Символ казани

Интерьеры

Оформление мечети выполнено в строгом соответствии с мусульманскими традициями и национальными символами Татарстана. Всех, кто приходит сюда, поражает обилие позолоты, искусная лепнина, прекрасно выполненные мозаики и разноцветные витражи. В архитектуру здания органично вплетается символ процветания древней Булгарии – цветок тюльпана.

Макет мечети

Потолки храма оформили художники из Татарстана. Вначале они изобразили орнаменты и надписи на холстах, а потом готовые работы подняли и закрепили сверху. На внутренней поверхности купола золотой арабской вязью начертана одна из сур Корана. Стены украшают все имена Аллаха, а шамаили – имена пророков.

Роскошные напольные ковры мечеть Кул-Шариф получила в дар от правительства Ирана. Большую хрустальную люстру из цветного стекла, хрусталя и позолоты сделали чешские мастера. Она имеет диаметр 5 м и весит почти 2,5 тонны. Двери храма изготовлены из прочного дуба, который привезли из Краснодарского края.

Кроме молельного зала, в здании находятся кабинет имама, гардеробы, места для омовений, музей и комната, где совершают исламский свадебный обряд – «нихак». В мечети бережно хранят книги с именами всех людей, которые пожертвовали деньги на строительство. Здесь также выставлены оригинальные подарочные издания Корана, напечатанные в разных странах мира.

Вид молельного зала мечети со смотрового балкона

Историческая справка

Памятники православной культуры стали появляться на территории Кремля только со второй половины 16 века, после завоевания Казани войсками Ивана Грозного. До этого времени в крепости было несколько мечетей с высокими минаретами, одной из которых была легендарная мечеть Кул-Шариф (прим. вообще название мечети неизвестно, современноое название в честь последнего имама — сеида Кул Шарифа). Русские источники именуют мечеть «Кулшерифовой», имея в виду, вероятно, имя ее имама, сеида Кул Шарифа.

Из татарских источников широко известно краткое сообщение историка Шигаб-эд-дина Марджани о восьмибашенной мечети в «кальга» (крепости) города Казани, — без упоминания, впрочем, ее наименования. Принято считать, что это сообщение относится именно к мечети Кул-Шариф.

Ему же принадлежит идея об аллегорическом перенесении ее форм в образ храма-памятника в честь взятия Казани в городе Москве — собора Василия Блаженного.

прим. ред.в настоящее время, многие татарстанские историки преподносят эту идею, как неоспоримый факт.(начало традиции положил в 1923 году М. Г. Худяков).

Основание фундаментов мечети на раскопках 1997 г. Фото Р.Забирова, 1997 г. Многоминаретная мечеть 16 века в Казани, реконструкция Нияза Халита. Композиционная идея

Наиболее основательно загадкой мечети Кул Шариф занимались в 1920-З0-е годы историк Михаил Худяков и в 1990-е годы — архитектуроведы С.С.Айдаров, Н.Халитов и Г.Айдарова- Волкова.

Местоположение мечети точно не установлено: можно лишь предположить, что стояла она где-то в районе рва Тазик. По мнению С.С.Айдарова, мечеть примыкала к ограде Ханского двора изнутри с южной стороны (в районе Консисторского спуска). Согласно гипотезе Н.Халита, мечеть размещалась либо в районе теперешнего корпуса №9, либо она была переделана русскими в церковь Дмитрия Солунского (на месте современной котельной) у Дмитровских ворот Кремля.

Согласно гипотезе Н.Халита, мечеть Кул-Шариф это была мечеть-медресе османского типа школы Ходжа Синана выстроенная местными (а может быть, крымскими или турецкими) мастерами с ориентацией на османскую школу зодчества. Это могло быть высокое здание, купольной композиции, окруженное четырьмя высокими минаретами по углам всего комплекса и четырьмя башенками над углами основного объема. Вокруг основания купола возвышались небольшие башенки, сдерживавшие распор купола, числом ориентировочно от 8 до 16. Минареты могли иметь утяжеленные, «булгарские» пропорции; завершающие элементы здания могли иметь луковичные маковки разнообразной формы.

Археологические исследования 1997-98 гг. вскрыли основание обширного комплекса построек, в том числе двухэтажного каменного здания времен ханской Казани, перестроенное впоследствии под Архиерейский дом. Можно предположить, что это и были остатки комплекса мусульманского религиозно-просветительского центра сеида Кул-Шарифа, переданного после захвата Казани русскими под подворье казанского архиерея.

Образ легендарной 8-минаретной мечети оказался настолько сильным в памяти татарского народа, что по прошествии почти пяти столетий она вновь была воссоздана.

Мечеть Кул ШарифТатарстан, г. Казань

История названия

Мечеть носит имя имама Сеида Кул-Шарифа. Этот человек – значительная персона эпохи крушения Казанского ханства в 1552 году. Сеид Кул-Шариф был прямым потомком пророка Мухаммада по линии внука последнего – Хусейна. Он происходил из крымских сеидов, затем некоторое время служил в Астраханском ханстве, затем вернулся в Казанское. Но верховным сеидом мулла был назначен незадолго до падения ханства, в октябре 1551 года.

Сеид Кул-Шариф был образованным и влиятельнейшим человеком своего времени. Исторические документы свидетельствуют, что русские князья регулярно контактировали с ним, вели переговоры и присылали богатые подарки. Когда Сеид проезжал по улица Казани, горожане приветствовали его, а богатые татары не гнушались припадать к его чапану. Даже хан спешивался в его присутствии. Сеид был творческим человеком: до наших дней дошли несколько стихотворений и поэма. Кул-Шариф – знаток русской и татарской истории.

Он видел, как росла мощь московского княжества, крепло войско, а его государство разрывали внутренние противоречия. Сеид немногий из власть имущих, кто предполагал печальный конец государства. Имам видел реальные приготовления русских князей, оценивал угрозу для ханства. Он считал, что в неравной борьбе татарам могут помочь только ангелы, а реальной помощи ждать неоткуда.

Вместе с тюменским князем Бибарсом в 1551 году он предпринимает попытки заставить Ивана Московского соблюдать условия мирного договора 1550 года. Понятно, что это лишь временная отсрочка, но дипломаты попытались выиграть время. Но посольство оказалось неудачным: Кул-Шарифу и Бибарсу пришлось принять очередные условия Москвы.

Казань противостояла русскому войску 41 день. Город защищали 30 тысяч воинов, а московский князь командовал 150 тысячами. Сеид Кул-Шариф являлся вдохновителем обороны: ни один из горожан не думал о сдаче. Последние дни в крепости не было ни капли воды: лазутчики Ивана Московского разрушили водопровод.

Наконец, из всех защитников в живых остались мальчики-шакирды и имам. Но они оборонялись столь храбро, что поразили русских. Воевода Андрей Курбский писал, что войска вошли в Казань, переступив через труп Шариколда. Сеид со своими войсками отступал, сражаясь, поднялся на крышу мечети, был заколот и сброшен вниз. Подвиг легендарного Сеида передавался из уст в уста. Его описал и философ Марджани. И в честь последнего защитника государства была названа восстановленная соборная мечеть в Казанском Кремле.

Музей

С 2006 года на цокольном этаже, в стилобате открыт интересный Музей исламской культуры. Его экспонаты занимают два зала и рассказывают об истории и культуре мусульманских традиций тюркско-татарских народов, которые издревле жили в Поволжье и Приуралье. Это единственный в России музей подобной тематики.

Туристы могут узнать, какие государства существовали на территории современного Татарстана в Средневековье. Один раздел посвящен истории ислама со второй половины XVIII – до начала XXI века, а другой – самобытной книжной культуре татарского народа.

Часть экспонатов музея – мультимедийные. Посетителям нравится рассматривать инсталляцию, которая показывает историю строительства Казанского кремля.

Залы открыты для гостей ежедневно в 9:00 до 19:30. Касса прекращает работу за полчаса до закрытия. Вход для взрослых стоит 200 рублей, а для учащихся вузов и пенсионеров – 100 рублей. Посетителей младше 18 лет пускают бесплатно.

Интерьер

Внутри мечеть имеет достойное убранство. Здесь можно увидеть:

  • римскую мозаику
  • резьбу по ганчу (алебастру)
  • золотое шитье
  • роспись, произведенную по технике 16 века
  • керамические панно, выполненные в технике времени имама Кул-Шарифа
  • витражи из стекла, изготовленные по технике запекания
  • лепнину
  • позолоту

Для работ применялись змеевик, гранит, оникс, мрамор. Молельные ковры присланы правительством Ирана. Люстра из чешского хрусталя весит 2 тонны. На строительстве мечети работали строители из Турции.

Особняк на Театральной
Казань
За несколько минут можно дойти до улицы Баумана и Казанского кремля

8,6

Хорошо
3 620 отзывов

Забронировано сегодня 25 раз

Забронировать

Отель Ногай
Казань
В 300 метрах от Петропавловского собора

9,4

Хорошо
2 525 отзывов

Забронировано сегодня 29 раз

Забронировать

DoubleTree by Hilton Казань
Казань
В 5 минутах ходьбы от Казанского кремля

9,1

Хорошо
1 746 отзывов

Забронировано сегодня 10 раз

Забронировать

Красота и роскошь Кул Шариф

Построена мечеть из белого мрамора. Имеет 8 минаретов – башен, полумесяцы на вершине которых обращены в сторону Мекки, главного города мусульман.

Минареты очень высоки, 57 м. Главный купол бирюзового цвета. Его форма напоминает шапку казанских ханов. Окна по краю купола по форме напоминают цветок тюльпана – символа новой жизни в мусульманстве.

Сама архитектура выполнена так, будто один квадрат вставлен в другой под углом в 45 градусов. Это тоже символ процветания в мусульманстве. Арка входа украшена ажурной вязью.

Мечеть состоит из 5 ярусов:

  1. Музей ислама
  2. Гостевой холл
  3. Молельный мужской зал
  4. Женский молельный зал
  5. Балконы для посетителей – туристов.

КУЛ ШАРИФ — главная мечеть КАЗАНИ, ТАТАРСТАНА и ТАТАРСКОЙ ДИАСПОРЫ

Вид с юга.
Фото Е.Сунгатова 2006 г.

21 февраля 1996 года на территории бывшего Юнкерского училища торжественно заложен памятный знак на месте будущей мечети Кул Шариф, о строительстве которой было объявлено Указом Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева (13 ноября 1995 года): «…воссоздать (в Казанском Кремле) здание мечети Кул-Шариф». В том же году объявлен открытый конкурс на лучший проект возрождения мечети, который был завершен 25 мая 1996 года. Победил проект, где объединились творческие силы двух лидеров первого тура конкурса на основе «четырехминаретной» идеи (архитекторы Ш. Латыпов, И, Сайфуллин, А. Саттаров и М. Сафронов).

В процессе проектирования родилось новое архитектурно-художественное решение мечети (архитекторы И. Сайфуллин и С. Шакуров) при сохранении общей композиции комплекса, однако при этом изменился художественный образ всего ансамбля,в него был заложен ряд смысловых элементов, приблизивших архитектуру мечети к местным традициям. Сакральное пространство мечети ограничено стенами Кремля и бывшего Юнкерского училища. Границы площади закрепляются павильонами-«мавзолеями», дополняющими мемориальный образ комплекса. Кроме задачи реабилитации утраченной градостроительной и композиционной целостности кремлевского ансамбля, ее архитектура призвана символизировать собою мирное сосуществование двух главных конфессий Татарстана: мусульманской и православной. Информацияя с официального сайта «Казанский Кремль» — http://real-kremlin.ru

Собор Василия Блаженного в Москве, храм-памятник в честь завоевания Казани

Основные идеи, заложенные в художественный образ мечети: возрождение государственности, мемориальность, память о защитниках Отечества. Купольное здание с четырьмя минаретами по углам, — центр всей композиции, — символически воссоздает разрушенную много веков назад аль-Кабир города Булгар, древний символ поволжского Ислама. Кроме того, в многоминаретности нашла свое отражение легенда о восьмибашенной мечети XVI века Кул-Шариф; купол декорирован формами, ассоциирующимися с образом и декоративными деталями «Казанской шапки» — короны Казанских ханов, увезенной в Москву после падения Казани и экспонирующейся ныне в Оружейной палате.

Другим условием, заложенным в проектное задание мечети, было отражение архитектурными средствами тысячелетнюю традицию исламского зодчества татар. Именно эта тема читается в переплетающихся конструкциях стрельчатых арок, которые подчеркивают родство с каркасными конструкциями юрт, — первых мобильных мечетей кочевых тюрок. Элементом художественного образа, органично вплетающимся в архитектуру здания, стал древнебулгарский знак возрождения и процветания — тюльпан.

Мечеть КУЛ ШАРИФ с высоты птичьего полета. Фото 2000 г.

Своим появлением это здание изменило не только градостроительную композицию Кремля и художественный образ всего исторического центра Казани, но и обозначило поворот в сознании жителей Татарстана. Строительство этого уникального по своей значимости сооружения в Казанском Кремле позволяет по-новому, более пристально, вдумчиво, объективно взглянуть на нашу историю, на наше духовное и материальное наследие, поднимать новые пласты культуры, завещанные нам минувшими столетиями.

Новая мечеть Кул-Шариф — это не просто мечеть, и даже — не просто главная мечеть Казани и государства. Это новый символ Казани и Татарстана, притягательный центр для всех татар в мире. Это вектор, направленный из прошлого через сегодняшний день в будущее. С ее возникновением архитектура татарской мечети обрела новый образ общегородской аль-Кабир, утраченный четыре с половиной столетия назад с уничтожением татарской государственности.

Н.Х.Халитов знакомит президента РТ(слева) с конкурсными проектами будущей мечети. Июль 1996 г. Мечеть в процессе строительства.
Фото Н.Халитова, 1997 г.

Комплекс мечети Кул-Шариф будет не столько культовым, сколько культурно-просветительским комплексом и научным центром: в состав его помещений включен Музей исламской культуры Поволжья, Музей древней рукописи с исследовательской частью, библиотека.

Отделка фасадов близка к завершению.
Фото А.Алексеева, 2002 г.
Вид с минарета.
Фото А.Алексеева, 2002 г.
Тахаратхана (комната для омовений).
Фото Н.Халитова, 2004 г.
Вид с юга.

Археологические остатки предполагаемой мечети-медресе Кул-Шарифа в садике у Благовещенского собораИнформацияя с официального сайта «Казанский Кремль» — http://real-kremlin.ru

Строительство

Новая мечеть в Казани Кул Шариф, а точнее, ее архитектурное проектирование осуществлялось большим коллективом, который победил в республиканском конкурсе. В их число входили такие специалисты, как Латыпов Ш. Х., Саттаров А. Г. Сафронов М.В. и Сайфуллин И. Ф.

Строительство нового здания в основном велось на пожертвования, в которых приняло участие около 40 тысяч обычных граждан и организаций. Стоимость этого проекта оценивалась в сумму 400 млн. рублей (по смете – около 500 млн. рублей).

В результате долгой и упорной работы новая многоминаретная мечеть была полностью достроена в 2005 году (к 1000-тию города Казань). Кул Шариф открылся для посетителей летом, 24 июня.

Новости Казани

Зимний отдых в Анапе28 мая 2020, 14:00Развивающие лагеря на каникулы — какой выбрать для ребенка?29 апреля 2020, 11:25GGBET DOTA: VALVE ЗАГРУЗИЛА ПАТЧ 7.2622 апреля 2020, 14:05ДЖЕЙМИ КАРРАГЕР ВЫДЕЛИЛ АНДРЕЯ АРШАВИНА22 апреля 2020, 14:05Ставки на спорт: в преддверии ЕВРО-2020 определены фавориты14 февраля 2020, 16:50Аналог или цифра? И мы не о телевизорах4 сентября 2019, 15:50РЕСТОПАРК – ивент, который меняет рестораны!29 августа 2019, 18:30ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРИЗОВ И ПОДАРКОВ В КАЗАНИ: К КОМУ ОБРАТИТЬСЯ28 августа 2019, 10:55Помощница президента РТ вышла замуж за Бекмамбетова22 апреля 2019, 13:30Шамовская психиатрическая больница стала пятизвездочным отелем3 апреля 2019, 09:10

Заметки на полях

НМ РТ: 24 мая — День славянской письменности и культуры

Главному музею Татарстана — 125 лет!

La Primavera. Музыкальный флешмоб

НМ РТ: Важный дар музею

В Казани в третий раз пройдут Дни швейцарской культуры

Международная ярмарка детской книги «Bologna Children’s Book Fair 2019» в Болонье (Италия)

Казанское отделение ПСХ СНГ: выставка во Франции «Балет, балет… »

В Питере появится филиал казанского Музея Соцбыта

Лауреаты XIII Международного конкурса артистов балета и хореографов

Ежегодный Международный фестиваль «Интермузей-2017» в Москве

Татарстанская Стрела Наследия долетела до Италии

Кремлевская набережная: открытие катка

Сбор средств на издание книги из серии «Сказки Великого Шелкового пути»

Казанский камерный оркестр La Primavera: запись диска музыки композиторов Татарстана

Олег Ивенко стал лауреатом I премии и обладателем Золотой медали IX Международного конкурса артистов балета в Сеуле

История старой мечети

С середины XV до середины XVI веков в Среднем Поволжье существовало могущественное феодальное государство – Казанское ханство. Его жители исповедовали ислам суннитского толка, а в столице – красавице-Казани было несколько мечетей. Главный храм выделялся большими размерами, роскошной отделкой и имел 8 высоких минаретов.

По традиции, главой мусульманского духовенства становился сеид – человек, который принадлежал роду потомков пророка Мухаммеда. После хана он имел статус второго должностного лица государства. В середине XVI столетия сеидом Казани был уважаемый всеми верующими Кул Шариф. Образованный имам писал стихи, вел переговоры и занимался религиозным просвещением. Татары с почтением называли его «амиром» или прославленным героем.

Вид мечети Кул-Шариф от торгового центра Пирамида

К середине XVI века богатое ханство потеряло былую мощь, и его история приближалась к закату. Для татар наступали тяжелые времена. В 1550 году ханство заключило мирный договор с Русью, однако вскоре отношения между двумя государствами ухудшились.

Когда русские воины осадили Казань, жители города отправили на переговоры тюменского князя Бирбараса и имама Кул Шарифа. Условия соглашения были очень невыгодными для татар, но им пришлось согласиться.

Осенью 1552 года войска царя Иоанна IV Грозного атаковали Казань. Имам возглавлял оборону одной из частей города, но силы были неравными. Он погиб вместе со своими бойцами. По одной из татарских легенд, Кул Шарифа убили на крыше главной мечети, а потом тело имама сбросили вниз.

Вид мечети Кул-Шариф с Преображенской башни Казанского кремля

После штурма улицы Казани охватил опустошительный пожар, все мусульманские храмы были разрушены. Так в огне и дыму закончился век старой мечети. Территории, которые раньше принадлежали Казанскому ханству, отошли русским, а местных жителей стали обращать в православную веру.

История строительства

Ломать не строить, – гласит народная мудрость. Соборная мечеть была разрушена в 1552 году, и более 400 лет ее никто не желал восстанавливать. А между тем, по дневниковым заметкам воеводы Андрея Курбского, это было величественное и красивое сооружение. Он подробно описал мечеть перед тем, как ее разрушили по приказу Ивана Васильевича. В 18 веке Екатерина Великая посетила Казань, где ее порадовали теплым приемом в Татарской слободе. В Суконной слободе, где жили православные, царицу встретили скромнее.

Запрет на исповедание ислама был снят, императрица разрешила строить соборные мечети, но и речи не было, чтобы восстановить разрушенную мечеть Казанского кремля. В советское время церковь была отлучена от государства, действующие мечети закрывались, и никто не думал, чтобы вернуть верующим то, что разрушил Иван IV Васильевич. Только после перестройки и распада Советского Союза встал вопрос о восстановлении кремлевской мечети. Первый Президент Татарстана Шаймиев поддержал инициативу общественности Казани.

В ноябре 1995 года он принял решение о восстановлении Кремлевской соборной мечети. На строительство начали собирать деньги. Откликнулся Российский Президент, Ельцин Б.Н., который пообещал выделить средства из государственного бюджета, но этого не произошло. Одновременно был объявлен конкурс на лучший проект мечети. Победил коллектив архитекторов: Латыпов, Саттаров, Сайфуллин, Сафронов. Дневники Андрея Курбского, которые хранятся в государственном архиве, помогли им учесть особенности исторического облика соборной мечети в Кремле.

За период с 1996 по 2005 годы собрали более 400 миллионов рублей. Жертвовали частные лица и организации. Этих денег хватило, чтобы восстановить Кремлевскую мечеть и сделать ее религиозным и культурным центром Татарстана. Первая служба в новой мечети прошла 24 июня 2005 года. Это событие – отличный подарок к празднованию 1000-летия Казани. Восстановление мечети – символ возрождения вековых традиций Татарстана.

Построенный комплекс внушительнее и значимее некогда разрушенного сооружения. В здании находится резиденция имама, имеются библиотека и мусульманское издательство, в просторных залах проводятся службы. Для туристов организованы посещения мечети и музея, который работает с 2006 года.

Архитектура

Мечеть – уникальное сооружение. Комплекс состоит из:

  1. 5-ти этажной мечети. Цокольный этаж отдан под музей ислама, на техническом располагаются службы. Имеется место для ритуального омовения. На первом этаже имеется зал, где молятся мужчины, и кабинет имама. На втором этаже могут молиться женщины, там же выделены зоны для туристов. Преимущество сооружения: для женщин и мужчин имеются отдельные входы.
  2. Пожарной части. Это приземистое здание, располагающееся южнее мечети, имеющее голубую крышу. Они связаны стилистически.
  3. Издательства и уникальной библиотеки.

8 полумесяцев (именно столько их было у мечети в 16 веке) мечети направлены на Мекку: ориентировка производилась при помощи спутника. Высота каждого минарета 57 м. Центральный купол возвышается на 36 м. Профиль здания представлен в виде пересечения квадратов под углом 45 градусов: таким образом, воссоздается символ мусульман – благословение Аллаха. Арки повторяют очертания юрт кочевников: первые татары имели такие мечети. На куполе окна вырезаны в форме тюльпана: символа возрождения у булгар.

Тюльпан повторяется в витражах из цветного стекла. Здание облицовано светлым камнем, купола голубые. Все это должно вызывать ощущение чистоты, простоты и непорочности. Помыслы у смотрящих на мечеть должны быть также чисты, как и само здание. В зале одновременно могут молиться 1,5 тысячи мусульман. Еще 10 тысяч могут разместиться на перед мечетью: на плитке, которой вымощена площадь, отмечены места для совершения намаза.

Интересные факты

Несколько исторических фактов из жизни того, чье имя носит мечеть:

  1. Во время последнего посольства имама и князя Бибарса они предлагали Ивану Московскому в заложницы царицу Сююмбике с малолетним сыном Утямыш-Гиреем. Царственные особы, содержащиеся при Московском дворе, по мнению дипломатов, должны были обеспечить длительный мир русских и татар. Просьба была отвергнута, но, может быть, именно этот исторический факт породил легенду о внезапно вспыхнувшей страсти русского князя к прекрасной регентше?
  2. После службы в Астраханском ханстве Шариф получил дополнительное имя Хаджитархани. Впоследствии его называли амиром, то есть руководителем.
  3. Ознакомиться с литературными трудами Кул-Шарифа можно в сборнике «Жизнь жестока, жизнь прекрасна», изданного под редакцией А. Шарипова в 1997 году.

Прежняя Кремлевская мечеть была построена в 13 веке, она называлась Аль-Кабир. Соборная мечеть – новое сооружение, но уже существует много интересных фактов и легенд:

  1. Купол мечети напоминает татарскую шапку: носить ее имели право только царственные особы.
  2. Бытует мнение, что Кремлевская мечеть самая большая в Европе. Но это не отвечает действительности: заблуждение порождено значимостью воссоздания сооружения для татарского народа.
  3. Символично, что на конкурсе проектов победили жители Татарстана. Их конкурентами были архитекторы из России, Ливана, Турции.

Сегодня соборная мечеть – духовный центр мусульман Поволжья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector