Хатшепсут

Погребальная камера

На оси колоннады двора в этой западной пристройке расположен сводчатый нисходящий коридор, первоначально отделанный известняком, который внезапно обрывается, и его остаток состоит из грубой горной породы. Он ведет вниз, в помещение, называемое погребальной камерой фараона. Навиль исследовал коридор и погребальную камеру в 1906 г., иа Арнольд — в 1971 г. В нишах вдоль стен коридора находилось около шестисот деревянных фигурок, которые были частями моделей мастерских, пекарен и лодок. Погребальная камера находится примерно в 12 метрах вниз от входа. Она сделана из гранита с потолком в виде седла. Камера разделена на две части, одна из которых – алебастровая часовня, увенчанной единой гигантской гранитной плитой, вход в которую был выполнен в виде двойной деревянной двери, занимавшей большую площадь. Навиль сделал вывод, что эта комната была для символического захоронения «ка» царя, или души, потому что здесь находился саркофаг. Однако большинство египтологов в настоящее время с его выводами не согласны. Они считают, что саркофаг находился в алебастровой комнате.

Экспедиция в страну Пунт

Египетская экспедиция в страну Пунт была, по мнению царицы, самым важным делом за всё её правление. Пунт являлся торговым партнёром Египта со времён Среднего Царства, но экспедиции туда были дорогими, опасными и долгими. Современные историки локализуют Пунт на территории Сомали или Эритреи. По неизвестному нам маршруту из Пунта в Египет доставлялась смола миррового дерева, которая использовалась в религиозных церемониях, а потому высоко ценилась. Когда Верхний Египет был захвачен гиксосами, жрецам пришлось дорого платить за мирру посредникам из Нубии. Когда же армия Хатшепсут завоевала часть нубийских земель, торговля прервалась.

Чтобы решить проблему, Хатшепсут отправила в Пунт морскую экспедицию. Чернокожий военачальник Нехси и 210 солдат и моряков на пяти кораблях направились к цели по Красному морю. Путешествие прошло успешно — египтяне выменяли у пунтийцев мирру, чёрное дерево, экзотических животных, слоновую кость и золото. Преемники Хатшепсут посылали в Пунт новые экспедиции по уже проторённому пути.

Храм Хатшепсут

Заупокойный храм царицы-фараона Хатшепсут в древности именовался Джесер Джесеру — «Священнейший из священных». Он строился на протяжении 9 лет — с 7-го (предположительно, 1482 до н. э.) по 16-й (1473 до н. э.) год правления царицы. Его архитектором был Сенмут, и, хотя храм во многом повторял находящийся рядом храм фараона Среднего царства Ментухотепа II, но его величественные колонны поражают воображение и в наши дни. В своё время, этот храм был во многом уникален, демонстрируя безупречную гармонию архитектурного комплекса за 1000 лет до возведения Парфенона в Афинах.

Вход в святилище

Джесер Джесеру состоял из трёх крупных террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми протодорическими колоннами. В центре террасы были разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма. Террасы храма были украшены многочисленными ярко расписанными осирическими пилястрами царицы, её коленопреклоненными колоссальными статуями и сфинксами, многие из которых хранятся в собраниях Египетского музея в Каире и музея Метрополитен в Нью-Йорке. К первой из террас вела длинная аллея полихромных песчаниковых сфинксов царицы, обсаженная завезёнными из Пунта мирровыми деревьями. Сфинксы находились с двух сторон дороги шириной приблизительно в 40 метров, ведущей от нижней террасы храма к границе пустыни и орошаемых полей долины Нила, где был воздвигнут гигантский пилон. Помимо самой царицы, комплекс в Дейр-эль-Бахри был посвящён Амону-Ра, обожествленному отцу Хатшепсут Тутмосу I, проводнику в загробный мир Анубису и Хатхор Иментет — повелительнице некрополей Западных Фив и великой защитнице умерших. Перед самим храмом был разбит сад из экзотических деревьев и кустарников, вырыты Т-образные бассейны.

Три уровня террас

Храм Хатшепсут

Уникальные рельефы храма в Дейр-эль-Бахри, потрясающие высочайшим уровнем своего исполнения, повествуют об основных событиях царствования Хатшепсут. Так, на стенах портика нижней террасы изображена доставка обелисков царицы из Асуана в Карнак и ритуальные сцены, связанные с идеей объединения Верхнего и Нижнего Египта. Рельефы второй террасы повествуют о божественном союзе родителей Хатшепсут — бога Амона и царицы Яхмес и о знаменитой военно-торговой экспедиции в далекую страну Пунт, снаряжённой царицей на 9-м году правления. Идея единства Обеих земель встречается ещё раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма. Нижние основания этой лестницы украшены скульптурными изображениями гигантской кобры — символа богини Уаджет, — хвост которых поднимался вверх по верхней части перил. Голову змеи, олицетворяющую покровительницу Нижнего Египта Уаджет, своими крыльями обрамляет сокол Хор Бехдетский, бог-покровитель Верхнего Египта.

Стенопись

По краям второй террасы расположены святилища Анубиса и Хатхор. Оба святилища состоят из 12-колонных гипостильных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих в глубь скалы. Капители колонн святилища Хатхор были украшены позолоченными ликами богини, устремлёнными на запад и восток; на стенах святилища изображена сама Хатшепсут, пьющая божественное молоко из вымени священной коровы Хатхор. Верхняя терраса храма была посвящена богам, даровавшим жизнь Египту, и самой Хатшепсут. По сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Ра и родителей Хатшепсут — Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположено Святая Святых, святилище Амона-Ра, которое было самой главной и самой сокровенной частью всего храма Дейр-эль-Бахри.

Венчал сооружение гигантский портрет самой Хатшепсут в виде сфинкса. Портрет Хатшепсут должен был быть виден с борта кораблей, плывущих вниз по Нилу — это была основная цель сооружения — потому место выбиралось специально под скалой, чтобы было за что крепить портрет, который после смерти Хатшепсут был разрушен.

Прогулки по горам Фиванского некрополя

•  •  •  

Мы заранее планировали горные прогулки, надеясь с их помощью полнее прочувствовать цельность некрополя и разнообразить панорамными видами мелочное копошение в исторических памятниках. Результат нас порадовал, гулять было очень приятно и заметно проще, чем мы ожидали. Прокомментируем некоторые опасения, которые могут встретиться в путеводителях:

Прогулки по фиванским горам физически сложны.
На деле нужна минимальная физическая подготовка. Главное, что для переходов не требуется совершать серьезного набора высоты. Чуть большего усердия потребует восхождение на Фиванский пик (гора Эль-Курна), но и его можно назвать горой лишь условно. Комфортность прогулки зависит от сезона, времени суток и погоды. Нам повезло, солнце было прикрыто облаками и идти было совсем приятно. Проходимые расстояния ограничиваются обычно двумя-тремя километрами.

Опасно выходить на тропы без проводника.
Ориентироваться оказалось очень легко. Полезно заранее ознакомиться со снимками и представлять, где находится вход на тропу, а дальше все совсем просто. Дорожки хорошо заметны и утоптаны, с возвышенностей ясно видны понятные ориентиры. В общем, вполне достаточно лишь примерно знать, в каком направлении двигаться, а нужная тропа найдется. Разумеется, рекомендуется не затягивать прогулки до заката солнца (хотя даже ночью фиванские горы освещены прожекторами).

Прогулки по горам запрещены полицией.
Никаких ограничений мы не увидели. В Долине Царей можно встретить табличку «No climbing», но туристов, пожелавших выйти на стандартную тропу, никто не останавливает, поднимаемся прямо рядом с полицейским, какой-то местный специалист пытается предложить услуги проводника, но мы отказываемся. Столпотворения на тропах нет, но полтора десятка человек мы по дороге встретили – все гуляли самостоятельно.

Маршрут из Долины Цариц в поселок мастеров (Дейр эль-Медина) совсем короткий и простой (полчаса), маршрут из Долины Царей к храму Хатшепсут (час-полтора) – самый интересный. Учтите, что маршрут в обратном направлении труднее, поскольку Долина Царей расположена заметно выше храма Хатшепсут – так что лучше доехать в Долину на такси, а обратно идти пешком.

Из Долины Царей к храму Хатшепсут (Дейр эль-Бахри)

   

На космическом снимке хорошо видны тропы в районе Долины Царей. Главная дорога стартует вверх по склону около гробницы Рамсеса I. Лучше всего пойти по ней как можно правее (1), вдоль ущелья с гробницей Тутмоса III, тогда вы выйдите к верхнему поселку мастеров. Вторая тропа идет левее и круче, сокращая путь в Дейр эль-Бахри, третья еще левее, проходя вдоль скал над Долиной Царей и выходя непосредственно к обрыву над храмом Хатшепсут.

    Вид на горные тропы и перевалы с воздушного шара.
   

Поскольку в Долине Царей царит форменная паранойя на тему запрета фотографирования, первые снимки делаем уже на склоне. На заднем плане Долина Царей, в левом нижнем углу – узкое ущелье, ведущее к гробнице Тутмоса III.

   

Верхний город мастеров расположен на перевале. Справа еще видно ущелье Долины Царей, вверх уходит тропа на Фиванский пик, влево – дорога в Дейр эль-Медину. Мы развернемся на 180 градусов и пойдем в Дейр эль-Бахри.

    Панорама на подступах ко второму проходу из Долины Царей.
Слева уже виднеется автостоянка храма Хатшепсут.
    Провалы ущелий резки и внушительны.
    Охваченная скальной подковой долина Дейр эль-Бахри с остатками храмов очень живописна.
   

Вид на Эль-Курну из района третьего прохода в Долину Царей. Примерно так священная гора выглядит из самой Долины – действительно похожа на нерукотворную пирамиду.

        Спуститься с тропы можно в нескольких местах.
Мы выходим к автостоянке храма Хатшепсут и там ловим такси.

Хатшепсут и Тутмос III

Рельеф из «Красного святилища» в Карнаке, изображающий Хатшепсут рядом с Тутмосом III.

Устоявшимся является представление, что Тутмос III, выступающий в поход против Сирии и Палестины, вышедших из повиновения Египту тремя годами ранее, в 1472 до н. э., приказал уничтожить все сведения о покойной Хатшепсут и все её изображения в отместку за лишение его власти, поэтому долгое время об этой царице практически ничего не было известно. В частности, огромные золочёные обелиски в Карнаке были заложены каменной кладкой или попросту засыпаны песком, многие изображения царицы из храма в Дейр эль-Бахри уничтожены или закопаны поблизости, даже само имя Хатшепсут было исключено из официальных храмовых списков фараонов Египта.

Имя Хатшепсут вырезалось из картушей и заменялось именами Тутмоса I, Тутмоса II и Тутмоса III, что было для древнего египтянина равносильно проклятию. Подобным образом фараоны начала XVIII династии стирали все надписи, принадлежавшие к периоду ненавистных гиксосских царей, Эхнатон преследовал имена, включающие имя Амона (исключая имя бога даже из картушей собственного отца Аменхотепа III), а Хоремхеб, в свою очередь, уничтожал имя самого «Отступника из Ахетатона».

Однако, существует альтернативная точка зрения на преследование памяти о Хатшепсут: возможно, все эти действия были необходимы молодому фараону Тутмосу III только для того, чтобы доказать легитимность своего правления. Эту гипотезу частично подтверждают и недавние исследования, проведённые различными группами египтологов, возглавляемых Чарльзом Нимсом и Питером Дорманом. Эти исследователи, изучив повреждённые изображения и надписи, пришли к выводу, что памятники времён Хатшепсут могли быть повреждены после 42-го года (1448 до н. э.) правления Тутмоса III, а не 22-го, как считалось ранее, что опровергает общеизвестную теорию о мести Тутмоса III своей мачехе-узурпатору.

Таким образом, представляется вполне возможным, что Тутмос III, следуя совету приближенных, был вынужден ликвидировать следы правления Хатшепсут в силу весьма консервативной иерархической политической системы Древнего Египта, которая допускала до управления государством только мужчин — в воззрениях египтян, сам факт нахождения женщины на престоле мог нарушать «установленный свыше» принцип космической справедливости маат. Косвенным подтверждением этой теории является также то обстоятельство, что Сенмут мог впасть в немилость ещё при жизни Хатшепсут, а его гробница могла быть повреждена ещё до восхождения на престол пасынка Хатшепсут.

Дискутируя относительно причин посмертных гонений на женщину-фараона, отдельные египтологи даже отказывают им в системности, выдвигая гипотезу о том, что её картуши могли пострадать в результате атонистического религиозного переворота Эхнатона: часть царского имени царицы, Хенеметамон, включала в себя имя Амона, следовательно, подлежала запрету и уничтожению. Сети I, восстанавливавший памятники XVIII династии, повреждённые при «царе-еретике», в силу традиции на место стёртых картушей мог вписывать имена не самой царицы, а её ближайших родственников.

В свете продолжающейся дискуссии относительно отношений Тутмоса III и Хатшепсут особое значение приобретает недавнее открытие девяти золотых картушей, включающих как имя Хатшепсут, так и имя Тутмоса, близ одного из обелисков у храма Хатшепсут в Луксоре.

История

Сбитые надписи в храме с целью проклятья памяти о правлении Хатшепсут

После смерти фараона Тутмоса II регентшей при малолетнем пасынке Тутмос III стала Хатшепсут. В итоге, женщина правила 21 год (умерла на 22-ом году правления) и провела ряд строительных мероприятий. Возведение заупокойного храма царицы началось при её жизни и продолжалось 9 лет — с 7-го (предположительно, 1482 до н. э.) по 16-й (1473 до н. э.) год правления царицы. Руководил строительными работами архитектор Сенмут, следивший прежде также за возведением заупокойного храма Ментухотепа II. Эти храмы архитектурно схожи.

Пришедший к власти Тутмос III приказал уничтожить следы владычества мачехи. Этому подвергся и её заупокойный храм. Его скульптуры были разрушены и закопаны недалеко от храма. Много столетий спустя археологам удалось восстановить картину былого величия храма.

Храм оставался в употреблении до птолеемского периода; позже копты организовали здесь церковь, которая действовала до XI века.

Какие есть экскурсии для туристов в Египте

Не одно столетие удивляет своих гостей и туристов этот сказочная страна Египет. Он и сегодня продолжает очаровывать каждого из нас, будоражить наше воображение.

В этой стране насыщенной памятниками архитектуры и морской фауной, которую не тронул человек, можно познакомиться с эпохой древнего мира. Почувствовать себя его частицей. Всегда можно выбрать экскурсии, предлагаемые туристическими компаниями. Их выбор очень разнообразен, поэтому можно заранее запланировать места посещения и знакомства с достопримечательностями этой великой страны.

Попробуем пройтись по основным достопримечательностям Египта. То есть проведем культурно-познавательную экскурсию

Официальная пропаганда

Известняковая сидячая статуя Хатшепсут в Метрополитен-музее, Нью-Йорк. Царица изображена без накладной бороды, но с символами власти фараона: головной убор немес, увенчанный царским уреем.

После восхождения на престол Хатшепсут была провозглашена фараоном Египта под именем Мааткара Хенеметамон со всеми регалиями и дочерью Амона-Ра (в образе Тутмоса I), тело которой было создано самим богом Хнумом. Власть царицы, опиравшейся, прежде всего, на жречество Амона, была легитимизирована с помощью легенды о теогамии, или «божественном браке», во время которого сам бог Амон якобы снизошёл с небес к земной царице Яхмес для того, чтобы, приняв облик Тутмоса I, зачать «свою дочь» Хатшепсут. Кроме того, в церемониальных надписях утверждалось, что царица была избрана наследником египетского престола ещё при жизни своего земного отца, что не соответствовало действительности. Впоследствии официальная пропаганда постоянно использовала легенду о божественном происхождении Хатшепсут для оправдания её пребывания на престоле.

Приняв титулатуру фараонов, Хатшепсут стала изображаться в головном уборе хат с уреем, с накладной бородкой. Первоначально статуи и изображения Хатшепсут представляли её с женской фигурой, но в мужских одеждах, а в позднейших аналогах её образ был окончательно трансформирован в мужской. Прообразом таких изображений Хатшепсут можно считать немногие сохранившиеся статуи царицы Нефрусебек, для которых также характерна комбинация мужского и женского канона. Тем не менее, в надписях на стенах храмов царица продолжала называть себя прекраснейшей из женщин и отказалась от одного из царских титулов — «Могучий бык».

Так как фараон в Египте был воплощением Хора, он мог быть только мужчиной. Поэтому Хатшепсут часто надевала на официальных церемониях мужские одежды и искусственную бороду, однако далеко не в обязательном порядке: отдельные статуи царицы вроде выставленных в Музее Метрополитен продолжают изображать её в прежнем виде — в обтягивающей женской одежде, но в накидке-немесе и без накладной бороды.

План храма

Хотя не так много известно о Долинном храме, мощеный путь к нему, в отличие от большинства аналогичных сооружений, был открытым, со статуями Осириса вдоль сторон через неравные интервалы. Он заканчивался в главном храмовом комплексе широким внутренним двором, окруженным стеной из плитняка.

На заднем дворе с западной стороны стоял массивный, с террасами заупокойный храм фараона Ментухотепа ii. Фасад более низкого колонного зала состоял из портика, построенного из блоков известняка. Этот портик, с двойным рядом колонн, был разделен надвое рампой, ведущей на вторую террасу. Первоначально стены портика были украшены сценами битвы.

Храм фараона Ментухотепа II в Дейр эль-Бахри, как и более поздние храмы, расположенные здесь, имел широкий пандус из блоков известняка и рядов параллельно посаженых платанов и тамарисков, обеспечивавший доступ ко второму, главному уровню. Террасу можно разделить на три участка – внешний зал с портиком и колоннадой, окружающий крытую аркаду с севера, юга и востока, с центром посредине галереи.

Наружная часть портика этого уровня, как и нижнего, состояла из двух рядов колонн из известняка. Ее часто называют «верхним колонным залом». Лицевая часть колонн была украшена сценами, изображающими Ментухотепа II и различных богов, с надписями на низком барельефе. Задние стены колонного зала вокруг внутренней галереи были слегка наклонены и украшены внутри и снаружи. Можно предположить, что когда-то они составляли внешний фасад галереи. Это, а также другие доказательства привели египтологов к заключению, что колонный зал был построен позже.

Вход в восточном крыле колонного зала портика расположен на главной оси комплекса и ведет к внутренней галерее. Последнюю, с точки зрения древнеегипетской архитектуры, можно назвать частью крыши, огибающей края строения и поддерживаемой столбами. Чаще всего галереи окружают открытый внутренний двор, но в этом случае она охватывает внутреннее ядро сооружения. В этой галерее в два ряда с запада и три ряда с других сторон стояло 140 восьмиугольных колонн. Галерея тускло освещалась через отверстия в наружной стене вблизи внешнего портика.

О месте Район Дейр эль-Бахри

Дейр эль-Бахри – археологический район, расположенный в Верхнем Египте, на западной стороне Нила, в окрестностях Луксора (старинное название Фивы). В 1881 году здесь были сделаны первые важные находки Гастоном Масперо, который начал свою деятельность с расшифровки иероглифических текстов, а затем участвовал в египетских раскопках. Район Дейр эль-Бахри в Луксоре популярен своими уникальными достопримечательностями, главной из которых является храм царицы Хатшепсут. На сегодняшний день этот памятник архитектуры признан во всем мире и находится под охраной.Величественный храм Джесер Джесеру Самое грандиозное строение района Дейр эль-Бахри – храм египетской царицы Хатшепсут, который в древние времена назывался Джесер Джесеру, что в переводе означает Священнейший из священных. Сооружение храма в данном районе Луксора длилось на протяжении девяти лет, началось в 1482 году до н.э. и закончилось – в 1473 году до н.э. Архитектором этого храма являлся Сенмут, знаменитый древнеегипетский архитектор. Хоть его творение очень похоже на храм египетского фараона Ментухотепа II, однако его величественные колоны поражают воображение и по сей день. Джесер Джесеру в Луксоре состоит из трех больших террас, украшением которых служат портики с известняковыми колоннами белого цвета. По центру террасы разделены большими пандусами, которые ведут к верхнему святилищу погребального дворца. Террасы храма, находящегося в районе районе Дейр эль-Бахри в Луксоре, украшены большим количеством ярко разрисованных пилястр царицы, громадными статуями и сфинксами, многие из них сегодня хранятся в музеях Нью-Йорка и Каира. К первой террасе храма, которым популярен район Дейр эль-Бахри в Луксоре, вела длинная аллея, включающая в себя статуи песчаниковых сфинксов царицы Хатшепсут и обсаженная деревьями миртовыми деревьями, которые были привезены из Пунта. Кроме самой египетской царицы, архитектурный комплекс, которым так знаменит Луксор также был посвящен покровителям города Фив Амону-Ра и Хатхор Иментет, отцу Хатшепсут Тутмосу Первому и проводнику в мир мертвых богу Анубису. Перед самим погребальным дворцом в районе Дейр эль-Бахри находился сад с экзотическими деревьями и необычными кустарниками. По обеим сторонам второй террасы храма в археологическом районе Луксора располагаются святилища Анубиса и Хаткор. Оба эти строения представляют собой двенадцатиколонные гипостильные залы, находящиеся на террасе, помещения которых уходят вглубь скалы. На центральном дворе комплекса, которым так известен район Дейр эль-Бахри, по бокам находятся усыпальницы родителей царицы – Тутмоса I и Яхмес, а также гробница, посвященная богу солнца Ра.Современность и храм Джесер Джесеру Туристы, приехавшие в Луксор, не редко отдают свое предпочтение посещению храма Джесер Джесеру, расположенному в районе Дейр эль-Бахри. И это не удивительно, ведь уникальные статуи царицы и сфинксов поражают воображение своей красотой и мощью. На сегодняшний день храм полностью не восстановлен, однако благодаря усердию и стараниям польских реставраторов, которые начали свою работу по восстановлению храма в 1961 году и продолжают вести ее по сей день, удалось частично отстроить архитектурный комплекс, находящийся в районе Дейр эль-Бахри.

Литература

  • История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 2. Передняя Азия. Египет / Под редакцией Г. М. Бонгард-Левина. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. — 623 с. — 25 000 экз.
  • Большаков В. А. Воцарение Хатшепсут: новая версия // Восток (Oriens). 2009. 1. С. 14-21.
  • Большаков В. А. Дочь Ра Хатшепсут. — М.:РУДН, 2009.
  • Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. Новое царство XVI—XV века. // История искусства Древнего Востока. Том I. Древний Египет. Вып. III. — Л., 1947.
  • Мертц Б. Древний Египет: Храмы, гробницы, иероглифы. / Пер с англ. — М.: Центрполиграф, 2003.
  • Desroches Noblecourt Ch. La Reine Mystérieuse: Hatshepsout. — Paris, 2002.
  • Ratie S. La Reine Hatschepsout. Sources et Problemes. Leyden, 1979.
  • Tyldesley J. Hatchepsut: The Female Pharaoh. — Penguin Books, 1998.
  • Wells E. Hatshepsut. — Double Day, 1969.

Захоронения консорта

На западной стороне террасы второго уровня был обнаружен ряд из шести шахтных гробниц, вырубленных в скале. Они были явно интегрированы в храм, когда началось расширение сооружения на запад. Их подземные участки были построены из блоков известняка, с ложными дверями и культовыми статуями. Видимо, в гробницах были захоронены женщины-члены королевской семьи. Интересно, что все они умирали молодыми, старшей из них было 22 года, а младшей — всего 5 лет. Египтологи предполагают, что они могли умереть примерно в одно время по причине несчастного случая или эпидемии. Только четыре из них носил титул королевского консорта. Арнольд считает, что остальные могли быть жрицами богини Хатхор, хотя Каллендер утверждает, что они были «дипломатическими» супругами Ментухотепа II, необходимыми для стабилизации и объединения страны после хаотичного периода Первого переходного периода.

Среди консорта есть две женщины, особенно отличающиеся. Одна из них, нубийка, чья значимость подтверждается украшенным деревянным гробом, была названа Ашайет. Другая, Кавит, имела широкий саркофаг из известняка с прекрасными рельефами, который в настоящее время находится в Египетском музее древностей в Каире.

Датировка

Картуш Хатшепсут

Согласно цитате египетского жреца-историка III века до н. э. Манефона по Иосифу Флавию, она правила 21 год и 9 месяцев, однако Секст Юлий Африкан приводит эту же цитату, в которой сообщается, что Хатшепсут правила все 22 года. В сохранившихся выдержках из «Анналов Тутмоса III», летописи придворного военного хрониста Танини, первая кампания Тутмоса III в качестве единоличного правителя (в ходе которой произошла знаменитая битва при Мегиддо) относится к весне 22-го года номинального правления фараона, что наглядно подтверждает сведения Манефона.

Распространённые в советской научной литературе длинная и средняя хронология древнеегипетской истории датируют правление Хатшепсут соответственно 1525—1503 до н. э. и 1504—1482 до н. э. Принятая в современных исследованиях краткая хронология относит правление царицы Хатшепсут к 1490/1489—1468 до н. э. или 1479—1458 до н. э. Разница в 10 лет объясняется тем, что правление Тутмоса II в царских списках оценивается в 13/14 лет, но практически не отображено в материальных памятниках, на основании чего его длительность сокращают до 4 лет (соответственно, промежуток времени между восхождением на престол Тутмоса I и Хатшепсут можно оценивать в 25 или 14 лет).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector