Новороссийск (линкор)
Содержание:
- Служба[править | править код]
- Служба
- Боевая эффективность
- Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
- За и против
- Примечания
- История и служба
- Общие сведения
- Модули
- Строительство[править | править код]
- definition — Михаил_Кутузов_(крейсер)
- Михаил Кутузов (крейсер)
- История строительства
- Служба
- Модернизации и переоборудования
- Конструкция[править | править код]
Служба[править | править код]
9 мая 1982 года корабль участвовал в параде на рейде Севастополя.
24 ноября 1982 корабль включен в состав ТОФ и началась его подготовка к переходу к месту постоянного базирования. 24 декабря экипаж сдал все курсовые задачи, и «Новороссийск» был зачислен в состав кораблей постоянной готовности.
С 14 мая по 7 июня 1983 года переход в Североморск в составе группы. Далее принял участия в учениях Северного флота.
С 17 октября 1983 года по 27 февраля 1984 года в составе группы совершил переход вокруг Европы, Африки и Азии во Владивосток. По ходу следования совершил заходы в Луанду (Ангола), Викторию (Сейшельские острова), Мапуту (Мозамбик), Мадрас (Индия). Во время перехода выполнено около 600 вылетов, в том числе с испытательными целями. По завершению перехода командиру авиагруппы полковнику Чурилову было присвоено звание Героя Советского Союза
В 1984 году участвовал в учениях «Голубая стрела» и «Длинная осень».
В марте-апреле 1985 года участвовал в учениях Тихоокеанского флота в районе Гавайских островов.
В 1986 году проводился частичный ремонт на «Дальзаводе», бухте Золотой рог города Владивостока, затем в плавдоке.
12—16 мая 1988 года нанёс визит в город Вонсан (КНДР).
В 1988—1990 годах прошёл средний ремонт на «Дальзаводе».
Последний поход состоялся в мае 1991 года.
В июле 1991 года вышел приказ Командующего ВМФ СССР о приостановке эксплуатации самолётов Як-38.
Всего за время службы с палубы корабля было совершено 1900 взлётов самолётов и 2300 — вертолётов.
Из-за сокращения финансирования в 1991 году корабль был поставлен на отстой в бухте Разбойник близ острова Путятина Приморского края. В январе 1993 года на корабле произошёл пожар. Был поставлен в док где были сняты гребные винты и заварены кингстоны и только после этого он был отбуксирован в бухту Постовая Хабаровского края, но 30 июня 1993 года было принято решение об исключении из состава ВМФ.
6 октября 1994 года, между ЦУМР и ВЭС (Центральное управление материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Минобороны) и южнокорейской компанией «Янг Дистрибьюшн Компани» (Young Distribution Corp), при посредничестве фирмы «Компас», были заключены контракты 148/8/11014051 и 148/8/11014049, в соответствии с которыми были проданы ТАВКР «Минск» и «Новороссийск», за 4,583 миллиона и 4,314 миллиона долларов США соответственно.
«Новороссийск» в 1997 году был разобран на металлолом в городе Пхохан, Южная Корея.
Служба
Нанёс визиты в Румынию в 1955 году, Сплит (Югославия) в 1956 и 1964 годах, Дуррес (Албания) в 1956 и 1957 годах и в Варну (Болгария) в 1964 году, в Алжир в 1968 году. В июне 1967 года, находился в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта, а в период с 1 августа по 31 декабря 1968 года — вооружённым силам Сирии.
Во время взрыва линкора «Новороссийск», «Михаил Кутузов» оказался ближайшим судном к линкору. Из 93 человек аварийно-спасательной команды, посланной с крейсера для оказания помощи экипажу «Новороссийска», погибло 27 матросов.
В 1961 году на крейсере проходили съёмки фильма «Увольнение на берег». По воспоминаниям Владимира Высоцкого, игравшего в фильме эпизодическую роль и проведшего месяц на крейсере, в том же году на «Кутузове» побывал с визитом Юрий Гагарин.
В 1987 году переведён в резерв ВМФ. Исключен из состава Военно-морского флота 3 июля 1992, находился на отстое в Севастополе, властями рассматривался вопрос о создании на нем музея или продаже на слом. 23-25 августа 2001 был передислоцирован в Новороссийск и вошёл в состав Новороссийской военно-морской базы, войсковая часть 99005.
28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей.
С начала первого похода прошел 211900 миль.
На крейсере находится филиал музея Военно-Морского флота, в данный момент функционирует, проводятся экскурсии.
Боевая эффективность
Схема бронирования:
700px
bottom
Толщина брони, мм:
1
Толщина брони, мм:
Подробнее
Слой брони | Бронирование, мм | |
---|---|---|
Обшивка | 26 | |
Носовой бронепояс | 26 | |
Палуба | Оконечности | 26 |
Центральная часть | 26 |
2
Толщина брони, мм:
Подробнее
Слой брони | Бронирование, мм |
---|---|
Надстройки | 16…20 |
Боевая рубка | 130 |
3
Толщина брони, мм:
Подробнее
Слой брони | Бронирование, мм |
---|---|
Носовой траверс | 26 |
Кормовой траверс | 26 |
Борт | 26 |
Палуба | 26 |
4
Толщина брони, мм:
Подробнее
Слой брони | Бронирование, мм | |
---|---|---|
Башни ГК | Лоб | 175 |
Бок | 175 | |
Тыл | 100 | |
Крыша | 75 | |
Барбеты | 130 |
5
Толщина брони, мм:
Подробнее
Слой брони | Бронирование, мм |
---|---|
Носовой траверс | 120 |
Кормовой траверс | 100 |
Борт | 26…100 |
Палуба | 50 |
Общая
1
Обшивка
2
Надстройки
3
Служебные помещения
4
Установки ГК
5
Цитадель
Достоинства и недостатки:
Достоинства:
- хорошая дальность стрельбы;
- хорошее ПВО вооружение;
- наличие снаряжения «Дымогенератор».
Недостатки:
слабое бронирование.
Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
Для управления огнем ГК служила система ПУС «Молния АЦ-68-бис». Система ПУС «Молния АЦ-68-бис» была разработана в 1949 г.
В штатном режиме данные о цели и падении своих залпов поступали на счетные приборы от РЛС «Залп», а о параметрах движения своего корабля от датчиков лага «Гаусс-50», носового, кормового и центрального гиропостов, носового и кормового постов «Компонент».
РЛС «Залп» обеспечивала обнаружение надводных целей на больших дальностях и высокую точность определения их координат. Станция предназначалась для обеспечения стрельбы главным и универсальным калибром, выдавая данные по дальности цели, курсовому углу и отклонению точек падения снарядов от цели по всплескам. Антенна станции была стабилизирована в трех плоскостях и позволяла удерживать радиолокационный контакт с целью на волнении моря до 6 баллов. РЛС имела систему автоматического сопровождения целей по двум координатам и обеспечивала корректировку стрельбы по всплескам.
Торпедным вооружением корабля управляла система ПУТС «Сталинград-2Т-68-бис», сопряженная со специальной торпедной радиотехнической станцией «Заря» и универсальным торпедным прицелом.
За и против
Небольшая подлодка противника теоретически могла проникнуть в бухту: из-за халатности вход в ночь трагедии не был перекрыт. Корабли дивизии охраны водного района в нужном месте отсутствовали, сетевые ворота были распахнуты, а шумопеленгаторы бездействовали. Все так. Но послать диверсантов — это одно, а отправить в бой субмарину НАТО — совсем иное. В случае провала последствия для Италии были бы крайне скверные.
Диверсанты — теоретически могли. Советских не рассматриваем ввиду явной бредовости версии. Да, у адмирала Флота Советского Союза (эквивалент званию «маршал») Кузнецова не складывались отношения с Жуковым и с Никитой Хрущевым. Да, в декабре 1955 года из-за гибели линкора «Новороссийск» Кузнецова сняли с должности.
Но невозможно представить ситуацию, при которой недруги адмирала пошли бы на такие жертвы среди своих.
Вина англичан тоже не выдерживает критики. Им-то это зачем? Только потому, как пишут в Интернете, что линкор мог стрелять из орудий ядерными снарядами по Британии?
100 лет назад в Мурманске высадился первый десант интервентов
У итальянцев мотивы были. Особенно упорно подозревали диверсантов князя Боргезе. В 1949 году он вышел из тюрьмы (сидел за военные «подвиги»). Кстати, на свободу князя выпустили в том числе и благодаря хлопотам русской жены. Слыл непримиримым антисоветчиком и виртуозом диверсий. Лично его вина во взрыве бомб в послевоенной Европе не доказана, но его люди были замешаны в громких терактах. Такой человек мог попытаться уничтожить линкор, «захваченный» русскими. И даже без приказа, по своей инициативе. Но как собрать отряд, найти сумасшедшего капитана судна, который их высадит в море у Севастополя, а главное — как под водой доставить в советский порт тонну взрывчатки?
«Заминированный» корабль. Эту старую версию недавно озвучил украинский генерал Игорь Романенко. В контексте: нельзя принимать из Крыма украинские корабли, т.к. россияне «могут заложить скрытые заряды, как это делали немцы и итальянцы».
«Паранойя» — лаконичный ответ российских военных.
А применительно к «Новороссийску» такая закладка невозможна, иначе при подрыве края пробоины были бы загнуты во вне. А не наоборот, как это имело место.
Мина. И до подрыва линкора, и после на дне бухты находили немецкие донные мины типа LMB и RMH. Для понимания: LMB — вес 986 кг; заряд взрывчатки — 690 кг; корпус — алюминий или пресс-штоф (в Севастополе находили только мины с корпусом из алюминия). Видит цель на дистанции до 35 метров.
Но ее аккумулятор, без которого не может работать магнитно-акустический взрыватель, должен был умереть через несколько лет. Так как заложить мину в Севастопольскую бухту немцы могли не позже 1944 года (при отступлении). Но как объяснить, что ее батарея продержалась до 1955-го?
Но без загадок жизнь скучна. И если мина погубила линкор, то можно не воспринимать диверсантов князя Боргезе в качестве суперменов, для которых не было невыполнимых миссий. А значит, перестанем наконец-то делать рекламу фашизму и фанатикам. Все польза.
Досье «РГ»
Князь Юнио Валерио Боргезе — создатель диверсионной «10-й флотилии» ВМС Италии. Был женат на прапраправнучке Александра I — графине Дарье Олсуфьевой. Дарья родила ему четверых детей. Диверсанты Боргезе потопили более 30 кораблей, в основном британских. Его «10-ю флотилию» в 1945 году расформировали, Боргезе приговорили к пожизненному заключению. Вышел на свободу в 1949 году. Умер в 1974-м в Кадисе, Испания.
Из истории катастроф
— 20 октября 1916 года на дредноуте «Императрица Мария» по неустановленным причинам взорвались пороховые погреба, корабль затонул -225 погибших, сотни изувеченных. Погибла «Мария» в той же Севастопольской бухте, что и «Новороссийск» — вот и простор для фантазии любителей мистики.
— 7 ноября 1941 года немецкий торпедоносец атаковал в Черном море теплоход «Армения». Судно затонуло за четыре минуты. В живых остались всего 8 пассажиров. О числе погибших историки до сих пор спорят, называя цифры от 4,5 тыс. до 10 тыс. Погрузка на «Армению» шла в спешке, списков не было. Перевозили раненых, медперсонал 23 госпиталей, сотрудников «Артека».
Примечания
- Скорость боевого экономического хода — 18,3 узла.
- Приведена дальность плавания боевым экономическим ходом (18,3 узла).
- Без учёта авиагруппы.
- Авиагруппа включала в себя 36 самолётов и вертолётов в любых сочетаниях; в таблице приведён один из типовых вариантов.
- В честь советского города, расположенного на побережье Чёрного моря. Во время Великой Отечественной войны, в 1942-1943 годах, под Новороссийском и в черте города разыгрались ожесточённые бои. За мужество его защитников Новороссийску впоследствии было присвоено звание «город-герой». Первым кораблём с этим именем был линкор (бывший итальянский Giulio Cesare), полученный в 1948 году Советским Союзом в счёт своей доли при разделе итальянского флота между странами-победительницами.
- Подобные обтекатели и выравнивающие устройства в ходе службы получили также однотипные крейсера «Киев» и «Минск»; на «Новороссийске» они были предусмотрены ещё при постройке.
- На «Киеве» и «Минске» для показа художественных фильмов использовали обычный кинопроектор, полотняный экран для которого натягивали прямо над полётной палубой — там хватало места, чтобы в импровизированном «кинозале» под открытым небом смогли бы разместиться все свободные от вахт.
- Дата инцидента с ЭМ УРО «Джон Роджерс» — 19 мая 1983 года — приведена по книге Бабича «Наши авианосцы» (автор книги сам был свидетелем инцидента на борту «Новороссийска» и опирался на свои дневниковые записи). Сайт «Крейсерская слава» (kreisers.narod.ru) утверждает, что данный инцидент произошёл 25 мая.
- Бурунная мишень — первоначально надувная из прорезиненной ткани, позже металлическая конструкция бочкоообразной формы. Притапливается позади корабля и буксируется за ним на длинном тросе, создавая видимый на поверхности бурун; служит для отработки практической стрельбы и бомбометания палубной авиации.
- «Интрудеры», по всей видимости, имитировали бомбометание по «Новороссийску» (согласно описанию очевидцев — заходили пикированием со стороны солнца); советские моряки обнаружили их ещё на подходе, так что «гостей» перехватила и сопровождала дежурная пара Як-38 с ракетами «воздух-воздух». Безусловно, инцидент с гибелью двух человек экипажа «Интрудера» был тогда предметом разбирательства между советским и американским руководством, но повода обвинить в чём-то советскую сторону у американцев не было — с учётом показаний экипажа ведущего самолёта и данных с бортовых самописцев, выловленных из воды советскими моряками и переданных в США.
- Самолёт, далеко отклонившийся от гражданских коридоров, был опознан как разведчик и сбит советским истребителем ПВО.
- Скорее всего, на самом деле это был спасательный Ка-27ПС: вертолёт Ка-32 представляет собой его гражданский вариант. Цитата из газетной публикации, так что слова о «полном вооружении» вполне мог добавить журналист при пересказе слов собеседника.
- Цитируется по публикации в газете «Известия» начала 1990-х годов.
- 8 штурмовиков Як-38, 3 штурмовика Як-38М, 1 учебный Як-38У; летали и обеспечивали полёты на борту 85 человек из состава 311-го во главе с командиром полка подполковником Чуриловым.
- 2 вертолёта радиолокационного дозора и целеуказания Ка-25Ц, 14 противолодочных Ка-27ПЛ, 2 поисково-спасательных Ка-27ПС; летали и обеспечивали полёты вертолётов на борту 113 человек из состава 710-го .
- Для вертолётов полёты ночью с палубы к тому времени уже давно стали нормой, но самолёты Як-38 до 1983 года выполняли ночные полёты только с наземных аэродромов.
- Сценарий учения отчасти повторял известное нападение японцев на Пёрл-Харбор — «день позора» американского флота.
История и служба
Самой известной достопримечательностью города Новороссийска по праву считается крейсер-музей Михаил КутузовВ недалёком прошлом, был одним из самых сильных и хорошо вооружённых кораблей на Черноморском побережье. На данный момент крейсер встал на свою вечную стоянку в порту и функционирует как музей.
Крейсер построен по проекту 68-бис (классификация НАТО), одному из первых проектов, реализованных после Второй Мировой Войны. Крейсера вошли в топ 10 самых лучших боевых кораблей мира XX века и положили начало создания в СССР океанского флота. Это первые боевые корабли страны, которые вышли за пределы омываемых морями территории Советского союза.
Корабль был создан третьим по счёту кораблём в городе Николаеве на судостроительном заводе имени Н.И. Носенко следом за крейсерами «Адмирал Нахимов» и «Дзержинский». Построили его всего лишь за год, а спустя два года на нём торжественно подняли флаг, и зачислили в Краснознамённый Черноморский флот. Первым начал выполнять задания по боевой службе в Средиземном море и Атлантике, совершив в общей сложности 15 дальних походов. На крейсере подготавливались будущие командиры флотилий. С корабля выпустились примерно 70 капитанов первого ранга и около семнадцати адмиралов. А сколько с дружеским визитом заходил в иностранные порты во время дипломатических миссий, не счесть! Ладно, хватит историй, вперёд гулять по крейсеру!
Общие сведения
«Новороссийск» — линкор Черноморского флота ВМФ СССР, построен в итальянском городе Генуя на верфи «Ansaldo», спущен на воду в 1911 году, вошел в состав ВМС Италии под именем Giulio Cesare в 1914 году.
В феврале 1949 году корабль был передан СССР согласно соглашению о разделе итальянского флота, принятому после капитуляции Италии в 1943 году. В период с 1949 по 1955 годы линкор неоднократно вставал на ремонт, был выполнен значительный объем работ по замене и модернизации вооружения и оборудования корабля. После приведения в надлежащее состояние линкор длительное время использовался в качестве флагманского корабля. 29 октября 1955 года затонул на севастопольском рейде в результате взрыва. В катастрофе погибло 829 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры.
Модули
Максимальная скорость хода(уз) | (опыт) | () | ||
---|---|---|---|---|
ЭУ 121 000 л.с. | 33 |
Скорострельность(выст./мин) | Время перезарядки ТА(с) | Время поворота на 180°(с) | Максимальный урон(HP) | Скорость хода торпед(уз) | Дальность хода торпед(км) | (опыт) | () | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
53-51 | 0,5 | 131 | 7,2 | 14 400 | 60 | 8 |
Скорострельность(выст./мин) | Время поворота на 180°(с) | Максимальное рассеивание(м) | Максимальный урон ОФ снарядом(HP) | Вероятность поджога при попадании в цель ОФ снарядом(%) | Максимальный урон ББ снарядом(HP) | (опыт) | () | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
152-мм/57 МК-5-бис | 7,5 | 25 | 164 | 2200 | 12 | 3300 |
Боеспособность(HP) | Башни главного калибра(шт.) | Башни вспомогательного калибра(шт.) | Точки ПВО(шт.) | Торпедные аппараты(шт.) | Вместимость ангара(шт.) | (опыт) | () | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Михаил Кутузов | 40 700 | 4 | 6 | 16/6 | 2 |
Увеличение дальности стрельбы(%) | Максимальная дальность стрельбы(км) | (опыт) | () | ||
---|---|---|---|---|---|
СУО VIII мод. 1 | 19,1 |
Строительство[править | править код]
Строился с 1975 по 1978 год в верфи в Николаеве (Черноморский судостроительный завод, директор А. Б. Ганькевич).
30 сентября 1975 года состоялась закладка корабля С-103 на стапеле «0» Черноморского судостроительного завода.
26 декабря 1978 года корабль был торжественно спущен на воду для достройки на плаву.
В процессе постройки корабля проект несколько раз пересматривали. Перепланировка в общей сложности затронула около тысячи корабельных помещений, что составляет 40 %. В частности, было решено разместить на корабле в составе авиагруппы совершенно новые СВВП Як-41, для эксплуатации которых были смонтированы три газоотводящих устройства. В конце концов, согласно совместному решению МАП, МСП, ВМФ и ВВС СССР от 10 октября 1979 года, шахты и решетки ГОУ, «как не оправдавшие своего назначения по результатам испытаний», были демонтированы. Переделки повлекли за собой перенос срока сдачи корабля с 1979-го на 1982 год.
«Новороссийск» проходил швартовные испытания с 1 сентября по 27 декабря 1981 года. Экипаж корабля формировался на базе 7-й оперативной эскадры Северного флота в г. Североморске. Заселение экипажа на корабль состоялось 24 ноября 1981 года, первый командир — капитан 1 ранга Б. П. Черных.
5 января 1982 года корабль ушёл в Севастополь на докование перед покраской подводной части корпуса, С 29 января по 12 апреля на корабле проводились ходовые испытания. На испытаниях вышел из строя турбонаддувочный агрегат ТНА-3, который был экстренно заменён заводскими специалистами.
Государственные испытания корабля с 12 апреля по 28 мая, с перерывам на парад Победы в г. Севастополе. За время госиспытаний СВВП Як-38 и Як-38У выполнили с корабля 112, вертолеты Ка-27 — 108, Ка-25 — 51, Ми-6 — 10 и Ми-8 — 139 полётов. Одним из лётчиков-испытателей стал В. И. Ефимов. Во время испытаний потерпел катастрофу вертолёт Ка-27, матроса убило обломком винта. выполнены стрельбы РК «Базальт», УЗРК «Шторм» и автоматами АК-726 и АК-630М. По окончанию испытаний корабль пришёл в Николаев на ревизию и окраску.
14 августа 1982 года подписан Акт приёмки корабля. 15 августа 1982 года на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг СССР, а 24 ноября он был включён в состав Краснознамённого Тихоокеанского флота.
С момента закладки до сдачи корабля прошло 6 лет, 10 месяцев и 14 дней.
definition — Михаил_Кутузов_(крейсер)
of Wikipedia
Advertizing ▼
Wikipedia
Михаил Кутузов (крейсер)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: ,
У этого термина существуют и другие значения, см. Михаил Кутузов (значения).
«Михаил Кутузов» | |
---|---|
Стоянка крейсера в Новороссийске | |
Основная информация | |
Тип | Крейсер |
Государство флага | СССР |
Верфь | судостроительный завод № 444 им. Носенко, Николаев |
Строительство начато | 23 февраля 1951 |
Спущен на воду | 29 ноября 1952 года |
Введён в эксплуатацию | 31 января 1955 года |
Выведен из состава флота | 2000 г |
Современный статус | Корабль-музей |
Параметры | |
Тоннаж | 18640 тонн |
Длина | 210 м |
Ширина | 23 м |
Высота | 52,5 м |
Осадка | 7,3 м |
Бронирование | бронепояс 100 мм |
Технические данные | |
Силовая установка | Двухвальная, два турбозубчатых агрегата, тип ТВ-7 |
Мощность | 120000 л. с. |
Скорость | 35 узлов |
Автономность плавания | 7400 миль при 16 узлах |
Экипаж | 1200 |
Вооружение | |
Артиллерия | 12 (6×2) × 100-мм универсальных орудий СМ-5-1С; 12 (4×3) × 152,4-мм (4 трехорудийные башни МК-5 бис) |
Торпедно-минное вооружение | 2×5-и трубных 533-мм торпедных аппарата; 179 мин |
Ракетное вооружение | нет |
Зенитное вооружение | 12 зенитных двухорудийных установок В-11, после модернизации добавлены 8 спаренных 30-мм артустановок АК-230 |
Авиация | нет |
Крейсер «Михаил Кутузов», серия 68-бис, модификация 68-А. Назван в честь Михаила Илларионовича Кутузова.
История строительства
Был заложен 22 февраля 1951 года в Николаеве, на Николаевском судостроительном заводе имени Н. И. Носенко, заводской № 385. Спущен на воду 29 ноября 1952 года, 9 августа 1954 года на крейсере поднят Военно-морской флаг, зачислен в состав Краснознамённого Черноморского флота приказом Министра Обороны СССР от 31 января 1955 года.
Служба
Нанёс визиты в Румынию в 1955 году, Сплит (Югославия) в 1956 и 1964 годах, Дуррес (Албания) в 1956 и 1957 годах и в Варну (Болгария) в 1964 году, в Алжир в 1968 году. В июне 1967 года, находился в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта, а в период с 1 августа по 31 декабря 1968 года — вооружённым силам Сирии.
Во время взрыва линкора «Новороссийск» оказался ближайшим судном к линкору. Из 35 человек аварийно-спасательной команды, посланной с крейсера для оказания помощи экипажу «Новороссийска», погибло 27 матросов.
В 1987 году переведён в резерв ВМФ. В 2000 году выделен из боевого состава для создания филиала музея Черноморского флота. 25 августа 2001 года передислоцирован в г. Новороссийск и вошёл в состав Новороссийской военно-морской базы.
С начала плавания прошел 211900 миль.
На крейсере в настоящий момент находится филиал музея Военно-Морского флота, ежедневно проводятся экскурсии. А сам «Михаил Кутузов» признан мировым шедевром кораблестроения. К сожалению, экскурсия проходит только по палубе корабля и совсем немного захватывает надстройки.
Данная серия отличается несоответствием размеров корабля и мощности вооружения. По словам офицеров корабля, получился «большой лёгкий крейсер», так как изначально планировалась установка на главный калибр 203-мм пушек, но, по неизвестным причинам (предположительно — неудовлетворительные характеристики), решение отменили.
На корабле, помимо ствольной артиллерии, средств ПВО, торпед и мин, мог размещаться батальон морской пехоты. На данном классе пытались ставить торпедные аппараты, но отказались от них. На «Михаиле Кутузове» их нет. В этом месте устроены ложементы для адмиральского катера. Благодаря большому количеству внутренних помещений мог взять на борт до двух батальонов морской пехоты.
Корабли серии 68-БИС могут нести дежурство и вести боевые действия как вблизи побережья, так и в открытом море.
Один из крейсеров этой серии, купленный Турцией на лом, был использован ВМС США в качестве мишени на учениях, но в результате торпедного обстрела корабль, благодаря бронированному корпусу, потопить так и не удалось. От среза передней башни главного калибра до среза задней башни главного калибра корпус корабля имел бронированный пояс от 0,5 м выше ватерлинии до киля толщиной 100 мм, пояс был интегрирован в силовую структуру корпуса крейсера, что вкупе с 16 герметичными отсеками делали его очень живучим во время торпедной атаки.
Файл:МихаилкутузовКрейсер.JPG Крейсер «Михаил Кутузов»
Файл:FR-frigate template.gif | Это незавершённая статья о военном корабле. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Модернизации и переоборудования
В течении 1950-1956 гг. на корабле была осуществлена частичная замена и модернизация боевых и технических средств. С 1950-1956 год линкор семь раз находился в заводском ремонте:
- 12 мая — 18 июня 1949 года — докование, Севморзавод (г. Севастополь);
- июль 1950 года — текущий ремонт, Севморзавод;
- 29 апреля — 22 июня 1951 года — докование, Севморзавод;
- октябрь 1951 года — текущий ремонт, Севморзавод;
- июнь 1952 года — отдельные работы, СРЗ № 13 (г. Севастополь);
- ноябрь 1954 года — текущий ремонт, Севморзавод В издании «Корабельная летопись Севастопольского морского завода», изд. ООО «Арт-Принт» 2003 года, стр. 332, нашел отражение только этот ремонт с указанием следующих технических характеристик корабля: водоизмещение 29 162 тонны, длина 186,4 метра, ширина 28,6 метров, осадка 10,5 метров, мощность механизмов 99 680 л.с., скорость 28 узлов, экипаж 1 340 человек.;
- 13 февраля — 29 марта 1955 года — докование, Севморзавод.
Во время работ, на линкоре установили советские зенитные автоматы, и радиолокационную станцию «Залп-М», переделали фок-мачту, модернизировали приборы управления стрельбой главного калибра, заменили аварийные дизель-генераторы, провели частичный ремонт главных и вспомогательных механизмов.
Модернизация вызвала небольшое увеличение массы корабля (примерно на 130 т) и ухудшение устойчивости.
Конструкция[править | править код]
Как и у других тяжёлых авианесущих крейсеров, полётная палуба расположена под углом к продольной оси (4,5°), покрыта термостойкими плитами АК-9Ф, а надстройка смещена к правому борту.
ГЭУправить | править код
Энергетическая установка состояла из 8 паровых котлов КВН-98/64 и 4 ГТЗА ТВ-12-3, разделялась на два эшелона. Для выработки электроэнергии применялись 6 турбогенераторов и 4 дизель-генератора общей мощностью 15 МВт.
Вооружениеправить | править код
Вооружение состояло из 4 установок П-500 Базальт (16 ракет), 2 установок ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет), 2 артиллерийских установок АК-726 и 8 30-мм установок АК-630, 1 установки противолодочного комплекса РПК-1 (16 ракето-торпед 82Р), 2 реактивных бомбометов РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60). Торпедные аппараты отсутствовали.
Вертолёты типа Ка-27 на взлётной площадке
Пара Як-38
На борту корабля могла базироваться авиаруппа, численностью до 18 вертолётов типа Ка-27/29 и до 18 самолетов вертикального взлёта и посадки типа Як-38. Общее число летательных аппаратов увеличено до 36 (больше, чем у крейсеров «Киев» и «Минск»). В подпалубном ангаре размещалось 24 машины, остальные стояли на палубе. На полётную палубу из ангара поднимали с помощью двух подъёмников: подъёмник для самолётов располагается в районе миделя, подъёмник для вертолётов позади надстройки. Самолёты Як-38 принадлежали 311-му штурмовому авиационному полку с дислокацией на аэродроме Пристань, вертолётная группа формировалась на базе 710-го вертолётного полка с аэродрома Новонежино.