Дом мила в барселоне: что гауди задумал и что получилось

Дом Мила в Испании — это жилой дом, построенный в 1906-1910 годах в Барселоне архитектором Антони Гауди для семьи Мила.

Здание расположено на пересечении бульвара Пассеч-де-Грасиа с улицей Карре-де-Провенса (кат. Carrer de Provença). Каса Мила стал последней светской работой Гауди, прежде чем он полностью посвятил себя работе над собором Саграда-Фамилия.

Дом Мила  (Casa Mila) — жилой дом и памятник архитектуры. Редко эти понятия связываются воедино, но исключения бывают. Случай Дома Мила, или на испанский манер Каса-Мила, — как раз такое исключение. И ведь действительно, не зря эта достопримечательность Барселоны в 1984 году стала первым сооружением 20 века, включённым в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Официально дом называется «Каса Мила» («Casa Milà»), по имени заказчика. Однако люди прозвали его «Ла Педрера» («La Pedrera»), что означает «Каменоломня». Дом Каса-Мила является полным отражением природных мотивов: моря, подводного мира и пещер. Сложный криволинейный фасад ассоциируется с волнами, а затейливые балконные решетки похожи на переплетения морских водорослей.

Это последнее завершенное творение Гауди: после окончания работы он погрузился в строительство Собора Святого Семейства, отказавшись от каких-либо других проектов. Это строение входит в десятку самых популярных достопримечательностей Барселоны: Ла Педрера принимает около 1 млн посетителей в год.

Фасад здания имеет криволинейный план, но внутренние перегородки выполнены в ломаных очертаниях. Несущие стены особняка отсутствуют, а межэтажные перекрытия поддерживаются только причудливыми колоннами. Основой проекта является наличие подземного гаража. Также, архитектор создал интересные внутренние дворики для наполнения помещения свежим воздухом и ярким светом.

Каса Мила был построен Антонио Гауди по заказу текстильного магната и политика Пере Мила-и-Кампс. По проекту бельэтаж отводился под жилые помещения для семьи заказчика, а остальные этажи предназначались для сдачи в аренду, что было традиционно для того времени.

Финансовое положение Пере Мила заметно пошатнулось в ходе строительства дома. Причина в том, что в итоге здание превысило действующие нормативы по высоте и ширине, и власти Барселоны неоднократно штрафовали заказчика. Строительство дома было завершено уже без Гауди: из-за финансовых разногласий с заказчиком он отказался от руководства проектом в 1909 году, а для получения гонорара архитектор был вынужден обратиться в суд.

Дизайн Каса Мила в Барселоне по праву можно назвать новаторским даже в сравнении с ведущим стилем того времени – модернизмом. Конструкция из железобетона с несущими колоннами позволила отказаться от необходимости опорных стен в здании. Стены в Доме Мила являются внутренними перегородками, которые можно перемещать, и таким образом моделировать пространство по желанию хозяев и квартиросъемщиков.

Фасад Ла Педреры поистине напоминает скалы, омываемые морскими волнами. Кованые элементы балконов похожи на морские водоросли. Волнистые линии, переходящие одна в другую, и игра светотени создают иллюзию постоянного движения. Гауди был глубоко религиозным человеком, поэтому каждое его творение содержит определенную религиозную символику. На верхнем карнизе здания расположены резные бутоны роз с надписями из молитвы «Аве Мария» на латинском языке.

Внутренний интерьер здания выполнен в традиционном для Гауди стиле. Округлые и эллиптические формы являются характерными элементами оформления. Активно использована настенная живопись на мифологические и религиозные темы. Как всегда, Гауди тщательно продумал систему вентиляции, которая позволяет отказаться от искусственных кондиционеров. Вход в здание осуществляется через два внутренних дворика, структура которых способствует естественному освещению и проветриванию всех этажей здания.

Отдельного внимания заслуживает терраса на крыше дома. Сочетание конических башен и витых колонн причудливой формы, покрытых керамической плиткой, создает непередаваемое впечатление. Считается, что дизайн башен и колонн является предвестником появления абстрактного стиля в архитектуре.

Архитектурные решения

Еще в процессе создания проекта дома Мила зодчий планировал воссоздать в здании скалу, омываемую морскими волнами. Глядя на фасад, действительно складывается такое впечатление, поскольку кажется, будто габаритная «скала» со сглаженными морем углами неспешно плывет. Изогнутые конуры крыши, подобно морской пучине, как бы стекают вниз по обрыву. Крыша поддерживается не привычными балками, а арочными сводами мансарды, декорированными хаотичной мозаикой из керамики, изразцов и битого стекла.

У квартир внутри постройки отсутствуют углы, поэтому они напоминают древние пещеры в скалах, где жили наши предки. Для имитации морских водорослей известный скульптор Жузеп Мария Жужоль разработал ажурные кованые решетки для балконов, вокруг которых планировали посадить зеленый плющ. Но эту деталь так и не удалось воплотить в жизнь.

pe3check — stock.adobe.com

В доме Мила полностью отсутствуют несущие стены, что было довольно смелым решением для архитектуры того времени. Антонио Гауди тщательно все рассчитал, поэтому вся нагрузка возложена на каркас, а также внешние стены и внутренние пилястры. Благодаря такому архитектурному решению, все этажи не похожи друг на друга, а внутренние стены являются подвижными, поэтому планировку жилых помещений можно менять.

Дом Мила снаружи и внутри: что посмотреть

Дом Мила представляет собой два здания с отдельными парадными входами с двух улиц, с общей крышей, внешним фасадом и двором, единой системой естественной вентиляции, благодаря которой помещения до наших дней не нуждаются в искусственном кондиционировании воздуха даже в летний зной и отличаются превосходным естественным освещением.

В гигантской железобетонной конструкции нет несущих стен, которые были заменены мощным каркасом и массивными колоннами, что позволило Гауди воплотить в реальность свои идеи по поводу свободной планировки каждого внутреннего помещения. В роли стен выступают мобильные межкомнатные перегородки, с помощью которых можно менять размеры и конфигурацию комнат. В подвальной части дома Гауди оборудовал гараж, что было одним из самых смелых новаторских приемов архитектора, так как прежде подобные помещения внутри жилых домов не предусматривались.

Фасад

Дом Мила с первого взгляда поражает тяжеловесностью и асимметрией фасада, отделанного каменными плитами, добытыми на холме Монтжуик. Волнообразные линии и отсутствие прямых углов вызывают ассоциации с морем и стихией, а все строение кажется наполненным движением и жизнью.

Крыша

Особого упоминания заслуживает крыша Каса-Мила, которая создает иллюзию застывшей в камне волны, стекающей на скалу-фасад. Гауди изначально задумывал создание на крыше общей территории для отдыха и развлечения жильцов дома с извилистыми дорожками, снабженными перилами для безопасности отдыхающих, ступеньками, садиком, скамьями и террасой.

Здесь вниманию посетителей предстает множество мифологических фигур, витых колонн, конических башенок, которыми архитектор замаскировал выходы на лестничные клетки, шахты лифтов, вентиляционные отводы, дымоходы. Все элементы сооружения декорированы мозаикой тренкадис из осколков цветного стекла, гальки, мраморной и гранитной крошки, фрагментов облицовочной плитки. В наши дни на террасе летом проводятся музыкальные вечера со световыми шоу.

Интерьеры

Интерьеры дома Мила поражают красотой художественной отделки, утонченностью декоративных элементов, отсутствием углов и прямых линий, что безупречно вписывается в общую концепцию проекта. К сожалению, за прошедшие годы часть интерьеров и отделки были безвозвратно утрачены, однако то, что осталось, производит неизгладимое впечатление.

  • В Каса-Мила ведут два парадных входа с вестибюлями, объединенными главной лестницей, стены и потолки которых декорированы фресками с изображением мифологических и библейских сюжетов и полихромной росписью.
  • В бельэтаже площадью более 1000 м², где, согласно проекту Гауди, изначально располагались апартаменты владельца дома и его семьи, в наши дни размещен выставочный центр, где проводятся временные экспозиции современных мастеров живописи, скульптуры, фотографии. Огромное сквозное помещение поддерживается колоннами, выполняющими функцию несущих стен.
  • На шестом этаже Каса-Мила находится экспозиция, в которой до мелочей воссозданы антураж и атмосфера типичной для буржуазной семьи квартиры 20-х годов прошлого века. Здесь представлены предметы интерьера, мебель, посуда и декоративные элементы, созданные по проектам Гауди и свидетельствующие о многогранности и глубине его таланта.
  • Мансарда, которую Гауди разрабатывал как функциональное помещение для прачечных и сушки белья, представляет собой анфиладу из 270 конических арок, выложенных из плоского кирпича, которые поддерживают крышу. Сейчас в ней находится постоянная экспозиция музея, посвященного жизни и творчеству гениального мастера, сочетающего в себе таланты архитектора, инженера, художника. Здесь можно увидеть редкие фотографии Гауди, чертежи, эскизы, черновые наброски проектов, выполненные его рукой. Особое место занимают чертежи первоначального проекта Каса-Мила, по которым можно представить, каким он мог стать, если бы Гауди была предоставлена полная свобода действий.

Патио

Здание оснащено тремя световыми шахтами, которые выходят на два внутренних дворика, круглый и овальный, играющих главную роль в вентиляции и освещении дома. Внутренние фасады, обращенные в патио, расписаны полихромными изображениями фантастических растений. По проекту Гауди, во внутренние дворики выходили окна квартир для прислуги и функциональных помещений.

Без шаблонов

Любопытно, что Гауди, придумавший оригинальный дизайн, создал «плывущие» перегородки, чтобы стены в комнатах можно было двигать, и такое новаторство стало настоящей сенсацией в прошлом веке. Он отбросил в сторону все существующие шаблоны, мечтая наконец-то приблизить человека к природе. С целью усовершенствования проекта гений добавлял новые элементы в чертеж, однако пара все время торопила зодчего, нарушая его планы.

Кстати, исследователи творчества великого мастера считают, что строение выглядит несколько иначе, нежели его изначально спроектировал Гауди. Так, например, автор, желающий создать самое светлое здание в Барселоне, хотел «облегчить» массивный дом увитыми вокруг него зелеными лианами. Городские власти требовали постоянного согласования всех деталей проекта и долго не давали разрешения на воплощение в жизнь фантазий увлеченного творчеством автора. Антонио хотел установить лифты на четных этажах, чтобы жильцы могли знакомиться друг с другом и налаживать общение между собой, и они появились, но значительно позже.

Дом Мила в Барселоне – описание

На испанский манер название этого памятника архитектуры звучит как Каса-Мила. Это шестиэтажное здание, которое своим массивным торцевым фасадом выходит на пересечение улицы Провенса с бульваром Пассеч-де-Гарсия. Этот перекресток похож скорее на маленькую площадь, поэтому перед тем, как зайти внутрь, вы можете прогуляться перед произведением великого мастера и осмотреть его со всех сторон. В ночное время постройка подсвечивается с внешней стороны, что в обстоятельстве рельефной облицовки дома создает очень красивую картинку.

Обязательно загляните сюда вечером, пусть даже мимоходом. Рядом находится еще один дом, к созданию которого приложил руку Гауди – Каса-Балье. Такое соседство само по себе создает в этой части города некий особенный ансамбль из уникальных форм, свойственных работам архитектора. По сравнению со своим родственником и соседом Каса-Мила выглядит чуть более грузным, фундаментальным и менее ярким, но от того не менее завораживающим. Посетите оба и вы сможете сами судить.

Как добраться до Дома Мила

Дом Мила располагается в районе Эшампле (L’Eixample) на пересечении Пасео-де-Грасия (Passeig de Gracia) и Каррер-де-Провенса (Carrer de Provença).

Как доехать:

  • на метро по линиям L3 и L5 – выходить нужно на станции Diagonal;
  • на автобусах №№ 7, 16, 17, 22, 24, 28 до остановки Провенса (Provença).

Поклонникам творчества Гауди также рекомендуем посмотреть Дом Бальо.

Часы работы

Время посещения Дом Мила зависит от сезона:

  • с 28 февраля по 1 ноября и с 26 декабря по 3 января: с 9.00 до 20.30 с понедельника по воскресенье, ночной визит – с 21.00 до 23.00;
  • с 4 ноября по 27 февраля (за исключением рождественского расписания, указанного выше) – с 9.00 до 18.30 с понедельника по воскресенье, ночной визит – с 19.00 до 21.00.

Ла Педрера закрыта для посещения 25 декабря.

Стоимость билета

По состоянию на 2020 год посетить Дом Мила можно по таким билетам (перечень неполный):

  • «La Pedrera Essential» предполагает самостоятельный осмотр здания с бесплатным аудиогидом. Действителен на конкретную дату. Стоимость – 24 Евро онлайн и 27 Евро в кассе.
  • «La Pedrera by day Premium» — также самостоятельное посещение, только с открытой датой и преимущественным проходом в здание. Стоимость – 31 Евро онлайн и 34 Евро в кассе.
  • «La Pedrera Essential & Night Experience» — комбинированный тур, в ночное время в составе группы с экскурсоводом. Стоимость – 43 Евро онлайн, 47 Евро в кассе.

Полный перечень билетов смотрите на официальном сайте Дома Мила в Барселоне www.lapedrera.com. Там же уточняйте стоимость и часы работы — информация может меняться.

Дом Бальо в Барселоне

Дом Бальо или Каса-Батльо (Casa Batllo) — самый дерзкий проект Антонио Гауди в Барселоне.

Дом Бальо также является шедевром архитектуры и дизайна, и одной из наиболее знаковых достопримечательностей Барселоны. Также считается одной из лучших работ Антонио Гауди, во время создания которой архитектор раскрыл весь свой творческий потенциал. А также единственной работой архитектора, выполненной в стиле чистого модернизма и имевшей наибольший интерес на международной арене.

В настоящее время дом Бальо входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Поскольку архитектурные элементы дома напоминают скелет, то в народе дом Бальо также известен как «Дом Костей».

Начиная с 2002 года, Дом Бальо открыт для проведения экскурсий и других культурных мероприятий. Экскурсии и мероприятия постоянно обновляются как по своему предложению, так и по содержанию.

Дом открыт для посещений ежедневно с 09:00 до 21:00 (последний вход в 20:00). Примерная продолжительность визита составляет 1 час.

Стоимость обычного билета на посещение дома Бальо онлайн составляет 24,50 Евро, в кассе — 29 Евро.

Кроме того можно приобрести билет с быстрым пропуском, что позволит не стоять в общей очереди на вход или купить. Есть билет на театрализованный визит.

Экскурсия «Волшебные ночи» — ночная экскурсия и живая музыка под открытым небом на террасе Дома Бальо. Данная экскурсия начинается в 20:00 часов и включает в себя часовой концерт, который начинается в 21:00 + два бокала вина. Стоимость экскурсии 39 Евро.

Билеты на театрализованный визит, магические ночи, а также на посещение дома с открытой датой можно приобрести только онлайн.

Личная жизнь

Всю жизнь великий архитектор Гауди провел один

В молодости он очень броско одевался и привлекал внимание женщин. Однако, узнав о его профессии, которая в то время считалась сродни ремесленнику, они теряли к нему интерес

Женщин волновало благосостояние жениха, а работа архитектора финансовой стабильности не гарантировала.
Первой любовью Антонио стала красавица Жозефа Мореу, по забавному прозвищу Пепета. В 1884 году эта своенравная женщина работала учительницей в школе кооператива Матаро. Гауди выполнял заказ для этого предприятия и часто навещал Пепету и ее сестру.
Пепета с удовольствием принимала ухаживания молодого образованного архитектора. Вместе они посещали гостиную Гуэля, где раз в неделю собирались все интеллектуалы Барселоны. Но в то же время она держала неопытного кавалера на дистанции. Наконец, Антонио все же сделал ей предложение. И был огорошен: Пепета заявила, что уже помолвлена с преуспевающим торговцем лесом.
Больше Гауди не сделал предложения ни одной девушке. Спустя годы он влюбился еще раз в одну женщину, молодую американку. Но их связь закончилась, когда она вернулась в Штаты.

Интересные особенности Дома Мила

  1. Дом Мила стал первым архитектурным сооружением XX века, в 1984 году включенным в список Мирового наследия ЮНЕСКО.
  2. Барселонцы рассматривают сооружение Гауди не только как архитектурный шедевр, но и как выдающийся памятник природной стихии.
  3. Каса-Мила расположен на девяти уровнях в которые входят подземный гараж, мансарда и крыша здания.
  4. Все помещения дома снабжены окнами, что сыграло значительную роль в естественном освещении здания.
  5. Дом Мила представляет собой одно из самых восхитительных сооружений Барселоны и, возможно, мира не только в свете дня, но и по ночам, когда включается многоцветная подсветка.
  6. Согласно проекту Гауди, здание было оснащено шахтами лифтов, однако сами механизмы были внедрены в конструкцию значительно позже.
  7. Гауди предусмотрел не только мельчайшие архитектурные и декоративные нюансы своего детища, но и комфорт и безопасность людей, которые будут в нем жить. Так, он запланировал остановку лифтов только на четных этажах здания, чтобы жители могли чаще встречаться и контактировать друг с другом.
  8. За годы своего существования Каса-Мила неоднократно подвергался реконструкциям, которые самым худшим образом отразились на внешнем облике и интерьерах сооружения. К счастью, недавно была проведена реставрация, после которой зданию был возвращен вид, максимально приближенный к первоначальному.

Где находится Дом Мила:

Адрес: Passeig de Gràcia, 92

Как добраться:

  • Метро: Diagonal (Линии L3, L5)
  • Автобус: № 7, 16, 17, 22, 24, 28, H10 и V15
  • Пешком от Площади Каталонии: 15 минут

Время посещения:

  • С 1 марта по 3 ноября: с 9.00 до 20.30 (ночное посещение: с 21.00 до 23.00)
  • С 4 ноября по 28 февраля: с 9.00 до 18.30 (ночное посещение: с 19.00 до 21.00)
  • С 26 декабря по 3 января: с 9.00 до 20.30 (ночное посещение: с 21.00 до 23.00)
  • 25 декабря: закрыто
  • Продолжительность посещения: 1-1,5 часа

Стоимость билетов:

  • Взрослые: 22 евро
  • Студенты, дети 7-12 лет и люди старше 65 лет: 16,50 евро
  • Дети 7-12 лет: 11 евро
  • Дети младше 7 лет: бесплатно
  • Билет Премимум: 29 евро (вход без очереди + аудиогид)

Цены указаны при покупке билетов онлайн. Билеты в кассе дороже на 3 евро.

Что посмотреть неподалеку от дома Мила:

  • Дом Бальо
  • Улица Рамбла
  • Площадь Каталонии
  • Храм Святого Семейства
  • Дом Висенса
  • Музей современного искусства
  • Дворец каталонской музыки
  • Дворец Виррейна

Рядом с домом Бальо

Примерно в то же время, на которое пришлась реконструкция дома Бальо Антонио Гауди, рядом с домом были реконструированы и другие дома под руководством других выдающихся архитекторов.

Тогда реконструкции домов стали иметь для архитекторов и личный подтекст, поскольку архитекторы соревновались между собой за архитектурные премии от мэрии Барселоны. По этой причине данный квартал стал известен как «la Manzana dе lа Discordia», что означает «Квартал Раздора» или «Яблоко раздора».

— Дома Жозефины Бонет (архитектор Марсел-ила-Кокилат).

Непосредственно к дому Бальо, с его левой стороны, примыкает ещё один известный дом — Дом Амалье.

Дом Амалье

Дом Амалье или Дом Аматльер (Casa Amatller), совместно с домом Бальо, представляют собой удивительно прекрасный и запоминающийся ансамбль, где, с одной стороны, тонко сочетаются игра архитектурных элементов и красок, образуя единую картину, а с другой — дома имеют резкий контраст с броскими различиями.

Изначально дом Амалье был построен в 1875 году. 12 марта 1998 года промышленник и производитель шоколада Антонио Амалье приобрел здание, после чего заказал реконструкцию дома у известного каталонского мастера Жозепе Пуч-и-Кадафалка. В результате проведенных работ, во время которых была проведена перепланировка и выполнено художественное оформление здания, дом получил второе рождение и заиграл новыми красками.

После реставрации, в 2015 году дом Амалье был открыт как музей, сохранивший часть мебели и украшений времен 1900-х годов.

Дом Льео Морера

Дом Льео Морера (Casa Lleo Morera) — ещё один великолепный дом, расположенный по соседству с домом Бальо в «Квартале Несогласия».

Архитектор Lluís Domènech i Montaner был заказан Франческой Морерой и Ортисом для работы над домом Льео Морера в 1902 году. В то время на Пасео де Грасия 35 располагалось старое здание под названием Casa Rocamora, построенное в 1864 году. Архитектор Льюис Доменек-и-Монтанер разработал полный проект реконструкции существующего дома с использованием различных материалов. Реконструкция длилась до 1906 года, после чего здание стало по-настоящему модернистским произведением искусства. Во время реконструкции был перестроен фасад, добавлены три галереи и каменные балконы на разных этажах, а аткже спроектирован интерьер.

В интерьере дома Лео Морера можно видеть взрыв модернизма, который является одним из наиболее сохранившихся в городе: витражи, мозаики, керамика, скульптуры, дерево, мрамор… всё нашло воплощение в интерьере этого и по сей день необычного дома.

Увидеть данные дома, а также: известный Дом Мила (Ла Педрера), Дом Рокамора, Дом Кальвет, Дом Марти и Дворец каталонской музыки можно с экскурсией «Барселона — шедевры модерна», из которой вы узнаете о величайших архитекторах эпохи модерна, а также поймете, как нескольким десяткам талантливых художников удалось воплотить в жизнь революционные архитектурные находки и вызвать настоящий бунт:

Архитектура дома Мила

Монументальный доходный дом, быстро заслуживший у барселонцев прозвище «Педрера» из-за внешнего сходства с каменоломней. Споры с владельцами на финальном этапе не позволили Гауди довести до конца этот проект, взорвавший художественные каноны эпохи.

Здание занимает 1323 кв. м из 1620 кв. м общей площади. Его отличают волнообразно изогнутые наружные и внутренние стены, применение правил линейной геометрии и использование элементов природного характера. Строение в целом образовано двумя зданиями (с отдельными, но сообщающимися входами, объединенными общим фасадом), каждое — со своим внутренним двором, при этом хозяйская квартира занимала целый этаж обоих зданий.

В отличие от дома Кальвет и дома Батльо, конструкция дома Мила основана на каменных опорах, полнотелом кирпиче и металлических стропилах, устраняющих необходимость в несущем фасада, что позволяет делать в нем большие проемы для доступа света и воздуха. Это коренное отличие от традиционных несущих стен на несколько лет опережает концепцию свободной внутренней планировки Ле Корбузье и актуально и сегодян, поскольку перенос любой внутренней стены нисколько не влияет на прочность строения.

С помощью системы опорных столбов Гауди смог приспособить каждый уровень девятиэтажного здания под различные нужды: в подвале разместил гараж (первый подземный гараж в городе), на нижнем этаже — торговые заведения, на антресольном — офисы, первый этаж занимали хозяева, четыре этажа над ним сдавались в аренду, а на чердаке стирали белье.

Над чердаком с параболическими арками горизонтальной кладки Гауди возвел крышу, поражающую необычным оформлением каминных и вентиляционных труб и завершающих лестничные клетки сооружений, похожих на настоящие скульптуры.

Помимо этого, выделяются оригинальностью решений железная конструкция, поддерживающая круглый внутренний двор, просторные подъезды, кованные  балконные ограды, потолки с выразительной, передающей движение лепниной, искусная работа краснодеревщиков, отразившаяся в дверях, окнах и предметах мебели, дизайн дверных ручек и глазков, а также полы из шестиугольной метлахской плитки (изначально предназначались для Дома Батло), по образцу которой Мэрия Барселоны изготовила  покрытие для тротуаров проспекта Грасия.

В 1896 году Дом Мила, один из символов Барселоны, был приобретен финансовым учреждением «Кайша Каталунья», открывшим здесь после реставрации зал для временных выставок и постоянной экспозиции «Эспай Гауди», находящейся в аттике.

Загрузить
чертежи объекта
одним архивом, в крупном размере

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector