Мусульманская мечеть

Содержание

Многие мечети содержатся на средства общины, но есть и такие, что существуют за счет вакфов или государственные субсидии. В исламе нет духовенства, но с первых дней существования мечетей в них трудились известные странствующие проповедники (куссас), выполнявшие также роль наставников, толкователей Корана и учителей. Со временем в больших мечетях появляется предстоящий на молитве, имам. Он мог состоять в штате мечети и одновременно выполнять обязанности казначея. Во многих мусульманских государствах организацией и поддержанием мечетей ведает аппарат чиновников; они же назначают имама. Кроме имама, в мечетях есть еще одна значимая фигура — му’аззин (муэдзин), человек, созывающий верующих на молитву.
Служители мечетей — имамы, хатыбы, муэдзины — не обладают святостью и благодатью (как, например, христианские священнослужители); они выступают лишь как организаторы ритуала.

Православный храм

Православный храм – это место, где служат Богу, где есть возможность соединиться с ним при помощи таких таинств, как крещение, причастие. Здесь собираются верующие, чтобы совершить совместную молитву, о силе которой знают все.

Первые христиане имели нелегальное положение, поэтому у них не было своих храмов. Для молитв верующие собирались в домах предводителей общин, синагогах, а бывало, что и в катакомбах Сиракуз, Рима, Эфеса. Длилось это на протяжении трех столетий, пока к власти не пришел Константин Великий. В 323 году он стал полноправным императором Римской империи. Христианство он сделал государственной религией. С тех пор и началось активное возведение храмов, а позже и монастырей. Именно его мать — царица Елена Константинопольская — была инициатором воздвижения храма Гроба Господня в Иерусалиме.

С той поры устройство храма, его внутреннее убранство, архитектура претерпели значительные изменения. На Руси повелось строить крестово-купольные церкви, этот тип актуален до сих пор

Важной деталью любого храма являются купола, венчаются которые крестом. Уже издалека по ним можно заприметить дом Божий

Если же купола украшаются позолотой, то под лучами солнца они пламенеют, символизируя огонь, пылающий в верующих сердцах.

Архитектура и элементы

Голубая мечеть (Султанахмет), Турция (Стамбул)

Мечеть Омейядов, Сирия (Дамаск)

Как правило, купола и минареты мечетей венчает полумесяц

По сложившейся постепенно традиции, мечеть представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам в Мекке). Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам). Молитвенный зал лишён изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Исключения встречаются редко: благодаря масштабному культу личности Ниязова, стены мечети Туркменбаши Рухы в Туркмении также украшены цитатами из книги «Рухнама». Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом, в которой молится имам. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной и праздничной молитвы. При мечетях, как правило, работают школы-медресе.

Уже в конце VII века установилось различие в зависимости от назначения и функций между:

  • квартальная мечеть — мечеть ежедневной пятикратной молитвы;
  • соборная джума-мечеть — мечеть для коллективной пятничной молитвы, совершаемой всей общиной;
  • кабире — центральная столичная мечеть;
  • мусалла (с перс. — «намазгох») — общегородская мечеть в виде открытой площади (для богослужений в праздники Курбан-байрам или Ураза-байрам).

Соборная мечеть переживает расцвет в эпоху Омейядов, когда её архитектурные формы и богатства декоративного убранства должны были продемонстрировать величие правителей и материальное благополучие, процветание мусульманской общины (уммы).

Параллельно с этим простые мечети приобретают большое разнообразие форм и часто имеют районное (квартальное) значение, выполняют роль придворного святилища встроенного во дворец правителя, служат местом ежедневной индивидуальной молитвы и проведения похорон.

У всех мусульманских культовых сооружений есть одна общая черта — они ориентированы строго на Каабу в Мекке. Это направление на Каабу называется кибла (с ар. — «то, что находится напротив»). От него получила своё название и задняя, обращённая к Каабе, стена любого молитвенного здания в исламе, которая тоже называется кибла.

В зависимости от архитектуры мечети делятся на следующие типы:

  • Мечеть с угловой постановкой минарета — в зодчестве казанских татар наиболее распространена в городской черте;
  • Мечеть с двумя минаретами — купольное здание с главным входом, фланкированными двумя высокими цилиндрическими минаретами. Более характерна для Ближнего Востока и Средней Европы.

Обычно мечети представляют собой одно или двухэтажное здание с куполом и минаретами. Внутри мечетей устанавливаются минбары и михрабы. Недалеко от мечетей находятся общественные туалеты и специальные комнаты для совершения омовений (вуду).

  • Михраб — ориентированная на Каабу ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или конхой и вставленная в раму;
  • Аназа («стрела») — стена, резная мраморная доска или деревянная ниша вблизи от входа в мечеть, своего рода михраб во дворе;
  • Минбар — отличительный признак соборной мечети — кафедра, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит пятничную проповедь, аналог амвона в раннехристианской и византийской базилике;
  • Максура — её появление было обусловлено присутствием в мечети правителя или представителей административной власти. Это — квадратное в плане, отгороженное резным деревянным или металлическим простенком от основного пространства помещение в непосредственной близости от михраба и минбара;
  • Дикка — специальные платформы, стоя на которых, муэдзины повторяют движения имама и тем самым направляют движения верующих;

Необходимость совершать перед входом в мечеть ритуальные омовения привела к появлению специально предназначенных для этого зал, помещений за пределами мечети или фонтанов во дворе, называемых хаузы.

Виды храмов

Православные храмы имеют различную форму, они могут быть:

  • В форме креста (символ распятия).
  • В форме круга (олицетворение вечности).
  • В форме четырехугольника (знак Земли).
  • В форме восьмиугольника (путеводная Вифлеемская звезда).

Каждая церковь посвящена какому-либо святому, важному христианскому событию. День их памяти становится престольным храмовым праздником

Если приделов с алтарем несколько, то каждый называется отдельно. Часовня – это небольшое сооружение, которое напоминает храм, но не имеет алтаря.

Во времена Крещения Руси устройство христианского храма Византии имело крестово-купольный тип. В нем объединялись все традиции восточного храмового зодчества. Русь переняла от Византии не только православие, но и образцы архитектуры. Сохраняя традиции, при этом русские церкви имеют много своеобразного и самобытного.

Внешнее устройство

Архитектура у православных храмов всегда узнаваема, и хоть виды ее бывают различными, внешнее устройство храма имеет свои основные части.

— Абсида – выступ для алтаря, пристраивается к храму, обычно имеет полукруглую форму.

— Барабан – верхняя часть, которая завершается крестом.

— Световой барабан – барабан с прорезанными проемами.

— Глава – увенчивающий храм купол с барабаном и крестом.

— Закомара – русская архитектура. Полукруглое завершение части стены.

— Луковица – глава церкви луковичной формы.

— Паперть – возвышенное над уровнем земли крыльцо (закрытого или открытого типа).

— Пилястра – плоский декоративный выступ на поверхности стены.

— Портал – вход.

— Трапезная – пристройка с запада здания, служит местом проповеди, собраний.

— Шатер – имеет несколько граней, покрывает башни, храм либо колокольню. Распространено в архитектуре XVII века.

— Фронтон – завершает фасад здания.

— Яблоко – купольный шар, на котором установлен крест.

— Ярус – убывание по высоте объема всего здания.

На Западе

Образцом для мечетей, строящихся по всему миру по мере распространения ислама, служил масджид, сооруженный в Медине рядом с домом Мухаммада. Архитектурный стиль мечетей зависел от эпохи и от региона, в котором они возводились. Иногда мечети строили похожими на церкви, крестообразными в плане. В разных странах под воздействием местных эстетических воззрений, архитектурных и строительных традиций выработались самостоятельные типы мечетей

В Америке мечети обычно возводят в строгом ближневосточном стиле, чтобы они выделялись на фоне молитвенных зданий других конфессий, привлекая внимание верующих. Однако в ряде сообществ из-за стесненности городской застройки можно встретить мечети в многоквартирных домах, в складских помещениях, в помещениях, предназначенных для магазинов, что соответствует практике организации церквей и синагог.
Следует отметить, что в мечетях нет специального обряда освящения молитвенного дома, и здание может использоваться по другому назначению, если не служит больше мечетью

Многие американские мечети не только служат местом общей молитвы, но и выполняют функции исламских общественных центров, где есть помещения для кухни и банкетные залы для празднования событий, связанных с обрядами жизненного цикла.

Мечеть «Ляля-Тюльпан»

Мечеть «Ляля-Тюльпан». Уфа. Фотография: Рамиль Юсупов / фотобанк «Лори»

Из мечети «Ляля-Тюльпан» в Уфе транслируют проповеди верховного муфтия страны.

Возвели здание в 1998 году по проекту архитектора Вакиля Давлетшина. Внешний облик мечети напоминает цветок тюльпана — символ тюркских народов. На бутоны похожи и минареты.

Мечеть построили на склоне, главный вход ведет сразу на третий этаж, где находится молельный зал для прихожан. Он может вместить около 500 человек. На нижних этажах располагаются классы медресе, гостиница для приезжих студентов, специальные помещения для обрядов и конференц-зал.

Интерьер украсили в традиционном восточном стиле: белые мраморные стены расписали растительными орнаментами, балконы оградили резными парапетами. В отделке использован не только мрамор, но и зеленый поделочный камень серпентин.

Внутреннее убранство

Московская Соборная мечеть внутри поражает гостей роскошью и великолепием убранства. Изысканные узоры на стенах храма, продуманные до мелочей элементы декора полностью соответствуют традициям мусульманской архитектуры. В интерьере используются классические цвета для ислама — зеленый, изумрудный, белый, голубой.

Внутреннюю часть купола, как и стены и потолок мечети, украшают росписи. Это священные аяты из Корана, которые выполнили турецкие мастера. Турецкое правительство подарило соборной мечети великолепные парадные двери, необыкновенные ковры (ручной работы) для залов и роскошные хрустальные люстры.

Мечеть освещают более трехсот двадцати светильников, которые размещаются на потолке и стенах. Основная их часть повторяет форму купола храма. Главная (центральная) люстра — это гигантский светильник. Его высота — около восьми метров, а весит эта конструкция полторы тонны. Ее создавали пятьдесят мастеров из Турции на протяжении трех месяцев.

Строительство мечети

Когда на престол взошел Омейядский халиф Аль-Валид I, было принято решение выкупить церковь у христиан. Затем ее разрушили и на ее месте построили существующую мечеть. Халиф Аль-Валид I задумал сотворить основное культовое сооружение для мусульман. Он хотел, чтобы здание отличалось особой архитектурной красотой от всех христианских построек. Дело в том, что в Сирии находились христианские церкви, выгодно отличавшиеся красотой и великолепием. Халиф хотел, чтобы построенная им мечеть привлекала к себе больше внимания, поэтому она должна была стать еще красивей. Его замыслы реализовывали лучшие архитекторы и мастера из Магриба, Индии, Рима и Персии. На постройку мечети были потрачены все средства, находившиеся в то время в государственной казне. Византийский император, а также некоторые мусульманские правители внесли свой вклад в постройку мечети. Они предоставили множество мозаик и драгоценных камней.

Иконостас

Христиане испытывают чувство благоговения, войдя в православный храм. Его устройство и внутреннее убранство, иконы с ликами Святых превозносят души верующих, создают атмосферу умиротворения, трепет перед Господом нашим.

Уже в древних катакомбных храмах алтарь начали отгораживать от остальной части. Тогда уже существовала солея, алтарные преграды выполнялись в виде приспущенных решеток. Намного позже возник иконостас, который имеет царские и боковые врата. Он служит разделительной чертой, которая разгораживает средний храм и алтарь. Устроен иконостас следующим образом.

В центре размещены царские врата – особо украшенные двери с двумя створками, располагаются напротив престола. Почему они так называются? Считается, что через них сам Иисус Христос исходит, чтобы преподать причастие людям. Слева и справа от царских врат устанавливаются северные и южные врата, которые служат для входа и выхода священнослужителей в уставные моменты богослужения. Каждая из икон, расположенных на иконостасе, имеет свое особое место и значение, рассказывает о каком-либо событии из Писания.

История

Мечеть в Палестине. Рисунок из описания путешествия в Иерусалим Конрада Грюненберга (1487)

Мечеть служит местом сбора мусульман для совершения коллективных молитв. Кроме этого, мечети могут являться местами собрания народа, обучения основам исламской религии и т. д.

Первой мечетью была Кааба. По словам пророка Мухаммада, после Каабы была построена мечеть аль-Акса в Кудсе (Иерусалиме). Эти две мечети, а также мечеть Пророка в Медине являются местами паломничества мусульман. В первые годы зарождения ислама мусульмане совершали молитвы в специально отведенных для этого местах и зданиях в отдаленных районах Мекки. Сам Пророк совершал молитвы и в окрестностях Каабы. Затем центром мусульманской общины Мекки был дом аль-Аркама. После того, как Умар ибн аль-Хаттаб принял ислам, мусульмане получили возможность совершения намазов у Каабы.

Однако первой мечетью в Мекке считается дом сподвижника пророка Аммара ибн Ясира. Вторую мекканскую мечеть основал Абу Бакр. После совершения хиджры пророк Мухаммад распорядился построить в пригороде Медины Кубе мечеть, относительно которой был ниспослан следующий аят Корана: «…мечеть, основанная на богобоязненности с первого дня, — достойнее, чтобы ты в ней стоял». После неё была построена мечеть Пророка в Медине.

Архитектура и элементы

Голубая мечеть (Султанахмет), Турция (Стамбул)

Мечеть Омейядов, Сирия (Дамаск)

Как правило, купола и минареты мечетей венчает полумесяц

По сложившейся постепенно традиции, мечеть представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам). Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам). Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом, в которой молится имам. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной и праздничной молитвы. При мечетях, как правило, работают школы-медресе.

Уже в конце VII века установилось различие в зависимости от назначения и функций между:

  • квартальная мечеть — мечеть ежедневной пятикратной молитвы;
  • соборная джума-мечеть — мечеть для коллективной пятничной молитвы, совершаемой всей общиной;
  • кабире — центральная столичная мечеть;
  • мусалла (с перс. — «намазгох») — общегородская мечеть в виде открытой площади (для богослужений в праздники Курбан-байрам или Ураза-байрам).

Соборная мечеть переживает расцвет в эпоху Омейядов, когда её архитектурные формы и богатства декоративного убранства должны были продемонстрировать величие правителей и материальное благополучие, процветание мусульманской общины (уммы).

Параллельно с этим простые мечети приобретают большое разнообразие форм и часто имеют районное (квартальное) значение, выполняют роль придворного святилища встроенного во дворец правителя, служат местом ежедневной индивидуальной молитвы и проведения похорон.

У всех мусульманских культовых сооружений есть одна общая черта — они ориентированы строго на Каабу в Мекке. Это направление на Каабу называется кибла (арабск. «то, что находится напротив»). От него получила своё название и задняя, обращённая к Каабе, стена любого молитвенного здания в исламе, которая тоже называется кибла.

В зависимости от архитектуры мечети делятся на следующие типы:

  • Мечеть с угловой постановкой минарета — в зодчестве казанских татар наиболее распространена в городской черте;
  • Мечеть с двумя минаретами — купольное здание с главным входом, фланкированными двумя высокими цилиндрическими минаретами. Более характерна для Ближнего Востока и Средней Европы.

Обычно мечети представляют собой одно или двухэтажное здание с куполом и минаретами. Внутри мечетей устанавливаются минбары и михрабы. Недалеко от мечетей находятся общественные туалеты и специальные комнаты для совершения омовений (вуду).

  • Михраб — ориентированная на Каабу ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или конхой и вставленная в раму;
  • Аназа («стрела») — стена, резная мраморная доска или деревянная ниша вблизи от входа в мечеть, своего рода михраб во дворе;
  • Минбар — отличительный признак соборной мечети — кафедра, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит пятничную проповедь, аналог амвона в раннехристианской и византийской базилике;
  • Максура — её появление было обусловлено присутствием в мечети правителя или представителей административной власти. Это — квадратное в плане, отгороженное резным деревянным или металлическим простенком от основного пространства помещение в непосредственной близости от михраба и минбара;
  • Дикка — специальные платформы, стоя на которых, муэдзины повторяют движения имама и тем самым направляют движения верующих;

Необходимость совершать перед входом в мечеть ритуальные омовения привела к появлению специально предназначенных для этого зал, помещений за пределами мечети или фонтанов во дворе, называемых хаузы.

Возникновение

Главной мечетью считается заповедная мечеть в Мекке (Масджид аль-Харам), в которой находится исламская святыня — Кааба. В каждом исламском городе существуют «соборные» мечети, служащие для больших коллективных молений в пятницу, а также квартальные мечети, мечети при медресе, на вокзалах и в аэропортах, в богатых домах и дворцах.
Первая мечеть была построена сразу после хиджры в предместье Ясриба (Медины) в середине 623 г. рядом с домом пророка Мухаммеда. Это была очень просторная мечеть, где проводились преимущественно пятничные молитвы. Однако, согласно тексту Корана, мечеть не является необходимым условием для совершения этого культового действия: весь мир, данный верующему человеку во владение, годится для того, чтобы почитать Бога.
После завоевания Мекки в 630 г. Кааба и окружающий ее двор тоже были превращены в мечеть. После этого мечети стали возводить во всех мусульманских городах.
Начиная с 7 в. сосуществовали два типа мечетей: частные молельни и мечети, предназначенные для всей общины, в них по пятницам проводились коллективные моления, выполнявшие не только религиозную, но и важную политическую функцию. Чаще всего на русский язык словосочетание masdjid djami’ переводится как «большая» или «соборная» мечеть.
В первые века ислама правители или наместники широко использовали мечеть: хранили казну, объявляли народу указы, выступали с речами, проводили судебные разбирательства. Постепенно социально-политическая функция мечетей ослабевала. Однако и по сей день они продолжает быть символом не только духовного, но и светского единения общины мусульман.

Суннитская мечеть

Суннитская мечеть. Владикавказ. Фотография: Ирина Водяник / фотобанк «Лори»

Суннитской мечети в Северной Осетии немногим больше ста лет — ее начали строить в 1900 году. Проект подготовил русский архитектор польского происхождения Иосиф Плошко. Средства на строительство выделил меценат из Баку Муртуза Мухтаров, поэтому ее иногда так и называют — мечеть Мухтарова.

Здание возвели в арабском стиле. Ажурный декор на фасаде и башнях-минаретах напоминал украшения древней Аль-Азхар в Каире. Стены из белого бакинского известняка наружной стороны обложили красным кирпичом с завода Леонарда Штейнгеля и Владимира Грозмани. Художник Франц Долежаль украсил мечеть изнутри — расписал ее орнаментами и арабской вязью. Первую проповедь здесь прочитал татарский мулла Садык Радимкулов в 1908 году.

После революции здесь располагался клуб и склад, а в 1934 году власти и вовсе хотели снести здание. Но на защиту святыни самовольно встала вооруженная татарская рота 84-кавалерийского полка. Здание сохранили, а в 1960 году государство признало его памятником архитектуры, здесь располагался музей. Мечеть передали верующим в 1996 году.

Внешний вид

У Каабы есть еще несколько названий: Аль-Бейт аль-Акдам и Бейту-Ллах, что в переводе с арабского означает «самый древний дом» или «дом Аллаха». Основа святыни — мрамор, а ее углы направлены в разные стороны света и носят определенные названия: восточный — каменный, западный — левантийский, северный — иракский, южный — йеменский.

Стены Каабы снаружи покрыты покрывалами из черного шелка — кисвы. Его меняют каждый год в месяц зу-ль-хиджа по исламскому календарю. Изнутри храм открывается только для почетных гостей один раз в шесть месяцев. Высота Каабы — 13,1 м, ширина и длина — 12,86 и 11,03 соответственно. При жизни пророка Ибрахима параметры храма были другими:

  1. стена Хатем — 10 м;
  2. западная сторона — 14,2 м;
  3. восточная — 14,8 м;
  4. сторона между Йеменским углом и Черным камнем — 9,15 м.

На высоте 1,5 м в восточной стене вмонтирован святой камень. В Мекке он считается настоящей реликвией, к которой мечтают прикоснуться все праведники во время паломничества. Видно только небольшую часть камня — всего 20 х 16,5 см. Он представляет собой черно-красные осколки, соединенные цементом и вставленные в серебряную оправу. Мусульманский пророк Мухаммед однажды захватил Каабу и разрушил всех идолов, а прикоснувшись своей тростью к камню, сделал его настоящей святыней.

Остальные составляющие внешнего вида Каабы:

  1. Дверь на восточной стене;
  2. Хиджр Исмаил;
  3. Мультазам;
  4. Макам Ибрахима;
  5. Мраморная полоса.

Знаменитую дверь святилища изготовили из 280 кг золота. Она находится на высоте 2,5 метра от земли на случай наводнений. Полукруглая низкая стена Хиджр считается местом захоронения Исмаила с его матерью Хаджар. Часть здания между дверью и Черным камнем называется Мультазам, ее длина составляет 2 м.

Внутреннее убранство

В разных районах мусульманского мира сложились различные архитектурные типы мечетей. Основные черты мечетей определились в конце 7 в. Большинство мечетей имеют один или несколько минаретов — башен, с которых провозглашается призыв к молитве (азан). В молитвенном помещении находится михраб — ниша, указывающая направление на Мекку, к которой молящиеся должны повернуться лицом. Около михраба устанавливается кафедра проповедника — минбар. Пол мечети и ее двор обычно устилаются коврами. При каждой мечети должен быть естественный или искусственный водоем для ритуального омовения. Женщины молятся в специально отгороженной части общего зала или на галереях. Во многих мечетях размещаются книгохранилища. Некоторые мечети совмещены с усыпальницами.

Внутреннее убранство мечети

Мечеть выполнена в светлых тонах. Это создаёт ощущение воздушности, праздничности. В музее ислама собрана история развития мусульманства на Руси. Есть древние рукописи, картины, скульптуры. В гостевом холле бросается в глаза миниатюрная копия мечети на постаменте.

Уменьшенная копия мечети

Из гостевого холла двери ведут в главный зал мечети – мужской молельный зал. Это самое большое помещение, которое может вместить в себя больше 1000 человек. Пол устлан коврами ручной работы из Ирана. Витражи в окнах тоже выполнены вручную. Зал восхищает своим великолепием. На потолке огромная двухтонная люстра из чешского хрусталя, в ней при включении загорается 300 ламп.

Потолок расписывали на холстах татарские художники, затем холсты подняли вверх.

Внутреннее убранство мечети Кул Шариф

В зале находится возвышение – кафедра. Сюда поднимается имам во время чтения коллективной молитвы, обращения к пришедшим. Для работы имама в храме оборудован кабинет.

На стенах в панно вписаны имена пророков Аллаха. Здесь же выписаны все 99 имён Аллаха. Всё помещение мечети расписано ажурной вязью, выдержками из священной книги мусульман Корана, украшено растительным орнаментом.

По периметру зала белоснежные колонны поддерживают балкон. Балкон огорожен от мужского зала узорчатой перегородкой в арабском стиле.

На балконе молятся женщины. Вместимость составляет 300 человек. В непраздничные дни, когда молящихся немного, женщинам разрешается молиться в мужском зале, позади мужчин.

Выше женского зала располагаются балконы для туристов. В этом красивейшем здании имеется специальная комната для проведения свадебных обрядов мусульман – никах.

Видеопрогулка с нами по Казани

Богатая архитектура, царственность и величие здания, история возрождения мечети, открытость для туристов дают право мечети Кул-Шариф стоять в одном ряду с уникальными достопримечательностями, которые стоит посмотреть каждому.

Где находится Кул Шариф?

Адрес: Казань, ул. Шейнкмана (на территории Казанского Кремля).
Время работы: ежедневно с 9:00 до 18:00 (вход до 17:30), по пятницам с 12:00 до 14:00 перерыв на намаз.

Внутреннее убранство

Мечеть имени Аймани Кадыровой внутри не менее прекрасна и удивительна, чем снаружи. Подняв глаза вверх, посетитель увидит диковинно подсвеченную гравировку имен Аллаха на куполе. Не останется незамеченной и грандиозная люстра в форме полумесяца. Ее диаметр — 31 метр, а вес — 5 тонн!

Нельзя не восхититься тем, как изысканно и лаконично украшены михраб (здесь находится имам во время молитвы) и мимбар (место, откуда имам читает проповедь)

Каждый побывавший здесь обратил внимание на пол — он устлан красивейшим мягким восточным ковром с высоким ворсом

Мечеть открыта для свободного посещения — достаточно придерживаться ряда несложных правил, принятых в мусульманстве: разные входы для женщин и мужчин, соответствующая одежда (при неимении оной посетителям выдаются специальные накидки), прикрытая голова, негромкие разговоры. Фото- и видеосъемка здесь не запрещена.

Мечеть «Сердце матери» в Аргуне — место, которое будет интересно не только верующему человеку. Коллекция воспоминаний любого туриста непременно обогатится, если он попадет в эту самую современную российскую мечеть, чье внешнее и внутреннее убранство поразит воображение даже того, кто был знаком с великими красотами мира.

Передача здания мусульманам

В конце 80-х годов лидеры татарской общины снова предприняли попытки вернуть комплекс Московской исторической мечети (фото ее представлено в статье). В 1990 году здание было отдано религиозному обществу мусульман. Его руководителем в то время был М. Велитов.

Но печатный цех, располагавшийся в здании мечети, а также жители близлежащих домов выразили протест, поэтому с процессом передачи пришлось повременить.

Окончательная передача храма мусульманам произошла лишь в 1991 году. В том же году, 17 октября, там провели первый намаз (каноническую молитву ислама).

В 1992 году здание было подвергнуто реконструкции. Финансирование этого процесса принадлежало московскому посольству Королевства Саудовской Аравии.

Когда открылась Московская историческая мечеть снова? Это произошло в 1993 году. А в 1998 году она пережила очередную перестройку.

Заповедная мечеть (Масджид аль-Харам) в Мекке

Заповедная мечеть (Масджид аль-Харам), расположенная в центре исламского мира – в Мекке, является самой большой мечетью. Комплекс Заповедной мечети включает в себя самый первый храм на земле – Каабу. Согласно преданию, первыми строителями Каабы были небесные ангелы. За долгие столетия своего существования главная мечеть неоднократно перестраивалась, чтобы вместить как можно больше верующих. Сейчас Заповедная мечеть может вместить около 1 миллиона человек. Если принимать в расчет и прилегающие к храму территории, то количество молящихся может достигать более 2 миллионов. Площадь религиозного комплекса – 357 тысяч кв. метров, но нужно учитывать, что мечеть постоянно расширяется.

Внутреннее устройство

Внутреннее устройство храма обязательно символизирует близость к Богу, наделено определенной символикой, убранством, служит для удовлетворения целей христианского богослужения. Как учит Церковь, весь наш материальный мир есть не что иное, как отражение духовного мира, невидимого глазу. Храм – образ присутствия Царства Небесного на земле, соответственно, образа Царя Небесного. Устройство православного храма, его архитектура, символика дают возможность верующим воспринимать храм как начало Царствия Небесного, его образ (невидимый, далекий, божественный).

Как и любое строение, храм должен нести в себе те функции, для которых он предназначен, удовлетворять потребности и иметь следующие помещения:

  • Для священнослужителей, которые проводят службы.
  • Для всех верующих, присутствующих в церкви.
  • Для кающихся и тех, кто готовится принять крещение.

Издревле храм разделяется на три основные части:

  • Алтарь.
  • Средняя часть храма.
  • Притвор.

Далее храм делится на следующие части:

  • Иконостас.
  • Жертвенник.
  • Престол.
  • Ризница.
  • Горнее место.
  • Амвон.
  • Солея.
  • Пономарка.
  • Клиросы.
  • Паперти.
  • Свечные ящики.
  • Колокольня.
  • Крыльцо.

Мечеть хана Узбека

Мечеть хана Узбека. Старый Крым, Республика Крым. Фотография: Виктор Карасев / фотобанк «Лори»

Мечеть в Старом Крыму заложили в 1314 году. Тогда полуостров был провинцией Золотой Орды, которой руководил хан Узбек, — крымская мечеть стала носить его имя.

Здание построили простое, прямоугольное в основании, накрыли двускатной крышей. Недалеко от входа возвели невысокий минарет. Материалом для стен послужил местный бутовый камень и привозной гранит.

Внутри мечети сохранился образец средневековой резьбы по камню. Гранитные стены михраба (ниши, где обычно молится имам) покрыты резным орнаментом и цитатами из Корана.

За мечетью находятся руины самого древнего медресе в Европе. Его пристроили в 1332 году по заказу одной из крымских благотворительниц тех лет — Инджибек Хатун. Многие столетия в медресе располагалась большая библиотека, но почти все книги утеряны. До наших дней уцелело редкое издание Корана 1850 года с гравюрами и рисунками на полях. Сейчас оно хранится в Государственном Эрмитаже.

Мечеть хана Узбека работает и в наши дни, ее посещают туристы и представители других конфессий.

Архитектурные особенности мечети

Белая мечеть в Болгаре была построена в 2012 году по инициативе президента Татарстана в рамках реализации одной из республиканских программ. В финансировании проекта принимали участие многие известные меценаты.

В плане мечеть представляет собой каре, когда основные архитектурные объекты скомпонованы по периметру квадратного или прямоугольного пространства.

Здание обращает на себя внимание двумя минаретами высотой 46,5 м и тремя куполами. Внутренняя высота центрального купола составляет 17 м, а диаметр — 10 м

По периметру он прорезан красивыми витражными окнами.

Внутренний двор — молельная площадь на 1500 кв. м, вымощенная гранитом и обрамленная аркадой из 88 колонн. В ее центре расположен искусственный водоем, в глади которого отражается белоснежное строение.

Архитектурный комплекс включает в себя:

  • мечеть с молельными залами;
  • медресе;
  • резиденцию духовенства.

Все входы оформлены колоннами, увенчанными полумесяцами. В темное время суток строение подсвечивается белым светом, что придает ей удивительный сказочный вид.

Литература

  • Али-заде А. А. Масджид : [] // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.
  • — статья из Большой советской энциклопедии
  • Власов В. Г. // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — СПб.: Азбука-классика, 2006. — Т. V: Л — М.. — 768 с: ил. + вкл с.
  • Жуковский В. И., Копцева Н. П. Искусство Востока. Индия: Учеб. пособие.. — Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005. — 402 с. — ISBN 5-7638-0575-5.
  • Stachowski M.: Slawische Bezeichnungen für Moschee unter besonderer Berücksichtigung des Polnischen, Schlesischen, Tschechischen und Slowakischen. ‒ Janyšková I. / Karlíková H. / Boček V. (ed.): Etymological research into Czech (=Studia Etymologica Brunensia 22), Brno 2017: 361—369

Работы по реконструкции

Мухаммед занимался восстановлением Каабы еще до того, как стал главным пророком. Перестройка святилища проводилась несколько раз:

  1. племенем курайшитов;
  2. Абдуллой ибн аз-Зубайр;
  3. султаном Мурадом Четвертым;
  4. большая реконструкция в 1996 году.

Первый ремонт проводили курайшиты. Сначала они возвели стены, а затем настал момент, когда нужно было решить, кто сможет вставить Черный камень в Каабу. В этом споре помог Мухаммед. Он предложил четырем старейшинам кланов принести реликвию на плаще к стенам храма, и сам вложил ее в отверстие.

В 683 году сирийская армия разрушила Каабу. Перед началом следующего хаджа ее отстроили по приказу Абдуллы ибн аз-Зубайр. Он сделал небольшое окно, через которое свет поступает внутрь храма, опустил дверь и установил еще одну. Высота святилища достигла девяти метров, а ширина стен — 90 см. Внутри храма из шести колонн осталось только три. Даже во время перестройки паломники могли молиться возле Каабы и совершать таваф.

Халиф Харун ар-Рашид также хотел перестроить святилище. За разрешением на проведение работ он обратился к имаму Малику. Но мудрец посоветовал ему не трогать храм, ведь он не должен быть игрушкой в руках правителей. Халиф прислушался к этой рекомендации и не стал трогать Каабу. Он оставил ее в той форме, которая была при Абдуле-Малик ибн Марван.

В таком виде храм сохранился до 1629 года, когда две его стены разрушили сильные наводнения. Дожди шли настолько долго, что уровень воды поднялся до трех метров. Но уже на следующий день после его снижения начались работы по реконструкции. Сначала установили четыре колонны вокруг Каабы, где должна была висеть особая ткань.

https://youtube.com/watch?v=ypdpackPyR4

Спустя 400 лет после правления султана Мурада была проведена еще одна реконструкция. Она заняла период с мая по октябрь 1996 года. При этом оставили только фундаментальные камни, все остальное заменили. Даже крыша была перестроена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector