Михайловский замок

Легенда о начале строительства

В отличие от подавляющего большинства русских дворцов, имя замку дано не в честь его хозяина, места расположения или назначения, а в честь Архистратига Михаила, чья домовая церковь располагается в западной части дворца и предназначалась для совершения молебнов императорской семьей. Однако император Павел I распорядился именовать замок Михайловским уже с начала его строительства.

По легенде стоящему у Летнего дворца караульному явился окутанный светом юноша и попросил передать царю, что на этом месте должен быть построен императорский дворец. Весть о чуде дошла до Павла, который тут же распорядился начать строительство. Примечательно, что в деревянном Летнем дворце авторства великого Растрелли, который ранее находился на месте замка, будущий император родился. В подтверждение красивой легенды в нише у восстановленного Трехчастного моста можно обнаружить маленькую фигурку солдатика, попадание монеткой в которого, по слухам, приносит удачу.

История и мистика дворца

Построен дворец был по приказу императора Павла I, но прожил он здесь лишь 40 лет. Его убили в спальне замка собственные сподвижники. Надо сказать, император всю свою жизнь опасался покушений.

После смерти Павла замок стал заброшенным, в нем никто не жил. Вернее, замок не пустовал, но поселились там духи, а не люди. Можно верить, а можно нет, но даже эзотерики это подтвердили. И сейчас у многих, кто приезжает в Михайловский замок, открываются сверхординарные способности, люди начинают видеть призраков и предсказывать будущее.

Дворец назвали в честь архистратига Михаила. Павел считал архангела своим небесным покровителем и внутри замка построил домашнюю церковь в его честь. Строительством самого дворца должен был заниматься известный зодчий 18 века Василий Баженов, но в последний момент его отстранили от работы.

Император очень торопился построить дворец, словно предчувствуя беду. 6 тысяч человек сутками занимались его строительством. Интересно, что все градостроительные проекты в тот период были временно заморожены. Например, со стройплощадки Исаакиевского собора вывезли весь облицовочный мрамор, который понадобился для отделки императорского замка.

Спустя 18 лет после смерти Павла в замке разместилось главное инженерное училище.

Особенности строительства

До сих пор удивительно, как быстро возвели новый замок в Санкт-Петербурге. Инженерный замок уже через три года после закладки первого камня был освещен, а еще спустя год он уже распахнул свои двери для императора и его семьи. Поразительно, но за четыре года строительства рабочие успели закончить абсолютно все задуманное Павлом I. Но вот цена этих усилий бала непомерно высока.

Для того чтобы успеть закончить стройку в срок, император приказал брать материалы с других строительных объектов города. Сюда свозили мрамор, предназначенный для храмов и соборов, а подчас и снимали с них уже готовые украшения. Многие горожане считали это святотатством и прочили беду столь предприимчивому императору.

Количество рабочих было доведено до шести тысяч. Строительство не прекращалось ни днем, ни ночью. В темное время суток для освещения использовались факелы. Многие рабочие не выдерживали такого темпа, в связи с чем был высок уровень травматизма. Нередко травмы были смертельными.

Все, кто вынужден был вместе с Павлом I жить в новом замке, мучились от невыносимых холода и сырости. Из-за спешки рабочим не хватило времени высушить стены и, по воспоминаниям очевидцев тех событий, несмотря на огонь в камине на некоторых стенах лежал слой льда в несколько сантиметров. Однако сам император был счастлив и из окна спальни гордо взирал свое детище.

Литература

Послереволюционная литература

  • Памятники архитектуры Ленинграда. — 4-е изд. — Л.: Стройиздат, 1976. — С. 138—143.
  • Агаджанов М. Слово в защиту. Прошлое и настоящее Михайловского замка // Нева. — 1983.. — № 8.. — С. 180—184.
  • Бакланов П. Н. Прошлое Инженерного замка // Десять лет Ленинградской военно-инженерной школы. — Л., 1928. — С. 210—212.
  • Гримм Г. Г. Работы Росси по планировке окружения Инженерного замка // Архитектура и строительство Ленинграда. — 1946. — Вып. июнь. — С. 25—29.
  • Земцов С. М. Материалы для истории Инженерного замка // Архитектура СССР. — 1935. — № 9. — С. 63—70.
  • Кожин Н. А. Проект Михайловского замка В. И. Баженова // Доклады и сообщения филологического факультета МГУ. Вып. 1. М., 1946. С. 49-54.
  • Макагонова М. Л., Фролов В. А. Музей в Инженерном замке // Ленинградская панорама. — 1988. — № 8. — С. 18—21.
  • Медведкова О. А. Предромантические тенденции в русском искусстве рубежа XVIII—XIX веков. Михайловский замок // Русский классицизм второй половины XVIII — начала XIX века. — М., 1994. — С. 166—174.
  • Михайловская О. А. Новое об Инженерном замке // Архитектура и строительство Ленинграда. — 1950. — Вып. № 1. — С. 29—31.
  • Подольский Р. К вопросу об авторе Михайловского замка // Архитектура СССР. — 1940. — № 12. — С. 62—67.

Дореволюционная литература

  • Альбом Николаевского Инженерного Училища. — СПб., 1903.
  • Михайловский замок в Санкт-Петербурге в 1800—1801 гг. — Русская старина. — 1883. — Т. 39. — С. 443—474.
  • Инженерный замок// Воскресный досуг. — 1863. — T.1. — N 13. — C. 197—198.
  • История Инженерного замка, бывшаго Михайловского дворца// Строитель. — 1899. — N 13-14. — C.509-525.
  • Курбатов В. Хроника. Заметки о Петербурге XVIII-го в. Проект порчи Инженерного замка// Старые годы. — 1907. — N 7-9. — C. 446—450.
  • Лукомский Г. О перестройках Михайловского дворца, Инженерном замке и о постройке Дворца Искусств// Русская художественная летопись. — 1911. — N 7. — C. 101—104.
  • Памятка Михайловского, ныне Инженерного замка. — СПб., 1900.
  • Петров П. Сооружение Михайловского замка// Зодчий. — 1876. — n 2-3. — C.24-27.
  • Устинов М. Летний Елизаветинский дворец в Санкт-Петербурге в XVIII столетии// Древняя и Новая Россия . — 1876. — T.II. — N 6. — C. 174—177.
  • Шильдер Н. Михайловский замок и 8-е ноября 1800 года// Русская старина. −1900.- T.104. — N 12. — C. 611—614.

Легенды Михайловского замка

Трагическая судьба императора наложила темный след на историю замка, который долгие годы не использовался по назначению. Однако каждый, кто находился в нем хотя бы некоторое время, утверждал, что здесь творится нечто странное. До сих пор смотрители музея рассказывают о хлопающих дверях при закрытых окнах, голосах, шарканье ног и даже отражении Павла I, периодически возникающем в настенных зеркалах.

Именно эта история легла в основу произведения «Привидение в Инженерном замке» Лескова. Конечно, это всего лишь фантазия автора, но за десятилетия накопилось слишком много свидетельств людей, которые сами видели дух Павла I, печально бродящий по тому, что некогда было его любимым замком.

Предыстория

Участок земли, на котором и был построен нынешний дворец, сменил множество владельцев. Землёй в самом центре новой российской столицы владели многие именитые люди и влиятельные дворянские роды.

Палаты Корчмина

Генеральный план Санкт-Петербурга в 1720 году

Первые строения на Дворцовой набережной появились ещё в правление Петра I. На набережной разрешалось строить дома только флотских и армейских чиновников (среди них был ). С самых первых лет существования города (уже в 1710-х) были выстроены дома разных российских сановников. Землёй и домом в непосредственной близости от палат Корчмина владел управляющий воссозданным в 1701 году Монастырским приказом боярин И. А. Мусин-Пушкин, а также генерал-фельдмаршал князь В. В. Долгоруков.

Позже к ним присоединился майор Преображенского полка Василий Корчмин. В связи с родом деятельности и своим положением он имел полное право на землю в центре города. По всей видимости, Василий Дмитриевич приобрёл именно тот участок между Невой и Миллионной улицей, где впоследствии был возведён Ново-Михайловский дворец. В 1719—1732 годах под руководством архитектора Доменико Трезини были построены Палаты Корчмина.

Особняк Черкасского, «Миллионный дом»

В 1731 году Корчмин скончался, вследствие чего его имение было распродано по частям. Уже к 1740-м участок Кормчина был разделён на несколько частей. Одна из них принадлежала генералу-поручику М. Я. Волкову, другая находилась в собственности голландского посла. Третью приобрёл генерал-аншеф А. И. Ушаков, четвёртая была куплена князем А. М. Черкасским, бывшим с 1740 года канцлером Российской империи.

Черкасская Варвара Алексеевна

Однако при жизни князя до строительства дело так и не дошло. Алексей Михайлович умер в 1742 году, земля перешла по наследству его дочери. В 1745—1750 годах, по проектам казнённого в 1740 году архитектора Петра Еропкина, под руководством архитекторов Г. Д. Дмитриева и С. И. Чевакинского здесь были построены два (один со стороны Дворцовой набережной, другой — по Миллионной улице) трёхэтажных дворца на погребах с тремя ризалитами, соединённых двумя надворными флигелями. Здания были выполнены в стиле итальянского ренессанса с заметными вкраплениями барокко. Этот дворец известен, как Особняк Черкасского.

Несколько позже дочь Алексея Черкасского, , вышла замуж за Петра Шереметева. К 1748 году особняк стал владением графов Шереметевых Эта семья владела домом около 60 лет. К началу XIX века на участке уже располагался каменный особняк «на 84 покоя». В связи с расположением особняка по Миллионной улице, дворец стал известен как «Миллионный дом».

Департамент уделов

В 1797 году согласно закону об «Учреждении императорской фамилии» в целях скорейшей передачи части казённой земли на местах во владение императорской фамилии был организован Департамент уделов. В 1800-е годы Департамент уделов выкупил «Миллионный дом», а также соседние строения: дом банкира Ливио и здание городского ведомства. В связи с этим требовалось реорганизовать всё здание, приспособить жилые покои и парадные залы под нужды государственного учреждения. В —1809 годах особняк перестроили по проекту архитектора Андрея Воронихина. Примечательно, что зодчий решил сохранить структуру фасада, а не спроектировать новый.

В перестроенном здании появились специальные апартаменты для приезжающих в столицу весьма именитых персон. Интерьеры дома Департамента уделов отличались богатством и роскошью. Известно, что только на обустройство здания мебелью ушло 114 000 рублей. Во флигелях при здании департамента были размещены архив и типография учреждения, а также Землемерное училище. В апреле 1830 года на работу в департаменте приняли 21-летнего Николая Васильевича Гоголя. Поначалу он выполнял обязанности писца, затем стал помощником столоначальника. Рабочий день начинающего писателя длился 6 часов — с 9 утра до 3 вечера. Николай Васильевич прослужил в Департаменте уделов всего год (до 1831).

Значение Дворца в современном мире

История возникновения дворца начинается с рождения 10-го сына Павла I — Михаила в 1798 г. (отсюда и название – Михайловский). Как только маленький Михаил Павлович появился на свет, отец сразу принял решение о строительстве богатых хором для наследника. Деньги на строительство дворца начали откладывать сразу.

Однако, Царь так и не дождался начала возведения постройки, так как был убит. И только через 20 лет после смерти отца, старший сын Александр I приказал начать взведение здания. Для строительства был приглашен известный зодчий Карл Росси, который стал реализовывать планы династии Романовых в жизнь. Помогали ему известные скульпторы и художники.

Местом для возведения дворца была выбрана огромная пустая площадь, расположенная практически в центре Санкт-Петербурга. Достроилось здание в 1823 г., после чего еще в течение 2-х лет велись отделочные работы. Официальное открытие состоялось в конце августа 1825 г.

Михайловский дворец сейчас является не только основной частью Российского государственного музея в Санкт-Петербурге, но и располагается среди других, не менее величественных исторических достопримечательностей.

Архитектура и интерьеры

Если посмотреть на замок сверху, становится понятно, что назначение здания, в первую очередь, оборонительное. Это скорее крепость, чем резиденция венценосной семьи. Здание замка квадратное, со скругленными углами, внутренний двор представляет собой вписанный в квадрат восьмиугольник. Расположен дворец на слиянии рек Мойки и Фонтанки, во время строительства две оставшиеся стороны были отделены от суши специально прорытыми Церковным и Вознесенским каналами, создав тем самым искусственный остров. Соединяет замок с сушей похожий на трезубец гранитный Трехчастный мост.

Примечательны и фасады дворца – ни один из них не похож на другой, при этом каждый служит своей цели и гармонично вписывается в окружающее пространство. Северный фасад выходит на Летний сад и Марсово поле, то есть является парковым. Это отражено в богатстве украшения аттика, широкой лестнице, декорированной скульптурами, а также мраморной колоннадой. Противоположный ему Южный фасад является главным входом, чем обусловлена репрезентативность этой стороны здания. Центральная часть выложена серым мрамором, приподнятый портик украшают парные колонны из мрамора и обелиски в виде рыцарских доспехов. Одноименную площадь перед замком украшает памятник конному Петру I с надписью «Прадеду правнук». На фасаде можно прочесть «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ».

Этот немного переиначенный библейский текст породил легенду, о которой будет рассказано дальше. Восточный и Западный фасады являются второстепенными по отношению к двум главным фасадам Михайловского замка. Западная сторона является церковной, в центре ее вздымается купол и золотой шпиль церкви Архистратига Михаила. Наконец, самый скромный, Восточный фасад выходит на набережную Фонтанки и имеет симметричную апсиду с куполом и флагштоком, на котором поднимался штандарт во время нахождения в замке его владельца. В округлом выступе располагался Овальный зал.

Архитектурным стилем дворца принято считать романтический классицизм. Внутреннее убранство дворца было роскошным, как и подобает статусу его владельцев. В отделке использовано много мрамора, стены украшали картины и скульптуры известных мастеров. В комплекс Михайловского замка входит целый ряд строений, помимо самого дворца. Если повернуться спиной к его главному фасаду, перед нами окажется площадь, ранее служившая военным плацем и называвшаяся площадью Коннетабля, с памятником Петру I по центру. От суши ее также отделяли рвы, соединенные с сушей подвесными мостами, тщательно охранявшимися.

По периметру площадь была укреплена пушками и бастионами и представляла собой вторую линию фортификационных укреплений замка. Сразу у конца площади с двух сторон можно увидеть трехэтажные западный и восточный павильоны Кордегардий, в которых размещался охранный караул. Затем начинается Кленовая аллея, в длинных сооружениях с двух сторон которой ранее располагались конюшни и здание манежа, также авторства В. Бренна. Наконец, выход из комплекса и вход в него осуществлялся через трехпроходные ворота, центральная часть которых предназначалась для венценосной семьи, остальные для других посетителей. Они, к сожалению, не сохранились до нашего времени.

Представив полную картину замкового комплекса, становится понятно, насколько это здание необычно для Санкт-Петербурга и какую сложную задачу удалось выполнить его создателям, органично вписав замок в городской ландшафт.

Краткая информационная справка

Инженерный замок в Санкт-Петербурге стал музеем не так давно. Лишь пятнадцать лет назад он был открыт для посетителей после реконструкции, однако восстановлена только часть залов. Притом их изначальное убранство утеряно безвозвратно и мастера в процессе реконструкции придали им только некое подобие их былой мимолетной роскоши.

Идейным вдохновителем создания Инженерного замка был император Павел I, который вступил в свои законные права лишь в сорок два года. Его судьба является одной из самых трагичных страниц в истории рода Романовых. Отец будущего императора был убит с благословения своей же жены – Екатерины II. Это наложило серьезный отпечаток на характер молодого человека, который, возможно, старался защитить себя, поселившись за толстыми замковыми стенами, отделенными от остального мира мостами и рвами с водой. Поразительно, но после достижения совершеннолетия мать не передала своему сыну власть. Она по-прежнему управляла империей, а он был полностью изолирован от всех государственных дел. И лишь ее смерть вернула на трон законного наследника.

Удивительно, но император очень торопился править. Он будто предчувствовал свою смерть и издавал один указ за другим. Через двадцать дней после смерти матери он уже приступил к строительству замка, куда смог переехать с семьей уже через четыре года. Эти сроки небывало рекордные для восемнадцатого века, а само строительство Инженерного замка обошлось казне в шесть миллионов рублей. В восемнадцатом столетии это было самое дорогостоящее сооружение.

Что же такого особенного в этом замке? Почему он столь таинственен и загадочен? И что за злой рок навис над ним? Давайте разбираться в этом вместе.

Интерьеры

Внутреннее обустройство резиденции гармонично сочеталось с внешним обликом. В интерьерах сооружения, выполненных в стиле классицизм, присутствовали отсылки к рококо, готике, восточному искусству. Снос старых стен и некоторых перекрытий позволил создать более просторные дворцовые залы и комнаты. Немалая часть оригинальной отделки сохранилась до наших дней. Росписи залов, комнат и помещений выполнили художники М. А. Зичи и Н. И. Тихобразов.

Первый этаж

На первом этаже размещён парадный вход (главный вестибюль, парадная лестница), а также личные покои великокняжеской фамилии (будуар, баня, ванная комната, кабинет). Стены личных помещений были затянуты узорной тканью, потолки и падуги украшены лепниной. Все комнаты оборудовали каминами. Кабинет великого князя был роскошно обустроен. Стены комнаты отделали панелями из орехового дерева, имелся резной (тоже ореховый) камин.

Среди жилых помещений особо выделяется предназначенная для водных процедур комната «с бассейном». Бассейн, представлявший собой углубление в полу, до нашего времени, ввиду своей ограниченной функциональности, не сохранился. Стены облицевали розовым искусственным мрамором, обрамлённым деталями из зелёного мрамора. Каменные блоки были разделены также мраморными каннелированными пилястрами дорического ордера. Фриз составляли барельефы, на которых были запечатлены античные сценки и герои. Двери оформили позолоченными фигурами дельфинов.

Парадный вход представлен главным вестибюлем и парадной лестницей. Главный вестибюль (также известен как приёмный зал) украсили 8 колоннами и 18 пилястрами из серого гранита, увенчанными белыми ленными капителями. Парадную лестницу сложили из мрамора и обрамили чередой зеркал. На втором этаже одна из стен лестницы была стеклянной, и сквозь неё был виден зимний сад. Лестница вела на второй этаж, к анфиладе прочих парадных помещений. Зимний сад занимал место на первом и втором этаже под домовой церковью.

Интерьеры первого этажаВсе фотографии относятся к 1903 году.
Кабинет великого князя Михаила Николаевича Приёмная великого князя Главный вестибюль (приёмный зал) Парадная лестница

Второй этаж

На втором этаже располагались помещения парадной анфилады. Здесь обустроили гостиные (жёлтая, белая, малиновая), приёмную, дубовую столовую, а также банкетный, танцевальный и зелёный залы. В столовой был установлен высокий камин, отделанный резным дубом и украшенный гербом великого князя. Стены комнаты затянули тиснёной кожей, облицевали всё тем же резным дубом. Гостиные исполнены наряднее. Стены затянуты уже шёлковой штофной тканью. Потолки были украшены позолоченной лепниной. Наборные паркеты и двери изготовили из разных ценных пород дерева. Над мраморными каминами повесили заключённые в резные рамы зеркала.

Представляет определённый архитектурный интерес двусветный зелёный зал, весьма живописно декорированный и украшенный лепниной. Однако самыми пышно и роскошно обустроенными помещениями по праву считаются двусветные танцевальный и банкетный залы. Архитектором применяется один для обеих парадных комнат приём. По периметру стен двух залов были сооружены двухъярусные колоннады, выраженные белыми каннелированными колоннами коринфского ордера.

Интерьеры второго этажаВсе фотографии относятся к 1903 году.
Дубовая столовая Белая гостиная Зелёный зал Танцевальный зал Банкетный зал
Эскиз росписи свода церкви, сделанный А. Е. Бейдеманом

Церковь во имя Архангела Михаила

Церковь во имя Архангела Михаила располагалась на третьем (верхнем) этаже дворца, прямо в середине фасада сооружения и была домовой церковью великокняжеского семейства. Снаружи она была увенчана одной позолоченной главкой, бывшей самый высокой точкой дворца. Церковь освятили 9 декабря 1861 года во имя архангела Михаила — покровителя великого князя. Росписи стен и свода церкви были выполнены в псевдорусском стиле «золотыми арабесками по голубому фону». А. Е. Бейдеман написал образа для иконостаса, оформил плафон.

В 1917 году во время Октябрьской революции помещения были национализированы, а церковь на волне антирелигиозной политики закрыли. До наших дней ни образа, ни росписи не сохранились. Позолоченная главка отсутствует.

Замок в настоящее время

Целых двести лет в стенах замка находились самые разные учебные заведения, а потом даже размещались ведомственные учреждения и простые жилые квартиры. Все художественные ценности были вывезены. После войны в замке велись поиски христианских реликвий Мальтийского ордена. Но ничего найти не удалось. Дело в том, что не оказалось чертежей таинственных подземелий замка. Архитекторы, участвовавшие в его строительстве, покинули Россию после гибели императора, уничтожив все имеющиеся документы. Кстати, группа ученых, работавших в замке, также зафиксировала многочисленные аномальные явления.

И кто знает, что было бы со строением, если бы 1991 году часть дворца не была отдана Русскому музею. А в 1995 году экспозиции музея заняли уже все здание. После этого стали проводиться регулярные экскурсии в Михайловском замке. В здании были проведены восстановительные работы, в ходе которых возродили подлинные исторические интерьеры, мраморные статуи и пророческую надпись на фасаде из сорока семи букв, которая стала роковой для Павла Первого.

Торжественное открытие комплекса состоялось в 2003 году. С тех пор здесь проводятся регулярные экскурсии. В Михайловском замке располагаются фонды самого популярного и таинственного музея в городе. В числе постоянных экспозиций находятся: «Античные сюжеты русского искусства», «История Михайловского замка и его жителей», «Творения русских художников». А в преддверии Нового года юные гости могут посетить елку в Михайловском замке. Дети остаются довольны посещением праздничных утренников. Ведь на настоящем балу можно почувствовать себя принцессой или принцем, особенно когда он проходит в столь необычном и таинственном месте.

Выбор места для строительства

Место для строительства Михайловского замка в Санкт-Петербурге было выбрано неслучайно. Вообще, дворец является самым ярким представителем эпохи Павла Первого. Легенда гласит о том, что одному из караульных здесь явился архангел Михаил. Именно по этой причине именем святого была вначале названа домовая церковь, а позднее и новый дворец.

Кстати, здание построили не на пустом месте. Ранее на этом же самом месте находился летний дворец, построенный самим Растрелли по велению императрицы Екатерины ІІ. В 1754 году в летней резиденции появился на свет наследник – Павел Петрович. Сама же Екатерина Вторая вскоре предпочла для проживания Царское село. Летний дворец стал постепенно ветшать и был передан на временное пользование Григорию Орлову, а позднее — Григорию Потемкину. В 1796 году было принято решение сломать резиденцию.

Одна из легенд гласит, что караульный увидал у Летнего дворца человека, появившегося из ниоткуда. Фигура была озарена сиянием. Человек велел построить на месте летней резиденции дворец в честь архангела Михаила. Говорят, часовой поведал историю императору, который решил исполнить повеление святого. По велению Павла Первого здание должно было быть неприступным и удобным для проживания всей императорской семьи. В память о явлении святого был воздвигнут памятник у Михайловского замка в виде фигуры солдата в нише.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector