Античная пифия как служительница аполлона, 5 букв
Содержание:
Храмы Аполлона и Афины
Первое поселение на территории этого горда было еще в 1000 году до нашей эры. Но именно в VI и VII веках, когда сюда пришли греческие поселенцы и основали колонию, Сиде стал процветать. В римскую эпоху город был важным торговым центром, но в VII веке, когда в гавани стало слишком много ила, он был оставлен.
На конце полуострова находятся развалины двух главных храмов древнего города, посвященных Афине и Аполлону. Они располагаются в очень живописном месте с видом на великолепную панораму Средиземного моря. Особенно красиво здесь вечером, когда стены храма освещены. Здесь можно провести прекрасный романтический вечер, ведь рядом с руинами находится несколько кафе.
История
|
Археологические раскопки, проводимые с конца XIX века, показали, что Касталийское ущелье было заселено с середины II тысячелетия до н. э., a религиозная значимость Дельф уходит корнями в Микенское время. Мифы о Пифоне свидетельствуют о доаполлоновском культе, о догреческих истоках оракула. Святилище возникло, возможно, еще на рубеже Х—IX веков до н. э. Дельфийский оракул был одним из древнейших, но позднее додонского. Ещё Гомер в Илиаде пишет о «храме Феба пророка в Пифосе, утёсами грозном». Павсаний (Описание Эллады) рассказывает о четырёх последовательно построенных храмах: из лаврового дерева, из воска и перьев, из меди и камня.
Каменный храм, построенный, по преданию по желанию Аполлона зодчими Агамедом и Трофонием в середине VII века до н. э., сгорел в 548 году до н. э. и был заменён новым, построенным с большим великолепием в дорийском стиле дельфийскими амфиктионами (постройка им обошлась в 300 талантов), он был разрушен землетрясением в 373 году до н. э. Нынешние руины являются остатками сооружения 369 — 339 годах до н. э. Так как Аполлон считался покровителем колониальных экспедиций и вновь основанных городов, то перед началом новой экспедиции было принято обращаться к оракулу. Благодаря этому храм Аполлона стал своеобразным центром греческой колониальной политики, которую в изрядной степени контролировали жрецы оракула. В подданство принимались вновь создаваемые храмы в разных концах Средиземного моря. Были налажены отношения с этрусской династией Тарквинеев в Риме через посредство куманского храма. После падения этой династии (510 год до н. э.) дельфийские жрецы, способствуя перенесению оракулов Кумской сивиллы (сивиллиных книг) в Рим, смогли оказать воздействие на постепенную эллинизацию римской религии.
Расцвет Дельфийского оракула приходится на VII—V века до н. э. По всем важным вопросам государственной и личной жизни было принято обращаться к оракулу. Был осуществлён политический союз со Спартой, которая стала светским мечом храма. В Дельфы спешили посольства с богатыми дарами из многих царств Древнего мира. Мидас преподнёс в подарок храму золотой трон. Крёз был поклонником дельфийского Аполлона. Ослабление влияния храма началось со времени греко-персидских войн, когда Дельфы приняли сторону персов, надеясь стать религиозным центром Персидской империи. Но ещё во времена римского владычества в храме хранились денежные вклады из разных районов Средиземноморья.
Храм неоднократно был разграблен, горел во время нашествия галлов в 279 году до н. э., а при императоре Феодосии (391 год н. э.) его окончательно закрыли.
К. К. Зельин отмечал своеобразие местных отношений в Дельфах, в отличие от остальной Греции.
По мнению В. Тарна, Дельфы всегда стояли на страже гуманности. Однако Ф. Бёмер считает прямо наоборот, полагая, что у тамошних жрецов вообще отсутствовала «человечность» в современном смысле этого слова.
Дельфы. Храм Аполлона. Дельфийский оракул.
Храм Аполлона в Дельфах
Дельфы был значимым, религиозным, влиятельным городом в древней Греции. Он знаменит Храмом Аполлона и Дельфийским Оракулом. Храм Аполлона построен на южном склоне горы Парнас на высоте 700 метров над уровнем моря в 369 — 339 годах до н.э.. На фронтоне храма были высечены изречения – «Познай самого себя», «Ничего лишнего», Изображение буквы «Е». Внутри храма находились: лавровое дерево, священный источник, беломраморный Омфал (священный камень – центр земли) с двумя золотыми орлами, золотая статуя Аполлона. Предсказания и пророчества Аполлону давали Пифии (женщины-жрицы), которые входили в состояние транса из-за токсичных газов, исходящих из разлома в скале, и содержания в ручье этилена. Анализировали и трактовали результат ( Жрецы Аполлона — мужчины) и в итоге давались предсказания, которые можно было интерпретировать двояко. Дельфийский оракул просуществовал более 1000 лет. В Дельфах каждые 4 года в честь Аполлона проводились вторые по значимости после олимпийских — Пифийские игры. Виды соревнований: музыкальные (игра на флейте и кифаре с пением и без него), театральные, танцевальные, соревнования по живописи, а также позже были добавлены атлетические соревнования и состязания на колесницах. В качестве наград победителю присуждались яблоко и лавровый венок. С 394 года н.э. Пифийские игры не проводятся: запрещены римским императором Феодосием I, как языческие.
Планировка и экстерьер
План храма и ордерная система.
Храм Аполлона Эпикурейского представляет собой удлиненный периптер относительно скромных размеров (38,3 x 14,5 м), в основании которого 15 x 6 дорических колонн. Он традиционно содержит три помещения: пронаос, наос, опистодомос. Ориентация с севера на юг чрезвычайно нехарактерна для древнегреческих храмов, но её можно объяснить его местоположением на крутом склоне горы. Ещё одним объяснением необычной ориентации храма может послужить то, что в храм включен более старый маленький храм, ориентированный с запада на восток, который имеет особую дверь в длинной стене целлы. Сейчас он рассматривается как одно из отделений наоса. Храм выполнен из аркадского известняка (каменоломни находились чуть севернее), фриз вырезан из мрамора.
Святыня в Бассах
Название Бассы переводится с древнегреческого языка, как ущелье. Такое имя носит гористая местность между легендарными греческими областями Мессения и Аркадия. Здесь, на склоне горы Котилион, жителями близлежащего города Фигалия, в незапамятные времена было воздвигнуто еще одно святилище Аполлона. Легенды гласят, что именно Аполлон спас жителей этой местности от страшнейшей эпидемии чумы, разгоревшейся во время Пелопонесской войны. Сохранившийся до наших дней храм был построен архитектором Иктином около 425 г до н.э., то есть в период самого разгара боевых действий, но археологи утверждают, что возводили его на месте более древней постройки.
Жители Фигалии посвятили его Аполлону Эпикурейскому (Врачевателю, Спасителю) по одной гипотезе, в благодарность за то, что он помог им в войне со Спартой, по другой – не пустил в город чуму, которая царствовала в то время.
Святилище Аполлона было невелико – 34,3 на 17,6 м, поэтому по периметру его окружала лишь 21 колона.
По внешнему виду храм соответствует всем канонам древнегреческой культовой архитектуры и представляет собой небольшое святилище, со всех сторон окруженное стройными рядами дорических колонн. Внутри самого святилища колонны ионические, а прямо в центре храма возвышается одинокая коринфская колонна, назначение которой до сих пор остается неясным. Также как и в знаменитом Парфеноне, в архитектуре храма применены законы оптических иллюзий, которые позволяют зданию смотреться более стройным и гармоничным.
Его постройка примечательна тем, что план здания ориентирован с севера на юг, что является нехарактерным для храмов древней Эллады. Исследователи это объясняют особенностями горы, где он был построен, а также тем фактом, что его проектировали с учетом находящегося в том месте старого небольшого святилища, которое включили в архитектурный план здания.
До сих пор ведутся споры о том, присутствовала ли в храме статуя самого Аполлона. Те, кто за, утверждают, что она располагалась в южной части святилища, и лучи восходящего солнца эффектно освещали фигуру божества. Те, кто против, считают, что роль символа выполняла та самая, одиноко стоящая коринфская колонна.
Вместе с гибелью античной цивилизации, канули в Лету и ее боги, но этому храму удалось пережить все катаклизмы и довольно хорошо сохраниться до наших дней. Удаленность от основных культурных и торговых центров страны позволила ему избежать варварских разграблений, и о нем просто забыли на несколько веков.
Интересны фризы с наружной стороны храма, посвященные войне с амазонками и кентаврами: в отличие от классических скульптурных композиций, здесь нарушены все пропорции, формы наслаиваются друг на друга, а сложные эпизоды, содержащие одновременно несколько фигур, асимметричны и угловаты.
Поскольку храм Аполлона в Бассах был расположен довольно далеко от основных греческих городов, он на долгое время оказался потерян для общества, благодаря чему является одной из немногочисленных святынь этого бога, которые сумели хорошо сохраниться.
Святилище было случайно обнаружено в середине XVIII века, а столетие спустя на его раскопках побывал великий русский живописец Карл Брюллов. Сооружение является первым из исторических и архитектурных памяток Греции, вошедшие в список ЮНЕСКО.
Источник Sauap.org
При копировании материала ссылка на сайт sauap.org обязательна
Ссылки: https://awesomeworld.ru/sozdannoe-rukami-cheloveka/hramyi-apollona.html, http://krasoteurop.ru/xramy-apollona/
Расклад на Таро “Дельфийский оракул»
Слава прорицательниц из Дельф тянется и до сегодняшних дней. Часто обычный расклад из трех карт на Таро называют Дельфийским оракулом (как и на игральных картах). Скорее всего, такое название возникло из-за простоты и точности данного расклада. В нем фигурируют всего три вытянутые по очереди карты, символизирующие:
- ситуацию касательно вашего вопроса, которая сложилась в данный момент;
- что предпринять, чтобы выйти из данной ситуации;
- каким будет развитие событий в будущем.
Некоторые практики рекомендуют убрать из колоды Таро младшие арканы, чтобы гадание стало еще более точным. Если же вы используете гадание “Дельфийский оракул” на игральных картах, то, понятное дело, вам понадобится полная колода, так как количество интерпретаций обычной колоды не такое обширное, как в случае карт Таро.
Пророчества
В древности прорицания давались один раз в год — в день рождения Аполлона — 7 Бисия (середина февраля — середина марта), когда он возвращался от гипербореев. С VI в. до н. э. стали проводиться ежемесячно по седьмым числам, кроме трёх зимних месяцев, когда Аполлон гостил у гипербореев, а ещё позже — ежедневно, кроме особых нечистых дней, а также Пифия отказывалась давать прорицания человеку, осквернённому преступлением.
Пифия выбиралась независимо от социальной принадлежности. До принятия сана она могла быть замужем. От неё требовались преданность Аполлону и целомудрие. Перед пророчеством Пифия, омывшись в Кастальском источнике, надев золототканную одежду, распустив волосы, надевала на голову венок из лавровых ветвей, спускалась в адитон, где она пила из источника, жевала лавр, садилась на высокий треножник и, вдыхая испарения, принималась пророчествовать. При этом Пифия впадала в наркотический экстаз, произносила неясные отдельные фразы и бормотания, которые записывали и толковали жрецы (др.-греч. προφήτης — профеты) храма как пророчество Аполлона.
Геродот, Фукидид, Ксенофонт и другие древние авторы приводят более пятидесяти пророчеств и ответов Пифии, многие из которых весьма конкретны или поражают своим образным содержанием и намеками. «Не обжигай сосудов в печи» значило — не сжигай людей в башне. «Положил хлеб в холодную печь»- совокупился с трупом удушенной жены. «Найдешь своего коня» — получатель ответа нашел свою смерть в местечке Иппос (конь).
Сократ самый мудрый из людей
Ксенофонт в своих «Воспоминаниях о Сократе» пишет, что один его ученик по имени Херефонт отправился к оракулу в Дельфы спросить, кто мудрейший из людей. Пифия ответила, что мудрее всех, без сомнения, Сократ.
Начав войну, погубишь великое царство
Известное предсказание, которое получил в Дельфах богатейший лидийский царь Крез, воевавший с Персией. Ему было сказано: «Если ты перейдешь реку Галис (по сторонам которой стояли два войска — прим.), то погубишь великое царство». Обнадёженный Крез потерпел сокрушительное поражение от Кира. На жалобу Креза оракулу ему было указано, что в предсказании не было сказано, чьё именно царство.
Сражаться серебряными копьями
Основная статья: Argenteis hastis pugnare
На вопрос царя Македонии Филиппа, отца Александра Великого, как добиться победы над соседними державами: «Сражайся серебряными копьями, и ты везде победишь». Впоследствии Филипп, раньше соседей начавший чеканить золотую монету, подчинял один за другим греческие города, говоря, что нет такой неприступной крепости, куда не смог бы войти ослик, навьюченный золотом.
Лжепророчества и коррупция
Геродот приводит рассказ об обращении в Дельфы относительно законности происхождения царя из дома Эврипонтидов сына Аристона Демарата: желая его низложить, его коллега Клеомен использовал широко распространенный слух, что он был бастардом, «У спартанцев из-за этого возникли разногласия, и было решено вопросить оракул в Дельфах, Аристонов ли сын Демарат. Клеомен сумел привлечь на свою сторону Кобона, сына Аристофанта, весьма влиятельного человека в Дельфах, который убедил Пифию Периаллу дать ответ, угодный Клеомену: Демарат — не сын Аристона. Впоследствии, когда обман раскрылся, Кобон был изгнан из Дельф, Пифия лишилась сана», — пишет О. В. Кулишова.
По версии Геродота, по причине своего нечестия Клеомен, подкупивший пифию, впоследствии сошёл с ума.
В другом случае О. В. Кулишова приводит пример, как Алкмеониды сыграли решающую роль в свержении тирании в Афинах — через подкуп дельфийского жречества на содержащие указание сделать это ответы оракула лакедемонянам.
Мифология
Изначально оракул принадлежал Гее, охранялся драконом Пифоном (по другой версии драконихой) и место называлось Пифо (др.-греч. πύθω — подвергать гниению). Это было тогда, когда, как отмечает Бетти Редис, культ Геи был основным по всей Греции, пока его не вытеснили олимпийские боги. Первой пророчицей Геи была горная нимфа Дафна (др.-греч. ἡ δάφνη — лавр).
От матери Геи Фемида получила Дельфийский оракул, который передала сестре Фебе, а та — внуку Аполлону, который, обучившись искусству прорицания у Пана, прибыл в Дельфы, где убил охранявшего вход в прорицалище дракона Пифона и овладел оракулом. Тёмные хтонические пророчества сына Земли уступили место воле Зевса, отца богов и устроителя нового, Олимпийского космического порядка, выразителем которой выступил «метатель солнечных лучей», вызывающие в земле испарения для прорицания.
После поражения и погибели дракона Аполлон собрал его пепел в саркофаг и установил траурные игры в честь Пифона. Затем Аполлон отправился искать жрецов для своего храма. В море он увидел корабль, идущий из Кносса, что на Крите. Обернувшись дельфином, он силой своих чар привёл корабль в Крису, где открылся морякам и поведал о их предназначении. В Крисе моряки воздвигли жертвенник Аполлону и он был назван Дельфийским, в честь образа, в котором Аполлон им явился. Из Крисы моряки отправились к Парнасу, где стали первыми жрецами храма Аполлона. Пчёлы принесли из страны гипербореев храм из воска, а все последующие храмы сооружались по его образцу. Первой пифией была Фемоноя.
По Эсхилу, Дельфийский оракул первоначально принадлежал древнейшей прорицательнице, богине Гее, которая передала его своей дочери Фемиде, а та, в свою очередь, — своей сестре Фебе, которая предоставила его в виде подарка при рождении своему внуку Аполлону.
По ещё одной версии, после совместного владения оракулом Геи и Дафны, а затем Геи с Посейдоном, Гея передала свою часть Фемиде, а та — Аполлону, который выменял часть, принадлежавшую Посейдону, на остров Калаврию.
По гомеровскому гимну в честь пифийского (эпитет) Аполлона — он, вскоре после своего рождения прибыв с острова Делоса, овладевает оракулом, убивая своими стрелами охранявшего его змея Пифона, сына Геи, и назначает своими жрецами критских мужей из города Кносса; Аполлону пришлось очистить себя от убиения Пифона и смягчить гнев Геи.
В «Теогонии» Гесиода со святилищем в Пифо связывается древний миф о борьбе Зевса с Кроносом. Когда Зевс заставил Кроноса извергнуть назад съеденных им братьев и сестер Зевса, первым был извергнут камень, который под видом младенца-Зевса Рея скормила Кроносу. Зевс установил этот камень в Пифо в долине рядом с Парнасом.
По ещё одной версии, основателем древнего оракула Пифо считался сын Посейдона и нимфы Клеодоры Парнас, именем которого была названа гора Парнас.
Современные Дельфы
Сделав два круга вокруг Толоса, мы направились обратно к припаркованной машине — самое время было заселяться в гостиницу и искать подходящее место для ужина. Если с гостиницей Aiolos, забронированной больше месяца назад, проблем не возникло, то с поиском ресторана пришлось немного повозиться.
Отдавая себе отчет, что это будет первый полноценный ужин: закуски под ципуро накануне таковым назвать было сложно, — мы решили подойти к этому вопросу ответственно и выбрали ресторан, который рекомендовал наш путеводитель. Современные Дельфы — небольшой городок, а, фактически, всего две улицы, вытянутые вдоль склона горы, почти на 100% ориентированный на туристов, приезжающих в Античные Дельфы.
Несмотря на это, или благодаря этому факту, на поиски ресторана мы потратили около получаса, отвлекаясь то на потрясающие виды заката над Коринфским заливом, то на магазинчики с оливковым маслом. В конце концов мы нашли таверну Vakchos, где и провели остаток вечера.
Вступление → Волос → Макриница → Дельфы → Афины → Нафплио → Микены и Епидавр → Порос → Мистра → Олимпия → Лефкада → Янина → Метеоры → Итоги поездки
Ритуал предсказания
Процесс предсказания в храме Аполлона был не просто гаданием: Дельфийский оракул требовал соблюдения ритуала как от самой жрицы, так и от просящего. Тот, кто намеревался просить совета у богов, должен был предварительно пройти очищение (быть чистым физически и духовно), принести некую жертву богам и определенную плату жрецам. Первоначально просить можно было только раз в год в день рождения Аполлона. По мере роста популярности храма паломников стали принимать каждый месяц.
Сама жрица перед ритуалом должна была пройти церемонию омовения в Кастальском источнике рядом с храмом и облачиться в золотые одежды, а на голову надеть венок из лавровых ветвей — растения, считавшегося символом Аполлона. Непосредственно перед предсказанием жрица жевала лавр и пила воду из родника. Затем она шествовала внутрь храма, где начиналось самое интересное.
Считалось, что возможность толковать будущее жрица получала благодаря чудодейственным парам, поднимающихся из-под земли. Храм располагался прямо над расселиной — на полу была трещина, откуда и поднимались загадочные испарения. Свидетельства современников Дельфийского оракула расходятся: одни указывают, что жрица, надышавшись паров, пребывала в полубезумном состоянии. Находясь в этом трансе, она бормотала неясные слова и предложения, интерпретацией которых занимались другие жрецы. Другие утверждают, что жрица сохраняла здравый рассудок и сама отвечала вопрошающему на его просьбу. Что интересно: никаких следов трещин в полу на современных развалинах Дельфийского храма не сохранилось.
Как бы ни было на самом деле, сохранилось много свидетельств о точности ответов пифии. В поисках подсказок здесь побывали многие знаменитые деятели древности — к Дельфийскому оракулу гадать на судьбу приходили царь Крез и отец Александра Македонского царь Филипп.
История
Первоначально назывался Меропой (Μερόπη), Меропией (Μεροπία) и Аки́дой (лат. Acis, др.-греч. Ἆκις).
Остров заселен людьми несколько тысяч лет назад. На острове остались свидетельства пребывания на нём в древности финикийцев и жителей Карии. Во втором тысячелетии до н.э. на острове существовала минойская культура, остров был тесно связан с Критом. Видимо в это время на острове стали разрабатывать золотые и серебряные рудники. В период великого греческого переселения остров был заселен ионийцами. В VI веке до н. э. остров переживал свой расцвет, главным образом благодаря своим золоту и серебру. Остров был настолько богат, что посвятил храму Аполлона в Дельфах целую сокровищницу — так называемую Сокровищницу сифносцев. Геродот упоминает об этом в своей «Истории»:
Но постепенно добыча золота и серебра на острове прекратилась.
Павсаний пишет об этом так:
Другим известным товаром с острова был синий или голубой сифносский камень, активно использовавшийся при строительстве и украшении зданий по всей Элладе, в частности в Афинах.
Британский археолог Бент обнаружил в двух местах на берегу моря следы древних выработок, а кроме того, также на берегу моря открыл довольно протяженную штольню. В стенках её были видны вырубленные ниши для ламп рудокопов. Найдены также орудия труда и следы от них на стенках штольни. Бент обследовал дно моря и нашел там остатки шлака. Это подтверждает данные Павсания о землетрясении на острове, в результате которого большая часть рудников была затоплена.
Кроме золота и серебра на острове добывалось железо. Месторождения железной руды сохранились на острове до сих пор. Благодаря особым глинам остров был знаменит на всю Грецию своим гончарным производством и производством керамики. Это было основным занятием жителей острова в античную эпоху.
В V веке до н. э. остров входил в состав Афинского морского союза, затем в состав Римской империи. В Римскую эпоху остров использовался как место ссылки. После падения Рима остров входил в состав Византии. В 1207 году захвачен крестоносцами и передан ими в состав Наксосского герцогства. После гибели последнего вошел в состав Венецианской республики. В отличие от других островов Киклад остров вошел в состав Османской империи достаточно поздно, лишь в 1607 году. Сифнос входит в состав Греции с момента воссоздания современного государства — с 1831 года.
Немного истории
По представлениям древних эллинов, Дельфы находятся в самом центре мира. Причём установил это не кто-нибудь, а сам владыка богов Зевс. Он пустил с разных концов Земли двух своих орлов, которые и сшиблись в Дельфах.
В честь этого знаменательного события Зевс установил специальный камень, «омфал» (что по-гречески означает «пупок»), «пуп Земли».
«пуп Земли»
Другой миф утверждает, что в этом месте мать-земля Гея сберегала сведения о будущем, а охранял их дракон по имени Пифон. Сын Зевса, бог Света Аполлон убил чудовище, захоронил его под омфалом и сам стал хранителем тайных знаний о будущем. Поэтому-то жрецы храма Аполлона могли предсказывать будущее. Правда, делали они это не сами, а через посредство пифии, жрицы не моложе 50 лет.
Пифия садилась на специальный треножник, и, надышавшись ядовитых испарений (вулканических, а по другому мнению — исходивших от тела убитого Пифона) и пожевав листьев лавра, начинала выкрикивать разные слова, которые жрецы храма Аполлона переводили на понятный язык. Трактовать эти пророчества должны были сами вопрошавшие.
Есть указания, что работа пифии была связана с риском для жизни, поскольку испарения были ядовиты. Так, одна из пифий, надышавшись газов из расщелины, впала в кому и умерла.
При раскопках следов вулканической расщелины обнаружено не было. Но ведь это было давно, и следы расщелины могли затеряться.
По последним данным, американские учёные в 2001 году обнаружили-таки в этом месте следы этилена — газа, при вдыхании которого могут проявляться галлюцинации.
Обращались к услугам Пифии цари, государственные органы, общественные организации и частные лица. Платы за свои предсказания пифия вроде бы не требовала, но благодарность приветствовалась. Кроме того, считалось, что богатым даром храму Аполлона можно изменить будущее в свою пользу. Поэтому на дары не скупились. Так, лидийский царь Крез, богатство которого вошло в поговорку («богат, как Крез») подарил храму Аполлона целого золотого льва.
Поначалу пифия пророчествовала только один день в году, но с ростом известности стала делать это чаще. На пике популярности обратиться к дельфийскому оракулу можно было почти ежедневно, и работала не одна, а несколько пифий. Дело было поставлено на поток.
Так Дельфы, по представлениям историков, выглядели во время расцвета.
Центральное место занимал дорический храм Аполлона, где и пророчествовала пифия. Снизу к храму серпантином поднималась дорога, вдоль которой располагались многочисленные сокровищницы с дарами.
Макет святилища Аполлона
Этот синоптический центр просуществовал примерно с начала 1-го тысячелетия до н. э. (по другим данным — с 8 века до н.э.) до 4 века н.э., то есть почти полторы тысячи лет, и, значит, предсказания сбывались.
Из известных предсказаний упомянем два. Первое было дано вышеупомянутому царю Крезу. На вопрос, начинать ли войну против персов, оракул ответил: «перейдя реку, погубишь великое царство». Крез реку перешёл и… проиграл войну. На жалобы о неправильном предсказании он получил ответ, что имелось в виду как раз его царство, а не вражеское.
Второе. На вопрос афинян, что спасёт их от персидского нашествия, был дан ответ, что спасения нет, и остаётся только бегство. На повторный вопрос, подкреплённый достойными дарами, был дан ответ, что спасти Афины могут деревянные стены. Фемистокл, на тот момент лидер афинского государства, добился, чтобы ответ интерпретировался в том смысле, что нужно стоить флот, деревянные борта кораблей которого и защитят афинян. Флот был построен, греки победили, Афины были спасены.
Не всегда история была благосклонна к Дельфам. В 279 году до н.э. город разграбили галлы, в 80 годах до н.э. – фракийцы. Кроме того, в 86 году многое забрал диктатор Рима Сулла, а в середине 1 века н.э. 500 статуй вывез римский император Нерон. При этом римляне в Дельфах много ремонтировали и восстанавливали, многое построили сами.
Христианство не приветствует предсказаний будущего, считая, что это дело связано с тёмными дьявольскими силами, поэтому император-христианин Феодосий в 391 году запретил дельфийские предсказания. Дельфы и их святилища были заброшены.
Населённые пункты
На самом острове несколько населённых пунктов. Гавань острова Камаре расположена на западном побережье и имеет 245 постоянных жителей по переписи 2011 года, связана автобусами с остальными селениями острова. Административный центр Аполония (население 869 человек), расположена в 6 километрах от Камаре — построена на трёх холмах, привлекает своей традиционной архитектурой. В городе есть Историко-краеведческий музей и Археологический музей с коллекцией скульптур архаической и эллинистической эпох и керамики различных периодов — от геометрического до византийского. И Аполония, и расположенные вокруг неё населённые пункты — Артемон, Эксамбела (Εξάμπελα), Като-Петалион — образцы кикладской архитектуры. Это своеобразные архитектурные ансамбли, где всё — стены, каменные скамьи, дворы, улочки — напоминает бесконечное переплетение кубов, находящееся в полнейшей гармонии с окружающим пейзажем. Единственное исключение — старая столица острова Кастрон, остающаяся образцом средневекового зодчества. Кастрон расположен в 3 километрах от Аполонии на небольшом холме, в селении также есть небольшой археологический музей. Пейзаж острова дополняют многочисленные ветряные мельницы и 365 церквушек и часовен, которые «растут» повсюду как белые грибы на сером ковре.
История
История святилища в Бассах связана с военными действиями, происходившими на территории Аркадии. Аркадцы в союзе с мессенцами выступали против соседней Спарты. Первая постройка храма относится к периоду архаики. В конце VII века до н. э. здесь уже существовало небольшое поселение, а в верхних слоях почвы были найдены вотивные таблички, терракотовые вазы, статуэтки, бронзовые и железные мечи. Возможно, в VI—V веках до н. э. храм перестраивали, так как поблизости были найдены некоторые архитектурные элементы этого периода. Сохранившийся храм постройки архитектора Иктина относится к 430—420 годам до н. э.
По причине отдаленности от главных греческих центров, храм был долгое время забыт, но именно благодаря этому он так хорошо сохранился до наших дней. Он был случайно обнаружен французским архитектором в 1765 году. Первые серьёзные раскопки производились здесь в 1836 году (в них принимал участие Карл Брюллов).
Историческая справка. Мифология
Точная дата появления Дельф неизвестна, однако археологические исследования, проведенные на их территории, показывают, что начиная с 16 века до н.э. место имело большое религиозное значение: уже в то время здесь процветал культ женского божества, считавшегося матерью всей Земли. Спустя 500 лет объект пришел в полный упадок и лишь к 7-6 вв. до н.э
начал приобретать статус важного святилища Древней Греции. В данный период оракулы города имели значительную власть, участвовали в решении политических и религиозных вопросов
К 5 веку до н.э. Дельфы превратились в главный греческий духовный центр, в нем начали устраиваться Пифийские игры, которые помогали сплотить жителей страны и привить им чувство народного единства.
Однако уже к 4 веку до н.э. Дельфы начали терять свое былое значение, но все-таки продолжали оставаться одним из самых крупных греческих святилищ. В первой половине 3 века до н.э. на Грецию напали галлы и полностью разграбили священное место, включая его главный храм. В 1 веке до н.э. город захватили римляне, однако это не помешало грекам столетие спустя восстановить уничтоженный галлами храм в Дельфах. Окончательный запрет на деятельность греческих оракулов поступил от римского императора Феодосия I только в 394 году.
Говоря о древнегреческом городе, нельзя не коснуться его мифологии. Общеизвестно, что греки верили в существование на Земле мест, обладающих особой силой. К таковым они относили и Дельфы. Одна из легенд гласит, что Зевс с разных концов планеты отправил на встречу друг другу двух орлов, которые пересеклись и пронзили друг друга острыми клювами на склонах горы Парнас. Именно эта точка была объявлена Пупом Земли – центром мира, обладающим особенной энергией. Так, появились Дельфы, впоследствии ставшие главным древнегреческим святилищем.
Гора Парнас в Дельфах
Еще один миф повествует, что изначально город принадлежал Гее – богине Земли и матери неба и моря, в дальнейшем передавшей его своим потомкам, одним из которых был Аполлон. В честь бога солнца в Дельфах было построено 5 храмов, но до наших дней уцелели фрагменты лишь одного из них.