Любимая резиденция трех императриц

1Летний деревянный дворец императрицы Анны Иоанновны

Трудно назвать другое строение, которое просуществовало бы на территории императорского Летнего сада такой короткий срок — всего пятнадцать лет — и оставило настолько яркий след в истории. На протяжении восьми лет Летний дворец Анны Иоанновны оставался императорской резиденцией, где бился политический пульс всей Российской империи.Летний деревянный дворец Анны Иоанновны входит в группу несохранившихся построек Летнего сада. В стенах этого дворца в 1740 году окончила свой жизненный путь императрица, и здесь же было оглашено ее завещание. Здесь было провозглашено регентство Бирона, а высокие сановники и гвардия присягали малолетнему императору Иоанну Антоновичу. С любимым дворцом Анны Иоанновны связана одна из самых драматических страниц нашей истории — арест герцога Курляндского Бирона, бывшего фаворита императрицы. Неудивительно, что получившая такую мрачную славу императорская резиденция восемь лет спустя была разобрана. Летний дворец Анны Иоанновны был возведен в 1732 году на набережной Невы на месте «Залы для славных торжествований», по этому случаю разобранной. Архитектором выступил Франческо Растрелли при участии своего отца, Бартоломео Растрелли.Это был одноэтажный дворец, значительно вытянутый в длину. Летний деревянный дворец резко отличался от дворца Петра I, стоявшего на берегу Фонтанки. Растрелли выделил центральную часть здания, а от боковых крыльев устроил спуски к воде. По краю кровли проходила нарядная балюстрада, однообразный ритм которой нарушался фигурными резными украшениями и декоративной скульптурой. Колонны и украшенные наличниками часто расположенные окна значительно обогатили фасады дворца, придав ему характер барочного сооружения. После завершения строительства дворца новая резиденция императрицы приобрела функцию своеобразного «невского фасада», через который можно было пройти в Летний сад.По свидетельству Растрелли, дворец имел двадцать восемь апартаментов. Из других источников известно, что в 1741 году — уже после смерти императрицы — во дворце были следующие покои: «Антикамора», где принимали послов; «Комедия»; обер-гофмаршальские помещения, спальня императрицы, большая императорская зала, десять покоев герцога Бирона, четыре покоя, которые занимал его сын Петр. Кроме того, во дворце находились покои фрейлин, контора для письмоводства; казенные палаты, где хранились палатные уборы, и оружейные палаты. Упоминается также, что спальня Бирона была обита коврами. Это самое подробное описание внутренних апартаментов Летнего дворца, которое мы имеем на сегодняшний день. На плане деревянного дворца Анны Иоанновны, выполненном с копии чертежа 1732 года, ясно видно, что здание заключало в себя две анфилады зал. Помещения северной анфилады выходили окнами на Неву, а южной — в сад. Невскую анфиладу составляли залы больших размеров — это была парадная часть дворца. По оси здания располагался, по-видимому, тронный зал, в нем на плане дворца показано тронное место. Далее на запад через три помещения находилась парадная опочивальня. В восточном корпусе дворца, выделенном ризалитом, находился самый большой зал дворца. Судя по описанию, во дворце располагалась «Комедия», то есть зал для театральных представлений. Очевидно, «Комедией» служил именно этот большой зал в восточном корпусе здания. Садовую анфиладу составляли помещения меньшего размера. Возможно, здесь находились жилые покои; они группируются апартаментами, разделенными прихожими и имевшими выход в сад. Поскольку в Невской анфиладе располагалась парадная опочивальня, то можно предположить, что в Садовой анфиладе находилась вседневная опочивальня, в которой императрица и скончалась. Апартаменты Бирона также выходили окнами в сад и примыкали к императорским: это подтверждается сообщением подполковника Манштейна, арестовавшего герцога.Анна Иоанновна впервые переехала в свою Летнюю резиденцию сразу после свадьбы брата своего фаворита, Густава Бирона, с княжною Меншиковой, отпразднованной в Зимнем дворце в первый день лета 1732 года. Анна Иоанновна жила в Летнем дворце по точно установленному порядку — с начала мая до конца сентября (исключая несколько недель в июне и июле, проводимых в Петергофе). Императорский двор всегда с особой пышностью перебирался в Летний дворец. Анна Иоанновна плыла по Неве под громы пушечных выстрелов на украшенной золотом шестнадцативесельной яхте с великолепной каютой в виде комнаты, украшенной зеленым бархатом.

Екатерининский дворец

Олег Рыбаков / Фотобанк Лори 

Взошедшая на российский престол Екатерина II повелела возвести в Лефортово уже не деревянную, а каменную резиденцию. Строили ее долго – с 1773 по 1796 годы, но именно Екатерининский дворец дошел до наших дней и является единственной сохранившейся в Москве императорской усадьбой. «Живы» все 16 величественных колонн из темного «дикого камня» – серого песчаника, которые образуют самую протяженную колоннаду коринфских колонн в Москве. 

В строительстве Екатерининского дворца участвовали известные зодчие – Антонио Ринальди, Карл Бланк, Джакомо Кваренги, Франческо Кампорези. Не обошлось без скандала: за использование в кладке бракованного кирпича прораба стройки князя Макулова отстранили от работ. Российской казне постройка дворца обошлась в фантастическую сумму – 3,6 миллиона рублей. Обиднее всего, что до новоселья в московской резиденции Екатерина Великая не дожила всего несколько месяцев. 

Головинский дворец

В Лефортово было построено 5 деревянных императорских дворцов! После смерти Лефорта в слободе возвел усадьбу еще один сподвижник Петра I – Федор Головин. Пространство он обустроил по образу и подобию дворцово-паркового комплекса Версаля, и именно здесь в марте 1703 года император принимал посла французского короля Людовика XIV. После кончины Головина его наследники запустили слободское хозяйство, и в начале 1720-х император выкупил усадьбу для своей резиденции. Перестройкой Головинского парка занимался придворный медик Петра – голландец Николас Бидлоо, основатель и первый начальник Лефортовской военной гошпитали. Фонтаны и каскады, по-европейски аккуратные клумбы, продуманная система прудов и мостиков ─ красота получилась неописуемая. Современники называли лефортовский парк, ставший прототипом Петергофа, «Версалем на Яузе».

Усадьба Ф.А. Головина и Немецкая слобода, 1704 год. Фрагмент гравюры «Perspective domus prope Moscoviam sitae domini comitis S.S. J. Golowini», Генрих Де Витт. 

Формирование архитектуры старого Екатеринбурга

Можно выделить три основных этапа

1. 1723 год — конец XVIII века — развитие Екатеринбурга как завода-крепости и постепенное превращение в уездный город Пермской губернии, а затем в административный центр Урала. В этот период была заложена основа регулярной планировки города, прогрессивной для русского градостроительства XVIII века. XVIII век оставил архитектуре Екатеринбурга основу композиции планировочной структуры.

2. Первая половина XIX века (особенно 1830-е годы) — наиболее яркий период градостроительного развития дореволюционного Екатеринбурга. Расцвет архитектуры русского классицизма совпал с укреплением административного статуса Екатеринбурга, усилением его роли как центра горнозаводского Урала. В это время был разработан план города и осуществлена застройка его центральной части зданиями, которые являются сегодня наиболее яркими образцами архитектурного наследия.

3. Вторая половина XIX — начало XX века. Екатеринбург превратился в капиталистический город, в его архитектуре отразились сложности взаимодействия стилей и градостроительных принципов того времени — переход от классицизма к эклектике, хаотичность и бесплановость застройки, вызванные дальнейшим классовым расслоением общества.

С архитектурой русского классицизма связана деятельность зодчих, создавших в начале XIX века школу промышленной и гражданской архитектуры Урала, среди которых были и выпускники Петербургской Академии художеств. Архитекторы И. И. Связиев, А. З. Комаров, М. П. Малахов, А. П. Чеботарев и другие работали при Уральском горном правлении. Немногочисленные постройки XVIII века впоследствии перестраивались, подвергались переделкам, совершенно изменившим их первоначальный облик (Главное горное правление, Вознесенская церковь). Поэтому, Екатеринбург в его архитектурном проявлении, по определению Д. Н. Мамина-Сибиряка, целиком «дитя XIX века».
Многие из выдающихся образцов памятников архитектуры, существовавших к 1910 году можно увидеть среди коллекций, созданных известным русским фотографом-документалистом С. М. Прокудиным-Горским (Фотоистория Екатеринбурга-Свердловска на 1723.ru) и (в проекте «Российская империя в цвете»). В советское время Свердловск активно строился и развивался, появились целые новые районы, такие как Уралмаш. В настоящее время в Екатеринбурге сохранилось одно из самых больших в мире собраний памятников архитектуры конструктивизма.

Екатерининский дворец (включая Янтарную комнату) — режим работы летом 2020

Музей временно закрыт для посетителей в связи с мероприятиями по борьбе с распространением коронавируса.

В Екатерининском дворце расположена всемирно известная Янтарная комната. Осмотр Янтарной комнаты входит в стандартную экскурсию по Екатерининскому дворцу. Посетителей собирают в холле дворца небольшими группами по 15–20 человек. Группа следует по залам дворца с экскурсоводом. На мой взгляд, осмотр происходит слишком бегло — экскурсия занимает около 20 минут. Поэтому Вы вряд ли успеете одновременно рассмотреть интерьеры, слушать экскурсовода и фотографировать. Буквально пару минут группа задерживается в Янтарной комнате. Однако обычно никто не запрещает Вам оторваться от своей группы и спокойно прогуляться по залам Екатерининского дворца.

В виду очень большого количества посетителей в Екатерининский дворец туристов ведут двумя маршрутами (№1 и №2). Оба маршрута включают осмотр самого красивого Большого зала и знаменитой Янтарной комнаты. Наполовину оба маршрута совпадают, но в маршурте №1 присутствуют очень красивые залы:
Кавалерская столовая,
Белая Парадная столовая,
Малиновая столбовая,
Зелёная столбовая,
Портретный зал,
Картинный зал,
Малая Белая столовая,
Китайская гостиная Александра I и
Буфетная.
В маршруте №2 эти залы заменены на выставки и посещение Парадного кабинета Александра I. Поэтому маршрут №2 можно назвать урезанным. По возможности стоит выбирать для посещения маршрут №1.

  • 2 июня — 31 августа
    • Ежедневно с 12:00 до 19:00
    • По понедельникам и средам время работы продлено до 20:00
    • Выходной день — вторник
  • 13–31 мая и 1–30 сентября
    • Ежедневно с 12:00 до 18:00
    • Выходной день — вторник
  • В зимний период (по апрель)

    • Ежедневно, кроме вторников и последнего понедельника каждого месяца
    • Касса работает с 10:00 до 16:45. Последний вход в музей в 17:00.
    • Во время весенних, осенних и зимних школьных каникул касса работает с 12:00

Рекомендуется начать прогулку именно с дворца, т.к. могут быть значительные очереди и изменение режима работы для посетителей без групп. В билете указывается время посещения (группы запускаются каждые 20 минут).

В Екатерининском дворце и парке разрешена фотосъемка, за исключением Янтарной комнаты.

Дореволюционная архитектура

Городские здания
Фото
Достопримечательность
Дата постройки

Аптека Екатеринбургского горного ведомства
1821 год
Ансамбль госпиталя Верх-Исетского завода
1826 год

Дома купцов Коробковых
1828 год

Дом Пшеничникова
1830 год

Первый Городской театр, ныне Кинотеатр Колизей
1846 год
Мужская гимназия, ныне Гимназия № 9
1852 год

Старый вокзал (Музей Свердловской железной дороги)
1878 год

Дом Ипатьева
в конце 1880-x гг.

Ивановская (Симановская) паровая вальцовая мельница
1884 год
Дом Симанова
18?? год

Концертный зал Маклецкого
1900 год

Мельница Борчанинова-Первушина
1908 год

Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
1912 год

Утраченные памятники архитектуры

За советские и последние годы в Екатеринбурге было уничтожено около 90 историко-архитектурных памятников, одним из первых и самых резонансных в масштабах страны был снос Дома Ипатьева.. Эксперты считают, что город окончательно потерял свой исторический облик.

История

В истории и архитектуре дворца нашли своё отражение как архитектурные веяния каждой из эпох, которые пережил дворец, так и личные пристрастия российских правителей того времени. Сам дворец был заложен в 1717 году под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция императрицы Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили праздник, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовал Император. По первому проекту дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение в голландском стиле, — «на 16 светлиц». В 1743 году только что взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Васильевичу Квасову расширить и благоустроить дворец. Именно при императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль. В мае 1752 года она поручила архитектору Бартоломео Франческо Растрелли вновь перестроить дворец, поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким. После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, и появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко. Более 100 килограммов золота ушло на позолоту изощрённой отделки нового фасада и многочисленных статуй на кровле. Перед величественным фасадом был разбит не менее величественный «правильный» парк. 30 июля 1756 года состоялась презентация 325-метрового дворца потрясённым российским вельможам и иностранным гостям.

Традиционно дворец связывают и с именем Екатерины Великой, хотя сама императрица считала этот «взбитый крем» старомодным. Согласно воле покойной императрицы Елизаветы, первым делом Екатерина распорядилась позолотить статуи в парке. Когда часть из них уже обработали, узнав о стоимости этих работ, Екатерина велела их приостановить. В своих мемуарах она пожурила предшественницу за расточительство. Во всё своё царствование она перестраивала дворец и парк на свой вкус, делая их более удобными для жизни и более скромными.

Перестройка

Растрелли перестроил Большой (Екатерининский) дворец (1752—1756) в Царском Селе следующим образом. Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру — Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, многоцветие фасадов (голубой и золотистый цвета) придают зданию эмоциональный, насыщенный, праздничный и очень торжественный облик (БСЭ).

Из воспоминаний графа С. Д. Шереметева : « В первый раз видел я Большой Царскосельский дворец во всем блеске бала.(1863 г.) Танцевали в большом зале, а в проходной галерее накрыт был ужин на бесчисленное число гостей. Сияли деревянные колонны с позолотой, перевитые гирляндами во вкусе прошлого века, горели огнями. Тогда еще никто не помышлял об электрическом освещении, и горели бесчисленные свечи, как бывало во времена Екатерины. Чудное было зрелище, которое нельзя забыть,,, Я был тогда молодым офицером и танцевал мазурку с принцессой Екатериной Петровной Ольденбургской.»

Дворец после 1917 года

В период немецкой оккупации ансамбль сильно пострадал, дворцы разграблены, многие экспонаты сгорели. Ныне ансамбль полностью восстановлен реставраторами — Н. В. Барановым, А. А. Кедринским, Н. Е. Тумановой и др.

23 мая 2010 года генеральный директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова сообщила журналистам о том, что к празднованию 300-летнего юбилея Царского Села откроются несколько отреставрированных залов и павильонов:

Откроем повторно отреставрированный Тронный зал в Екатерининском дворце. Откроем и совершенно не знакомый для наших гостей зал из той половины дворца, в которой жила Екатерина — Арабесковый зал. Сейчас в нем уже ведутся работы по мебели и подбору штор.

Как добираться

Екатерининский дворец расположен по адресу: г. Пушкино, ул. Садовая, д. 7. Добраться до него можно попутно идущим транспортом из центра г. Санкт-Петербурга.

  1. Каждые 30 мин от станции «Витебский вокзал» отправляется электропоезд, следующий в пригородные поселки через г. Пушкин. Стоимость поездки составит 47 руб, время в пути – 30 мин.
  2. Маршрутные такси № 286, 287, 342, 347, 545 едут до Царского села от остановки «Поющие фонтаны», находящейся рядом со ст. метро «Московская». Стоимость поездки составит 60 руб.
  3. Маршрутные такси — К-545а, К-286, К-287 отправляющиеся от ст. метро «Купчино» доставляют пассажиров к воротам Екатерининского дворца. Цена поездки составляет 60 руб.
  4. Автобус № 137 доедет до г. Пушкина за 1 ч 30 мин от конечной остановки «Северная Роща». Цена билета составит 40 руб.

Новости

  • The Hockey News настаивает, что четыре советских хоккеиста должны быть включены в Зал Славы НХЛ

    22 июня 2020, 08:06
    Россия

  • Он становился чемпионом с «Динамо» в качестве игрока и тренера. Владимиру Мышкину — 65

    19 июня 2020, 10:00
    Россия

  • «СССР поднял хоккей на новый уровень, отобрав у канадцев их национальное достояние». Экс-президент ФИФА — о Симоняне, Боброве и успехах советского спорта

    16 июня 2020, 09:00
    Россия

  • Бывший хоккеист «Трактора» Олег Мальцев умер на 58-м году году жизни

    15 июня 2020, 12:34
    Россия

  • Таджикского рабочего придавило бетонной сваей при демонтаже СКК в Петербурге. Он в тяжелом состоянии

    12 июня 2020, 19:31
    Россия

  • «Тренер Педиков заставлял меня кричать: «Готов играть, не буду с..ть». Игрок КХЛ рассказал о методах работы бывшего наставника

    10 июня 2020, 19:39
    Россия

  • «Вы — реально лучший доктор». Овечкин поблагодарил акушерку, принимавшую роды у его жены

    10 июня 2020, 11:18
    Россия

  • «Ефремов относится к простым людям, как свинья». Олимпийский чемпион Кожевников поддержал мнение Губерниева

    9 июня 2020, 13:50
    Россия

  • «Мы были военными и принадлежали стране». Ларионов рассказал о конфликте с Тихоновым в конце 80-х

    6 июня 2020, 19:40
    Россия

  • «Тихонов понимал: звено с Крутовым — на десятилетие». Ларионов объяснил, почему его партнеру не стоило винить себя в гибели Харламова

    6 июня 2020, 18:40
    Россия

  • Кудашов подвел итоги работы со сборной России и СКА

    6 июня 2020, 13:52
    Россия

  • Фазель пожелал удачи Брагину и Ларионову

    6 июня 2020, 13:24
    Россия

  • «У Вовы вдруг пошла кровь изо рта. Это был какой-то фильм ужасов». Жена великого хоккеиста Крутова рассказала о его последнем дне

    5 июня 2020, 17:32
    Россия

  • Владимир Плющев: «Учитывая, что сборную России нужно готовить к Олимпиаде, назначение Брагина выглядит весьма логично»

    5 июня 2020, 16:55
    Россия

  • «Ни один хоккеист не скажет о нем плохого». Орлов — о назначении Брагина в сборную России и золотой молодежке

    5 июня 2020, 16:23
    Россия

  • «В ЦСКА и «Ак Барсе в приоритете клуб». Ротенберг объяснил совмещение Брагина в СКА и сборной

    5 июня 2020, 15:25
    Россия

  • Контракты Брагина и Ларионова будут действовать до 2022 года

    5 июня 2020, 15:03
    Россия

  • Третьяк прокомментировал назначение Брагина в сборную России

    5 июня 2020, 14:24
    Россия

  • Ротенберг выразил благодарность Кудашову за работу в сборной России

    5 июня 2020, 09:16
    Россия

  • «Через его руки прошло все поколение нынешних хоккеистов». Третьяк — о Брагине

    5 июня 2020, 09:11
    Россия

все новости

3Большой Екатерининский дворец

Большой Екатерининский дворец в Царском Селе — любимая резиденция Елизаветы Петровны и Екатерины II. Екатерининский дворец — композиционный центр Екатерининского парка и одно из главных его украшений. Величественное здание занимает центральную часть Царского села.История дворца начинается в 1717 году со строительства «Каменных палат» для супруги Петра Первого Екатерины Первой. Согласно проекту Браунштейна, это было скромное двухэтажное здание, архитектура которого была типичной для подобных построек в России начала XVIII века. В 1724 году строительство дворца было завершено. В честь этого в новом дворце был устроен грандиозный праздник.Первой перестройку «Каменных палат» начала после восшествия на престол в 1741 году Елизавета Первая. Сменилось несколько архитекторов, прежде чем в конце 1748 года строительство возглавил обер-архитектор императорского двора Франческо Бартоломео Растрели. И уже к концу июля 1756 года императрице и ее гостям вместо скромного здания был представлен шикарный дворец в стиле барокко, поражавший красотой и размерами. Лазоревый фасад был украшен белыми колоннами, лепными украшениями и фигурами атлантов. Золоченый орнамент придавал дворцу еще более торжественный вид. От центральной части дворца отходили флигели, соединенные крытыми галереями. Над северным крылом возвысились позолоченные купола пятиглавой дворцовой церкви. А над южным крылом засиял позолоченный купол с многоконечной звездой на шпиле. Фасады дворца имеют протяженность 300 метров, а на позолоту наружных и внутренних украшений ушло почти 100 килограммов червонного золота.Внутренняя планировка и убранство так же были видоизменены. Парадные комнаты были расположены во всю длину здания, образуя Парадную золотую анфиладу. Появились Картинный зал и знаменитая Янтарная комната. В Картинном зале представлены более ста картин западноевропейских мастеров живописи XVII — начала XVIII веков различных национальных школ. Над созданием Янтарной комнаты более пяти лет трудились лучшие мастера из разных стран.Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону. Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

Дом-корабль на Городском пруду

По проекту архитектора В. Д. Соколова, спроектировавшего интерьеры Главной свердловской почты, в 1934 году на стрелке Городского пруда был построен Дом физкультуры — еще один яркий образчик конструктивизма, возведенный в форме корабля, как бы причалившего к берегу. Сходство с судовой архитектурой ему придает сплошное остекление округлого фасада, направленного строго на плотину Городского пруда. Остроугольный выступ эркера напоминает нос судна, глухие балконы боковых фасадов — спасательные шлюпки, а надстройка над главным павильоном — строение и контур капитанского мостика. В 1930-е годы над зданием возвышались высокие ажурные радиоантенны, издали похожие на корабельные мачты. Позже они были демонтированы.

В 2013 году стадион «Динамо» был реконструирован. Сегодня здесь работают бассейн, стрелковый тир, тренажерный зал, зал борьбы, поле с искусственным покрытием, на котором проходят соревнования по мини-футболу и хоккею на траве. Зимой на стадионе заливают каток. 

Деревянный Анненгоф

Вступившая на трон в 1730 году императрица Анна Иоанновна, оценив живописные окрестности Лефортова, повелела русскому архитектору итальянского происхождения Франческо Растрелли срочно отстроить в Лефортово новый дворец ─ свой. Его возвели спустя год, а еще через 5 лет из Кремля в Лефортовскую резиденцию «перевезли» третий, тоже деревянный. Комплекс из Летнего и Зимнего дворцов на левом берегу Яузы по имени императрицы получил название Анненгоф (в переводе с немецкого ─ «двор Анны»). При этом дворе Растрелли спроектировал два парка: Нижний на территории Головинского имения и Верхний, представлявший собой уменьшенную копию Версальского парка.

Планы ансамбля и парка Анненгоф. Летний и Зимний дворцы, Нижний парк. XVIII век / www.academica.edu.pl 

Преобразования Екатерининского дворца

Официальная резиденция трех российских монархов: Екатерины I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, – дворец перестраивался и реконструировался, чтобы соответствовать архитектурным веяниям и личным пристрастиям владельцев. Неоднократно менялись названия резиденции: Царскосельский дворец, Старый дворец.

Взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I, любительница роскоши, признала сооружение старомодным и маленьким. Архитектор Растрелли получил приказ перестроить здание.

30 июля 1756 года изумленным и восхищенным вельможам и иностранным гостям представили обновленный дворец – результат четырехлетнего демонтажа и перестройки. Парадный дворец с двух сторон окружили двухэтажными флигелями и соединили галереями.

100 килограммов золота потратили на позолоту изощренной отделки нового фасада и многочисленных статуй на кровле. Перед 325-метровым фасадом красовался величественный парк с позолоченными статуями, прямыми аллеями и многочисленными деревьями.

Проекты Растрелли при Елизавете Петровне

Елизавета I стала основоположницей галломании в России: в годы ее правления появилась мода на все французское. Растрелли, который долгое время сотрудничал с немцами Бироном и Минихом, почти на три года попал в немилость императрицы. Придворным архитектором стал Михаил Земцов, который знал Растрелли и привлекал его к различным проектам, а после смерти Земцова Елизавета Петровна восстановила самого Растрелли в должности. Как обер-архитектор он завершил и Аничков дворец по проекту Земцова, и собственный Летний в Летнем саду.

Зимний дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1754-1762. Фотография: Vitas / Фотобанк Лори

Строгановский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1753-1754. Фотография: Александр Алексеев / Фотобанк Лори

Во время правления Елизаветы I Растрелли создал свои самые масштабные сооружения: ансамбль Смольного монастыря, Большой Петергофский дворец, Большой дворец в Царском Селе. Про проекту Растрелли Иван Мичурин построил в Киеве Андреевскую церковь и царскую резиденцию. Одновременно с императорскими поручениями Растрелли продолжал выполнять заказы знати, например построил дворцы графа Михаила Воронцова и барона Сергея Строганова. Частные строения возводились по типу императорских резиденций, но были меньше и отличались сдержанным оформлением.

В 1754 году Елизавета Петровна издала указ о строительстве нового Зимнего дворца по проекту Бартоломео Растрелли. Зимний возводили на берегу Невы, площадь перед дворцом окружали галереями, а к воде вела Иорданская лестница, по которой в Крещение спускались к проруби-иордани. Императрица рассчитывала, что дворец будет готов в двухлетний срок. Однако в 1761 году Елизавета I умерла, а дворец завершили уже при императоре Петре III.

Впервые за долгую службу Франческо Растрелли получил награду за свой труд из рук монарха — стал кавалером ордена Святой Анны. Петр III присвоил итальянцу звание генерал-майора.

Малиновая и Зеленая столбовые

Уникальное убранство комнат дало им необычные названия. Белые стены помещений декорированы прозрачными столбами, внутрь которых помещена цветная фольга, имитирующая драгоценный камень.

Зеленая столбовая была местом проведения музыкальных собраний. В центре комнаты расположена синяя ширма, а по ее периметру расставлены скульптуры чернокожих мавров, поддерживающие позолоченные корзины цветов и фруктов. Екатерина II обустроила здесь буфетную, в которой хранила ценные столовые приборы и коллекционные сервизы. Потолок украшен изображением отдыхающего полководца.

В Малиновой столбовой располагался кабинет Александра I. Изредка в ней собирались придворные, чтобы поиграть в настольные игры. В центре комнаты выставлен деревянный стол, на котором представлена перламутровая шахматная доска с фигурами, вырезанными из слоновой кости.

В одном из углов комнаты выстроена печь, декорированная бело-синими изразцами и позолотой. Также здесь находится деревянный секретер ручной работы XIX в. На потолке висит плафон «Милосердие Александра Македонского».

Парадная зала

Войдя во дворец, посетители попадают в Парадную залу, где ранее, при Елизавете Петровне, была обустроена Китайская гостиная. В 1850 году по чертежам архитектора И. Монгетти в комнате была выстроена мраморная лестница в стиле рококо, занимающая ширину и высоту дворца.

Стены парадной залы декорированы вылепленными полками из картон-пьера, на которых выставлены вазы с цветами и китайская посуда. На одной из стен центральной лестничной площадки размещены позолоченные часы-календарь и барометр.

Потолок отделан тремя живописными полотнами, одно из которых было подарено музею местным жителем. Лестничные ступени, ведущие в главные залы дворца, украшены мраморными статуэтками засыпающих и просыпающихся амуров.

Арабесковый зал

Арабесковый зал, обустроенный в южной части резиденции, относился к личным покоям Екатерины II. В нем проходили торжественные церемонии и комнатные балы. Торцовые стены комнаты декорированы арабесками, изображающими сюжеты из античной мифологии, медальонами, пилястрами, овальными зеркалами и панно.

В центре восточной стены расположен мраморный камин и фаянсовые печи. Убранство дополняют мебельный гарнитур, состоящий из 22 золоченых резных кресел, 12 стульев, столешницы, отделанные яшмой, кварцем, агатом. Потолок украшает плафон, на котором изображены 7 аллегорий мира.

Внутреннее убранство

Большой вклад в оформление внутреннего убранства помещения внес немецкий архитектор Ф. Растрелли. Согласно его задумке, на верхнем этаже здания в один ряд расположились парадные залы (большая анфилада) и царские покои (малая анфилада).

Белые, обтянутые штофом стены парадных зал утопают в обилии позолоченной резьбы. Пол выстлан паркетом, сделанным из ценных пород дерева. Потолки украшены живописными плафонами с изображением античных мифологических сцен.

После смерти Растрелли проектировкой помещений занимались архитекторы Ч. Камерон и В. Стасов. По их схемам и чертежам во дворце была построена парадная лестница, а также обустроены апартаменты для Екатерины II – Арабесковый зал, Зеленая столовая и Китайская гостиная.

Вокруг дворца

О славной истории московского района Лефортово напоминает не только Екатерининский дворец, но и Лефортовский парк, который местные жители, продолжая французские параллели, в шутку называют «Булонский лес». В парке можно увидеть грот Растрелли, «плотину Венеры» Николаса Бидлоо, беседку-ротонду с куполом, установленную на любимом месте отдыха Петра I. Здесь же находятся канал и 7 прудов: Сапожок, Банный, Головинский, Восьмигранный, Крестовый, Большой и Овальный.

Большой Лефортовский пруд 

Хорошо сохранилось здание первого в России государственного лечебного учреждения с надписью «Военная гошпиталь» – сегодня это Главный военный клинический госпиталь имени Бурденко.

Анненгофский сквер ныне называется Краснокурсантским, и военные по праву считают его своим: здесь установлены памятники воинам внутренних войск, а также летчикам французского авиаполка «Нормандия-Неман», многие их которые захоронены на Введенском кладбище, здесь же в Лефортово. Это скорбное место уже стало историческим и культурным памятником: кладбище открылось после эпидемии чумы в 1771 году, и с тех пор на нем обрели покой сотни людей, вошедших в историю. Например, повар Люсьен Оливье, придумавший знаменитый салат, и архитектор Екатерининского дворца Франческо Кампорези, «святой доктор» Федор Гааз и автор «Аленушки» художник Виктор Васнецов, писатель Михаил Пришвин, актрисы Рина Зеленая и Татьяна Пельтцер. Говорят, что где-то на Введенском затерялась и могила Франца Лефорта…

Военные утраты

За 28 месяцев немецкой оккупации в парках Царского Села было разрушено 25 мостов, около 50 плотин, дамб и каскадов. Екатерининский дворец превратился в обгоревшие руины, гитлеровцы уничтожили 57 его залов, из которых к настоящему времени удалось восстановить лишь немногим более половины.

С 1942 по 1944 год по приказу командования немецкой группы армий «Север» производился вывоз культурных ценностей в Германию. По информации ТАСС тех лет, из библиотеки Александровского дворца было вывезено более 10 тыс. книг и рукописей, из Екатерининского дворца вывозились даже паркет и шелковые обои. Самой значительной утратой музея стала Янтарная комната, подаренная Петру I прусским королем Фридрихом-Вильгельмом I. Уникальный интерьер исчез бесследно, найти его не удалось до наших дней. К 300-летию Петербурга Янтарная комната была воссоздана российскими реставраторами.

Реставрация разрушенных войной памятников в Царском Селе ведется с 1957 года. С 1944 года идет розыск утраченных экспонатов, однако из 30 тыс. произведений искусства, вывезенных оккупантами, пока удалось найти лишь 400. За последние годы музей получил 15 предметов, добровольно возвращенных лицами, участвовавшими в их вывозе, или членами их семей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector