Обратная сторона жизни в замках времён средневековья

Замки в культуре

Замок Пена в Синтре

Стилизация средневековья в XIX веке — замок Нойшванштайн (ФРГ)

В XVIII—XIX веках интенсивное развитие такого культурного направления, как романтизм, спровоцировало настоящую «культурную экспансию» Средневековья — в обществе резко возрос интерес как к собственно Средневековью, так и его к разнообразным культурным проявлениям. Появился такой литературный жанр, как готический роман, и новое развитие получил исторический роман. Действие романтической прозы в этих жанрах часто разворачивается в эпоху Средневековья и (или) происходит в замках.

При этом последние нередко выступают в качестве объектов нападений или осад, обязательно с участием в них главных героев. Таковы описания Вальтером Скоттом осады замка барона Фрон-де-Бефа Торкильстон в романе «Айвенго» (1819) и Шонвальдского замка епископа Льежского в романе «Квентин Дорвард» (1823), или описания Артуром Конан Дойлом осады замка Вильфранш восставшими жаками в романе «Белый отряд» (1891) и замка бретонского барона Оливье де Сент-Ивона Ла Броиньер в романе «Сэр Найджел Лоринг» (1906).

Кроме того, романтизм и косвенно связанное с ним развитие мистицизма (особенно в высшем свете) резко усилили уже имевшуюся в различных слоях общества тенденцию населять замки разного рода призраками, духами и прочими мистическими существами. Вскоре стиль готического романа начал приобретать мистические черты, а по всей Европе прокатилась волна сообщений о контактах с призраками замков.

Волна романтизма также породила возникновение ряда архитектурных стилей (см. историзм), подражающих Средневековью, в частности, неоготики. Этим стилям было присуще общее тяготение к стилизации здания под замок, для чего широко использовались декоративные машикули и стены, высокие узкие окна, ложные бойницы и т. д.

В конце XVIII — начале XIX веков, на волне романтизма, строительство замков вновь несколько активизировалось. При этом новопостроенные замки часто стилизировались под средневековые, однако не имели никакого оборонительного значения — стены и башни этих замков, порой весьма внушительные, служили лишь декоративным целям. Первым примером такого замка, оказавшим влияние на другие замки стал королевский замок Пена в Синтре, Португалия. Характерными примерами подобного типа замков являются замки, построенные королём Людвигом II Баварским в середине XIX века (в особенности — замок Нойшванштайн). В России таким примером стилизованного готического замка был замок Храповицкого в Муромцево (Владимирская область).

Замки на Руси и в России

Древнерусский период, Средневековье и ранее Новое время.

Что касается Руси, то даже в период феодальной раздробленности замки не получили существенного распространения. Старорусские укрепления вообще имели очень своеобразный характер: тесно связанные с городом, они вмещали не только оборонительные сооружения, но также культовые и жилые здания. На русской земле обязательным признаком города было ограждение вокруг него либо в виде тына, либо в виде стены, деревянной или каменной. Последним прибежищем жителей при осаде города был кремль (также кром или детинец), по своей функции в принципе аналогичный европейскому замку, а точнее — его цитадели. Однако замков в прямом понимании этого слова — укреплённых жилищ феодалов — на Руси практически не существовало. Одной из причин этого было лествичное право: феодальные рода, постоянно проживающие в определенной резиденции, отсутствовали, и большинство князей на протяжении своей жизни меняли несколько владений, поэтому у них отсутствовала особая мотивация постоянно укреплять свои жилища. Одним из редких примеров русского замка являлся замок Владимира Мономаха в Любече (Черниговская область, Украина) и единственный в своём роде частично сохранившийся каменный замок Андрея Боголюбского (Боголюбово, Владимирская область). Многочисленные укреплённые монастыри также не являлись замками как таковыми — это были крепости.

Российская империя

Императоры России XVIII века занимались строительством оборонительных сооружений (например, Петр I и крепость Санкт-Питербурх, названная по собору в ней Петропавловской), но таковые большей частью не носили характера личных резиденций монарха. Другие из императорских крепостей, небольшие, имели скорее декоративный и военно-тренировочный характер, что можно сказать о крепостях Петерштадт Петра III в Ораниенбауме и Бип в Павловске.


Отражение крепости Бип в водах Мариентальского пруда

Михайловский замок

В конце XVIII века романтически и мистически настроенный и увлеченный идеями европейского рыцарства российский император Павел I организует строительство в качестве своей резиденции Михайловского замка в центральной части Санкт-Петербурга на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны, в котором он родился. В подражание европейским феодальным замкам и небезосновательно опасаясь за свою безопасность, император с архитекторами придал дворцу значительные оборонительные характеристики, что не было характерно для других российских императорских резиденций XVIII и XIX веков. Так, здание дворца было со всех сторон окружено водными протоками естественного (реки Фонтанка и Мойка) и искусственного (каналы) происхождения, охраняемые мосты через которые были сделаны подъемными и поднимались на ночь для недопущения несанкционированного проникновения потенциальных участников покушения в замок

В итоге предосторожности фортификационного характера не помогли, и император был убит в своей спальне замка изменившими монарху военными и придворными заговорщиками, имевшими законное право доступа на территорию.


Михайловский замок с набережной Фонтанки

Большой двор замка

Генеральный план, рисунок В.Бренна

План замка

Кордегардия Михайловского замка

Михайловский замок, как и ряд других петербургских зданий эпохи Павла I (Каменноостровский дворец и соседняя Иоанновская церковь), Приоратский дворец в Гатчине, Воронцовский дворец на Садовой улице с Мальтийской капеллой при этом дворце, волей исторических событий и самого Павла I оказались действительно связаны с тогдашними остатками западноевропейского рыцарства. После изгнания атеистически настроенным Наполеоном рыцарей древнего католического Мальтийского ордена с их земель Павел пригласил их в Россию, основал российское приорство ордена и получил титул его Великого магистра.

Названия соседних объектов, связанные с Михайловским замком

Согласно легенде, замок и его церковь получили имя архангела Михаила, явившегося солдату, стоявшему на карауле у прежнего дворца на этом месте. Назван был Михаилом и младший из сыновей Павла I, и это имя было присвоено целому кусту названий соседних объектов: соседние с Михайловским замком дворец, построенный Карлом Росси, где жил Михаил Павлович, и сад получили название Михайловских, как и площадь перед дворцом, ставшая в советское время площадью Искусств, и недлинная парадная улица, ведущая к дворцу от главной магистрали города — Невского проспекта, носившая в советское время имя жившего на ней художника Исаака Бродского, чей музей-квартира находится в одном из домов на площади.

Структура

Ранние европейские замки строились преимущественно из дерева; они опоясывались деревянной оградой — палисадом; уже тогда вокруг замков стали появляться рвы. Примером такого замка может служить Вышгородский замок киевских князей. Каменное замковое строительство распространилось в Западной и Центральной Европе лишь к XII веку.

Замок эпохи ренессанса — Эгесков в Дании

Вассершлос в Шверине (ФРГ)

Главной частью средневекового замка являлась центральная башня — донжон, выполнявшая функции цитадели. Помимо своих оборонительных функций, донжон являлся непосредственным жилищем феодала. Также в главной башне часто находились жилые комнаты других обитателей замка, колодец, хозяйственные помещения (склады продовольствия и др.). Часто в донжоне располагался крупный парадный зал для приёмов. Элементы донжона можно найти в замковой архитектуре Западной и Центральной Европы, Кавказа, Средней Азии и т. п.

Обычно замок имел небольшой внутренний двор, который окружали массивные зубчатые стены с башнями и хорошо укреплёнными воротами. Далее следовал внешний двор, включавший в себя хозяйственные постройки, а также замковые сад и огород. Весь замок был окружён вторым рядом стен и рвом, через который перебрасывался подъёмный мост. Если позволял рельеф местности, то ров заполнялся водой и замок превращался в замок на воде.

Замок Розенберг в Кронахе. Ров и вентиляционные башенки слуховой галереи

Центрами обороны стен замка были выступающие за плоскость стен башни, позволяющие организовать фланговый обстрел идущих на приступ. В русской фортификации участки стен между башнями назывались пряслами. В связи с этим замки представляли собой в плане многоугольник, стены которого следовали рельефу местности. Многочисленные примеры подобных сооружений дошли до наших дней на территории Великобритании, ФРГ, Франции, Украины и Белоруссии (например — Мирский замок в Белоруссии или Луцкий замок на Украине).

Со временем структура замков усложнялась; в территорию замков включались уже казармы, суд, храм, тюрьма и другие сооружения (замок Куси во Франции, XIII век; замок Вартбург в Германии, XI век; замок Харлек в Великобритании, XIII век).

С началом массового применения пороха начинается закат эпохи строительства замков. Так, осаждающие начали проводить в случае, если это позволял грунт, сапёрные работы — незаметно копать сапы, позволявшие подвести под стены большие заряды взрывчатого вещества (штурм Казанского кремля в XVI веке). В качестве мер борьбы осаждённые заблаговременно на заметном удалении от стен рыли подземную галерею, из которой вели прослушивание с целью обнаружения подкопов и своевременного их уничтожения.

Однако развитие артиллерии и увеличение её разрушительного действия в конце концов заставили отказаться от использования замков как основы оборонительных стратегии и тактики. Наступило время крепостей — сложных инженерных сооружений с развитой системой бастионов, равелинов и т. п.; развилось искусство построения крепостей — фортификация. Признанным авторитетом фортификации этой эпохи был главный инженер Людовика XIV, маршал Франции Себастьен де Вобан (1633—1707).

Такие крепости, иногда развившиеся со временем из замков, использовались и во Вторую мировую войну для сковывания сил противника и задержки его наступления (см.: Брестская крепость).

Как добраться в замок Шамбор?

В замок, находящийся в 120 км от Парижа, можно добраться по автотрассе А 10, двигаясь в южном направлении. Ориентироваться нужно на указатель Blois. Общественный транспорт также доставит вас в замок, как на поезде, так и автобусе или на такси. Если поездка в замок планируется не на один день, можно остановиться на ночлег в отеле, который находится в пяти километрах от замка. Это отель Chateau de Colliers (Rd 951, 41500 Muides-sur-Loire). Он расположен в старинном поместье XVIII века, практически на берегу Луары.

Отведать французскую кухню предложат в кафе d’Orleans на территории замка. Там же можно купить десерт, закуски, салаты. Недалеко от замка есть хороший ресторан Saint Michel (Place Saint-Louis, 41250 Chambord), с террасы которого, отлично виден замок. Все предусмотрено для большого потока туристов.

Надёжность замка

Надёжность замка характеризуется наработкой до отказа, из которой вычисляется расчетный срок службы, и стойкостью к взлому.

Взлом замка бывает 3 видов:

  • Вскрытие силовыми методами;
  • Вскрытие манипуляционными методами;
  • Комбинация указанных методов.

Вскрытие силовыми методами

Предполагает повреждение частей замка или двери. При этом остаются явные следы взлома, и взломщик оставляет большое количество улик, помогающих в его поиске: прежде всего можно определить используемые им инструменты и методы их использования. Основные методы защиты от силового взлома:

  • Бронирование. Сплошное бронирование — процедура слишком дорогая, поэтому сплошному бронированию подвергаются только наиболее подверженные взлому части замка (например, район скважины) или двери. Сама дверь обычно изготавливается из более тонкого металла, но всё же достаточно толстого для того, чтобы нельзя было быстро взломать саму дверь.
  • Блокировка, которая автоматически срабатывает, если произошло повреждение части замка. При этом затрудняется доступ не только для взломщика, но и для хозяина. Иногда для защиты секретных документов применяется их уничтожение при обнаружении попыток взлома.
  • Защитные конструкции, защищающие, к примеру, от повреждения внутреннего механизма замка благодаря узкой замочной скважине.

Вскрытие манипуляционными методами

См. также: Бампинг

В отличие от силового взлома, оставляет значительно меньше улик, но чаще всего требует больше времени, специальных инструментов и высокой квалификации взломщика. При этом обычно используются недостатки конструкции, которые могут выдать часть комбинации замка до полного её ввода: обычно люфты, допуски, звук при срабатывании механизма. Методы защиты:

  • Усложнение конструкции замка;
  • Снижение допусков и люфтов, тщательный контроль качества;
  • Элементы конструкции, имитирующие срабатывания элементов замка при подборе верного кода и вводящие в заблуждение взломщика: например, форма штифтов цилиндрового замка в виде грибков или катушек;
  • Блокировки, срабатывающие при типичных для взлома манипуляциях с механизмом замка.

13 Замок Хоэнзальцбург, Австрия

Это строение считается одним из самых крупных из всех сохранившихся средневековых замков в Европе и находится на высоте 120 метров на вершине горы Фестунг недалеко от австрийского города Зальцбург. Замок был построен в 1077 году под руководством архиепископа Зальцбурга, но теперь от той постройки осталось только основание.

Хоэнзальцбург много раз укрепляли, перестраивали и реконструировали. Только в XVI веке он приобрел тот вид, который есть сейчас. Крепость использовалась в качестве склада, казармы, форта и даже тюрьмы во время Первой мировой войны. Теперь этот замок является излюбленной достопримечательностью у туристов, куда можно подняться на фуникулере или дойти пешком.

Холм и башня

Замки широко распространились в Европе в Х веке. Тогда это были совсем не те величественные каменные сооружения, так хорошо знакомые нам. Ранние крепости были больше утилитарными, нежели красивыми. Зато такая фортификация легко и быстро возводилась силами буквально пары десятков работников.

Строились первые замки предельно просто. Выбирался подходящий холм — если его не было в нужном месте, то приходилось делать искусственную насыпь, — и на нём строилась большая башня из брёвен. Вокруг башни устанавливался частокол с воротами из прочных досок.

Такое укрепление можно построить буквально за пару недель. Несмотря на это, его боевая эффективность очень высока. Взять подобный замок отрядом конницы было почти невозможно. Если у обороняющихся имелись запасы пищи и воды, они долго могли противостоять численно превосходящему отряду осаждающих.

Но дерево недолговечно и уступает в прочности камню. Поэтому при первой же возможности деревоземляные замки стали превращать в каменные. Поначалу они полностью повторяли прежнюю конструкцию — большая башня и стены вокруг неё. Только теперь все строения возводились из тёсаного камня того сорта, которым были богаты окрестности.

за́мок

В Викиданных есть лексема замок (L110019).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. за́мок за́мки
Р. за́мка за́мков
Д. за́мку за́мкам
В. за́мок за́мки
Тв. за́мком за́мками
Пр. за́мке за́мках

за́-мок

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3*a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -замок- [].

Семантические свойства

Замок

Значение

  1. здание (или комплекс зданий), обычно обнесённое стеной и сочетающее в себе оборонительную и жилую функции (в наиболее распространённом значении — укреплённое жилище феодала в средневековой Европе) ◆ Почтенный за́мок был построен, // Как замки строиться должны: // Отменно прочен и спокоен // Во вкусе умной старины. А. С. Пушкин, «Евгений Онегин. Глава 2», 1823 г. (цитата из Викитеки)
  2. устар. тюремная здание; тюрьма ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Гипонимы

Родственные слова

Список всех слов с корнем «-мыч-/-мк-/-мок-/-моч-/-мык-»
  • существительные: примыкание, отмыкание, замыкание, смыкание, размыкание, перемыкание, мыкание, смычка, перемычка, смычок, отмычка, замок, смык
  • прилагательные: перемычечный, смычковый, замковый, замочный
  • глаголы: примкнуть, примыкать, отомкнуть, отмыкать, замкнуть, замыкать, сомкнуть, смыкать, разомкнуть, размыкать, перемкнуть, перемыкать, мыкать, примкнуться, примыкаться, отомкнуться, отмыкаться, замкнуться, замыкаться, сомкнуться, смыкаться, разомкнуться, размыкаться, перемкнуться, перемыкаться, мыкаться

Этимология

Происходит от польск. zamek, которое через чешск. zámek калькирует ср.-в.-нем. slōʒ «замок, запор», затем «перемычка долины, оврага и под.». Последнее в свою очередь является калькой лат. clūsa «запор, форт, укрепление». Известно с XVII в. (Беседа трёх святит.). Связано с замыкать (замкнуть). Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Перевод

Список переводов
  • en: castle, stronghold
  • ast: castiellu м.
  • af: kasteel
  • be: замак м.
  • bg: замък м.
  • hu: vár; kastély
  • da: borg; slot
  • sgs: pėlis м.
  • id: kastel (kastil), istana benteng
  • is: kastali
  • es: castillo м.
  • it: castello м.
  • ca: castell м.
  • lv: pils м.
  • lt: pilis м.
  • de: Schloß ср., Burg ж.
  • nl: kasteel
  • no: slott
  • os: фидар, гӕнах
  • pt: castelo м.
  • sk: zámok м.
  • tr: şato
  • uk: замок м.; палац м. (дворец)
  • fi: linna
  • fr: château м., manoir м.
  • cs: kastel; hrad
  • sv: slott
  • иeo: burgo; kastelo
  • et: linnus

Добро пожаловать

Мы держим путь в замок, стоящий на выступе горного
склона, с краю плодородной долины. Дорога идет через небольшое поселение — одно
из тех, которые обычно вырастали около крепостной стены. Здесь живет простой народ
— в основном ремесленники, и воины, охраняющие внешний периметр защиты (в частности
— стерегущие нашу дорогу). Это так называемый “замковый люд”.

Схема
замковых сооружений.
Заметим — две надворотные
башни, самая крупная стоит
отдельно.

Дорога
проложена таким образом, что пришельцы всегда обращены к замку правым боком, не
прикрытым щитом. Непосредственно перед крепостной стеной находится голое плато,
лежащее под значительным уклоном (сам замок стоит на возвышении — естественном
или насыпном). Растительность здесь невысокая, чтобы не было укрытия нападающим.

Первая преграда — глубокий ров, а перед ним — вал вынутой земли.
Ров может быть поперечным (отделяет стену замка от плато), либо серповидным, выгнутым
вперед. Если позволяет ландшафт, ров опоясывает весь замок по кругу.

Иногда внутри замка выкапывались разделительные рвы, затрудняющие
врагу передвижение по его территории.

  Форма дна у рвов могла быть V-образная и U-образная (последняя наиболее распространена).
Если почва под замком скалистая, то рвов либо вообще не делалось, либо они вырубались
на небольшую глубину, препятствующую лишь продвижению пехоты (в скале практически
невозможно сделать подкоп под стену замка — поэтому глубина рва не имела решающего
значения).

Гребень земляного вала, лежащего прямо перед рвом (отчего тот
кажется еще глубже), часто нес на себе палисад — забор из вкопанных в землю, заостренных
и плотно пригнанных друг к другу деревянных колов.

К внешней стене замка ведет мост, перекинутый через ров. В
зависимости от величины рва и моста, последний поддерживает одна или несколько
опор (огромных бревен). Внешняя часть моста закреплена, но последний его отрезок
(прямо у стены) подвижен.

Схема
входа в замок:

2 — галерея на стене,

3 — подъемный мост,

4 — решетка.

Противовесы
на
подъемнике ворот.

Ворота
замка.

Этот подъемный
мост устроен так, чтобы в вертикальном положении он закрывал собой ворота. Мост
приводится в движение механизмами, спрятанными в здании над ними. От моста к подъемным
машинам в стенные отверстия уходят канаты или цепи. Для облегчения работы людей,
обслуживающих механизм моста, канаты иногда снабжались тяжелыми противовесами,
берущими часть веса этой конструкции на себя.

Особый интерес представляет мост, работавший по принципу качелей
(его называют “опрокидывающимся” или “качающимся”). Одна его половина находилась
внутри — лежала на земле под воротами, а другая протягивалась через ров.
Когда внутренняя часть поднималась, закрывая собой вход в замок, внешняя
(на которую иногда уже успевали забежать нападающие) опускалась вниз, в
ров, где была устроена так называемая “волчья яма” (острые колья, врытые
в землю), невидимая со стороны, пока мост опущен.

Смоляные
носы.

Для входа в замок при закрытых воротах рядом с ними имелась боковая калитка, к
которой обычно проложен отдельный подъемный трап.

Ворота — наиболее уязвимая часть замка, обычно проделывались
не прямо в его стене, а устраивались в так называемых “надворотных башнях”. Чаще
всего ворота были двустворчатые,
причем створки сколачивались из двух слоев досок. Для защиты от поджога снаружи
они обивались железом. При этом в одной из створок имелась маленькая узкая дверца,
в которую можно было пройти, лишь согнувшись. Кроме замков и железных засовов,
ворота закрывала поперечная балка, лежащая в стенном канале и задвигающаяся в
противоположную стену. Поперечная балка могла также заводиться в крюкообразные
прорези на стенах. Основной ее целью была защита ворот от их высаживания нападающими.

Цвингер
в замке Ланэк.

За воротами обычно находилась опускающаяся решетка. Чаще всего
она была деревянной, с окованными железом нижними концами. Но встречались и железные
решетки, сделанные из стальных четырехгранных прутьев. Решетка могла опускаться
из щели в своде портала ворот, либо находиться позади них (с внутренней стороны
надворотной башни), опускаясь по пазам в стенах.

Решетка
висела на канатах или цепях, которые в случае опасности могли быть обрублены,
чтобы она быстро упала вниз, преграждая путь захватчикам.

Внутри надворотной башни имелись комнаты для стражи. Они несли
вахту на верхней площадке башни, узнавали у гостей цель их визита, открывали ворота,
а в случае необходимости могли поражать из лука всех тех, кто проходил под ними.
Для этого в своде портала ворот имелись вертикальные бойницы, а также “смоляные
носы” — отверстия для выливания горячей смолы на нападающих.

Попробуйте войти!

Представьте себе горный склон, на котором возведён рыцарский замок. Фото прилагается. Такие сооружения всегда строились на высоте, и если не было естественного подходящего ландшафта, делали насыпной холм.

Рыцарский замок в Средневековье — это не только рыцари и феодалы. Около и вокруг замка всегда были небольшие поселения, где обосновались всевозможные ремесленники и, конечно, воины, охраняющие периметр.

Идущие по дороге всегда обращены правым боком к крепости, тем, который не может быть прикрыт щитом. Растительности высокой нет — не спрятаться. Первое препятствие — ров. Он может быть вокруг замка либо поперёк между стеной замка и плато, даже серповидным, если позволяет местность.

Разделительные рвы бывают даже в пределах замка: если вдруг врагу удалось прорваться, передвижение будет сильно затруднено. Если породы почвы скальные — ров и не нужен, подкоп под стену невозможен. Земляной вал прямо передо рвом часто был с частоколом.

Мост к внешней стене сделан так, что оборона рыцарского замка в Средневековье могла длиться годами. Он подъёмный. Либо весь, либо крайний его отрезок. В поднятом положении — вертикально — это дополнительная защита для ворот. Если поднималась часть моста, другая автоматически опускалась в ров, где обустраивалась «волчья яма» — сюрприз для самых торопливых нападающих. Рыцарский замок в Средневековье не был гостеприимен для всех подряд.

История возникновения и развития

Первыми предшественниками замков стали укрепления VIII—VII веков до н. э., воздвигавшиеся на территории Ассирии. Прототипы замков можно видеть в архитектуре Древнего Рима. В эту эпоху укреплялись загородные дворцы римских императоров, как, например, дворец императора Диоклетиана в Салоне (предместье современного Сплита, Хорватия). Древнеримские укрепления оказали значительное влияние на архитектуру европейских замков эпохи Средневековья. Фортификационные сооружения получили большое распространение в Византии, откуда они к IX веку проникли в Западную Европу.

В связи с феодальной раздробленностью и, как следствие, частыми междоусобными войнами, жилище феодала должно было выполнять и оборонительную задачу. В Западной Европе замки, как именно жилища дворян-феодалов, стали массово появляться с X века («озамкование» по терминологии П. Тубера). В Англии замковое строительство достигло наибольшего расцвета в XII веке.

С окончанием эпохи Средневековья замки стали утрачивать свою первоначальную — оборонительную — задачу, которая уступила теперь место жилой. С развитием артиллерии оборонительная задача замков исчезла окончательно; черты замковой архитектуры сохранялись лишь в качестве элементов декора (французский замок Пьерфон, конец XIV века).

Возобладала регулярная планировка с четко выраженной симметрией, главное здание приобрело дворцовый характер (Мадридский замок в Париже, XV—XVI века) или Несвижский замок в Белоруссии (XVI век). В XVI веке замковая архитектура в Западной Европе окончательно вытеснилась дворцовой. Оборонительную задачу дольше всего сохраняли замки Грузии, которые активно строились вплоть до XVIII века.

Существовали замки, принадлежавшие не одному феодалу, а рыцарскому ордену. Такие замки отличались бо́льшими размерами, в пример можно привести Кёнигсбергский замок.

Многочисленные замки сохранились в долинах Рейна, Луары, в Испании и Палестине (замки крестоносцев).

Внутреннее описание замка

Не будь этой знаменитой лестницы, не было бы и главного центрального объекта, названного донжоном. Прекрасно сконструированные стропильные фермы донжона строили корабелы. Они занимались этим в короткие промежутки между ожесточенными боями с Карлом V, когда морской флот не нуждался в их помощи.

Замок Шамбор никогда не предназначался для отражения атак, но построен был, как образец укрепленного замка средневековья. В нем, возможно, тоже по идее Леонардо да Винчи, располагались первые современные королевские апартаменты. Впервые появляются одинаковые комнаты, расположенные друг над другом на нескольких этажах. Прямо около лестницы начинаются большие залы, расположенные в форме греческого креста, и похожие на улицы. Они соединяют комнаты, служат для приемов и театральных представлений.

В углах здания и в башнях находятся четыре апартамента квадратной или круглой формы. Каждый апартамент состоит из одного большого зала с высокими потолками и шести невысоких комнат с потолками пониже.

Апартаменты расположены на разных этажах и соединяются небольшими винтовыми лестницами. Идеально для заговоров и интриг, что любила тогдашняя знать…. Кроме того, лестницы есть в круглых апартаментах в угловых башнях. Есть конструкции, ведущие во двор. Можно сказать, что главными внутренними достопримечательностями замка являются его лестницы.

Строительство

Строительство замка Куси во Франции

Строительство замка начиналось с выбора места и строительных материалов. Замок из дерева стоил дешевле, и построить его было проще, чем замок из камня. Стоимость строительства большинства замков не дошла до наших дней; большинство сохранившихся документов по теме относится к королевским дворцам. Замок из дерева с мотт и бейли мог быть построен неквалифицированной рабочей силой — зависимыми от феодала крестьянами, которые уже обладали навыками, необходимыми для строительства деревянного замка (умели рубить лес, копать и работать с деревом). Вынужденным работать на феодала рабочим, скорее всего, ничего не платили, так что строительство замка из дерева обходилось дешево. По оценкам специалистов, для постройки холма средней величины — 5 метров высотой и 15 метров в ширину — требовалось 50 рабочих и 40 дней. Известный архитектор , ответственный за строительство замка Бомарис, так описывал расходы, связанные со строительством замка:

Если Вы думаете, куда может тратиться так много денег за неделю, сообщаем, что нам требовалось и будет требоваться в будущем 400 каменщиков, а также 2000 менее опытных женщин, 100 телег, 60 повозок и 30 лодок для поставки камня; 200 рабочих на каменоломне; 30 кузнецов и плотников, чтобы положить поперечные балки и полы, а также для выполнения другой необходимой работы. Это всё не учитывая гарнизон… и покупку материалов. Которых требуется большое количество… Выплаты рабочим всё еще задерживаются, и мы испытываем большие трудности, удерживая рабочих, потому что им попросту негде жить.

Замок Ланже во Франции

Замок Мариенбург в Польше, крупнейший в мире средневековый кирпичный замок

Было проведено исследование, изучавшее издержки, связанные со строительством замка Ланже, построенного в 992 году во Франции. Каменная башня 16 метров в высоту, 17.5 метров в ширину и 10 метров в длину со стенами в среднем 1.5 метра. Стены содержат 1200 квадратных метра камня и имеют поверхность 1600 квадратных метров. Было оценено, что для строительства башни потребовалось 83 000 человеко-дней, большинство из которых требовали неквалифицированной рабочей силы.

Каменные замки было дорого не только строить, но и поддерживать в хорошем состоянии, поскольку они содержали большое количество древесины, которая часто была невыдержанной и нуждалась в постоянном уходе.

Средневековые машины и изобретения оказались незаменимы во время строительства; античные методы строительства деревянного каркаса были улучшены. Поиск камня для строительства являлись одной из основных проблем; часто решением становилась каменоломня поблизости от замка.

Из-за нехватки камня использовались альтернативные материалы, например, кирпич, который также использовали из эстетических соображений, так как он был в моде. Поэтому, даже несмотря на достаточное количество камня, некоторые строители выбирали кирпич как основной материал для постройки замка.

Материал для строительства зависел от местности: в Дании мало каменоломен, потому большинство её замков из дерева или кирпича, в Испании большинство замков из камня, в то время как в Восточной Европе замки обычно были построены с использованием дерева.

Немного истории

Рассматривая вопрос о том, что означает замок как устройство, позволим себе немного углубиться в его историю. Люди изобрели замки тогда, когда ими был совершен переход к оседлому образу жизни. У них появилась необходимость делать прочные двери, так как появились стационарные жилища и имущество, которого отнюдь не было поровну. Замки не получили широкого распространения там, где наблюдалась низкая плотность расселения, жили близкие родственники или группы религиозных единомышленников.

Самые первые замки изобрели в Междуречье, Китае, Египте. Там было значительно развито хозяйство и властные институты, а, следовательно, имелись большие запасы пищи и сокровища, которые нужно было охранять, равно как и жизнь правителей и зажиточных людей. Хотя временем появления замков считается бронзовый век, первоначально их изготавливали из дерева. Самый старый на сегодняшний день экземпляр был найден на территории современного Ирака в 1843 году при раскопках дворца, принадлежавшего ассирийскому царю Саргону II, жившему в VIII веке до нашей эры.

Замок в словарях

Толковый словарь С. И. Ожегова дает такое определение замка.

Замок (с ударением на первом слоге):

  1. Дворец и крепость, принадлежащие средневековому феодалу.
  2. Наименование некоторых из дворцовых построек.
  3. Устаревшее название тюрьмы.

Замок (с ударением на втором слоге):

  1. Специальное приспособление, предназначенное для запирания чего-либо на ключ.
  2. Устройство, используемое для соединения движущихся частей механизмов.
  3. В огнестрельном оружии – приспособление, служащее для возгорания заряда во время выстрела.
  4. Вид крепления брусьев или бревен, при котором один входит в углубление другого.
  5. Часть арки или свода, смыкающаяся сверху.

В этимологическом словаре Семенова А. В. сказано, что это слово пришло в русский язык из польского в XVII веке. Далее рассмотрим некоторые из значений слова «замок» подробнее.

Литература

  • Виоле-ле-Дюк Эжен. Крепости и осадные орудия. Средства ведения войны в Средние века / Пер. с франц. А. А. Цыпленкова. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2007. — 256 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-2980-2.
  • Гамильтон Томпсон А. Английский замок. Средневековая оборонительная архитектура / Пер. с англ. А. Л. Андреева. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2011. — 448 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-4980-0.
  • Граветт Кристофер, Николь Дэвид. Норманны. Рыцари и завоеватели / Пер. с англ. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2007. — 256 с.: ил. — (Военная история человечества). — ISBN 978-5-699-23549-0.
  • Харит, Михаил Давидович. Знаменитые дома, замки, усадьбы.- 2008 г., UAB Spaudos Konturai, Вильнюс, Литва , 524 стр, ил., порт., табл. ISBN 978-5-9900539-39
  • Жарков С. В. Рыцарские замки, метательные машины и пушки Средневековья. — Мн.: ОДО «Друк-С», 2006. — 180 с.: ил. — ISBN 985-90037-6-9.
  • Иванов К. А. Средневековый замок и его обитатели. — М.: Ленанд, 2014. — 5-е изд. — 160 с. — (Академия фундаментальных исследований: История). — ISBN 978-5-9710-0740-1.
  • Марчук И. А. Цитадели самураев. Исторический обзор замков Японии. — М.: Золотое сечение, 2011. — 296 с.: ил. — ISBN 978-5-904020-29-3.
  • Носов К. С. Замки Японии: История. Конструкция. Осадная техника. Путеводитель. — СПб.: Атлант, 2005. — 240 с.: ил. — (Замки мира). — ISBN 5-98655-004-8.
  • Носов К. С. Русские средневековые крепости. — М.: Эксмо, 2013. — 352 с.: ил. — (Военная история человечества). — ISBN 978-5-699-48952-7.
  • Окшотт Эварт. Рыцарь и его замок. Средневековые крепости и осадные сооружения / Пер. с англ. А. А. Анваера. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2007. — 208 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-2934-5.
  • Симс Лесли. Замки / Пер. с англ. М. В. Жуковой. — М.: РОСМЭН, 2003. — 104 с.: ил.
  • Тернбулл С., Дэннис П. Японские замки. 1540-1640 гг. / Пер. с англ. А. А. Шевченко. — М.: ОГИЗ; ООО «АСТ»; Астрель, 2005. — 72 с.: ил. — (Цитадель). — ISBN 5-17-029172-8.
  • Шокарев С. Ю. Замки. Дворцы. — М.: «Мир энциклопедий» Аванта+, Астрель, 2011. — 216 с.: ил. — (Самые красивые и знаменитые). — ISBN 978-5-98986-114-9.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector