Предложения со словосочетанием «затопленные корабли»

Погибаю, но не сдаюсь!

Чтобы сохранить видимость соблюдения условий Брестского мира, Москва одновременно с секретной директивой отправила в Новороссийск и другую – несекретную, в которой предписывалось отвести флот в Севастополь. Оставшийся после отъезда вице-адмирала Саблина в Москву старшим офицером флота командир линкора «Воля» капитан первого ранга Александр Тихменев решил озвучить морякам оба требования. Но тем самым только усугубил разброд и шатание. Все громче стали раздаваться голоса тех, кто хотел сохранить корабли любой ценой, в том числе и ценой позора. Но в противовес им, как писал в своей книге «Правда о гибели Черноморского флота» бывший командир эсминца «Керчь» Владимир Кукель,

Но этим офицерам не удалось переломить ситуацию. 14 июня капитан первого ранга Александра Тихменев приказал командирам кораблей проголосовать за поход в Севастополь или затопление в Новороссийске. Формально большинство выступило за первый вариант, и уже 16 июня был отдан приказ разводить пары. Это распоряжение окончательно раскололо укрывшиеся в Новороссийске остатки Черноморского флота. В итоге в ночь на 17 июня в сторону Севастополя ушли линкор «Воля», шесть эсминцев, вспомогательный крейсер «Троян» и плавбаза «Креста». Перед выходом их экипажам пришлось пережить неприятные минуты. На эсминце «Керчь» был поднят сигнал: «Судам, идущим в Севастополь: позор изменникам России!» После этого оставшиеся на новороссийском рейде корабли начали готовиться к затоплению…

Утром 18 июня в Новороссийск прибыл из Москвы заместитель наркома по военным и морским делам Федор Раскольников с единственной целью: руководить затоплением остатков Черноморского флота. Поскольку за время стоянки в новороссийской гавани подавляющее большинство матросов и многие офицеры попросту дезертировали, вывести далеко в море оставшиеся корабли было невозможно, их решили топить прямо на рейде. Команду удалось сохранить только на эсминце «Керчь»: именно его командир и стал ответственным за проведение операции.

Она началась в 16.00 с поднятия на всех кораблях и судах Черноморского флота, выстроившихся в Новороссийской бухте, сигнала «Погибаю, но не сдаюсь!». После этого «Керчь» выпустила торпеду по эсминцу «Фидониси», что стало сигналом для остальных вымпелов: на них остатки команд подорвали основные механизмы и открыли кингстоны. А «Керчь» ушла к «Свободной России», чтобы своими торпедами потопить и ее. Правда, сделать это удалось далеко не с первой попытки. Из двух первых торпед в цель попала только одна, взорвавшись под боевой рубкой. Тогда «Керчь» выпустила третью, попавшую в корму линкора, но и это не пустило бывшую «Императрицу Екатерину Великую» на дно. Четвертая торпеда взорвалась в районе кормовой башни главного калибра, тоже не причинив кораблю видимых повреждений, пятая и вовсе вошла в режим циркуляции и повернула на обратный курс. И только шестым выстрелом «Керчь» сумела, пробив корпус, уничтожить сопротивлявшийся гибели линкор.

Завершив свою трагическую работу, экипаж эсминца «Керчь» оставил бухту, ставшую братской могилой для кораблей Черноморского флота, и увел свой корабль в Туапсе, где и затопил его 19 июня 1918 года. В тот же самый день линкор «Воля» в сопровождении шести эсминцев вошел в бухту Севастополя и сдался немцам, которые тут же подняли на кораблях свои военно-морские флаги. Это действительно была «черноморская Цусима», по степени позора сравнимая со сдачей кораблей отряда 2-й флотилии Тихого океана контр-адмиралом Николаем Небогатовым в 1905 году.

… Линкор «Свободная Россия» и эсминец «Громкий» до сих пор лежат на дне Новороссийской бухты. Остальные корабли и суда полностью или частично были подняты, некоторые из них даже приняли участие в Великой Отечественной войне и с честью погибли. А суда, сданные немцам в Севастополе, в конце концов оказались во французской Бизерте, откуда им так и не довелось вернуться на родину.

Giannis D

Судно затонуло в Красном море, недалеко от Египта. До этого оно поменяло несколько имен. Первое название «Шойо Мару» присвоено в 1969 году в Имабари (Япония) после завершения постройки. В 1975 году судно продано и переименовано в «Маркус». Затем, в 1980 году, снова меняется владелец – им становится Dumarc Shipping and Trading Corporation в Пирее, Греция. Тогда судно и получает название Giannis D.

Последний рейс начался в Риеки (Югославия) в 1983 году. На борту находились строительные пиломатериалы, которые должны были быть доставлены в Джидду в Саудовской Аравии.

Официально судно затонуло по следующим причинам: 19 апреля 1983 года Giannis D шел по Губальскому проливу, который является узким судоходным путем. Цель – выйти в Красное море. В это время капитан передал управление одному из младших офицеров и удалился в свою каюту, чтобы отдохнуть. Вскоре его разбудил громкий звук. Было похоже, что Джаннис D отошел к западу от заданного курса и сел на мель в северо-западной части Рифа Шааб Абу Нухас. При этом судно шло на полной скорости. И сегодня Giannis D остается на том же месте под 10-метровой толщей воды.

Корабль «Нуэстра Сеньора де Аточа»

Окунемся чуть глубже в века и вернемся к эпохе пиратов и, конечно же, их сокровищ. «Нуэстра Сеньора де Аточа» или «Богоматерь Аточа» была кораблем испанского флота, который затонул с едва ли не самым крупным запасом сокровищ на борту за всю историю.

Произошло это событие в 1622 году.
Изначально предполагалось, что корабль проплывет по маршруту из Гаваны в
Испанию, перевозя на своем борту гигантское количество золота, серебра,
драгоценных камней, табака, меди и прочих материалов, которые ценились в то
время особенно сильно.

Не удивительно, что после этого испанцы на государственном уровне не раз предпринимали попытки найти останки корабля и вернуть все сокровища, однако все они оказались безуспешными.

Все
поменялось в 1985 году, когда профессиональный охотник за сокровищами Мел Фишер
обнаружил затонувшее судно. Естественно, сразу после такой находки за право
обладать утерянными сокровищами стали бороться несколько сторон.

Самое же удивительное, что наиболее
защищенная часть кораблей того времени, а именно шканцы, так и не была найдена.
Предполагается, что там находились наиболее ценные сокровища.

Брестский мир как предвестник гибели

Решение уничтожить корабли Черноморского флота было принято в Москве после заключения Брестского мира 3 марта 1918 года. Советская Россия выходила из Первой мировой войны и соглашалась на множество тяжелых для страны требований, прежде всего территориальных. Среди них было и требование признать независимость Украинской народной республики, провозглашенной в Киеве 22 (по н. ст.) января 1918 года. Но независимая УНР просуществовала очень недолго: уже в апреле на ее месте возникла Украинская держава гетмана Павла Скоропадского, главной военной силой которой стали оккупировавшие украинскую территорию германские и австрийские войска. Не встречая сопротивления, они быстрым маршем двигались к Черному морю, намереваясь занять не только материковую Украину, но и Крымский полуостров, произвольно включенный в состав «державы» Скоропадского.

Немецкая оккупация Крыма означала и захват Черноморского флота. Дальнейшие события лишь подтвердили эти опасения. Даже «союзнические» украинские флаги, которые 29 апреля командующий флотом вице-адмирал Михаил Саблин (он был отстранен от должности незадолго до этого по приказу из Москвы, но по требованию флотских депутатов вернулся к командованию) приказал поднять на кораблях, не могли защитить их от притязаний германской армии. Поэтому, когда часть экипажей отказалась выполнять приказ, командующий не стал настаивать на своем. По воспоминаниям старшего лейтенанта Владимира Кукеля, командиры этих кораблей «доложили о решении части судов идти в Новороссийск, на что командующий ответил, что не препятствует, но советует уходить до 12 часов ночи, так как полагает, что к этому времени боны будут закрыты».

В ночь на 30 апреля из Севастополя ушла первая группа кораблей, в основном эсминцы и миноносцы. Вечером того же дня приказ направляться в Новороссийск получили от вице-адмирала Саблина и все остальные корабли, в том числе линкоры «Воля» и «Свободная Россия». Артиллерийский и пулеметный обстрел уходящих германскими войсками лишь подтвердил своевременность этого распоряжения. А германские военно-морские флаги, поднятые на сдавшихся кораблях, однозначно свидетельствовали, какая судьба была уготована беглецам.

«Эребус», корабль потерянной экспедиции Франклина

По данным National Geographic, сэр Джон Франклин, офицер английского королевского флота, возглавил два корабля — «Эребус» и «Террор» — в экспедиции в 1840-х годах. Корабли исчезли в 1848 году и были найдены только в 2014-м, когда канадская миссия была расположена в «Эребусе». Была найдена записка о том, что Франклин умер до того, как корабли были оставлены экипажами.

Как оказалось, бывшая жена Саркози стала причиной для развода Мэри-Кейт Олсен

Маленький снаружи, просторный внутри: дом привлекает своим розовым интерьером

Кто из наших предков придумал язык: лингвист проводит исследования

Век «Воли» не видать

Судьба линкора «Воли» и других кораблей, ушедших в Севастополь, сложилась не менее трагично. После ухода немецких войск они были захвачены англичанами и французами и отправлены в турецкие порты. Позднее «Воля» возглавила Белый Черноморский флот, была переименована в «Генерала Алексеева», в 1920 году участвовала в эвакуации белогвардейцев в Константинополь. И до 1924 года, когда французы признали СССР, стояла в порту Бизерта в ранге интернированной — как и другие русские корабли. Несмотря на все договоренности, французы так и не вернули эскадру на Родину…

2 ноября 1860 года Россия стала великой морской державой

А вернувшийся в Москву Владимир Кукель в 1920 году был назначен начальником штаба Балтийского флота, которым командовал его друг Федор Раскольников. В 1921 году по просьбе последнего, назначенного послом в Афганистан, отправился с ним в Кабул вторым секретарем советского полпредства. В 1928 году возглавил морскую пограничную охрану ОГПУ в Севастополе, в 1932-м наблюдал в Италии за постройкой заказанных Советским Союзом кораблей, а затем руководил их переходом из Генуи во Владивосток. В 1935 году был назначен начальником Морской пограничной охраны Дальнего Востока, стал капитаном 1-го ранга…

Здесь 18 сентября 1937 года Кукель был арестован, а 16 сентября 1938 года расстрелян в Хабаровске. Сын Николай Владимирович, родившийся в 1921 году в Кабуле, отказался отречься от родителей, прошел через колонию для несовершеннолетних преступников, а затем морским пехотинцем и разведчиком — через Великую Отечественную войну…

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

К началу Первой мировой войны в состав Черноморского флота входили:

  • 5 линейных броненосцев,
  • 2 крейсера,
  • 17 эсминцев,
  • 12 миноносцев,
  • 4 подводные лодки.

В ходе войны в состав флота вошли

2 линкора

Штормовые вахты великого князя Александра Михайловича

Из всех затопленных в Цемесской бухте кораблей лишь два вернулись в строй — в 1925 году были подняты транспорт «Эльбрус» и эскадренный миноносец «Калиакрия». После восстановления они были переименованы в «Валериан Куйбышев» и «Дзержинский», оба погибли в 1942 году во время боевых действий на Черном море.

Севастопольские бухты

Конечно, Донузлав — это не первый случай стратегического затопления кораблей в Крыму. Одна из подобных операций произошла в Севастополе в 1855 году, в самый разгар Крымской войны. Для России война с самого начала не задалась: причины заключались как в устаревшем техническом оснащении русских войск, так и в неуверенных действиях командования. Россия стремилась усилить свое влияние на Балканах и получить контроль над Босфором и Дарданеллами, Великобритания — ослабить Россию и поделить сферы влияния за счет союза с Османской империей.

Силы Коалиции несомненно преобладали, и в итоге к 1854 году Россия оказалась в шаге от потери Крыма. Превосходящий флот союзников блокировал русские корабли в Севастопольской бухте, что позволило Коалиции контролировать Черное море и высаживать десанты на берега Крыма. Важнейшим стратегическим пунктом был, конечно, Севастополь, и в сентябре 1854 года начался его последовательный штурм. Героическая оборона города вошла в историю, но нас интересует лишь один ее эпизод. Командующий обороной Севастополя адмирал Павел Нахимов прекрасно понимал, что если вражеские корабли вой-дут в бухту, то город будет потерян, и 11 сентября, еще до начала активных боевых действий, поперек фарватера затопили семь парусных судов 1830—1840 годов постройки, чтобы создать подводную цепь между Александровской и Константиновской батареями. Интересно, что среди них был знаменитый фрегат «Флора», годом ранее удивительным образом вышедший победителем из неравного боя с тремя турецкими пароходофрегатами — при том, что командир, молодой капитан Скоробогатов, на тот момент не имел боевого опыта, а пароходы в три раза превосходили «Флору» по совокупной мощности орудий, были маневреннее и управлялись более опытными командирами. Большинство затопленных судов были стандартными 84-пушечными линейными кораблями, построенными в Николаеве с 1833 по 1840 год; первый из серии корабль «Силистрия» был также затоплен на Севастопольском рейде.


Затопление «Каменного флота» в гавани Чарльстона попало на первые полосы местных и федеральных газет. Всего в 1861—1862 годах было затоплено 24 блокшива, в основном — китобойные суда, благодаря чему удалось замедлить поставки припасов армии Конфедерации.

Преграда на протяжении следующих месяцев несколько раз разрушалась из-за штормов и естественного гниения — ее «ремонтировали» затоплением новых кораблей. В декабре к первой семерке прибавились корабль «Гавриил» и корвет «Пилад», а в феврале 1855 года появилась вторая линия — еще шесть кораблей. Всего к концу обороны на рейде было затоплено 75 боевых и 16 вспомогательных кораблей! Затапливались корабли разными способами — подрывом, обстрелом с берега и т. д. Интересно, что после войны, в 1857—1859 годах, порядка 20 кораблей (в частности, несколько пароходов) были подняты со дна, отремонтированы и снова вступили в строй.

Севастопольский рейд — это крупнейшее стратегическое затопление судов, причем успешное: барьер из мачт действительно не позволил неприятелю войти в бухту и начать массированный обстрел города, что спасло Севастополь от захвата. Событию посвящен самый известный монумент города — поставленный в 1905 году Памятник затопленным кораблям.


Строительство «барьеров Черчилля» между двумя островами Оркнейского архипелага. Блокшивы еще не убраны.

Лайнер Андреа Дориа

Затонувший на пути к Нью-Йорку на глубине 75 м лайнер Андреа Дориа был первым пассажирским кораблем международного класса, построенным после Второй мировой войны. Недалеко от американского побережья при нулевой видимости в борт «Дории» врезалось шведское судно, направлявшееся в Европу. Капитан тонущего лайнера сделал все возможное для спасения пассажиров и экипажа. На помощь «Дории» пришли четыре находящихся поблизости корабля. Невзирая на то, что на борту судна находилось 1134 пассажира и 572 членов команды, почти всех удалось спасти. Погибли только 43 пассажира во время столкновения судов. «Андреа Дориа» считается самой недоступной для дайверов из-за отдаленности от берега, низкой температуры воды и большой глубины.

«Флот уничтожить немедленно»

Распавшаяся империя вышла из мировой войны, чем незамедлительно воспользовалась Германия. Началось наступление немцев по всем фронтам. Параллельно фронт против Советов открыла самостийная Украинская народная республика (УНР), заключившая сепаратный договор с Германией и тут же постаравшаяся опередить новых союзников в захвате Крыма. Главной целью группа войск под командованием П.Ф. Белбочана ставила освобождение полуострова от советской власти и захват Черноморского флота.

Но ровно те же планы были у немцев.

Когда командующий Черноморским флотом вице-адмирал М.П. Саблин под огнем немецкой артиллерии вывел из Севастополя два линкора и 15 эсминцев для перехода в Новороссийск, немцы вынудили оставшиеся корабли спустить украинские флаги, поспешно поднятые «союзниками». И вместо них водрузили свои. После чего разоружили «самостийников»…

Адмирал Старк ушел в последнее плавание под Андреевским флагом

Но семнадцать кораблей все-таки вырвались из севастопольской ловушки и ушли в Новороссийск. Сама мысль о сдаче была для их экипажей кощунственной. На этих кораблях моряки не просто служили и воевали, но и прожили большую часть своей молодой жизни. Если бы все зависело только от них…

Немцы потребовали от Михаила Саблина вернуть флот в Севастополь и передать его под немецкий контроль. Над Новороссийском стали появляться немецкие самолеты, в море — подводные лодки. Сухопутные немецкие войска продвигались вглубь нашей территории, захватив Керчь и Ростов. Одновременно немецкое командование потребовало передачи флота и от руководства Советской республики, угрожая дальнейшим наступлением по всем фронтам…

Глава Совнаркома Владимир Ленин не собирался сдавать флот немцам. Но и воевать с ними не входило в его планы. Так появилась зашифрованная телеграмма на имя командующего флотом:

Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно.Председатель СНК В. Ульянов (Ленин).

Кораблю помогают не тонуть законы физики

Законом Архимеда

Плавучесть судна определяется законом Архимеда: жидкость выталкивает тело с силой, равной весу жидкости в объеме погруженной в нее части тела. Основная хитрость здесь заключается в объеме – чем больше объем корабля, тем более толстыми можно сделать его металлические борта и тем больше дополнительного груза он может взять на борт, оставаясь при этом на плаву. Так получается потому, что основной внутренний объем корабля заполнен воздухом, который в 825 раз легче воды. Именно воздух придает плавучесть кораблю.

По этому же принципу возможно погружение и всплытие подводных лодок – при погружении балластные цистерны заполняются водой, лодка теряет плавучесть и погружается. При всплытии – в них подают воздух под давлением, вытесняющий воду. По этому же принципу плавает в ванне металлический тазик – внутри него находится воздух, занимающий большую часть всего объема тазика. Если же внутренний объем тазика заполнить камнями или металлом – он утонет, потому что вес его станет слишком большим.

Два приказа

В официальном приказе по флоту Ленин разъяснил подробности:

«Ввиду явных намерений Германии захватить суда Черноморского флота, находящиеся в Новороссийске, и невозможности обеспечить Новороссийск с сухого пути или перевода в другой порт, Совет Народных Комиссаров, по представлению Высшего военного Совета, приказывает вам с получением сего уничтожить все суда Черноморского флота и коммерческие пароходы, находящиеся в Новороссийске». Командующий Саблин убыл в Москву якобы для отмены этого решения, оставив исполнять свои обязанности командира линкора «Воля» (бывший «Император Александр III») капитана 1-го ранга Александра Тихменева. Тот в свою очередь потребовал от советского правительства отложить решение о затоплении кораблей…

Чтобы выиграть время, Совнарком направил на флот открытую телеграмму о необходимости передачи кораблей немцам. И зашифрованную — Тихменеву, с категорическим требованием затопить флот. Каперанг довел содержание обеих телеграмм до личного состава. Последовала череда бурных собраний судовых команд. Единой точки зрения выработать не удалось. Смятения в умах добавило прибытие на флот председателя Кубано-Черноморской республики Абрама Рубина, требовавшего не исполнять решение центрального правительства о затоплении кораблей и обещавшего взять на себя снабжение флота…

Неразбериха, падение дисциплины, дезертирство — иного трудно было ожидать. В Цемесской бухте на тот момент находилось 2 линейных корабля, 10 эсминцев, 6 миноносцев. Какому приказу подчиняться? Ленинскому? Тихменевскому?

Чем закончилось восстание лейтенанта Гортынского против офицеров-черноморцев

Они были обречены на раскол.

17 июня 1918 года по сигналу командующего Александра Тихменева встали на рейд и ушли в Севастополь (к этому моменту он перешел под контроль армии Деникина) 8 кораблей — линкор «Воля», эсминцы «Дерзкий», «Поспешный», «Беспокойный», «Пылкий», «Громкий» и миноносцы «Жаркий» и «Живой».

Команды оставшихся кораблей — линкора «Свободная Россия», эсминцев «Гаджибей», «Керчь», «Калиакрия», «Фидониси», «Пронзительный», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Шестаков», транспорта «Эльбрус», миноносцев «Сметливый» и «Стремительный» приняли решение выполнить приказ Ленина.

Главная роль была отведена Владимиру Кукелю.

Легендарный «Титаник»

Каждый, кто изучает затонувшие суда либо что-то о них слышал, неизменно свяжет историю с «Титаником». Однако в ней нет ничего загадочного или уникального. Капитан корабля был проинформирован об угрозе айсбергов, но решил проигнорировать эти данные. Вскоре он получил сообщение, что впереди огромная ледяная глыба. Времени на смену курса уже не оставалось. Поэтому капитан решил подставить под удар правый бок.

Таким образом, если рассматривать самые «раскрученные» морские катастрофы 20 века, то гибель «Титаника» окажется на первом месте. Это обусловлено вовсе не количеством человеческих жертв и трогательных историй о спасении, а тем, что на корабле путешествовала знать.

Паром Зенобия

Гибель огромного парома «Зенобия» можно назвать уникальной не только из-за того, что во время его крушения не пострадал ни один член экипажа, и все благополучно были спасены. Дело в том, что паром построили и спустили на воду в 1979 году, а во время своего первого плавания он на четвертый день пошел ко дну. Причину гибели парома так и не удалось окончательно установить. Высказывались предположения о сбоях в компьютерной системе парома, а также об умышленном потоплении с целью получения страховки. Каждая из версий имеет право на существование. Ведь на морское дно у берегов Кипра вместе с паромом ушло около 100 грузовиков и груза на сумму около 200 млн. у.е.

В результате медленного погружения 172 – метрового парома, многие помещения уцелели. Однако добраться до машинного отделения, или ресторана удается не каждому дайверу. Из-за того, что левый борт парома дал крен во время потопления он очутился на глубине 42 метра, а правый борт опустился на отметку 18 метров глубины. Стоит отметить, что вода у Берегов Кипра отличается удивительной прозрачностью. Поэтому «Зенобию» хорошо видно с высоты, если подлетать на самолете к Ларнаке.

Корабль «Месть королевы Анны»

Несмотря на
то, что этот корабль наводил страх на флотилию того времени совсем недолго, «Месть
королевы Анны» стала одним из самых грозных кораблей за всю историю
судоходства.

Получило оно
такое звание благодаря капитану судна – «Черному Бороде». В 1717 году этот
легендарный пират использовал «Месть королевы Анны» в качестве флагмана
своего флота, однако через год судно село на мель.

Судьба этого
корабля оставалась неизвестной очень долго – лишь в 1996 году исследователям
удалось обнаружить обломок, который, предположительно, принадлежал «Мести
королевы Анны». Однако окончательная идентификация заняла еще несколько
лет.

Так, на протяжении
долгого времени экспедиции находили всевозможные предметы и обломки, но ни один
из них не давал веских оснований предполагать, какому судну они принадлежат на
самом деле. Только в 2011 году «Национальное географическое общество»
заключило, что все они действительно относятся к кораблю «Месть королевы
Анны».

Фактически, обломки на 100 процентов не будут идентифицированы до тех пор, пока кто-то из исследователей не найдет предмет с надписью «Собственность Черной Бороды» или что-то в этом духе.

132-метровый “Фудзикава Мару»

Кладбище кораблей у берегов Микронезии возле острова Трук образовалось в годы второй мировой войны. В ходе военной операции «Хилтон» в 1944 году американским истребителям удалось разгромить японский морской и воздушный флот. На протяжении многих десятилетий погребенная на морском дне военная техника почти никого не привлекало, пока в 70-е годы научная экспедиция Жака Кусто не занялась ее исследованием. С той поры дайверы со всех уголков планеты спешат увидеть затонувшие субмарины, самолеты, корабли и танки Японии времен второй мировой.

Лагуна Трук, на дне которой находится кладбище японской военной техники, со всех сторон окружена кораллами, предохраняющими технику от океанических течений. Поэтому погребенные субмарины, морские судна и самолеты хорошо сохранились. Кроме того, некоторые корабли встретили свою гибель на отмели. К таким можно отнести 132-метровый “Фудзикава Мару», к которому на 9-метровую глубину сможет опуститься любой дайвер. Кроме затонувшей грандиозной военной техники любителей подводного плавания могут заинтересовать прочно обосновавшиеся здесь изумительные кораллы и яркие тропические рыбки, среди которых могут встречаться и рифовые акулы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector