Вход на выставку находится на первом этаже. Жаль, что посетителей там немного, хотя славян в мире больше 300 миллионов.
Как добраться
- На трамвае
№№ 12, 17, 24, 53, 54, 91
Мы ехали на №24, который идет с улицы Vodičkova в центре Праги. Ехать нужно до остановки Veletržní palác. Трамвай останавливается прямо напротив дворца. - На автобусе
№156 до автовокзала Strossmayerovo náměstí - На метро
До станций Vltavská
Дворец Велертжни на карте
Рекомендуем всем, кто любит искусство, увидеть Славянскую эпопею Альфонса Мухи и побывать в Национальной галерее Праги.
Обзор секций музея
Художник с интересной фамилией за свою жизнь создал множество произведений, более 3000 из которых находятся в коллекции Muchovo muzeum. Выставочное пространство разделено на секций, в которых продемонстрированы:
- типография – плакаты, афиши, рекламки, обложки журналов и брошюры;
- живописные полотна;
- пастельные зарисовки и рисунки;
- наброски;
- малые скульптурные формы;
- книжные издания;
- ювелирные произведения.
В музее любопытному путешественнику покажут предметы, которыми пользовался художник в быту.
Первая секция: панно
Здесь представлены серийные работы: диптихи, триптихи, объединенные цикличностью декора и природной тематикой.
Вторая секция: Париж
В этой секции вы обнаружите изображения обворожительной Сары Бернар, ставшей музой художника в его парижский период. Плакаты отличаются нестандартным форматом и утонченностью, характерной для искусства Франции конца 19 века.
Третья секция: документы
Карандашные эскизы и рисунки были собраны Мухой в «Справочник для ремесленников». В пособие вошли фрагменты орнамента, наброски обнаженных фигур, варианты пластики и компоновки, идеи для столовых приборов, ювелирных изделий, текстиля, дизайна интерьеров.
Четвертая секция: чешские плакаты
Здесь представлены творения художника в период возвращения на родину – плакаты, проникнутые любовью к славянской мифологии и духом национального самоопределения. Не будем раскрывать интригу, скажем только, что по стилистике работы в этом зале существенно отличаются от парижских.
Пятая секция: полотна
Среди немногочисленных живописных картин художника – «Пророчица», «Зимняя ночь» и другие. Станковая живопись художника характеризуется филигранным сочетанием символизма и реализма.
Шестая секция: рисунки и пастель
Молниеносные наброски, выполненные в манере художника, относятся скорее к дизайну и демонстрируют мастерство Мухи-графика.
Седьмая секция: мастерская художника
Фотография в конце 19 века была «ленивым» способом запечатлеть натуру, но Муха даже из рабочих фотокарточек создал произведение искусства: атмосферные снимки мастерской, моделей, гостей студии, окружающих их предметов.
Музей Мухи в Праге стоит посетить не только тем, кто давно и прочно знаком с его творчеством, но и гостям города, впервые прикоснувшимся к тонкому искусству ар-нуво. В музее царит атмосфера изящества и свободы, красоты и всеобъемлющей любви: к миру, женщине, и, разумеется, искусству и природе, которые для Альфонса Марии Мухи всегда были неразделимы.
Часть III. «Documents décoratifs» («Декоративные документы»)
В 1902 году под названием «Documents décoratifs» Муха опубликовал 72 работы карандашом, оттенённом белилами, в качестве вариантов дизайнерских решений для применения в искусстве. В сборнике, объединяющем иллюзорный натурализм и абстрактные декоративные узоры, содержатся разнообразные орнаментальные и природные цветочные мотивы, этюды женских голов и акты. Очевидно, что сборником, предназначенным для создания эскизов украшений, мебели, посуды и бесчисленного количества иных предметов, связанных с интимностью домашней обстановки, Муха стремился продемонстрировать свой богатый опыт декоратора. Ведь особенно после его работы над Всемирной выставкой в 1900 году и интерьером ювелирного магазина Фукэ он перешёл от работы на плоскости к работе в пространстве. Он стремился создать всеобъемлющий образец нового стиля. Хотя искусство модерн к тому времени уже начинало сдавать свои позиции, нельзя не восхищаться не только мастерством Мухи-рисовальщика, но и его способностью охватить этим стилем целый мир предметов, словно наполненных силой живой природы.
Mucha Museum / Mucha Trust 2017
Часть VII. Мастерская и фотографии
Во второй половине XIX века в своей парижской мастерской на улице Валь-де-Грас Муха создаёт замечательный цикл фотографий своих моделей. Эти изображения идут значительно дальше традиционного для тех лет использования фотографии как дешёвого инструмента для создания этюдов, поскольку на них зафиксирована неповторимая атмосфера мастерской – очень своеобразного мира искусства. Именно в этой мастерской Муха принимал бесчисленных гостей из среды парижских литераторов, художников и музыкантов, здесь же показывались первые фильмы братьев Люмьер. Модели запечатлены в позах, которые Муха часто использовал на афишах в стиле модерн, а на заднем плане видны, помимо произведений самого Мухи, различные безделушки, сувениры с Востока, ткани, книги и мебель, частично сохранившаяся до наших дней. На выставке они использованы для создания небольшого образа мастерской. Выставленные фотографии – репродукции, отпечатанные с оригинальных стеклянных пластинок.
Предметы, представленные в этой части экспозиции, фотографии его творческой и семейной жизни, являют собой срез всего творчества Мухи. Немалый интерес представляет рисунок восьмилетнего Мухи («Распятие», 1868 г.), свидетельствующий о том, что ещё ребенком художник черпал вдохновение в фольклоре. Интересны и карикатуры времен обучения в Мюнхене, и иллюстрации для французских детских журналов. Следующая группа экспонатов относится к его декоративному стилю девяностых годов XIX века, здесь мы видим широту и разнообразие интересов художника – например, декоративное блюдо (1897), дизайн для вазы или ювелирного изделия (около 1900). Представлен здесь и, пожалуй, самый амбициозный проект Мухи – великолепная «Молитва Господня» («Le Pater», 1899). Патетика его исполнения связана и с представленными на экспозиции экспрессивными пастелями, и с единственной скульптурной работой Мухи «Обнаженная на скале» (1899). О поездках Мухи в Соединённые Штаты напоминают газетная вырезка и плакат выставки Мухи в Бруклинском музее (1921). О более позднем, патриотическом творческом этапе рассказывают наброски для интерьера Приматорского салона Муниципального дома в Праге (1910), известные дизайны чехословацких банкнот или дизайн витражного окна для собора св. Вита в Праге (1931). Не менее интересны и медали, предложенные Мухой чешской масонской ложе.
«Распятие» (1868)
Mucha Museum / Mucha Trust 2017
«Обнажённая на скале» (1899)
Mucha Museum / Mucha Trust 2017
«Молитва Господня» («Le Pater») – титульный лист и две следующие страницы
Альфонс Муха считал «Молитву Господню» одним из своих самых лучших произведений. Издано в Париже тиражом 510 пронумерованных экземпляров (390 на французском, 120 на чешском языке). Издатель – Henri Piazza, которому Муха и посвятил эту работу.
О «Молитве Господней» сам Муха писал: «В то время я увидел, что мой путь ведет в иное место, куда-то выше. Я искал, чем можно осветить самые дальние уголки. Поиски были короткими. Молитва Господня. Почему бы не выразить ее слова графическим образом?»
В «Молитве Господней» Муха разделил саму молитву на семь стихов. Каждому стиху Муха посвящает три страницы. На первой странице приводится стих на латыни и по-французски в декоративной композиции из геометрических и символических форм. На следующей странице Муха помещает свой комментарий к содержанию стиха, а первая цветная литера напоминает буквицу из средневековой рукописи. Третья страница посвящена одноцветному рисованному толкованию стиха Мухой. Эти иллюстрации отражают борьбу человека по пути из мрака на свет.
«Молитва Господня» («Le Pater») (1899)
Mucha Museum / Mucha Trust 2017
Биография
Альфонс Мариа Муха – известный чешско-моравский художник, иллюстратор и ювелирный дизайнер. Родился в небольшом городке недалеко от Брно. Всё детство посвятил занятию пением, также любил рисовать. После окончания школы хотел пробовал стать студентов пражской Академии искусств, но не смог хорошо сдать вступительные экзамены. Несмотря на это, художник не бросил рисование, и в 1879 году был приглашён в Вену на должность художника-декоратора в несколько мастерских.
После работал над дизайном дворцов и замков на территории современной Чехии и Германии. В конце 19 века переехал в Мюнхен, а ещё через два года – в Париж. В столице Франции он окончил две известные художественные академии. Судьба улыбнулась Альфонсу Мухе в 1893 году, когда он нарисовал афишу для театрального спектакля “Жисмонда”. Эта иллюстрация сделала его одним из самых востребованных и известных иллюстраторов в Париже.
Свою карьеру Альфонс продолжил в Америке, где на протяжении 5 лет работал преподавателем в университете Чикаго и создавал декорации для ведущих театров Нью-Йорка. В 1917 году он уезжает в Прагу, где создаёт почтовые марки, первые государственные банкноты и даже герб Чехословакии. Свою самую грандиозную работу – “Славянскую эпопею”, он завершил в 1928 году и подарил Праге.
К концу 30-ых годов творчество Альфонса начинает считаться устаревшим и слишком националистическим. Жизнь художника обрывается в 1939 году – после того, как Альфонса включили в список врагов фашистской Германии, его не раз вызывали на допросы и арестовывали. Вследствие этого он заболел пневмонией, от которой и погиб.
Экспозиция музея
Экспозицию музея Мухи в Праге можно разделить на несколько частей.
Афиши, созданные в Париже
Это самая популярная часть экспозиции. На большинстве афиш изображена Сара Бернар – известная французская актриса, которая играла в спектаклях множества театров. Ходили слухи, что Альфонса и Сару связывает нечто большее, чем рабочие отношения.
Настенные панно
Настенные панно Мухи подобны витражам – они такие же яркие, и, кажется, пропускают свет.
Эскизы, “набросанные” простым карандашом
Эскизы, созданные Альфонсом, тщательно прорисованы, и ничем не хуже, чем готовые работы.
Картины чешского периода
Картины чешского периода наиболее дорогие, и очень ценятся многими коллекционерами. Главная героиня таких полотен – всегда славянская девушка, стоящая посреди природы
Особое внимание Муха всегда уделял деталям: если присмотреться, то даже на самом простом полотне можно обнаружить много интересных элементов
Иллюстрации из книг
Это небольшие изображения, которые стоят в коробках по периметру всех залов. Тематика разнообразная: птицы, животные, цветы, луна и солнце, звёзды, и, конечно, девушки.
Обязательно загляните в мастерскую художника – это наиболее атмосферная и интересная часть музея. Здесь хранятся мольберт, кисти и мастихин, ранее принадлежавшие Альфонсу. Также тут можно найти фото натурщиц и записи на листках, сделанные мастером.
Музей Альфонса Мухи совсем небольшой, и на осмотр экспозиции уйдёт не более 30 минут. Туристы отмечают интересное описание картин и возможность посмотреть фильм о судьбе художника.
Узнайте ЦЕНЫ или забронируйте любое жилье с помощью данной формы
Полезные советы
Несмотря на высокую цену билетов (в большинстве музеев Праги стоит на 50-60 крон дешевле), туристы советуют всё же посетить это место. Эстетическое удовлетворение гарантировано.
- Интересно, что творения Альфонса можно увидеть не только в музее. Обязательно сходите к Салону Мэра в Общественном (Муниципальном) Доме Праги, расположенном на станции метро Náměstí Republiky. Фасад здания, а также потолки и стены некоторых помещений расписывал Муха.Общественный дом Праги
- В музее периодически проходят мастер-классы и временные выставки.
- В музее можно заказать экскурсию. Поскольку проходят они нерегулярно, необходимо договориться о встрече заранее. Стоимость – 500 крон (до 15 человек).
- В музее находится сувенирная лавка: здесь можно приобрести карточки с известными картинами художника и традиционные магнитики.
Музей Альфонса Мухи в Праге стоит посетить даже тем, кто не увлекается искусством: яркие и жизнерадостные полотна никого не оставят равнодушным.
Больше работ художника можно увидеть в видео.
Творчество и работы Альфонса Мухи
Живопись Альфонса Мухи, за исключением эпических полотен «Славянская эпопея», немногочисленна и практически неизвестна широкой публике. В основном это камерная жанровая и портретная живопись:
- «Женщина в красном», 1902
- «Мадонна в лилиях», 1920
- «Зимняя ночь», 1920
- «Портрет Ярославы», 1930
- «Женщина с горящей свечой», 1933
Цикл работ «Славянская эпопея»
Над живописным циклом «Славянская эпопея» Альфонс Муха работал с 1910 по 1928. 20 грандиозных полотен были переданы в дар Праге. Художник считал работу над этим циклом главным делом своей жизни. Часть картин из цикла:
- «Славяне на исконной родине»
- «Праздник в честь бога Свантовита»
- «Симеон, царь Болгарии»
- «Проповедь Яна Гуса в Вифлеемской капелле»
- «После Грюнвальского сражения»
- «Ян Амос Коменский — последние дни в Наардене»
- «Отмена крепостного права в России»
Литографии, афиши и плакаты
Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. С её помощью он достигал неповторимой игры фактур усиливающей художественную выразительность произведений, известных сегодня всему миру. Техника литографии позволяет тиражирование, при этом каждый оттиск сохраняет свою художественную оригинальность. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин.
- Афиши к спектаклям театра «Ренессанс», 1894-1900
- «Саломея» 1897
- «Времена года», серия 1896
- «Четыре цветка», серия 1898
- «Драгоценные камни», серия 1900
- «Принцесса Гиацинт», 1911
Ювелирные украшения
Создавая афиши для спектаклей, где блистала Сара Бернар, Альфонс Муха изображал на них необычные ювелирные украшения. В поиске новых форм, он изучал историю, фольклор.
Эти невиданные украшения привлекли внимание Жоржа Фуке, парижского ювелира. В результате счастливого сотрудничества двух талантливых художников на свет появились абсолютно новаторские произведения ювелирного искусства
Самое известное произведение ювелирного искусства, созданное по эскизу Мухи в 1899 – «Роза руки», золотой браслет в виде змеи, украшенный россыпью драгоценных камней. Впервые эскиз этого браслета появился на афише к спектаклю «Медея»
Работая над «Славянской эпопеей», он надеялся донести до сознания людей свою духовную составляющую, патриотизм, обеспокоенность будущим своего народа. Однако в истории искусств Альфонс Муха навсегда остался мастером совершенных форм.
достопримечательности Праги:
- Базилика Святого Георгия
- Базилика Святых Петра и Павла
- Валленштейнский дворец
- Вацлавская площадь
- Вифлеемская площадь
- Высокая синагога
- Вышеград
- Голодная стена
- Градчаны
- Дом Фауста
- Еврейская ратуша
- Еврейский квартал — Йозефов
- Жижковская телевизионная башня
- Завод Старопрамен
- Золотая улочка
- Карлов мост
- Карлова площадь
- Каролинум
- Клаусова синагога
- Клементинум
- Костёл Святого Духа
- Костел Святого Иосифа
- Костел святого Креста
- Костел святого Мартина в стене
- Кршижиковы фонтаны
- Летний дворец королевы Анны
- Лобковицкий дворец
- Майзелова синагога
- Мала Страна
- Малостранская площадь
- Марианская площадь
- Монастырь св. Агнессы Чешской
- Национальный Музей
- Национальный памятник на Виткове
- Национальный проспект
- Национальный театр
- Национальный технический музей
- Новоместская ратуша
- Новый Королевский город
- Общественный дом
- Остров Кампа
- Памятник Святому Вацлаву
- Памятник Францу Кафке
- Памятник Яну Гусу
- Парижская улица
- Пассаж «Люцерна»
- Петршин
- Петршинская башня
- Пинкасова синагога
- Площадь Крестоносцев
- Площадь Республики
- Площадь Юнгмана
- Пороховая башня
- Пражская Лорета
- Пражские куранты
- Пражские острова
- Пражский Град
- Пражский зоопарк
- Пражский музей пива
- Пражский фуникулёр
- Пругоницкий парк и замок
- Рудольфинум
- Скульптуры Давида Черны
- Славин
- Собор Девы Марии Торжествующей
- Собор Карла IV и Девы Марии
- Собор Святого Вита
- Собор Святых Кирилла и Мефодия
- Сословный театр
- Старая замковая лестница
- Старе-Место
- Старое еврейское кладбище
- Староместская ратуша
- Староместсткая площадь
- Староновая синагога
- Старый королевский дворец
- Страговский монастырь
- Танцующий дом
- Тынский храм
- Францисканский сад
- Храм Благовещения Пресвятой Богородицы
- Храм Девы Марии Снежной
- Храм Святого Франциска Ассизского
- Храм Святой Людмилы
- Целетна
- Церковь Пресвятого Сердца Господня
- Церковь Святого Игнатия Лойолы
- Церковь Святого Николая
- Церковь Святого Николая (Мала-Страна)
- Церковь Святого Якуба
- Церковь святой Екатерины
- Чернинский дворец
Section 7. Studio and Photographs
In the second half of the 1890s, Mucha made a remarkable set of photographs of female models in his studio in Rue du Val-de-Grâce in Paris. They by far surpass the standard contemporary use of photography as a cheap medium for preliminary studies as they capture the unique atmosphere of the entire studio, an artistic world in its own right. It was in this studio that Mucha entertained countless Parisian writers, artists, musicians and where he screened the first films by the Lumière brothers. In the background behind the models, whose poses are often reminiscent of the figures in Mucha’s Art-Nouveau posters, the artist’s own works can be found as well as various bizarre and oriental items and textiles, piles of books, and furniture, whose individual pieces have been preserved to today. They can be viewed in this exhibition arranged into a small studio setting. Exhibited photographs are reproductions from the original glass plates.
Exhibited pieces of this section presents a brief overview of Alphonse Mucha’s entire work through items and photographs of his artistic and family life. It includes an oddity, a drawing made by Mucha at the age of 8 (Crucifixion, 1868), which demonstrates his inspiration in folk art. Caricatures from his studies in Munich and illustrations for French children’s magazines are of interest. Another group of exhibits, related to the decorative style of the 1890s, suggests the scope and variety of his artistic activities, f.e. Decorative plate, 1897; Designs for a vase or jewellery, ca 1900; including an example from Mucha’s most ambitious book project, the exquisite Le Pater (1899). Related to its impassioned content are examples of expressive pastels and Mucha’s isolated sculptural work — Nude on a Rock, 1899. Mucha’s visits to the United States are documented by a news report and a poster for the Mucha Exhibition in the Brooklyn Museum (1921). His later, patriotic period of work is represented by the sketch for the Mayor’s Hall in the Municipal House in Prague (1910), the famous designs for Czechoslovak banknotes and the design for St Vitus’ Cathedral stained-glass window, Prague (1931). Insignia designed by Mucha for the Czech Freemasonry are also of interest.
Crucifixion (1868)
Mucha Museum / Mucha Trust 2017
Nude on a Rock (1899)
Mucha Museum / Mucha Trust 2017
Le Pater – title page and two subsequent pages
Mucha considered Le Pater (The Lord’s Prayer) to be one of his best works. It was printed in Paris in an edition of 510 numbered copies (390 in French and 120 in Czech) by Henri Piazza, to whom Mucha dedicated the work.
Mucha wrote of Le Pater: “At that time I saw my path as lying elsewhere, higher. I searched for a means that would spread the light to the remotest corners. I did not have to look long. The Lord’s Prayer. Why not render its text through images?”
In Le Pater, Mucha divided the prayer into seven verses. Each verse is analysed in a set of three decorative pages. On the first page, Mucha presents the verse in Latin and French in a decorative composition of geometrical and symbolic motifs. The second page renders Mucha’s commentary on the content of the verse, imitating medieval illuminated manuscripts in the colour decoration of the initial letter. The third page contains Mucha’s monochrome interpretation of the verse. These visionary illustrations represent man’s struggle on his path from the darkness into light.
Le Pater (1899)
Mucha Museum / Mucha Trust 2017